УДК 339.543
формирование институтов таможенного права роССИИ: историко-правовой аспект
Димитров Николай Николаевич
Российская таможенная академия, доцент кафедры теории и истории государства и права, к.и.н., доцент, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основные периоды формирования институтов таможенного права в России до 1917 г. Проанализированы таможенные формальности (обязательные требования) в едином Древнерусском государстве, а также в отдельных русских землях XII-XV вв. Автором выявлены особенности таможенного регулирования в Московском государстве, в Российской империи и исторические закономерности правового регулирования таможенных отношений
Ключевые слова: мытные обрядности; таможенное регулирование; уставные грамоты; Соборное уложение; уставы таможенные; Таможенный кодекс; нормы и институты таможенного права; пошлина; тариф; контрабанда; откупные таможни
CREATION OF INSTITUTIONS OF CUSTOMS LAW IN RUSSIA: HISTORICAL AND LEGAL DIMENSION
Dimitrov Nikolay N.
Russian Customs Academy, Associate Professor of Department of Theory and History of State and Law, Ph D, Docent, e-mail: [email protected]
The article considers the main periods of creation of some basic institutions of customs law in Russia until 1917. Customs formalities (mandatory requirements) in The Old Russian State and private lands in XII-XV centuries are analyzed. The peculiarities of customs regulation in the Moscow State, the Russian Empire, the USSR are identified by the author as well as historical patterns of legal regulation of customs relations
Keywords: Mytniye rituals; customs regulations; charters; Conciliar the Code; customs statutes; Customs Code; norms and institutions of customs law; duty; tariff; trafficking
Для цитирования: Димитров Н.Н. Формирование институтов таможенного права России: историко-правовой аспект // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 3 (67). С. 111-115.
Проблема определения таможенного права как самостоятельной отрасли остается актуальной до настоящего времени. У отечественных юристов пока нет единой позиции по данному вопросу, и одной из причин является недостаточный уровень понимания и усвоения исторических корней этого процесса. С позиций исторического экскурса автор и рассматривает заявленную тему.
Становление институтов таможенного права в России происходило поэтапно, в течение нескольких периодов.
Первый период следует отнести к 1Х-Х1У вв. -это период появления и становления таможенных об-рядностей в Русском государстве и удельных русских землях. С возникновением Русского государства получила развитие торговля с другими государствами, а также между отдельными восточнославянскими княжествами. Регулировался этот процесс на основе обычного права, сложившихся ранее традиционных обрядностей и международных правил внешнеторговых отношений, сложившихся к тому времени.
Академик Б.А. Рыбаков утверждал, что уже в IV в. в окрестностях Киева активно развивалась торговля, существовали «мытные сборы» [1, с. 96]. А.П. Новосельцев и В.Т. Пашуто отмечали наличие в V-VI вв. торговых связей восточных славян с Северным Причерноморьем, Прибалтикой и Приазовьем, другими европейскими странами, где уже сложились таможенные обрядности. Так, мытный
устав австрийского города Раффельштеттена, составленный в 903-906 гг., регламентировал сбор пошлины с киевских товаров [2, с. 85].
К.И. Лодыженский относил сбор мыта за провоз товаров, пользование местами, отведенными для торга, соблюдение порядка к древним обычаям славян [3, с. 585-589]. Обычаи, господствовавшие на Руси, получили название «Закон Русский». Упоминание об этом документе имеется в текстах договоров Руси с Византией 907 и 911 гг. [4, с. 81-85; 10-14].
Нормы, регулирующие мытные формальности, были закреплены в своде законов XI вв. «Русская Правда». Наряду с другими документами туда вошли нормы «Закона Русского», то есть обычного права [5, с. 30]. В данном акте содержались нормативные статьи, регулирующие финансовые и торговые вопросы на рынке, участие в торгах мытников. В древнейшей редакции «Русской Правды» упоминается об обязанности купцов, провозящих товары водным или сухим путем, «уплатить мыто князю на специальных заставах» [4, с. 174-185].
С принятием и утверждением на Руси христианства греческим священникам поручался надзор за торговыми весами и мерами, на основании которых осуществлялись таможенные обрядности [6, с. 11].
После распада Руси на уделы в XIII в. нормы мыт-но-торговых отношений содержались в княжеских уставных грамотах, договорах с другими государствами. Самым ранним из известных документов
>
И
Ч н
о
п
H er
И
И
п
H о
ъ И
я
о сборе мыта в Новгороде являются: «Рукописание князя Всеволода» (первая половина XII в.), «Устав о мостах князя Ярослава (1260-е гг.), «Устав Великого князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах торговых» (вторая половина XIII в.) [7].
Уставная грамота смоленского князя Ростислава 1150 г., договоры князя Мстислава Давыдови-ча между Смоленском и Ригой, Готландским берегом (1229 г.) и другими городами. Согласно договору немцам разрешалась свободная торговля товарами в Смоленске, а русским - на Готланде. В договоре содержались нормы, регулирующие беспрепятственный транзитный проезд немецких купцов через территорию Смоленского княжества, и русских купцов по территории Готланда. Но единого нормативного акта, регулирующего правоотношения в таможенной сфере, не было [5, с. 31].
В некоторых договорных грамотах устанавливались мытные льготы для новгородских купцов в землях, откуда приглашался князь. Так, по договорной грамоте Новгорода с Ярославом Ярослави-чем 1265 г. следовало, что с новгородских купцов в Суздальской земле брали две вещи с воза, ладьи или короба хмеля.
В этих грамотах определялись также мытные обрядности. Князю не разрешалось открывать свои мытницы, закрывать иноземные торговые дворы. Новгородская торговля была защищена от княжеского произвола.
В XIII в. золотоордынскими ханами вводится денежный сбор - тамга (с тюркского - означает знак собственности, клеймо или печать), который брался при продаже с приложением печати (тамги) князя или баскака. Со временем название тамга перешло на все сборы, получившие наименование таможенных, и на место их сбора, таможню [8, с. 51].
К этому периоду относится и зарождение первых мытных застав, что было связано с развитием ремесла и торговли. Заставы и мыты - это средства, с помощью которых пополнялась казна и решались задачи экономического развития.
Документальное упоминание о мытной службе в Брянске относится к 1136 г. В Уставной грамоте князя Ростислава Смоленского упоминается о древних поселениях Пацыне и Оболве на границе Смоленской и Чернигово-Северских земель, где производились мытные сборы. Следует отметить, что Псковская мытница была основана ранее Х в. Документальным свидетельством этому является «Псковская судная грамота» [5, с. 34].
Таким образом, основными историческими источниками о торгово-мытных отношениях на Руси являются летописи, былины, труды иностранных авторов. Правовые нормы, регулирующие торго-во-мытные отношения, были установлены в обычном праве, в межгосударственных договорах Руси, русских земель, в княжеских уставных и договорных грамотах, своде обычаев «Русская Правда». Основными институтами регулирования внешнеторговых отношений становятся: мыто (налог
на привозные товары); мытные заставы; мытари; мытные льготы; тамга и таможня, транзитный проезд; уставные грамоты, договоры и другое.
Второй период становления таможенного права относится к ХУ-ХУП вв. - здесь уже можно рассматривать институты таможенного дела и таможенного права, их правовое регулирование в период становления и укрепления Московского централизованного государства.
В конце ХУ в., избавившись от золотоордын-ского владычества, Москва становится территориальным и политическим центром единого Русского государства. Московский великий князь Иван III подчинил себе удельных князей и стал государем русской народности.
Таможенное дело в этот период осуществлялось бессистемно, строилось, в основном, на исторически сложившихся традициях и местных обычаях и находилось в введении удельных князей. Общих законодательно установленных норм не было, все попытки московских правителей упорядочить таможенные правила редко достигали цели.
Единым правовым актом Московского государства в 1497 г. стал Судебник Ивана III [9]. В нем нет прямого установления таможенных правил, но ст. 46 косвенно определяла особый порядок купли-продажи лошадей как основной тягловой силы в экономике страны того времени. Требования к законности владения продаваемой вещью на «чужой земле», то есть иностранцами, определяла ст. 47. В Судебнике 1550 г. [9] уже конкретно устанавливались таможенные сборы за клеймение лошадей, поскольку коневодство в условиях феодальной экономики стало важнейшей отраслью народного хозяйства.
Основные документы в этой сфере носили региональный или индивидуальный характер. Они носили названия грамот, указов с приговорами Боярской думы, а затем Земского Собора. В них уже устанавливались такие правовые институты, как таможни на откуп, таможенный сбор, таможенный доход, таможенные льготы и преимущества и другие.
Так, право беспошлинной торговли впервые было выдано в 20-е годы XIV в., Спассо-Ярослав-скому монастырю [10, с. 204]. В последующем такую льготу получили и некоторые другие монастыри (московский Чудов, Архангельский собор в Кремле и другие) [11, с. 392-393]. Это были так называемые тарханные грамоты, дававшие полное освобождение от тягостей суда, основных налогов и повинностей, в том числе и от тамги.
Из ныне известных исторических нормативных актов важным документом таможенного регулирования стала Белозерская таможенная грамота Ивана III, принятая 21 мая 1497 г. [12, с. 200-203]. В Белозере был постоянный перевалочный пункт товаров на Северо-Востоке России для продажи соли и других товаров иностранным купцам. Эта грамота дополнила Судебник 1497 г. нормами административного, финансового и гражданского права.
Отдельные правовые нормы, регулирующие порядок сбора пошлин с некоторых товаров нашли свое отражение в Грамоте Василия III таможенникам г. Дмитрова 1521 г. [13, с. 60; 15].
К концу XV в. число тарханных грамот заметно снижается. В связи с этим Иван IV издал 4 июня 1549 г. Грамоту о содействии дмитровским и кимрским таможенникам [14, с. 186-187], целью которой было увеличение доходов государственной казны.
В 1571 г. царской грамотой [15] в Новгороде вводятся росписи ставок пошлин на товары и требование о ведении таможенных книг, дается толкование таможенных правил, устанавливается ответственность за их нарушение. В последующем издается еще ряд грамот, упорядочивающих сбор таможенных пошлин. Все это способствовало укреплению организованности и правопорядка в таможенной сфере.
Постепенно начинают складываться институты таможенного администрирования, противодействия тайному перемещению товаров, хотя понятие «контрабанда» еще не применяется.
Защита экономических интересов государства постоянно усиливалась. Свидетельством этому явилась царская грамота новгородским воеводам -князю Пожарскому и Глебову 1629 г. «О дозволении производить с Шведскими подданными торг по обе стороны границы в городах и о запрещении торговать в селах и деревнях» [15]. Грамотой предусматривались санкции за невыполнение требований о порядке торговли и взимания пошлин.
Основой правового регулирования деятельности таможен были таможенные грамоты русских царей. Направление грамот в таможни практиковалось в связи со злоупотреблениями со стороны таможенников, с целью руководства деятельностью таможенных органов и тому подобным.
В Грамоте 1633 г. «О сборе пошлин в Гороховце» [15] раскрывается порядок выполнения таможенных формальностей в начале XVII в., когда таможенная система как государственный орган еще не сложилась. Устанавливались правила регулирования отношений между таможенниками и торговыми людьми, предусматривались наказания за злоупотребление властью и превышение своих полномочий. Можно сказать, что это стало началом формирования такого современного института таможенного регулирования, как противодействие коррупции.
Ход экономического развития Московского государства требовал дальнейшего совершенствования таможенной системы. Значительную роль в решении этой задачи сыграло Соборное уложение 1649 г. Таможенным вопросам была посвящена глава IX «О мытых и перевозах и о мостах» [16]. В этой главе было 20 статей. Уложение было первым общегосударственным документом, который в законодательстве России в XVII в. занимал ведущее место среди других правительственных актов, посвященных таможенному делу.
Дальнейшее реформирование системы таможенного регулирования связано с изданием Именного указа царя Алексея Михайловича с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием, по сколько взято и с каких товаров» от 25 октября 1653 г. Далее, 30 апреля 1654 г., утверждается Уставная грамота «О злоупотреблениях, происходящих от отдачи на откуп мытов, мостов, перевозов, съестных и других припасов, о стеснении тем народной промышленности и об уменьшении для сего некоторых налогов» [16].
В Грамоте нормативно закреплялись традиционные таможенные формальности, за их невыполнение устанавливалась юридическая ответственность. Санкции следовали за неисправность проезжих дорог, мостов и перевозов, являвшихся важным элементом торговой инфраструктуры и источником доходов для казны.
Новоторговый устав 1667 г. [16] более подробно определил порядок досмотра товаров, создал правовые условия для развития экономики страны и таможенного дела.
В последующем встал вопрос о разработке нормативных актов [17], регулирующих отдельные направления таможенного дела. Условно их можно объединить в несколько групп: ответственность за сокрытие убытков казне от недобора таможенных пошлин; ужесточение мер по противодействию контрабанде и хищениям; ведение таможенной статистики и другое [18]. В этих целях издавались Именные царские указы: 1692 г. - таможенному голове города Верхотурье; 1697 г. - о наказании воевод, которые удерживали в пути торговых людей или причиняли им убытки; 1698 г. - о преграждении пути, по которому незаконно провозились товары в районе Верхотурья по дороге на Казань и другие.
По мере становления централизованного Московского государства и его экономики укреплялись таможни и таможенные заставы. Их основной задачей являлось пополнение государственной казны за счет таможенных доходов, пресечение незаконного ввоза и вывоза товаров.
К концу XVII в. появились центральные органы управления таможнями, которые распределялись между четвертями, и приказами - Разрядным, Большого прихода, Сибирским и Казанского дворца. В соответствующие Приказы поступали таможенные сборы и сведения о работе таможен. С 1680 г. заведование всеми таможнями перешло к приказу Большой казны.
В целом нормы таможенного права были еще несовершенны, но они способствовали решению задач, упорядочению накопившихся исторических таможенных формальностей, фискальных сборов, защите экономических интересов России, централизации таможенного дела, совершенствованию системы борьбы с контрабандой.
С начала XVII в. в Московском государстве активно применялась «откупная» таможенная
система, то есть передача взимания таможенных пошлин и сборов частным купеческим корпорациям, которые за осуществление этих государственных функций получали право на часть таможенных доходов. При этом использовался зарубежный опыт, применявшийся еще со времен Древнего Рима. Откупная система сохранялась до XVIII в. и была отменена в 1807 г.
Следует отметить, несмотря на то, что нормы таможенного права были еще несовершенны, они способствовали решению задач совершенствования таможенных формальностей, фискальных сборов, защиты экономических интересов государства, формированию централизованного управления таможенным делом, системы борьбы с контрабандой.
Третий период становления институтов таможенного права в России - XVIII - начало XX в. Здесь уже можно говорить о таможенном регулировании в Российской империи. Наиболее важные мероприятия различного плана определялись указами, регламентами, уставами, манифестами. Важным источником права оставалось Соборное уложение 1649 г. [16]. Попытки создать новое Уложение при Петре I и Екатерине II не увенчались успехом из-за противоречий в интересах различных сословий, блокировавших работу уложенной комиссии.
С конца XVII и до начала XIX вв. в России наметился прогресс в экономике, рост крупного мануфактурного, а затем и фабричного производства, расширение внутренней и внешней торговли.
Развивалась и система таможенного регулирования. В 1724 г. был принят первый в России Таможенный тариф [17, с. 41-51], в 1731 г. - его новая редакция. По мнению Ю.Г. Кисловского, эти документы носили протекционистский характер для выхода российской продукции на широкий рынок, облегчали доступ в Россию высококачественных иностранных товаров [8].
Развитию внешней торговли и созданию благоприятных условий российскому купечеству в 1729 г. издается Вексельный устав [18, с. 421-439]. Таможенному суду предоставлялось право ареста на товары или недвижимость должника, продажи их на публичных торгах.
Важным шагом в реформировании таможенного регулирования стал Морской пошлинный регламент (устав) 1731 г. [16]. В нем устанавливались размеры пошлин для российских и иностранных купцов, определялся порядок захода иностранных судов в российские порты, расписывались процедуры таможенных формальностей. Это способствовало сокращению контрабанды.
В 1755 г. при Елизавете принимается первый Таможенный устав [16]. В нем воедино сводились прежние положения по таможенным обряд-ностям - по проверке, приему и списанию товара, его досмотру и установлению суммы пошлины. Регулировалось свободное перемещение товаров внутри Российской империи, что укрепляло
всероссийский рынок, способствовало развитию внутренней и внешней торговли.
С юридической точки зрения - это первый уникальный опыт систематизации норм и институтов таможенного регулирования. В нем была отдельная глава, устанавливающая правила борьбы с таможенными правонарушениями, вводился купеческий суд, устанавливалась паспортная система для торговых людей. Иностранные купцы, записавшиеся в российское купечество, получили права российских подданных. Упорядочивались таможенная служба и таможенный контроль. Этот акт имел прогрессивное значение для формирования правовых основ таможенного дела.
Вместе с тем актуализировалась проблема контрабанды - тайного провоза товаров через границу, минуя таможенные заставы. В связи с этим, 27 сентября 1782 г. Екатерина II издает высочайший Указ «Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров» [16]. Целью таможенной стражи являлось закрытие границы и задержание контрабанды. Этот порядок был уточнен в новом Уставе таможенном 1819 г. [16].
С 25 июня 1811 г. таможенные учреждения были подчинены Министерству финансов [16]. Первым министром финансов (1802-1807 гг.) стал граф Н.П. Румянцев.
Российское законодательство 19 декабря 1810 г. устанавливает порядок нейтральной торговли в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей западной сухопутной границе [16]. В этом документе содержалась роспись товаров, вводились ограничения на ввоз французских товаров. Это было связано с агрессивной политикой императора Франции Наполеона I.
Все санкции, применяемые к нарушителям таможенного законодательства или посягавшим на служащих таможенного ведомства, или оказавшим сопротивление насилием, были систематизированы в Уложении о наказаниях 1845 г. [18], дополненном в 1857 г. Дела о тайном провозе товаров теперь велись в суде или в таможне.
В документе отражались различные процессуальные аспекты: «О доносах и действиях по ним», «О задержании товаров и представлении их в таможенных и полицейских местах», «О распоряжениях таможенных и полицейских властей по делам о задержании тайно провозимых товаров», «О производстве и решении конфискационных дел, объявлении и приведении в исполнение указанных решений».
Таможенный устав 1892 г. установил порядок таможенной охраны в прибрежной полосе, под которой понималось «пространство воды в три морских мили русского берега как на материке, так и на островах» [19]. Документ был дополнен статьями о таможенных правонарушениях.
Таможенным Уставом 1904 г. [20] были отнесены к контрабанде все товары, скрываемые от таможенного контроля, введена конфискация
предметов незаконного провоза товаров через границу. В 1906 г., с целью пресечения незаконного вывоза товаров на территорию сопредельного государства, была дополнена новая диспозиция - покушение на вывоз.
В целом, с конца XIX в. и до 1917 г., по подсчетам профессора Ю.Г. Кисловского, было принято около 60 законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в этой сфере [8]. Среди них были документы о правилах задержания контрабанды на море и на железнодорожном транспорте. Уставом таможенным 1910 г. введена административная ответственность за незаконный вывоз и ввоз товаров в небольших размерах [19].
В этот период продолжали развиваться и совершенствоваться нормы и правовые институты, регулирующие таможенно-тарифные отношения. С 31 марта 1818 г. вступил в действие новый таможенный тариф, снявший многие запреты на ввоз иностранных товаров. В этот период появляются новые формы внешнеторговых связей - порто-франко и вольная гавань [8]. В страну по низким таможенным ставкам пошли иностранные товары.
В этот период российское таможенное законодательство было жестко регламентировано: преследовалась цель защитить экономику страны от бесконтрольного ввоза товаров.
Последующее формирование институтов таможенного права происходило в новых социально-экономических условиях функционирования уже советского государства и, соответственно, на иных принципах. Эта проблема требует отдельного исто-рико-правового анализа.
Библиографический список:
1. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. XII-XIII вв. М., 1982. С. 96.
2. Новосельцев А.П., Пашуто В.Т. Внешняя торговля Древней Руси (до середины XIII в.) // История СССР, 1967. № 3. С. 85.
3. Лодыженский К. Таможенные учреждения // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 64. СПб., 1901. С. 585-589.
4. Памятники русского права. М.: Госюриздат. 1952. Вып. 1: Памятники права Киевского государства X-XII вв. / под ред. С.В. Юшкова; сост. А.А. Зимин. С. 81-84, 10-14. Там же, Вып. 2. 1953. С. 174-185.
5. Димитров Н.Н., Карпов Е.А. Очерки истории таможенного права: монография / Под общ. ред. док-ра юрид. наук, проф. Р.В. Шагиевой. М.: Граница. 2018. С. 30, 31, 34, 35.
6. Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России. Казань. 1850. С. 11.
7. Янин В.Л. Новгородские акты XII-XV вв. Хронологический комментарий. М.: Наука. 1990. С. 146-147;
Древнерусские княжеские уставы XI-XVвв. (Издание подготовил Щапов Я.Н.). М. 1976. С. 153-158.
8. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России: Учебник. М. 2004. С. 51, 66, 156.
9. Судебник 1497 года // Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов. М.: Изд-во Проспект. 2004. С. 40-41. Судебник 1550 г. // Там же. С. 43-49.
10. Шумилов М.М. Торговля и таможенное дело в России: становление, основные этапы развития (IX-XVII вв.). СПб.: Дмитрий Буланин. 2006. С. 392-393.
11. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - начала XVI в. / Отв. ред. Б.Д. Греков, А.В. Черепнин. Т.3. № 190. С. 204.
12. Белозерская таможенная грамота (21 мая 1497 г.) // Российское законодательство X-XX вв. Т. 2. М. 1984. С. 200-203.
13. Таможенная политика России Х-ХХ вв. : Крат. на-уч.-попул. очерк. М.: Русина : ИПО "Автор". 1997. С. 60.
14. Указная грамота царя Ивана IV Васильевича в Дмитров о содействии дмитровским и кимрским откупным таможенникам в сборе пошлин, нарушившихся в связи с лишением большинства монастырей тарханных привилегий от 4 июня 1549 г. // Кузьмин А.Г., Перевезенцев С.В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. 2004. С. 186-187.
15. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею имп. Академии наук: Дополнены и изданы Высочайше учрежденной комиссией, серия документов по истории России XIII-XVII вв., изданная Археографической комиссией на основе материалов, собранных в 1829-1830 гг. экспедицией П.М. Строева и Я.И. Бе-редникова СПб. 1836. 4 т. Т. 1: 1294-1598 / Ред. Я.И. Бередников. С. 139, 320, 262-263; т. 3. С. 359365, 329, 146.
16. Полное собрание законодательства Российской империи (ПСЗРИ). Т. 1. С. 14-17; 302-305; 329-332; 677691; Т. 8. 409-447; Т. 21. С. 682-685; Т. 16. Собр. 10. 463-464; 36. С. 417-500; Т. 31. С. 687, 486-492; Т. 8. Отделение 1. От № 5947. С. 68-69; т. 7 № 4451.
17. Реформы Петра I. Сборник документов. Сост. В.И. Лебедев. М. Гос. соц.-эк. изд-во, 1937. С. 47-51.
18. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. / Отв. ред. А.Г. Маньков. М. Юридическая литература. 1986. Т. 5, С. 421-439; т. 6. 1988. С. 174-309.
19. Свод законов Российской Империи. Собрание III: В 15 тт. СПб.: Тип. II отд. собств. Е.И.В. канцелярии, Т. 6. (Уставы таможенные. Свод учреждений и Уставов таможенных). Ст. 2.
20. Устав таможенный. Издание 1904 г. СПб. Государственная типография. 1904.