УДК 377.3(470)(091)
БОТ 10.18698/2306-8477-2017-10-474
История Женского коммерческого училища при Московском обществе распространения коммерческого образования
© В.А. Марчукова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, 117997, Россия
Проведен анализ женского коммерческого образования на рубеже Х1Х-ХХ вв. Рассмотрена деятельность Московского общества распространения коммерческого образования, а также развитие частной благотворительности. Особое внимание уделено созданию и функционированию Женского коммерческого училища, систематизированы основные этапы его возникновения и развития, приведены сведения о создании домового храма при нем. Проанализированы учебные планы, а также нормативные документы, способствующие развитию женского коммерческого образования в начале ХХ в. Статья представляет интерес для читателей, занимающихся историей образования в России.
Ключевые слова: коммерческое образование, история российского образования, женское коммерческое образование, женское коммерческое училище, история российского меценатства
В начале ХХ века российская экономика начала развиваться ускоренными темпами. После проведения в стране ряда важных экономических реформ и завершения промышленного переворота (конец XIX в.) окончательно сложилась система российского капитализма. На предприятиях появляется новое оборудование, на котором должен работать специалист высокого уровня. В этот период возникает потребность общества в квалифицированных работниках коммерческой направленности. Вследствие бурного развития производства возникла необходимость в специалистах всех уровней, обладающих техническими, проектировочными, инженерными и экономическими знаниями. Однако существовавшие в то время коммерческие учебные заведения не удовлетворяли требованиям времени.
В конце XIX — начале XX в. возникает идея создания коммерческих учебных заведений нового формата. Целью работы является выявление специфики формирования женского коммерческого образования в Москве в начале XX в. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать подход государственной власти к формированию новой системы коммерческого образования, выявить специфику работы Московского общества распространения коммерческого образования, определить причины создания Женского коммерческого училища и рассмотреть историю его возникновения.
В конце XIX в. изменяется подход к коммерческому образованию. 15 апреля 1896 г. издано Положение о коммерческих учебных заведениях [1]. Согласно этому Положению, сословные общества, товарищества и частные лица получили право открывать:
• утренние и вечерние торговые классы, цель которых — сообщить коммерческие знания, необходимые в торговых делах, лицам всех возрастов, не моложе 12 лет, преимущественно состоящим на службе в торгово-промышленных учреждениях;
• торговые школы для подготовки учащихся к службе в торгово-промышленных учреждениях;
• коммерческие училища — семиклассные (общее и коммерческое образование) и трехклассные (только коммерческое образование);
• курсы коммерческих знаний — мужские и женские, для обучения по одному или нескольким предметам коммерческой специальности.
Данное Положение дало законодательную основу всем коммерческим учебным заведениям, а также стало основанием для развития коммерческого образования в России. Большую роль в становлении коммерческого образования сыграла Москва. После Высочайшего утверждения Положения о коммерческих учебных заведениях, в 1897 г., в Москве было открыто Московское общество распространения коммерческого образования (М.О.Р.К.О.), которое возглавил Алексей Семенович Вишняков (1859-1919), он же был председателем Попечительского совета М.О.Р.К.О. Это общество было организовано по частной инициативе, его членами являлись крупные представители купеческих и предпринимательских кругов.
Цель М.О.Р.К.О. — распространение коммерческих знаний, которые сочетают в себе теоретические и практические аспекты коммерческих наук. Это привело к утверждению практического направления в коммерческих учебных заведениях. Для разработки учебной программы были привлечены профессора и преподаватели различных учебных заведений Москвы, а также люди, которые непосредственно связаны с торгово-промышленной деятельностью, что обеспечивало практическую основу коммерческих знаний.
В 1898 г. М.О.Р.К.О. открыло торговые классы со сроком обучения от 6 до 12 месяцев, затем в 1901 г. — Мужское коммерческое училище. Торговые классы посещали люди, уже служащие в торгово-промышленной отрасли, а в коммерческих училищах подготавливали специалистов в области коммерции с малолетства, при этом в образовательную программу внедрялись некоторые дисциплины, связанные с практической деятельностью в торгово-промышленной отрасли [2, с. 3].
До начала ХХ в. в руководящем составе предприятий были либо талантливые люди, либо те, к которым это руководство переходило по наследству. Коммерческими профессиональными знаниями при этом обладали немногие руководители, и то они получали эти знания в основном за границей. Общества распространения коммерческого образования ставили перед собой задачу подготовить нового специалиста, способного стать руководителем, инициатором и вдохновителем предприятия.
После учреждения Мужского коммерческого училища в планах Общества появилась идея создания Женского коммерческого училища (рис. 1). Для российского народа женское коммерческое образование являлось необычным явлением. На эту потребность повлиял и тот факт, что все чаще и чаще на предприятиях использовали женский труд. Еще в XVIII в. предполагалось, что женское образование должно быть закрытым и необходимо только дворянскому сословию, эти идеи были заложены при создании Смольного института. Затем возникают пансионы, где кроме дворянок обучались представительницы купеческих сословий и мещан. Меняется положение к середине XIX в., когда остро встает вопрос женского образования, и приходит осознание того, что с его развитием изменится не только образовательная система, но и социально-экономическая, общественно-политическая и социокультурная. М.О.Р.К.О. ставило перед собой задачу, несмотря на все еще патриархальный уклад российского общества, сделать женский труд профессиональным. Наряду с мужчиной женщина должна была развивать торгово-промышленную отрасль и экономику в целом [3, с. 29].
Рис. 1. Здание Женского коммерческого училища (1905 г.)
Законодательной основой для создания Женского коммерческого училища стали вышедшие 10 июня 1900 г. дополнения к Положению о коммерческих учебных заведениях. В обновленном Положении постановили: открывать мужские и женские коммерческие учебные заведения; в женских училищах преподавать могут лица, получившие высшее образование, в том числе женского пола, однако к преподаванию общественных дисциплин допускались женщины, которые окончили учебные заведения Министерства народного просвещения или Ведомства учреждений Императрицы Марии [4].
31 августа 1903 года М.О.Р.К.О. открыло Женское коммерческое училище. Для него были разработаны устав, учебные программы и учебные планы. Особенностью создания Женского коммерческого училища являлось уравнение программы обучения мальчиков и девочек. К 1904 г. в Училище были открыты два класса, в которых обучалось 63 человека. А уже к 1912 г. количество классов увеличилось до семи, в которых обучалось 273 человека. Также для училища было построено собственное здание на улице Зацепа, д. 41.
История строительства собственного здания училища была непростой. После возведения здания для Мужского коммерческого училища им. Цесаревича Алексея казна Попечительского совета М.О.Р.К.О. была пуста. Первая задача, которая стала перед Обществом, — найти средства для строительства здания Женского коммерческого училища. Ситуация поменялась после пожертвования Петра Григорьевича Котова, нового члена Общества, который даровал 150 тыс. руб., 90 тыс. из которых предназначалось на строительство домовой церкви училища (рис. 2), а 60 тыс. — на строительство здания самого училища. Архитектором училища и церкви был выбран Н.Л. Шевяков. Предпочтение было отдано древнерусскому архитектурному стилю с элементами владимиро-суздальской храмовой архитектуры (декор барабана) [5, с. 67]. Церковь была декорирована резьбой по камню, цветной майоликой и керамической плиткой, купола были вызолочены, по проекту предусматривалось цветное остекление окон барабана и некоторых других. Здание было построено с применением новейших технологий.
Главной храмовой иконой стала икона Божьей Матери «Взыскание погибших» в серебряном окладе с бриллиантами, которую пожертвовал П.Г. Котов. До сих пор неизвестен тот факт, почему в коммерческое учебное заведение была выбрана именно эта икона, ведь по традиции ей молились тяжелобольные, которые хотели избавиться от пороков. Существует мнение, что икона должна напоминать молящимся о том, что перед ними много пороков и искушений на их профессиональном пути (имеется в виду коммерческая деятельность). 23 сентября 1905 г. было открыто здание Женского коммерческого училища.
Рис. 2. Здание домового храма иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» при Женском коммерческом училище (1905 г.)
В начале XX в. популярность коммерческих училищ возросла, этому способствовал особый подход к преподаванию. Училище ставило перед собой задачу воспитать нравственного и профессионального человека. В учебном заведении должны были не только давать знания, но и формировать особенные черты характера, вносить порядок и самообладание, воспитывать и развивать индивидуальные черты учениц. В Училище были организованы хорошие условия для нравственного и умственного развития, открыты врачебные кабинеты, созданы условия для соблюдения личной гигиены и классы для улучшения физической формы. В учебные планы были включены подвижные игры и ручной труд.
В отчетах М.О.Р.К.О. содержится подробная информация о поступавших в Женское училище. К 1912 г. в него принимали детей из разных сословий: дворян и чиновников, почетных граждан, купцов, мещан, крестьян и прочих, а также иностранных граждан и цеховых сословий (рис. 3). В Училище демократично относились к различным вероисповеданиям. В нем обучались представители православной, старообрядческой, лютеранской и реформаторской, а также иудейской религий.
Возраст учениц был от 10 лет до 21 года. К числу дисциплин, преподаваемых в Училище, относились: закон Божий, русский язык, ма-
тематика, немецкий язык, французский язык, история, естествознание и география, физика, химия, бухгалтерия, коммерческие арифметика и корреспонденция, товароведение, политическая экономия, законоведение, коммерческая география, рисование и чистописание, гимнастика, ручной труд, скульптура и пение. В учебные планы были включены дисциплины, которые указывались в Положении о коммерческих учебных заведениях 1896 г.
Рис. 3. Ученицы Женского коммерческого училища (1912 г.)
В Училище были учреждены именные стипендии (по данным на 1912 г.): имени Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея Николаевича (учреждена Н.А. Протопоповым), имени статс-секретаря графа С.Ю. Витте (учреждена Московским городским кредитным обществом), имени В.С. Вишнякова (учреждена Попечительством об учащихся в коммерческих училищах М.О.Р.К.О.), имени Н.П. Горбунова (учреждена Московским городским обществом взаимного от огня страхования), имени А. и М. Журавских (учреждена М.А. Журавской), имени А.Н. Глаголева (учреждена Московской городской Думой).
Попечительский совет также практиковал отмену платы за обучение (за полугодие либо до окончания курса) особо отличившимся ученицам. В 1912 г. плату за полугодие отменили двум ученицам 1-го и 7-го классов в память А.Н. Глаголева (директор мужского и женского коммерческих училищ М.О.Р.К.О. с 1901 по 1906 гг.); по случаю 10-летнего юбилея Общества до окончания курса отменили плату ученице 5-го класса; в память Д.С. Серебрякова до окончания курса отменили плату ученице 4-го класса, а также в память П.Г. Котова до окончания курса отменили плату ученице 1-го класса [6, с. 131].
В 1919 году Женское училище стало частью первого высшего экономического учебного заведения — Московского коммерческого института (ныне РЭУ им. Г.В. Плеханова), который был также открыт М.О.Р.К.О. Сегодня здание училища входит в состав большого кампуса РЭУ им. Г.В. Плеханова. В 2016 г. была завершена реставрация здания Женского коммерческого училища. Также после долгого перерыва вновь был освящен и открыт домовой храм иконы Божьей Матери «Взыскание погибших».
Таким образом, благоприятную среду для формирования новой системы коммерческого образования обеспечило Положение о коммерческих учебных заведениях. Оно отражало всю глубину преобразований таких училищ и сыграло большую роль в развитии профессионального образования в России. На рост женского коммерческого образования повлияло М.О.Р.К.О. Примечательным является тот факт, что Общество не пыталось нажиться на учрежденных учебных заведениях. Главной целью являлось обеспечение грамотными специалистами всей коммерческой отрасли. К становлению таких учебных заведений было привлечено развивающееся русское сословие, а именно купеческое. Купцы вкладывали материальные средства в развитие коммерческого образования. Можно утверждать, что оно в России было организовано самим российским обществом.
Важно отметить, что в начале ХХ в. в большой системе коммерческого образования появилось женское, которое в дальнейшем станет равноценно мужскому. Этот факт можно назвать феноменальным для российского патриархального общества начала ХХ в.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Положение о коммерческих учебных заведениях. В кн.: Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. XVI. № 12774. Санкт-Петербург, 1889.
[2] Московское общество распространения коммерческого образования, 1897-1907. Москва, 1907, 54 с.
[3] Москалева М.Ю. К вопросу о концепции женского образования в России во второй половине XIX — начале XX века. В сб.: Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997, с. 28-30.
[4] Положение о коммерческих учебных заведениях. В кн.: Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. XX. № 18806. Санкт-Петербург, 1902.
[5] Гришин А.И. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова: этюды о прошлом. Москва, РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2012, 164 с.
[6] Отчет Московского общества распространения коммерческого образования за 1912 год. Москва, 1913, 496 с.
Статья поступила в редакцию 29.05.2017
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Марчукова В.А. История Женского коммерческого училища при Московском обществе распространения коммерческого образования. Гуманитарный вестник, 2017, вып. 10. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2017-10-474
Марчукова Виктория Александровна — окончила Воронежский государственный университет, начальник отдела «Русский музей: виртуальный филиал» РЭУ им. Г.В. Плеханова. Область научных интересов — вопросы развития коммерческого образования в России в конце XIX — начале XX в., становления и развития высшего экономического образования. е-шаП: [email protected]
History of the Women's Commercial School establishment at Moscow Society for Dissemination of Commercial Education
© V.A. Marchukova Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, 117997, Russia
The article analyses women's commercial education at the turn of the XIX-XX centuries. It considers the activities of the Moscow Society for Dissemination of Commercial Education and development of private philanthropy. Special attention is paid to the foundation the Women's Commercial School. The paper shows main stages of its emergence and development, provides information on the establishment of the house church. Curricula, as well as normative documents, promoting the development of women's commercial education in the early twentieth century were analyzed. The article is of interest to readers who are engaged in the history of commercial education in Russia.
Keywords: commercial education, history of the Russian education, women's commercial education, Women's Commercial School, history of the Russian philanthropy
REFERENCES
[1] Polozheniye o kommercheskikh uchebnykh zavedeniyakh. [Regulations on commercial educational institutions]. In: Polnoye sobraniye zakonov Rossiyskoy imperii [Complete collection of laws of the Russian Empire]. Collect. III, vol. XVI, no. 12774. St. Petersburg, 1899.
[2] Moskovskoye obshchestvo rasprostraneniya kommercheskogo obrazovaniya, 1897-1907 [Moscow society for the dissemination of commercial education, 1897-1907]. Moscow, 1907, 54 p.
[3] Moskaleva M.Yu. K voprosu o kontseptsii zhenskogo obrazovaniya v Rossii vo vtoroy polovine XIX — nachale XX veka [To the question of the concept of women's education in Russia in the late 19th and early 20th century]. In: Zhenshchiny v otechestvennoy nauke i obrazovanii [Women in national science and education]. Ivanovo, 1997, pp. 28-30.
[4] Polozhenye o kommercheskikh uchebnykh zavedeniyakh [Regulations on commercial educational institutions] In: Polnoye sobraniye zakonov Rossiyskoy im-perii [Complete collection of laws of the Russian Empire]. Collect. III, vol. 20, no. 18806. St. Petersburg, 1902.
[5] Grishin A.I. Rossiyskiy ekonomicheskiy universitet imeni G.V. Plekhanova: etyudy o proshlom [Plekhanov Russian University of Economics: sketches about the past]. Moscow, PRUE Publ., 2012, 164 p.
[6] Otchet Moskovskogo obshchestva rasprostraneniya kommercheskogo obrazovaniya za 1912 god [The report of the Moscow Society for the Dissemination of Commercial Education for the year 1912]. Moscow, 1913, 496 p.
Marchukova V.A. graduated from Voronezh State University. Head of the "Russian museum: virtual branch" section, Plekhanov Russian University of Economics. Research interests include: the issues of the commercial education development in Russia in the late 19th and early 20th century, higher economic education formation and development. e-mail: [email protected]