38. Muxymuua, И.В. Украинский вопрос в России (конец XIX -начало XX века). - М., 2003. - С. 170.
39. Там же. С. 170-171; Легион сечевых стрельцов воевал в составе 25 корпуса австро-венгерской армии. - Шимое, Я. Габсбургское наследие Западной Украины // Отечественные записки. 2007. №1. - С. 152; Федюшин, О.С. Украинская революция. 1917-1918. - М., 2007. - С. 25.
40. Щёголее, С.Н. Украинское движение как современный этап южнорусского сепаратизма. - Киев, 1912. - С. 131.
41. Там же.
42. Скрынченко, Д. Война и "украинцы" // Киев, 1914. № 304. -С. 1.
43. Там же.
44. Скрынченко, Д. Война и "украинцы" // Киев, 1914. №310. -- С. 1.
45. Михутина, И.В. Указ. соч. - С. 173-174.
46. Романоеский, Ю.Д. Украинский сепаратизм и Германия // Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола. - С. 303.
47. Шеман, 3., Шарлау, В. Парвус - купец революции. Нью-Йорк, 1991. - С. 162.
48. Скрынченко, Д. Война и "украинцы" // Киев, 1914. № 315. -С. 1.
49. Скрынченко, Д. К характеристике украинства // Киев, 1915. № 449. - С. 1.
50. Уткин, АН. Первая мировая война. - М., 2001. - С. 155-156.
51. Записка об украинском движении 1914-1916 годов с кратким очерком истории этого движения как сепаратистско-революционного течения среди населения Малороссии // "Украинская" болезнь русской нации. - М., 2004. - С. 122.
52. Щёголее, С.Н. Указ. соч. - С. 490.
53. Семененко, В.И., Радченко, Л.А. История Украины. С древнейших времён до наших дней. Харьков, 1999. - С. 264.
Современные украинские историки приводят эти факты без тени смущения.
54. Щёголее, С.Н. Указ. соч. - С. 495.
55. Скрынченко, Д. Заметание следов // Киев, 1915. № 395. - С. 2.
56. Там же.
57. Там же.
58. Там же.
59. Там же.
60. Талергофский альманах. Памятная книга австрийских жес-токостей, изуверств и насилий над карпато-русским народом во время всемирной войны 1914-1917 гг. // Русская Галиция и "мазепинство". - М., 2005. - С. 211-511.
61. Михутина, И.В. Указ. соч. - С. 187.
62. Пашаееа, Н.М. Указ. соч. - С. 149. А.В. Марчуков пишет, что "через тюрьмы и концлагеря, наиболее страшными из которых были Талергоф и Терезин, прошли сотни тысяч галичан, а десятки тысяч закончили там свою жизнь". - Мар-чукое, А.В. Украина и проблема русской Галиции // Вопросы истории. 2007. № 2. - С. 160.
63. Саеченко, В.Н. Восточная Галиция в 1914-1915 годах (этносоциальные особенности и проблема присоединения к России) // Вопросы истории. 1996. №11-12. - С. 102.
64. Казанский, П.Е. Указ. соч. - С. 11.
65. Скрынченко, Д. Замечательное послание архиепископа Антония Волынского // Прикарпатская Русь. 1913. № 1136. -C. 1.
66. Институт рукописей при Национальной Библиотеке Украины им. В.И. Вернадского. Ф. XXI., прил. к Ф. № 1193.
67. Там же.
68. Скрынченко, Д. Нужны крепкие нервы // Прикарпатская Русь. 1915. № 1661. - С. 1.
69. Пашаееа, Н.М. Указ. соч. - С. 159.
УДК 371.1(092) ББК 74.03(2)6
ИСТОРИЯ XX ВЕКА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ БИОГРАФИИ ПЕДАГОГА И УЧЕНОГО: К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОФЕССОРА А.В. ЛОСЕВА
Жуков Василий Иванович,
академик Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор, ректор - основатель Российского государственного социального университета (г. Москва)
Аннотация. На фоне исторических событий XX века исследуется биография А.В. Лосева. Рассматривается вклад е российскую науку и разеитие отечестеенного еысшего образоеания профессора А.В. Лосееа.
Ключевые слова: история России XX еека, историческая биография, гражданская еойна, еторая мироеая еойна, система среднего и еысшего образоеания России соеетского периода, социальная экология.
21
XX-TH CENTURY HISTORY THROUGH A PRISM OF THE BIOGRAPHY OF THE TEACHER AND THE SCIENTIST: TO THE 100 ANNIVERSARY FROM THE DATE OF
A BIRTH OF PROFESSOR A.V. LOSEV
Zhukov V.I.
Abstract. Against historical events of the XX-th century A. V.Losev's biography is investigated. The contribution to the Russian science and development of domestic higher education of professor A. V.Losev is considered.
Keywords: history of Russia of the XX-th century, the historical biography, civil war, the Second World War, system of an average and higher education of Russia of the Soviet period, social ecology.
О, Я ХОЧУ БЕЗУМНО ЖИТЬ; ВСЕ СУЩЕЕ - УВЕКОВЕЧИТЬ, БЕЗЛИЧНОЕ - ОЧЕЛОВЕЧИТЬ, НЕСБЫВШЕЕСЯ - ВОПЛОТИТЬ!
Любимые A.B. Лосевым слова поэта Александра Блока
В 2012 году исполняется 100 лет со дня рождения замечательного ученого и педагога Александра Виссарионовича Лосева.
Лосев Александр Виссарионович (19122005 гг.) - доктор исторических наук, профессор, выдающийся учёный и педагог, крупнейший специалист в области истории аграрных отношений и политической истории, автор около 250 публикаций. А.В. Лосев заведовал кафедрой истории КПСС Воронежского государственного университета с 1956 по 1991 год. Заслуженный деятель науки РСФСР, отличник высшей школы, инструктор ЦК КПСС, секретарь парткома ВГУ (1965-1969 гг.), делегат XXIV съезда КПСС (1971 г), участвовал в работе июньского (1963 г.) Пленума ЦК КПСС, член экспертного совета по истории КПСС и партийного строительства ВАКа, председатель Учёного Совета при ВГУ по защите докторских и кандидатских диссертаций по истории КПСС и истории СССР.
Окончив в 1940 г. исторический факультет Курского государственного педагогического института, будучи свидетелем бурных событий 1920-х годов, А.В. Лосев большую часть своей жизни посвятил изучению советской деревни и деятельности в ней партийных и государственных структур. А.В. Лосева отличали научная основательность, желание передавать полученные знания окружающим, гражданская активность, постоянное стремление к новому. В изменившихся после 1991 года условиях А.В. Лосев
уже в весьма почтенном возрасте разглядел перспективность тогда совсем нового научного направления социальной экологии и в последние годы жизни очень много сделал для его развития.
А.В. Лосев награждён орденом Трудового Красного Знамени, шестью медалями, Почётными грамотами, дипломами и памятной юбилейной медалью ВГУ в честь 85-летия со дня рождения.
12 сентября 2011 года в день 99-летия А.В. Лосева на доме по ул.Театральной, в котором он жил многие годы и где его до последних дней жизни посещали многочисленные ученики, была открыта мемориальная доска в знак признания жителями г. Воронежа выдающихся заслуг ученого и педагога.
Главным итогом жизни А.В. Лосева стали подготовленные и воспитанные им ученики, в круг которых входят как учившиеся у него мальчишки и девчонки далеких 1930-х годов в сельских школах, в которых он учительствовал и потом был директором, слушатели ряда партийных школ страны 1940-х годов, так и многочисленные выпускники Воронежского строительного института конца 1940-х -1950-х годов и Воронежского государственного университета 1950-х - 1980-х годов. Обобщая свидетельства многих его бывших учеников, пожалуй, можно сформулировать главные педагогические принципы А.В. Лосева: подчеркнутое уважение к личности ученика, скрупулезная порядочность во взаимоотношениях с учениками и коллегами, заинтересованная доброжелательность и бескорыстная помощь в становлении учеников, воспитательное воздействие на ученика высокого морального авторитета учителя.
А.В. Лосев неоднократно говорил, сколь большое влияние на формирование его личности оказала семья и события детства.
А.В. Лосев родился 12 сентября 1912 года на хуторе Грачев Ростовской области, что расположен по берегам когда-то многоводной реки Чир. Здесь родились и жили несколько поколений его предков-казаков. Основное занятие населения хутора - земледелие. Исстари сеяли рожь да пшеницу. В то время хутор был богат садами и бахчами.
А.В. Лосев вспоминал свою малую родину, как край лазоревых степей, где "степь да степь кругом", с небольшими лесными оазисами, сохранившимися по сей день татарскими курганами, напоминающими о пребывании в здешних местах полчищ татарских завоевателей. В годы его
Александр Виссарионович Лосев (1912-2005 гг.)
детства и отрочества единственной ребячьей забавой и развлечением была река Чир. Летом купались, а зимой катались на санках и коньках. Чир своей крутизной и зигзагообразной водяной нитью протянулся параллельно Дону на 250 км с Запада на Восток, положив свое начало от хутора Верхнечирска Ростовской области до впадения в Дон в станице Нижнечирской Волгоградской области.
А.В. Лосев вспоминал рассказы старожилов конца XIX века о том, как много на р. Чир водяных мельниц, крупорушек, валяльных мастерских для изготовления валенок, полотняных и шерстяных изделий для зипунов и зимней одежды! Полноводный Чир даже на рубеже XIX и XX веков был богат рыбой, и население речного побережья кормилось ею.
С огорчением А.В. Лосев отмечал, что с развитием земледелия и животноводства, с появлением ветряных и паровых мельниц в крае, а главное, в результате бесхозяйственного отношения к реке Чир, современная река обмелела и потеряла свою привлекательность и красоту.
Из своего раннего детства вспоминал А.В. Лосев, как тогдашние жители донского края съезжались на весенние и осенние ярмарки, чтобы не только "продать - купить", но и "повеселиться вдоволь и показать свою казачью удаль". Однако не у каждого живущего здесь было раздолье. Как и по всей России, жили по-разному. Были и богатые, и бедные.
По рассказам матери, мобилизация отца А.В. Лосева на действительную военную службу осложнилась тем, что в его семье было пятеро нетрудоспособных человек (его отец, мать и трое детей). Несмотря на сложное семейное положение, пришло предписание - мобилизовать.
И еще. По условиям мобилизации казак должен иметь на ходу строевого коня, седло военного образца. Но в хозяйстве отца А.В. Лосева была лишь кобылица. Однако те, кто осуществлял мобилизацию, настойчиво требовали от отца во что бы то ни стало коня. Отец А.В. Лосева не имел возможности поменять кобылицу на коня, а средств на приобретение строевого коня не было. Закончилась тяжба тем, что разрешили отправиться на военную службу с "нарушением установленных правил службы казака на коне". Для казака это считалось позором. Мать А.В. Лосева вспоминала, как на плацу мобилизации встретили выезд кавалериста под всеобщий смех и свист. Итак, пришлось отцу терпеть ядовитую ухмылку однополчан при виде его на оседланной кобылице. По воспоминаниям отца А.В. Лосева, лошадка Голубка (так ее ласково называли) была умной, сообразительной и не раз отца выручала в фронтовых условиях. До конца войны Голубка не уцелела. С войны отец А.В. Лосева пришел домой пешком, зимой 1920 года, прослужив 8 лет.
В хозяйстве родителей А.В. Лосева не осталось лошадей, и до 1926 года их семья числилась "безлошадными". За время военной службы отца А.В. Лосева (19111920 годы) его хозяйство разорилось, семья обносилась, к концу гражданской войны даже есть было нечего.
Трагические события лихолетья гражданской войны впечатались в детские воспоминания А.В. Лосева. По Донскому краю еще шныряли по разным местам бандитские
шайки, в том числе и отряды Махно. Набегали на хутора, грабили и убивали, поджигали жилища и строения. На А.В. Лосева огромное впечатление на всю жизнь оставил один такой случай бандитского набега на хутор Грачев. В это время А.В. Лосев был в школе, учился в первом классе. Ученики увидели через окно школы, что бандиты едут по улице хутора. Учителя прекратили занятия и стали прятаться (две учительницы) на чердаке, при этом просили учеников об этом никому не говорить. При возвращении из школы домой дети увидели на возвышенном месте хутора зарубленного бандитами человека. Отрубленная голова его валялась недалеко от туловища. Как вспоминал А.В. Лосев, такое зрелище произвело на него очень сильное нервное возбуждение. Вечером, когда он пошел ложиться спать и вошел в другую комнату, увидел в темноте блеск самовара, ему показалось, что это лежит окровавленная голова того зарубленного бандитами человека. От нервного испуга он сильно закричал: "Вот он". В комнату вбежала мама А.В. Лосева и спрашивает: "Кто это он?" Стали его всей семьей успокаивать. Дедушка А.В. Лосева принес отвар трав успокаивающих. Из-за нервного потрясения А.В. Лосев не мог несколько дней спать. Даже уже в старости, говорил А.В. Лосев, когда он иногда с трудом засыпал, ему мерещился зловещий блеск самовара, как будто это было вчера.
В 1920 году, к приходу с войны домой отца А.В. Лосева, в амбаре и кладовой было пусто. Даже не было семян для весеннего сева. Как бы тяжело не было, а восстанавливать крестьянское хозяйство было надо. Отец А.В. Лосева планировал увеличить посевную площадь яровых в 1921 году. Но объективные природные условия не позволили ему претворить в жизнь его мечты. Произошло это потому, что ранней весной 1921 года установилась сильнейшая жара, которая продолжалась и в мае, и в июне, и в июле.
К середине июня уже стало ясно, что огромные территории России поражены сильнейшим неурожаем. Жертвой засухи стал каждый третий крестьянин. В результате сокращения посевных площадей и неурожая 1921 года страна получила хлеба меньше, чем когда-либо.
Тяжелая засуха, неблагоприятные условия особенно сильно поразили места, разоренные войной, интервенцией. "Если вы сейчас посмотрите на голодающие губернии", - говорил М.И. Калинин, всесоюзный староста, - "то вы увидите, что по всем этим губерниям прошли армии как белых, так и красных в 1919 году, а в некоторых местах даже в 1920 году из-за этого пропали целые рабочие сезоны. В соответствии с этим, слабость крестьянского населения по отношению к случайным бедствиям, бедствиям стихийным, невероятно увеличилась".
Недостаток рабочей силы, тягла, инвентаря, отсутствие во многих хозяйствах семян и ухудшение их качества -все эти следствия ослабляли крестьянское хозяйство перед лицом стихийных бедствий.
По воспоминаниям А.В. Лосева, страдания, выпавшие тогда на долю населения голодающего Донского края, были неимоверно велики. Во многих районах, хуторах и станицах голодало подавляющее большинство крестьян.
К весне 1922 года от голода и болезней погибло много людей. А.В. Лосев всю жизнь хорошо помнил этот голодный 1921 год. Семья А.В. Лосева, состоящая из 8 человек, тяжело пережила голод. Не было хлеба, вместо него выпекали какие-то "коврижки" пополам с добавками из толченых сухих фруктов и тыквы. Выручала картошка. Семья А.В. Лосева пережила не только голодные месяцы 19211922 годов, но и болезни. За зиму переболели все, причем дважды брюшным и сыпным тифом. Сопровождалась тифозная эпидемия головной болью, лихорадкой, высокой температурой (до 39 и 40 градусов), ознобом, с осложнениями в виде тромбозов и пневмонии. В последующие 23 года дети в их семье переболели малярией. В определенное время, как по часам, их трясла малярийная лихорадка, а средств защиты не было никаких, кроме как детей поили чаем с настоем разных трав: мяты, душицы.
А.В. Лосев вспоминал, что уже тогда государство оказывало голодающим крестьянам небольшую помощь семенами, хлебом, картофелем. В школах и детских учреждениях выдавались горячие завтраки. Вполне понятно, что государственная помощь позволила спасти от голода и смерти определенную часть людей, а не всю обширную территорию России. Анализируя прошлое, А.В. Лосев считал, то проведенный в то время государством продовольственный план оправдал себя - дал государству необходимый минимум продовольствия, одновременно облегчил бремя крестьянских платежей, и тем самым помог заинтересовать крестьянина в подъеме сельского хозяйства. Если весна 1921 года дала значительное снижение посевов, осень, несмотря на огромные трудности, принесла расширение посевов. В своих воспоминаниях А.В. Лосев об этом написал: "Я хорошо помню, как отец стремился провести осенний сев 1921 года, предложив организовать крестьянскую складчину. У нас от голодного года сохранился бык, и у соседа также бык. В результате складчины был проведен осенний сев. Летом 1922 года при хорошем урожае наша семья получила вполне достаточное количество зерна, чтобы прокормиться и заготовить посевной материал на будущий год. Таким образом, хозяйство выбралось из крайней нищеты"[1, с. 10].
По воспоминаниям А.В. Лосева, введение НЭПа в стране положительно сказалось на производственной активности крестьянства. Если весной 1921 года из-за катастрофической засухи трудовая активность крестьянства не дала еще в полной мере плодов, то в дальнейшем результаты хозяйственной заинтересованности крестьянина проявились все более наглядно. Крестьянство с громадной энергией и с величайшим самопожертвованием восстанавливало свое хозяйство, расширяло посевную площадь, восстанавливало орудия производства, свои жилища. Заметно обустраивалась и хорошела деревня. Этот процесс восстановления сельского хозяйства А.В. Лосеву пришлось наблюдать детскими глазами на примере своего хутора.
Шли годы. Социально-экономическая жизнь деревни набирала силу - крепла и развивалась. Без государственной помощи крестьянство не смогло бы преодолеть разруху, процесс восстановления растянулся бы на многие
годы. А.В. Лосев положительно вспоминал, как изменилась земельная политика советской власти в связи с переходом к НЭПу. В принятом тогда Земельном кодексе России закреплялся принцип свободы выбора крестьянским населением форм и порядка землепользования. Закреплялась традиционная деятельность крестьян через общину: рассмотрение земельных споров, защиты прав на землю, условия сдачи в аренду, применение на первом этапе НЭПа наемного труда в крестьянском хозяйстве и т.д. Земельный кодекс как бы содействовал коллективным формам хозяйства, товариществам по совместной обработке земли, создавая основу для постепенного перехода к колхозной форме хозяйства.
Под влиянием принятия нового земельного кодекса семья А.В. Лосева решила вступить в "Товарищество по совместной обработке земли" и в течение двух-трех лет принимала активное участие в производственной деятельности товарищества, а весной 1930 года, в период сплошной коллективизации, вступила в колхоз "Красный Дон" и активно участвовала в его производственной деятельности, аккуратно уплачивала все многочисленные налоги. При введении НЭПа был установлен в стране единый сельскохозяйственный налог, более облегченный, чем ранее. В трудовой деятельности колхоза принимали участие с 1930 по 1932 годы отец А.В. Лосева Виссарион Арсентьевич (в строительной бригаде), мать Мария Фоминична участвовала в полевых работах и старшая сестра Анна работала в садово-огородной бригаде. В период летних каникул принимали участие в сборе урожая сам А.В. Лосев и его младшая сестра Валя. В целом семья А.В. Лосева по количеству трудодней занимала первое место в колхозном производстве.
Воспоминания А.В. Лосева дают нам яркое представление о жизни крестьянской семьи того времени. По воспоминаниям А.В. Лосева, семья его родителей была трудолюбивой и дружной, придерживалась нравственно-духовных и религиозных принципов поведения в семейных отношениях. Религиозно-христианские чувства особенно выражали дедушка и бабушка. А.В. Лосев вспоминал, что его отец посещал церковь только на праздник Пасхи - носил куличи и яички. Перед Пасхой - весенний посев, семья соблюдала необходимые христианские обычаи: недельное посещение церкви в Великий пост (по выбору каждого взрослого семьянина).
В семье царил неписаный культ любви и уважения, не было скверных привычек пьянства, сквернословия, ссор и дрязг. Семья в полной мере обладала крестьянской культурой поведения своего времени, переходящей из поколения в поколение. Занималась земледельческим трудом, соблюдала принципы единения человека и природы, развивала активные форма крестьянского мастерства, творчества и досуга. Без дела семья не сидела ни летом, ни зимой, каждый занимался своим специфическим делом. Дедушка А.В. Лосева Арсентий Григорьевич зимой и летом мастерил: ремонтировал и делал телеги, сани, конские сбруи и воловьи ярма, шил обувь и одежду. Бабушка вязала шерстяные чулки, варежки, перчатки, вышивала рушники, скатерти, женское белье. Мама А.В. Лосева обши-
24
вала всю семью. Она имела швейную машинку, шила все, что носили члены семьи: и женское, и мужское. Она была мастерицей в кулинарии и консервировании овощей и фруктов. Отец А.В. Лосева умел выделывать овечьи шкуры, строил сараи и животноводческие помещения, выполнял основные полеводческие работы.
С детства приучали к труду и детей. Каждый член семьи выполнял посильную работу по уборке дома, в овчарне и птичнике, носили воду из колодца. Летом помогали родителям в огородно-полевых и садовых работах, в уходе за скотом и птицей. Родители интересовались учебой детей в школе. А.В. Лосев вспоминал, как дедушка учил внуков правилам поведения за обеденным столом: смирно сидеть, не болтать ногами, не хватать с другой стороны блюда (куски мяса, пирожки и т.п.), не ставить локти на стол и т.д.
А.В. Лосев закончил начальную школу в 1926 году. В этом же году его приняли в пятый класс Каргинской школы крестьянской молодежи (ШКМ), по окончании которой А.В. Лосев решил продолжить учебу дальше. В семье стали обсуждать, какую профессию ему дальше приобретать. Отец А.В. Лосева высказался определенно, что хотел бы видеть сына агрономом. С этой целью он уже побывал в Миллеровском сельскохозяйственном техникуме, где работал его фронтовой товарищ, который обещал помочь в поступлении на учебу. Мама А.В. Лосева сказала: "Твое дело, сынок, не мне учиться и работать, решай сам". Дедушка Арсентий отметил, что он опоздал со своим советом ровно на три года, когда внук заканчивал Грачевскую школу. В тот период он предлагал А.В. Лосеву учиться на кузнеца, но А.В. Лосев отказался. Дедушка стал вспоминать, что его другой внук Василий Рычнев последовал совету деда, стал кузнецом и сделал ему нож для отделки деревянных ложек, показал его и поцеловал нож в знак признательности новому мастеру. Дедушка был доволен подарком внука Василия. В заключение, вспоминал А.В. Лосев, он поблагодарил своих родственников за советы и сказал, что, еще будучи в начальной школе, избрал любимую для себя учительскую работу, к которой приглядывался в течение пяти лет. Да и его учитель Андрей Анисимович Боков не раз советовал учиться на педагога. На семейном совете решили, что А.В. Лосев должен поехать с отцом в Миллерово, побывать в сельхозтехникуме и в школе-девятилетке и там окончательно выбрать будущую специальность.
Прошло лето, и в середине августа 1929 года А.В. Лосев стал собираться с отцом в Миллерово. Рано утром в день их отъезда отец А.В. Лосева отправился в сад, в руках у него были пила и топор. В час отъезда отец принес в дом свежевытесанный грушевый кол по размерам чемодана и положил его на обеденный стол. По старинному преданию кол символизировал счастливый путь в дороге и жизни.
В присутствии всех провожающих отец А.В. Лосева произнес следующие слова: "Вот, Александр, тебе мой наказ. Ту грушу, что растет в конце нашего сада, посадил твой дедушка Арсентий Григорьевич, ей уже 30 лет. Она плодоносит обильно, плоды ее вкусные, к ней люди тя-
нутся, ее почитают и расхваливают на все лады. Я из грушевой ветви вытесал кол как символ доброго тяготения людей. Так будь и ты в жизни любимым, почитаемым, честным, порядочным, образованным и добрым человеком". С такими отцовскими словами напутствия А.В. Лосев уехал из родительского дома и никогда их не забывал.
Добрались А.В. Лосев с отцом на лошадях до Мил-лерово на вторые сутки. Расстояние от хутора до города 130 км. Пошли в школу-девятилетку. Встретились с учителями и с приемной комиссией. Беседа была краткой, заданы были два вопроса: почему они подают заявление в Мил-лерово, а не в Вешенскую школу второй ступени. Лосевы объяснили, что Вешенская школа была с кооперативным уклоном, а Миллеровская - с педагогическим. А.В. Лосев хотел бы стать учителем. Второй вопрос: есть в их семье учителя? Дядя А.В. Лосева был учителем и работал в сельской школе уже 10 лет. Он тоже советовал ему стать учителем, для чего поступать в Миллеровскую школу.
За два года учебы А.В. Лосев подружился со своими одноклассниками. Настоящая, искренняя и душевная дружба сложилась у А.В. Лосева в Миллеровской девятилетке с Федором Шкондиным. А.В. Лосев вспоминал, как Ф. Шкондин любил заниматься математикой. Свой математический талант он развил впоследствии в Ростовском пединституте на математическом факультете. Всю жизнь преподавал математику. Стал заслуженным учителем Российской Федерации, участвовал в Великой Отечественной войне. В послевоенный период он опубликовал сборник задач для средней школы.
Всю жизнь А.В. Лосев с Ф.Шкондиным дружили, встречались, активно переписывались.
Удивляя собеседников отменной памятью, А.В. Лосев уже в почтенном возрасте с особым трепетом и любовью вспоминал о своих тогдашних учителях-наставниках. В числе их: Петр Дмитриевич Богомолов - математик высшего класса. Любимая у него методика - решать задачи у доски. Обращаясь к ученику, учитель повторял: "Ступай к доске". Наглядно и прозрачно решалась задача у доски, какой бы трудности она ни была. За решением задачи следила вся группа учеников. Увлеченно вели занятия учителя физики Михаил Михайлович Ефанов и по литературе Константин Петрович Дробатов. С приятной улыбкой преподавал политэкономию молодой учитель Николай Романович Антипов.
После окончания Миллеровской школы А.В. Лосев получил специальность учителя начальной школы и стал работать в школе. Первый год работал в селе Алексеевка, а второй год в Колодезянской ШКМ заведующим и учителем.
На летних каникулах А.В. Лосев отдыхал в доме отдыха "Белогорье - ЦЧО", где познакомился с учителем педагогики педтехникума В.Д. Перепоновым и журналистом райгазеты А.Г. Бовыкиным из Валуек. Перед отъездом в Миллерово А.В. Лосев признался им, что ему очень понравилась природа ЦЧО, те места, куда они ездили на экскурсию - Острогожск, Лиски и др. В.Д. Перепонов сразу же предложил А.В. Лосеву приехать в Валуйки. Из дома
отдыха А.В. Лосев поехал к родителям в хутор Грачев, где пробыл несколько дней и возвращался в Миллерово на работу через совхоз "Красная заря", откуда автотранспортом было удобнее добраться до города. К совхозу А.В. Лосева подвозил отец, которому он по пути признался в желании поменять место работы. Отец не одобрял это решение - он надеялся на возвращение и работу А.В. Лосева в Грачевской семилетней школе, чтобы жить вместе. Подъехали Лосевы к совхозному гаражу, купили билет, распрощались, и А.В. Лосев поехал в Миллерово. Это была последняя встреча А.В. Лосева с отцом. Кто бы мог тогда подумать?
По возвращении в Миллерово А.В. Лосев зашел в Миллеровский районный отдел народного образования и совершенно случайно встретил бригаду работников Воронежского облоно, которые приехали вербовать учителей для работы в школах ЦЧО, где впервые в стране была провозглашена идея осуществления всеобщего семилетнего образования, требовавшая дополнительных учительских кадров. А.В. Лосев поехал в Воронеж для предварительного ознакомления с условиями оформления на работу. Выяснилось, что в Острогожске вакансий нет, а в Валуй-ках есть одно место учителя школы Солотянской детской колонии. Так А.В. Лосев получил направление в Валуйки, и с сентября 1932 года стал работать учителем. По окончании учебного года А.В. Лосева перевели работать директором Селиванской семилетней школы. Там А.В. Лосев впервые встретил свою будущую жену - Марию Яковлевну. В мае 1935 года они зарегистрировали брак в Насонов-ском сельском совете, а в Валуйках состоялась их скромная свадьба.
За десятилетие (1932-1942) работы в Валуйках произошли огромные изменения в жизни и работе А.В. Лосева: он удачно обзавелся семьей, встретился со многими людьми, среди которых обрел настоящих друзей и товарищей, которых никогда не забывал. Среди них А.В. Лосев вспоминал учителей, работников народного образования, комсомола, партийных и советских органов: Бондаренко Алексей Дмитриевич, Богданов Иван Иванович, Дворни-ченко Петр Иванович, Денисенко Григорий Федорович, Мальгин Михаил Апполонович, Перепонов Василий Дмитриевич, о каждом из которых А.В. Лосев тепло написал в своих воспоминаниях.
С сентября 1934 года А.В. Лосев перешел на работу в Валуйский отдел народного образования и занялся инспектированием семилетних школ, которых в районе числилось 15.
В 1934-1935 годы А.В. Лосев занимался семилетними школами, побывал в каждой из них. Проанализировал работу каждого учителя и директора школы. Закончив инспекторскую проверку, А.В. Лосев попросил заведующего районо И.И. Богданова освободить его от инспекторской работы и направить работать завучем-учителем обществоведения и истории в железнодорожную среднюю школу, куда его пригласил ее директор.
А.В. Лосеву предстояло сдать экстерном экзамены по истории за учительский институт, а без учительской стажировки это было бы сделать сложнее. Год работы в же-
лезнодорожной школе дал возможность А.В. Лосеву сдать экстерном все экзамены.
С сентября 1936 года А.В. Лосева назначили директором Валуйской городской средней школы №1.
Восьмого марта 1936 года у Лосевых родилась дочь Нина. Эту радостную весть А.В. Лосеву сообщили по телефону знакомые врач и акушерка в тот момент, когда учительский коллектив школы отмечал праздник 8 Марта. Его сообщение вызвало оживление в зале, и присутствующие подняли тост за здоровье матери Марии Яковлевны и рождение дочери. Через 3 года в семье прибавилось счастья - в апреле 1939 года на свет появились Валентина и Виталий (двойняшки).
В марте 1942 года А.В. Лосева перевели работать в Курский обком ВКП(б), а семья осталась в Валуйках.
В военное лихолетье семья А.В. Лосева полгода находилась в оккупации. Освобождение Валуек в 1943 году дало возможность семье воссоединиться.
С сердечной болью А.В. Лосев вспоминал о своих друзьях, ставших жертвами фашизма. В январе 1943 года, накануне освобождения советскими войсками города Валуек, гестапо решило уничтожить тех, кто сидел в Валуйской тюрьме. Вывозили их ночью и расстреливали в лесу, вблизи города. В числе расстрелянных - учительница Елена Никитична Махортова из Валуйской школы №1.
Е.Н. Махортова, 1915 года рождения, окончила Воронежский пединститут по специальности - физик. В начале Великой Отечественной войны она была директором средней школы № 1. Бабенко Аня - выпускница средней школы 1940 года, работала пионервожатой и библиотекарем. В период оккупации Махортова и Бабенко находились на подпольной работе в Валуйках. В первый месяц оккупации их посадили в тюрьму. Гестаповцы допрашивали их с жестокостью, морили голодом. Родители носили в тюрьму передачи, поддерживали их. Следует отметить активную помощь заключенным в оккупационный период Ирины Николаевны Ванкуй, мамы ученицы средней школы №1 Валентины Ванкуй.
По словам А.В. Лосева, когда он в послевоенное время бывал в Валуйках, то непременно посещал могилы дорогих ему валуйчан.
Воскресным утром 22 июня 1941 года по радио выступил министр иностранных дел Советского Союза В.М. Молотов. В тревожном состоянии он сообщил, что гитлеровские войска перешли на широком фронте от Балтийского до Черного морей советскую границу и развернули военные действия без объявления войны. Семья А.В. Лосева собралась на воскресный завтрак под впечатлением сообщения о войне.
Вечером того же дня А.В. Лосев получил повестку о явке на призывной пункт 23 июня в качестве политического комиссара. Там А.В. Лосев проработал 2 месяца, пока прошел первый поток призыва. В конце августа А.В. Лосева утвердили заведующим отдела пропаганды и агитации Валуйского райкома партии.
По воспоминаниям А.В. Лосева, в райкоме он в основном занимался военными делами: будучи комисса-
26
ром истребительного батальона, вместе с командиром батальона проводили 3 раза в неделю военные занятия, изучали военную технику, отрабатывали на месте предполагаемой высадки вражеского десанта рекогносцировку местности, рыли окопы, выполняли другую работу по заданию военного коменданта города Валуйки. Да и вся остальная работа в райкоме была подчинена задачам фронта. Вблизи Валуек строили по заданию военный аэродром. В помощь строителям ежедневно нужны были людские силы и транспорт.
В Валуйках действовали военные госпитали. Вместе с органами здравоохранения А.В. Лосев оказывал им помощь в организации культурно-бытового обслуживания, просветительной деятельности и т.д.
С осени 1941 по лето 1942 года Валуйки был прифронтовым городом. Железнодорожный узел Валуйки оказался в это время на перекрестке коммуникаций войны. Здесь проходила железнодорожная рокада, то есть дорога, идущая параллельно линии фронта, которая соединяла Москву с югом страны. Через Валуйки велась эвакуация людей и военного имущества с Украины на восток страны и снабжение фронта всем необходимым из глубокого тыла. Значение города Валуйки как важнейшего узла коммуникаций еще более возросло в период январского 1942 г. наступления войск Юго-Западного фронта и подготовки наступательной операции 38-й и 6-й армий под Харьковом. 12 января 1942 года из Борисоглебска прибыл в Валуйки истребительный авиационный полк противовоздушной обороны для прикрытия железнодорожного узла города Валуйки. С осени 1941 до ноября 1942 года в Валуйках находился штаб Юго-Западного фронта.
В редакции газеты "Красная армия" работала целая плеяда талантливых русских и украинских писателей и поэтов. Через Валуйки пролегли фронтовые дороги Александра Твардовского, написавшего здесь новые главы "Василия Теркина", о которых Константин Симонов сказал, что "это лучшее из всего написанного о войне на войне". А.Т. Твардовский оставил характерное четверостишие о черноземных дорогах Валуек, редакционные машины приходилось порой вытаскивать из болота на руках: "Грязь по колено, водки ни струйки, вот что такое город Валуйки".
По воспоминаниям А.В. Лосева, в осенний период 1941 г. в Валуйках побывали Алексей Сурков, Александр Безымянский, Евгений Долматовский, Андрей Малышко и другие поэты и писатели. Многие из них приходили в партийный кабинет Валуйского райкома партии, где приходилось ему, заведующему пропаганды райкома партии, встречаться и беседовать. А.В. Лосев вспоминал беседу с М. Божан, А. Корнейчуком и В. Василевской. По воспоминаниям украинского поэта Андрея Малышко, А. Корнейчук и В. Василевская поженились в Валуйках. В дни октябрьских вечеров 1941 года они пригласили на скромный ужин близких друзей, поклонились гостям и попросили считать этот ужин за свадьбу [2].
После восьмимесячной работы в Валуйском райкоме партии А.В. Лосева утвердили на должность заведующего сектором пропаганды Курского обкома ВКП(б) (обком временно располагался в прифронтовом городе Ста-
рый Оскол). А.В. Лосев опять-таки в основном занимался делами "помощи фронту". Почти все время четырехмесячной работы в обкоме А.В. Лосев находился в разных районах области. Занимался военными делами: отселением людей из прифронтовой зоны вглубь страны, подбором надежных людей (из коммунистов и беспартийных) для работы в тылу врага. Их соответствующая специальная подготовка к отправке проводилась в Старом Осколе.
В июне 1942 года А.В. Лосева освободили от работы в Курском обкоме партии в связи с направлением на учебу в Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б).
На учебу в ВПШ А.В. Лосев прибыл 1 июля 1942 года в г. Свердловск, в котором школа была временно размещена. В феврале 1943 года школу реэвакуировали в Москву.
По воспоминаниям, возможности учиться в ВПШ А.В. Лосев был очень рад. Ведь ему пришлось получать высшее образование через заочное обучение. А.В. Лосев с гордостью вспоминал, что ВПШ им преподавали ведущие профессоры МГУ и ЛГУ, академики АН СССР, видные общественные и государственные деятели страны. В числе других им читали лекции академики Е.В. Тарле (историк), И.И. Минц (историк), Е.М. Ярославский (история ВКП(б), Г.Ф. Александров (философия), И.М. Майский, С.А. Лозовский (история международных отношений). Уровень преподавания и требования были несравненно более высокие, чем вузовские. К тому же и методика преподавания была другая. Слушатели ВПШ познавали исследовательский метод изучения документов, реферативную систему по разделам предметов, глубокое изучение иностранных языков. Иными словами, ВПШ явилась для слушателей, уже имевших высшее образование, своеобразной формой аспирантуры. И неспроста позднее в инструкции ВАКа было записано, что лица, окончившие ВПШ при ЦК ВКП(б) в 1940-1945 годах, освобождаются от сдачи кандидатского минимума по специальностям история, философия, политэкономия и иностранный язык. О высоком качестве отбора слушателей и образования говорит и то, что многие из окончивших ВПШ в 1940-1945 гг. стали видными в стране учеными.
Регулярно проводились в ВПШ интересные вечера-встречи с выдающимися учеными, писателями, артистами, композиторами и государственными деятелями. А.В. Лосев вспоминал, что в числе ученых выступали академики В.Л. Комаров и С.И. Вавилов. Особенно запомнилась А.В. Лосеву встреча с С.И. Вавиловым (1943 г.), директором института физики им. Лебедева. В военное время институт занимался особо важными военно-техническими проблемами. Не касаясь их (по понятным причинам), С.И. Вавилов свою беседу со слушателями посвятил теме: "Солнечный свет и жизнь на Земле". Рассказ был доступным, и слушали его с большим вниманием.
В плане партийной школы предусматривались факультативные занятия (по выбору слушателей) и встречи не только с выдающимися учеными, но и с творческими работниками. А.В. Лосев вспоминал встречи на школьных вечерах с народными артистами СССР В. Качаловым, И. Москвиным, М. Тархановым, И. Ильинским, А. Тарасовой, Л. Руслановой, И. Козловским, Д. Михайловым, с
писателями Л. Леоновым, И. Эренбургом, А. Толстым, А. Фадеевым. На вечерах побывали выдающиеся деятели искусств, в том числе и композиторы - В. Лебедев-Кумач, А. Хачатурян, кинорежиссер Г.В. Александров.
Перед слушателями ВПШ выступали видные государственные и общественные деятели: М.И. Калинин, В.П. Потемкин, Д.З. Мануильский.
В условиях войны, по воспоминаниям А.В. Лосева, слушателям ВПШ приходилось выполнять и физическую работу. В 1942 году в Свердловске несколько раз по призыву грузили в вагоны военную технику и боеприпасы для фронта, за что получали благодарности от И.В. Сталина.
В Москве слушатели ВПШ выезжали в Тверские леса (август-сентябрь 1943 года) на заготовку дров для столицы. По воспоминаниям А.В. Лосева, трудились с энтузиазмом, выполнили плановое задание досрочно, с середины сентября возвратились и принялись за учебу.
Москва 1943 года жила с замаскированными окнами, нередко объявляли тревогу, и слушатели ВПШ, по сигналу ПВО, занимали свои боевые места, где кому положено. А.В. Лосев был в команде пожарников. Это означало, что команда срочно в боевом порядке добиралась по пожарным лестницам на многоэтажные здания и в случае обнаружения зажигательных гранат сбрасывала их с крыш или тушила.
После окончания ВПШ А.В. Лосева решением секретариата ЦК ВКП(б) 15 июня 1944 г. утвердили инструктором управления кадров ЦК ВКП(б). Так А.В. Лосев стал работать в секторе партийных школ в отделе партийных кадров ЦК ВКП(б).
Здесь А.В. Лосев занимался кадрами областных, краевых и республиканских партийных школ. К приходу А.В. Лосева партийные школы были либо только что созданы, либо создавались. Всего по стране было создано свыше 150 партийных школ. На местах подбирались директора и их заместители, заведующие кафедрами и преподаватели. Весь этот состав вошел в номенклатуру отдела партийных кадров и подлежал утверждению. Как правило, директора, их заместители и заведующие кафедрами утверждались в секторе партийных школ. В необходимых случаях А.В. Лосеву приходилось выезжать на места и помогать райкомам, обкомам и крайкомам подбирать кадры для партийных школ. Или по просьбам обкома направлять из числа окончивших ВПШ на работу в областные, краевые и республиканские школы. Более половины выпускников ВПШ 1944 года (это около 100 человек) были направлены на педагогическую (в том числе и руководящую) работу в партийные школы, главным образом, в те области, которые были освобождены от немецкой оккупации, или во вновь созданные в стране области.
За два года работы в аппарате ЦК ВКП(б) А.В. Лосев побывал во многих республиканских и областных центрах, где уже работали партийные школы или партийные курсы.
В первой половине 1946 года А.В. Лосев принимал
участие в комиссии ЦК по подготовке материала, связан-
ного с реорганизацией центральных партийных школ (ВПШ, ВШПО и Ленинских курсов при ЦК). В августе 1946 года политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление о реорганизации центральных партийных школ: создана единая партшкола (ВШПО и Ленинские курсы были ликвидированы). Создана Академия Общественных Наук при ЦК ВКП(б).
Сложны перипетии отечественной истории ХХ века. Так уж получилось, что в начале 1930-х годов отец А.В. Лосева был арестован по обвинению в противодействии государственной политике коллективизации. По сведениям, которые тогда дошли до А.В. Лосева, его отец был приговорен к 10 годам и умер в заключении. Так А.В. Лосев и указывал в официальных сведениях о себе. При очередной проверке выяснилось, что отец А.В. Лосева был приговорен к расстрелу и казнен, что означало большую тяжесть его предполагаемого преступления. Соответственно А.В. Лосев был обвинен в сокрытии этого факта от руководства партии и за это был уволен из аппарата ЦК ВКП(б). В июле 1946 года А.В. Лосева перевели на работу в Воронеж.
В Воронеже А.В. Лосев начал преподавать одновременно в инженерно-строительном институте и областной партийной школе. А.В. Лосев, уже работая в аппарате ЦК ВКП(б), осознанно готовился к преподавательской работе в вузе.
У А.В. Лосева уже был десятилетний опыт педагогической деятельности в школах. Около двух лет А.В. Лосев работал по совместительству на Ленинских курсах (центральных) для первых секретарей райкомов партии в Москве при Высшей Школе парторганизаторов. Но непосредственный опыт вузовской педагогической деятельности впервые начался для А.В. Лосева в Воронеже в инженерно-строительном институте (ВИСИ).
А.В. Лосев прибыл в Воронеж с семьей 16 августа 1946 года. Его встретили на вокзале представители ВИСИ. А.В. Лосев вспоминал, что Воронеж лежал в руинах. Центральный в городе проспект Революции разрушен. Уцелели только два здания. Разрушенным стоял и инженерно-строительный институт. Его восстанавливали пленные немцы под конвоем. Какая-то часть здания уцелела, ее приспособили для занятий, библиотеки и помещений служебного пользования.
Когда 1 сентября 1946 г А.В. Лосев пришел читать вводную лекцию, то увидал студентов, одетых в военную форму. Это были демобилизованные участники Великой Отечественной войны.
За годы работы в ВИСИ (а их было десять) А.В. Лосев защитил кандидатскую диссертацию, получил звание доцента. Последние годы работал заведующим кафедрой.
За годы работы в инженерно-строительном институте А.В. Лосев приобрел немалый опыт педагогической, научной и общественно-политической деятельности. Но так как А.В. Лосев по специальности был историком, его особенно привлекала работа в Воронежском государственном университете.
Заветная мечта А.В. Лосева работать на историческом факультете университета осуществилась в 1956 году, когда он был избран в ВГУ по конкурсу. С 1956 года и до
28
ухода на пенсию А.В. Лосев 3 3 года читал лекции и проводил семинарские занятия сперва на историко-филологическом, а после образования на историческом факультете ВГУ.
С приходом А.В. Лосева в ВГУ подготовка кандидатов исторических наук через аспирантуру значительно расширилась, потому что прием в аспирантуру на кафедре истории КПСС, которой он руководил, стал увеличиваться. Защита кандидатских диссертаций проходила на диссертационном совете исторического факультета, где работали профессора И.Н. Бороздин, Л.П. Генкин, И.М. Климов, а затем совет пополнился новыми профессорами: П.М. Гапоновым, В.В. Гусевым, М.Ф. Карпачевым, В.П. Лыс-цовым.
В этот период жизни главное внимание А.В. Лосева было сосредоточено на развитии кафедры истории КПСС. Кафедра постепенно комплектовалась педагогическими кадрами, по мере их подготовки из выпускников исторического факультета ВГУ в аспирантуре. А.В. Лосев вспоминал, что, по его мнению, только через десять лет вполне сложился коллектив кафедры. В ее составе были профессора (6), доценты (24), ассистенты (7). И полнокровная аспирантура (очного и заочного обучения). Диссертационный совет кафедр общественных наук работал с полной нагрузкой. Преподаватели кафедры работали на всех факультетах ВГУ.
Преподаватели кафедры постоянно вели активную политико-просветительскую и культурно-массовую работу в городе и сельских районах области.
Успешной работе кафедры в области научных исследований способствовала научная база, созданная на базе ВГУ Минвузом РФ в лице проблемного совета "Аграрная политика". Более 20-ти лет этот проблемный совет на общественных началах возглавлял А.В. Лосев. Бессменным ученым секретарем совета была доцент Г.А. Алешина.
Проблемный совет по аграрной проблематике подготовил и опубликовал за годы работы свыше десятка монографических работ. В их числе: "Социально-экономическое преобразование Воронежской деревни" (1917-1967 гг.), "Продовольственная программа СССР в действии" (на материале отдельных регионов России). В ней опубликованы статьи учеными кафедры: А.В. Лосева - автор и научный редактор, Т.П. Мироненко, Н.А. Кувшиновой, Ю.В. Лукьяненко, П.Д. Немченко, Г.Г. Провадкина, Г.Г. Чигаре-ва, Е.И. Федоринова.
Кроме проблемного совета Минвуза, кафедра имела два хозяйства Воронежской области в качестве базы для научных исследований по проблемам аграрной политики: совхоз "Лискинский", во главе которого стоял крупный специалист сельского хозяйства И.Л. Воинов и колхоз "Путь к коммунизму" (Рамонского района) во главе с М.М. Ба-тухтиным.
На материалах совхоза "Лискинский" авторы М.Е. Бураков, А.В. Лосев, А.Н. Проскурин подготовили книгу "Инициатива, эффективность и качество" (Воронеж, 1976). Для своего времени книга была во многом весьма поучительна.
Из отсталого подсобного хозяйства Лискинского отделения Юго-Восточной железной дороги совхоз, став са-
мостоятельным, за короткий срок, благодаря усилиям энергичного и талантливого специалиста сельского хозяйства Игоря Львовича Воинова, превратился в высокоразвитое производственное предприятие. Совхоз добился повышения рентабельности производства, высоких экономических показателей хозяйства в растениеводстве и животноводстве.
В качестве приложения к книге был помещен "План социально-экономического развития коллектива совхоза (1976-1980)". В составлении его принимали участие профессора А.В. Лосев и М.Е.Бураков. Для изучения социально-экономического развития Воронежской деревни были закреплены базовые районы: Россошанский, Лискинский, Рамонский. Изучали комплекс проблем современной деревни. Частично материал исследования использовался в книге "Советская деревня на современном этапе" (Воронеж, 1974).
Научно-исследовательская работа на кафедре преследовала цель: поднять научно-педагогический уровень преподавания. Открыть при кафедре аспирантуру. Создать необходимые условия для научной деятельности преподавателя: спланировать научные командировки для работы в столичных архивах и библиотеках; укомплектовать аспирантуру из лиц, успешно окончивших исторический факультет; для преподавателей, успешно работающих над докторскими диссертациями, составить график отпусков по завершении работ и публикация монографий.
Разумеется, все эти меры, предпринятые кафедрой и научной частью университета, с поддержкой ректора, сыграли положительную роль в комплектации кафедры квалифицированными кадрами.
На десятом году работы в ВГУ первым защитил докторскую диссертацию на ученом совете ВГУ А.В. Лосев. За ним пошли защиты докторских диссертаций других преподавателей: М.Е. Бураков, В.М. Искра, М.Ф. Третьяков, Е.И. Федоринов, И.Т. Грищук и А.Я. Переверзев.
Часть преподавателей, защитивших докторские диссертации, была выдвинута на работу в другие ВУЗы города. М.Е. Бураков - в Технологический институт, М.Ф.Третьяков - в Сельскохозяйственный институт, И.Т. Грищук -в Медицинский институт.
В течение десяти лет А.В. Лосев работал в экспертном совете Высшей Аттестационной Комиссии при Правительстве СССР. В этой работе его отличало повышенное внимание к судьбе исследователей. По окончании десятилетней работы президиум Высшей Аттестационной Комиссии при Совете Министров СССР и Президиум Центрального Комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений наградили А.В. Лосева Почетной грамотой за особые заслуги в работе по аттестации научных и научно-педагогических кадров.
Регулярно на заседания кафедры А.В. Лосевым выносились наиболее принципиальные вопросы учебно-методического обеспечения процесса познания студентами истории. Заинтересованный разговор на заседаниях кафедры всегда шел при обсуждении вопросов методики чтения лекций, проведения семинаров. На заседаниях кафедры рассматривались вопросы организации са-
мостоятельной работы студентов, их участие в научно-исследовательской работе, вопросы подготовки, проведения и итогов экзаменационных сессий. Специфика учебно-методической работы со студентами вечернего и заочного отделений также была предметом специального обсуждения на заседаниях кафедры. Здесь утверждались календарные планы учебных занятий, что было очень важно для обеспечения равномерного изучения материала курса, детально анализировалась каждая тема учебного предмета с точки зрения ее содержания, учета новейшей литературы, целесообразности распределения материала для его анализа в лекциях и на семинарах. Преподаватель, готовя сообщение для обсуждения на заседании методической секции, предлагал свои рекомендации и по методике проведения учебных занятий по конкретной теме. Коллективное обсуждение каждой темы учебного курса было хорошей школой обмена опытом учебно-методической работы.
Огромную роль в приобретении педагогического опыта молодыми преподавателями играла сложившаяся на кафедре практика наставничества. Ведущие доценты кафедры К.Т. Котляренко, A.M. Крачковская, А.В. Курса-нова, H.A. Никольская и многие другие требовательно и в то же время заботливо относились к своим ассистентам. Молодые преподаватели могли поучиться у них многому: как рассмотреть тот или иной сложный вопрос в лекции или на семинаре, как вызвать интерес к учебному материалу и активизировать участие студентов в обсуждении тем семинарских занятий, как подвести итоги анализа вопроса или всей темы семинара, как оценить работу студентов на учебном занятии и т.д. Наставники щедро делились методическим опытом, приглашая ассистентов на свои лекции, семинары, экзамены, посещая учебные занятия своих подопечных с последующим детальным анализом.
Пришедшие впервые на педагогическую работу, побывавшие на методических заседаниях нередко потом в беседе отмечали, где бы они могли получить столько знаний в области методики и методических рекомендаций, если бы не кафедральная школа творческого общения. Можно много читать научно-методической литературы, но когда на живом примере видишь те или иные методические приемы, когда от старших узнаешь, что у тебя в учебной работе получается, а от чего тебе нужно обязательно избавиться, и тогда это очень прочно остается в памяти и гораздо эффективней способствует преподавательскому взрослению.
В структуре кафедры находился кабинет политической истории как учебно-методический центр, в задачу которого входила организация учебно-методической работы кафедры: подбор литературы - научной и методической по темам учебных занятий, составление картотеки по учебной программе, трансляции исторических и истори-ко-документальных фильмов, проведение консультаций.
С пользой для воспитания студентов проводилась активно и плодотворно кураторская работа на факультетах ВГУ, поощряемая учебной частью и ректором ВГУ
Само по себе сочетание слов "научная работа на
пенсии" может кому-то показаться натянутой, но приме-
нительно к А.В. Лосеву она совершенно справедлива. Уход А.В. Лосева на пенсию совпал с радикальными изменениями в жизни нашей страны. Изменились исследовательские приоритеты в обществознании. Однако, хотя А.В. Лосеву уже было 80 лет, он сумел найти для себя и некоторых своих учеников новую нишу - он предложил им заняться развитием тогда совсем молодой научной дисциплины социальной экологии. И, быть может, по напряженности и научной плодотворности работа А.В. Лосева в последние 15 лет жизни сопоставима с предыдущими 30 годами. С молодым азартом он несколько лет работал над книгой "Социальные аспекты экологии", которая была опубликована в 1996 году [3].
В монографии "Социальные аспекты экологии" А.В. Лосевым были представлены результаты научных исследований социальных проблем взаимодействия человека-общества-природы в их историческом развитии от палеолитической революции до наших дней. В книге подробно анализируется процесс становления научных взглядов на взаимодействие природы и общества на различных этапах развития человеческой цивилизации и особенно подробно раскрыто их современное состояние на основе изучения новейшей отечественной и зарубежной научной литературы.
Большое внимание А.В. Лосев уделил раскрытию своеобразия истории постановки и решения экологических задач в России. Книга насыщена актуальным для своего времени фактическим и статистическим материалом, на основе которого сделаны выводы и обобщения.
А.В. Лосевым был подготовлен курс лекций по социальной экологии, который широко использовали в преподавательской работе его ученики. На основе этого курса А.В. Лосевым вместе с его учеником Г.Г. Провадкиным был подготовлено учебное пособие "Социальная экология" для вузов, которое получило одобрение научной общественности [5].
А.В. Лосева очень волновали проблемы развития России в условиях капиталистической трансформации после 1991 года. Результатом научного осмысления А.В. Лосевым стратегических задач выживания и развития страны стала вышедшая в 2003 году в соавторстве с его учениками доктором исторических наук, профессором, депутатом Государственной Думы Российской Федерации Р.Г. Гостевым и доктором исторических наук, профессором Г.Г. Провадкиным книга "Прощай, Россия?! Социально-экологические императивы выживания России в XXI веке" [6].
В книге освещаются процессы обострения противоречий в системе человек-общество-природа в результате радикально-либеральных реформ российского общества конца XX века. Авторы рассматривают социально-экологические итоги приватизации экономики и ослабления функции государства по управлению экономической жизнью общества, прежде всего природопользованием, осуществленным на основе устаревших либерально-рыночных постулатов и в угоду обеспечения максимального доступа так называемого "золотого миллиарда" к природ-но-экологическим ресурсам России.
30
В числе рассмотренных в книге проблема соответствия форм организации социальной, экономической, политической, культурной жизни российской цивилизации основополагающим эколого-географическим условиям территории, на которой она развивается.
Опираясь на анализ радикально-либеральных примитивно-рыночных механизмов углубления всеобъемлющего экономического, политического, социального и духовного кризиса России, авторы моделируют социально-экологические императивы выживания российской цивилизации в XXI веке.
Совместно с его учеником профессором Р.Г. Гостевым А.В. Лосевым была опубликована монография "Духовность", посвященная исследованию путей возрождения духовности в России и возможной роли духовных традиций православия в этом сложном процессе [6].
В эти годы А.В. Лосев много работал над своими воспоминаниями о жизни, которые особенно интересны для читателей тем, что жизнь автора воспоминаний тесно переплелась с историей нашей страны в ХХ веке, и его воспоминания порой являются яркими иллюстрациями к некоторым страницам учебника отечественной истории [7].
Много места в книгах воспоминаний отведено ученикам А.В. Лосева, которых он считал главным итогом своей жизни. В своих воспоминаниях А.В. Лосев писал, что "самое ценное у меня богатство - мои ученики. Ученый без учеников - пустоцвет. Радость и сила учителя в его учениках".
За шестидесятилетний период педагогической деятельности в общеобразовательной школе и в высшем учеб-
ном заведении у A.B. Лосева была не одна тысяча учеников.
В общей сложности за годы работы A.B. Лосева в ВГУ при его активной поддержке защитилось 108 кандидатов наук и 20 докторов исторических наук. Среди них и я - академик Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Премии Президента России в области образования В.И. Жуков.
Литература:
1. Лосев, A.B. Память о прошлом и радость труда / A.B. Лосев. - М.: Издательство "Еврошкола", 2001. - С.10.
2. Тыновский, Н.П. По дорогам войны. Воспоминания/ Н.П. Ты-новский. - Владимир, Издательство "Посад". 2000. - С. 74-77.
3. Лосев, A.B., Провадкин, Г.Г. Социальные аспекты экологии /А.В. Лосев, Г.Г. Провадкин. - Воронеж: Издательство "Истоки", 1996. - 246 с.
4. Лосев, A.B., Провадкин, Г.Г. Социальная экология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.И.Жукова. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 312 с.
5. Гостев, Р.Г., Лосев, A.B., Провадкин, Г.Г. Прощай Россия?! Социально-экологические императивы выживания России в XXI веке /Р.Г. Гостев, А.В. Лосев, Г.Г. Провадкин. - М.: "Еврошкола" - Воронеж: Воронежская областная типография - издательство им. Е.А. Болховитинова, 2003. - 328 с.
6. Лосев, A.B., Гостев, Р.Г. Духовность / А.В. Лосев, Р.Г. Гостев. - Воронеж, 2001. - 224 с.
7. Лосев, A.B. Страницы воспоминаний (Автобиографические очерки) / А.В. Лосев. - Воронеж, 1998; Лосев, A.B. Память о прошлом и радость труда. - М.: Издательство "Еврошкола", 2001. - 109 с.
УДК 908 (470.324) ББК 77.04 (2 Рос-4 Вор)
ВОРОНЕЖСКИЕ ПРОФСОЮЗЫ В ПЛАМЕНИ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)
Демидов Станислав Рудольфович,
кандидат исторических наук (г. Воронеж)
Аннотация. В статье суммируются факты деятельности воронежских профсоюзов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Их роль в работах краеведов редко упоминалась.
Ключевые слова: профсоюзы, эвакуация, личные сбережения, восстановление.
31