Научная статья на тему 'НАШИ ВЕТЕРАНЫ'

НАШИ ВЕТЕРАНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
114
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАШИ ВЕТЕРАНЫ»

Валентина Анатольевна Ветчанинова,

инспектор отделения пропаганды БДД УГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю

НАШИ ВЕТЕРАНЫ

В Пермском крае существует объединенная ветеранская организация Управления ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю1, общая численность участников которой составляет 83 человека, из них 64 пенсионера Управления ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю2 и 19 пенсионеров межрегионального отдела ГИБДД (МРЭО) краевого ГУВД, упраздненного в декабре 2018 года. Ветераны на постоянной основе ведут работу по различным направлениям деятельности Госавтоинспекции. В практической деятельности УГИБДД непосредственно участвуют ветераны службы подполковники милиции А.Д. Зорин и С.Л. Сабурова, В.Н. Давыдов уволился в апреле 2020 года.

С.Л. Сабурова осуществляет постоянную целенаправленную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в том числе по проведению ежегодных краевых мероприятий: конкурс юных инспекторов движения3, конкурс-фестиваль «Безопасное колесо», слет ЮИД Прикамья, конкурс творческих работ по безопасности дорожного движения. В текущем году организованы: конкурс агитбригад и первая профильная смена актива отрядов ЮИД. При этом для предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма активно используются возможности средств массовой информации, в частности, на Пермском краевом радио С.Л. Сабуровой записано 3 интервью по тематике детской дорожной безопасности.

В настоящее время на территории Пермского края функционируют и осуществляют разнообразную профилактическую работу 477 отрядов ЮИД, членами которых являются более 6000 школьников. Совместно с представителями отрядов ЮИД проводятся самые массовые и разнообразные профилактические мероприятия, участниками которых становятся около 10 000 несовершеннолетних. Данные мероприятия организуются в целях привития юным участникам движения навыков самостоятельного и безопасного поведения на улице, бережного отношения к своей жизни, воспитания патриотических чувств, профессиональной направленности и активной гражданской позиции, формирования здорового образа жизни. Активно уча-

1 Далее - «Организация».

2 Далее - «УГИБДД».

3 Далее - «ЮИД».

ствуют в этой работе и другие ветераны УГИБДД - И.М. Киселев и В.А. Тюленева.

Совместно с отделением пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД члены Организации участвуют в шефской работе над Государственным казенным образовательным учреждением социального обслуживания Пермского края «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» г. Перми. В 2020 году оказана практическая помощь в организации посещения благотворительного спектакля «Снежная королева» в постановке театра танца «Вереника» МАУ ДО «ЦДТ «Юность», который состоялся 1 февраля 2020 года в КДЦ «Часовой завод». 20 февраля 2020 года в детском доме состоялась игра «Зарница», посвященная празднованию Дня защитника Отечества. 1 июня 2020 года ребятам были вручены беговелы, большие и маленькие самокаты и любимое всеми ребятами мороженное.

17 апреля 2012 года начальником УГИБДД подписано распоряжение № 20/25 «Об утверждении Положения об организации деятельности музейной комнаты истории Госавтоинспекции Пермского края». Директором музея назначен подполковник милиции А.Д. Зорин, почетный ветеран ГИБДД МВД РФ. Основными целями музея являются патриотическое воспитание молодежи и подростков, сохранение истории ГАИ - ГИБДД Прикамья, ее трудовых и боевых традиций, изучение накопленного опыта работы ветеранов - живых хранителей становления и развития службы Госавтоинспекции с последующей передачей его молодым сотрудникам ГАИ-ГИБДД. Ежегодно ведется работа по пополнению музея экспонатами и иллюстрированными материалами, отражающими историю службы. В текущем году в рамках Всероссийской акции «Студенческий десант», приуроченной ко Дню российского студенчества, проведено 5 музейных экскурсий с общим охватом более 80 человек. 25 февраля А.Д. Зорин в составе представителей отделения пропаганды безопасности дорожного движения принял участие во встрече с родственниками погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников ГИБДД с посещением музея УГИБДД.

Членами Организации принято 7 ветеранов ГИБДД и других отраслевых служб ГУВД края по вопросам регистрации автотранспортных средств,

получения и обмена водительских удостоверений, оказана помощь 9 гражданам по регистрацион-но-экзаменационным вопросам.

Пенсионерам ГАИ-ГИБДД, в том числе и Георгию Моськину, по случаю дней рождения, а также государственных, ведомственных праздников направлялись поздравительные открытки, вручались юбилейные адреса, подарки и продуктовые наборы.

Георгий Яковлевич Моськин возглавлял областную Госавтоинспекцию более четверти века. Его отлично помнят и ветераны ГАИ, и те, кто сегодня несет службу в ГИБДД Прикамья. И помнят не просто как очередного начальника, а как удивительно внимательного к людям сердечного человека.

Наверное, дело в семье. Предки Георгия Яковлевича родом с Орловщины, крестьяне из села Красниково. Во время столыпинских реформ отправились в Сибирь, где было много земли. Кстати, настоящая фамилия их Москвины: писарь сделал ошибку, и они стали числиться Моськиными. Отец, Яков Матвеевич, знал и умел многое: и печи клал, и дом строил, и стеклил, и кожи выделывал, и валенки катал, и вообще любую крестьянскую работу делал. В годы Великой Отечественной войны он возглавил колхоз «Красное солнце», который славился на всю округу еще долгие годы, как и удивительный его председатель, умелец, работник, балагур. Мать, Евфросинья Давыдовна, тоже труженица, поднимала восьмерых детей. Родителям досталось много тяжкого в жизни: и голод, и холод, и лишения. Всех ребят старались выучить, а главное, передали им доброту, упорство и крестьянскую добросовестность в любой работе.

Георгий Яковлевич помнит, как жили они в Сибири на хуторе Немецком № 8, а неподалеку были деревни Петроград и Москва. Был голод, и девочки (сестры) работали наравне с парнями. Многое он помнит из детства и юности, но самые светлые воспоминания связаны с домом, большой и работящей крестьянской семьей и ее твердыми нравственными правилами: всегда помогать друг другу, не оставлять сирот без помощи, служить и работать честно.

Первое воспоминание о встрече с правонарушителями на дороге тоже из детства.

- Раз поехали мы с отцом на базар в село Озерки, - вспоминает Георгий Яковлевич. - Вдруг из кювета выскакивают двое, пытаются поймать лошадь под уздцы. Бандитизм тогда был на дорогах. Нам удалось уйти, хотя по нам и стреляли. Но так и осталось это чувство: когда обижают невинного человека, словно в меня стреляют.

Георгий Моськин мечтал стать врачом. Эта мечта долго жила в нем и осуществилась в детях. А самому ему выпала другая дорога. И острое чув-

ство понимания, что он сможет бороться с несправедливостью, привело его после окончания Сибирского автодорожного института в Госавтоинспекцию. Он сам выбрал при распределении г. Пермь (ведь он закончил институт среди первых, имел право выбора). Шел 1949 год. Лейтенанту Моськину исполнился 21 год, и он занимался подготовкой водителей. Машина ГАЗ-АА («газ-два раз», как ее называли) - вот и весь транспорт. Потом он сам осваивал управление разными автомобилями марки, и это пригождалось в работе.

- Ехал я как-то из Кудымкара, - рассказывает Моськин. - Дело было под ноябрьский праздник. Возвращаться в Пермь надо, и автомашина есть - ЗИЛ-151. И в ней пассажиры сидят. А шофер пьяный. Ехать надо до Менделеево, за грузом. Пришлось мне сесть за руль. Ночь, бездорожье, полно пассажиров, среди них женщина с ребенком. Колея, как в песне Высоцкого. Шофер рядом со мной спит. И вдруг бормочет: «Осторожнее, здесь мостик узкий и плохой». Потом: «Сейчас будет крутой спуск». Еще время прошло: «Переключай на пониженную передачу, подъем крутой». Так и доехали с ним...

С тех пор прошло много лет. Георгий Яковлевич Моськин объехал всю область не один раз.

- У меня дороги в памяти, - говорит он, -я по ним ездил. Не раз во время учений по гражданской обороне я показывал, как лучше проехать. Когда-то в областной ГАИ работали всего несколько человек, да в каждом районе по одному госавтоинспектору. Экзаменационная комиссия была только в Перми. Мы выезжали на места принимать экзамены, я брал чемодан с водительскими удостоверениями, печать. Начальником областной ГАИ был тогда Абрам Михайлович Трок, заместителем

- Григорий Кузьмич Азанов. Область большая, дороги плохие. Три-четыре района обслуживал порой один госавтоинспектор. Приходилось самому ездить по леспромхозам, по городам, по районам техосмотр проводить...

В 1954 году Моськину предложили возглавить МТС в Бикбарде. И он согласился. Этот период его жизни похож на кадры из фильма «Председатель». Но он не унывал, работал, как привык с детства.

- Жизнь продолжается, если деревня строится,

- говорит Георгий Яковлевич.

А вот от должности секретаря обкома по сельскому хозяйству он отказался: не его это было дело.

В 1962 году, когда А.М. Трок ушел на пенсию, Г.Я. Моськину предложили возглавить областную ГАИ. Он продолжил лучшие традиции, уже сложившиеся к тому времени. Он отлично знал всех, на кого можно было опереться в работе, и сегод-

ня вспоминает их как старых боевых товарищей: начальников отделений ГАИ майора В.А. Тетери-на из Краснокамска, майора С.С. Галеева из Октябрьского, майора Ю.Н. Сахарова из Осы, капитана В.А. Ветошева из Соликамска, подполковника И.В. Дудника из Оханска, майора А.М. Кислякова из Уинска, майора А.С. Гиляшова из Усолья, подполковника Х.Х. Руппеля из Чернушки, работников других служб: В.С. Шкумата, В.Г. Никитина, М.В. Горбунова, В.П. Головина, покойного начальника ГАИ Кунгурского района майора В.А. Руд-женца, майора М.В. Кашина, начинавшего службу в Ильинске и возглавившего потом Березниковское отделение ГАИ, и др.

Внимательный к людям, Георгий Яковлевич знал их, как знал и дороги области. Ради того, чтобы им лучше работалось, он добился строительства нового здания Управления ГАИ.

Да, инициатив было немало, и командировок по области (тут знак покосился, тут выбоина...). В областной газете «Звезда» появилась постоянная рубрика, посвященная службе ГАИ. Появились разрисованные агитационные трамваи. И выставки стали проводить на тему «Водитель, дорожник, автомобилист». В саду Горького построили детскую площадку, где ребятишки изучали правила дорожного движения под руководством неутомимого старшего госавтоинспектора Э.М. Колотыгиной. А мосты через Каму в Перми и Березниках среди прочих членов Государственной комиссии принимал сам полковник милиции Г.Я. Моськин.

Он заслужил свои награды: от той, что получена еще в юности, - «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», - до ордена Трудового Красного Знамени и, конечно, медали «За безупречную службу» всех трех степеней. А все-таки удивляешься его мягкости, внимательности, доброте. Он не стал врачом, он возглавил ГАИ Пермской области. И области повезло. Кажется, традиция эта продолжается [1].

С Георгием Яковлевичем Моськиным я познакомилась 2 января 2021 года. Эмоции от встречи я передала своему сыну, и вот что он написал в своем очерке.

«Меня зовут Лев Ветчанинов. Моя мама работает в Управлении ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю. Ее зовут Валентина, а звание -старший лейтенант полиции.

Сначала она была инспектором пропаганды в ГАИ Соликамского района. А потом, переехав в г. Пермь, мама работала в полиции следователем.

Сейчас она инспектор Управления ГИБДД. Она отвечает за работу в СМИ. Это очень интересно и важно. Ведь за каждую поданную информацию она

несет ответственность. Она знает про все автомобильные аварии, которые происходят в нашем крае. Передает сведения об этих ДТП корреспондентам на радио, телевидение и в газеты. Кроме того, мама и ее коллеги из отделения пропаганды проводят много мероприятий для детей, обучают их правилам дорожного движения. Часто слышу от нее про работу с ветеранами ГАИ, про поездки в курируемую зону, про предупреждение аварий с маленькими детьми, про геройские поступки сотрудников ДПС в обычной жизни.

Вечером, вернувшись домой из школы, часто вижу ее усталой и сосредоточенной. Такая служба. В любой момент может прийти сообщение о какой-нибудь беде на дороге, и тогда снова звонки в дежурную часть, корреспондентам... Не зря в одной известной песне поется: «Служба - дни и ночи.».

Вот и под новый год. Мама, встретив бой курантов, посидела еще немного за столом и отправилась спать, 1 и 2 января у нее дежурство.

Вечером 2 января она пришла хоть и уставшая, но приятно возбужденная. В глазах горел огонек. И на мой вопрос она рассказала.

2 января дежурство было особенным. Маме и ее руководителю выпала почетная миссия поздравить заслуженного ветерана Госавтоинспекции Георгия Яковлевича Моськина, который отмечал свой 93-й день рождения. Георгий Яковлевич больше четверти века возглавлял областную ГАИ. И вот уже которое поколение гаишников чествует его. Он не знает их, но познакомившись, сохранит в памяти их имена и отчества. В свои 93 года он галантный кавалер, декламирует стихи. Помнит должности и называет по отчеству многих руководителей, с которыми служил долгие годы. Вспоминает и увлекательно рассказывает про разные события в жизни и работе.

Мама, достав телефон, показала мне видеообращение Георгия Яковлевича к действующим сотрудникам ГИБДД. В нем бывший начальник благодарит коллег за оказанное внимание. Сообщает, что Пермская область всегда находилась на хорошем счету у Москвы. Обращается к инспекторам ДПС с напутствием не судить «под одну гребенку» водителей-нарушителей. К одним, допустившим мелкие огрешности, достаточно применить внушение, и такая беседа надолго водителю прибавит внимания на дороге. А к злостным - кто нарушает правила обгона и проезда перекрестков - спрос по всей строгости, ведь именно эти нарушения уносят жизни людей. В завершение прочитал четверостишие- поздравление с наступившим Новым годом!

Конечно, передо мной на видео было выступление пожилого человека, встретив которого на улице, вряд ли подумаешь о его героическом прошлом и, к сожалению, немного людей осталось в ГАИ, кто помнит его лично. Но имя Георгия Яковлевича Моськина звучит как легенда!

Мамин рассказ, ее положительные эмоции подвигли меня побольше узнать об этом человеке. И вот передо мной книги «Страна 59», «Государственная инспекция безопасности дорожного движения. История и современность» и «ГИБДД от «А» до «Я». Энциклопедия 80-летней истории». Это издания пермских авторов, посвященные юбилейным датам Госавтоинспекции. В каждом из них значительное место уделено этому удивительному человеку.

И вот что я понял. Чтобы быть героем, не обязательно совершать подвиг. Порой обычный труд человека, которому он отдает свои силы и знания, уважение к людям, работающим в одной команде, взаимовыручка и поддержка, сохранение жизней, обеспечение безопасности на дороге, превращает человека в Героя и Легенду!»

Наши ветераны - это наше все! Это наставники, люди, с которыми можно поговорить по душам, поделиться. У них нет безвыходных ситуаций. Они дарят нам опыт, позитивный взгляд на жизнь и понимание, что все проходит, запоминается только хорошее.

Литература:

1. Н. Гашева, В. Михайлюк. Страна 59. Книга об истории ГИБДД ГУВД Пермской области. - М.: «Звезда», 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.