Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СУБКУЛЬТУР В РОССИИ'

ИСТОРИЯ СУБКУЛЬТУР В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
970
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / МУЗЫКА / ПАНК / РОК / СТИЛЬ / SUBCULTURE / YOUTH / MUSIC / PUNK / ROCK / STYLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сербаев Р.А.

История развития молодежных субкультур в России с 1980-х по 2010-е гг. (субкультуры СССР, 90-х гг. и «нулевых»). Описание отличительных черт самых распространенных субкультур (рокеры, панки, эмо и готы) и их влияние на культуру страны и развитие российской молодежи. На основе изученных архивных материалов автором дано представление о развитии таких советских субкультур, как рокеры. Была рассмотрена такая субкультура 90-х годов, как «Система». Помимо того, выяснено, что самой распространенной субкультурой в наше время является «гибридное» движение «нефоров».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF SUBCULTURES IN RUSSIA

The history of the development of youth subcultures in Russia from the 1980s to 2010s. (subcultures of the USSR, the 90s. and «the Noughties»). Description of the distinctive features of the most common subcultures (rockers, punks, emo and goths) and their impact on the culture of the country and the development of Russian youth. On the basis of the studied archival materials, the author gave an idea of the development of such Soviet subcultures as rockers. Such a subculture of the 90s as «System» was considered. In addition, it was found that the most common subculture in our time is the «hybrid» movement «nefors».

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СУБКУЛЬТУР В РОССИИ»

УДК 930

ИСТОРИЯ СУБКУЛЬТУР В РОССИИ

Сербаев Р.А., студент, направление подготовки 46.03.01 История, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: ruslan1998tardis@mail.ru

Научный руководитель: Томина Е.Ф., кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: worldhist@mail.osu.ru

Аннотация. История развития молодежных субкультур в России с 1980-х по 2010-е гг. (субкультуры СССР, 90-х гг. и «нулевых»). Описание отличительных черт самых распространенных субкультур (рокеры, панки, эмо и готы) и их влияние на культуру страны и развитие российской молодежи. На основе изученных архивных материалов автором дано представление о развитии таких советских субкультур, как рокеры. Была рассмотрена такая субкультура 90-х годов, как «Система». Помимо того, выяснено, что самой распространенной субкультурой в наше время является «гибридное» движение «нефоров». Ключевые слова: субкультура, молодежь, музыка, панк, рок, стиль.

HISTORY OF SUBCULTURES IN RUSSIA

Serbaev R.A., student, training direction 46.03.01 History, Orenburg State University, Orenburg e-mail: ruslan1998tardis@mail.ru

Scientific adviser: Tomina E.F., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of History, Orenburg State University, Orenburg e-mail: worldhist@mail.osu.ru

Abstract. The history of the development of youth subcultures in Russia from the 1980s to 2010s. (subcultures of the USSR, the 90s. and «the Noughties»). Description of the distinctive features of the most common subcultures (rockers, punks, emo and goths) and their impact on the culture of the country and the development of Russian youth. On the basis of the studied archival materials, the author gave an idea of the development of such Soviet subcultures as rockers. Such a subculture of the 90s as «System» was considered. In addition, it was found that the most common subculture in our time is the «hybrid» movement «nefors». Keywords: subculture, youth, music, punk, rock, style.

Переходной стадией становления личности, фазой социализации молодого человека выступает молодежная субкультура, предлагающая решение проблем, порождаемых противоречиями социально-экономической структуры, проблем конфликта поколений, а также служащая для создания таких элементов культуры (стиль мышления, стиль жизни, ценности), которые возможно использовать для создания идентичности - личной или той, что предписывается семьей, школой, работой, а также влияния на моду или создания стилей, направлений.

В советский период официально считалось, что молодежь «включена» в общество с помощью официальных институтов, таких как вузы, школы, Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ) или пионерская организация. Молодежь должна была участвовать в строительстве коммунизма, а для этого ее надо было воспитать в соответствующем духе. Ей полагалось читать книги, смотреть фильмы и петь песни про юных героев гражданской войны и социалистиче-

ского строительства. Однако в 70-80-е годы начала складываться новая, неофициальная молодежная субкультура, которая стала важной частью альтернативной советской культуры [3].

В 80-е годы молодежный протест формировался в основном вокруг рок-культуры, которая не преследовалась, но и не поощрялась властями. Она находилась на полуподпольном положении и пользовалась огромной популярностью среди молодежи [1, с. 44]. Речь идет о таких музыкальных группах, как «Аквариум» (Борис Гребенщиков), «Алиса» (Константин Кинчев), «ДДТ» (Юрий Шевчук), «Зоопарк» (Майк Науменко), «Кино» (Виктор Цой), «Наутилус Помпилиус» (Вячеслав Бутусов), «Бригада С/Неприкасаемые» (Гарик Сукачев) и др.

В годы перестройки эти группы не просто выходят из подполья, но и занимают авансцену культурной жизни. Во многом этому способствовал кинематограф. Настоящим прорывом стали такие фильмы, как «Асса» режиссера Сергея Соловьева, с песнями группы «Аквариум»; «Игла» с Виктором

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Цоем; «Такси-блюз» Павла Лунгина. Также среди советской молодежи в то время ходили последние «стиляги», из США перекочевали хиппи с «максимальной свободой» человека, пацифизмом и жизнью в общинах (а также имела свой сленг - «вписка» - вечеринка на квартире, «герла» - девушка, «пипл» - люди, «олдовый» - старый, устаревший) [3]. «Люберы» появились в пригородах Москвы в конце семидесятых годов и противопоставляли себя панкам, металлистам и хиппи. «Люберы» занимались в подвальных качалках и «готовили себя к службе в армии», к тому же периодически устраивали потасовки с представителями всех вышеперечисленных субкультур. Подвергались советской сатире «битники» - любители theBeatles и американской литературы «разбитого поколения» (англ. beat generation), что стала доступна в то время. Возникла субкультура «панков». Особенностью советских панков была музыкальная всеядность: в СССР панки слушали буквально всю музыку, которая в СССР считалась «запретной» - от The Beatles до Metallica; «западные коллеги» слушали строго определенные группы, вроде Sex Pistols. Второй характерной особенностью советских панков было задирание прохожих и постоянные конфликты с милицией. Субкультура «металлистов» появилась уже в позднем СССР, с отличительной особенностью к объединению по чисто музыкальным вкусам, у них не было такой «контркультурной» или «антиобщественной» направленности, как, например, у панков или хиппи. Отчасти именно поэтому субкультура металлистов надолго пережила СССР и получила еще большее развитие в середине-конце 1990-х годов. В восьмидесятые годы «рокерами» называли вовсе не поклонников рок-музыки, а мотоциклистов - тех, кого сейчас называют «байкерами». Рокеры часто походили на металлистов, но их отличительной особенностью было обязательное наличие мотоцикла, чаще всего, какой-нибудь советской «Явы», «Минска» или «Днепра». Протест-ный потенциал молодежной субкультуры и ее связь с демократическим движением эпохи перестройки отчетливо проявились 22 августа 1991 года, когда на волне митингов и народного празднования победы над ГКЧП несколько ведущих рок-групп - «Машина времени», «Алиса», «Круиз», «Шах», «Коррозия металла» - организовали в Москве концерт «Рок на баррикадах».

В справке о недостатках в работе дискотек Оренбургской области от 1981 г. говорится: «программы дискотек области вместо поэтических страниц, показов одежды и танцев под классическую музыку носили чисто развлекательный характер с пропагандой зарубежной малосодержательной рок-музыки. Танцы происходили в полумраке для создания раскованной интимной атмосферы под слабую и низкопробную западную музыку». Руководитель

дискотеки Домбаровского района Твердохлеб О.Ю. увлекается зарубежной музыкой и заявляет, что советские композиторы не умеют писать музыку для молодежи, а из современных ансамблей можно слушать лишь «Машину времени»1.

После распада СССР достигает расцвета молодежное «контркультурное» движение - так называемая «Система» (неформальное сообщество людей, общим для которых был пассивный протест против существующей государственной системы) [5]. Туда входили и рокеры, и хиппи, и битники, и панки, также вошли «гики» того времени. Исчезновение постоянного контроля милиции привело к появлению «сэйшенов» - квартирники, произвольные концерты. Появились «сквоты» - общее название для самозахватов жилья и движения автостопом по стране. Люди «Системы» часто называли гопниками молодежь, не входившую в «Систему», особенно из рабочих кварталов.

Некоторая часть молодежи «нашла себя» в противопоставлении «Системе». Эта логика противостояния побуждала их заявлять о своей поддержке умирающего советского режима, хотя на самом деле главным для них было желание размежеваться с теми, кто протестовал против него. К середине 90-х «Система» распалась на отдельные группы -в то время появились первые готы, которые в тот период увлекались английской литературой XIX века; и толкиенисты - поклонники творчества Толкиена, что породило ролевиков и реконструкторов. Важными событиями были Хоббитские игрища, где несколько дней подряд можно было оставаться орком или эльфийской принцессой. Вторая половина 90-х годов характеризуется также появлением таких новых молодежных субкультур, как футбольные фанаты и скинхеды.

В самом конце десятилетия на фоне наметившегося экономического подъема начинается и клубный бум в России. В клубах, в частности, сложилась новая форма времяпрепровождения - «тусовка» («туса») [4, с. 163].

В 1999 году на форуме ФИДО (англ. FidoNet) был создан портал для готов с разделением на «тру готов» и «не тру», что потом распространилось на многие субкультуры (например, это отчетливо замечается у панков). Распространение Интернета в России привело к новым разветвлениям субкультур - например, появились киберготы (сайберго-ты) - гибрид готического взгляда и киберпанка («внедренная» в самые разные аспекты жизни электроника), а сами готы от любителей литературы превратились в «ценителей темной эстетики» [2, с. 313].

Спустя время в протест любительницам клубов появляется отдельная субкультура - «Ванильки» -

1 Оренбургский государственный архив социально-по-

литической истории (ГБУ «ОГАСПИ») Ф. 371 ОП.75 Д.144

новый взгляд на тургеневских барышень: хрупкие девушки, мечтающие о любви, романтике, красоте за чашечкой кофе. Основная идея субкультуры -пропаганда женственности во всех ее смыслах. Считается, что это движение зародилось в знак протеста «против вульгарности и не женственности современных девушек».

С развитием Интернета и компьютеров появились компьютерные гики - любители современных технологий и игр. В подземных коммуникациях бегали диггеры, по руинам - сталкеры, объединяло их исследование искусственных сооружений в познавательных или развлекательных целях.

В сознании жителей России «эмо» запомнились как грустные подростки в полосатых колготках и кедах, с мягкими игрушками, приколотыми на розовые рюкзаки, пирсингом и длинными челками. Эмо должны были ходить в депрессии и выражать свои эмоции как можно более открыто, а также слушать группы Tokio Hotel и Amatory. В оригинале же, на Западе 80-х, это была популярная субкультура, уходящая корнями в американский хардкор,

с убеждениями молодежного протеста и стрейт-эй-джа (системы отказа от алкоголя, наркотиков). Обуреваемая противоречиями эмо-культура в какой-то момент исчезла практически полностью и лишь недавно (особенно, в 2017 - по прошествии 10 лет с 2007 г., что, по мнениям бывших представителей субкультуры, был пиком развития эмо) пережила ренессанс благодаря серии ностальгических вечеринок «Верни мне мой 2007-й» (по названию одной из песен музыкальной группы Robots Don't Cry). В крупных городах были популярны такие движения как электронщики, инди, гранжеры, трансеры. «Воспоминания» о «Системе» породили «нефо-ров» - российскую субкультуру, собравшей в себя черты и атрибуты других популярных в России субкультур. Они ездят на фестиваль «Нашествие», любят одновременно «Металлику», и Цоя, играют на гитарах в переходах и разделяют убеждения примерно перечисленных половины субкультур. Данная особенность делает именно эту субкультуру самой распространенной среди российской молодежи даже в наши дни.

Литература

1. Громов А. В., Кузин А. С. Неформалы - кто есть кто. - М.: Мысль, 1990. - 269 с.

2. Ильин В. И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структурная повседневность общества потребления. - СПб.: Интерсоцис, 2007. - 446 с.

3. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/293990.html (дата обращения: 29.03.2019).

4. Омельченко Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Инта социологии РАН, 2000. - 264 с.

5. Сибирев В. А. Штрихи к портрету поколения 90-х годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/259/712/1217/014.SIBIREVpdf (дата обращения: 26.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.