Научная статья на тему 'Структура Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва'

Структура Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
494
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бочкарева Светлана Владимировна

Научный интерес к вопросу структуры парламентов различных государств существовал всегда, особенно в федеративных государствах. В настоящей статье рассматриваются вопросы внутренней структуры законодательного (представительного) органа власти республики как субъекта Российской Федерации. Конкретно дан анализ структуры Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бочкарева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE NATIONAL ASSEMBLY OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA OF THE VI CONVOCATION

Scientific interest in the question of the structure of the parliaments of various states has always existed, especially in federal states. This article discusses the internal structure of the legislative (representative) authority of such a subject of the Russian Federation as a republic. The analysis of the structure of the State Assembly of the Republic of Mordovia of the VI convocation is given specifically.

Текст научной работы на тему «Структура Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва»

Бочкарева С. В.

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ VI СОЗЫВА

I. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.00)

1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)

1.1. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ VI СОЗЫВА

Бочкарева Светлана Владимировна, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права

Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»

[email protected]

Аннотация: научный интерес к вопросу структуры парламентов различных государств существовал всегда, особенно в федеративных государствах. В настоящей статье рассматриваются вопросы внутренней структуры законодательного (представительного) органа власти республики как субъекта Российской Федерации. Конкретно дан анализ структуры Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва.

Ключевые слова: Республика Мордовия, Государственное Собрание, законодательный (представительный) орган, структура.

THE STRUCTURE OF THE NATIONAL ASSEMBLY OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA OF THE VI CONVOCATION

Bochkareva Svetlana V., PhD in law, associate Professor, associate Professor of theory and history of state and law Place of employment: National research Mordovian state University named after HIM. N. P. Ogarev

[email protected]

Abstract: scientific interest in the question of the structure of the parliaments of various states has always existed, especially in federal states. This article discusses the internal structure of the legislative (representative) authority of such a subject of the Russian Federation as a republic. The analysis of the structure of the State Assembly of the Republic of Mordovia of the VI convocation is given specifically.

Keywords: Republic of Mordovia, state Assembly, legislative (representative) body, structure.

Роль законодательных органов государственной власти в обществе возрастает год от года, т. к. консолидация общества, формирование правового государства, создание надежной правовой основы для важнейших созидательных процессов во сферах жизни невозможно без качественной законотворческой работы.

Начало напряженной и плодотворной законодательной деятельности в истории республиканского парламента было положено 24 января 1995 года. Он вместил в себя разные созывы, разные события и даже разные эпохи. За два прошедших десятилетия Государственным Собранием Республики Мордовия сделано многое. В частности, для жизнеобеспечения всех направлений экономики и социальной сферы в республике создана современная нормативно-правовая база, накоплен богатый опыт плодотворного взаимодействия законодателей с другими ветвями государственной власти, институтами гражданского общества и рядовыми гражданами.

В свою очередь депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва бережно хранят историю становления законодательной власти Мордовии, активно развивают нормативно-правовую базу,

заложенную депутатами предшествующих созывов, продолжают стратегический курс на совершенствование законодательства в целях эффективного решения сложных социально-экономических проблем, на принятие, прежде всего, социально значимых законов, обеспечивающих улучшение качества жизни людей.

Государственное Собрание Республики Мордовия с точки зрения структуры в узком смысле - это постоянно действующий, однопалатный и высший законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Мордовия, причем единственный. Правовые основы организации и деятельности Государственного Собрания определены региональным законом «О Государственном Собрании Республики Мордовия»1. Государственное Собрание избирается сроком на 5 лет и в его состав входят 48 депутатов, большинство из которых работают на непостоянной основе. Правовое регулирование выборов депутатов осуществляется региональным законом «О выборах депутатов Государ-

1 Закон Республики Мордовия «О Государственном Собрании Рес-

публики Мордовия». - [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.). - Режим

доступа из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

ственного Собрания Республики Мордовия»2.

Они проводятся по смешанной избирательной системе. Это значит, что 24 депутата Государственного Собрания избираются по партийным спискам и согласно пропорциональной системе партиям нужно преодолеть 5% барьер, чтобы провести своих кандидатов в Государственное Собрание. 24 других депутата избираются по одномандатным избирательным округам. В результате побеждает тот кандидат, который получил большинство голосов.

Выборы депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва состоялись 18 сентября 2016 года.

В числе избранных депутатов - 42 мужчины и 6 женщин. Депутатский корпус обновился более чем на половину. Из 48 избранников Государственного Собрания Республики Мордовии VI созыва в работе предыдущего созыва участвовали 22 человека.

Депутаты представляют все слои общества, национальности людей, населяющих республику и все сферы жизни: есть здесь руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий, рабочие, строители, представители образования, здравоохранения, малого бизнеса. Все, как правило, профессионалы своего дела, способные решать вопросы в своей отрасли и предлагать решения проблем в других сферах.

Структура Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва практически не отличается от структуры Государственного Собрания Республики Мордовия V созыва, но имеет свои характерные особенности и выглядит следующим образом:

- Председатель Государственного Собрания;

- заместители Председателя Государственного Собрания;

- Совет Государственного Собрания;

- Комитеты и комиссии Государственного Собрания;

- Представитель Государственного Собрания в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

- Аппарат Государственного Собрания3.

Возглавляет Государственное Собрание Республики

Мордовия Председатель Государственного Собрания.

Первая сессия Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва состоялась 29 сентября 2016 года. На ней был избран Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва. Им стал депутат Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва по Пушкинскому одномандатному избирательному округу № 19 Чибиркин Владимир Васильевич4

Затем утвердили заместителей Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия. Их стало двое, наполовину меньше, нежели прежде.

Заместителями Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия VI стали депутат со стажем Алехин В.В. и Москаев И.М. - директор МОУ «Средняя школа № 27 г.о. Саранск».

Особенным в структуре Государственного Собрания Республики Мордовия можно считать Совет Государственного Собрания, который обеспечивает организацию его работы и является подотчетным Государ-

2 Закон Республики Мордовия «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия». - [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.). - Режим доступа из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

3 Бочкарева, 20014, с. 39.

4 Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва от 29.09. 2016 г. № 4-У! П «Об избрании Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

ственному Собранию органом5.

Состав Совета Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва избран в количестве 11 депутатов 6 В него по должности входят Председатель Государственного Собрания и 2 его заместителя. Кроме них в состав Совета Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва вошли депутаты Аширов Р.З., Вдо-вин С.М., Грибанов В.И., Зайцева В.А., Киселева С.Е., Самолькин Г.К., Тюрин Е.П., Якуба В.В.

В соответствии с региональным законом «О комитетах и комиссиях Государственного Собрания Республики Мордовия» Государственное Собрание из числа депутатов образует комитеты и комиссии7. Они являются рабочими органами Государственного Собрания, обладают правом законодательной инициативы и в сферу их деятельности входит, прежде всего, подготовка законопроектов. В сферу ведения комитетов и комиссий относятся вопросы, касающиеся государственной, хозяйственной и социально-культурной сфер жизни республики.

Наименование комитетов и комиссий Государственного Собрания определяются указанным выше законом, а их перечень на очередной созыв утверждается постановлением Государственного Собрания Республики Мордовия. Так, Постановлением от 29.09.2016 г. закреплено такое же, как и в прошлом созыве, количество комитетов и комиссий, соответственно 6 и 3.

В структуре Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва образованы следующие комитеты - по законодательству и законности, по бюджету, финансам и налогам, по экономической политике, предпринимательству и собственности, по аграрным вопросам, природопользованию и строительству, по социальной политике, по вопросам местного самоуправления.

Комиссии - по регламенту и организации работы сессий Государственного Собрания, по вопросам депутатской этики, по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственного Собрания.

При этом указанный перечень при необходимости может быть изменен, поскольку при определенных обстоятельствах Государственное Собрание Республики Мордовия обладает правом образовать, упразднить или реорганизовать ранее созданные комиссии и комитеты либо внести изменения в их состав.

Депутатами Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва являются представители трех партий - «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР.

«Единая Россия» - 45 депутатов, КПРФ - 1 депутат, Зайцева В.А., первый секретарь Мордовского республиканского отделения политической партии «КПРФ», ЛДПР - Тюрин Е.П.

Самовыдвиженец Башмаков Л.А., победив в Юго-Западном одномандатном избирательном округе № 24, стал депутатом Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва

Совет Федерации Федерального Собрания Россий-

5 Бочкарева, 20014, с. 39.

6 Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва от 29.09. 2016 г. № 6^ П «О составе Совета Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

7 Законон Республики Мордовия «О комитетах и комиссиях Государственного Собрания Республики Мордовия». - [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.). - Режим доступа из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

Бочкарева С. В.

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ VI СОЗЫВА

ской Федерации формируется из двух представителей от каждого субъекта федерации, один из которых избирается от законодательной ветви власти. Государственное Собрание Республики Мордовия VI созыва должно было избирать своего представителя. Им вновь стал депутат Литюшкин В.В.8

Аппарат Государственного Собрания Республики Мордовия является государственным органом. Он наделен правами юридического лица. В его компетенцию входит сопровождение организационных, правовых, информационных, аналитических, финансовых и иных вопросов, касающихся обеспечения деятельности законодательного органа республики.

Возглавляет Аппарата Государственного Собрания VI созыва его Руководитель - Чиндяскина О.А.

Аппарата Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва имеет такие структурных подразделений как управления, отделы, сектора, бюро и службу.

1. Правовое управление. В него входят:

- юридический отдел:

- сектор правовой экспертизы;

- сектор законопроектной работы.

Сфера ведения: государственное, административное, административно-процессуальное, жилищное, муниципальное законодательство, законодательство о муниципальной службе и об административно-территориальном делении.

2. Управление социально-экономической политики. В него входит отдел по работе с общественными объединениями и фракционной работе.

Основными функциями управления социально-экономической политики являются: обеспечение деятельности следующих комитетов Государственного Собрания по бюджету, финансам и налогам; по экономической политике, предпринимательству и собственности; по социальной политике; а также организационно-правовое обеспечение деятельности Совета непарламентских политических партий при Государственном Собрании Республики Мордовия, Координационного совета Республики Мордовия по демографической и миграционной политике, Общественной молодежной палаты и фракций Государственного Собрания Республики Мордовия.

3. Организационное управление. Оно объединяет в себе:

- протокольный сектор;

- сектор документооборота;

- сектор наград;

- копировально-множительное бюро.

Основными функциями управления являются: ведение делопроизводства, размножение и рассылка материалов, подготовленных для рассмотрения на сессиях Государственного Собрания, кадровая работа, ведение текущего архива, подготовка документов для награждения.

4. Отдел бюджетно-финансовой и экономической политики.

Сфера ведения: финансовое, бюджетное, налоговое законодательство.

5. Отдел социальной политики.

8 Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва от 29.09.2016 г. №17-У1 П «О наделении полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Государственного Собрания Республики Мордовия» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

К компетенции отдела относится: законодательство о здравоохранении, образовании, науке и культуре, семейное законодательство, о социальном обеспечении и социальном страховании, о труде и занятости населения, физической культуре и спорте.

6. Отдел по аграрной политике, строительству и природопользованию.

Сфера ведения: градостроительное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды.

7. Отдел по работе с органами местного самоуправления.

Основная функция: подготовка материалов и предложений по вопросам совершенствования муниципального законодательства, законодательства о муниципальной службе, об административно-территориальном делении.

8. Информационно-аналитический отдел. В нем отдельно выделена пресс-служба Государственного Собрания Республики Мордовия.

Отдел осуществляет сбор и анализ в пределах своей компетенции информацию об основных событиях общественно-политического и социально-экономического характера в целях подготовки соответствующих докладов, проводит аккредитацию представителей средств массовой информации для освещения деятельности Государственного Собрания Республики Мордовия; осуществляет антикоррупционную экспертизу законов Республики Мордовия при проведении мониторинга их применения по отраслям законодательства, отнесенным к ведению отдела.

9. Отдел бухгалтерского учета и финансового обеспечения.

Выполняет функции бухгалтерского и финансового учета и контроля.

10. Отдел организационно-технического и материального обеспечения. Ведает вопросами хозяйственной деятельности и организует работу служб технического обеспечения.

11. Приемная Государственного Собрания.

Основными ее функциями являются: прием и рассмотрение письменных обращений граждан, государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также подготовка ответов на такие обращения.

12. Старший советник Председателя Государственного Собрания. Это должность появилась сравнительно недавно и основной функцией старшего советника является подготовка для Председателя Государственного Собрания аналитических, справочных и информационных материалов.

13. Помощник Председателя Государственного Собрания по взаимодействию с федеральными структурами власти и межрегиональному сотрудничеству. В его обязанности входит обеспечение взаимодействия Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Аппарата осуществляется свою деятельность согласно плану основных мероприятий, которые планируются провести в Государственном Собрании. План, как правило, составляется сроком на один год и утверждается Государственным Собранием.

Таким образом, анализ структуры Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва показал, что оно является эффективным законодательным органом государственной власти. При этом в своей ра-

боте депутаты стремятся к тому, чтобы принимаемые ими нормативно-правовые акты соответствовали реальным тенденциям общественного развития, отражали социально-политическую ситуацию в республике, способствовали укреплению политической стабильности в Мордовии.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 78,89%.

Список литературы:

1. Конституция Республики Мордовия от 21 сентября 1995 г. - [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.). - Режим доступа из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Закон Республики Мордовия «О Государственном Собрании Республики Мордовия». - [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.). - Режим доступа из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

3. Закон Республики Мордовия «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия». -[Электронный ресурс]: (с изм. и доп.). - Режим доступа из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

4. Закон Республики Мордовия «О комитетах и комиссиях Государственного Собрания Республики Мордовия». - [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.). - Режим доступа из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

5. Регламент Государственного Собрания Республики Мордовия, утвержденный Постановлением Государственного Собрания Республики Мордовия от 14.02.2002 г. № 602-11. - [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.). - Режим доступа из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

6. Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва от 29.09.2016 г. № 4-VI П «Об избрании Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

7. Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва от 29.09.2016 г. № 6-VI П «О составе Совета Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

8. Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва от 29.09.2016 г. №17-VI П «О наделении полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Государственного Собрания Республики Мордовия» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа из спра-вочно-правовой системы «Консультант Плюс».

9. Положение «Об Аппарате Государственного Собрания Республики Мордовия», утвержденное Постановлением Государственного Собрания Республики Мордовия от 20 июня 2006 г. N 1226-III II». - [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.). - Режим доступа из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

10. Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Аппарата Государственного Собрания Республики Мордовия, утвержденного распоряжением Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия от 17 февраля 2011 г. № 13-рп. -[Электронный ресурс]: (с изм. и доп.). - Режим доступа из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

11. Инструкция по работе с документами в Государственном Собрании Республики Мордовия, утвержденная распоряжением Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия от 29 марта 2013 г. № 102-рп. -[Электронный ресурс]: (с изм. и доп.). - Режим доступа из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

12. Бочкарева С.В. Структура Государственного Собрания Республики V созыва // Социально-политические науки. 2014. № 4.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью доцента, кандидата юридических наук, доцента кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Бочкаревой Светланы Владимировны, на тему: «Структура Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва» Статья доцента, кандидата юридических наук, доцента кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.11. Огарёва» Бочкаревой Светланы Владимировны, на тему: «Структура Государственного Собрания Республики Мордовия VI созыва» актуальна и соответствует научной юридической специальности: 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве.

В научной статье рассматриваются вопросы внутренней структуры законодательного (представительного) органа власти республики как субъекта Российской Федерации. Проведен анализ структуры Государственного Собрания Республики Мордовия Vi созыва.

Выводы, замечания и предложения автора научной статьи вносят новые подходы в научные представления о структуре законодательною (представительного) органа субъект Российской Федерации.

Материалы статьи, несомненно, найдут свое применение в учебном процессе, для изучения соответствующих тем по курсам: «История государства и права России», «История государства и права Республики Мордовия», ряде специальных курсов. Материалы статьи могут быть использованы при реализации магистерских программ, а также подготовке кандидатов юридических наук по специальности 12.00.01,

В работе обозначена цель - рассмотреть вопросы внутренней структуры законодательно! о (представительного) органа власти республики как субъекта Российской Федерации на примере Государственного Собрания Республики Мордовия, которая в полной мере достигнута.

При написании статьи автором использовалась совокупность диалектического, исторического, формально-юридическою, логического, сравнительно-правового и других методов познания.

Материалы, изложенные в данной работе, нашли обсуждение в научных дискуссиях научного семинара, проводившегося в рамках заседаний кафедры теории и истории государства и права, иных научных мероприятий юридического факультета.

Стиль изложения данной статьи хороший, не требует правки, сокращения.

Общее заключение. Статья актуальна, обладает научной и практической новизной, рекомендуется для печати.

Заведующий кафедрой теории и истории государства и права Мордовского государственного университета, доктор юридических наук, профессор

Л.Р. Еремин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.