Д. В. Лашин
ИСТОРИЯ ВЫБОРОВ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ:
НА ПУТИ К ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ
Работа представлена отделом общественно-политических исследований Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.
Научный руководитель - доктор политических наук, профессор Д. В. Доленко
В статье рассматривается история выборов в представительные органы республики, начиная с 1938 г. и до наших дней. Отмечаются ключевые с правовой и политической точек зрения события, имевшие большое социальное и политическое значение для республики. Дается оценка курсу правительства республики, направленному на сохранение политической стабильности в регионе.
The article concerns some historical aspects of the elections to the representative bodies of the Republic of Mordovia from 1938 till nowadays. The author considers the key events that were of great social and political importance for the Republic. Moreover the author tries to value the governmental course, aimed to preserve the political stability in the region.
Радикальная смена политического курса России в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в., затронувшая все уровни государственной власти и все субъекты РФ, не могла не коснуться и Мордовии. В отличие от многих республик, имеющих энергетические, сырьевые ресурсы, Мордовия к середине 1990-х гг. находилась в весьма сложном положении. Республика не получала серьезных доходов от экспортной деятельности, система промышленных предприятий региона находилась в глубочайшем кризисе, связанном с дезинтеграционными процессами в РФ, следствием которых явилось неэффективное функционирование системы хозяйствования, основанной на использовании привозного сырья, деталей и узлов1. Мордовия полностью зависела от федеральных
дотаций, что обусловило направление экономического и политического развития региона. Именно с середины 1990-х гг. основой социально-экономического развития республики становится ресурс, влияние которого не всегда учитывается руководителями бездотационных регионов и с которым не могут не считаться главы субъектов РФ, находящихся в финансовой зависимости от центра. Речь идет о таком ресурсе, как «политическая стабильность», и следует признать, что Мордовия разыграла эту карту максимально успешно, что можно проследить, анализируя систему выборов в регионе и их итоги.
Предшественником ныне действующего представительного органа - Государственного Собрания РМ был Верховный
6 3
Совет МАССР, образованный в 1938 г. на основе Конституции Мордовской АССР 1937 г. Депутаты Верховного Совета Мордовской АССР избирались на четыре года по норме один представитель от 12 тысяч избирателей2.
Этот орган государственной власти по своей структуре был однопалатным. Основной формой работы Верховного Совета были периодические сессии, которые созывались два раза в год. Предусмотрена была и возможность созыва внеочередных, чрезвычайных сессий - в случае необходимости они могли быть созваны как по усмотрению Президиума Верховного Совета, так и по требованию не менее одной трети депутатов 3.
С того времени и до реформаторских 1990-х гг. республиканское избирательное законодательство принципиальных изменений не претерпевало, за исключением разве что 1978 г., когда на двенадцатой сессии Верховного Совета МАССР девятого созыва был принят Закон МАССР «О выборах в Верховный Совет МАССР». Этот акт был разработан с учетом требований новой Конституции МАССР, принятой 30 мая 1978 г. В отличие от предыдущих законов в нем более четко был определен порядок проведения выборов депутатов: определялся порядок назначения выборов, образования избирательных округов, работы избирательных комиссий, порядок голосования и подведения итогов выборов.
Коренные изменения в структуре орга-нов государственной власти Республики Мордовия произошли в феврале 1994 г. 15 февраля Верховный Совет РМ принял Закон «Об органах государственной власти Республики Мордовия»4. Данный правовой акт фактически упразднял Верхов -ный Совет РМ и образовывал совершенно новые органы власти республики - Государственное Собрание и Правительство Республики Мордовия. Согласно ст. 1 этого закона, «Государственное Собрание Республики Мордовия является представительным и законодательным органом Рес-
публики Мордовия». Закон определял общее количество депутатов - 75. Устанавливался срок полномочий Государственного Собрания - 4 года. Однако ст. 3 Закона Республики Мордовия «Об органах государственной власти Республики Мордовия» от 15.02.1994 г. устанавливала, что Государственное Собрание первого созыва будет работать 2 года.
17 февраля 1994 г. Верховный Совет РМ принял Закон Республики Мордовия «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия»5. 27 ноября 1994 г. на основе этого закона были проведены первые выборы депутатов Государственного Собрания РМ. Проходили они при серьезной борьбе за депутатские мандаты на фоне общеполитического кризиса, показателем которого отчасти стало нежелание большей части населения участвовать в голосовании. Как и предсказывалось накануне выборов, они состоялись только в сельской местности, где наблюдался высокий процент явки избирателей - до 70% и выше. В столице республики Саранске в выборах приняло участие менее 40% избирателей. В трех городах республиканского значения процент избирателей, принявших участие в голосовании, составил около 44%. Порог явки избирателей, необходимый для признания выборов состояв -шимися и установленный в 50% от общего числа избирателей, был достигнут лишь в 45 из 75 избирательных округов. Законодательный орган неправомочен был приступить к своим обязанностям, поскольку кворум в 2/3 депутатского корпуса не был обеспечен. В соответствии с действующим законодательством Центральная избирательная комиссия РМ назначила на 12 февраля 1995 г. повторные выборы в тех округах, где они не состоялись. Однако 6 января 1995 г. внеочередной 20-й сессией Верховного Совета РМ большинством голосов были приняты поправки в избирательные законы, регулирующие выборы всех уровней. Данные поправки распространяли свое действие на прошедшие выборы и пре-
дусматривали снижение процента участия избирателей, при которых выборы могли считаться состоявшимися, с 50 до 25%. В связи с принятием этих незаконных решений Центральная избирательная комиссия РФ прислала разъяснение, в котором, в частности, говорилось, что «внесение изменений в закон не может повлечь за собой признание выборов в более чем 30 округах состоявшимися, так как закон не должен иметь обратной силы». Но это разъяснение было оставлено без внимания. На страницах республиканской печати были высказаны различные доводы сторонников и противников произошедшего. Большая часть высказываний сводилась к тому, что выборы явно имели политический окрас, а их результаты были выгодны прежде всего представителям действующей власти.
Следующим показательным моментом в процессе адаптации избирательной системы под нужды руководящей политической элиты является проведение одновременно с выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ 17 декабря 1995 г. референдума о продлении полномочий органов государственной власти республики и органов местного самоуправления, которые согласно ранее принятым законам должны были переизбираться в ноябре 1996 г.
Формулировка вопроса, вынесенного на референдум, была весьма манипулятив-на: «Поддерживаете ли вы продление полномочий Государственного Собрания Республики Мордовия, представительных органов местного самоуправления, депутатских полномочий глав местного самоуправ -ления до декабря 1999 г. с целью непроведения в этот период вышеназванных выборов, совмещения, как правило, этих выборов с российскими и экономии бюджетных средств?»
Конечно, когда речь идет об «экономии бюджетных средств», простому обывателю сложно сказать «Нет». Таким образом полномочия представительных органов государственной власти и местного самоуправ-
ления были продлены до декабря 1999 г. Видимо, именно в целях предотвращения аналогичных случаев в дальнейшем федеральным законом 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» был установлен запрет на проведение референдума по вопросу об изменении (увеличении или уменьшении) сроков полномочий выборных органов и должностных лиц.
Выборы депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия второго созыва проводились одновременно с выборами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 1999 г. Правовую основу этой избирательной кампании составил принятый в июле 1999 г. закон Республики Мордовия «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия», разработанный с учетом требований упомянутого выше федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...». В основе выборов в Государственное Собрание лежала мажоритарная избирательная система относительного большинства.
Выборы депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия проводились по 75 округам. О своем желании баллотироваться заявили 352 человека. 48 кандидатам было отказано в регистрации из-за недостаточного количества собранных в их поддержку подписей избирателей, непредставления необходимых для регистрации документов, иных нарушений избирательного законодательства. 304 кандидата были зарегистрированы, из них 21 человек снял свою кандидатуру, отказавшись от участия в выборах.
Примечателен достаточно высокий процент преемственности на этих выборах - в Государственное Собрание второго созы -ва были избраны 26 человек, являвшихся депутатами Государственного Собрания первого созыва, что составляло 34% депутатского корпуса.
Следует отметить, что по выборам в Государственное Собрание РМ наблюдалось большое количество испорченных бюллетеней - 21 846 (в том числе 3999 вообще не содержали отметок). Учитывая, что в выборах приняли участие 507,9 тыс. избирателей, нетрудно посчитать, что процент недействительных бюллетеней соста-вил 4,3%, что существенно выше нормы. Конечно, со всей очевидностью можно отметить только одну причину такого пока -зателя - политическая неграмотность населения, говорить же о возможной фальсификации результатов выборов сложно, так как других подтверждений этому, кроме заявлений сторонников КПРФ, заинтересованных в пересмотре итогов избирательной кампании, нет.
Как известно, 12 июня 2002 г. был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера-ции»6. Закон был разработан с учетом опыта избирательных кампаний и референдумов, нового законодательства о политических партиях и судебной практики. На основе этого нормативного акта был принят Закон Республики Мордовия «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия» от 9 июля 2003 г.7.
Особенности принятого закона состояли в том, что на выборах депутатов Гос-собрания вводилась смешанная избирательная система - половина мандатов замещается по одномандатным округам, половина по спискам. Также изменилось число депутатов Государственного Собрания, их количество сократилось с 75 до 48.
В выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия третьего созыва, совмещенных с выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ 7 декабря 2003 г. приняли участие более 541 тысячи избирателей, или 82,6% от числа включенных в списки граждан.
Итоги выборов можно назвать триумфальными для действующей власти: по активности избирателей (82,65%) Мордовия
заняла третье место, уступив лишь Чеченской Республике и Дагестану, при этом по сравнению с выборами 1999 г. явка повысилась на 8,1% (это также третий показатель - после Чеченской Республики и Республики Саха); по доле голосов за федеральный список «Единой России» (76,06%) Мордовия заняла второе место, уступив лишь Чеченской Республике8.
По республиканскому избирательному округу от Единой России было избрано 21 и от КПРФ - 3 депутата. Практически во всех одномандатных округах победили сторонники «Единой России». Как исключение здесь можно отметить победу по Энергетическому округу № 23 известного предпринимателя Р. Хайрова, однако, учитывая, что он входил в состав ранее действующего Госсобрания и не считается депутатом, оппозиционным действующей власти, его победа вполне укладывается в общую концепцию построения системы законодательной власти, реализуемую руководящей политической элитой.
Стоит отметить, что за годы реализации курса, направленного на сохранение политической стабильности в Мордовии, руководству республики удалось сделать многое: существенно вырос рейтинг инвестиционной привлекательности региона, стабилизировалась социально-экономическая ситуация, выросли реальные доходы населения.
Перед избирательной кампанией-2007 в республиканском законодательстве о выборах появился ряд новелл. Однако суть их состоит, по большому счету, в приведении республиканского законодательства в соответствие федеральному и усилении контроля за выборами: изменения коснулись графы «Против всех» (она была отменена), порядка выдвижения кандидатов, финансирования избирательных кампаний. Кардинальных изменений, непосредственно затрагивающих механизм выборов, сделано не было. Вероятно, это связано с тем, что процедура легитимизации законодательной власти в Мордовии отлажена максималь-
но четко и ждать сюрпризов от политических партий республики не приходится. Исходя из объективных данных о политической ситуации в регионе, можно прогнозировать появление в Государственном Собрании республики четвертого созыва три политических партий. Несомненно, первое место и большее количество мандатов получат представители «Единой России», чьи позиции неоспоримо сильны в Мордовии. С большим трудом, но скорее всего преодолеет 5% барьер Коммунистическая партия РФ, которая существенно ослабила свои позиции после выборов 2003 г. Однако 9,56% КПРФ в 2003 г. позволяют партии рассчитывать на места в Госсобра-нии в году текущем. Еще одним серьезным актором на политической арене Мордовии
становится недавно созданная «Справедливая Россия». Образованная на базе «Российской партии жизни» С. Миронова, «Справедливая Россия», по сути, объединила весь левый центр политического спектра. Неплохой результат «Партии жизни» (а также объединившихся с ней партий) на выборах-2003, а также тот факт, что возглавляет партию в регионе заместитель председателя Правительства РМ, делают второе место «Справедливой России» более чем вероятным. Других политических сил, имеющих возможность существенно повлиять на ход выборов, пока не просматривается. Следовательно, республиканские власти готовы на декабрьских выборах еще раз подтвердить статус Мордовии как политически стабильного региона.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Доленко Д. В. Региональные выборы и становление гражданского общества в Мордовии [Адрес: http://www.carnegie.ru/ru/news/249703Dolenko.doc]
2 Конституция Мордовской АССР 1937 г. // История Мордовской АССР. Т. 1-2. Саранск: Мордкиз, 1955.
3Букин М. С. Становление мордовской советской национальной государственности. Морд. книжное изд-во, 1990. С. 45.
4 Ведомости Верховного Совета РМ, № 6-8, август 1994 г.
5 Там же.
6 Российская газета. 2002. 15 июня.
7 Известия Мордовии. 2003. 11 июля.
8 Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 2003. Электоральная статистика. М., 2004. С. 29, 142.