Волкова Лидия Владимировна
Научный руководитель: Амелькович Елена Лукьяновна Смоленский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова. Россия, 214025 г. Смоленск, ул. Нормандии-Неман, 21.
Использование информационных технологий в патриотическом воспитании молодежи
Аннотация. В статье рассматриваются значение и роль патриотического воспитания молодежи на современном информационном пространстве. Предлагаются формы патриотической работы с использованием интернет-ресурсов и современных информационных технологий. Особое место отводится реализация гражданско-патриотических проектов «Рука помощи» и «Героическая Смоленщина - связь поколений», посвящённых 75-летию Великой Победы и 80-летию начала Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: информационные технологии; патриотизм; формы патриотического воспитания; Книга памяти; Музей Боевой Славы; историческая память; связь поколений.
The use of information technologies in the patriotic education of young
people
Abstract. The article discusses the importance and role of patriotic education of young people in the modern information space. The forms of patriotic work using Internet resources and modern information technologies are proposed. A special importance is given to the implementation of the civil-patriotic projects "Helping Hand" and "Heroic Smolensk region — the link of generations", dedicated to the 75th anniversary of the Great Victory and the 80th anniversary of the beginning of the Great Patriotic War.
Keywords: information technologies; patriotism; forms of patriotic education; Book of Memory; Museum of Military Glory; historical memory; communication of generations.
Патриотическое воспитание молодежи всегда являлось одной из важнейших задач государства. Патриотизм (греч. - родина) - моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу. Патриотизм всегда рассматривался как базовая
68
составляющая национального самосознания народа. Это ещё раз побуждает нас обратиться к данной теме, ведь если мы забудем уроки прошлого, у нас будет печальное будущее. Основные цели, изложенные в Национальной Доктрине образования РФ от 04.10.2000 года №751, звучат так: «Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России» [4]. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, без чего он не может состояться как личность.
В современное тревожное время, заполненное прагматическими идеалами, знать прошлое, чтить его, учиться у него - дело необходимое и дальновидное. «Иван, родства не помнящий» - так называют человека, который забыл и не соблюдает традиций своей Родины, не уважает обычаи предков, не помнит героическое прошлое своей Отчизны.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющая собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации. Информационные технологии предоставляют возможность:
- Рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса;
- сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия студента в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
- построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию воспитания;
- использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
- интенсифицировать все уровни воспитательного процесса [2].
Но не всегда средства массовой информации дают достоверную и исторически правдивую версию событий. Зачастую западные идеологи стремятся упразднить, ликвидировать, вытравить из сознания людей сами понятия «патриотизм», «Великая Отечественная война». Сторонниками «современного прочтения» истории отбрасывается любое напоминание о справедливой, освободительной роли советского народа в деле освобождения от фашизма. Определенные политические силы Запада делают все возможное, чтобы лишить молодое поколение россиян исторической памяти, национального и религиозного самосознания и внушить исторически ложную и глупую мыслишку о том, что если бы наши народы (белорусы, русские, украинцы, молдаване и другие) не сопротивлялись захватчикам, что если бы победил Гитлер, то мы бы жили, как в Германии, и пили бы баварское пиво. Кроме того, некоторые страны (Литва, Латвия, Эстония, Украина, Молдова)
проводят политику, направленную на ревизию истории ХХ века, героизацию нацизма. Набирает обороты фальсификация всей истории двадцатого века. Средства массовой информации пропагандируют современному молодому поколению идеалы, которые несут прибыль, деньги, развлечения, насилие, безнравственность. Политические и экономические преобразования в стране конца XX - начале XXI века резко снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейшего фактора формирования патриотизма [1].
Поэтому одним из приоритетных направлений в воспитательной работе Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова является патриотическая работа с использованием ресурсов интернет-пространства и современных информационных технологий. Особенно такие формы работы актуальны в период эпидемиологической ситуации.
Формы работы, которые используются в патриотической работе:
- молодежные и гражданско-патриотические проекты (презентации, туристические кейсы);
- благотворительные онлайн-марафоны;
- видеоролики;
- онлайн-спектакли;
- обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
- использование общественных ресурсов (приглашение участников боевых действий, ветеранов войны и труда, виртуальные экскурсии);
- интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог);
- компьютерное тестирование;
- дистанционные встречи, концерты, поздравления (онлайн -формат).
- обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию);
- разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «шкала мнений»);
- онлайн-тренинги.
На протяжении двух лет в год 75-й годовщины Великой Победы (2020г.) и в год 80-летия начала Великой Отечественной войны (2021г.) команда волонтерского комитета Студенческого Совета Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова работала над грантовыми гражданско-патриотическими проектами РЭУ «Рука помощи»» и «Героическая Смоленщина - связь поколений». Молодежные проекты направлены на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, сохранение исторической памяти и связи поколений.
В ходе проектов проведены экскурсии и составлены туристические кейсы, туристические маршруты, видеоролики, фотоматериалы Города
70
Воинской Славы Вязьма, Города Воинской Славы Ельня, Соловьевой переправы. Студенты посетили музей «Смоленск в годы Великой Отечественной войны», музей Неизвестного солдата, «Поисковое объединение «Долг» в городе Вязьма, краеведческие музеи, участвовали в уборке воинских захоронений, выступили перед детьми войны и пенсионерами с литературно-музыкальной композицией в ДК «Шарм», организовали онлайн-поздравления с праздничными датами жителей домов престарелых и инвалидов.
Запущен благотворительный марафон по сбору подарков в дома престарелых, пенсионерам, детям войны, инвалидам.
Особое внимание в проекте уделялось сохранению исторической памяти - создание электронной «Книги памяти». На подготовительном этапе реализации проекта для всех студентов филиала объявлен конкурс эссе «Я горжусь подвигом отцов, дедов, прадедов...». В электронную «Книгу памяти» вошли эссе, очерки не только ветеранов, но и детей войны, их родственников, знающих о войне по рассказам своих родственников или сохранившимся семейным реликвиям. Лейтмотивом рассуждений авторов стал вопрос о том, какую роль в их жизни оставила война, какие страдания легли на весь советский народ. Организаторы предполагали, что конкурс эссе будет направлен на пробуждение интереса у молодежи к истории своего Отечества через историю своей семьи, близких, знакомых и сохранит память о своих предках, героях, тружениках. Конкурс ставит задачу рассказать правду о войне, а также выразить уважение ветеранам, признательность всем тем, кто победил фашизм и восстановил разрушенную страну. «Книга памяти» - это скрепка наших национальных традиций и укрепление связи поколений. А конечный результат - укрепление сплоченности гражданского общества.
Логика идеи такова: если молодое поколение не интересует история, если оно ничего не знает о подвиге своих предков в годы войны, то как оно отличит правду ото лжи, добро от зла, предателя от героя, ведь стремление переписать историю усиливается.
Участие студентов в проекте - это не только возможность изучить историю и соприкоснуться с героическим прошлым России и Смоленщины, но и рассказать ровесникам и своим подопечным в домах-интернатах, используя новейшие информационные технологии. Радостно, что добровольцам удалось продолжать волонтёрские встречи в онлайн-формате с жителями домов-интернатов, ведь во время эпидемии запрещено посещение. Все презентационные ролики показаны подопечным в домах-интернатах для пожилых людей и инвалидов. В 2021 году внедрена новая форма работы со школьниками-абитуриентами - это презентация молодежного проекта.
В учебном заведении в 1983 году создан Музей Боевой славы 46-го Гвардейского Краснознамённого ордена Суворова III степени женского авиаполка «Ночные ведьмы». Авиаполк сформирован 8 октября 1941 года по приказу НКО как 588-й ночной легкобомбардировочный. Этот полк принимал участие в освобождении города Смоленска. Руководила формированием Марина Раскова. Также в Музее создан уголок Боевой Славы, посвященный
ветеранам Великой Отечественной войны и педагогического труда Давыдову Алексею Григорьевичу, Сергеевой Зинаиде Ивановне. В 2021-2022 году волонтерским комитетом Студенческого совета была создана электронная виртуальная экскурсия [3].
Память народа - это подвиг и история своей Родины. Героическая история объединяет всех жителей страны. Народ, который забывает прошлое, не имеет будущего, и подлинный патриотизм основан на глубоком осмыслении прошлого, ибо в историческом прошлом мы приобретаем опыт, необходимый для созидания будущего нашей страны.
Сегодня невозможно представить воспитательную работу без использования проекторов, цифровых фотоаппаратов, видеокамер, компьютерных средств обработки мультимедийной информации.
Любой урок или мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в электронную «копилку».
Таким образом, использование ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащихся в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха рождает добрые чувства, сопереживание, чувство патриотизма.
Очевидно, что воспитание патриотизма - трудная задача, в процессе решения которой важно показать большое через малое, раскрыть зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, пробудить в детской душе чувство сопричастности к великим вехам истории родной страны, чувство гордости за силу и величие Родины. Решать эту задачу помогают широчайшие возможности ИКТ, осваиваемые и используемые детьми осмысленно, в соответствии с важной для их духовного развития целью. Совершенствование развития творчества у детей с использованием информационных технологий - важная задача всего педагогического коллектива, над реализацией которой мы трудимся ежедневно.
Система патриотического воспитания должна тесно сотрудничать с общественными организациями, религиозными объединениями, клубами, деятельность которых направлена на содействие формированию личности гражданина и защитника Отечества. Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государств и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности [5].
Литература
1. Государственная программа «Патриотического воспитания граждан РФ на 2016-2020гг.» (Электронный ресурс) http://static.govemment.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
2. Загидуллина Л.М. Современные информационные технологии патриотического воспитания молодежи // Психология, социология и педагогика. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/05/6685 (дата обращения: 25.01.2022).
3. Мельников В.А., Можаева Р. А. Проблема сохранения исторической памяти о Великой
72
Отечественной войне как духовного феномена самоидентификации нации // Отечественные войны в социально-политической истории России: к 70-летию Великой победы. Сборник научных статей по материалам докладов и сообщений международной научно-практической конференции. «Российский экономический университет».
4. Национальная Доктрина образования РФ от 04.10.2000 года №751
5. Пустовойтов В.Н., Корнейков Е.Н. Информационные технологии как средство гражданско-патриотического воспитания современных школьников//Научное обозрение. Педагогические науки.-2021.-№2-С.37-41; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2367 (дата обращения: 26.04.2022).