11. Субботин Н. Материалы для истории раскола за первое время его существования /Н. Субботин
М., 1875. Т. 1.
12. Титов А. А. Троицкий Макарьев Желтоводский монастырь / А. А. Титов. М., 1910. С. 55. Поступила 27.05.05.
КРИЗИС И ДЕМОНТАЖ ОДНОПАРТИЙНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В СССР
(НА ПРИМЕРЕ СОБЫТИЙ В МОРДОВСКОЙ АССР)
В. С. ИМЯРЕКОВ, аспирант
Март-апрель 1985 года стали точкой отсчета нового периода в истории СССР, который позже назовут перестройкой. Горячий параграф новейшей истории многонациональной страны трагичен для ее народов. Гибель СССР, вероятность распада РСФСР по югославскому или какому-либо другому варианту, нестабильная ситуация в постсоветском пространстве еще долгое время будут привлекать историческую мысль. Несомненно, актуальным
является изучение этапов перестройки, что мы попытаемся сделать, проследив события, проходившие в это время в Мордовской АССР.
Вначале, на первом этапе, центральной властью был выбран курс на ускорение социально-экономического развития, что отражало глубокое непонимание базисных проблем народно-хозяйственного комплекса. «Сама суть административного социализма, сама природа бюрократического аппарата была несовместима с какими-либо действительно важными переменами» [10, с. 64].
Второй этап был связан с идеей гуманного, демократического социализма, демократизацией правящей партии и альтернативными выборами в Советы народных депутатов [7, с. 23]. Но вплоть до февраля 1990 года демократизация считалась
и
совместимой с однопартийной системой, закрепленной в статье 6 Конституции
СССР (1977 г.) [4, с. 34]. В понятии
россиянина демократия отождествлялась с социальной справедливостью, повышением уровня жизни и порядком в стране,
а отнюдь не с многопартийностью. Поэтому начать осуществлять задачи перестройки было решено с чистки партийно-советского аппарата. То, что к началу 1987 года к преобразованиям в СССР еще не приступили, Генеральный секретарь ЦК КПСС и его ближайшее окружение объясняли непригодностью «старых»
о
партийных кадров, неумением мыслить по-новому. «Немало людей, которые медленно освобождаются от груза прошлого, выжидают, а то и откровенно тормозят дело, мешая широкому развитию политической, общественной и трудовой активности народа», — было заявлено на январском пленуме ЦК КПСС [7, с. 22]. Так возникла идея чистки аппарата снизу, методом нового механизма выборов в Советы всех уровней. Выборы должны были быть альтернативными (за исключением Совета Союза Верховного Совета СССР). Основная масса руководителей КПСС на уровне областей, национальных республик и образований, городов впервые в истории СССР должна была идти на альтернативные выборы в законодательные (представительные) органы власти, а также в партийные структуры.
XIX Всесоюзная конференция КПСС, состоявшаяся летом 1988 года, приняла решение о том, что в районе, городе, области совмещаются пост партийного руководителя и председателя Совета. Было решено в местных органах представительной власти, кроме сельских и поселковых, избирать постоянно действу-
© В. С. Имяреков, 2005
7
ющие президиумы Советов и тайным голосованием их председателей. Члены исполкомов местных Советов всех ступе-
и
ней, руководители их отделов и управлений, судьи, госарбитры, прокуроры не имели права баллотироваться в депутаты. Этот принцип распространялся и на членов правительства автономных республик [6, с. 105, 120]. В феврале 1990 года власть впервые заявила о возможности создания новых общественно-политических объединений граждан и партий. Продвинутыми стали лозунги политического плюрализма, социалистического правового государства, свободы слова, вероисповедания, печати, митингов и демонстраций [8, с. 357, 365].
Но социализма с демократическим
о
лицом построить не удалось: партийная номенклатура на местах осознавала, что перестройка — это политический мираж и в случае демократизации общества не избежать процессов деидеологизации. Партийная бюрократия также отчетливо
и
понимала, что основной удар в процессе перестройки придется держать ей. Политический инстинкт самосохранения, консервативность менталитета местной власти, помноженные на нежелание руководства страны видеть сущность и причины социально-экономического кризиса, привели государство к коллапсу.
Третий этап перестройки был связан с попыткой компромисса, когда демократы поняли, что их победа на выборах 1989 — 1990 годов в представительные органы власти в федеральном и союзном центре не окончательная, так как на периферии значительный вес имела Компартия РСФСР Выход из этого положения руководство СССР искало путем создания консервативного режима президентской власти. События, которые последо-
вали за этим, определили четвертый этап перестройки.
Август 1991 года окончательно поста-
О
вил точку в коммунистической истории СССР «Началась другая эпоха. Эпоха смутная и неясная, заставляющая ломать голову и искать выход в тупиковых, патовых ситуациях. Эпоха, которая не" раз еще заставит вспомнить о том прозрачном времени четких задач и ясных идей, которое кончилось 21 августа 1991 года.
...Никто не мог спорить с тем, что главное событие, происшедшее в эти три дня — полное и окончательное падение коммунистической власти в нашей стране. Осталась партия, осталась идея — но как государственная воинствующая идеология коммунизм ушел в прошлое»
[3, с. 127 - 128, 132].
Перестроечные процессы в Мордовской АССР развивались в русле происходившего в стране в целом. В марте 1989 года состоялись выборы в Верховный Совет СССР, которые были организованы Кремлем на год раньше конституционного срока. От МАССР необходимо было избрать 11 депутатов по 11 одномандатным округам, и только в 3 округах выборы были альтернативными. Причем кандидаты в народные депутаты СССР, баллотировавшиеся вне плана партийных органов республики, встречали сопротивление со стороны ГК КПСС города Саранска, хотя выдвижение альтернативных кандидатов не противоречило установкам ЦК КПСС. Административный ресурс в данной избирательной компании Мордовская парторганизация лучше использовала в сельской местности, нежели в городской. Так называемый поселенческий фактор будет срабатывать в избирательных компаниях еще не раз. Это во-первых.
Во-вторых, вплоть до весны 1989 года в республике не существовало организо-
ванной оппозиции партиино-государствен-ному режиму, действующей в направлении консолидации демократических сил [5, с. 62 — 63]. В-третьих, только к середине 1990 года в МАССР сложились предпосылки для объединения разрозненных оппозиционных групп в политические движения [9, с. 117 — 121]. Выборы в Верховный Совет РСФСР от Мордовии и в Верховный Совет МАССР, а также в местные представительные органы власти в 1990 году растянулись с марта по август.
Общие и повторные выборы 10 народных депутатов РСФСР. 175 депутатов ВС МАССР и 11 869 народных депутатов местных Советов проходили в сложной
социально-экономической и политической
обстановке. Ни консерваторы, ни демократы не представили четкой программы
вывода страны, в том числе республики, из кризиса. Из 175 избирательных округов по выборам в Верховный Совет МАССР в 130 округах выборы были безальтернативными, в 31 округе баллотировалось по 2 кандидата в депутаты, в 14 по 3 и более на один депутатский мандат. Всего же было зарегистрировано кандидатами в депутаты 237 человек, в числе которых 193 члена и кандидата в члены КПСС, 36 партийных и 19 советских работников. Из них депутатами стали 130 членов и кандидатов в члены КПСС, 32 партработника и 12 советских работников [19]. Такая же картина наблюдалась и на выборах в Саранский городской Совет, где на 200 мест 127 кандидатов шли вне конкуренции. Выборы в Верховный Совет РСФСР от республики в 4 из 10 избирательных округов были безальтернативными [25, с. 73]. Практически безальтернативными были выборы в районные, сельские и поселковые Советы.
Обобщая сказанное, необходимо подчеркнуть, что и в этот раз партийно-бю-рократическая машина отстояла интересы партийно-советской элиты республики. Примечательно, что на одном из июньских заседаний Верховного Совета МАССР отмечалась продуманная и кропотливая работа кандидатов в депутаты с избирателями. В ходе кампании они и их доверенные лица провели 15 тысяч встреч в трудовых коллективах и по месту жительства избирателей [15].
Причин столь долгого избирательного марафона много: слабая явка на повторные выборы и голосование после 4 марта 1990 года; то, что люди не привыкли выбирать из 3 и более кандидатов на депутатский мандат; незнание частью избирателей программ кандидатов; несовершенство законодательства о выборах.
Процесс выдвижения и выборы депутатов в Советы всех уровней в Мордовии впервые сопровождались митингами протеста против недемократичное™ выдвижения кандидатов. Первый состоялся 25 февраля 1990 года в Саранске перед зданием обкома КПСС на Советской площади. На следующем митинге, 3 марта на бульваре М. Расковой, люди требовали отставки бюро обкома и Саранского
ГК КПСС, создания комиссии по расследованию коррупции в партийных и советских органах, выразили недоверие республиканским масс-медиа. Среди лозунгов были и такие: «МВД — под контроль Советов!», «КГБ — под контроль Советов!», «Свободу политзаключенным Мордовии!», «Неформальным организациям — официальный статус!», «Квартиры только по очереди!» и другие. Подобные митинги прошли в городах Рузаевка и Ковылкино [9, с. 123, 124].
Однако все подобные акции пленум Мордовского обкома КПСС, состоявшийся 24 августа 1990 года, оценил как митинговый демократизм [20]. Иной была реакция партийной организации Саранска. 13 марта 1990 года состоялся 8-й пленум Саранского ГК КПСС, на котором шел разговор о митингах 25 февраля и 3 марта в столице Мордовии. В ходе обсуждения вопроса мнения были различные. В частности, речь шла об отрыве
и
высших эшелонов партийной власти от первичных парторганизаций, рядовых коммунистов. Звучали и требования отставки членов бюро горкома и обкома КПСС. В итоге пленум признал митинги формой развития демократии для широких слоев народа, ростом его общественно-политической активности. Было принято решение вести диалог с различными группами и неформальными объединениями [24].
Все это свидетельствовало о том, что правящая элита республики неправильно оценивала политическую ситуацию в Мордовии, в том числе и положение в областной партийной организации. На октябрь 1990 года в ней насчитывалось 68 тысяч членов, или каждый тринадцатый житель республики состоял в рядах КПСС. За 9 месяцев этого года из рядов правящей партии вышло 4 тысячи человек, в том числе добровольно сдали свои билеты 2 256 членов. В Зубово-Полян-ском, Ичалковском, Рузаевском районах, а также на промышленных предприятиях это явление приобрело массовый характер [21]. Дефицит бюджета облает-
и
ной партийной организации составлял 3 миллиона рублей [22].
В июне 1990 года была образована Коммунистическая партия РСФСР, руко-
водство которой заявило об обострении кризиса доверия к КПСС, институтам государственной власти, политическому руководству страны. Документы учредительного съезда КП РСФСР были опубликованы во всех республиканских, краевых, областных газетах, в том числе и в «Советской Мордовии» [14]. 24 августа 1990 года на VIII пленуме Мордовского обкома КПСС его первый секретарь А. И. Березин ушел в отставку — по официальной формулировке в связи с необходимостью сосредоточиться на работе Председателя Верховного Совета МАССР В конце октября этого года созданный Мордовский реском КП РСФСР возглавил избранный на альтернативной основе В. А. Скопцов [23]. Но несмотря на обновление руководства парторганизации, политическая ситуация приближалась к коме. Основным вектором ее развития была борьба за власть.
16 — 17 октября 1990 года прошла внеочередная третья сессия Верховного Совета МАССР двенадцатого созыва, на которой был рассмотрен организационный вопрос. Парламентская фракция «Демократическая Россия» в очередной раз предложила освободить А. И. Березина от обязанностей Председателя ВС Мордовии ввиду недоверия, но в результате прений по данному вопросу он был освобожден по собственному желанию. Депутатами на пост лидера парламента было выдвинуто 7 человек. В результате голосования, которое проходило в два тура, на эту должность был избран Н. В. Бирюков [16].
На следующей сессии ВС Мордовии была принята «Декларация о государственно-правовом статусе Мордовской Советской Социалистической Республики», где подчеркивалось, что Верховный Совет МАССР, «сознавая ответственность за судьбу многонационального народа республики... отмечая несоответствие статуса автономной республики интересам политического, экономического, социального и духовного развития ее многонационального народа, считая республику субъектом Федеративного и Союзного договоров, преобразует ее в Мордовскую Советскую Социалистическую Республику» [17].
Но, несмотря на эти декларативные
ю
заявления, противостояние в борьбе за власть продолжало нарастать. Определяющими были события, которые произошли в июле —августе 1991 года в Москве. 10 июля на торжественном заседании V Съезда народных депутатов РСФСР Б. Н. Ельцин вступил в должность Президента России [11]. В конце июля он подписал Указ «О прекращении деятельности структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» [1, ст. 1035]. В Мордовии на этот документ отреагировали неоднозначно, но подчинились.
Указ послужил непосредственным поводом для августовского путча (19 — 21 августа). Только три дня ГКЧП продержался у власти, но эти события ускорили распад СССР. 8 декабря многонационального государства не стало, для смягчения ситуации было образовано
СНГ.
22 августа в газете «Советская Мордовия» было опубликовано обращение Президиума Верховного Совета и Совета Министров Мордовской ССР к народу республики, которое подписали ее высшие должностные лица. В нем подчеркивалось, что законность событий в Москве определят предстоящие сессии Верховного Совета СССР и РСФСР «В связи с этим мы обращаемся к народу Мордовии с призывом проявить политическую мудрость, выдержку и дальновидность, сделать все возможное, чтобы обеспечить соблюдение порядка и законов, поддерживать высокую сознательность и дисциплину. ...Мы обращаемся к представителям различных партий, течений и движений объединить свои усилия ради стабилизации и согласия во всех сферах общественной жизни республики...» [18]. Обращает на себя внимание запоздалость данного выступления, что объясняется выжидательной позицией руководства Мордовии.
23 августа 1991 года на сессии Верховного Совета РСФСР Президент России Б. Н. Ельцин демонстративно подписал Указ № 79 «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», где было сказано, что действующая на территории РСФСР и не заре-
гистрированная в установленном порядке КП РСФСР поддержала ГКЧП, совершивший государственный переворот [12]. Указом Президента РСФСР «О деятельности КПСС и КП РСФСР» от б ноября 1991 года на территории России прекращалась деятельность КПСС и КП РСФСР, а их организационные структуры распускались в связи с их ролью в путче. Имущество партии на территории РСФСР передавалось в собственность государства. Запрещалось преследование граждан за факт принадлежности к КПСС и КП РСФСР [2, ст. 1537]. Так была поставлена точка и в истории Мордовской партийной организации.
25 декабря 1991 года Президент СССР М. С. Горбачев, избранный на этот пост 15 марта 1990 года на III Съезде народных депутатов СССР на безальтернативной основе, сложил свои полномочия [13]. С этого же дня Россия перестала быть советской и социалистической. Перестройка закончилась с огромными потерями для экономики, территории, людскими трагедиями. Но страна вступала в новый этап своей истории, более сложный и противоречивый . Его перипетии жестко ударят по экономике России и ее субъекта — Республики Мордовия. Ситуация в ней будет обостряться политическим кризисом, борьбой за власть вплоть до начала 1995 года.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 31.
2. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 2000. № 45.
3. Ельцин Б. Н. Записки президента / Б. Н. Ельцин. М. : Огонек, 1994. 416 с.
4. Конституция СССР : политико-правовой комментарий. М. : Политиздат, 1987. 398 с.
5. Маресьев В. В. Национальный вопрос в программных установках и тактике демократических организаций и движений Мордовии / В. В. Маресьев // Традиционное и новое в культуре народов России : тез. докл. и выступлений на Всерос. конф. / отв. ред. А. И. Сухарев. Саранск, 1992. С. 62 — 63.
6. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня — 1 июля 1988 г. М, : Политиздат, 1988. 160 с.
7. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27 — 28 января 1987 г. М. : Политиздат, 1987.
94 с.
8. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 5 — 7 февраля 1990 г. М. : Политиздат, 1990. 384 с.
9. Общественные движения в Мордовии: Документы. Материалы / авт.-сост. В. В. Маресьев. М. :
ЦИМО, 1993. 281 с.
10. Попов Г. X. Демократическая альтернатива Ельцину : в 2 т. / Г. X. Попов. М. : Новости, 2001.
Т. 1. 432 с.
11. Рос. газ. 1991. 11 июля.
12. Рос. газ. 1991. 27 авг.
13. Рос. газ. 1991. 27 дек.
14. Сов. Мордовия. 1990. 26 июня.
15. Сов. Мордовия. 1990. 8 июля.
16. Сов. Мордовия. 1990. 17 окт.
17. Сов. Мордовия. 1990. 11 дек.
18. Сов. Мордовия. 1991. 22 авг.
19. ЦДНИ РМ. Ф. 269, оп. 64, д. 254, л. 46-62.
20. ЦДНИ РМ. Ф. 269, оп. 64, д. 34, л. 100.
21. ЦДНИ РМ. Ф. 269, оп. 64, д. 19, л. 10.
22. ЦДНИ РМ. Ф. 269, оп. 64, д. 19, л. 22.
23. ЦДНИ РМ. Ф. 269, оп. 64, д. 19, л. 108, 110.
24. ЦДНИ РМ. Ф. 333, оп. 52, д. 5, л. 5, 13, 33; д. 7, л. 85.
25. Юрченков В. А. Правящий класс и властные структуры Мордовии: вехи истории и современное состояние / В. А. Юрченков, Д. В. Доленко // Мордовия в период реформ : материалы II Меркушкин-ских науч. чтений / отв. ред. Н. М. Арсентьев. Саранск, 2001. С. 58 — 83.
Поступила 26.05.05.