2021 № 2
Безопасность дорожного движения
Владимир Константинович Муратов,
ветеран ГАИ ГИБДД УМВД России по Ярославской области,
подполковник милиции в отставке
ИСТОРИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ В СУДЬБАХ ЛЮДЕЙ. ПОЛКОВНИК МИЛИЦИИ В ОТСТАВКЕ А.В. ЧАРКИН: ОТ ИНСПЕКТОРА ГАИ ДО НАЧАЛЬНИКА РОВД
Наша встреча с полковником милиции в отставке Чаркиным Александром Васильевичем, бывшим начальником Ярославского РОВД, произошла накануне 9 мая в Управлении Госавтоинспекции, куда он пришел уже по делам гражданской службы, связанной с решением вопроса организации движения в одном из микрорайонов г. Ярославля.
В 26 лет Александр Чаркин был семейным человеком, имел хорошую должность и стабильный заработок. Он работал на гражданской службе начальником участка ремонта Ярославского свайного управления, однако у него была давняя мечта поступить на службу в ГАИ.
В ноябре 1982 года он решил кардинально изменить свою судьбу и сферу деятельности. Перед приемом на службу в органы внутренних дел инспектор отдела кадров УВД направил его к начальнику отдела ГАИ УВД Яроблисполкома полковнику милиции Васильеву Алексею Сергеевичу, который увидел его неподдельное желание служить в ГАИ.
Несмотря на средне-техническое образование, Чаркина назначили на должность старшего инспектора дорожно-патрульной службы отдельного дивизиона дорожно-патрульной службы ГАИ, командиром которого был опытный и уважаемый в управлении внутренних дел и в Госавтоинспекции офицер Базуев Валентин Георгиевич - в настоящее время пенсионер МВД, майор милиции в отставке, почетный председатель секции ветеранов ГАИ-ГИБДД УМВД России по Ярославской области.
- Службы я не боялся, - рассказывает А.В. Чаркин, - потому что у меня средне-техническое образование, хорошая армейская закалка и спортивная подготовка, занимался классической борьбой.
Неслучайно он сразу же был зачислен в специальный взвод сопровождения, которым командовал старший лейтенант милиции Лев Михайлович Затрутин. Конечно, громко сказано, потому что даже взвод сопровождения имел несколько машин и не каждого из инспекторов могли закрепить для несения службы за автомобилем. Да и автомобилей-то было всего пять, и только один из них новый.
Первые полгода Александр Васильевич осуществлял пешее патрулирование улиц. В апреле
1983 года заместитель командира дивизиона ДПС Олег Васильевич Смирнов, увидев, что А. Чаркин неплохо разбирается в технике, поставил ему задачу - восстановить стоящий у забора патрульный автомобиль Ваз 21011. За месяц автомобиль был полностью отремонтирован. Результат его работы начальство оценило положительно, и буквально через неделю, когда в дивизион пришли два новых автомобиля Ваз 21011, один из них закрепили за Чаркиным, а напарником у него стал лейтенант милиции Борис Федорович Дерябин, в будущем возглавивший штаб самого крупного строевого милицейского подразделения г. Ярославля - батальона дорожно-патрульной службы.
За второй патрульной машиной закрепили Черняева Александра Алексеевича, впоследствии командира батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД, подполковника милиции.
Патрульные автомашины специального взвода задействовались в обычной работе по надзору за движением транспорта и пешеходов, в летнее время - на сопровождении колонн автобусов с детьми. По необходимости их привлекали к сопровождению официальных лиц и делегаций, прибывающих на территорию области, среди них были даже члены Политбюро ЦК КПСС.
При сопровождении проезжали по тысяче километров. Вставали в 4 часа утра и возвращались в 2 часа ночи. Со временем никто не считался. Все складывалось удачно, но случались и курьезы.
А.В. Чаркин вспоминает, как встречали на границе области Министра внутренних дел СССР генерала Армии В.В. Федорчука, который ехал из Москвы без сопровождения на автомобиле марки «Мерседес». Ожидали министра на границе Ярославской области. Чаркин находился за рулем автомобиля Волга Газ 24-24 - в то время самым мощным патрульным автомобилем в г. Ярославле. Получилось так, что на границе автомобиль министра остановился на несколько секунд и поехал дальше. Начальник ГАИ В. Шашков быстро скомандовал: «По машинам», - и патрульные экипажи поехали вдогонку за министром.
За рулем второго патрульного автомобиля «Волга» находился старший инспектор ДПС
Road safety
2021 № 2
В. Первой, старшим экипажа назначен командир батальона ДПС О.В. Смирнов. Патрульные эки-пажы быстро перестроились и с мигалками начали сопровождать автомобиль министра МВД СССР. Однако сопровождение продолжалось не более пяти километров, потому что скорость на спидометре патрульного автомобиля возросла до 175 км/час и больше машина не могла разогнаться.
Водитель «Мерседеса», видя, что патрульные машины двигаются уже без ускорения, обогнал их и ушел вперед. К счастью, все обошлось без последствий и для министра, и для А. Чаркина, и для начальника Ярославской ГАИ В.А. Шашкова.
За время работы в батальоне ДПС А.В. Чаркину приходилось выезжать во все районы области для оказания профилактической помощи. Ему запомнился один выезд в 1983 году в Угличский район Ярославской области. Тогда четырьмя патрульными экипажами, прибывшими на оказание помощи, за два дня задержали около 120 водителей в нетрезвом состоянии, в то время как силами инспекторов ДПС ГАИ Угличского ГОВД за полгода задерживалось 30 пьяных водителей.
В 1984 году Александр Васильевич поступил на заочное отделение высшей школы милиции и в 1989 году ее окончил. К этому времени у него уже имелись опыт работы старшим инспектором и юридическое образование, что позволяло руководству назначить Чаркина на более ответственную должность.
В конце 1989 года старший лейтенант милиции Чаркин переведен на должность Госавтоинспектора городского отделения ГАИ г. Ярославля. За непродолжительное время работы в этой должности он сумел показать свои организаторские способности, и, когда пришло время выдвижения молодых сотрудников на руководящие посты, начальник областного отдела ГАИ УВД Ярославской области В.А. Шашков порекомендовал на должность начальника отделения ГАИ Ярославского РОВД именно его. На этом посту он заменил одного из старейших работников Госавтоинспекции Бориса Александровича Кашина.
В 1992 году штат отделения был невелик. Всего 6 человек, включая начальника отделения.
Для Ярославского района с населением в 56 тыс.цц человек, а в летний период оно возрастало с выездом дачников в 2-3 раза, этого было недостаточно. Поэтому начальнику отделения Чаркину поставлена задача - сформировать отдельное строевое подразделение дорожно-патрульной службы в составе Ярославского РОВД. В начале 1993 года началось его формирование и за 6 лет под руководством уже майора милиции Чаркина численность подразделения возросла до 36 сотрудников.
По велению судьбы и по рекомендации руководства района в 1999 году Чаркин назначен начальником Ярославского РОВД. Было много сомнений. Однако в этой должности Александр Васильевич также успешно руководил отделом в течение 6 лет до августа 2005 года.
Стоит обратить внимание, что из всех наружных служб наибольшая нагрузка падает на подразделение ГАИ, прежде всего из-за его мобильности, дисциплинированности и вежливости личного состава в обращении с гражданами и, конечно, решимости при задержании правонарушителей и преступников. Большинство сотрудников Госавтоинспекции отличались добросовестностью в исполнении служебных обязанностей, проявляя смелость и решительность.
По итогам оперативно-служебной деятельности полковник милиции А.В. Чаркин неоднократно поощрялся вышестоящим руководством. Он награжден нагрудным знаком «За отличную службу в МВД», медалью МВД СССР «За безупречную службу» 3 степени, медалями МВД России «За отличие в службе» 2 и 1 степеней. Министром МВД России полковник милиции Чаркин награжден именным оружием - пистолетом Макарова ПМ.
2 августа 2005 года А.В. Чаркин вышел в отставку и в настоящее время занимает должность начальника службы охраны холдинга АМТ «Альянс». Руководство компании ценит опыт и профессиональное отношение А.В. Чаркина к своим служебным обязанностям. Александр Васильевич продолжает поддерживать связь и сотрудниками районного отдела и с ветеранской организацией Ярославского РОВД, особенно интересуется работой молодых сотрудников.