Научная статья на тему 'Функции Верховного Совета Мордовии и механизм их реализации'

Функции Верховного Совета Мордовии и механизм их реализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
260
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ / МОРДОВИЯ / СЕССИЯ / ПРЕЗИДИУМ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SUPREME COUNCIL / MORDOVIA / SESSION / PRESIDIUM / LEGISLATIVE REGULATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Морозова Ю. М.

В статье определен статус и функции Верховного Совета Мордовской АССР и отражены основные организационно-правовые формы его деятельности. Представлен порядок работы сессий, постоянных комиссий, заседаний Президиума. Характеризуются основные виды юридических актов, издаваемых по вопросам компетенции представительного органа автономной республики. Рассмотрен круг его полномочий не только в области законодательного регулирования, а также в сферах управления и контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Морозова Ю. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of the Supreme Soviet of Mordovia and Mechanism of their realization

the article defines the status and functions of the Supreme Council, of Mordovian ASSR and there conveys the main organizing legislative forms of its activities. There presents the schedule of the work of sessions, ever staying committees, Presidium sittings. There are also under analysis the main types of juridical acts, edited upon the tasks of the representative organ of the autonomous republic, the spheres of its power both in legislative regulation and in the fields of management and control.

Текст научной работы на тему «Функции Верховного Совета Мордовии и механизм их реализации»

2.4. ФУНКЦИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА МОРДОВИИ И МЕХАНИЗМ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Морозова Ю.М., старший преподаватель. Место работы: ГОУ ВПО «Российская правовая академия министерства юстиции Р.Ф.» Средне-Волжский филиал. Email: kandidatistorii@rambler.ru

Аннотация: В статье определен статус и функции Верховного Совета Мордовской АССР и отражены основные организационно-правовые формы его деятельности. Представлен порядок работы сессий, постоянных комиссий, заседаний Президиума. Характеризуются основные виды юридических актов, издаваемых по вопросам компетенции представительного органа автономной республики. Рассмотрен круг его полномочий не только в области законодательного регулирования, а также в сферах управления и контроля.

Ключевые слова: Верховный Совет, Мордовия, сессия, Президиум, законодательное регулирование.

FUNCTIONS OF THE SUPREME SOVIET OF MORDOVIA AND MECHANISM OF THEIR REALIZATION

Morozova Yu.M., senior lecturer. Place of work: Russian Academy of the RF Ministry of Justice. E-mail: kandidatisto-rii@rambler.ru

Annotation: the article defines the status and functions of the Supreme Council, of Mordovian ASSR and there conveys the main organizing legislative forms of its activities. There presents the schedule of the work of sessions, ever staying committees, Presidium sittings. There are also under analysis the main types of juridical acts, edited upon the tasks of the representative organ of the autonomous republic, the spheres of its power both in legislative regulation and in the fields of management and control. Keywords: Supreme Council, Mordovia, session, Presidium, legislative regulation.

Верховный Совет Мордовской АССР являлся органом государственной власти республики. Он обладал характерными для парламента чертами - выборность, представительный характер, принадлежность к законодательной власти, но никогда так не назывался. Конституция Мордовской АССР 1937 и 1978 гг. определяли Верховный Совет республики как высший орган государственной власти МАССР. Однако в последней редакции Основного Закона Мордовской АССР 1978 г. с изменениями и дополнениями, вносившимися вплоть до ноября 1989 г., он был назван представительным органом государственной власти республи-

1

ки .

1 Конституция (Основной Закон) Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики 1937 г. Саранск, 1938. Ст. 19; Конституция (Основной Закон) Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики 1978 г. Саранск, 1978. Ст. 73, 92; Закон Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики. Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) МАССР. Ст. 73, 92; Постановление Верховного Совета Мордовской АССР от 3 ноября 1989 года // Советская Мордовия. 8 ноября 1989. С. 2 - 3.

На наш взгляд наиболее точным являлся бы термин «законодательный (представительный) орган» в силу того, что законотворчество являлось прерогативой коллегиального органа, избираемого всем населением республики, и оно было неразрывно связано с его представительством2.

Данный орган в форме законов выражал волю избирателя как единственного источника власти, поэтому он являлся не только единственным законодательным, но и единственным представительным органом в республике.

Важным видится определение функций Верховного Совета как высшего органа государственной власти. По нашему мнению основными функциями Верховного Совета Мордовской АССР являлись законодательная и связанная с ней представительная, а также контролирующая и распорядительная.

Основной организационно-правовой формой работы Верховного Совета направленной на реализацию этих направлений деятельности являлась сессия. Именно на сессиях наиболее полно раскрывалась сущность Совета как представительного органа государственной власти республики, органа коллективного руководства, выражавшего волю населения Мордовии и реализовавшего задачи общегосударственного и регионального значения.

Сессии Верховного Совета Мордовской АССР созывались как минимум два раза в год и представляли собой общереспубликанскую государственную трибуну, где подвергались обсуждению широким форумом депутатов важнейшие вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. Только на сессиях Верховного Совета принимались законы, формировались наиболее важные общереспубликанские государственные органы, обсуждались запросы депутатов и т.п.

По завершении сессии высказанные депутатами замечания и предложения, как правило, сосредотачивались в организационном отделе Президиума Верховного Совета республики, затем передавались для изучения и исполнения соответствующим органам. В документе, передаваемом Совету Министров республики, указывалось: при обсуждении, какого вопроса были высказаны замечания, пожелания или просьбы; их содержание; фамилия депутата и его должность; округ от которого он избран.

По итогам выполнения замечаний Совет Министров Мордовии предоставлял отчет в Президиум Верховного Совета республики, который на каждой сессии информировал депутатов о принятых мерах по предложениям, просьбам и критическим замечаниям, высказанным на предыдущих сессиях. Ежегодные отчеты о проделанной работе представлялись так же Президиумом Верховного Совета Мордовской АССР, постоянными комиссиями Верховного Совета республики, исполнительными комиссиями местных советов депутатов трудящихся, а также народными депутатами высшего органа государственной власти Мордовии3.

Все решения высшего органа государственной власти МАССР, принятые на сессии, фиксировались в стенографическом отчете. Именно на основе таких от-

2 Конституция (Основной Закон) Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики 1937 г. Саранск, 1938. Ст. 21; Конституция (Основной Закон) Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики 1978 г. Саранск, 1978. Ст. 92.

3 Центральный государственный архив Республики Мордовия

(далее ЦГА РМ). Ф.Р. 234. Оп. 8. Д. 209. Л. 1-2, Д. 258. Л. 3-8.

4'2009

Пробелы в российском законодательстве

четов высших органов законодательной власти автономных республик Президиум Верховного Совета РСФСР мог делать выводы о соответствии их законодательства законам СССР и РСФСР, анализировать и обобщать деятельность Верховных Советов АССР, разрабатывать соответствующие меры для улучшения их организационной работы4.

В период между сессиями работа высшего органа государственной власти продолжалась. Наиболее важные вопросы хозяйственного, социальнокультурного строительства в республике, совершенствования законодательства, контроля за деятельностью исполнительно-распорядительных и других подотчетных органов, руководства за деятельностью местных советов народных депутатов рассматривались на заседаниях Президиума Верховного Совета республики. В частности уже на втором своем заседании 21 августа 1938 года Президиум Верховного Совета Мордовской АССР рассматривал вопросы: о практике подготовки и проведения сессии Совета депутатов трудящихся Ширингушского района Мордовской АССР, о мерах по улучшению работы секций депутатских групп и постоянных комиссий сельских, поселковых и районных Советов депутатов трудящихся республики, об отчетах депутатов Верховного Совета и их деятельности в избирательных округах, о работе товарищеских судов в Мордовской АССР, о состоянии и мерах по улучшению работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, о подготовке и переподготовке советских кадров, о нарушении социалистической законности районными судьями и прокурорами, о состоянии работы с жалобами трудящихся в министерствах и комитетах республики, о ходе подготовки к выборам в Верховные Советы СССР, РСФСР, МАССР и местные Советы депутатов трудящихся республики5.

В период между сессиями Президиум Верховного Совета Мордовской АССР направлял и координировал деятельность постоянных комиссий, систематически оказывал им помощь, которые вели основную работу по разработке и формулировке законопроектов. Заседания постоянных комиссий проводились ежеквартально, а общая их численность составляла от 50 до 54 в год6.

В результате обсуждения вопросов на заседании комиссии принимались постановления, содержащие конкретные рекомендации, которые направлялись в соответствующие органы.

Постоянные комиссии принимали активное участие в разработке и утверждении государственного плана экономического и социального развития Мордовии, бюджета республики и утверждения отчетов об их выполнении. Они работали в соответствии с планами, рассмотренными Президиум Верховного Совета Мордовской АССР, и систематически информировали население о своей работе через печать, радио, а позднее и через телевидение7.

Первоначально каждая постоянная комиссия изучала, какую либо существующую проблему, соответствующую ее специализации, делала выводы и формулировала свои предложения и рекомендации. Затем собранные и составленные материалы всех комиссий направлялись в планово-бюджетную комиссию, кото-

4 ЦГА РМ. Ф.Р. 234. Оп. 10. Д. 734. Л. 5-6, 9-11, 14-15, 21-23.

5 Там же. Оп. 4. д. 9. Л. 6-10.

6 ЦГА РМ. Ф.Р. 234. Оп. 10. Д. 82. Л. 23-26.

7 Там же. Д. 512. Л. 51-57.

58

рая обрабатывала информацию о состоянии всех сфер народного хозяйства республики и ежегодно разрабатывала и составляла государственный план экономического и социального развития Мордовии, а также формировала ее бюджет8. Далее все важные государственные документы передавались в Президиум Верховного Совета Мордовской АССР, который представлял их на утверждение депутатам высшего законодательного органа республики.9

Особое внимание Верховный Совет республики обращал на безусловное и неукоснительное выполнение министерствами, управлениями, комитетами, ведомствами, различными организациями, местными государственными органами и общественными организациями, учреждениями предложений, рекомендаций и критических замечаний, изложенных в заключениях планово-бюджетной и других постоянных комиссиях по государственному плану социально-экономического развития и государственному бюджету Мордовской АССР.10

Процедура законодательной деятельности Верховного Совета автономной республики отличалась лишь тем, что вся информация необходимая для выработки нормативного акта, сосредотачивалась в комиссии законодательных предложений, формулировавшей и сформировавшей законопроект.11

Результаты работы Верховного Совета Мордовии формулировались в виде законов, постановлений, указав, положений и других нормативно-правовых актов, которые принимались большинством от общего числа депутатов. Они вступали в силу после опубликования в республиканских газетах на мордовском (мокшанском, эрзянском) и русском языках за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета Мордовской АССР.12

Если законы регулировали важнейшие сферы государственной жизни и обладали высшей юридической силой, то постановления принимались в связи с вопросами, не требовавшими нормативного оформления: образование различных органов самого Верховного Совета, избрание Верховного суда, образование Правительства и другие организационные меры. Указы представляли собой акты, которые принимались Президиумом Верховного Совета республики в период между сессиями.

Анализ лишь некоторой доли нормативно-правовых актов Верховного Совета МАССР позволил прийти к выводу о широком диапазоне вопросов, которые регулировались в ходе его деятельности. Безусловно подавляющее их число составляли постановления и указы по вопросам, которые регулярно рассматривались постоянными комиссиями, в соответствии с их специализацией. К таким относились акты: о состоянии и мерах улучшения внедрения научных открытий работников вузов и научно-исследовательских институтов в производство; о мерах по совершенствованию руководства учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным и высшим образованием; о состоянии работы местной промышленности по повышению качества выпускаемой продукции , увеличению выпуска изделий с госу-

8 Там же. Д. 1047. Л. 26-32.

9 ЦГА РМ. Ф.Р. 234. Оп. 10. Д. 1124. Л. 15-24.

10 ЦГА РМ. Ф.Р. 234. Оп. 8. Д.1246. Л. 220- 233.

11 Там же. Д. 1255. Л. 6-14.

12 Конституция (Основной закон) Мордовской Автономной Советской Социалистической республики 1978 года. Саранск. 1978. Ст. 97, 98.

дарственным знаком качества; о состоянии и мерах по медицинскому, социальному и бытовому обслуживанию населения; о работе жилищно-коммунального хозяйства; о мерах по обеспечению выделенных предприятиям квот на места в детских дошкольных учреждениях и т.д.13

Итак, Верховный Совет Мордовии осуществлял полномочия в рамках своей компетенции. Он являлся высшим законодательным органом, однако в его деятельности сочетались и такие функции, как управление и контроль. Он не просто принимал решения, но и отслеживал их исполнение. И хотя вопросы, предлагавшиеся на рассмотрение сессии, предварительно согласовывались в партийных органах республики, они становились обязательными для исполнения только после принятия депутатами Верховного Совета как высшего законодательного органа Мордовии.

Список литературы:

1. Конституция (Основной Закон) Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики 1937 г. Саранск, 1938.

2. Конституция (Основной Закон) Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики 1978 г. Саранск, 1978.

3. Закон Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики. Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) МАССР.

4. Постановление Верховного Совета Мордовской АССР от 3 ноября 1989 года // Советская Мордовия. 8 ноября 1989.

Изучение исторического опыта развития отечественного парламентаризма на региональном уровне представляет несомненный научный и практический интерес. В своей статье Ю.М. Морозова затрагивает важнейшие аспекты статуса и полномочий высшего представительного органа автономной республики в составе РСФСР, характеризует организационно-правовые формы его деятельности.

Статья построена на основе анализа извлеченных из Центрального государственного архива Республики Мордовия документов, многие из которых впервые введены в научный оборот, что позволило автору по-новому взглянуть на порядок деятельности Верховного Совета МАССР, точнее определить сферу его компетенции и специфику нормотворчества.

Необходимо отметить, что Ю.М. Морозова удалось комплексно и всесторонне осветить механизм реализации функций Верховного Совета МАССР, насколько это возможно в рамках отдельной статьи.

На основе анализа актов нормотворчества, автор пришла к выводу о характере компетенции представительного органа автономной республики, включающей не только сферу законотворчества, но также вопросы управления и контроля.

В целом можно заключить, что статья Ю.М. Морозовой оформлена в соответствии с требованиями стандарта и может быть допущена к публикации.

РЕЦЕНЗИЯ на статью Ю.М. Морозовой «Функции Верховного Совета Мордовии и механизм их реализации»

13 ЦГА РМ. Ф.Р. 234. Оп. 10. Д. 1255. Л. 3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.