Научная статья на тему 'ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ КАРЕЛИИ: ХРОНИКА СЛАВНОГО ПУТИ'

ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ КАРЕЛИИ: ХРОНИКА СЛАВНОГО ПУТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
208
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ КАРЕЛИИ: ХРОНИКА СЛАВНОГО ПУТИ»

Ася Сергеевна Суворова,

главный специалист направления пропаганды БДД Управления ГИБДД МВД по Республике Карелия

ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ КАРЕЛИИ: ХРОНИКА СЛАВНОГО ПУТИ

Госавтоинспекция Карелии: начало начал

В целях регулирования автомобильного движения 5 ноября 1934 года по решению Совнаркома СССР организована Государственная автомобильная инспекция, входящая в состав ЦУДорТранс (Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик). В Республике Карелии Госавтоинспекцию Управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД АКССР, состоящую из семи сотрудников, возглавил Ульченко Алексей Иванович.

Алексей Иванович, уроженец г. Грязи Воронежской области, инженер, призван на службу и назначен на должность начальника карельской Госавтоинспекции 7 апреля 1934 года. Именно с этой даты начинается история Госавтоинспекции Карелии.

В 1938 году ГАИ Управления милиции НКВД Карело-финской Советской Социалистической Республики возглавил Ерохин Николай Павлович.

Николай Павлович был из семьи карельских крестьян из деревни Марнаволок Пудожского района. Получил неполное высшее образование, окончив 3 курса Всесоюзного автодорожного института. В 1943 году окончил курсы усовершенствования руководящего состава ГАИ. Николай Павлович отмечен наградами - «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». В 1948 году в звании майора милиции был уволен.

С первых дней войны функции Госавтоинспекции под началом Ерохина Н.П. существенно расширены, что было продиктовано особенностями военной обстановки и стремительным продвижением вражеских сил по территории Карелии. Наряду с государственными задачами по наведению порядка на автотранспорте и борьбе с аварийностью сотрудники ГАИ самоотверженно трудились, выполняя всю необходимую работу по мобилизации автомобильной техники для нужд Красной Армии.

В конце сентября 1941 года под натиском наступающего противника служба ГАИ в составе НКВД КФССР была эвакуирована сначала в Медвежьегорск, а затем в Беломорск (администра-

тивные центры Карелии). Перед сотрудниками ГАИ встала задача проверить техническое состояние автомашин, отправляемых на фронт, и тех, которым предстояло нести вахту в тылу. В самые короткие сроки необходимо было выполнить огромный объем работы, исключая возможность формального подхода. Днем и ночью инспекторы трудились, не зная отдыха, при этом движение транспорта практически не останавливалось. С января по август 1942 года транспортными предприятиями, функционирующими в республике (автобазы Пудожская, Кемская, Медвежьегорская и Парандовская), выполнено свыше 6,5 тыс. рейсов по перевозке раненых и больных, более 7,5 тыс. рейсов по перевозке грузов на нужды обороны. За период войны инспекторы в общей сложности проверили более 1700 автомашин.

В условиях военных действий инспекторы принимали квалификационные экзамены на получение удостоверения шофера. Стоит отметить профессионализм и принципиальность сотрудников ГАИ, которые невзирая на проявление патриотических чувств советского народа и рвение быть полезным для фронта, не допустили к управлению автотранспортом плохо подготовленных людей. Для сдачи экзаменов кандидаты в шоферы проходили жесткий отбор, и далеко не все получали заветные «корочки» - из 698 допущенных к экзамену, успешно прошли испытания 599 человек. В числе обладателей шоферских удостоверений было 17 женщин. Всего за военные годы Госавтоинспекция выдала 1279 удостоверений шофера.

После освобождения Петрозаводска от финских оккупантов сотрудники ОРУД и ГАИ вместе с жителями республики принимали активное участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства, помогали решать вопросы организации пассажирских перевозок.

В 50-х годах прошлого столетия в Карелии быстрыми темпами развивалась автодорожная отрасль, реконструировались старые дороги, строились новые. Автомобильное движение ускорялось. В структуре ОРУД-ГАИ Карелии безопасность на дороге обеспечивали сотрудники Отдела по регулированию уличного движения (ОРУД). В состав отдела входило около десяти человек, в основном женщины, которые на перекрестках Петрозаводска регулировали движение автотранспорта. В любое

время года и в любую погоду регулировщики находились на посту, подавая сигналы водителям.

Во второй половине 50-х годов перед дорожной милицией встала задача повышения дисциплинированности водителей и пешеходов, формирования культуры безопасного поведения участников движения. Вопросы безопасности дорожного движения и предупреждения дорожных происшествий становились все актуальнее. Сотрудники Госавтоинспекции Карелии активно вели информационно-пропагандистскую деятельность, организуя встречи в рабочих коллективах на автопредприятиях. Инспекторы знакомили начинающих и профессиональных шоферов с основами законодательства и введенными изменениями, обращали внимание на организацию движения и дорожную инфраструктуру. Большое внимание уделяли воспитанию подрастающего поколения, обучение детей основам безопасного поведения на дороге проходило в детских садах и школах.

В 1958 году Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение о строительстве автомобильной магистрали длиной 1407 км, связывающей города Ленинград, Петрозаводск и Мурманск. Проект имел важное экономическое и социальное значение как для жителей Карелии и крайнего Севера, так и для страны в целом. Строительство участка дороги Ленинград - Мурманск, проходящего по территории Карельской АССР, началось в 1966 году. Госавтоинспекции предстояла большая работа по обеспечению контроля за соблюдением всех технических условий и основных требований безопасности дорожного движения.

В 1961 году на улицах Петрозаводска появились первые троллейбусные маршруты. Новый транспорт позволил жителям и гостям столицы республики перемещаться по городу с комфортом. Увеличение потока автотранспорта, пешеходов, велосипедистов повлекло необходимость проведения воспитательной работы в трудовых коллективах автохозяйств и автопредприятий. Требовался контроль за дисциплиной среди шоферов.

Карельские водители 60-х годов хорошо знали инспекторов ГАИ, уважали их и прислушивались к практическим советам. Одним из таких инспекторов был Алексей Дмитриевич Баушев, всегда строгий и принципиальный, ни один нарушитель от его строго взгляда не уходил. Водителей, нарушивших в первый раз, мог по-отечески пожурить и отпустить, предупредив, что в следующий раз поблажек точно не будет.

Старое поколение водителей помнит инспектора А.Е. Мурзина. Антон Ефимович, ве-

теран Великой Отечественной войны, ветеран Госавтоинспекции, прошел путь от рядового сотрудника ГАИ до начальника республиканского РЭО ГАИ при МВД КАССР, завершил службу в 1976 году. Сохранились воспоминания Антона Ефимовича о том, как осенью 1958 года ему было поручено расследование дорожного происшествия. Водитель, совершив смертельный наезд на двух пешеходов, с места аварии скрылся. Антону Ефимовичу удалось по одной маленькой зацепке (частичке автоэмали, оставшейся на одежде одного из погибших) установить автомобиль, причастный к ДТП. Впоследствии судебно- криминалистическая экспертиза подтвердила причастность грузовика к совершению наезда. А молодой водитель, солдат срочной службы, сознался в содеянном и понес уголовную ответственность.

В 1962 году начальником Отдела ГАИ МВД Карельской АССР назначен А.И. Мордасов (до 1987 года). Бессменно четверть века Анатолий Илларионович, строгий и принципиальный, вникающий в каждую ситуацию, требующую его непосредственного участия, возглавлял Госавтоинспекцию. Как вспоминали сослуживцы-подчиненные Мордасова, он всегда был осведомлен о том, что происходит на дорогах республики, и, если в каком-нибудь районе складывалась неблагополучная обстановка, отправлялся туда лично, чтобы исправить положение. Решив все служебные вопросы с сотрудниками местных отделений ГАИ, Анатолий Илларионович торопился в клуб или дом культуры, где вечером встречался с населением. Обладая прекрасными ораторскими способностями, он проводил тематические лектории, обсуждал с селянами тему дорожной безопасности, отвечал на множество вопросов. Его выступления сопровождались просмотром киножурнала по правилам дорожного движения (в такие поездки он всегда брал с собой киноустановку, чтобы общение с гражданами было информативным и наглядным).

Прорыв в современность

На заре 70-х годов в стране ускоренными темпами развивалась дорожная отрасль, осваивалось и северное направление. Полным ходом шло строительство автомобильной магистрали союзного значения Ленинград - Мурманск, значительная часть которой проходит по территории Республики Карелии. За 1971 год в республике построено и отремонтировано 518 км автомобильных дорог. На карельском участке большой и сложный

объем работы по надзору за качеством дорожного полотна, оборудованием, техническими средствами и другой дорожной инфраструктурой выполняла Госавтоинспекция Карелии.

В частности, груз ответственности за соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям строительных норм, правил, стандартов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, был возложен на инженера отдела ГАИ МВД Карельской АССР Владимира Александровича Фёдорова. В своих воспоминаниях ветеран, заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, без доли шутки отмечает, что пешком прошел почти весь карельский участок федеральной трассы М-18 (в настоящее время учетный номер трассы - Р-21 «Кола») и лично принимал завершенные участки автодорог.

Вспоминая годы становления карельской Госавтоинспекции, Владимир Александрович отмечает, что это были насыщенные событиями времена, когда стремительно развивался технический прогресс, внедрялись новые технологии, увеличивался транспортный поток. Требовательный к себе и людям, вникающий во все тонкости работы, неустанно совершенствующий свои знания, Владимир Фёдоров с первых дней службы зарекомендовал себя грамотным специалистом.

10 августа 1978 года Постановлением Совета Министров СССР № 685 утверждено единое для всей страны Положение о Государственной автомобильной инспекции. В республике были усилены меры по обеспечению безопасности дорожного движения.

В конце 70-х годов при отдельном дивизионе ДПС отдела ГАИ МВД Карельской АССР создан вертолетный взвод (Патрульно-санитарный эскортный взвод вертолетного патрулирования автомобильных дорог). Стоит отметить, организованное подразделение было одним из первых в стране. Первым командиром спецвзвода назначен Поздеев Анатолий Алексеевич. Управляли милицейскими винтокрылыми машинами «КА-26» пилоты гражданской авиации из Петрозаводского авиаотряда, а инспекторы ГАИ наблюдали за дорожной обстановкой и по рации передавали информацию о нарушителях наземным автопатрулям. В случае, если патрульный автомобиль находился вне зоны досягаемости нарушителя, вертолет выполнял посадку прямо на шоссе, и инспектор привлекал водителя к ответственности.

Сотрудники спецвзвода контролировали обстановку на дорогах республики до конца 80-х годов.

Почти 15 лет инспекторы ГАИ не только пресекали нарушения водителей, но и оперативно

прибывали на места ДТП, доставляли раненых в больницы, оказывали населению другую помощь в экстренных ситуациях.

А во второй половине 80-х годов Петрозаводск настигла волна рокерского движения. Неформалы, собираясь в группы из десятков мотоциклов, бесчинствовали, ревом моторов нарушали покой жителей города, устраивая массовые гонки по ночным улицам. В дежурную часть милиции ежедневно поступали жалобы от граждан на действия мотохулиганов. А наряды ДПС зачастую были бессильны противостоять этим бесчинствам, нарушители правопорядка не подчинялись законным требованиям сотрудников ГАИ об остановке, ретировались с места событий и вскоре снова возвращались.

Многие не имели водительских удостоверений, управляли технически неисправными мотоциклами, зачастую используя угнанный транспорт. Реальной угрозе подвергались не только сами мотоциклисты, но и граждане, которые могли случайно оказаться на их пути. Число ДТП с участием мотоциклистов неумолимо росло, получали тяжелые увечья и погибали совсем юные нарушители правопорядка.

Подробностями борьбы с мотобеспределом поделился Чернобай Андрей Викторович: «Встал вопрос не только обеспечения дорожной безопасности, но и сохранения чести и достоинства сотрудника ГАИ и престижа службы в целом. Распоясавшиеся хулиганы чувствовали превосходство в мобильности, уходя на своих мотоциклах от милицейских «жигулей» и «москвичей» врассыпную через узкие дворовые проезды. Случалось, что мотоциклисты, проявляя полное неуважение к служителям закона, эскортировали милицейские автомобили.

Это был верх цинизма, уверенность в своей неуловимости и безнаказанности. Обсуждая итоги очередного рейда, мы пришли к выводу, что это явление не временное, и, чтобы бороться с ним, инспекторам необходимо быть с нарушителями в равных мобильных условиях. Определилась группа энтузиастов, которые предложили разработать систему действий по пресечению нарушений ПДД данными участниками движения». Старшим спецгруппы назначен старшина милиции инспектор ДПС Андрей Чернобай.

Результаты работы не заставили себя ждать -десятки нарушителей отвечали в соответствии с Законом, а их транспортные средства отправлялись на штрафстоянки. В ходе работы спецгруппы ГАИ заметно повысилась раскрываемость преступлений, в том числе по угонам и кражам мототехники. К 1990 году спецгруппе удалось навести порядок

на улицах Петрозаводска, а группа инспекторов на «чезетах» взяла под контроль районы республики. После мотосезона 1992 года миссия спецгруппы ГАИ завершилась, инспекторам предстояло выполнение других задач в сфере безопасности дорожного движения.

ГАИ «девяностых»

Нелегкие испытания на плечи сотрудников Госавтоинспекции выпали в 90-е годы, когда ежедневно приходилось нести службу в режиме повышенной готовности, с боевым оружием, в бронежилетах. Как и все сотрудники милиции, автоинспекторы обеспечивали безопасность граждан и общественный порядок на улицах и автодорогах республики, осуществляли борьбу с преступностью, в составе сводных отрядов несли боевую вахту в кавказском регионе.

При этом перед сотрудниками ГАИ стояли основные задачи по выполнению непосредственных служебных обязанностей - обеспечение безопасности дорожного движения и профилактика ДТП, учет автотранспорта и контроль за его техническим состоянием, прием экзаменов, выдача и замена водительских удостоверений. Объем работ возрос также за счет многократного увеличения числа автомобилистов - к 1990 году количество автомобилей возросло до 70 тыс. (фактически, на каждого десятого жителя республики, включая детей и стариков, приходилось по одному автомобилю).

В 1994 году на должность начальника отдела ГАИ МВД по Республике Карелия назначен Кузьмин Геннадий Евгеньевич. Непросто было руководить в такое трудное для всей страны время, но ему удавалось создать условия для работы сотрудников, улучшать дорожную инфраструктуру, выполнять множество трудоемких задач, обеспечивающих бесперебойную деятельность по контролю за дисциплинированностью водителей.

Из личных воспоминаний Геннадия Кузьмина: «Начальником Отдела ГАИ МВД Карельской АССР, куда я в 1978 году поступил на службу, был Мордасов Анатолий Илларионович. К тому времени он руководил карельской Госавтоинспекцией больше пятнадцати лет. Анатолий Илларионович был талантливым управленцем, требовательным к дисциплине и порядку, обладающий всеми необходимыми профессиональными качествами сотрудника Госавтоинспекции. А учителем и наставником для меня стал специалист высокого класса в деле дорожного надзора Фёдоров Владимир Александрович. Благодаря его помощи было не-

трудно освоить азы работы, и в дальнейшем он всегда находил возможность подсказать, поддержать или обсудить проблемный вопрос».

Под контролем отдела находилось все, что касалось организации движения, знаков, разметки и другой дорожной инфраструктуры. Геннадий Кузьмин, обладая высокой степенью ответственности и исключительным техническим талантом, производил расчеты установки дорожных знаков, досконально изучив участок дороги. Он мог пройти и проехать по нему десятки (и даже сотни) раз, чтобы с точностью до метра определить место установки знака или вычислить максимально допустимую скорость движения.

В середине 90-х годов по обмену опытом в составе делегации от Карелии Геннадий Евгеньевич побывал в Финляндии, где увидел преимущества проведения высокотехнологичного технического осмотра автомобилей. Начальник карельской Госавтоинспекции не стал откладывать воплощение идеи открытия станции технического осмотра. В 1996 году он инициировал строительство в Петрозаводске первой станции диагностики автомобилей, а в 1998 году ГАИ МВД Карелии, уже имея опыт строительства диагностической линии, приступила к масштабному проекту по строительству диагностических станций. На смену трудоемкому и долгому обследованию (в основном визуальному) пришла высокотехнологичная комплексная диагностика состояния транспортных средств. Особую значимость приобрели передвижные (выездные) диагностические пункты, благодаря чему у автовладельцев из отдаленных поселений появилась возможность качественной проверки технического состояния своего транспорта.

Современная и сильная Госавтоинспекция Карелии

Унаследовав былые традиции, ровняясь на достойный пример сильных духом и преданных делу безопасности дорожного движения своих предшественников, Госавтоинспекция Карелии вышла на новый уровень совершенствования. Однако современные условия требовали от сотрудников Госавтоинспекции конструктивных и качественных решений, настало время глобальных перемен.

С 2013 года Управление ГИБдД МВД по Республике Карелия возглавляет полковник полиции Червочкин Андрей Владимирович. Андрей Владимирович более 10 лет руководил отделом ГИБДД УВД г. Петрозаводска, выстраивая свою работу в строгом соответствии с требованиями обе-

спечения дорожной безопасности. Карельская столица преображалась, велось жилищное и объектовое строительство. Во многом благодаря профессиональному подходу сотрудников Госавтоинспекции к организации и безопасности дорожного движения, осуществлению контроля за соблюдением действующих ГОСТов и СНИПов, новые жилые кварталы, крупные торговые и социальные объекты Петрозаводска в настоящее время имеют достаточное количество парковочных мест, оборудованы тротуарами, пешеходными переходами и всей необходимой дорожной инфраструктурой.

Червочкин Андрей Владимирович отмечает: «Мне выпала честь работать с целеустремленными и трудолюбивыми людьми, истинными профессионалами, преданными своему делу. Благодарен своим наставникам в ГАИ, именно их опыт и стал основой фундамента моей дальнейшей службы. На каждом этапе службы встречал достойных со-

трудников и с большой благодарностью вспоминаю всех, с кем вместе преодолевал тернистый путь в условиях неспокойных девяностых и стремительных перемен двухтысячных годов. Благодарю каждого действующего сотрудника, каждого ветерана службы Госавтоинспекции, кто искренне переживая за общее дело, честно выполняет свои служебные обязанности».

Литература:

1. Материалы архива Национального музея Карелии // http://nmrk.karelia.ru.

2. Официальный сайт ГИБДД России // гибдд.рф.

3. Официальный сайт МВД по Республике Карелия // 10.мвд.рф.

4. Публикации свободного доступа на странице «Национальный архив Республики Карелия» // vk.com/ с1иЬ181505278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.