Научная статья на тему 'Роль предпринимательских организаций в развитии рыбопромышленности нижнего Поволжья (конец XIX - начало XX вв. )'

Роль предпринимательских организаций в развитии рыбопромышленности нижнего Поволжья (конец XIX - начало XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВUSINESS ORGANIZATIONS / ОТРАСЛЕВЫЕ СЪЕЗДЫ / РЫБОПРОМЫШЛЕННИКИ / БИРЖЕВЫЕ КОМИТЕТЫ / ТАМОЖЕННОЕ ОБЛОЖЕНИЕ / CUSTOMS TAXATION / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТАРИФ / BRANCH CONGRESSES / CONGRESSES OF FISHING INDUSTRY / CUSTOMS TARIFF / RAILWAY TARIFF

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шлевкова Т.В.

Необходимость восстановления позиций, утраченных отечественной промышленностью за последние десятилетия, обусловливает интерес к изучению богатого опыта индустриального развития России в конце XIX-начале XX столетия. Важную роль в создании необходимых условий для промышленного рывка в указанный период сыграли различные предпринимательские организации, которые давали правительству представление не только о состоянии отдельных отраслей, но и о чаяниях торгово-промышленной буржуазии в целом. В статье рассматривается роль отраслевых съездов каспийско-волжских рыбопромышленников и Астраханского биржевого комитета в решении таких вопросов, стоявших перед рыбопромышленностью в конце XIX начале XX столетия, как таможенное обложение импорта, железнодорожные тарифы на перевозку рыбы и экологическое законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of the Role of Enterprise Organizations in Development of the Fishery Industry of the Lower Volga Region (end 19 - Beginning of 20 vv.)

The need to restore the positions lost by the domestic industry over the past decade leads to the interest in studying the rich experience of industrial development of Russia in the late 19th-early 20th century. An important role in the creation of all necessary conditions for the industrial breakthrough in this period played various business organizations, including industry conferences and exchange committees, which gave the government a representation not only of individual sectors of the Russian economy, but also the aspirations of the commercial and industrial bourgeoisie as a whole. The article discusses the role of the industry conventions of the Caspian-Volga fishery and Astrakhan exchange Committee, in addressing the critical issues facing rybopromyshlennaja in the late 19th early 20th century, as the customs taxation of imported fish product, railway tariffs for transportation of fish and environmental legislation.

Текст научной работы на тему «Роль предпринимательских организаций в развитии рыбопромышленности нижнего Поволжья (конец XIX - начало XX вв. )»

ЭКО. - 2017. - № 12 ШЛЕВКОВА Т.В.

Роль предпринимательских организаций в развитии рыбопромышленности Нижнего Поволжья

(конец XIX - начало XX вв.)

Т.В. ШЛЕВКОВА, кандидат экономических наук,

Волгоградский государственный университет. E-mail: brieftat@mail.ru

Необходимость восстановления позиций, утраченных отечественной промышленностью за последние десятилетия, обусловливает интерес к изучению богатого опыта индустриального развития России в конце XIX-начале XX столетия. Важную роль в создании необходимых условий для промышленного рывка в указанный период сыграли различные предпринимательские организации, которые давали правительству представление не только о состоянии отдельных отраслей, но и о чаяниях торгово-промышленной буржуазии в целом. В статье рассматривается роль отраслевых съездов каспийско-волжских рыбопромышленников и Астраханского биржевого комитета в решении таких вопросов, стоявших перед рыбопромышленностью в конце XIX - начале XX столетия, как таможенное обложение импорта, железнодорожные тарифы на перевозку рыбы и экологическое законодательство.

Ключевые слова: предпринимательские организации, отраслевые съезды, рыбопромышленники, биржевые комитеты, таможенное обложение, железнодорожный тариф

Съезды рыбопромышленников

Изучение истории взаимоотношений бизнеса и власти, особенно с точки зрения их влияния на развитие отдельных отраслей промышленности, безусловно, актуально в современных условиях.

Власти дореволюционной России, перед которой стояла задача догнать передовые западные страны, прекрасно понимали важность диалога с предпринимательским сообществом. В 1893 г министр финансов Сергей Юльевич Витте предложил программу социально-экономического развития страны, где большое внимание уделялось в том числе развитию предпринимательских организаций.

К началу ХХ столетия защиту интересов промышленников и торговцев в стране осуществляли около 150 самых

разнообразных организаций [1. С. 108]. Это были купеческие управы, комитеты торговли и мануфактур, биржевые общества и биржевые комитеты, отраслевые съезды промышленников и др.

Рассмотрим роль предпринимательских организаций в развитии рыбопромышленности, являвшейся важнейшей сферой хозяйственной деятельности в Поволжье.

Вопросами развития рыбной отрасли вплоть до конца XIX столетия занималось Императорское российское общество рыбоводства и рыболовства. Однако его деятельность скорее была просветительской (устройство выставок и т.п.), нежели направленной на решение отраслевых проблем. Это подталкивало предпринимателей к поиску новых форм взаимодействия с властью и лоббирования своих интересов. Ими стали отраслевые съезды каспийско-волжских рыбопромышленников.

Первый из них состоялся 16 декабря 1902 г в Астрахани. Несмотря на то, что каких-либо конкретных предложений на съезде выработано не было, он способствовал заметному росту активности рыбопромышленников [2. С. 213].

В феврале 1904 г. рыбопромышленники в Царицыне (ныне г. Волгоград)1 созвали профессиональный съезд [3], чтобы обсудить проблемы волжских рыболовов в связи с принятием 1 января 1903 г. новых правил, касающихся каспийско-волжских рыбных и тюленьих промыслов. Эти правила накладывали ряд значительных ограничений на лов рыбы. Например, в части лимитирования размеров ячеи сетей для сельди, чтобы предотвратить попадание мальков, ограничения сроков для лова рыбы в различных районах Волго-Каспийского бассейна, запрета на использование взрывчатых и ядовитых веществ [3. С. 92-95].

На II Астраханском съезде рыбопромышленников (сентябрь 1904 г.) делегаты указали на тот факт, что ограничение сроков для лова рыбы уменьшает размер улова, а это влечет за собой рост импорта рыбных товаров, прежде всего норвежской сельди, ввозимой беспошлинно, следовательно, необходима таможенная охрана отрасли. Было принято решение о подготовке соответствующего ходатайства к Правительству [4].

1 Съезд в Царицыне был первый и последний. Министерство земледелия и государственных имуществ, которое курировало отрасль, предпочло оказывать

поддержку астраханским съездам, собиравшим гораздо больше делегатов.

Таможенное обложение рыбы

Следует заметить, что вопрос о необходимости таможенной охраны рыбопромышленности был поднят неслучайно. Дело в том, что обложение сельди, существенно преобладавшей в ввозе рыбных товаров, на протяжении всей второй половины XIX века (в разные годы от 67 до 78% от общего объема импорта рыбы в ценовом выражении) носило преимущественно фискальный характер.

Несмотря на постоянное увеличение ввозных пошлин (с 20 коп. за пуд копченой сельди и 10 коп. за пуд соленой в 1868 г до 27 коп. золотом за пуд в 1887 г) [5. С. 10, 6. С. 21], импорт сельди лишь увеличивался. С 1861 г. по 1885 г. в натуральном выражении он вырос в 1,6 раза, в стоимостном - в 2,3. Объяснение этому - достаточно низкий уровень таможенного обложения (как по тарифу 1868 г., так и по тарифу 1882 г. составлял всего около 10% от стоимости товара) [7. С. 322, 442].

Впрочем, даже повышение уровня обложения сельди в 1891 г. до 30% от стоимости товара [8. С. 3] не остановило рост импорта. Ввоз рыбы и рыбных товаров, в том числе сельди, в 1896-1900 гг. достиг 14,2 млн руб., в 1901-1905 гг. - 18,7 млн руб., в 1905 г. -20,4 млн руб. [9]. Основными причинами роста импорта были постоянный избыток предложения сельди на зарубежных рынках и низкие цены на нее за границей.

Интересно при этом, что норвежская сельдь, составлявшая в отдельные годы до 50% всего объема импорта, ввозилась через порты Архангельской губернии сначала по льготному тарифу (по 4 коп. с пуда), а с 1 июня 1882 г. - беспошлинно [6. С. 21]. Дело в том, что Мурманский промысел не в состоянии был полностью обеспечить местное население сельдью, «составляющей для Архангельской губернии потребность не менее насущную, чем самый хлеб...» [10].

Напомним, что во второй половине XIX века таможенное обложение импорта носило фискальный характер. Так, например, в 1892 г. таможенные поступления от иностранной сельди дали казне 1794 тыс. руб. Для сравнения: обложение табачных изделий (табак, сигары) в этом же году принесло государству 886 тыс. руб., апельсинов, лимонов - 983 тыс., каменного угля - 1049 тыс. руб., спиртных напитков - 3417 тыс. руб. [7. С. 792]. В последующие годы доходы от импорта рыбы занимали третье место после чая

и хлопка среди облагаемых таможенными пошлинами продуктов широкого потребления: в период с 1903 г. по 1906 г. они составляли от 7 до 11 млн руб. ежегодно [11. С. 118-119].

В записке министра финансов 1883 г. указывалось, что «Уме -ренное возвышение пошлины, умножая доходы казны, не остановит, а лишь несколько задержит дальнейшее развитие ввоза по этой статье (импорта сельди). Последний результат желателен в виду конкуренции, какую иностранная сельдь оказывает нашей волжской» [7. С. 442, 472, 473].

Критика таможенных пошлин ИВЭО

Вопрос о необходимости таможенной охраны отрасли неоднократно поднимался различными объединениями рыбопромышленников. В ходе подготовки очередного пересмотра таможенных тарифов 1891 г. вновь был поднят вопрос о необходимости повысить таможенное обложение иностранной сельди до 50 коп. за пуд. Однако эта позиция вызвала резкую критику со стороны Императорского вольного экономического общества (ИВЭО): «Притязания нескольких астраханских рыбопромышленников на пошлину, значительно превышающую стоимость товара, не имеют иной цели, как удорожать этот товар руками Правительства и создать себе новую наживу»,- подчеркивалось в его Ходатайстве [12. С. 111-112].

ИВЭО указывало, что ни один из аргументов в пользу таможенной защиты отечественного сельдяного промысла не являлся обоснованным. Во-первых, в распоряжении волжских рыбопромышленников были удобные и вполне дешевые пути сообщения, в том числе железнодорожные.

Во-вторых, запасы сельди в Каспийском море не могли удовлетворить потребность внутреннего рынка. По мнению ИВЭО, таможенная пошлина, «доведенная в угоду астраханским рыбопромышленникам до 50 коп... разом сократит ввоз... и обездолит все население северных, прибалтийских и ближайших к границе западных губерний, для которых соленая селедка составляет главный после хлеба пищевой продукт».

В-третьих, астраханская сельдь, как указывало ИВЭО, имела «под рукой» огромный рынок сбыта, охватывающий все Поволжье и Заволжье, бассейны Дона, Камы, Оки, Вятки, а также часть Сибири с населением около 50 млн человек. Для

иностранной же сельди была установлена высокая провозная плата на железных дорогах, что сдерживало ее проникновение во внутренние губернии.

В-четвертых, повышение таможенного обложения сельди неизбежно привело бы к росту цен на нее, что сделало бы этот продукт недоступным, прежде всего, для бедного сельского населения.

Наконец, в-пятых, импортные сельди не могли быть конкурентом для волжской из-за сегментирования рынка покупателей. Менее качественную астраханскую сельдь покупали беднейшие слои населения, а иностранную - более зажиточные покупатели [12. С. 112-113].

Очевидно, российским правительством были приняты во внимание аргументы обеих сторон. Новый тариф, принятый в 1903 г. и вступивший в силу с 1906 г., повысил обложение соленых и копченых сельдей до 40,5 коп. с пуда2, и эти изменения не сократили ввоза иностранной сельди, но и не препятствовали развитию отечественной отрасли. Так, только за два года (с 1911 г. по 1913 г.) улов рыбы в Волго-Каспийском бассейне увеличился почти вдвое - с 15,2 млн до 28,2 млн пудов [2. С. 210].

Вопросы железнодорожных тарифов и экологии

Активную деятельность по лоббированию интересов рыбопромышленной отрасли развил Астраханский биржевой комитет.

Биржевые общества и биржевые комитеты к началу ХХ века стали самой многочисленной группой предпринимательских организаций. Круг вопросов, которые они решали, был достаточно широк и разнообразен по тематике. Астраханский биржевой комитет уделял внимание, прежде всего, решению проблем так или иначе связанных с развитием рыбопромышленности и судоходства.

Так, в 1885 г. комитет обратился к Тарифной комиссии железных дорог 1-й группы (Грязе-Царицынская, Орловско-Грязская и др.) с ходатайством о понижении тарифов на перевозку сельди, а также ряда других рыбных товаров низших сортов, особенно на дорогах, идущих на Юг и Юго-Запад России.

Ходатайство, однако, было отклонено, так как, по мнению комиссии, тарифные ставки на провоз рыбных товаров низ-

2 Рыба, ввозимая из Норвегии через порты Архангельской губернии, по-прежнему поступала беспошлинно.

ших сортов из Царицына по дорогам 1-й группы и без того были льготными, значительно ниже местного тарифа: от 1/43 до 1/50 коп. с пуда и версты (в зависимости от расстояния) для рыбных товаров низших сортов, от 1/60 до 1/67 коп. - для сельди [13. С. 17,18]. По местному же тарифу Грязе-Царицынской дороги 1869 г. плата за перевозку составляла 1/24 коп. с одного пуда и версты. По специальному тарифу 1881 г. она была понижена, но тем не менее оставалась достаточно высокой: 1/21-1/30 коп. с пуда и версты (при попудных перевозках в зависимости от расстояния), при повагонных - от 1/20 до 1/33 коп. [14. С. 32].

Несмотря на это, отправка сельдей из Царицына в СевероЗападный и Привислянский края почти не осуществлялась. Представители большинства дорог 1-й группы указывали, что « стеснение сбыта русских сельдей и рыбы происходит главным образом потому, что в такой громадный район, как Северо-Западный и Привислянский край, ввозится иностранная сельдь вследствие незначительного обложения пошлиною». Кстати, по мнению Тарифной комиссии, «было бы желательным ходатайствовать пред Правительством о возвышении существующей таможенной пошлины на иностранную сельдь по крайней мере до 50 коп. с пуда» [13. С. 18-19]. Как уже упоминалось, такое ходатайство было отклонено.

Важное место в деятельности съездов каспийско-волжских рыбопромышленников в начале ХХ в. занимало рассмотрение экологических вопросов. Дело в том, что способы лова астраханской сельди нередко были хищническими. Отлов рыбы зачастую производился мелкоячейными сетями и неводами, в которых оставались не только рыбы-подростки, но и мальки. При обильных уловах мелкая рыба попросту выбрасывалась, а нередко на выброс шла и достаточно крупная рыба, пригодная для посола, с тем только, чтобы во время сильного хода сельди и воблы не допустить их попадания в руки соседнего промысла-конкурента [15. С. 239]. Делегаты VI съезда рыбопромышленников (1911 г.) высказались за необходимость пересмотра законодательства об астраханском рыболовстве, что должно было позволить решить экологические проблемы отрасли [2. С. 216, 217].

Таким образом, в процессе своей деятельности съезды каспийско-волжских рыбопромышленников и Астраханский биржевой комитет обсудили много вопросов, имевших большое

значение для развития отрасли. И хотя их деятельность имела «ходатайствующий» характер и не могла оказывать непосредственного влияния на решения правительства, они стали важным каналом проявления социально-экономической активности профессионального сообщества.

А что сегодня?

Спустя более ста лет со времени деятельности предпринимательских организаций дореволюционной России волновавшие их вопросы не потеряли своего актуального звучания.

Так, вступление России в 2012 г. во Всемирную торговую организацию предполагало постепенное ослабление таможенной защиты рыбопромышленной отрасли: таможенные пошлины на свежую сельдь предположительно должны были снизиться за три года с 10 до 5%, на замороженную сельдь - с 10 до 3%. В том же году Ассоциация добытчиков минтая, объединяющая 45 рыбопромышленных предприятий Дальнего Востока, обратилась к заместителю председателя Правительства России с просьбой сохранить размер пошлины на действующем уровне.

По мнению президента Ассоциации Германа Зверева, понижение пошлин могло нанести значительный ущерб дальневосточным рыбакам. Прежде всего, это было связано с ожидаемым ценовым перекосом в пользу импортной сельди. В этих условиях даже ожидаемое в 2012 г. повышение квоты на вылов тихоокеанской сельди привело бы лишь к увеличению издержек дальневосточных рыбаков, но отнюдь не способствовало бы развитию рыбного промысла, указывал глава Ассоциации [16].

Учитывая информацию, приведенную Ассоциацией, Подкомиссия по таможенно-тарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле решила сохранить ввозимую пошлину на сельди на прежнем уровне.

В 2014 г. ситуация на отечественном рыбном рынке коренным образом изменилась: прямой импорт норвежского лосося, форели и сельди был запрещен властями России. В 2016 г. президентским указом эмбарго на поставки отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, поддержавших антироссийские санкции, продлевается еще на полтора года. Этот запрет распространяется также и на норвежские сельди.

Станет ли это шансом для развития отечественной рыбопромышленности? Время покажет.

Литература

1. Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия в 1904-1914 гг.- Л.: Изд. Наука, 1987.- 272 с.

2. Бессолицын А. А. Становление предпринимательских организаций в Поволжье (конец XIX - начало ХХ века).- Волгоград: Изд-во Волгоградского института экономики, социологии и права: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2004.- 276 с.

3. Труды первого рыбопромышленного съезда в г. Царицыне, бывшего в феврале 1904 г.- Саратов: Паровая Типо-литография А. Винклер, 1905.- 178 с.

4. Торгово-промышленная газета.- 1904.- № 229, 234.- Спб.

5. Общий таможенный тариф по Европейской торговле для таможень Российской империи и Царства Польского, высочайше утвержденный 5 июля 1868 г.- Спб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1868.- 160 с.

6. Материалы для истории и статистики внешней торговли России. Вып. 1.- Спб.: Типография В. Киршбаума, 1898.- 100 с.

7. Соболев М. Н. Таможенная политика России во второй половине 19 века. Томск: Типо-Литография Сибирского товарищества печатного дела, 1911.- 850 с.

8. Об общем пересмотре таможенного тарифа // Работы по пересмотру таможенного тарифа.- Спб.: Типография В. Киршбаума, 1891.- 337 с.

9. Энциклопедческий словарь Брокгауза и Ефрона (URL: https:// ги^^оигсе.огд^^/ЭСБЕ/Россия/Дополнение/Внешняя_торговля).

10. Данилевский Н.Я. О мерах по обеспечению народного продовольствия на крайнем севере России. 1869 //Сборник политических и экономических статей Н. Я. Данилевского (издание Н. Страхова).- СПб.: Типография брат. Пантелеевых, 1890.- С. 501-673.

11. Балахонова Е. В. Экономические воззрения П. П. Мигулина [Эл. ресурс]: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01.-М.: РГБ, 2003.- 238 с.

12. Ходатайства Императорского вольного экономического общества об изменениях в русском таможенном тарифе.- Спб.: Типография В. Демакова, 1890.- 271 с.

13. Протоколы заседаний тарифной комиссии представителей железных дорог 1-й группы.- Рига: Типография В. Ф. Геккера, 1885.- 49 с.

14. Рассчитано по: Алфавитный список товарам с распределением их по разрядам тарифа (Общество Грязе-Царицынской железной дороги).- Спб.: Типография канцелярии Санкт-Петербургского Обер-Полицмейстера, 1881.- 44 с.

15. Россия. Полное географическое описание нашего отечества / под ред. П. П. Семенова. Т. 6.- Спб.: Издание А. Ф. Девриена, 1901.- 599 с.

16. Россия сохранит пошлины для импортной сельди. URL: https: // www.intmc.ru/media-news.php?news=588

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.