Научная статья на тему 'Домовый храм в планировке коммерческих училищ России XIX - начала XX в'

Домовый храм в планировке коммерческих училищ России XIX - начала XX в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
82
7
Поделиться
Ключевые слова
ЗДАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЛАНИРОВКА КОММЕРЧЕСКОГО УЧИЛИЩА / ДОМОВЫЙ ХРАМ КОММЕРЧЕСКОГО УЧИЛИЩА / BUSINESS EDUCATION BUILDINGS / BUSINESS COLLEGE PLANNING / CHAPEL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Киреева Татьяна Валентиновна

В статье показано значение религии в системе коммерческого образования учащихся как воспитательной и этической нормы. Дается описание домовых храмов в планировке коммерческих училищ России в период XIX начала XX в. Автором предложена типология планировочного размещения домового храма в здании коммерческого училища, определяемая расположением храма в планировочной структуре здания, его функциональной зачимостью и архитектурным стилем.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Киреева Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chapel in Business College Planning in Russia in the 19-20th Centuries

The paper describes the significance of religion as an ethical standard in the system of education. Chapels are presented in terms of planning of Russian business colleges in the 19-20th centuries. A planning typology is suggested for the chapel arrangement in the building of the business college, which is defined by the chapel location in the planning structure of the building, its functional significance and architectural style.

Текст научной работы на тему «Домовый храм в планировке коммерческих училищ России XIX - начала XX в»

УДК 712:37

КИРЕЕВА ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА, канд. филос. наук, доцент, tkireeva2005@yandex. ru Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65

ДОМОВЫЙ ХРАМ

В ПЛАНИРОВКЕ КОММЕРЧЕСКИХ УЧИЛИЩ РОССИИ XIX - НАЧАЛА XX В.

В статье показано значение религии в системе коммерческого образования учащихся как воспитательной и этической нормы. Дается описание домовых храмов в планировке коммерческих училищ России в период XIX - начала XX в. Автором предложена типология планировочного размещения домового храма в здании коммерческого училища, определяемая расположением храма в планировочной структуре здания, его функциональной зачимостью и архитектурным стилем.

Ключевые слова: здания коммерческого образования; планировка коммерческого училища; домовый храм коммерческого училища.

TATIANA V. KIREEVA, PhD, A/Professor, tkireeva2005@yandex.ru

Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, 65, Il'inskaya Str., 603950, Nizhnii Novgorod, Russia

CHAPEL IN BUSINESS COLLEGE PLANNING IN RUSSIA IN THE 19-20TH CENTURIES

The paper describes the significance of religion as an ethical standard in the system of education. Chapels are presented in terms of planning of Russian business colleges in the 19-20th centuries. A planning typology is suggested for the chapel arrangement in the building of the business college, which is defined by the chapel location in the planning structure of the building, its functional significance and architectural style.

Keywords: business education buildings; business college planning; chapel.

В дореволюционной России религия, являясь основой духовно-нравственного состояния общества и образования, воспринималась как объединяющая нацию духовная сила, воспитывающая патриотизм. Служение Богу и Отечеству прививалось с детства через духовные ценности семьи и далее через традиционный для Русской православной церкви цикл учебных предметов «Закона Божия», включающего дисциплины: «Обучение молитвам», «Священная история Ветхого и Нового Завета», «Учение о Богослужении Православной Церкви», «Катехизис», а в качестве самостоятельных дисциплин предлагались церковно-славянский язык и церковное пение [1]. Закон Божий изучался в течение всего срока обучения и в Табеле успеваемости стоял первым в общем списке предметов [1].

Кроме того, ежедневная молитва, церковные праздники требовали специального помещения - так возникают домовые церкви при учебных зданиях:

© Киреева Т.В., 2017

гимназиях [2], училищах, институтах и университетах [1]. Домовой церковью называлось освященное помещение в жилище частного лица или учреждения. Домовый храм училища - инкорпорированный, встроенный в структуру учебного заведения [3], а не просто «место, находящееся в доме».

История возникновения домовых церквей прослеживается от истоков христианства [4], уходит в допетровское время, но с 1762 г. практика создания домовых храмов становится наиболее распространенной, особенно в «казенных» зданиях [5]. Так, по архивным данным, в Санкт-Петербурге (начало 1917 г.) из 500 православных храмов различных типов 15 располагалось в высших, до 40 в средних и около 20 в начальных учебных заведениях [6].

В отечественной архитектурной теории тема домовых храмов в планировке учебных зданий практически не изучена, что делает данное исследование особенно актуальным. Целью написания настоящей статьи является желание проанализировать и выявить характерные типы устройства домовых храмов в зданиях коммерческого образования, которое возникло в России в конце ХУШ в.

У истоков коммерческого образования стояли представители просвещенной аристократии и предприниматели-меценаты, а дальнейшее его развитие было полностью возложено на купечество и буржуазию. Доля участия государства в создании коммерческих училищ была незначительной и составляла всего 1-2 % от общей казны училища [7], что существенно усложняло строительство собственного здания для нужд училища. Требуемую сумму собирали с местных купцов, или находился благотворитель, но при этом попечительский совет получал некую свободу в выборе архитектора, проекта, стиля и декоративного оформления интерьера. Поэтому здания коммерческого образования значительно отличались от строящихся зданий гимназий и реальных училищ как в планировке, так и в отделке фасада и интерьеров. По мысли создателей первого российского коммерческого учебного заведения, выпускник училища после 7-8-летнего обучения должен быть широко образованным, специально подготовленным, культурным и высоконравственным человеком, что должно достигаться через привитие воспитанникам «истинных чувств благоговения к Богу и Вере, любви и преданности Престолу и Отечеству, глубокому уважению к общественному порядку и привязанности к купеческому званию, а ровно и непоколебимых правил честности, посредством коих негоциант, купец и фабрикант снискивают себе всеобщее доверие и уважение» [8].

Необходимо отметить, что создание коммерческих училищ в течение XIX в. в России шло медленно, и вплоть до 1896 г. существовало всего восемь учебных заведений коммерции [7].

Домовый храм, находясь первоначально внутри помещений и имея небольшие размеры, не влиял на фасад здания, но начиная с XIX в. домовый храм «казенного» здания становится визуальным акцентом архитектурной композиции фасада [9]. В ходе исследования зданий коммерческого образования выявлено восемь основных типов домовых храмов, различающихся по месту расположения, по степени их влияния на объемно-планировочную и композиционную структуру здания.

Первые здания коммерческого образования, возникшие на рубеже ХУШ-Х1Х вв., относились к периоду классицизма, где строгие каноны композиционного симметричного построения диктовали расположение домового храма в центре, по главной оси здания, увенчанной православным крестом, что можно определить первым типом домового храма.

Так, здание Московского коммерческого училища на ул. Остоженке (арх. Д.И. Жилярди), открытого в 1806 г., имело классическое построение фасада. Портик с десятью колоннами выделял на фасаде объем домовой церкви Марии Магдалины (рис.1). Строгость и простота фасадов и интерьеров отражала эстетическую основу стиля. Интерьер церкви был оформлен несколько богаче, что соответствует церковным канонам, где однорядный иконостас красиво оформлен резьбой с позолотой [10]. В дальнейшем, на протяжении столетнего развития училища, интерьеры церкви менялись, и в их отделке в 1900 г. появились росписи М.И. Нестерова и В.М. Васнецова.

4 Г-Т

Рис. 1. Здание Московского коммерческого училища на ул. Остоженке (арх. Д.И. Жилярди, 1806 г.). Домовая церковь Марии Магдалины

Здание Московского Мещанского училища Московского купеческого общества на Большой Калужской (арх. М.Д. Быковский при участии А.Н. Бо-карева, В.П. Стасова, 1839 г.) относится ко второму типу и является примером поздней классики, где домовая церковь Александра Невского доминирует в композиции фасада, занимая центральный возвышенный объем с портиком и высоким куполом (рис. 2). В плане, решенная как трехнефная часовня, разделенная рядами колонн на центральное и боковое пространство, она занимала значительную часть главного ризалита. Искусно выполненный однорядный иконостас отделял алтарь.

С именем Александра Невского связаны героические страницы истории Отечества, и неслучайно его именем освящались, в основном, «государственные», домовые, больничные, училищные, военные храмы, вторя словам святого князя: «Не в силе Бог, а в правде» [11].

Эклектика, пришедшая на смену классике, в значительной мере повлияла на планировку учебных заведений, дав им большую свободу плана и композиционно-пластического построения фасада.

Рис. 2. Московское Мещанское училище Московского купеческого общества (арх.

М.Д. Быковский, 1839 г.). Домовая церковь Александра Невского

В здании первого Коммерческого Императорского училища Петербурга, построенном в 1871 г. по проекту академика арх. М.А. Макарова в стиле ранней эклектики (рис. 3), домовая церковь святых апостолов Петра и Павла, вмещающая 450 человек, по-прежнему занимает центральный ризалит здания и отмечена на фасаде высокими трехчастными витражными окнами и православным крестом. Фасад выполнен путем смешения различных стилей - псевдорусского зодчества, отголосков псевдовизантийского стиля и неоренессанса. Центральное, осевое положение домового храма на фасаде, ярко выраженный объем, но отсутствие купола характеризуют третий тип.

Рис. 3. Здание первого Коммерческого Императорского училища Петербурга (1871 г., академик арх. М.А. Макаров). Церковь святых апостолов Петра и Павла

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К концу XIX в. с ослаблением влияния церкви происходят изменения в планировке учебных зданий - домовый храм остается в центральном ризалите, но функция этого помещения дополняется новой функцией актового зала, зала заседаний, библиотеки.

Домовая церковь Александра Невского в здании Александровского коммерческого училища (ул. Басманная, 21) была размещена в актовом зале главного ризалита, а иконостас установлен у восточной стены. Этот храм был дважды освящен - первоначально в здании усадьбы князя А.Б. Куракина (построенного по проекту М.Ф. Казакова), а в дальнейшем при перестройке

и размещении в нем коммерческого училища (арх. Б.В. Фрейденберг, 1886 г.) (рис. 4). Классическая московская усадьба была перестроена под нужды образования по новому стилю - эклектике [10]. В результате с фасада исчез портик, а главной темой композиции фасада стал ритм окон с треугольными сандриками. Но центральный ризалит по бокам был усилен двумя симметричными башенками со сложными по форме барочными куполами, где православный крест установлен над домовой церковью Александра Невского. Интерьеры храма были выполнены изысканно - с классической ордерной системой и богатой пластической отделкой.

Рис. 4. Александровское коммерческое училище (арх. Б.В. Фрейденберг, 1886 г.). Домовая церковь Александра Невского

Потеря главенствующего положения храма отразилась на фасаде здания, придав ему значительную долю светскости, что характерно для четвертого типа. К этом типу относится и домовый храм, расположенный в актовом зале второго этажа Петровского коммерческого училища Петербургского купеческого общества (рис. 5).

Перемещение домового храма на периферию нередко было вынужденным, прежде всего в силу финансовых проблем, связанных со строительством зданий. Так, руководство коммерческого училища г. Александровска в течение трех лет (1911-1913 гг.) не смогло найти финансирования в количестве 26 тыс. руб. [12] для строительства домовой церкви. Поэтому было решено открыть домовую церковь в существующем зале второго этажа училища (рис. 6). Вот как писал об этом в обращении к городской думе местный архитектор Ф.С. Пекутовский весной 1913 г.: «...домовая церковь предполагается к устройству во втором этаже городского Коммерческого училища рядом с главным парадным входом в зале, ранее предназначавшемся для заседаний.» [13, л. 14].

Размещение домовой церкви на периферии планировочной структуры с совмещением функций религиозного и светского характера присуще пятому типу.

Важным этапом в формировании коммерческих учебных заведений было проектирование (на основе проведенного конкурса) и строительство коммерческого училища Императора Александра III в г. Харькове (арх. А. Бекетов, 1889 г.). Размещение домового храма здесь было вынесено в отдельное, примы-

кающее со двора здание, расположенное на главной оси центрального вестибюля, что характеризует шестой тип. Объем домовой церкви Нерукотворного Образа Господня не нарушает основной функции здания, а лишь усиливает высокую духовность образования, позволяя уединиться при общении с Богом (рис. 7). Храм возведен на высоком пьедестале и имеет двухсветное пространство с галереями на втором этаже. Двойной купол завершает композицию храма [14].

Рис. 5. С.-Петербург. Петровское коммерческое училище Петербургского купеческого общества. План 2-го этажа (арх. В.А. Шрётер, Ф.С. Харламов, В.И. Токарев (1883 г.)

Рис. 6. Фрагмент плана с расположением домовой церкви в коммерческом училище г. Александровска (арх. Ф.С. Пеку-товский, 1913 г.)

Рис. 7. Здание коммерческого училища Императора Александра III в г. Харькове (арх. А. Бекетов, 1889 г.). План первого этажа. Фрагмент интерьера домовой церкви Нерукотворного Образа Господня

Противоречия начала новой эпохи ХХ в. отразились в архитектуре здания Московского женского коммерческого училища Общества по распространению коммерческих знаний с придомовым храмом в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (рис. 8). Архитектор Н.Л. Шевяков локальную идею перенес на все учебное заведение, создав его в образе православного храма, где и в объемно-планировочном решении (соединение небольших, разновеликих объемов, имеющих свое завершение), и в пластическом решении фасада отразились традиции строительства русских православных храмов, что определяет седьмой тип домового храма. В дальнейшем эта церковь выполняла роль храма для коммерческого института, возникшего из расположенных здесь зданий мужского и женского училищ, и вечерних курсов [10].

Рис. 8. Здание Московского женского коммерческого училища Общества по распространению коммерческих знаний с придомовым храмом в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (арх. Н.Л. Шевяков, 1905 г.)

В начале ХХ в. высшее образование, поднявшееся на следующую ступень своего развития, получает новый объемно-пространственный образ в виде студенческих университетских городков (комплексов).

Высшее коммерческое образование развивалось по двум направлениям - созданием собственных коммерческих институтов (Москва, Киев, Харьков) и созданием экономических факультетов при политехнических институтах (Рига, Варшава, Киев, С.-Петербург) [15, 16], что было заветной идеей С.Ю. Витте [7, 15, 16].

Домовый храм высших учебных заведений России начала ХХ в. занимал в проектах центральное помещение, расположенное по оси: Императорское инженерное училище (арх. С. Китнер, 1896 г. [17]), Электротехнический институт С.-Петербурга (арх. А.Н. Векшинский, 1900 г. [Там же]) и пр.

Студенты экономического факультета [18] Политехнического института им. Петра Великого Санкт-Петербурга (арх. Э.Ф. Виррих, 1902 г.) должны были посещать домовый храм в главном здании комплекса. Трехнефное, обширное пространство на два света занимало место непосредственно за главным вестибюлем по главной оси здания с завершением на двухсветную апсиду [15] (рис. 10).

Представленные разрезы (рис. 11) показывают величественный масштаб предполагаемого храма с высоким внутренним куполом и хорами третьего этажа. Но в дальнейшем, очевидно, в силу быстро меняющейся социально-экономической и политической ситуации в стране и снижения роли церкви в светском воспитании и образовании, было принято решение о передаче этого помещения под библиотеку.

После событий 1905 г. в эпоху великих смятений руководство института вновь подняло вопрос о строительстве церкви на своей парковой территории. Но в результате продолжительных переговоров было решено пристроить здание церкви к общежитию, что является восьмым типом домового храма. Часовня Покрова Пресвятой Богородицы (арх. И.В. Падлевский, 1912 г.) в псевдорусском стиле с элементами модерна в виде трёхнефного крестово-купольного здания, вмещающего 850 человек, украсила весь комплекс (рис. 9).

Рис. 9. Часовня Покрова Пресвятой Богородицы (арх. И.В. Падлевский, 1912 г.). Санкт-Петербургский политехнический институт

33 1|»1'1и1 Р«1,1«оИпчц.. • 8««"0Л«. (*»> в1-Р«1<»1км|| <М*»»-1иЮ). («Ас« И»с1»«1 А. |1м1Р|,.

Рис. 10. Главное здание Политехнического института им. Петра Великого в Санкт-Петербурге (арх. Э.Ф. Виррих, 1902 г.). План 2-го этажа

Рис. 11. Продольный разрез по оси домового храма (а); поперечный разрез и вид на иконостас (б)

Выводы

Таким образом, в ходе проведенного исследования выявлено:

- домовые церкви играли значительную роль в духовно-нравственном воспитании учащихся коммерческих училищ;

- объемы домовых церквей влияли на объемно-планировочное и композиционное построение зданий коммерческого образования;

- выявлено восемь типов домовых храмов зданий коммерческого образования по степени композиционной значимости: доминирование, акцентирование, нейтральное, а также по месту расположения: в геометрическом центре здания, в центральном ризалите, на периферии, пристроенные;

- архитектурно-декоративная стилистика домового храма (орнаменты, барельефы, скульптура, росписи и иконы) насыщала интерьер здания и способствовала эстетическому воспитанию учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время большинство зданий коммерческого образования продолжают работать на ниве образования различного направления, а созданные некогда домовые храмы восстанавливаются [19], начиная новую жизнь уже в XXI в.

Библиографический список

1. Житенев, Т.Е. Деятельность русской православной церкви в сфере народного образования XIX - начале ХХ века / Т.Е. Житенев // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. - 2012. - № 19 (138). Т. 24. - С. 64-68.

2. Косцова, Е.Н. Церковь во имя Сергея Радонежского при Оренбургской женский гимназии / Е.Н. Косцова // Региональная церковная история. - Оренбург, 2014. - С. 252-256.

3. Храм Святой мученицы Татианы при Московском университете // Москва: журнал русской культуры. - 2006. - № 1. - С. 234-240.

4. Покровский, Н.В. Очерки памятников христианского искусства / Н.В. Покровский. -СПб., 2000. - С. 339.

5. Брусиловский, Н.М. Из истории домовых храмов Москвы XVIII в.: законодательство и его практическое применение / Н.М. Брусиловский // Церковное краеведение. - М., 2013. - С. 84-91.

6. Антонов, В.В. Святыни Санк-Петербурга: Христианская историко-церковная энциклопедия / В.В. Антонов, А.В. Кобак. - СПб. : Лики России, 2003.

7. Бессолицин, А.А. С.Ю. Витте и становление коммерческого образования в России / А.А. Бессолицин // Платное образование. - 2006. - № 5. - С. 54-57.

8. Костриков, С.П. История управленческого образования России. Часть первая. XVIII -начало ХХ в. / С.П. Костриков. - М. : ГГУ, 2009. - 161 с.

9. Робинов, О.Ю. Домовые храмы в духовно-культурной жизни Москвы / О.Ю. Робинов // Вестник славянских культур. - 2008. - № 3-4. - Т. Х. - С. 88-96.

10. Киреева, Т.В. Архитектура зданий коммерческого образования Российской Империи / Т.В. Киреева ; Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. - Н. Новгород : ННГАСУ, 2014. - 166 с.

11. Лебедева, Е. Не в силе Бог, а в правде. Московские храмы в честь св. блгв. князя Александра Невского / Е. Лебедева // Православие^. - Условия доступа : http://www.pravoslavie.ru/ put/327.htm (дата обращения: 25.04.2015 г.).

12. Стойчев, В.М. Домовые церкви г. Александровска начала ХХ века: к истории возникновения / В.М. Стойчев // Научные труды исторического факультета Запорожского национального университета. - 2007. - № 21. - С. 126-132.

13. Государственный архив Запорожской области ГАЗО. - Ф. 24. - Оп. 1. - Д. 1801. - Л. 14.

14. Александровское коммерческое училище в Харькове // ЗОДЧИЙ. - 1894. - № 23. - Л. 2.

15. Киреева, Т.В. Архитектура зданий высшего коммерческого образования Российской Империи начала XX вв. / Т.В. Киреева // Приволжский научный журнал. - 2014. - № 3. -С. 132-135.

16. Костриков, С.П. Становление и развитие коммерческого и управленческого образования России. Конец XVIII - начало XX в. : автореф. дис. ... докт. ист. наук. - М. : Гос. ун-т управления, 2012. - 42 с.

17. Барановский, Г.В. Архитектурная энциклопедия второй половины ХК в. Т. (А, В, С, D) Общественное издание. Т. А. Просветительские учреждения. Университеты / Г.В. Барановский. - СПб. : Типография журнала «Строитель», 1904. - 431 с.

18. Архив Санкт-Петербургского политехнического института. Открытие института. - Условия доступа : http://www.spbstu.ru/university/about-the-university/history/opening_institute/ (дата обращения: 02.12.2016 г.).

19. Тупахина, О.В. Общины православных домовых храмов петербургских вузов как объект социологического изучения / О.В. Тупахина // Телескоп. - 2010. - № 6 (84). - С. 38-43.

References

1. Zhitenev T.E. Deyatelnost russkoyi pravoslavnoiy zerkvi v sfere narodnogo obrasovaniya XIX -nachala ХХ v. [Russian Orthodox Church activity in the field of education]. Nauchnye vedomosti belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. V. 24. No. 19 (138). Pp. 64-68. (rus)

2. Kostsova E.N. Tserkov vo imya Sergeya Radonezhkova pri Orenburgskoyi zhenskoiy gimna-sii. [St.-Sergius of Radonezh Church at Orenburg girl's high school]. Regionalnaya tserkovnaya istoriya. Orenburg, 2014. Pp. 252-256. (rus)

3. Khram Svyatoiy mychenitsy Tatiany pri Moskovskom universitete [Martyr St.-Tatiana Church at Moscow State University ]. Zhurnal russkoi kul'tury 'Moskva'. 2006. No. 1. Pp. 234-240. (rus)

4. Pokrovskiyi N. V. Ocherki pamyatnikov khristianskogo iskusstva [Monuments of Christian art]. St.-Petersburg, 2000. P. 339. (rus)

5. Brusilovskiy N.M. Iz istorii domovykh khramov Moskvy XVIII v.: zakonodatelstvo i ego prak-tichskoe primenenie [From the history of chapels in Moscow of the 18th century: legislation and practical application]. Tserkovnoe kraevedenie. Moscow, 2013. Pp. 84-91. (rus)

6. Antonov V.V. Svyatini Sankt-Peterburga: Khristianskaya istoriko-tserkovnaya enziklopediya [Holy things of St.-Petersburg]. St.-Petersburg: Liki Rossii, 2003. (rus)

7. Bessolizin A.A. Vitte i stanovlenie kommercheskogo obrasovaiya v Rossii [Vitte and formation of commercial education in Russia]. Platnoe obrasovanie. 2006. No. 5. Pp. 54-56. (rus)

8. Kostrikov S.P. Istoriya upravlencheskogo obrazovaniya Rossii. Chast pervaya. XVIII - nacha-lo XX v. [History of managerial education in Russia. Part I. The 18-20th century]. Moscow: GGU Publ., 2009. 161 p. (rus)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Robiniv O.Yu. Domovye chrami v duchovno-kulturnoyi zhisni Moskvy. [Chapels in cultural life of Moscow]. Vestnik slavyanskikh kul'tur [Bulletin of Slavic Cultures]. 2008. V. 10. No. 3-4. Pp. 88-96. (rus)

10. Kireeva T.V. Arkhitektura zdanii kommercheskogo obrazovaniya Rossiyiskoi Imperii [Architecture of commercial education building in the Russian Empire]. Nizhny Novgorod: NNGASU Publ., 2014. 166 p. (rus)

11. Lebedeva E. Ne v sile Bog, a v pravde. Moskovskie khramy v chest' sv. blgv. knyazya Ale-ksandra Nevskogo [The God is not in power, but in truth. Moscow churches in honor of Saint Prince Aleksandr Nevskii]. Available at: www.pravoslavie.ru/put/327. htm/ Last visited April 2015. (rus)

12. Stoichev V.M. Domovye tserkvi g. Aleksandrovska nachala XX veka: k istorii vozniknoveniya [Chapels in Aleksandrovsk early in the 20th century]. Nauchnye trudy istoricheskogo fakul'teta Zaporozhskogo natsional'nogo universiteta. 2007. No. 21. Pp. 126-132. (rus)

13. State Archive of Zaporozh'e. Form 24. List 1. Proc. 1801. P. 14. (rus)

14. Aleksandrovskoe kommercheskoe uchilishche v Khar'kove [Aleksandrovsk commercial colledge in Khar'kov]. Zodchii. 1894. No. 23. P. 2. (rus)

15. Kireeva T.V. Arkhitektura zdanii kommercheskogo obrazovaniya Rossiyiskoi Imperii [Architecture of Commercial Education Building in the Russian Empire]. Privolzhskii nauchnyi zhurnal [Privolzhsky Scientific Journal]. 2014. No. 3. Pp. 132-135. (rus)

16. Kostrikov S.P. Stanovlenie i razvitie kommercheskogo i upravlencheskogo obrazovaniya Rossii. Konets XVIII - nachalo XX v.: avtorefdis...dok.istor.n. [Formation and development of commercial education in Russia late in the 18th and early 20th century. DSc Abstract]. Moscow: Gosudarstvennyi universitet upravleniya, 2012. 42 p. (rus)

17. Baranovskii G.V. Arkhitekturnaya entsiklopediya vtoroi poloviny XIX v. Tom A. Prosvetitel'skie uchrezhdeniya. Universitety. [Architectural encyclopedia of the 19th century]. St.-Petersburg: Tipografiya zhurnala 'Stroitel'', 1904. 431 p. (rus)

18. Archive of St.-Petersburg Polytechnic Institute. Otkrytie instituta [Institute opening]. Available at: www.spbstu.ru/university/about-the-university/history/opening_institute/ Last visited Dec. 2016 (rus)

19. Tupakhina O.V. Obshchiny pravoslavnikh domovikh khramov peterburgskikh vuzov kak obekt sotsiologicheskogo izucheniya [Chapel Orthodox Community in St.-Petersburg universities as an object of sociological study]. Teleskop. 2010. No. 6 (84). Pp. 38-43. (rus)