Научная статья на тему '85 ЛЕТ В СТРОЮ. ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ'

85 ЛЕТ В СТРОЮ. ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
379
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «85 ЛЕТ В СТРОЮ. ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ»

Алла Владимировна Ерохина,

инспектор отделения пропаганды БДД отдела организационно-аналитической работы и пропаганды БДД УГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области

85 ЛЕТ В СТРОЮ. ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ

85 лет назад постановлением Совнаркома СССР от 3 июля 1936 года № 1182 «Об утверждении Положения о Государственной автомобильной инспекции Главного Управления Рабоче-Крестьянской милиции Народного Комиссариата Внутренних дел Союза ССР» в системе милиции учреждена новая служба, основной задачей которой являлся надзор за уличным движением. Но этому предшествовала, в том числе и в Воронеже, активная борьба общественности, прежде всего в прессе, за правильную организацию дорожного движения и за обеспечение его безопасности. 28 февраля 1932 года газета «Коммуна» как орган областных властей, обеспокоенных участившимися авариями в Воронежском крае, решила посвятить проблеме аварийности большую часть полосы. Во-первых, газета поместила рисунок аварии автомобиля, врезавшегося в трамвайную мачту. Во-вторых, в небольшой статье весьма объективно охарактеризовала аварийную ситуацию на дорогах. 17 декабря 1933 года в свет выходит «Обязательное постановление Президиума Воронежского городского Совета РК и КД»: «О регулировании уличного движения в дополнение к обязательному постановлению Воронежского городского совета от 11 марта 1932 года.

В это же время активно ведется подготовка милиционеров- регулировщиков. С 1936 года в системе рабочее-крестьянской милиции создаются взводы и роты РУД - первые прототипы строевых подразделений дорожно-патрульной службы.

Экзамен на получение водительского удостоверения в 1936 году проводился на улице Комиссаржевской прямо в центре города. В Воронеже, как и в других городах, с 1938 года существовал взвод регулирования уличного движения, сотрудники которого осуществляли ручное регулирование движения, так как технических средств регулирования в городе практически не существовало.

С началом Великой Отечественной войны почти все сотрудники ГАИ и взвода РУД ушли на фронт. В военный период личный состав воронежского взвода РУД состоял в основном из женщин, к концу войны их насчитывалось уже 18 человек. Сотрудники подразделений РУД и дорожного надзора, несшие службу на улицах и дорогах, также с

честью выполняли свой долг. Их функции не ограничивались надзором за дорожным движением. Во время бомбежек, находясь на посту, милиционеры-регулировщики следили за соблюдением правил светомаскировки, тушили пожары и спасали людей из-под обломков зданий, выявляли диверсантов, участвовали в борьбе с мародерством и другими проявлениями преступности. За успешное выполнение служебных обязанностей и проявленные при этом отвагу и мужество многие работники ГАИ и орудовцы получили высокие государственные награды. Первым начальником Воронежской ГАИ после освобождения города в послевоенное время был Николай Самуилович Савельев.

Многое из того, что было достигнуто и сделано до войны, оказалось сметенным войной. Но уже в первые послевоенные годы на воронежских улицах вновь появляются светофоры - правда, переключались они тогда вручную, а инспекторы дежурили «пешим порядком». Сам начальник Савельев ходил пешком, и это было обычным делом. Среди сотрудников тех лет незаурядной личностью был Георгий Николаевич Богданов. Многие водители и пешеходы помнят этого инспектора, стоявшего на перекрестке в самом центре Воронежа.

В 1948 году в подразделение пришел фронтовик Иван Сергеевич Мистюков. Большую часть работы по восстановлению и организации нормальной деятельности ГАИ тогда осуществлял, кроме Н.С. Савельева, заместитель начальника Л.Н. Володин, который поступил в ГАИ по путевке комсомола и прошел путь до подполковника милиции.

Было при ГАИ отделение безопасности движения, которое возглавлял подполковник Ф.П. Овод, а затем подполковник К.А. Кавешников. В руководящем составе ГАИ были также подполковники Г.А. Полывьянов, А.М. Синебабов, майор Н.И. Свиридов.

В то время в распоряжении ГАИ была только старенькая полуторка да несколько трофейных мотоциклов.

- Транспортом дежурная часть не была обеспечена, - вспоминает ветеран ГАИ Н.С. Логунов. - Если дежурил инспектор дорожного надзора, а

их было 5 человек (А.Ф. Сапрыкин, Б.Д. Арбузов, А.Е. Янов, И.Т. Полецкий, В.К. Ананьев), они использовали закрепленный за ними мотоцикл М-72. Другие же сотрудники при надобности использовали общественный или попутный транспорт....

Время шло, менялось лицо города, менялись люди... На место Н.С. Савельева пришел майор милиции Г.А. Буколов. Его сменил майор П.А. Ноздрин. После него кабинет начальника ГАИ занял майор милиции Н.Е. Лютиков. А его заместителем стал И.Ф. Жулинский. С созданием отделений ГАИ в 1956 году в системе районных отделов внутренних дел взвод РУД был расформирован, а его сотрудники направлены в отделения ГАИ Центрального, Ленинского, Левобережного районов города. На основных перекрестках регулировщиков заменили светофоры-автоматы. Увеличилось количество сотрудников ГАИ. Были введены штатные дежурные по ГАИ, дежурная часть была оснащена техникой, транспортом.

В целях специализации по отдельным направлениям деятельности в составе ГАИ в конце 60-х-начале 70-х годов создаются строевые подразделения дорожного надзора (группы, взводы и дивизионы) с дежурными частями, подразделения по организации дорожного движения, специализированные монтажно-эксплуатационные предприятия по внедрению технических средств регулирования дорожного движения, межрайонные регистрацион-но-экзаменационные подразделения.

В 1973 году создаются первые отряды юных инспекторов движения и территориальные добровольные общества автомотолюбителей.

Непрерывно повышается уровень технической оснащенности подразделений ГАИ. В период 70-х годов при надзоре за дорожным движением стали применяться жезлы с внутренним освещением, радиолокационные измерители скорости, вертолеты и патрульно-санитарные автомобили, специальные устройства «Еж» для принудительной остановки транспортных средств. Построены первые станции для проведения государственного технического осмотра транспортных средств. На месте ДТП использовались стереосъемка и аварийно-спасательное оборудование. В каждом РОВД г. Воронежа наряду с госавтоинспекторами с 1956-1957 годов существовали должности инспекторов дорожного надзора и регулирования уличного движения. Приказом МВД СССР от 18 июня 1969 года № 250 разрозненные ранее силы были сведены в строевые подразделения (дивизионы), обслуживающие территории отдельных городов или отдельных магистралей. Штатное расписание дивизиона дорожного надзора милиции введено приказом начальни-

ка УВД с 1 июля 1969 года и предусматривало 96 штатных единиц. Первым командиром дивизиона назначен И.А. Сытник.

В составе дивизиона создан эскортный взвод, одной из основных задач которого было обеспечение безопасного и беспрепятственного проезда по дорогам Воронежской области первых лиц государства, партийных и иностранных делегаций. Два таких сопровождения осуществлялись в 1972 году, когда на воронежской земле побывали руководитель Кубы Фидель Кастро и шах Ирана Реза Пехлеви. С 1974 по 1976 год командиром дивизиона был Н.И. Роньшин, а с 1976 по 1978 год - В.В. Путилин, ранее работавший в ГАИ Центрального района. В 1970-1980-х годах на вооружении дивизиона были патрульные автомобили Москвич - 408, 412, чуть позже ВАЗ -2101, 011 мотоциклы М - 61, М - 62 («Уралы»), носимые радиостанции «Ласточка», «Кактус», измерители скорости «Фара», «Электроника», специальное изделие для принудительной остановки транспорта «Еж». Техника была примитивная, громоздкая и не всегда надежная.

В 1980 году в составе сводного отряда от УВД Воронежского облисполкома многие из сотрудников дивизиона выехали в Москву оказывать помощь в обеспечении безопасности дорожного движения во время проведения Олимпиады. Возглавлял сводный отряд В.Е. Усачев. В 1985 году, во время проведения Всемирного фестиваля молодежи и студентов, воронежские гаишники вновь выезжают в столицу. На этот раз сводный отряд возглавил В.И. Морозов. Но теперь, кроме слов благодарности от руководства столицы всех уровней и Министерства внутренних дел, ребята привезли высокие правительственные награды, которых были удостоены В. Гусев и Ю. Кислов. В то время командиром дивизиона был И.Ф. Бутурлакин, занявший эту должность в 1978 году. В составе дивизиона длительное время существовал вертолетный взвод, обеспечивавший контроль за движением на дорогах с воздуха. В 1986 году внесены изменения в структуру строевых подразделений дорожно-па-трульной службы - создаются батальоны. Дивизион дорожного надзора милиции при УВД Воронежского облисполкома был переименован в отдельный батальон дорожно-патрульной службы (ОБДПС) УВД Воронежского облисполкома. С 1987 по 1990 год командовал батальоном В.И. Морозов (ныне полковник милиции в отставке), проработавший в ГАИ-ГИБДД свыше тридцати лет.

С 1990 по 1995 год батальон возглавлял В.С. Хальзов, отдавший службе в Госавтоинспекции 27 лет. С 1995 по 1999 год командиром батальона был С.В. Семынин, которого сменил подполковник милиции С О. Орлов.

В отделе ГАИ в 80-90 годы существовало уже несколько групп: группа ДПС; группа административной практики; группа розыска; группа технического надзора; группа организации дорожного движения; группа пропаганды. И всего одно отделение, которое занималось организационно-аналитическими вопросами. В 70-80-е годы на посту начальника ГАИ от капитана до подполковника дослужился Н.П. Науменко, сделавший очень многое для становления службы.

Поистине, неоценимый вклад в деятельность Воронежской ГАИ внес следующий ее начальник полковник милиции Н.Д. Юров. Заботой о людях, об улучшении условий труда сотрудников было продиктовано строительство нового здания Воронежской ГАИ (ул. Обручева, 3). Построено оно было в рекордные сроки и являлось одним из лучших в Российской Федерации. Здесь созданы все условия для того, чтобы граждане не теряли времени в очередях, не нервничали, чтобы процесс регистрации или перерегистрации автомобилей проходил быстрее. Намного ускорился процесс выдачи водительских удостоверений и других регистрационных документов за счет компьютеризации, применения передовой технологии. Было решено построить собственную станцию техобслуживания.

Строевому подразделению дорожно-патруль-ной службы (ОБДПС-1) более сорока лет. В июле 1993 года появляется ОБДПС-2 по обслуживанию федеральных дорог. А необходимость создания такого подразделения была продиктована самой жизнью. Именно благодаря усилиям ОБДПС-2 удалось стабилизировать обстановку с аварийностью на федеральных дорогах Воронежской области протяженностью 1094 км.

Большое значение в борьбе с аварийностью на автомобильном транспорте придавалось современным методам и средствам организации движения в городах. В 1980-е годы продолжала расширяться практика использования электронно-вычислительной техники в деятельности ГАИ. Наряду с уже проведенной автоматизацией сбора, обработки и анализа данных о ДТП на общегосударственном уровне, созданы поисковые системы, обеспечивающие учет и выдачу сведений об утраченных регистрационных документах, угнанных и похищенных автомобилях. В регионах формировались базы данных транспортных средств, находящихся на учете в ГАИ.

В 1998 году вышел Указ Президента № 711 о переименовании и реформировании службы, в котором основной акцент направлен на меры по защите прав и законных интересов граждан. Подобный документ на таком высоком уровне относительно одного из структурных подразделений МВД, а

именно ГИБДД, был подписан впервые, что само по себе говорило об актуальности темы.

В это время в Воронежской области эксплуатировалось свыше 700 тыс. единиц автомототран-спортных средств, в том числе 416 тыс. легковых автомобилей, 70 тыс. грузовых автомобилей и более 8 тыс. автобусов. За 1996-2000 годы количество автотранспорта, принадлежащего организациям и гражданам, увеличилось на 11%.

Достаточно сказать, что только в реги-страционно-экзаменационном подразделении Госавтоинспекции областного центра по различным вопросам (регистрация, сдача экзаменов и т.д.) ежедневно обслуживалось до 500 граждан, а в иные моменты 700 и больше.

В 1997 году создан региональный отдел информационного обеспечения ГИБДД при ГУВД Воронежской области.

Свыше трехсот сотрудников службы побывали в командировках в Чечне, в том числе регулярно сопровождая спецколонны с гуманитарным грузом. За участие в боевых действиях, проявленные при выполнении служебного долга мужество и героизм 32 сотрудника награждены правительственными орденами и медалями. Среди награжденных за участие в боевых операциях в Чечне первый начальник ГИБДД Временного ОВД в Ачхой-Мартане Юрий Землянухин, сотрудники ОБДПС Владимир Бабкин, Анатолий Сидоров, Сергей Гончаров. Сегодня опыт работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма Госавтоинспекции Воронежской области знает вся страна. А все начиналось давно. Тогда, в 60-70-х годах, работа с детьми считалась такой же первостепенной. Силами сотрудников ГАИ и общественности построен автогородок с разметкой, светофорами, дорожными знаками, педальными автомобилями, велосипедами. Дорожную грамоту ребятам преподавали сотрудники группы пропаганды отдела ГАИ под руководством старшего госавтоинспектора В.А. Соколова. А потом в ГАИ пришел после окончания педагогического института прирожденный педагог Геннадий Николаевич Уразов. Он возглавил работу с детьми и придал ей размах и массовость.

В целях профилактики детского травматизма начиная с 1984 года в области работает региональный лагерный сбор «Малой академии ЮИД - 555». Первоначально он проходил как сбор активистов отрядов юных инспекторов движения, но со временем приобрел более широкие функции. Заслуги «Малой академии - 555» отмечены золотой и серебряной медалями ВДНХ.

Одним из первых шагов по созданию системы постоянной квалифицированной формы обучения

детей стало образование по инициативе ГИБДД в 1994 году городского центра по пропаганде правил дорожного движения среди детей и подростков, который стал оказывать педагогическим работникам методическую и практическую помощь в проведении тематических уроков и массовых мероприятий. На территории центра построена автоплощадка со светофорами, дорожными знаками, разметкой.

Во всей системе организации и обеспечения безопасности на дорогах страны огромную роль играл человеческий фактор: на том, как сотрудник инспекции видит себя и свою роль в этом важнейшем деле. Владимир Верзилин, замещая должность начальника областной Госавтоинспекции с августа 1995 года, отдал этой нелегкой работе два десятилетия своей жизни, все время оставался на острие проблем безопасности дорожного движения. Ставший рекордсменом по сроку пребывания на таком посту и недавно ушедший в отставку, Владимир Верзилин не стал далеко уходить от сферы своей прежней деятельности: сегодня полковник милиции в отставке доктор экономических наук, профессор. В.А. Верзилин так же занимается вопросами совершенствования деятельности дорожно-транспортного комплекса региона, но теперь уже в качестве председателя комитета Воронежской областной Думы VI созыва по транспорту, дорожному хозяйству и безопасности.

- Работа во главе ГИБДД региона - это постоянные, в том числе по ночам, сообщения о тех или иных происшествиях на дорогах, выходные и праздники, проведенные на работе. Наконец, это то, что находит отражение и в моих научных исследованиях - я давно убежден, говорил Владимир Александрович Верзилин. - И хотя с той поры прошло столько лет, я, как сегодня, помню слова Владимира Александровича Федорова - тогда он был начальником Главного управления ГАИ МВД России: «Работа начальника ГАИ всегда на виду. И эта работа должна быть направлена не на личную выгоду, не на строительство особняков и дач, а на спасение человеческих жизней. И если начальник ГАИ предан этой идее и всецело служит ей, то он на своем месте».

В 2006 году на правом берегу введено в эксплуатацию новое здание УГИБДД с еще одним ре-гистрационно-экзаменационным подразделением, и это во многом разрешило проблему очередей, улучшились качество обслуживания граждан и условия труда сотрудников. Кроме того, обустроена площадка для осмотра транспорта, автодром, асфальтированная стоянка для транспорта граждан, обращающихся в Госавтоинспекцию.

Приказом начальника ГУВД по Воронежской области генерал-лейтенанта милиции О.В. Хотина

от 9 января 2007 г. № 2 создана специализированная рота дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования ГУВД по Воронежской области и утверждено ее штатное расписание - 61 единица аттестованного личного состава.

В начале 2009 года в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на 2006-2012 годах» за счет средств федерального бюджета получены первые 20 стационарных и 16 передвижных отечественных автоматических фоторадарных комплексов «КРИС». Распоряжением Губернатора Воронежской области от 23.07.2009 № 315-р на территории Воронежской области создана и в 2010 году начала функционировать система фотофиксации административных правонарушений в области дорожного движения «КРИС-Воронеж».

С момента создания Центр видеофиксации ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области достиг значительных результатов работы и прочно входит в первую пятерку подразделений фотови-деофиксации МВД России. За все время функционирования Воронежский Центр видеофиксации в целях обмена передовым опытом организации работы и применения комплексов автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения посетили представители более 80 субъектов Российской Федерации.

В 2011 году произошла серьезная реорганизация органов МВД, милицию сменила полиция, но главное заключалось в качественных изменениях подходов к работе министерства и ее оценке. Управление ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Воронежской области, органами местного самоуправления, другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, организациями, средствами массовой информации.

Подразделениями Госавтоинспекции области являются управление ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области, отдел ГИБДД и отдельный батальон ДПС ОГИБДД УМвД России по г. Воронежу, отдельный батальон дорожно-па-трульной службы ГИБДД по обслуживанию федеральных трасс и региональных дорог с интенсивным дорожным движением ГУ МВД России по Воронежской области, 12 межрайонных регистра-ционно-экзаменационных подразделений ГИБДД, центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской

области, 33 отделения ГИБДД во всех муниципальных районах области.

Современная организация служебной деятельности подразделений ГИБДД немыслима без четкой и отлаженной работы управленческого аппарата. Управление осуществляет свою деятельность непосредственно или через входящие в него подразделения, среди которых отдел организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения, отделение технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы, контрольно-профилактическое отделение.

В 2008 году создан отдел ГИБДД УМВД России по г. Воронежу, в состав которого входило всего 7 человек, курирующих работу районных подразделений ГИБДД города, начальником назначен полковник милиции Виктор Станиславович Горбацевич. В настоящее время личный состав городского отдела ГИБДД насчитывает 23 сотрудника полиции и состоит из трех отделений: отделение технического надзора, отделение государственного учета показателей аварийности, прогнозирования и пропаганды безопасности дорожного движения, отделение дорожной инспекции и организации движения. С апреля 2016 года отделом ГИБДД руководит подполковник полиции Андрей Александрович Астанин.

Отдельный батальон ДПС города Воронежа ведет свою историю с 1969 года. Штатное расписание дивизиона дорожного надзора милиции при УВД Воронежского облисполкома (ныне ОБДПС-1) введено приказом начальника УВД № 056 от 16 июля 1969 г. и предусматривало 96 штатных единиц.

Постановлением главы администрации области от 9 июня 1993 г. № 347 «О дополнительной штатной численности УВД» утвержден штат отдельного батальона дорожно-патрульной службы по обслуживанию дорог федерального значения.

По территории Воронежской области проходят четыре автодороги федерального значения, обслуживаемые батальоном: М4-«Дон», М6-«Каспий», «А-144», «1Р-194» («Воронеж-Луганск»).

В январе 2007 года создан полк ДПС ГИБДД, который возглавил А.П. Щербинин. В 20072012 годах ОБДПС был в составе этого полка, а с 1 февраля 2012 года вновь стал самостоятельным подразделением.

В целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи сводный отряд ДПС ГИБДД Воронежской области в количестве 60 человек с 4 декабря 2013 года по 23 марта 2014 года находился в командировке в г. Сочи. Руководил сводным отрядом заместитель начальника отдела ДПС и ИАЗ УГИБДД ГУ

МВД России по Воронежской области подполковник полиции Ю.А. Суворин. За добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудники сводного отряда удостоены различных наград Президента Российской Федерации, руководства МВД России.

Сегодня для предоставления государственных услуг, связанных с регистрацией и проведением экзаменов на право управления транспортным средством и выдачи водительских удостоверений, в Воронежской области создано 12 межрайонных регистрацион-но-экзаменационных подразделений ГИБДД Еще в 6 районах области регистрационно-экзаменационные группы входят в состав отделений ГИБДД.

В целях развития партнерской модели взаимоотношений органов внутренних дел с гражданским обществом Управление ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области особое значение придает организации взаимодействия с общественными объединениями.

Мероприятия, направленные на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, УГИБДД проводит совместно с ВРО-ВФСО «Динамо» и детским фондом «Динамо». Ежегодно юные инспекторы дорожного движения становятся участниками и победителями Всероссийского детского спортивно-патриотического слета «Динамо».

За большой вклад в пропаганду безопасности дорожного движения, воспитание законопослушных участников дорожного движения, поднятие престижа деятельности Госавтоинспекции многие активисты общественных объединений по представлению УГИБДД поощрены наградами администрации Воронежской области, три человека награждены знаками «За отличие в службе ГИБДД» I степени и 15 человек - знаками II степени.

В настоящее время состояние аварийности на автодорогах Воронежской области остается одной из острейших социально экономических проблем и в условиях реформирования МВД России, сокращения штатной численности личного состава Госавтоинспекции приобретает все большую актуальность. На особом контроле стоят вопросы, связанные с повышением эффективности работы по профилактике ДТП, комфортным обслуживанием граждан и предоставлением различного рода услуг, входящих в компетенцию службы ГИБДД.

Литература:

1. Верзилин. В.А., Шевченко В.К., Елецких В.Л. Воронежский перекресток. - М.: ООО Студия «ИАН», 2003.

2. Верзилин В., Елецких В., Шаталов Е., Шевченко В. 80 лет в строю. Воронежская Госавтоинспекция. - М.: ТО «Альбом», 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.