Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ'

ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая Отечественная война / патриотизм / познавательный и воспитательный ресурс / психоисторическая война / вузовский музей / патриотическое воспитание / экспозиции / выставки / военные годы / проектная исследовательская деятельность / поисковая работа / кино и фотодокументы / семейные предания / The Great Patriotic War / patriotism / cognitive and educational resource / psycho-historical war / university museum / patriotic education / expositions / exhibitions / war years / project research / search work / films and photographic documents / family traditions

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабаева Елена Владимировна

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания молодого поколения россиян на основе истории Великой Отечественной войны, показывается значимость использования в процессе формирования патриотических стереотипов и исторической идентичности материалов о сражениях, подвигах, героях войны, массовом трудовом подвижничестве советского народа, превращения страны в единый боевой лагерь. Подчеркивается актуализация этой деятельности в условиях нарастания информационной войны против России. Рассматриваются основные формы сохранении и приумножении памяти о войне, с опорой на которые следует вести эффективную патриотическую работу среди молодежи. Показываются позитивные подвижки в области расширения преподавания истории Отечества в образовательных учреждениях. Указывается на необходимость учитывать особенности сознания современной молодежи в организации патриотической работы с ней. Исследуется деятельность, формы и методы университетских музеев в духовно-нравственном и патриотическом воспитании студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бабаева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF PATRIOTISM AMONG THE YOUNGER GENERATION

The article examines the issues of patriotic education of the younger generation of Russians based on the history of the Great Patriotic War, shows the importance of using materials about battles, exploits, war heroes, mass labor asceticism of the Soviet people, the transformation of the country into a single combat camp in the process of forming patriotic stereotypes and historical identity. The actualization of this activity is emphasized in the context of the growing information war against Russia. The main forms of preserving and multiplying the memory of the war are considered, based on which effective patriotic work among young people should be conducted. Positive developments in the field of expanding the teaching of the history of the Fatherland in educational institutions are shown. It is pointed out that it is necessary to take into account the peculiarities of the consciousness of modern youth in organizing patriotic work with them. The article examines the activities, forms and methods of university museums in the spiritual, moral and patriotic education of students.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ»

S. Павлов А.Г. Взаимодействие органов милиции и общественных организаций по охране правопорядка в период новой экономической политики (историко-правовой аспект) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2006. -№ 3 (31). - С. 51-62.

9. Шинкарук В.М., Фантров П.П. Сетевые технологии взаимодействия силовых и конструктивных общественных структур в контексте профилактики молодежного экстремизма // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований: материалы II Международной научно-практической конференции «Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»: сборник статей / под ред. Н.В. Емельянова. - М.: КДУ, Добросвет, 2020. - С. 404-409.

10. Дьяков Н.В., Темненко С.А. О взаимодействии УМВД России по Белгородской области с волонтерами в розыске без вести пропавших граждан // ППД. - 2021. - №2. - С. 33-37.

11. Ковшевацкий В.И. Анализ административно-правовых основ взаимодействия органов внутренних дел с добровольческими (волонтерскими) организациями // Вестник Московского университета МВД России. - 2022. - № 6. - С. 139-140.

12. Королькова О.А. Организационные основы взаимодействия территориальных органов МВД России с добровольческими организациями при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести // Научный портал МВД России. - 2013. - № 3(23). -С. 60-65.

13. Иванов В.А., Бояринцева И.А. О добровольных народных дружинах и роли партии в организации их деятельности (конец 1950-х - середина 1980-х годов) // Вестник Чувашского университета. - Чебоксары, 2015. - № 2. - С. 55.

14. Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» от 02.04.2014 N 44-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161195/

15. Юшкова Н. Реклама зла: кто отвечает за надписи о наркотиках на домах Сыктывкара // [Электронный ресурс]. - URL: https://www.komi.kp.ru/daily/27231/4358385/

References and Sources

1. Men'shikova N.S. Partnerskaya model' vzaimodejstviya gosudarstva i grazhdanskogo obshchestva: soderzhanie, priznaki i usloviya sozdaniya II Voprosy gosudarstva i prava: sbornik nauchnyh trudov I pod obshch. red. L.V. Karnaushenko. - Vyp. 2. - Krasnodar: Krasnodarskij universitet MVD Rossii, 2016. - S. S2-91.

2. Baranova A.Yu. Volonterstvo v policii kak sposob ukrepleniya obshchestvennogo doveriya k pravoohranitel'nym organam II MODERN SCIENCE. - 2022. - № 3. - S. 151-154.

3. Aleksandrova A.Yu. Obrazovatel'nye organizacii v protivodejstvii ideologii terrorizma i proyavleniyam ekstremizma: pravovye osnovy i moral'no-nravstvennye aspekty II Ezhegodnik rossijskogo obrazovatel'nogo zakonodatel'stva. - 2015. - T. 10. [Elektronnyj resurs]

4. Mazurov V.A., Starodubceva M.A. Volonterskoe dvizhenie v sisteme protivodejstviya ekstremizmu i ideologii terrorizma v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah II [Elektronnyj resurs]. - URL: Society and Security Insights. - 2019. - № 2. - S. 76-81.

5. Shihaliev R.A. Formirovanie i deyatel'nost' kiberdruzhin na baze vuzov kak sovremennaya pedagogicheskaya tekhnologiya profilaktiki ekstremizma v studencheskoj srede II Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. - 2020. - № 3. - T. 8 [Elektronnyj resurs]. - URL: https:IImir-nauki.comIPDFI51PDMN320.pdf.

6. Kovalenko V.I., Sokolova O.A., Neverov A.P. Mery protivodejstviya ideologii ekstremizma v studencheskoj srede II Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2021. - № 4 (60). - S. 422-427.

7. Krasnikov V.N. Otdel'nye aspekty vzaimodejstviya operativnyh podrazdelenij organov vnutrennih del s obshchestvennymi ob"edineniyami pravoohranitel'noj napravlennosti. Na primere Stavropol'skogo kraya II Zakon i pravo. - 2019. - № 2. - S. 167-169.

8. Pavlov A.G. Vzaimodejstvie organov milicii i obshchestvennyh organizacij po ohrane pravoporyadka v period novoj ekonomicheskoj politiki (istoriko-pravovoj aspekt) II Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2006. - № 3 (31). - S. 51-62.

9. Shinkaruk V.M., Fantrov P.P. Setevye tekhnologii vzaimodejstviya silovyh i konstruktivnyh obshchestvennyh struktur v kontekste profilaktiki molodezhnogo ekstremizma II Novye impul'sy razvitiya: voprosy nauchnyh issledovanij: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Novye impul'sy razvitiya: voprosy nauchnyh issledovanij»: sbornik statej I pod red. N.V. Emel'yanova. - M.: KDU, Dobrosvet, 2020. -S. 404-409.

10. D'yakov N.V., Temnenko S.A. O vzaimodejstvii UMVD Rossii po Belgorodskoj oblasti s volonterami v rozyske bez vesti propavshih grazhdan II PPD. - 2021. - №2. - S. 33-37.

11. Kovshevackij V.I. Analiz administrativno-pravovyh osnov vzaimodejstviya organov vnutrennih del s dobrovol'cheskimi (volonterskimi) organizaciyami // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2022. - № 6. - S. 139-140.

12. Korol'kova O.A. Organizacionnye osnovy vzaimodejstviya territorial'nyh organov MVD Rossii s dobrovol'cheskimi organizaciyami pri osushchestvlenii rozyska lic, propavshih bez vesti II Nauchnyj portal MVD Rossii. - 2013. - № 3(23). - S. 60-65.

13. Ivanov V.A., Boyarinceva I.A. O dobrovol'nyh narodnyh druzhinah i roli partii v organizacii ih deyatel'nosti (konec 1950-h - seredina 1980-h godov) II Vestnik Chuvashskogo universiteta. - Cheboksary, 2015. - № 2. - S. 55.

14. Federal'nyj zakon «Ob uchastii grazhdan v ohrane obshchestvennogo poryadka» ot 02.04.2014 N 44-FZ II Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus». - URL: https:IIwww.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161195I

15. Yushkova N. Reklama zla: kto otvechaet za nadpisi o narkotikah na domah Syktyvkara II [Elektronnyj resurs]. - URL: https:IIwww.komi .kp.ruIdailyI27231I4358385I

ГОРЛОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА - доктор исторических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (gorlovanat@yandex.ru).

GORLOVA, NATALYA I. - Doctor of History, The Plekhanov Russian University of Economics (gorlovanat@yandex.ru).

УДК 94(47)«210»:37.035 Б01: 10.24412/2308-264Х-2024-3-125-129

БАБАЕВА Е.В.

ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Ключевые слова: Великая Отечественная война, патриотизм, познавательный и воспитательный ресурс, психоисторическая война, вузовский музей, патриотическое воспитание, экспозиции, выставки, военные годы, проектная исследовательская деятельность, поисковая работа, кино и фотодокументы, семейные предания

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания молодого поколения россиян на основе истории Великой Отечественной войны, показывается значимость использования в процессе формирования патриотических стереотипов и исторической идентичности материалов о сражениях, подвигах, героях войны, массовом трудовом подвижничестве

советского народа, превращения страны в единый боевой лагерь. Подчеркивается актуализация этой деятельности в условиях нарастания информационной войны против России. Рассматриваются основные формы сохранении и приумножении памяти о войне, с опорой на которые следует вести эффективную патриотическую работу среди молодежи. Показываются позитивные подвижки в области расширения преподавания истории Отечества в образовательных учреждениях. Указывается на необходимость учитывать особенности сознания современной молодежи в организации патриотической работы с ней. Исследуется деятельность, формы и методы университетских музеев в духовно- нравственном и патриотическом воспитании студентов.

BABAEVA, E.V.

THE HISTORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF PATRIOTISM

AMONG THE YOUNGER GENERATION

Keywords: The Great Patriotic War, patriotism, cognitive and educational resource, psychohistorical war, university museum, patriotic education, expositions, exhibitions, war years, project research, search work, films and photographic documents, family traditions

The article examines the issues of patriotic education of the younger generation of Russians based on the history of the Great Patriotic War, shows the importance of using materials about battles, exploits, war heroes, mass labor asceticism of the Soviet people, the transformation of the country into a single combat camp in the process of forming patriotic stereotypes and historical identity. The actualization of this activity is emphasized in the context of the growing information war against Russia. The main forms of preserving and multiplying the memory of the war are considered, based on which effective patriotic work among young people should be conducted. Positive developments in the field of expanding the teaching of the history of the Fatherland in educational institutions are shown. It is pointed out that it is necessary to take into account the peculiarities of the consciousness of modern youth in organizing patriotic work with them. The article examines the activities, forms and methods of university museums in the spiritual, moral and patriotic education of students

Патриотическое воспитание занимает центральное место в общем объеме воспитательной работы с молодежью в целом. Оно направлено формирование у молодого поколения социально значимых качеств, глубокой убежденности в сопричастности к судьбам общества и страны. Без уважения к прошлому своего Отечества, знания культурного кода своего народа, желания сохранять и приумножать традиции своей страны, готовности защищать национальные ценности от деструктивных попыток подменить их на чуждые установки невозможно вырастить настоящего гражданина.

В современных условиях, когда Россия столкнулась с упорными попытками коллективного Запада создать вокруг нее зоны перманентной конфликтности, беспрецедентной эскалации антироссийской пропаганды с использованием всех возможных средств и методов, роль и значение патриотизма возрастает многократно. Патриотизм выступает как объединяющая все российское общество общегосударственная идея, дающая огромный стимул развитию страны. Президент РФ видит национальную идею в развитии страны. Об этом заявил Владимир Путин в интервью программе «Москва. Кремль. Путин» (от 10 мая 2020). «Да, в патриотизме, думаю, тут ничего другого не может быть, - сказал он, отвечая на вопрос о том, в чем состоит российская национальная идея. - Но патриотизм не должен быть квасным, затхлым и кислым» [1].

Краеугольным камнем патриотического воспитания выступает историческое знание. Без него любые попытки воспитать гражданина и патриота, проникнутого российской идентичностью, обречены на неудачу. Именно поэтому сегодня большое значение придается изучению российской истории в школе и насыщению этого процесса глубоким патриотическим содержанием. Проводя последовательную работу по реализации концепции патриотического воспитания молодежи министерство науки и высшего образования Российской Федерации 19 июля 2022 года утвердило приказ № 662 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования», который должен вступить в силу с 1 сентября 2023 года. Согласно Приложению №1 к приказу, программа бакалавриата должна обеспечивать «...реализацию дисциплины (модуля) "История России" в объеме не менее 4 з.е.» [2]. Повышение внимания к изучению истории Отечества в ВУЗах безусловно есть положительное явление, в деле воспитания у студенчества гражданственности, уважения к памяти поколений, ответственности за судьбу страны.

В связи с вышесказанным представляется необходимым максимально полно использовать познавательный и воспитательный ресурс героической истории Великой Отечественной войны в школах, ВУЗах и других учебных заведениях.

Россия прошла долгий исторический путь. У нее великое и славное прошлое, само ее геополитическое положение делает ее уникальным субъектом мировой истории. Не один раз

Россия попадала в «пограничные ситуации» в которых испытывалась ее прочность, серьезным испытаниям подвергалась российская государственность, ставилось под вопрос само существование народа. Великая Отечественной война стала, пожалуй, самым грозным испытанием такого рода.

Согласно опросам учащаяся молодежь демонстрирует твердую убежденность в том, что эта война является «...героическим подвигом советского народа" и "великой победой наших отцов и дедов» [3, с. 11]. В то же время у молодежи наблюдается недостаточный уровень знаний о войне, что следует признать серьезной проблемой, так как осложняет процесс формирования твердых патриотических стереотипов. Особую значимость эта проблема приобретает в связи с интенсификацией усилий по переписыванию историю Второй мировой и Великой Отечественной войн. Производство фальсификаций превратилось в целую индустрию. Молодежное общественное мнение в целом отрицательно относится к попытками извратить подвига советского народа в войне. Опросы среди студентов показывают, что их возмущает подобная практика [4, с. 8.]. Но одного возмущения мало, надо воспитывать у молодого поколения активную, наступательную позиции, вооружать его знанием конкретных фактов и их правильной интерпретацией, для того чтобы успешно противостоять «оппонентам» в развязанной Западом «психоисторической войне».

Выше говорилось о позитивном явлении в образовательном процессе- увеличении объема часов на изучение истории России. Это важно, так как уроки истории в школе и лекции в ВУЗах продолжают оставаться важнейшим источником информации в Великой Отечественной войне для молодого поколения. Однако здесь следует понимать, что молодежь XXI века отличается от советской молодежи. У нее другие возможности получения информации, другое восприятие наличной реальности, достаточно вспомнить интернет и феномен клипового мышления. Все это необходимо учитывать в работе по повышению информированности молодого поколения о истории Великой Отечественной войны.

Актуальным представляется выстраивание учебных занятий с опорой на адекватные молодежному сознанию способы подачи исторического материала. Так, перспективной формой патриотической работы с подростками и молодежью на базе изучения истории Великой Отечественной войны является проведение занятий и мероприятий разного рода с использованием цифровых технологий, в том числе мультимедийных интерактивных комплексов. Широкие возможности для этого представляют современные музеи, экспозиции и выставки которых посвящены военной истории и истории Великой Отечественной войны. Использование мультимедийных интерактивных комплексов вызывает большой интерес у молодежи и дает возможность оптимизации работы с молодым поколением в разных форматах - учебных занятий, театрализованных экскурсий, квестов и проч. Примером здесь может служить Музей Победы в Москве. Привлекательность его экспозиций для молодежи иллюстрируют следующие цифры: за период 2019 - начала 2020 гг. только в составе экскурсий музей посетили почти 14 тыс. студентов и школьников.

Активная поисково-исследовательская деятельность, являющаяся неотъемлемой частью процесса образовательно-просветительской работы, и в которую вовлекаются студенты ВУЗа, позволяет добиться осуществлять «воспитание памяти о нашем прошлом, нравственных ценностях, формирование представлений у учащихся о быте, культуре, образе жизни собственного народа, воспитание бережного отношения к предметам старины» [5, с. 211].

Интересен в этом плане опыт работы музея Российского Технологического университета (МИРЭА), экспозиция которого включает около 1000 экспонатов. Одним из аспектов деятельности в рамках патриотического воспитания является содействие проектной исследовательской деятельности студентов и преподавателей по различным вопросам с привлечением экспонатов музея, музейных связей с ветеранами, общественными организациями. Музей многие годы ведет значительную научно-поисковую работу. В частности, собранные его работниками воспоминания ветеранов войны, их жизненный путь в суровые военные годы неизменно вызывают интерес у студентов, укрепляют связь времен.

Из поколения в поколение шла в стране передача традиций и исторической правды о суровых военных годах в форме семейных преданий. И сегодня этот канал сохранения у молодежи памяти о подвигах и трагедиях войны не потерял своей значимости и актуальности. Согласно

данным опроса студенческой молодежи в г. Орле. На вопрос - «Из каких источников Вы впервые узнали о Великой Отечественной войне и о главнейших событиях того периода?» 32 % реципиентов назвали в качестве источника семью [3, с. 12.]. Через родственников молодежь приобщается к коллективной социальной памяти, ощущает неразрывную связь с теми, кто сокрушил фашизм, чувствует себя их наследниками.

В качестве одного из многочисленных примеров, подтверждающих это, можно привести прошедший на базе Московского дома национальностей в декабре 2022 года в рамках международного форума «Общая судьба - славяне вчера и сегодня» историко-культурный конкурс. Из всех заявленных номинаций наибольший интерес у учащейся молодежи вызвала номинации «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» и «Живая история. Воспоминания ветеранов о войне». При подготовке работ участниками были использованы фото, хранящиеся в семейных альбомах, рассказы родственников о военных годах. Такая личностная форма приобщения молодежи к героической истории своего Отечества безусловно является важным фактором формирования общегражданской идентичности.

С обращением к памяти о родственниках, участникам войны связано общенародное общественное движение по коммеморации участников Великой Отечественной войны как Бессмертный полк. Акции неизменно привлекают массу подростков и молодежи. Главным моментом в них является эмоциональное воздействие, развитие чувства сопричастности к подвигам и героям военных лет.

Неоценимый вклад в сохранение и приумножение памяти и знаний о героическом подвиге тех, кто отдал свою жизнь за свободу Родины и ее будущее, играет вовлечение молодежных контингентов в военно-патриотические и волонтёрские объединения, участие в реконструкции боевых действий, патриотических акциях, работу поисковых отрядов. 14 января 1993 года Верховным Советом Российской Федерации был принят закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». В апреле 2013 года большинство поисковых отрядов было объединено в рамках общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». Движение имеет массовый характер, поисковые работы ведутся во всех регионах, которые были затронуты войной. В них принимали и принимают участие десятки тысяч человек. Трудно переоценить значение поискового движения. Отмечая это, В.В. Путин говорил: «Предстоит продолжить кропотливую работу по восстановлению имён и судеб всех погибших: бойцов Красной Армии, партизан, подпольщиков, военнопленных и узников концлагерей, мирных граждан, уничтоженных карателями. Это наш долг» [6].

Знаками военной доблести советского народа и народа России вступают памятники на местах сражений Великой Отечественной войны, посвященные ей мемориалы, ставшие составной частью российской идентичности. В них заложен большой потенциал для укрепления духовно-нравственной основы сплочения народа, патриотического воспитания подрастающего поколения. В XXI веке возникла уникальная ситуация, когда памятники, связанные с Великой Отечественной войной, стали символами другого, не менее судьбоносного сражения за будущее страны. Глубоко символична в этом плане история Саур -Могилы дважды, летом 1943 года и летом 2014 года, становившейся местом противостояния силам, глубоко враждебным всему, что связано с Россией. И оба раза победа оставалась за теми, чье "дело правое". Метафизический смысл объединяет бойцов Красной Армии и защитников современного Донбасса- неотъемлемой части Российской Федерации.

В патриотической работе важно активно использовать кино- и фотодокументы, относящиеся к военному времени. В годы войны непрерывно велась кино и фотолетопись происходящих событий. Всего над летописью Победы работали 308 кинооператоров и 400 фотокорреспондентов, снимая порой из первых рядов воюющей армии. На отснятом ими материале базируются информативные документальные сериалы о войне. Сильный эмоциональный отклик, вызывают значимые в художественном плане, кинокартины и телесериалы, в которых затрагивается тема Великой Отечественной войны. Они вносят весомый вклад в выработку у молодежи стойкого интереса к героической истории своего народа, укрепляют архетипы, отвечающие за формирование патриотизма.

История Великой Отечественной войны невозможна без показа вклада в Победу различных регионов, напряженной, самоотверженной работы советских людей в заводских цехах, колхозах и

учреждениях, формирования эмоционального сопереживания героям тыла и гордости за тех, кто сделал все возможное и невозможное, для обеспечения победы над врагом. В молодежной среде есть интерес к теме трудового подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны, тому, как жили простые люди в годы войны, в каких условиях они работали.

Сегодня, когда резко повысился градус вызовов и угроз России, актуализируется проблема повышения уровня консолидации общества. История тыла, трудового героизма военных лет дает богатый иллюстративный материал для формирования у молодежи позитивных установок в этом направлении. С первых же дней Великой Отечественной войны в народной среде зародилось движение, направленное на мобилизацию всех сил и ресурсов на отпор вторгшемся захватчикам. Молодежь находилась в авангарде практически всех патриотических начинаний. Достаточно вспомнить движение молодежных бригад, охватившие широкие слои молодых рабочих в различных отраслях народного хозяйства. К началу 1945 на предприятиях и транспорте насчитывалось 142241 молодежных бригад, многие из них носили почетное звания «фронтовая молодежная бригада» [7, л. 46.].

Вся страна превратилась в единый боевой лагерь. Несостоятельными оказались расчеты гитлеровских стратегов на распад многонационального СССР, на то, что удастся «...органически выкроить из огромной территории Советского Союза государственные образования и восстановить их против Москвы» [8]. Советское государство показало свою жизнеспособность, готовность выдержать любые испытания. Оно сумело превратить фактор многонациональности в неодолимую силу, сокрушившую коллективную мощь реакционных сил Европы.

И в XXI веке ставка на сепаратизм осталась одним из центральных направлений подрывной работы против Российской Федерации. Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер уже после распада Советского Союза и образования Российской Федерации откровенного говорил: «Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции воссоединения ее в единое, крепкое, централизованное государство». В том же смысле высказывался и известный западный деятель Збигнев Бжезинский: «Россия будет раздробленной и под опекой» [9, с. 10]. Современные русофобы продолжают надеяться на то, что им удастся раздуть сепаратистские настроения в России. При этом в их планах национальной молодежи отводится исключительно важная роль. Поэтому обращение к опыту Великой Отечественной войны, когда все попытки дезинтеграции страны разбились о великую историческую общность - единый советский народ, должны использоваться в работе с молодежью по предотвращению попыток депатриотизации ее сознания на основе фальсификаций практики национального строительства в СССР и России.

Литература и источники

1. https://informatio.ru/news/society/vladimir_putin_o_patriotizme_kak/ (дата обращения 18.02.2024).

2.http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070025?index=2&rangeSize=1 (дата обращения 08.02.2024).

3. Дорохова Ю.В., Ермолаева О.А., Филатова Е.К Формирование патриотизма в молодежной среде (на материалах социологических исследований в г. Орле) // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - №4 (34).

4. Ларионов А.Э. Образ Великой Отечественной Войны в сознании современного студенчества // Вестник Московского государственного областного университета. - 2014. -№ 1.

5. Харисов Ф.Ф. Национальная культура и образование. - М.: Педагогика, 2000.

6. http://kremlin.ru/events/president/news/63527 (дата обращения 19.02.2024).

7. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф.1 Оп. 8. Д. 321. Л. 46.

8. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000193/st010.shtml (дата обращения 19.02.2024).

9. Ильинский И.М. Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. понимание. умение. - 2005. - № 3.

References and Sources

1. https://informatio.ru/news/society/vladimir_putin_o_patriotizme_kak/ (data obrashcheniya 18.02.2024).

2. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070025?index=2&rangeSize=1 (data obrashcheniya 08.02.2024).

3. Dorohova Yu.V., Ermolaeva O.A., Filatova E.K Formirovanie patriotizma v molodezhnoj srede (na materialah sociologicheskih issledovanij v g. Orle) // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. - 2014. - №4 (34).

4. Larionov A.E. Obraz Velikoj Otechestvennoj Vojny v soznanii sovremennogo studenchestva // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. - 2014. -№ 1.

5. Harisov F.F. Nacional'naya kul'tura i obrazovanie. - M.: Pedagogika, 2000.

6. http://kremlin.ru/events/president/news/63527 (data obrashcheniya 19.02.2024).

7. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii (RGASPI). F.1 Op. 8. D. 321. L. 46.

8. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000193/st010.shtml (data obrashcheniya 19.02.2024).

9. Il'inskij I.M. Molodezh' kak budushchee Rossii v kategoriyah vojny // Znanie. ponimanie. umenie. - 2005. - № 3.

БАБАЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - доцент кафедры гуманитарных и социальных наук РТУ МИРЭА, заведующая музеем истории РТУ МИРЭА.

BABAEVA, ELENA V. - Associate Professor of the Department of Humanities and Social Sciences of RTU MIREA, Head of the History Museums of RTU MIREA (babaeva@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.