Научная статья на тему 'История развития и становления явления контрабанды в дореволюционной России'

История развития и становления явления контрабанды в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2385
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / LEGAL RESPONSIBILITY / ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / CUSTOMS OFFENSES / ТАМОЖЕННАЯ СИСТЕМА / CUSTOMS SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лобыч Татьяна Юрьевна

В статье рассматривается история становления системы таможенных правонарушений. Изучение истории развития ответственности за совершение таможенных правонарушений позволяет лучше понять сущностные характеристики этого комплексного юридического института и составить о нем объективное представление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF FORMATION AND EFFECTS OF SMUGGLING IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

In article takes up the history of the formation of customs offences. Studying the history of the liability for customs offense lets understand better the essential characteristics of this complex legal institution and make an authentic view about it

Текст научной работы на тему «История развития и становления явления контрабанды в дореволюционной России»

УДК 339.194

О ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЯВЛЕНИЯ

^ КОНТРАБАНДЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

_ Лобыч Т.Ю.

В статье рассматривается история становления системы таможенных правонарушений. Изучение истории развития ответственности за совершение та-pi моженных правонарушений позволяет лучше понять сущностные характеристично ки этого комплексного юридического института и составить о нем объективное ¡5 представление

Г

У In article takes up the history of the formation of customs offences. Studying the history t^ of the liability for customs offense lets understand better the essential characteristics of this complex legal institution and make an authentic view about it

Ключевые слова: юридическая ответственность; таможенные правонарушения; таможенная система

Keywords: legal responsibility; customs offenses; the customs system

Контрабанда относится к явлениям, о которых обществу известно со времен глубокой древности. Под контрабандой (от итал. contrabando -против правительственного указа) принято понимать способ незаконного перемещения через границу товаров, транспортных средств и иных ценностей1.

Появление контрабанды связано с развитием государств и зарождением международной торговли. Истоки зарождения контрабанды, вероятно, следует искать в периоде политической раздробленности Русских земель, юридической предпосылкой которой считается съезд князей в городе Любе-че в 1097 году с его знаменитым решением «...каждый да держит вотчину свою», а его формальным началом - изгнание новгородцами князя Всеволода Мстиславовича в 1136 году2.

После распада Киевской Руси в период феодальной раздробленности на границах между княжествами стали возникать таможенные заставы как прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу. В период распада Киевской Руси, по мнению А.С. Хлудневой, начинают проявляться первичные признаки такой составной части административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как правовой режим таможенной границы3.

1 Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. С. 895.

2 Логинова А.С. Борьба с контрабандой в дореволюционной России: причины, ход, результаты // История

государства и права. 2014. № 16. С. 47.

3 Хлуднева А.С. История зарождения, становления таможенных органов в период VII -История государства и права. 2011. № 3. С. 2-8.

начала XX века //

Первыми контрабандистами на Руси можно считать иностранных купцов. Контрабанда всегда была международным явлением. Например, в конце XVII века активно действовал контрабандный канал по доставке шерсти из Англии во Францию. Больше 60 % поставляемого товара носило статус контрабанды4.

В научной литературе ранее предпринимались попытки установления причин возникновения контрабанды. Вместе с тем исторические источники XI-XV веков, содержащие информацию о контрабанде, не сохранились. И.М. Кулишер видит причины возникновения контрабанды в несовершенстве таможенного управления, подкупности чиновников и неопределенности ста-вок5. Ю.Г. Кисловский считает, что таможенный тариф и контрабанда взаимосвязаны на протяжении веков и особенно ярко в современных условиях6. С названными выше авторами следует согласиться, так как именно установление границ, высокие ставки таможенных пошлин и сборов спровоцировали появление такого правового явления, как контрабанда.

Как отмечает Н.А. Беляева, «государство в целях защиты возникающего внутреннего рынка ограничило ввоз в страну иностранных товаров путем взыскания с них в государственную казну высоких таможенных пошлин. Этот шаг закономерно спровоцировал рост незаконного ввоза в страну иностранных товаров»7. С развитием контрабанды усилилось стремление правительства отойти от норм обычного права и законодательно регламентировать данное явление.

В XVI-XVII веках деятельность контрабандистов стала набирать обороты, вследствие чего развивалась внешняя торговля. В середине XVI-XVII веков иностранные купцы получили льготные торговые грамоты, посредством которых осуществлялся выход на внешний рынок.

В 1649 году принято Соборное Уложение. В нем предусматривались преступления против порядка управления, в частности, корчемство, то есть незаконное производство, контрабандный ввоз и продажа спиртных напитков и других товаров, составляющих государственную монополию8.

Значимым нормативным актом XVII века был Новоторговый устав 1667 года. Данный устав отменил льготы на торговлю, увеличил ставки таможенных пошлин в четыре раза и ввел запретительные тарифы на вино, сахар и другие товары9, что спровоцировало рост контрабанды.

4 Кисловский Ю.Г Контрабанда: история и современность. М., 1996. С. 27.

5 Кулишер И.М. Очерки по истории таможенной политики. СПб., 1903. С. 19.

6 Кисловский Ю.Г Указ. соч. С. 31.

7 Беляева Н.А. и др. Дальневосточная контрабанда как историческое явление (Борьба с контрабандой на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - первой трети XX века). Владивосток: РИО ВФРТА, 2010. С. 13.

8 Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой. М., 1981. С. 7.

9 Новоторговый устав, принят 22 апреля 1667 года // ПСЗРИ. Т. I. № 408.

Ю.Г. Кисловский отмечает, что в России, в отличие от западных стран, таможенное дело развивалось самобытным путем. По сравнению с Западом тарифные ставки в России были гораздо ниже, что говорило о фритредерской направленности таможенной политики и о том, что контрабанда в XVII веке не представляла угрозы для экономики государства10. Впоследствии оборот контрабанды возрос.

В начале XVII века с принятием в 1724 году протекционистского тарифа значительно увеличились ставки таможенных пошлин с одновременным закрытием таможенных границ. В 1723 году Петр I издал Указ, согласно которому вдоль польской границы были учреждены заставы, через которые следовало провозить товары. Содержание Указа сводилось к борьбе с контрабандой, но, как показала практика тех лет, одного законодательного подкрепления борьбы с контрабандой было недостаточно. В определенной степени развитию незаконного ввоза вдоль застав способствовали и таможенные чиновники.

Петр I уделял немало внимания мерам по борьбе с незаконным ввозом и вывозом товаров путем принятия соответствующих законодательных актов, создания специальных служб по недопущению, пресечению преступлений данной категории. Например, с целью препятствования контрабанде на польской границе царь-реформатор выставил форпостные команды, которые дислоцировались на заставах. Предпринимались меры и по предотвращению контрабанды с моря, выделялись специальные суда. По Указу Петра I появились фискалы. На них возлагалась обязанность контролировать, чтобы через границу не проникали «подозрительные люди» и чтобы в государство не ввозились «заповедные товары». Данные действия были направлены на защиту отечественного производителя. За незаконный ввоз либо вывоз товаров взималась пошлина в двойном размере. Если у их владельца не было средств на оплату, то его судно подлежало конфискации в целях предупреждения дальнейших попыток незаконного ввоза товаров.

Подобным образом великий русский царь впервые ввел и меры поощрения для лиц, обнаруживших и пресекших незаконный ввоз либо вывоз товаров. По Морскому регламенту 1724 года11 за выявление контрабандных товаров таможенным служащим полагалась одна четвертая часть конфискованного товара12. Данная мера привела к сокращению объемов контрабандного ввоза и вывоза из страны товаров.

В 1731 году был издан более умеренный и лояльный таможенный тариф, что привело к сокращению объемов контрабанды. Данный тариф четко определял правила таможенного оформления и порядок проведения таможенного контроля, что также способствовало пресечению незаконного ввоза

10 Кисловский Ю.Г Указ. соч. С. 33-35.

11 Морской торговый регламент и устав, принят 31 января 1724 года // ПСЗРИ. Т. VII. № 4451.

12 Морской торговый регламент и устав, принят 31 января 1724 года // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. VIII. № 9330.

товаров. В 1753 году в ходе реформы графа Шувалова были ликвидированы внутренние таможни, а таможенный сбор, составляющий 13 % таможенных доходов, был переложен на пограничные таможенные учреждения13. Вслед за этим проявилась зависимость: увеличение таможенных сборов в очередной раз сказалось на активизации контрабанды.

По Тарифу 1757 года пошлины возросли в разы, и поток контрабандных товаров увеличился. В связи с ликвидацией внутренних таможен и отменой откупной системы борьбе с контрабандой стало уделяться более пристальное внимание, акцентированное именно на таможенном досмотре лиц, пересекающих таможенную границу, независимо от чина, а не на штрафных санкциях за незаконный провоз товаров14.

Предпосылкой развития контрабанды являлась и слаборазвитая промышленность при высоких тарифных ставках.

Таким образом, злоупотребления на границе в указанный период приобрели массовый характер. Для их пресечения проводились различные мероприятия, наиболее действенным из которых явилось понижение таможенных пошлин. Но этого механизма оказалось недостаточно для устранения контрабанды ввиду того, что многие товары в России не производились.

В период царствования Екатерины II таможенная служба претерпевала кардинальные изменения. Однажды Екатерина II поинтересовалась, сколько доходов бюджет страны теряет от контрабанды. Отчет был предоставлен ей Коммерц-коллегией15. Оказалось, только задержанной контрабанды хватило бы, чтобы покрыть внешний долг, например, перед Генуей.

На уровне правосознания российского общества соответствующего периода имущественные преступления, к числу которых относится и контрабанда, не вызывали серьезного осуждения среди населения. «Снисходительность» к этим преступлениям требовалась и от монарха. Как свидетельствуют исследователи российской ментальности, одной из черт «идеального» монарха считалось милосердное отношение к преступникам.

Высочайшим Указом Екатерины II для охраны границ России в экономическом отношении в 1782 году была создана таможенная пограничная стража. Екатерина II велела Сенату подготовить закон, регламентирующий создание специальной таможенной стражи. Главная цель последней заключалась в закрытии границ и пресечении провоза контрабанды. Императорский Указ от 10 октября 1782 года, объявленный во всенародное известие, гласил: «В Именном ея Императорского Величества Указе, данном Сенату в 27 день минувшего сентября за подписанием собственные ея Величества руки, написано: Употребленная до сего времени средства к уменьшению потаенного провоза товаров через границы НАШИ, и к удобнейшему открытию таковых

13 Кисловский Ю.Г. Указ. соч. С. 36.

14 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. XV. № 11489.

15 Кисловский Ю.Г Указ. соч. С. 36.

покушения не были к тому достаточны; большая же часть оных обращалась единственно в напрасный казне убыток, и в тягость людей на стражу престарелых из гарнизонов, с коих силами подобное проездов пограничных охранение нимало согласовать не может. По многом разыскивании всего того, что может способствовать лучшим образом прекращению таковых злоупотреблений, Мы предпочли учредить по границе Нашей особую таможенную цепь и стражу, на следующих основаниях»16.

Итогом подписания Указа стало создание пограничной таможенной стражи, которая состояла из таможенных объездчиков и пограничных таможенных надзирателей. Екатерина II положила начало созданию охраны границы на основе контроля. Действия императрицы в области борьбы с контрабандой дали значительные результаты, так как именно жесткого таможенного контроля не хватало в тот исторический период борьбы с незаконным ввозом либо вывозом товаров. Но одного законодательного принуждения, по нашему мнению, недостаточно для борьбы с таким экономическим преступлением, как контрабанда.

С XVII по XVIII век произошло формирование правовых и организационных основ сыскной работы таможни, создана государственная система мер по борьбе с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, предусматривающей наличие «особой таможенной цепи и стражи», институтов «местных фискалов и осведомителей». Названная система мер продолжала совершенствоваться в XIX-XX веках17.

В начале XIX века контрабанда превратилась в серьезное бедствие для России. К ее росту привело введение жесткой протекционистской политики, в частности, таможенного тарифа 1822 года, строительство железных дорог и развитие внешней торговли на юге и востоке страны18.

Борьба с контрабандой приобрела государственное значение. Важным фактором успешного противодействия этому явлению стало развитие законодательства, направленного на борьбу с незаконным провозом товаров, реализованное в уголовных нормах, таможенных уставах и других документах. Государство ужесточило меры наказания за незаконный ввоз либо вывоз товаров - от мер административного воздействия до привлечения к уголовной ответственности контрабандистов.

Интересной представляется позиция А.В. Татаренко, полагающего, что развитие капитализма в России к середине XIX века потребовало проведения новой кодификации таможенного законодательства, в котором значительное

16 Логинова А.С. Борьба с контрабандой в дореволюционной России: причины, ход, результаты // История государства и права. 2014. № 16. С. 45.

17 Козловский А.Ю. Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Таможенное дело. 2010. № 3. С. 5-8.

18 Савосина Н.Г. К вопросу о формировании системы таможенного законодательства в истории России // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 8. С. 46-47.

место отводилось вопросам борьбы с неуплатой таможенных платежей и контрабандой. Систематизированное законодательство об уголовной ответственности в отношении контрабанды в России появилось в Таможенном уставе 1819 года, откуда оно затем было перенесено в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. Особенностью данного периода является то, что понятия «контрабанда» и «уклонение от уплаты таможенных платежей» не разделялись19. Уголовное и таможенное законодательство того времени применяло понятие «дефраудация», объединяющее в себе обманное, мошенническое уклонение от уплаты таможенных платежей и контрабанду20.

В 1822 году принято решение об упразднении таможенной стражи и создании пограничной таможенной стражи из полковых воинских чинов. В 1827 году создана новая таможенная пограничная стража на твердых воинских началах, с военной организацией по типу регулярной армии, что являлось положительным моментом в организации борьбы с контрабандой, так как таможенные объездчики и таможенные надзиратели нередко были замешаны в незаконном провозе товаров21.

В XIX веке Россия по-прежнему отставала в промышленном развитии, несмотря на отмену крепостного права в 1861 году и индустриализацию в конце столетия. До введения в 1877 году «золотых пошлин» рынок России был переполнен иностранными товарами, вследствие чего контрабандистская деятельность уменьшилась в размерах. После принятия протекционистской таможенной политики и повышения пошлин уровень контрабанды в очередной раз возрос. В частности, грандиозные масштабы преступлений данной категории отмечены в отчете о Московской мануфактурной выставке председателя ассоциаций торговых палат Великобритании Ллойда (март 1866 года) на примере ввоза сигар. В 1861 году весь привоз сигар в Россию составил 3360 пудов, тогда как в Петербурге два торговца продавали их больше этого количества22.

Совершенствовались и методы провоза товаров незаконным способом. Распространенным был факт подкупа доносчиков из числа служащих в пограничном надзоре, которые путем обмана наводили стражников на ложный путь. В перинах, подушках прятали и провозили изделия из кружева, бархата и тюля. Ряд ухищрений применялся в целях уклонения от уплаты таможенных платежей. Например, товары, на которые была установлена более высокая пошлина, выдавались за товары с более низким таможенным обложением или вовсе позиционировались как товары, ввозимые без уплаты таможенных пошлин23.

19 Савосина Н.Г., Макаров А.В. Правовые меры противодействия контрабанде в таможенном законодательстве: историко-правовой опыт // Криминологический журнал БГУЭП. 2014. № 1. С. 115-116.

20 Татаренко А.В. Правовое регулирование таможенной деятельности в России XIX века // История государства и права. 2008. № 4. С. 22.

21 Кисловский Ю.Г. Указ. соч. С. 36.

22 Соболев М.Н. Таможенная политика России во второй половине XIX в. Томск, 1911. С. 172.

23 Кисловский Ю.Г. Указ. соч. С. 69.

XIX век положил начало широкому развитию внешнеторговой деятельности на море, и, как следствие, возникла необходимость охраны границ от незаконного провоза товаров на море.

1 июля 1868 года Государственный Совет России принял Постановление, которое закрепило положение морской пограничной полосы. В названном Постановлении определялись понятие морской таможенной полосы, порядок досмотра как российских, так и иностранных судов24. В целом в конце XIX века завершилось формирование основополагающих начал охраны государственной границы, в том числе и на морских направлениях. Самым важным моментом стало четкое разграничение компетенции на морских направлениях между пограничными и таможенными органами, что положительным образом сказалось в дальнейшем на защите экономических интересов нашего государства25.

Отличительной особенностью периода 1891-1895 годов являлось то, что списки контрабандистов издавались типографским способом, которые регулярно обновлялись и направлялись во все таможенные округа. «Список тайнопровозителей по Европейской границе» издавался Департаментом таможенных сборов в Санкт-Петербурге. В указанный период на реализацию мер по борьбе с контрабандой выделялись значительные ассигнования. Например, только на агентурную работу в 1879 году выделено 8 тыс. рублей.

Борьба с контрабандой не ограничивалась усилением пограничной стражи и ужесточением законодательства. Разрабатывались инновационные меры. В частности, И.Н. Чиляев в 1859 году организовал изучение географических условий Персидско-Турецкой границы и берега Черного и Каспийского морей с целью наиболее оптимального размещения пограничной стражи26. Таможенный устав, принятый в 1892 году, не внес никаких изменений. В устав перенесли все ранее принятые постановления о борьбе с контрабандой.

В период 1909-1913 годов происходили государственные репрессии и промышленный переворот, что в значительной мере способствовало росту контрабандного ввоза товаров. Л.Н. Марков в своей книге писал, что «общее количество контрабандных операций в год в денежном выражении составляло около 120 тыс. рублей, но задерживалась лишь десятая доля контрабандных товаров, то есть в среднем в год около 10 тыс. рублей»27.

Вновь принятый Таможенный устав 1910 года не ввел ничего принципиально нового, а лишь конкретизировал и ужесточил порядок борьбы

24 Там же. С. 69.

25 Шпак А.Н. Создание и совершенствование системы защиты и охраны государственной границы в Российской империи: 1721 - 1893 годы: Дис. ... к.ю.н. М., 2006. С. 107.

26 Кисловский Ю.Г. Указ. соч. С. 78.

27 Марков Л.Н. Очерки таможенной службы. Иркутск, 1987. С. 63.

с контрабандой28. В 1907 году принято Положение о контрабанде29. Это говорит о том, что законодатель был обеспокоен проблемой эффективности работы правоохранительных органов в данном направлении.

В целом борьба с контрабандой в дореволюционной России преследовала в основном фискальные цели. Таможенные уставы 1819, 1857, 1892, 1906 и 1910 годов30 предусматривали в качестве наказания за контрабанду конфискацию незаконно провозимых товаров с одновременным взысканием с тех, кто их провозил, пошлины в увеличенном размере. Вместе с тем беспошлинные и не запрещенные к ввозу товары возвращались владельцам без каких-либо последствий.

Таким образом, борьба с контрабандой - это исключительно важная и сложная работа должностных лиц таможенных органов. Ущерб, наносимый государству контрабандой, в анализируемый период был достаточно велик.

Проанализировав исторические данные и архивные материалы, следует сделать вывод о том, что контрабанда имеет глубокие исторические корни, связанные с образованием таможенных границ, фискальной политикой и высокими ставками таможенных пошлин. История борьбы с контрабандой неразрывно связана с развитием таможенного дела, экономикой страны, внутренней и внешней торговлей.

Библиографический список:

1. Балковая В.Г. История российского таможенного законодательства: учеб. пособие. Владивосток, 2009. 116 с.

2. Беляева Н.А. и др. Дальневосточная контрабанда как историческое явление (Борьба с контрабандой на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - первой трети XX века) / Н.А. Беляева, Л.А. Лаврик, С.Н. Ляпустин [и др.]. Владивосток: РИО ВФРТА, 2010. 296 с.

3. Бойко А.И., Родина Л.Ю. Контрабанда: история, социально-экономическое содержание и ответственность. СПб., 2001. 299 с.

4. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. С. 895.

5. Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996. 430 с.

6. Козловский А.Ю. Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Таможенное дело. 2010. № 3. С. 5-8.

7. Кулишер И.М. Очерки по истории таможенной политики. СПб., 1903. С. 19.

8. Логинова А.С. Борьба с контрабандой в дореволюционной России: причины, ход, результаты // История государства и права. 2014. № 16. С. 43-48.

9. Логинова А.С. Правовое регулирование таможенных отношений в России (1917-1991 годы): Дис. ... к.ю.н. М., 2012. 148 с.

10. Марков Л.Н. Очерки таможенной службы. Иркутск, 1987. С. 63.

28 Логинова А.С. Правовое регулирование таможенных отношений в России (1917-1991 годы): Дис. ... к.ю.н. М., 2012. С. 19.

29 Бойко А.И., Родина Л.Ю. Контрабанда: история, социально-экономическое содержание и ответственность. СПб., 2001. С. 34.

30 Балковая В.Г. История российского таможенного законодательства: учеб. пособие. Владивосток, 2009. С. 25-27.

11. Морской торговый регламент и устав, принят 31 января 1724 года // ПСЗРИ. Т. VII. № 4451.

12. Морской торговый регламент и устав, принят 31 января 1724 года // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. VIII. № 9330.

13. Новоторговый устав, принят 22 апреля 1667 года // ПСЗРИ. Т. I. № 408.

14. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. XV. № 11489.

15. Савосина Н.Г. К вопросу о формировании системы таможенного законодательства в истории России // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 8. С. 46-49.

16. Савосина Н.Г., Макаров А.В. Правовые меры противодействия контрабанде в таможенном законодательстве: историко-правовой опыт // Криминологический журнал БГУЭП. 2014. № 1. С. 110-117.

17. Соболев М.Н. Таможенная политика России во второй половине XIX в. Томск, 1911. 886 с.

18. Татаренко А.В. Правовое регулирование таможенной деятельности в России XIX века // История государства и права. 2008. № 4. С. 22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой. М., 1981. С. 7.

20. Хлуднева А.С. История зарождения, становления таможенных органов в период VII-начала XX века // История государства и права. 2011. № 3. С. 2-8.

21. Шпак А.Н. Создание и совершенствование системы защиты и охраны государственной границы в Российской империи: 1721-1893 годы: Дис. ... к.ю.н. М., 2006. 186 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.