t* s
о
н и S S л н и о
X V
S
<
УДК 94(47)
ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОЙ
ПОЛИТИКИ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX -НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ В ТРУДАХ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Тропов Игорь Анатольевич
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры теории права и гуманитарных дисциплин, д.и.н., доцент, e-mail: [email protected]
В статье проанализированы особенности исследования различных аспектов истории таможенной политики России в конце XIX - начале ХХ веков на современном этапе развития отечественной исторической науки. Выделены отличительные черты современной историографии указанной проблемы. На основе достижений и дискуссионных вопросов в изучении истории таможенной политики России дана характеристика перспектив научного исследования проблемы
HISTORY OF CUSTOMS POLICY OF RUSSIA DURING LATE XIX - EARLY XX CENTURIES IN THE WRITING OF MODERN SCHOLARS
Tropov Igor A.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of Department of Legal Theory and Humanitarian Disciplines, Doctor of History, Docent, e-mail: [email protected]
The article analyzes the features of the investigating of various aspects in the history of the Russian customs policy in the late XIX - early XX centuries at the present stage of development of national historical science.
Some features of modern historiography related to the notified problem are highlighted. Based on the achievements and controversial issues in the study of the history of the customs policy in Russia, the characteristic of the longer-term study is given
Ключевые слова: таможенная политика; ные исследования; историография
науч-
Keywords: customs historiography
policy; scientific research;
Для цитирования: Тропов И.А. История таможенной политики России второй половины XIX -начала XX веков в трудах современных исследователей // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 1 (69). С. 114-117.
Среди многочисленных исследований по истории России второй половины XIX - начала ХХ вв. видное место в трудах ученых занимают проблемы таможенной политики. Это связано, прежде всего, с той огромной ролью, которую во все времена играла таможенная политика для расширения и укрепления экономических, в том числе торговых, связей России с другими странами для создания максимально благоприятных условий развития отечественной экономики и для решения других, не менее актуальных, задач поступательного экономического развития страны. Рассмотрим основные концепции и трактовки современными учеными проблем, связанных с развитием таможенной политики России второй половины XIX -начала ХХ вв.
Целый ряд важнейших сторон таможенного дела и таможенной политики России, включая пореформенный период в истории страны, рассмотрел в своей монографии Ю.Г. Кисловский. Этим ученым предложена периодизация осуществления протекционистской таможенной политики в России в рассматриваемый период. Первый этап (1877-1891) Ю.Г. Кисловский охарактеризовал как «этап перехода к охранительным тарифам и придания таможенной политике значения политического курса», смысл которого состоял в противодействии экономической экспансии крупных иностранных держав в Россию. Второй этап (1892-1894) автор характеризует как период таможенной войны с Германией.
Третий (1894-1914) - рассматривается как «этап ослабления защитных таможенных мер, господство конвенционных тарифов и экспансия капиталов иностранных государств» [1, с. 200].
Данная периодизация нуждается, на наш взгляд, в одном уточнении. Так называемая таможенная война с Германией, сразу вызвавшая большой интерес современников [2, с. 125-129], стала вершиной охранительной таможенной политики в России в конце XIX в., и поэтому вряд ли целесообразно выделять 1892-1894 гг. в некий обособленный этап таможенной политики страны. Думается всё же, есть все основания рассматривать таможенную войну с Германией в качестве неотъемлемой составной части первого из отмеченных Ю.Г. Кисловским исторических периодов, как, например, предлагает А.И. Сорокин [3, с. 84]. Разумеется, любая периодизация условна, но вопрос об основных этапах развития таможенной политики России во второй половине XIX - начале ХХ вв. нуждается, на наш взгляд, в дальнейшей углубленной разработке.
Ю.Г. Кисловский провел последовательный анализ тех явлений и процессов, которые происходили в таможенной сфере в рассматриваемый исторический период. Характеризуя таможенную защиту отечественной экономики во второй половине XIX - начале ХХ вв., этот автор сформулировал основную тенденцию, которая заключалась в том, что повышение таможенных пошлин проходило весьма
высокими темпами, «подчас в противоположность интересам некоторых промышленных кругов» [1, с. 201]. Подобный подход Ю.Г. Кисловский объясняет стремлением государства «не только защитить национальную экономику, но и создать условия для ее ускоренного развития и обеспечения конкурентоспособности» [1, с. 204].
История таможенного дела и таможенной политики России на разных этапах развития раскрыты в обобщающем труде, подготовленном А.Ю. Соло-меиным. Автор дал емкую характеристику таможенным тарифам 1857, 1868 и 1891 гг., особое внимание уделив при этом «протекционистскому повороту» в таможенной политике, который А.Ю. Соломеин датирует 1877 г. Важным представляется высказанное автором положение о том, что таможенной политике в это время было придано значение политического курса [4, с. 95-102].
Одним из важных направлений в современной историографии является исследование таможенного законодательства Российской империи, его влияния на социально-экономическое развитие страны в указанный выше период и выявление роли предпринимателей в формировании таможенного законодательства. В частности, А.Н. Мошкин в одной из своих научных статей подробно рассмотрел таможенный тариф 1857 г. Исследователь отметил, что основные цели этого тарифа состояли в увеличении таможенного дохода и в обеспечении «благоприятных условий для ввоза в Россию из-за границы материалов и изделий, необходимых для развития в стране собственной промышленности и, главным образом, для удовлетворения потребностей железнодорожного строительства» [5, с. 11].
Несомненной заслугой автора стало обращение к вопросу о реакции на основные положения данного акта со стороны российских предпринимателей, неоднократно высказывавших свою озабоченность правительственной линией понижения таможенных тарифов. Не оправдал надежд государства и практический опыт применения тарифа 1857 г., не вызвавшего, вопреки имевшимся ожиданиям, «заметного роста таможенных доходов» [5, с. 12].
Оба отмеченных обстоятельства, как показал А.Н. Мошкин, привели к пересмотру таможенного законодательства, что нашло свое отражение в деятельности Министерства финансов и Временного департамента Государственного совета, подготовивших новый таможенный тариф, одобренный Государственным советом в июле 1868 г. Далее А.Н. Мошкин отметил общее «охранительное» направление данного таможенного тарифа, хотя и подчеркнул при этом, что данный таможенный тариф допускал привоз в Россию многих важных для промышленного развития страны материалов либо с уплатой невысокой пошлины (например, чугун), либо и вовсе беспошлинно (хлопок) [5, с. 13]. Раскрывая вопрос о значении таможенного тарифа 1868 г., автор отметил удвоение таможенного дохода страны за десятилетие, прошедшее после
принятия тарифа 1868 г., указал на большое значение данного акта для развития фабрично-заводской промышленности, но вместе с тем обратил внимание на наличие разных оценок современниками значения таможенного тарифа 1868 г. для развития отечественной промышленности [5, с. 13-14].
К истории таможенно-тарифной политики конца XIX - начала ХХ вв. и выявлению влияния торгово-промышленной буржуазии на развитие таможенного законодательства обратился целый ряд современных исследователей, в том числе, А.А. Бес-солицын, М.В. Кривощекова, С.П. Удовенко и другие. Эти авторы проанализировали деятельность биржевых комитетов, всероссийских и региональных отраслевых съездов предпринимателей, то есть предпринимательских объединений, охватывавших практически все отрасли промышленности, торговли и транспорта.
А.А. Бессолицын показал, что тарифный вопрос был одним из основных в деятельности целого ряда объединений предпринимателей Российской империи. Например, горнопромышленники Юга России на своих многочисленных съездах активно отстаивали идею ограничения ввоза в страну угля из-за рубежа, а съезды золотопромышленников выдвигали требование беспошлинного ввоза машин и оборудования и установления других льгот для данной отрасли [6, с. 170-171, 178].
М.В. Кривощекова и С.П. Удовенко, изучив различные формы предпринимательской активности и представительства интересов русской буржуазии, отметили, что во второй половине XIX - начале ХХ вв. происходили весьма бурные дискуссии о ставках пошлин импортного тарифа России. Авторы в своей работе подметили различие в отношении к данному вопросу со стороны ученых, журналистов и публицистов, с одной стороны, и предпринимателей - участников отраслевых съездов, - с другой. Если первые выясняли между собой преимущества и недостатки протекционистских тарифов и принципов свободной внешней торговли (фритредерства), то вторые были по большей части сосредоточены на обсуждении практических вопросов, то есть вопросов о понижении или повышении ставок ввозных таможенных пошлин на конкретные группы товаров [7, с. 103]. М.В. Кри-вощекова и С.П. Удовенко пришли к выводу о том, что при разработке таможенного тарифа 1891 г., принятого при широком участии общественно-деловых и научных кругов, были учтены особенности различных отраслей отечественной экономики и общие перспективы ее развития [7, с. 104]. С этим перекликается и сделанный А.И. Сорокиным вывод о том, что таможенный тариф 1891 г., наряду с некоторыми другими реформами, подготовил необходимые условия для промышленного рывка России [3, с. 92].
В современной историографии предпринимается попытка преодолеть известный схематизм подходов, свойственных советской исторической науке.
В частности, А.Ю. Петров сделал предметом своего изучения динамику и факторы изменения ввозных пошлин на различные виды промышленного оборудования во второй половине XIX - начале ХХ вв. Автор справедливо отметил, что таможенная политика России в указанный период строилась в соответствии с общими установками Министерства финансов и представляла собой отражение противоборства фритредерства и протекционизма, определяясь, в конечном счете, объективными потребностями экономического развития Российской империи.
А.Ю. Петров установил, что таможенная политика России эволюционировала от умеренно-протекционистского курса к усилению охранительных начал, не отрицавших, впрочем, принятия в отдельных случаях решений, приводивших к понижению таможенных тарифов, если это отвечало стратегическим интересам экономического развития страны. Период до начала 60-х гг. XIX в. этот автор называл «умеренно-протекционистским»: промышленные машины и оборудование ввозились в это время в Россию беспошлинно. Деятельность М.Х. Рейтерна на посту министра финансов (1862-1878 гг.) А.Ю. Петров оценивает несколько противоречиво. В одном случае он утверждает, что при Рейтерне началась новая, по сравнению с предшествующим временем, страница в истории таможенной политики [8, с. 477], а в другом - пишет, что олицетворением таможенной политики Рейтерна стал умеренно-протекционистский тариф 1868 г. [8, с. 435].
Более определенно А.Ю. Петров охарактеризовал таможенную политику Н.Х. Бунге, И.А. Вышне-градского и С.Ю. Витте. Эти министры, признавая важность импорта машин и оборудования в Россию, тем не менее «придерживались курса на повышение таможенных пошлин», в том числе для «оказания давления на торговых партнеров России с целью обеспечения выгодных условий для сбыта продуктов сельского хозяйства за рубежом» [8, с. 478].
Современные ученые активно разрабатывают исторические проблемы таможенной политики на различных направлениях России. В частности, в научной статье О.И. Вербового и И.С. Шлыкова рассмотрен комплекс мероприятий, предпринятых для укрепления морских границ государства и укрепления таможенной службы на приморских территориях в период до 1893 г. [9, с. 114-117].
Другие исследователи - В.Д. Дугаров и Н.Г. Казанцева - проанализировали особенности таможенной политики России в Забайкальской области в конце XIX - начале ХХ вв. и проследили сложный процесс трансформации таможенной политики в данном регионе «от совершенно непоследовательной, выстроенной исключительно на привилегиях... до вполне полноценной, учитывающей интересы государства в целом» [10, с. 133].
Наконец, следует отметить появление в современной историографии трудов, посвященных роли
конкретных личностей (как государственных, так и общественных деятелей) в функционировании таможенной системы страны во второй половине XIX -начале ХХ вв. Среди прочих следует выделить научную статью О.А. Зозули о взглядах экономистов Л.Б. Кафенгаза и Л.Н. Литошенко о таможенных пошлинах на сельскохозяйственные машины [11], а также работу А.Ю. Пиджакова и А.В. Татаренко «Д.И. Менделеев и таможенный тариф 1891 г.» [12].
Таким образом, на современном этапе развития российской исторической науки сохраняется устойчивый интерес исследователей к изучению истории таможенной службы и таможенной политики России второй половины XIX - начала ХХ вв. Для опубликованных в последние 10-15 лет трудов характерно внимание не только и даже не столько к общим проблемам истории таможенной политики России, сколько к широкому спектру проблем, связанных с изучением факторов эволюции таможенной политики в указанный период, в том числе на региональном уровне, с анализом роли представительных организаций предпринимателей и отдельных лиц в выработке принципов и правил таможенного дела, в формировании таможенной политики в целом. Думается, что именно с этими направлениями научного поиска связаны и основные перспективы исследования таможенной политики России второй половины XIX - начала ХХ вв.
Библиографический список:
1. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. 3-е изд. М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. 592 с.
2. Завьялов Д.А., Соломеин А.Ю. Освещение российской правительственной печатью русско-германской таможенной войны 1892-1894 года // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 2 (62). С. 125-129.
3. Сорокин А.И. Протекционизм и промышленное развитие России в XIX веке // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2009. № 4. С. 82-93.
4. Соломеин А.Ю. История таможенного дела и таможенной политики России. СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2007. 148 с.
5. Мошкин А.Н. Предприниматели и таможенная политика правительства России в 1850-1870-е гг. // Омский научный вестник. 2007. № 4 (58). С. 11-14.
6. Бессолицын А.А. Государство и отраслевые съезды предпринимателей в России в конце XIX - начале ХХ века // Экономическая история: ежегодник. 2016. Т. 2014-15. С. 152-210.
7. Кривощекова М.В., Удовенко С.П. Взаимодействие государства и предпринимательских организаций в торгово-промышленной политике России второй половины XIX - начала ХХ века // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова
филиала Российской таможенной академии. 2018. № 1 (65). С. 101-105.
8. Петров А.В. Государственное регулирование импорта промышленных машин в Россию, середина XIX в. - 1914 г. // Экономическая история: ежегодник. 2012. Т. 2011-2012. С. 431-484.
9. Вербовой О.И., Шлыков И.С. Организация таможенного надзора на приморских направлениях России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 4 (64). С. 114-117.
10. Дугаров В.Д., Казанцева Н.Г. Государственная таможенная политика и ее местная реализация
в приграничных регионах в конце XIX - начале ХХ в. // Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 48. С. 128-135.
11. Зозуля О.А. Таможенное обложение и его влияние на машиностроение и земледелие на рубеже XIX-ХХ веков (по ранним работам Л.Б. Кафенгауза и Л.Н. Ли-тошенко) // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2003. № 4. С. 151-156.
12. Пиджаков А.Ю., Татаренко А.В. Д.И. Менделеев и таможенный тариф 1891 года // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2008. № 3 (32). С. 17-20.