УДК 338.45
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
Кривощекова Марина Владимировна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, начальник отдела инновационных образовательных технологий, e-mail: [email protected]
Удовенко Сергей Петрович
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой экономики таможенного дела, д.э.н., доцент, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены узловые вопросы участия предпринимательских союзов России в формировании внешнеторговой политики второй половины XIX- начала XX века. Выявлены характерные особенности взаимодействия государства и отраслевых съездов предпринимателей в области экономического развития, а также противоречия интересов торгово-промышленного класса России в сфере тарифной политики
Ключевые слова: взаимодействие государства и предпринимательских союзов; торгово-промышленная политика; принципы протекционизма; таможенные пошлины; отраслевые съезды; противоречия интересов
INTERACTION OF THE STATE AND BUSINESS ORGANIZATIONS IN TRADE AND INDUSTRIAL POLICIES OF RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE 19TH - THE EARLY 20TH CENTURIES
Krivoshchekova Marina V.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of innovative educational technologies, e-mail: [email protected]
Udovenko Sergey P.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of Economics and Customs, Doctor of Economics, Docent, e-mail: [email protected]
The article considers the key issues of the participation of Russian employers' associations in the formation of foreign trade policy in the second half of the 19th -the early 20th centuries. Some special features of interaction of the State and industrial congresses of entrepreneurs in the field of economic development are identified, as well as conflicts of the interests of the Russian commercial and industrial class in the sphere of tariff policy
Keywords: interaction of the State and employers' associations; trade and industrial policies; principles of protectionism; customs duties; industrial congresses; conflict of interests
Для цитирования: Кривощекова М.В., Удовенко С.П. Взаимодействие государства и предпринимательских организаций в торгово-промышленной политике России второй половины XIX - начала XX века // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 1 (65). С. 101-105.
Многие аспекты взаимодействия государства и бизнеса в решении актуальных вопросов экономического развития России получили глубокое научное обоснование. Следует отметить, что в прошедшие годы были созданы нормативно-правовые основы для функционирования и такого важного института, как бизнес-объединения. В настоящее время в стране функционируют десятки бизнес-объединений, в том числе межотраслевых, отраслевых, региональных и других. Наиболее известны среди них Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей», Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», а также Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Представители этих бизнес-объединений в качестве экспертов участвуют в работе комиссий, советов, рабочих групп,
созданных при федеральных органах исполнительной власти, а также в Консультативных комитетах и рабочих группах при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Однако проведенный авторами анализ показал, что многие аспекты деятельности этих комиссий, рабочих групп, консультативных комитетов не освещены в открытых источниках [1, с. 138-139]. Например, отсутствует информация о составах ряда рабочих (экспертных) групп по основным направлениям внешнеторговой политики; о предложениях бизнес-объединений и, соответственно, о рекомендациях управленческим органам, подготавливаемых в рабочих (экспертных) группах; о статистических данных и информационных материалах, на основе которых формируются предложения и рекомендации; о характере обсуждений и дискуссий рабочих (экспертных) группах и др. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть опыт участия предпринимательских союзов в формировании
>
S
4
н
О
п
H
сг
5
S
п
H О
ъ S
я
экономической политики и ее внешнеторговой составляющей на примере дореволюционной России.
Следует отметить, что активные попытки разработать правовые основы участия предпринимательских организаций в обсуждении вопросов экономического развития России начались лишь во второй половине XIX в. Одним из важных результатов этой работы стало создание в 1872 г. Совета торговли и мануфактур, в состав которого входили ученые, технологи, специалисты в области торговли и промышленности, представители купечества. Однако, ввиду того, что в указанном Совете далеко не все его члены имели адекватное представление о реальной деловой практике, что затрудняло Совету профессионально грамотно оценивать предложения представителей купечества и промышленности, его функционирование не активизировало деятельность предпринимательского сообщества [2, с. 74-75].
Позднее в целях создания и развития соответствующей базы представительства интересов торгово-промышленного класса принята Программа развития промышленности и торговли, утвержденная 30 октября 1893 г. В данной Программе значительное внимание было уделено вопросу об организации представительства интересов предпринимательского сообщества в правительственных учреждениях.
Министр финансов С.Ю. Витте, инициатор рассматриваемой программы, планировал передать ряд ключевых вопросов в отношении развития промышленности и торговли на усмотрение коллегиальных чиновно-предпринимательских органов, предоставив им право инициативы в постановке этих вопросов. Вместе с тем в Программе не были определены ни норма представительства сторон (предпринимателей и представителей ведомств), ни порядок выделения представителей из числа промышленников и купцов (избрание или назначение), ни конкретная компетенция совещательных учреждений.
В целом разработанные и проведенные С.Ю. Витте экономические реформы в конце XIX - начале XX в. носили системный характер и решали главную задачу - создание национальной промышленности России. При этом наиболее активными в отстаивании своих интересов, наряду с другими представительными организациями (биржевыми комитетами, союзами работодателей), были отраслевые съезды предпринимателей.
Инициировав созыв представительных организаций торгово-промышленного класса, правительство постепенно устраняло институциональные дефициты и, в первую очередь, в нормативно-правовом обеспечении их деятельности. В то же время определение институциональных рамок взаимодействия государства и бизнеса не отменяло доминирования государства в отношении предпринимательских организаций. Его политика носила покровительственный характер, что порождало
соответствующие формы взаимодействия, проявлявшегося со стороны предпринимательского сообществе в основном в виде ходатайств [2, с. 88-89].
В начале XX в. наиболее распространенной формой представительства интересов промышленников также являлись отраслевые съезды, которые охватывали практически все ключевые отрасли экономики. К началу Первой мировой войны в стране функционировало, по некоторым оценкам, примерно 40 всероссийских и региональных отраслевых съездов предпринимателей. Созывались отраслевые съезды для выполнения трех основных функций:
- организационной, т.е. установления связей между представителями конкретной отрасли экономики и соответствующим министерством;
- институциональной, т.е. закрепления функций представительства соответствующей категории класса промышленников;
- информационной, т.е. информирования правительства о принятых решениях и соответствующих приоритетах экономического развития [3, с. 34].
Какие вопросы обсуждали на отраслевых съездах? Например, на горнопромышленных съездах России центральным был вопрос о тарифах, который непосредственно касался рынков сбыта для промышленников, без которых не могло развиваться производство. Напротив, для углепромышленников южной России важнейшим был вопрос о дорожных тарифах. Помимо этого, они активно боролись за ограничение ввоза в страну иностранного угля. На съездах бакинских нефтепромышленников обсуждались, в частности, следующие вопросы: о размере вывозной таможенной пошлины на сырую нефть, нефтяные остатки и дистилляты, необходимые для обеспечения переработки сырой нефти в России; о необходимости возвращения пошлины на иностранную жесть, употребляемую при производстве тары для вывоза за границу нефтяных продуктов [4, с. 27, 29, 32].
На одном из общих рыбопромышленных съездов рассматривался вопрос о введении пошлин на рыбные товары, ввозимые из заграницы. По мнению участников съезда, увеличение ввоза рыбных товаров из заграницы (норвежской сельди) привело к росту цен на отечественную рыбу (прежде всего, на астраханскую сельдь) и отразилось на потребителях. Съезд принял решение о подготовке ходатайства о запрещении беспошлинного ввоза иностранной сельди. На одном из электротехнических съездов, проходившем в начале XX в., говорилось о проблеме влияния действующего таможенного тарифа в отношении импортных электротехнических изделий на развитие электротехнической промышленности в России [4, с. 42, 48].
Невысокую результативность учета предложений различных групп торгово-промышленного класса объясняет механизм взаимодействия государства и отраслевых съездов предпринимателей, который в конце XIX в. и в начале XX в. носил так называемый ходатайствующий характер.
«Ходатайство», в экономическом значении этого термина, - это официальная просьба или представление, адресованное государственным органом или общественной организацией в вышестоящие инстанции. В данном случае речь идет о представлениях, направляемых исполнительными органами отраслевых съездов в адрес правительства, а также профильных министерств или департаментов с просьбой оказать содействие в решении той или иной проблемы. Такой характер взаимоотношений был установлен правительством и практически не менялся на протяжении всей истории существования отраслевых организаций. При этом соблюдался определенный иерархический порядок: ходатайство продвигалось по инстанциям снизу вверх, что требовало достаточно продолжительного времени, исчислявшегося, как правило, от нескольких месяцев до года. А если принять во внимание, что количество обращений от отраслевых съездов постоянно возрастало, сроки их рассмотрения и принятия окончательных решений также затягивались. Вместе с тем далеко не все ходатайства и докладные записки учитывались правительством [4, с. 65-66].
Одним из центральных вопросов, обсуждавшихся на отраслевых съездах, был вопрос о ставках пошлин импортного тарифа России. Во второй половине XIX и начале XX в. проходили бурные, временами ожесточенные дискуссии по данному вопросу. При этом если в научной литературе и печатных органах того времени дебатировали друг с другом представители покровительственной тарифной политики и защитники начал свободной внешней торговли [5], то на отраслевых съездах речь шла о практических вопросах, то есть о повышении (или снижении) ставок ввозных таможенных пошлин на конкретные товары, об устранении беспошлинного ввоза тех или иных товаров и других.
Эти, во многом поучительные, дискуссии нас интересуют и с точки зрения того, как интересы отдельных групп торгово-промышленного класса увязывались с общими интересами экономического развития России, в какой степени учитывались предложения отраслевых съездов в правительственных учреждениях, и в плане влияния принимаемых решений в области таможенного тарифа на экономическое развитие страны. Интересы отдельных отраслей (производств) при обсуждении вопроса о ставках таможенных пошлин во многих случаях не совпадали, а нередко были и диаметрально противоположными. Так, например, проходивший в 1883 г. VIII съезд горнопромышленников юга России принял постановление ходатайствовать о введении таможенной пошлины на импортируемый каменный уголь, усматривая в этом одно из сильных средств для развития Донецкой каменноугольной промышленности. Однако группа московских фабрикантов обратилась в Министерство финансов с протестом против просьбы южных горнопромышленников о тарифном обложении иностранного
угля, идущего вглубь России, высказывая опасение, что донецкие углепромышленники воспользуются пошлиной на иностранный уголь с целью повышения цен на свою продукцию, а это, в свою очередь, вызовет падение промышленности в Центральной России [6, с. 224-225].
Как справедливо отмечал Н.Н. Шапошников, в вопросах таможенно-тарифной политики промышленный класс выступал далеко не как одно целое, здесь была скорее резкая противоположность интересов между отдельными группами, что проявлялось, например, в противоположности интересов отраслей промышленности, выпускающих готовые изделия, и отраслей промышленности, производящих сырье и полуфабрикаты [7, с. 23].
Сопоставим принципы теории тарифного протекционизма, которыми руководствовались при разработке импортных таможенных тарифов 1868 г. и 1991 г., и результаты их применения на практике. В связи с этим рассмотрим далее важные для понимания темы нашего исследования положения известного исследователя таможенной политики России М.Н. Соболева [8, с. 817-820].
Согласно первому принципу протекционизм -временная мера. Он искусственно поощряет внутреннюю промышленность до тех пор, пока последняя не становится достаточно сильной для борьбы с иностранной конкуренцией, а после -теряет свой смысл. По мере развития внутренней промышленности таможенные пошлины должны понижаться до тех пор, пока, наконец, пошлины не становятся излишними и не подлежат полной отмене. В этом случае наступает свобода торговли.
Второй принцип протекционизма заключается в том, что покровительство должно оказываться только отраслям промышленности, имеющим достаточно шансов на развитие. Это означает, что сплошного тарифного покровительства не должно быть, иначе исчезает основной способ воздействия протекционизма на промышленность - привлечение капиталов и предприимчивости к данной отрасли тем, что она становится в особо выгодные условия по сравнению с другими отраслями производства.
В соответствии с третьим принципом протекционизм не ставит своей целью возведение такой высокой тарифной стены, которая была бы недоступна для ввоза иностранных товаров; в этом случае он превратился бы в запретительную систему. Его задача - только уравнять отсталые и пока еще неразвившиеся условия внутренней промышленности с условиями иностранной. С этой целью он налагает на ввозимые иностранные товары пошлины в таком размере, чтобы уравнять издержки внутреннего и заграничного производства.
Четвертый принцип гласит: в целях большего содействия развитию внутренней промышленности должны быть приняты все меры к облегчению и ускорению этого развития, а не только меры тарифного регулирования; необходимо содействовать
удешевлению сырья, машин и орудий для данной отрасли промышленности, облегчать формальности по созданию новых предприятий, облегчать и удешевлять кредит и т.д.
На практике, как отмечал М.Н. Соболев, вышеуказанные принципы в достаточной степени не были реализованы [8, с. 820-827].
Во-первых, Общество содействия русской промышленности и торговле, например, ходатайствуя в 1886 г. о повышении ставок пошлин на ввозимые изделия из глины, подчеркивало временный характер пошлины, однако и спустя 24 года временная пошлина на гончарные изделия не только не была отменена, но даже была повышена. Показателен и еще один пример. Некоторые представители Экспертной комиссии при подготовке материалов к тарифу 1868 г. настаивали на пятирублевой пошлине на ввозимую льняную, пеньковую и джутовую пряжу, утверждая, что благодаря ей производство тонких номеров пряжи через 10-15 лет не будет нуждаться ни в какой охране. Однако после этого проходит более 30 лет и к началу XX в. не только не происходит снятия этой пошлины, напротив, ее размер повышается до 9 р. Примерно то же самое происходило с прочими ввозимыми товарами -углем, содой и другими.
Во-вторых, по поводу избирательности тарифного протекционизма следует отметить, что при разработке тарифа 1891 г. обычно исходили из необходимости дать охрану каждой отрасли внутреннего производства в размере около 30-40 % от стоимости иностранных товаров. Таким образом, все отрасли оказывались поощряемыми в одинаковой мере и ни одна в особенности.
В-третьих, по поводу уравнения издержек внутреннего и заграничного производства посредством увеличения размера ставок ввозных пошлин важно учитывать тот факт, что в 80-е годы XX в. появились термины «избыток покровительства», «поощрение промышленности», то есть процент тарифного обложения, превышающий норму уравнения издержек иностранного и отечественного производства. Такой системой иностранная конкуренция сводилась почти к нулю, а внутренний рынок почти всецело отдавался во власть отечественных промышленников. Например, в 1887 г. министр финансов заявлял об избытке тарифного покровительства прядильной промышленности, что однако не помешало поднять ставку пошлины на бумажную суровую пряжу с 3 р. 60 коп. в 1886 г. до 4 р. 20 коп. в 1891 г. и 7 р. 20 коп. в 1900 г., а на крашеную и беленую - с 4 р. 70 коп. до 5 р. 40 коп. и 9 р. соответственно.
В-четвертых, указывалось на необходимость всяческого удешевления издержек производства: русская тарифная политика с 80-х годов XIX в. встала на путь усиленного тарифного обложения не только готовых изделий и жизненных припасов, но и всяких сырьевых материалов и полуфабрикатов, а также орудий производства.
В результате проведенного научного исследования М.Н. Соболев пришел к у выводу о том, что из трех целей таможенной политики России в XIX в. (фискальной, протекционистской, обеспечения благоприятного торгового баланса) полностью была осуществлена только одна - фискальная. При этом следует отметить, что к концу XIX в. таможенные пошлины становятся одним из основных источников налогового обложения (27-29 % к общей сумме доходов от прямых и косвенных налогов), падая на широкие массы населения [8, с. 849, 843].
Таким образом, из проведенного нами исследования о месте и роли предпринимательских организаций в торгово-промышленной политике России во второй половине XIX - начале XX в. можно сделать следующие выводы:
1. Наиболее распространенной формой предпринимательской активности и представительства интересов, помимо биржевых комитетов, объединявших в основном торговую часть предпринимательского сообщества, стали всероссийские и региональные отраслевые съезды, которые охватывали практически все значимые отрасли экономики. К основным направлениям деятельности съездов можно отнести такие, как анализ состояния промышленности и торговли, процесс подготовки документов для правительственных органов и экспертиза соответствующих законопроектов; обсуждение актуальных вопросов экономической жизни страны; участие в работе различного рода комиссий и совещаний по экономическим вопросам. Эти съезды играли важную роль в экономическом развитии российского государства.
2. Во второй половине XIX в. были заложены основы институционального оформления представительства интересов торгово-промышленного класса в правительственных учреждениях. Вместе с тем во взаимодействии предпринимательских организаций с государством в лице его правительственных учреждений бизнес-объединения играли подчиненную роль, подавая в основном ходатайства, прошения, а доминировало государство.
3. В 80-90-е годы XIX в. в России разработаны принципы, подходы, процедуры к составлению таможенных тарифов, успешно реализованные в таможенном тарифе 1891 г. [9, с. 109-117]. Анализ процесса его подготовки и обсуждения позволил выделить следующие характерные черты:
- увязка проектируемого таможенного тарифа с фактическим состоянием отраслей российской экономики и перспективами ее развития, с реальной ситуацией в области внешней торговли страны;
- реализация принципа последовательного формирования таможенного тарифа, когда на первом этапе разрабатывается и обсуждается концепция тарифа, и на следующих этапах определяются и обсуждаются, с широким участием представителей деловых и научных кругов, его конкретные параметры;
- всесторонняя и тщательная подготовка обширных статистических, аналитических и иных материалов;
- открытость обсуждения проекта тарифа практически на всех этапах и доступность обсуждаемых материалов.
Библиографический список:
1. Кривощекова М.В., Удовенко С.П. Взаимодействие бизнес-объединений с органами государственной власти в области внешнеторговой политики: содержание, формы, проблемы // Таможенные чтения -2017. Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. В 2-х тт. Том II / под общ. ред. проф. С.Н. Га-мидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2017. С. 133-139.
2. Бессолицын А.А. Институциональные дефициты, или место предпринимательских организаций в торгово-промышленной политике Правительства России на рубеже XIX-XX веков // Экономическая политика. 2015. Т. 10, № 5. С. 71-90.
3. Бессолицын А.А. Государство и отраслевые съезды предпринимателей: проблемы взаимодействия в годы Первой мировой войны // Экономическая политика. 2014. № 4. С. 33-41.
4. Бессолицын А.А. Государство и отраслевые съезды предпринимателей в России в конце XIX-начале XX в.: проблемы и механизмы взаимодействия. М.: РАНХиГС при Президенте РФ, 2016. 75 с.
5. Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней / под ред. Ю.Д. Филипова; пер. с нем. А.В. Брауде. СПб., 1909. 362 с.
6. Куприянова Л.В. Таможенно-промышленный протекционизм и российские предприниматели (40-80-е годы XIX века). М.: Институт российской истории РАН, 1994. 309 с.
7. Шапошников Н.Н. Таможенная политика России до и после революции. М., Ленинград, 1924. 74 с.
8. Соболев М.Н. Таможенная политика России во второй половине XIX века. Томск, 1911. 850 с.
9. Менделеев Д.И. Толковый тариф или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 г. СПб., 1892. 730 с.