Научная статья на тему 'Вклад школы г. Яушевой в развитие национального образования'

Вклад школы г. Яушевой в развитие национального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЙНИЯ ЯУШЕВА / ТАТАРСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / НОВОМЕТОДНЫЕ ШКОЛЫ / ПРАВИЛА / УСТАВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GAINIA YAUSHEVA / TATAR INTELLIGENTSIA / JADID SCHOOLS / RULES / CHARTER / TEACHER TRAINING COLLEGE / TEACHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиннатуллина А.А.

В статье рассматриваются основные способы решения вопроса подготовки педагогических кадров для новометодных мусульманских школ. Раскрываются процессы реорганизации школы Гайнии Яушевой в средне-профессиональное учебное заведение, освещаются основные правила поступления в училище, уделяется внимание педагогическому составу учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF THE G. YAUSHEV’S SCHOOL IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL EDUCATION

The article discusses the main ways to address the issue of training of teachers for new-fangled Muslim schools. Reveals the process of reorganization of the school of G. Yaushev’s in secondary professional school, covers the basic rules of admission to the school, attention is paid to teaching staff of educational institutions too.

Текст научной работы на тему «Вклад школы г. Яушевой в развитие национального образования»

УДК 94(470)

ВКЛАД ШКОЛЫ Г. ЯУШЕВОЙ В РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.А. Зиннатуллина

Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация jamash.00@mail. ru

Резюме. В статье рассматриваются основные способы решения вопроса подготовки педагогических кадров для новометодных мусульманских школ. Раскрываются процессы реорганизации школы Гайнии Яушевой в средне-профессиональное учебное заведение, освещаются основные правила поступления в училище, уделяется внимание педагогическому составу учебного заведения.

Ключевые слова: Гайния Яушева, татарская интеллигенция, новометод-ные школы, правила, устав, педагогическое училище, педагогическое образование.

Для цитирования: Зиннатуллина А.А. Вклад школы Г. Яушевой в развитие национального образования. Тюркологические исследования. 2019; 2(3): 46-50.

Развитие светского образования среди мусульманских народов породило спрос на подготовленные учительские кадры. Особенно не хватало учительниц для мусульманских новометодных женских школ. Чтобы как-то изменить ситуацию, в некоторых городах и селах в каникулярное время начинают организоваться специальные педагогические курсы. Первые такие курсы были открыты Г. Хусаиновым в селе Каргалы Оренбургской губернии в 1897 г. В первый год в эти курсы пришли 13-15 человек. Курсы возглавила Ф. Адамова [2, с. 335]. С 1908 года подобные курсы открывались и в медресе «Буби», где за три года прошли переподготовку 106 учительниц [3, с. 33]. Частично подготовкой педагогических кадров начали заниматься действующие новометодные школы, где ученицы старших классов параллельно с общеобразовательными дисциплинами стали изучать методику преподавания отдельных предметов и ведения уроков. Воспитанницы, желающие в дальнейшем связать свою судьбу с преподавательской деятельностью, давали пробные уроки в младших классах. К таким школам следует отнести школу Л. Хусаиновой, Ф. Аитовой в Казани, школу Ф. Адамовой в Оренбурге и другие. С совершенствованием законодательной системы, некоторые из них преобразовывались в средне-профессиональные учебные заведения. Одной из первых таких школ была школа Гайнии Яушевой в г. Троицке. Здесь преподавали известные педагоги, такие как Мухлиса Буби, Габдул-ла Губи, Нияз Максудов, также и Газиз Салихович Губайдуллин - первый и единственный дипломированный историк из татар, окончивший в дореволюционный период историко-филологический факультет Казанского университета.

Как и многие представители передовой татарской интеллигенции начала ХХ века, Г. Губайдуллин вел активную общественную деятельность, участвовал в демократическом движении татарской молодежи: был инициатором создания студенческого кружка, в который входили Н. Хальфин, Г. Кулахме-тов, Ф. Туктаров и др.; являлся членом движения «аль-Ислах» и театрального кружка «Шимба» и т.д. Увлечение революционными идеями отрицательно отразилось в его дальнейшей судьбе. В правительственных органах он считался неблагонадежным человеком и распространителем идей панисламизма. Поэтому, несмотря на огромное желание и способности, на ходатайства и хлопоты известных университетских профессоров, до определенного времени его не подпускали к государственной службе [5, с. 45-50]. Более того, по «совету» Казанского губернатора осенью 1916 года, после окончания Казанского университета, он был вынужден покинуть Казань и уехать в г. Троицк Оренбургской губернии. Но и здесь Г. Губайдуллин не смог получить разрешение на официальную деятельность от начальства, продолжил работать в неофициальной форме в частных мусульманских училищах. В Троицке он был заведующим и преподавателем истории в мусульманском мужском училище «Вазифа». Параллельно преподавал историю в вышеупомянутом учебном заведении Г. Яушевой [7, л. 19].

Основной целью училища Г. Яушевой была подготовка преподавательниц для мусульманских женских школ. Оно так и называлось - «Дарельму-галлимат», т.е. женская школа для подготовки учителей. Училище было преобразовано из неофициально открытой в 1914 году четырехклассной женской школы «Медресе Гайния».

1 июля 1914 года вступили в силу «Правила о частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства народного просвещения, не пользующихся правами правительственных учебных заведений» [6, с. 567-574], согласно которому при учреждении частными лицами учебного заведения упрощались некоторые организационные моменты и предоставлялась определенная свобода в выборе языка преподавания. По «Правилам...» русский язык, история и география России в обязательном порядке должны были преподаваться на русском языке, а остальные предметы на родном языке того народа, для кого это учебное заведение было открыто, т.е. «исключительно для детей, которые говорят только на этом языке».

Правила гласили, что «частные учебные заведения [...], учреждаемые для подготовки учителей и учительниц для школ с курсом низших учебных заведений, причисляются к среднему разряду» [6, с. 568].

Пользуясь новыми правилами, Г. Яушева приступает к процессу преобразования ранее открытой школы. И в результате 15 мая 1915 года она получает разрешение, а 18 мая того же года Попечителем Оренбургского учебного округа утверждается устав данного учебного заведения [1, с. 408]. Согласно уставу это было среднее женское мусульманское учебное заведение с шестиго-дичным сроком обучения. Основной срок обучения в училище был определен в пять лет, а с «приготовительным» (т.е. подготовительным) классом составлял шесть лет. Г. Яушева была управляющей училища, а Мухлиса Бубый, которая после закрытия женского медресе в д. Иж-Бобья уехала в г. Троицк и работала учительницей в школе Г. Ахмерова, стала заведующей учебной частью этого учебного заведения [3, с. 89-90].

По проекту в училище принимались девочки с 12 лет. Русский язык, историю и географию России предполагалось вести на русском, а все остальные предметы на родном языке обучающихся. Учебная программа охватывала довольно широкий диапазон образовательных дисциплин. Там преподавались: мусульманское вероучение, история ислама, татарский, русский и арабский языки, арифметика, алгебра, геометрия, география, природоведение, всеобщая, русская и татарская история, анатомия, гигиена, элементарные сведения из физики и химии, общая педагогика, дидактика, история педагогики, методика преподавания русского языка и арифметики, рисование, рукоделье, чистописание и основы ведения домашнего хозяйства, музыка и пение. На педагогические предметы основной упор делался в четвертых и пятых классах [8, с. 5-6].

Для определения уровня знаний при поступлении в училище девочки сдавали вступительные экзамены. Учеба продолжалась с начала сентября по начало мая. В подготовительный, первый и второй классы ученицы могли приниматься в течение учебного года, а в другие классы только в начале сентября. За обучение была установлена оплата в размере 25 рублей в год, но для детей из малообеспеченных семей предусматривались определенные льготы.

К 1915-1916 учебному году в училище открываются подготовительный, первый и второй классы, где обучаются в общей сложности 62 воспитанницы, а в 1917-1918 учебном году их число возрастает уже до 179. Среди них, кроме местных мусульманок, были и приезжие из Оренбурга, Верхнеуральска, Уфы, Атбасара, Петропавловска и Ташкента [4, с. 103-104].

Таким образом, «Правила 1 июля 1914 года...» открывают путь мусульманскому народу учреждать на официальной основе низшие, средние и высшие учебные заведения для своего народа. Благодаря этим правилам, параллельно с Г. Яушевой дается разрешение «Ниязкулле Вильданову (он же Максютов) открыть в 1-й части г. Троицка среднее частное мусульманское учебное заведение [...] для подготовления учителей в мусульманские начальные училища» [1, с. 408]. Спустя год, в Казани известная просветительница Ф. Аитова добивается преобразования начальной школы в школу с восьмилетним курсом обучения.

Конечно, эти педагогические учебные заведения не были в состоянии быстро и в полной мере решить задачу подготовки педагогических кадров для мусульманских национальных школ. Прослеживая их историю развития, мы видим, что было приложено немало усилий в решении данного вопроса, и то, что именно они являются положительным результатом борьбы мусульманского народа за свои права. Однако организованные такими большими усилиями и трудом эти школы не успели реализовать возложенные на себя цели и задачи. Работа по подготовке учительниц для мусульманских школ была прервана событиями 1917 года. А после революции 1917 года началось создание новой системы народного образования, которая была в корне отлична от дореволюционной системы.

Список литературы

1. Вестник Оренбургского учебного округа за 1915 год. № 5. Уфа, 1915. С. 408.

2. Гайнетдин М. Мэцге тоныкланмас кезгебез. Казан: Татар.кит.нэшр., 2006. 350 б.

3. Гимазова Р. Просветительская деятельность Нигматуллиных-Буби (конец XIX - начало ХХ вв.). Казань: Печатный Двор, 2004. 220 с.

4. Денисов Д.Н. Становление мусульманского женского образования в конце XIX - начале ХХ вв. (на примере Оренбургской губернии) // Историко-культурное наследие народов Южного Урала: опыт исследований и практика сохранения: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2010. С. 96-104.

5. Насретдинова Д.М. Историк Г.С. Губайдуллин (1887-1937): Жизнь и творчество: Дис. ...канд.ист.наук. 07.00.09. Казань, 1997. 185 с.

6. Правила о частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства Народного Просвещения, не пользующихся правами правительственных учебных заведений // Вестник Оренбургского учебного округа. Уфа, 1914. № 6-7. С. 567-574.

7. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ. Ф. 81. Оп.1. Д. 82. Л.19.

8. Яушева Г. Проект программы 6-ти классного мусульманского женского училища г. Троицка Оренбургской губернии. Троицк: Электро-тип. «Энергия», 1916. 30 с.

Сведения об авторе: Зиннатуллина Алсу Анваровна, научный сотрудник Центра истории и теории национального образования Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Министерства образования и науки РТ (г.Казань), e-mail: jamash.00@mail.ru

Дата поступления материала 15.04.2019.

Принят к публикации 13.05.2019.

THE CONTRIBUTION OF THE G. YAUSHEV'S SCHOOL IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL EDUCATION

Alsu Zinnatullina

Sh. Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation jamash.00@mail.ru

Abstract. The article discusses the main ways to address the issue of training of teachers for new-fangled Muslim schools. Reveals the process of reorganization of the school of G. Yaushev's in secondary professional school, covers the basic rules of admission to the school, attention is paid to teaching staff of educational institutions too.

Keywords: Gainia Yausheva, Tatar intelligentsia, Jadid schools, rules, Charter, teacher training College, teacher education.

For citation: Zinnatullina A.A. The contribution of the G. Yaushev's school in the development of national education. Tyurkologicheskie issledovaniya = Turkological Studies. 2019; 2(3): 46-50. (In Russ.)

References

1. Vestnik Orenburgskogo uchebnogo okruga za 1915 god. № 5. Ufa, 1915. S. 408. (In Russian)

2. Gajnetdin M. Maqge tonyklanmas kezgebez. Kazan: Tatar.kit.nashr., 2006. 350 b. (In Tatar)

3. Gimazova R. Prosvetitel'skaya deyatel'nost' Nigmatullinyh-Bubi (konec XIX - nachalo HKH vv.). Kazan': Pechatnyj Dvor, 2004. 220 s. (In Russian)

4. Denisov D.N. Stanovlenie musul'manskogo zhenskogo obrazovaniya v konce XIX - nachale XX vv. (na primere Orenburgskoj gubernii) // Istoriko-kul'turnoe nasledie narodov YUzhnogo Urala: opyt issledovanij i praktika sohraneniya: mate-rialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Orenburg: Izdatel'skij centr OGAU, 2010. S. 96-104. (In Russian)

5. Nasretdinova D.M. Istorik G.S.Gubajdullin (1887-1937): ZHizn' i tvorchestvo: Dis. ...kand.ist.nauk. 07.00.09. Kazan', 1997. 185 s. (In Russian)

6. Pravila o chastnyh uchebnyh zavedeniyah, klassah i kursah Ministerstva Narodnogo Prosveshcheniya, ne pol'zuyushchihsya pravami pravitel'stvennyh uchebnyh zavedenij // Vestnik Orenburgskogo uchebnogo okruga. Ufa, 1914. № 6-7. S.567-574. (In Russian)

7. Centr pis'mennogo i muzykal'nogo naslediya IYALI. F. 81. Op.1. D. 82. L. 19. (In Russian)

8. YAusheva G. Proekt programmy 6-ti klassnogo musul'manskogo zhenskogo uchilishcha g. Troicka Orenburgskoj gubernii. Troick: Elektro-tip. «Energiya», 1916. 30 s. (In Russian)

About the author: Alsu Zinnatullina, researcher of the Center of history and theory of National Education , Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (420014, Kazan, Baturin str. 7, Russian Federation), e-mail: jamash.00@mail.ru

Received April 15, 2019.

Accepted for publication May 13, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.