УДК 908(47)Крым
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НЕМЕЦКОГО ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРЫМУ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Задерейчук А. А., Задерейчук И. П.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Крымский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Симферополь, Российская Федерация
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]
Рассмотрены процессы, связанные с обеспечением образования среди девушек немецкой этнической группы Крыма в досоветский период. Охарактеризованы предпосылки формирования специальных учебных заведений на территории Таврической губернии. Показана динамика их увеличения на юге страны; выявлены конкретные учебные заведения, призванные в первую очередь дать профессиональное образование немецким девушкам полуострова. В исследовании акцентировано внимание на том, что женские учебные заведения для немцев имели ярко выраженный конфессиональный характер. Отдельно проанализированы учебные планы, качественный и количественный состав педагогического персонала. Освещена динамика изменения численности учениц, география учащихся.
Особое внимание уделено истории создания и функционирования первого высшего женского начального училища в селении Окреч Феодосийского уезда. Охарактеризована роль немецкой общины в создании, финансировании и обеспечении женских учебных заведений специальными условиями для получения образования обучающимися. На примере Окречского женского высшего начального училища представлены планировочные решения при проектировании подобных учебных заведений. Указаны возможные трансформации статуса учебных заведений для девушек. Например, Окречское училище изначально было открыто как женская школа второй категории, затем преобразовано в высшее начальное училищ, а в период 1917-1920 гг. было преобразовано в семиклассную женскую гимназию. В работе указывается на то, что сложившаяся система женского образования у немецкой этнической группы в Крыму как отдельное направление прекращает свое существование с окончательным установлением советской власти.
Ключевые слова: история Крыма, немцы, женское образование.
На территории Крыма на протяжении многих столетий формировался свой особый полиэтнический и поликонфессиональный колорит. Каждая этническая группа внесла определенный вклад в современный облик полуострова. При этом значительный пласт информации, связанной с отдельными аспектами развития народностей, остается еще малоизученным. Это в полной мере относится к вопросам, касающимся системы женского национального образования в досоветский период. Особых успехов в этом направлении образовательной деятельности достигли этнические немцы.
Система образования, сформированная у немцев еще до переселения на территорию Крыма, и ее развитие на новых землях предусматривали обязательное обучение женского населения. Согласно требованиям лютеранского и
меннонитского вероучения девушки, как и юноши, должны были получать знания по Закону Божьему, уметь писать и читать, изучать арифметику. Это было связано в первую очередь с тем, что стать полноправным членом общины было возможным только после прохождения обряда конфирмации, для участия в котором конфирманты должны были обладать определенными знаниями.
Согласно традиционным устоям немецкого общества, при основании новой колонии обязательными к постройке были церковь и школа. В ряде случаев, когда у новопоселенцев не хватало средств, школа могла находиться в здании церкви. Крым не являлся исключением, с основанием здесь колоний поселенцы также стремились создавать и школы. Примечателен тот факт, что немцы, проживавшие на полуострове, старались максимально охватить образованием как мужское, так и женское население своих колоний. Такой подход приводил к тому, что практически все дети получали начальное образование. Более того, немцы достигли в своей системе образования высоких показателей грамотности именно среди женского населения колоний. Согласно выявленным статистическим данным, в 1835 г. в Нейзацком и Цюрихтальском колониальных округах полуострова проживало 209 девушек школьного возраста. Из названного числа учащимися числилось 198 человек, что охватывало около 90 % населения этих колониальных округов [1, л. 624]. Указанный процент был самым высоким показателем среди других этнических групп, населявших в то время Крым.
В конце XIX - начале ХХ вв. в системе образования немцев происходили существенные изменения, которые среди прочего были вызваны модернизацией производства. Естественно, что в условиях экономического роста возрастали и требования к уровню подготовки выпускников школ. Конечно, подобное положение дел оказывало влияние и на появление спроса на обучение девушек в специализированных учебных заведениях. Формирование подобных школ также было связано с желанием родителей дать своим детям более полное образование по сравнению с тем, которое они могли получить в начальных школах. Кроме того, среди прогрессивно настроенных немцев на рубеже веков наметилась тенденция к пониманию изменения роли женщины в социуме. Ряд представительниц этого народа в начале ХХ в. принимали активное участие в развитии медицины, благотворительности, организации учебных заведений на территории Крыма.
Пионерами в деле открытия специализированных учебных заведений для девушек стали меннониты. В 1888 г. они основали женское училище в колонии Гальбштадт Бердянского уезда Таврической губернии. Поводом послужило заявление Генриха Франца от 2 октября 1888 г., в котором выражалось его желание учредить в поселке Ней-Гальбштадт элементарное женское училище с программой меннонитских церковных школ [2, л. 28]. Причиной открытия стало то обстоятельство, что у семейства Францев была дочь школьного возраста. Для ее обучения родители пожелали создать специальное частное училище. Идею поддержали еще несколько состоятельных семей, в которых также были дочери школьного возраста. Возглавила это учебное заведение госпожа Франц, которая не имела для этого соответствующего образовательного ценза. Этот факт стал впоследствии причиной для реорганизации училища. Однако создание именно этого
19
учебного заведения для девушек подтолкнуло формирование целой сети подобных не только в Крыму, но и на всей территории юга Российской империи.
По состоянию на 1907 г. на юге страны действовало уже 5 менонитских школ для девочек в селениях Гальбштадт, Орлов и Гнаденфельд в Таврической губернии и в поселениях Хортица и Нью-Йорк Екатеринославской губернии, а также две лютеранские школы в селении Пришиб Таврической губернии и Гросс-Либенталь в Херсонской губернии, одна католическая в селении Ландау Херсонской губернии [3, с. 124].Очевидно, что в образовательный процесс были вовлечены все конфессии, к которым относились немцы юга империи.
Уже в первых открытых училищах для немецких девушек сформировались все основные принципы организации образовательной деятельности в них. В училища принимали девочек в возрасте от 11 до 15 лет, уже получивших предварительно начальное образование. Обучение было платным, однако эта сумма варьировалась в зависимости от возможностей самого общества, организовывавшего учебное заведение. Учебный процесс начинался 1 сентября и продолжался вплоть до 1 июля. Ежедневное расписание включало в себя пять предметов. Длительность одного урока составляла пятьдесят минут. Количество учащихся в классе не должно было превышать 40 человек. После окончания училища ученицы должны были сдавать экзамены, которые проводились на общих основаниях преподавателями училища. Проводившиеся испытания были открытыми, на них могли присутствовать все желающие, в том числе и родители учащихся. Весь учебный процесс стремились обеспечить достаточным количеством необходимой литературы, которая находилась в создававшихся при училищах библиотеках для учителей и учащихся. Несмотря на то, что немецкие училища для девушек создавались по инициативе частных лиц или обществ, все они подпадали под контроль инспектора народных училищ, который работал в их регионе. Эти принципы, оформившиеся при формировании немецких женских учебных заведений на юге империи, в дальнейшем применялись и при открытии училищ на полуострове.
Естественно, что учебные заведения, размещенные на материке, практически не были доступны для обучения девочек, проживавших на территории Крыма, вследствие дороговизны обучения, удаленности от родителей, которые, конечно, не хотели отпускать далеко от себя своих детей. Кроме того, на полуострове имелась разветвленная система начальных школ. Последние ежегодно выпускали учениц, желающих получить фундаментальные знания, необходимые как для дальнейшей семейной жизни, так и будущего трудоустройства. Все перечисленные факты обусловили необходимость основания специальных учебных заведений для девушек на местах.
Первое женское училище на территории Крыма было открыто в 1908 г. в поселке Кара-Чокмак Перекопского уезда. Основатели школы желали предоставить девушкам возможность получить законченное образование, расширив тем самым те возможности, которые они имели бы после окончания только лишь начальной сельской школы. Кроме того, по состоянию на 1908 г. у немецкой этнической группы юга Российской империи был накоплен немалый опыт в вопросах организации и деятельности женских учебных заведений. Первым руководителем
20
этого учебного заведения стала выпускница Самарской женской гимназии Анна Фаст. Занятия в училище были рассчитаны на три года и предполагали обучение детей меннонитского и лютеранского вероисповедания, которые получили образование в начальных школах. В течение последующих трех лет ученицы должны были углубить знания по профильным дисциплинам начальной школы (Закон Божий, русский и немецкий языки, арифметика), а также приобрести знания по географии, естествознанию, истории России, всеобщей истории и т. д. [4, л. 131-135]. Такой подход мог обеспечить подготовку девушек к работе учителями, участию в духовной жизни общества, занятию канцелярской работой на немецких предприятиях и т. д. Изучение географии, истории, естествознания способствовало расширению кругозора выпускниц, предоставляло возможность продолжения обучения в действующих на то время в стране высших учебных заведениях для женщин. Наличие в учебном плане уроков рукоделия обуславливалось целью усовершенствовать навыки девушек в различных ремеслах. Фактически по окончании школы выпускницы, которые усваивали учебную программу, получали необходимые знания и навыки для своей реализации в новых социально-экономических условиях развития страны в начале ХХ в.
Динамику формирования сети специализированных училищ для девушек продолжили меннониты поселка Карасан Табулдинской волости Симферопольского уезда. К сожалению, данные о созданном в этом селении учебном заведении (сохранившиеся в архивных фондах) отрывочны. На сегодня они позволяют назвать лишь точную дату открытия и имя ее основательницы: 12
ноября 1912 г. Мария Ивановна Вильмсен
открыла начальную школу для девушек. Сама М. И. Вильмсен (18901930) происходила из известной немецкой
династии Вильмсен,
получила образование в педагогической гимназии в г. Севастополе, в школе преподавала русский язык и математику. Известно, что по состоянию на 1913 г. училище находилось в арендованном помещении, обучалось в нем всего 9 девушек [5, л. 91]. В статье, посвященной истории Ровновской школы в Крыму, есть упоминания о том, что в годы Первой мировой войны М. И. Вильсон вместе со своими подопечными активно участвовала в сборе средств для раненных. В декабре
М. И. Вильмсен с ученицами
21
1914 г. она передала в кассу помощи 25 руб., в мае 1915 г. - 8 руб. В декабре 1915 г. от нее поступило 6 руб., от учениц женской школы (кружечный сбор) через М. И. Вильмсен - 7 руб.
Особое место среди женских учебных заведений, которые были открыты немцами Крыма, принадлежит Окречскому женскому высшему начальному училищу. Идея его создания принадлежала немцам Феодосийского уезда. Многие местные родители стремились предоставить своим дочерям, во-первых, лучшее образование по сравнению с тем, которое они получали в начальной школе; во-вторых, позволяющее стать конкурентоспособными в условиях все большего вовлечения женщин в производственную сферу. Естественно, особо их интересовал вопрос дальнейшего трудоустройства выпускниц. В связи с этим на собрании инициативной группы жителей уезда в селении Окречь 24 июня 1911 г. было принято решение об открытии женского четырехклассного коммерческого училища. Подобные училища финансово-экономического профиля уже действовали на территории Российской империи. Программа образования в них предусматривала специальные предметы по статистике, коммерческой арифметике, бухгалтерии и т. д. Возможно, опираясь именно на этот опыт, немцы Феодосийского уезда планировали открыть и свое учебное заведение, где в упрощенном виде преподавались бы те предметы, которые могли позволить в будущем выпускницам занимать должности статистов или бухгалтеров или вести экономику хозяйства. Однако при регистрации этого учебного заведения в Министерстве торговли возникли трудности. Это привело к изменению образовательного профиля будущей школы, и 7 августа 1912 г. власти предоставили разрешение на открытие женской школы второй категории в Цюрихтальском приходе Феодосийского уезда. Это тоже было своего рода профессиональное учебное заведение, образовательный процесс в котором ограничивался четырьмя годами, а преподавание курсов общеобразовательного характера шло одновременно со специальными дисциплинами профессиональной направленности.
Для сооружения помещения и управления делами училища было сформировано Общество для содержания частного женского училища в Цюрихтальском Евангелическо-лютеранском приходе, в которое вошли 103 члена. Из их числа была избрана строительная комиссия, занимавшаяся вопросами разработки проекта здания будущего училища и утверждения его надлежащим образом. Кроме того, в ее компетенции входили подбор и закупка строительного материала удобного и прочного, но вместе с тем выгодного по цене. Члены строительной комиссии также должны были позаботиться о выборе сведущего человека в качестве строителя-наблюдателя. Предполагалось, что строительство училища не будут сдавать в подряд, а произведут хозяйственным образом, для чего и требовался компетентный наблюдатель.
Благодаря же активной работе всего Общества в целом удалось собрать необходимые средства на строительство школы. Деньги поступили за счет обложения специальным сбором в размере 50 коп. с каждой десятины земли. Всего под систему налогообложения попало 62167 дес. земли, что позволило собрать 31083 руб. 50 коп. Отдельную статью доходов школы составили благотворительные
22
взносы - 3784 руб. Прежде всего в качестве филантропов выступили наиболее активные члены немецкой общины и объединения: Р. Корнис пожертвовал 100 руб., Я. Майер - 500 руб., ассоциация потребителей в Ичках - 608 руб. Очевидно, что собранных средств было недостаточно для обустройства нового учебного заведения, а потому были вынуждены прибегнуть к займу в размере 22000 руб. Существуют противоречивые сведения о сумме, затраченной на строительство этого учебного заведения. Одни источники говорят, что общие расходы на сооружение помещений составили 58798 руб. 82 коп. [6, 8. 2]. По приведенным же в работе К. Э. Линденмана данным строительство обошлось в 87 тыс. руб., кроме того, дополнительно потратили 20 тыс. руб. на возведение служебных помещений.
Согласно архивным данным, школу оборудовали всеми передовыми достижениями того времени - это водопровод, паровое отопление, электроосвещение, а вокруг здания немцы разбили парк [7, с. 184]. Помещение для Окречского женского училища имело два этажа: на первом этаже размещалось 5 спальных комнат (3 из которых были рассчитаны на 16 учениц и по одной комнате на 12 и 22 девушки), умывальная, туалет, гардероб, кухня, кладовая, комната для прислуги, учительская и приемная; на втором - 3 спальни (две спальни на 16
План 1-го этажа Окречского женского высшего начального училища
девушек и одна на 8), библиотека, кладовая для методических пособий, учительская, рекреационный зал, 4 классных комнаты. На обоих этажах выделялись отдельные, видимо жилые, комнаты для классных дам [8, л. 5-6].
Выстроенное помещение стало одним из достижений тогдашней школьной архитектуры не только в масштабах Крыма, но и всей Российской империи.
23
Удобное строение с продуманным размещением комнат, комфортным коммунальными условиями должно было создать благоприятные условия для осуществления учебного процесса и обучения девушек. Уже в советские времена именно на его базе проводились эксперименты по созданию специального педагогического, а впоследствии и аграрного техникума, сегодня в помещении училища размещается техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского в пгт. Советский.
Проект здания для высшего начального женского училища в деревне Окречь
Открытие школы состоялось 30 июля 1913 г. [9, с. 376], а торжественные мероприятия были проведены лишь 14 ноября этого же года [10, 8. 2]. По состоянию на 11 сентября 1915 г. училище уже имело статус четырехклассного. В последующие годы происходили преобразования образовательного статуса учебного заведения. Уже 29 марта 1918 г. решением начальства Одесского учебного округа Окречское женское училище было преобразовано в полноценную семиклассную женскую гимназию [11, л. 53].
Количество учениц в 1915 г. - 61 человек [12, с. 376], а в 1916 гг. - 57 девушек [13, с. 352]. Незначительная численность обучающихся была обусловлена, скорее всего, событиями Первой мировой войны и последовавшей ликвидацией немецкого землевладения. Однако даже такое количество учениц позволяет утверждать, что среди немцев существовал спрос на получение их детьми качественного образования. Подтверждением этого может служить и тот факт, что даже в условиях гражданской войны в училище продолжался учебный процесс. По состоянию на 1918 г. в учебном заведении насчитывалось 118 учениц. Конфессиональный состав учениц данного учебного заведения не был однородным. В нем обучались девочки
24
лютеранского (96), православного (16), меннонитского (5) и иудейского (1) вероисповедания. По классам количество учениц распределялось следующим образом: 1 класс - 15; 2 класс - 30; 3 класс - 26; 4 класс - 18; 5 класс - 17, в 6 классе числилось 12 девушек [14, л. 16].
Финансирование учебного заведения осуществлялось за счет поступления денежных средств от платы за обучение, внесения членских взносов, получения процента с неприкасаемого капитала. Известно, что в 1916 г. плата за обучение составляла 100 рублей в год. Членские взносы ежегодно приносили в казну училища сумму более чем 1000 рублей. Так, немецкий источник указывает, что в 1911 г. взносы составили - 1400 руб., 1912 г. - 1230 руб., 1913 г. - 1960 руб. [15, 8. 2]. Кроме того, в отдельных случаях поступала финансовая помощь от Таврического земства в размере 500 руб. [16, с. 352].
Учебный процесс в Окречском училище в 1915 г. осуществляли 5 учителей. Обязанности заведующей исполняла Анна Ивановна Иваницкая. Свою педагогическую деятельность она начала еще 1 августа 1891 г. и к моменту поступления на работу в училище 10 сентября 1913 г. имела приличный педагогический стаж. Учительницей немецкого языка и Закона Божьего работала Иоанна Вольф. В службе она находилась с 1907 г., а в училище была зачислена с 3 сентября 1913 г. О трех оставшихся учительницах не сохранилось данных, кроме их фамилии, имени и отчества. Это были Мария Митрофановна Гамова, София Васильевна Новикова и Мария Александровна Филатова (в службе с 1914 г.) [17, с. 376]. Заработная плата в училище практически не отличалась от оплаты труда в подобных учебных заведениях на территории юга России. В частности, заведующая училищем получала 1260 руб. в год, а учителям за их труд полагалось вознаграждение в размере 960 руб.
Примечательно, что учебное заведение сумело выстоять в бурные годы революции 1917 г. и последовавшей за ней гражданской войны. К моменту установления советской власти на территории Крыма в 1920 г. педагогический состав гимназии увеличился вдвое, в ней трудилось уже 10 педагогов. Возглавляла учебное заведение Вильгельмина Фридриховна Маевская. Она была выпускницей физико-математического отделения высших женских курсов в Петрограде. В Окречской гимназии наряду с занятием руководящего поста преподавала природоведение. Учителем Закона Божьего для лютеран был выпускник факультета богословия Юрьевского университета Альберт Фридрихович Мейер; православным ученицам преподавал Иван Антонович Ильинский, который окончил Таврическую духовную семинарию. Учителем русского языка, истории, педагогики и психологи был выпускник филологического факультета Александр Эдигер. Преподавателем русского языка и рисования была выпускница Харьковской гимназии Оболенской Ирина Суворова. Иван Иванович Вильмсен преподавал арифметику, рисование и историю, имел звание городского учителя. Рихард Готфридович Анер, будучи в звании учителя по немецкому языку, преподавал в гимназии немецкий и французский языки. Выпускница Гальбштадтского центрального училища Марта Теодоровна Бесслер обучала учениц немецкому языку, географии и чистописанию. Учителем рукоделия, чистописания и пения работала также Евгения Николаевна
25
Бек, а вторым учителем французского языка была Мария Николаевна Боборыкина [18, л. 10-12]. Из приведенных фактов очевидно, что наряду с количественным увеличением числа преподавателей происходит и их качественное улучшение. На должность учителя приходят люди, получившее высшее образование в ведущих на то время учебных заведениях. Кроме того, к образовательному процессу привлекаются выпускники специализированных учебных заведений, основанных самими немцами, например в случае с Мартой Теодоровной Бесслер.
С установлением советской власти специализированные немецкие женские училища на территории Крыма прекратили свое существование. Изменилось государственное управление, менялось отношение к образовательной системе. Проблемы обучения девушек большевиками решались путем создания смешанных школ, рассчитанных на совместное посещение детей обоих полов. Здания учебных заведений, созданных немцами, отдавались под различные хозяйственные нужды, в некоторых случаях разрушались, однако чаще использовались новыми властями под школы.
Таким образом, немцы Крыма в вопросе обучения девушек продолжили образовательные традиции, которые сформировались у них еще до переселения в Российскую империю. Главная их особенность заключалась в обязательности получения начального образования детьми обоих полов. На рубеже Х1Х-ХХ вв. в немецком обществе возникло понимание необходимости формирования учебных заведений, рассчитанных на обучение исключительно девушек по особому учебному плану. В частности, осуществлялась подготовка учениц к будущей самостоятельной жизни, на которую были направлены уроки труда, углубленное изучение языков, математики и общеобразовательных предметов. Также позитив существования женских школ заключается в осознании родителями необходимости получения своими детьми глубинных знаний по сравнению с тем уровнем, который у них был по окончанию начальных школ. На качественное обучение влияло и обеспечение школ как современными помещениями, так и профессионально-подготовленным педагогическим коллективом.
Заслуживает внимания и тот факт, что немцы пытались создавать школы нового типа, опираясь, прежде всего, на собственные финансовые ресурсы. Только в отдельно взятых случаях они прибегали к помощи государства или органов самоуправления. Достаточно показательным для настоящего утверждения является пример сбора необходимых средств путем обложения каждой десятины соответствующим благотворительным взносом. Такой подход освобождал от потребности поиска государственного финансирования, но в то же время ставил учебное заведение в зависимость от экономических возможностей общины. История немецкого женского образования на полуострове имеет примеры выдающихся успехов формирования учебных заведений для женщин профессиональной направленности. Одним из таких по праву можно считать Окречское женское высшее начальное училище.
Учебные планы немецких образовательных учреждений для девушек в Крыму базировались на тех же основах, что и все подобные планы учебных заведений в Российской империи. Предметы, преподававшиеся здесь, должны были, прежде
26
всего, подготовить девушек к будущей конфирмации или же к последующей семейной жизни. Только лишь с появлением специализированных учебных заведений в программу вводятся предметы профессиональной направленности, призванные обеспечить конкурентоспособность выпускницы в формирующихся новых экономических реалиях.
Примечателен и тот факт, что немцы не делали свои учебные заведения закрытыми, призванными дать образование только представительницам своей этнической группы, они были поликонфессиональными и полинациональными. География прибывающих на обучение девушек доказывала интерес к открывавшимся немецким учебным заведениям не только среди жителей полуострова, но и в уездах за его пределами.
Список использованных источников и литературы
1. РГИА, ф. 383, оп. 29, д. 624.
RGIA, f. 383, op. 29, d.
2. ГАРК, ф. 100, оп. 4, д. 4.
GARK, f. 100, op. 4, d. 4.
3. Задерейчук I. П. Розвиток системи освгги у шмщв Швдня Украши в 1789-1941 рр.: дис. ... канд. icr. наук / Задерейчук 1ван Панасович. - ^мферополь, 2005. - 252 с.
Zadereichuk I. P. Rozvytok systemy osvity u nimtsiv Pivdnia Ukrainy v 1789-1941 rr.: dys. ... kand. ist. Nauk / Zadereichuk Ivan Panasovych. - Simferopol, 2005. - 252 s.
4. ГАРК, ф.212, оп.1, д. 243.
GARK, f.212, op. 1, d. 243.
5. ГАРК, ф. 212, оп. 1, д. 269.
GARK, f.212, op. 1, d. 269.
6. Die deutschen höhere weibliche Elementarschule in Okretsch Krime // Der Botschafter. - 1913. -№92. - S. 2.
7. Линденман К. Э. Прекращение землевладения и землепользования поселян собственников: указы 2. февраля и 13 декабря 1915 г. и 10, 15. июля и 19 августа 1916 и их влияние на экономическое состояния южной России / К. Э. Линденман. - М.: Тип. К. Л. Меньшова, 1917. - 384 с.
Lindenman K. EH. Prekrashchenie zemlevladeniya i zemlepol'zovaniya poselyan sobstvennikov: ukazy 2. fevralya i 13 dekabrya 1915 g. i 10, 15. iyulya i 19 avgusta 1916 i ih vliyanie na ehkonomicheskoe sostoyaniya yuzhnoj Rossii / K. EH. Lindenman - M.: Tip. K. L. Men'shova, 1917. - 384 s.
8. ГАРК, ф. 27, оп. 13, д. 4741.
GARK, f. 27, op. 13, d. 4741.
9. Справочник на 1915 г. об учебных заведениях Одесского учебного округа и служащих в них. -Одесса: Е.И. Фесенко, 1915. - 475. I-LXXII с.
Spravochnik na 1915 g. ob uchebnyh zavedeniyah Odesskogo uchebnogo okruga i sluzhashchih v nih. -Odessa: E.I. Fesenko, 1915. - 475. I- XXII s.
10. Die deutschen höhere weibliche Elementarschule in Okretsch Krime // Der Botschafter. - 1913. -№92. - S. 2.
11. ГАРК, Ф. Р-3292, оп. 1, д. 126.
GARK, F. R-3292, op. 1, d. 126.
12. Справочник на 1915 г. об учебных заведениях Одесского учебного округа и служащих в них. - Одесса: Е. И. Фесенко, 1915. - 475, LXXII с.
Spravochnik na 1915 g. ob uchebnyh zavedeniyah Odesskogo uchebnogo okruga i sluzhashchih v nih. -Odessa: E.I. Fesenko, 1915. - 475, LXXII s.
13. Справочник на 1916 г. об учебных заведениях Одесского учебного округа и служащих в них / Изд. Управления учебного округа. - Одесса: Тип. «Печатное слово», 1916. - 449, LXXVII с.
Spravochnik na 1916 g. ob uchebnyh zavedeniyah Odesskogo uchebnogo okruga i sluzhashchih v nih / Izd. Upravleniya uchebnogo okruga. - Odessa: Tip. «Pechatnoe slovo», 1916. - 449, LXXVII s.
27
14. ГАРК, Ф. Р-3292, оп. 1, д. 126.
GARK, F. R-3292, op. 1, d. 126.
15. Die deutschen höhere weibliche Elementarschule in Okretsch Krime // Der Botschafter. - 1913. -№ 92. - S. 2.
16. Справочник на 1916 г. об учебных заведениях Одесского учебного округа и служащих в них / Изд. Управления учебного округа. - Одесса: Тип. «Печатное слово», 1916. - 449, LXXVII с.
Spravochnik na 191б g. ob uchebnyh zavedeniyah Odesskogo uchebnogo okruga i sluzhashchih v nih / Izd. Upravleniya uchebnogo okruga. - Odessa: Tip. «Pechatnoe slovo», 1916. - 449, LXXVII s.
17. Справочник на 1915 г. об учебных заведениях Одесского учебного округа и служащих в них. - Одесса: Е. И. Фесенко, 1915. - 475. I-LXXII с.
Spravochnik na 1915 g. ob uchebnyh zavedeniyah Odesskogo uchebnogo okruga i sluzhashchih v nih. -Odessa: E.I. Fesenko, 1915. - 475. I-LXXII s.
18. ГАРК, Ф. Р-3292, оп. 1, д. 126.
GARK, F. R-3292, op. 1, d. 126.
Zadereychuk А. А., Zadereychuk I. P. Organization of the German Women Education System in Crimea in the late XIX - early XX century
The work is devoted to the study of the processes associated with providing education among girls of the German ethnic group of Crimea in the pre-Soviet period. The article describes the prerequisites for the formation of special educational institutions in the territory of the Tauride province. The dynamics of their increase in the south of the country is shown; identified specific educational institutions, designed primarily to provide professional education to German girls of the peninsula. The study focuses on the fact that the women's educational institutions for the Germans had a pronounced confessional character. Separately analyzed are the curricula, the qualitative and quantitative composition of teaching staff. The dynamics of changes in the number of pupils, the geography of students is covered.
Particular attention is paid to the history of the creation and functioning of the first higher female primary school in the village of Okrech in Feodosia district. The role of the German community in the creation, financing and provision of women's educational institutions with special conditions for the education of students is characterized. On the example of the Okrecian Women's Higher Primary School, planning solutions are presented for the design of similar educational institutions. Possible transformations of the status of educational institutions for girls are indicated. For example, the Okrech School was originally opened as a second-class female school, then transformed into a higher primary school, and in the period 1917-1920. was transformed into a seven-year female gymnasium. The paper points out that the existing system of women's education in the German ethnic group in the Crimea as a separate direction ceases to exist with the final establishment of Soviet power.
28