ЭКОНОМИКА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
УДК 330.341
Московский коммерческий институт — социальный проект российских предпринимателей начала ХХ века
Переход общества к концепции устойчивого развития подразумевает постановку и достижение широкого спектра различных социальных, экологических и экономических целей, не последнее место среди которых занимает повышение социальной ответственности бизнеса. Пути достижения этой цели различны, и одним из них является обращение к примерам прошлого. В статье на примере деятельности Московского общества распространения коммерческого образования, существовавшего в 1897—1918 годах, иллюстрируется социальная ответственность русских предпринимателей начала ХХ века, могущая, несомненно, послужить таким примером.
Ключевые слова: устойчивое развитие, социальная ответственность бизнеса, историко-культурное наследие, история России.
В последние годы наблюдается устойчивый рост озабоченности мирового сообщества относительно дальнейших путей развития человечества. Основаниями для данной озабоченности служат ухудшающееся качество природной среды, усиливающаяся социальная и экономическая нестабильность. Многочисленные дискуссии и исследования в этой области привели к появлению новой глобальной концеп-А.И. Гришин ции развития человечества, получившей известность
под именем «концепция устойчивого развития» (англ. Sustainable development concept). В общем виде, под устойчивым развитием понимается развитие, при котором общество «удовлетворяет потребности настоящего времени и при этом не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» (комментарий 1). Таким образом, можно сказать, что цели устойчивого развития совпадают с целями цивилизации в целом. В этом свете устойчивое развитие можно охарактеризовать, как «социально желательное, экономически жизнеспособное и экологически устойчивое развитие общества». Такая характеристика подразумевает тесную взаимосвязь экологических, социальных и экономических целей, на достижение которых
© Гришина О.А., Гришин А.И., 2016
О.А. Гришина
в комплексе и нацелено устойчивое развитие [4]. Среди прочего, это подразумевает культивирование в обществе таких качеств, как эффективное и рациональное использование природных ресурсов, развитие и пропаганда здорового образа жизни, социальная ответственность бизнеса.
В своем актуальном виде концепция устойчивого развития появилась в 1987 году, когда она была изложена в докладе Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее». Однако не стоит думать, что до этого момента ее элементы не находили отражения в жизни и деятельности общества. Подобно тому, как свойства электричества были известны задолго до формулирования законов электротехники, общество обращалось к различным аспектам, входящим в сегодняшнюю концепцию устойчивого развития, и ранее, хотя и не всегда — в массовом порядке. Тем не менее, в событиях прошлого зачастую можно почерпнуть немало информации относительно повышения устойчивости развития современного общества.
Рассмотрим, к примеру, такой без преувеличения сложный и болезненный аспект устойчивого развития, как взаимодействие бизнеса и общества. Долгое время целевой функцией бизнеса считалась — и объективно являлась — прибыль, задача максимизации которой далеко не всегда согласовывалась с решением задач социальной сферы. Хрестоматийный образ промышленника-«буржуя», наживающего миллионы на нещадной и жестокой эксплуатации рабочего класса и почивающего на мешках с деньгами, красной нитью проходит сквозь социокультурный фон не только нашей страны, но и мира в целом. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что сто с лишним лет назад многие русские предприниматели и промышленники не только не соответствовали этому клише, но и являли подлинные примеры «социальной ответственности бизнеса» в самом современном понимании этого слова. Зримым свидетельством этого является история создания и становления Московского коммерческого ин-стиута, первого в России экономического вуза, в наши дни ставшего Российским экономическим университетом имени Г. В. Плеханова.
История эта берет свое начало в конце XIX века, когда Российская империя переживала мощнейший в своей истории экономический рост, иногда называемый даже «Русским экономическим чудом». Еще вчера отсталая аграрная держава, Российская империя стремительно нагоняла европейские государства, занимая лидирующие позиции в мире по показателям роста экономики. Отличительной особенностью данного процесса являлась активная индустриализация страны, катализируемая политикой государственного протекционизма и активным строительством железнодорожной сети.
Однако вскоре после начала активной фазы «Русского экономического чуда» на передний план вышел крайне неприятный и мощный тормозящий фактор, которому поначалу не уделили достаточного внимания — кадровый голод. Создававшиеся на волне экономического и промышленного роста предприятия столкнулись с нехваткой квалифицированных управлен-
цев, экономистов, коммерческих инженеров и подобных специалистов. Ситуация осложнялась тем, что в 1896 году образовательные ресурсы России в этой области составляли лишь 10 коммерческих училищ в крупнейших городах страны, по своему уровню являвшихся, в сущности, аналогом современных колледжей (комментарий 2). При этом и государственным мужам, и предпринимателям было ясно, что государство не сможет в сжатые сроки устранить кадровый голод. По этой причине 15 апреля 1896 года было опубликовано Положение о высших учебных заведениях. В соответствии с этим документом, сословные сообщества, товарищества и частные лица получали право самостоятельно создавать разнообразные учебные заведения, что ранее было чисто государственной прерогативой. Сразу после выхода Положения в крупных городах Российской империи стали создаваться общества распространения коммерческого образования — сначала в Санкт-Петербурге, а затем в Киеве.
Вскоре подобное общество появилось и в Москве, получив официальное имя «Московское общество распространения коммерческого образования» (далее — Общество). Создано оно было по инициативе известного московского предпринимателя и финансиста Алексея Семеновича Вишнякова — выходца из старого купеческого рода, сделавшего весьма успешную коммерческую карьеру, ставшего председателем правления Московского купеческого общества взаимного кредита и гласным (спикером) Московской городской думы (комментарий 3). Организованное Вишняковым Общество представляло собой, в сущности, предпринимательский клуб, членами которого были главным образом московские купцы и промышленники. Общий патронаж над Обществом осуществлял Министр финансов Российской империи того времени граф Сергей Юльевич Витте. Основная цель Общества заключалась в организации и содержании образовательных учреждений экономического (по терминологии того времени — «коммерческого») профиля.
Эффективность деятельности Общества за 20 с лишним лет его существования (созданное 19 ноября 1897 года, оно просуществовало до весны 1918-го) впечатляет. За указанный период Общество открыло в Москве следующие учебные заведения (комментарий 4):
• Около двух десятков торговых классов (примерный аналог современных курсов повышения квалификации). Первые классы открыты в 1898 году; по состоянию на 1913 год, торговые классы Общества функционировали в 11 из 24 районах Москвы.
• Мужское коммерческое училище имени Цесаревича Алексея (среднее учебное заведение), в Стремянном переулке, открыто в 1901 году.
• Женское коммерческое училище с домовой церковью во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (среднее учебное заведение), на углу улицы Зацепа и Строченовского переулка, открыто в 1903 году.
• Московский коммерческий институт (высшее учебное заведение), в квартале между двумя училищами. Открыт в 1903 году как Высшие торговые курсы, 19 февраля 1907 года преобразованные в институт.
Критически важен здесь тот факт, что деятельность Общества как частной организации никак не финансировалась государством. Финансовое благополучие его строилось на добровольных пожертвованиях, причем не только членов Общества, но и сторонних организаций и частных лиц. Несмотря на то, что, скажем, Московский коммерческий институт находился в формальном ведении Министерства торговли и промышленности Российской империи, его бюджет целиком и полностью складывался из платы за обучение и средств Общества. Стоит отдельно упомянуть, что построенные в 1902— 1913 годах здания коммерческих училищ и коммерческого института также сооружались на деньги, пожертвованные членами Общества и сторонними благотворителями. Представление о порядке сумм дает тот факт, что стоимость возведения одного только здания Мужского коммерческого училища составила 417 000 рублей при стоимости постройки, к примеру, самого современного магистрального курьерского паровоза (серии С) 60 000 рублей (комментарий 5).
С одной стороны, миссия Московского общества распространения коммерческого образования — организация подготовки квалифицированных специалистов в экономической и экономико-технической области — имела ярко выраженную ориентацию на бизнес. Для страдающего от кадрового голода частного сектора экономики это начинание было поистине сравнимо с глотком воздуха. Однако не следует забывать, что эта же проблема била и по государству, причем в ничуть не меньшей мере. Государство, скрепя сердце, в экономико-хозяйственных вопросах обходилось имеющимися специалистами более общего профиля, что проблемы, разумеется, отнюдь не решало. Можно подумать, тем не менее, что общественные задачи решались Обществом, так сказать, «по остаточному принципу» — ведь открывавшиеся учебные заведения были общедоступны, и «растить кадры» только для себя в таких условиях было невозможно. Кроме того, Высшие коммерческие курсы, созданные в 1903 году и по прошествии четырех лет, 19 февраля 1907 года, преобразованные в Московский коммерческий институт, изначально создавались для подготовки преподавателей в коммерческие училища. Действительно, таким образом — созданием первого в России высшего экономического учебного заведения — Общество вышло из парадоксальной ситуации отсутствия научно-педагогических работников для новых средних учебных заведений.
Однако подобное впечатление неверно. В Уставе Высших коммерческих курсов Московского общества распространения коммерческого образования, поданном на рассмотрение Министерства финансов в июне 1905 года, черным по белому была прописана основная задача существования курсов — они должны были готовить не только преподавателей специальных экономических дисциплин для коммерческих училищ, но и квалифицированных профессионалов в области экономики и управления, «способных принимать самостоятельное и созидательное участие в торгово-промышленной, коммерческой и вообще в экономической жизни страны» (комментарий 6). Таким образом, налицо ярко выраженная социальная ори-
ентация частного начинания московских предпринимателей. Необходимо также учитывать, что представления о таких категориях, как патриотизм и общественная полезность, бытовавшие в то время в среде российской интеллигенции, за редким исключением сильно отличались от сегодняшних. Корни и источники этих различий носят глубинный социокультурный характер, во многом базируются на исторических и религиозных традициях, из-за чего требуют отдельного рассмотрения и исследования. Следует лишь сказать, что в конце XIX — начале XX века российские предприниматели в массе своей отошли от представления о максимизации прибыли как единственной цели своей деятельности и рассматривали последнюю в том числе в ключе приносимой ею пользы государству и обществу.
В ходе строительства зданий коммерческих училищ и Московского коммерческого института многие помещения оформлялись и оборудовались на целевые пожертвования членов Московского общества распространения коммерческого образования, что отражалось на специальных именных досках, размещавшихся в помещениях. Распространенной практикой являлось жертвование членами Общества своих личных коллекций, собраний и библиотек в пользу института.
Помимо создания и поддержания коммерческих образовательных учреждений, Общество успешно претворяло в жизнь и другие социально ориентированные инициативы:
• Целевые и именные стипендии, в том числе в форме освобождения от оплаты обучения. В 1914—1915 учебном году их насчитывалось порядка 50.
• Предоставление сотрудникам учебных заведений Общества пенсии по старости.
• Организация медицинского обслуживания сотрудников и студентов за счет штатных врачей учебных заведений, а также полная или частичная оплата лечения в больницах.
• Предоставление ряду работников квартир в размещавшихся на территории института «преподавательских домах». При этом предусматривалось, что после смерти сотрудника института его семья сохраняет право проживания в квартире.
• Организация и поддержка студенческого «Общества пособия недостаточным слушателям».
• Организация благотворительных мероприятий, балов, концертов.
• Организация студенческой столовой, чайной, а также дотационного магазина предметов первой необходимости, действовавшего при институте.
Как видно из указанного выше, Московское общество распространения коммерческого образования обеспечивало сотрудникам и студентам своих образовательных учреждений уровень социальной защиты, достаточно высокий даже по современным меркам.
Социальная ориентация Общества особенно ярко проявилась в ходе Первой мировой войны, разгоревшейся в августе 1914 года. Уже в конце августа, спустя всего месяц после начала боевых действий, Московский коммерческий институт совместно со своим «патроном», Московским обществом распространения коммерческого образования, развернул активную деятельность по содействию воюющей стране. По инициативе Общества в принадлежавших Институту частных домах на Зацепе и Валовой и в здании Женского коммерческого училища (ныне IV учебный корпус РЭУ им. Г.В. Плеханова) открылись госпитали для раненых на фронте солдат и офицеров. Вскоре два госпиталя были объединены в единый. Госпиталь функционировал до конца 1917 года и за три с лишним года принял свыше 2000 раненых.
Рассматривая реализацию Московским коммерческим институтом социальных инициатив, следует упомянуть, прежде всего, резкое повышение социальной защищенности сотрудников и студентов, призванных в ряды действующей армии. За ушедшими на фронт сотрудниками сохранялось рабочее место; при уходе на фронт выдавалось жалование за два месяца вперед, а впоследствии жене призванного на войну выплачивалась ежемесячно половина содержания мужа, каждому ребенку — по четверти (в общем объеме, не превышавшем жалование призванного сотрудника). Призванные студенты не отчислялись из института; нередко, возвращаясь со службы, они сдавали экстерном материал пропущенных курсов. Начиная с августа 1914 года среди лиц, состоящих на службе в Московском коммерческом институте и коммерческих училищах МОРКО, был организован сбор средств в пользу призванных студентов и сотрудников, а также раненых, находившихся на излечении в госпиталях. Сбор осуществлялся путем добровольных отчислений от получаемой сотрудниками заработной платы, при этом в сборе принимали участие не менее 90% сотрудников при среднем размере отчислений в 5% [3].
Внутривузовские некоммерческие организации были представлены, к примеру, особым Попечением о госпитале, образованным практически сразу после объединения госпиталей. Возглавляемое А.С. Вишняковым и П.И. Новгородцевым Попечение ведало приобретением теплой одежды и белья для раненых, организацией для них развлечений и публичных лекций (в частности, лекции читали профессоры А.А. Эйхенвальд, И.М. Гольд-штейн, Н.А. Шилов и И.А. Ильин). Попечительство финансировалось за счет пожертвований его членов [8] (при этом общий патронаж над госпиталем осуществлял Соединенный комитет Московского Биржевого и Купеческого Обществ — некоммерческая организация московских предпринимателей, занимавшаяся обеспечением работы общественных госпиталей и лазаретов, подобных госпиталю МКИ).
Немаловажную помощь оказывали студенческие организации, в частности, специально созданный «Фонд св. Валентины», занимавшийся сбором средств в пользу раненых, находящихся на излечении в госпитале МКИ, и студентов института, сражающихся на фронтах Первой мировой войны
или оказавшихся во вражеском плену. Сбор средств велся как среди собственно студентов, так и среди широкой общественности (в частности, размещались соответствующие объявления в газетах «Утро России» и «Речь»), Осенью 1916 года «Фондом св. Валентины» были опубликованы избранные письма студентов Московского коммерческого института из действующей армии и плена. Весь доход от реализации издания был направлен «Фондом» на оказание помощи студентам-фронтовикам и пленным [9].
Около 200 студентов работали добровольцами в госпитале, а также на московских вокзалах, сопровождая поезда с ранеными. Впоследствии многие из них работали в учреждениях Всероссийских Земского и Городского союзов («Земгора»), ведавших оказанием помощи раненым. Студенты МКИ занимались также сбором подарков для солдат-фронтовиков (главным образом, к праздникам Рождества и Пасхи). Ряд бытовых предметов (табачные кисеты и т. п.) изготавливались в мастерских Женского коммерческого училища. Подарки отправлялись во фронтовые части, в частности, в VIII полевую армию генерал-адъютанта А.А. Брусилова (сохранились благодарственные письма генерала на имя А.С. Вишнякова) (комментарий 7).
Наконец, достоин внимания один очень неординарный факт, не имеющий прямого отношения к социальной ориентации бизнеса, но прекрасно характеризующий личность русского предпринимателя тех лет. В завещании основателя Московского общества распространения коммерческого образования Алексея Семеновича Вишнякова присутствует желание после кончины упокоиться не на фамильном некрополе Вишняковых в Донском монастыре, а в специально построенном склепе под домовой церковью здания Женского коммерческого училища. Столь острое желание этого человека даже после смерти остаться со своим детищем как нельзя лучше демонстрирует его любовь и преданность делу Общества и Московскому коммерческому институту в частности и достойно если не восхищения, то, по крайней мере, глубокого уважения. К слову, события 1917 года не позволили планам Алексея Семеновича осуществиться.
* * *
Возвращаясь к концепции устойчивого развития, хотелось бы сказать, что еще одним важным его аспектом является сохранение и использование историко-культурного наследия. Являясь институтом исторической и культурной памяти общества той или иной социальной группы, историко-культурное наследие помогает им сохранить свою монолитность и культурную уникальность, оберегает от негативных эффектов культурной глобализации, способствует укреплению таких чувств отдельных их членов, как самоидентификация и чувство принадлежности. Таким образом, действуя прямо или косвенно, сохранение и использование историко-культурного наследия способствует повышению социальной, экономической и экологической устойчивости как отдельных социальных групп, так и человеческого общества в целом. Доказана высокая роль историко-куль-
турного наследия в формировании национального самосознания и корпоративной культуры отдельных предприятий, а также важнейшая информационная функция, из-за которой историко-культурное наследие часто является объектом вдохновения и подражания. Именно в силу последнего факта пристальное внимание и активное обращение к примерам социальной ответственности бизнеса, имевшим место более столетия назад, способно самым непосредственным образом способствовать повышению социальной ответственности сегодняшних предпринимателей.
Концепция устойчивого развития делает особый акцент на взаимосвязанности различных аспектов жизни общества. Присутствует такая связь и здесь — бизнес способен помочь обществу, сохраняя историко-культурное наследие, которое, в свою очередь, способно оказать существенную помощь бизнесу. Являясь примером и стимулом к повышению социальной ориентированности бизнеса не в ущерб его прибыли, прошлое помогает обществу, и круг таким образом замыкается. А круг, как известно, является символом бесконечности — практически бесконечной жизни человека на земле, которую способно обеспечить устойчивое развитие.
Алексей Семенович Вишняков, ок. 1904 года. Ист. Фотоальбом «Московский коммерческий институт 1906—1910». М., 1910.
Члены Московского общества распространения коммерческого образования на торжествах по случаю освещения здания МКИ 10 февраля 1913 года. Фото А.И. Савельева. Ист. А.И. Гришин. Этюды о прошлом. (монография) М., 2012. С. 82.
Комментарии
1. Development that meets the needs of present generation without compromising the abilities of future generations to meet their own needs. Цитируется по кн. Throsby D. Economics and Culture. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. Р. 21.
2. Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. СПб., 1903.
3. Платонов О. Каждый род знаменит и славен. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ruop.ru/oleg-platonov-kazhdyj-rod-znamenit-i-slaven. html/9 (дата обращения 3 августа 2016 года).
4. Отчет Московского общества распространения коммерческого образования за 1913 год. М., 1914. Стр. 9.; Московское общество распространения коммерческого образования, 1897—1912. М., 1912. С. 5.
5. Никольский А.С. Паровозы серии С. М.: Виктория, 1997.
6. Устав Высших коммерческих курсов Московского общества распространения коммерческого образования. Цитируется по кн. Российская экономическая академия. Страницы истории / Отв. редактор В.И. Видя-пин. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1993. Стр. 15.
7. Благодарственные письма ген. А.А. Брусилова на имя А.С. Вишнякова, 1916 год (Фонды ГБУ «ЦГА г. Москвы», ЦХД до 1917 года).
Литература
1. Гришин А.И. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова: Этюды о прошлом (монография). М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2012.
2. Гришин А.И. Московский коммерческий институт в ходе Первой мировой войны. Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2014. № 9.
3. Гришин А.И. Содействие российских ВУЗов армии и военно-промышленному комплексу в годы Первой мировой войны на примере Московского коммерческого института. Вестник Академии военных наук. 2014. № 4 (49).
4. Гришина О.А., Гришин А.И. Историко-культурное развитие в контексте устойчивого развития (статья в журнале Вестник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, №5 (47), 2012). М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», 2011.
5. Московское общество распространения коммерческого образования, 1897—1907. М., 1907.
6. Московское общество распространения коммерческого образования, 1897—1912. М., 1912.
7. Московский коммерческий институт за 1914—1915 годы. М., 1917. 240 с.
8. Отчет о деятельности Попечительства при госпиталях Московского общества распространения коммерческого образования и Московского коммерческого института за 1914 год. М., Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1916.
9. Письма студентов Московского коммерческого института из действующей армии и плена. Издание комиссии «Фонда св. Валентины». М., Типо-литография В. Шушукина, 1916.
10. Российская экономическая академия. Страницы истории / Отв. редактор В.И. Видяпин. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1993.
11. Фонды ГБУ «ЦГА г. Москвы», ЦХД до 1917 года.
References
1. Grishin A.I. Rossiyskiy ekonomicheskiy universitet imeni G.V. Plekhanova: Etyudy o proshlom [The Plekhanov Russian University of Economics: Essays on the past], (Monograph). Moscow, Plekhanov RUE, 2012.
2. Grishin A.I. Moskovskiy kommercheskiy institut v khode Pervoy mirovoy voyny [Moscow Commercial Institute during the First World War] // Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G.V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], no. 9, 2014.
3. Grishin A.I. Sodeystviye rossiyskikh VUZov armii i voyenno-promyshlennomu kompleksu v gody Pervoy mirovoy voyny na primere Moskovskogo kommercheskogo instituta [Russian universities support of the military industrial complex during the First World War within the example of the Moscow Commercial Institute] // Vestnik Akademii voyennykh nauk [Bulletin of the Military Sciences Academy], no. 4 (49), 2014.
4. Grishina O.A., Grishin A.I. Istoriko-kul'turnoye razvitiye v kontekste ustoychivogo razvitiya [Historical and cultural heritage in the context of sustainable development concept] // Vestnik Rossiyskoy ekonomicheskoy akademii imeni G.V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian Academy of Economics], no. 5, 2012.
5. Moskovskoye obshchestvo rasprostraneniya kommercheskogo obrazovaniya, 1897— 1907 [Moscow Society of Commercial Education Development, 1897—1907]. Moscow, 1907.
6. Moskovskoye obshchestvo rasprostraneniya kommercheskogo obrazovaniya, 1897— 1912 [Moscow Society of Commercial Education Development, 1897—1912]. Moscow, 1912.
7. Moskovskiy kommercheskiy institut za 1914—1915 gg [Moscow Commercial Institute in 1914—1915]. Moscow, 1917.
8. Otcheot o deyatel'nosti Popechitel'stva pri gospitalyakh Moskovskogo obshchestva rasprostraneniya kommercheskogo obrazovaniya i Moskovskogo kommercheskogo instituta za 1914 god [Report on the activities of the Trust of the hospitals of Moscow Society of Commercial Education Development and the Moscow Commercial Institute for 1914]. Moscow, G. Lissner and D. Sobko Printing, 1916.
9. Pis'ma studentov Moskovskogo kommercheskogo instituta iz deystvuyushchey armii i plena. Izdaniye komissii «Fonda sv. Valentiny» [Letters of students of the Moscow Commercial Institute from the army and captivity. The publication of the 'St. Valentina Foundation' commission], Moscow, V. Shushukin's Typography, 1916.
10. Rossiyskaya ekonomicheskaya akademiya. Stranitsy istorii [The Russian Academy of Economics. Pages of History] / Chief editor Vidyapin, V.I. Moscow, RAE Publishing House, 1993.
11. Funds of «CSA of Moscow», the CDP until 1917.