Основные субкультуры Великобритании XX века The main subcultures of Great Britain of the XX century
Сыркин Андрей Сергеевич
Студент 4-аит-8
Самарский Государственный технический университет
Россия, Самара syrkin. as@stud. samgtu. ru
Syrkin Andrey Sergeevich
Student 4-ait-8 Samara State Technical University Russia, Samara syrkin. as@stud. samgtu. ru
Аннотация.
Культура Великобритании очень разнообразна. Она оказывает большое влияние на культуру в мировом масштабе. В этой работе я постарался рассмотреть главные особенности молодежных течений Великобритании, их роли в процессе развития молодых людей и влияние, образованных ими субкультур, на мировоззрение человека. В статье показаны моменты становления субкультур в Великобритании XX века. Рассматривается какое воздействие оказала вторая мировая война, что стало причиной зарождения подобных субкультур, как политика и экономическая ситуация в стране поспособствовала агрессивному настрою со стороны молодежи. Выделены особо яркие субкультуры, рассмотрены идеологии отдельных групп, а также отличительные черты, социальный фактор, манера поведения представителей каждой из субкультур. Также рассмотрен сам феномен субкультуры.
Annotation.
The culture of Great Britain is very diverse. It has a great influence on the world's culture. In this article I've considered the main features of youth movements of Great Britain, their influence on young people, what subcultures it has given birth to and how it affects a person's worldview. Also the article shows the formation of subcultures in Great Britain of the XX century. It shows how the World War II had influenced the culture, what had caused the appearence of different kinds of subcultures, how politics and economics of the country had promoted the aggressive mood of the youth. I also highlighted the most outstanding subcultures and the main features, social factors, behavior of representatives of each subculture. The phenomenon of subculture is considered as well.
Ключевыеслова: субкультура, молодежь, Великобритания, Тедди-бои, моды, рокеры, скинхеды, хиппи, панки, готы.
Key words: subculture, youth, Great Britain, Teddy fights, fashion, rockers, skinheads, hippies, punks, goths.
Во все времена британская молодежь люди стараются как ярче выразить свое отношение к миру, чаще всего это протест против существующих порядков, морали и законов [7]. Во многие периоды британской истории социальный протест молодежи приводил к массовым беспорядкам [8; 112-119]. Желание быть не одиноким, найти сторонников своего мировоззрения, зачастую, выливается в создание определенной субкультуры. Субкультура представляет собой часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, так сказать, своего рода моветон [9; 151-154]. Однако и у этого моветона есть свое представление об этом мире, своя идеология. Помимо идеологий субкультуры можно различать и по их представителям: бритые головы, определенный бренд ботинок, татуировки, любовь или презрение к легким наркотикам. Молодежные субкультуры наиболее распространены в городах, особенно крупных. В цивилизационном отношении для развития субкультур наиболее благоприятно общество «западного» типа, поощряющее проявление индивидуальности, личной активности. Формы молодежных субкультур обычно заимствуются из других стран (чаще всего, из Европы и США), но при переносе на местную почву они могут заметно изменяться [1].
Для формирования молодежной субкультуры необходимо совпадение ряда основных факторов, среди которых политические, социальные, экономические причины, появление технических новшеств, культурные события, деятельность лидеров, пиар через СМИ и так далее [6; 162-165]. Появление молодежных субкультур, как культурного феномена, обусловила особая ситуация, сложившаяся в странах, переживших вторую мировую войну в первые послевоенные годы. Эта ситуация характеризуется прежде всего, высоким уровнем социального статуса при не бывало низком уровне жизни, что обеспечило бескризисное развитие производства, необходимое для послевоенного развития экономики. Война, образ общего врага, сплотила нации настолько, что на время были забыты даже классовые противоречия. Правительства делали все для создания новых рабочих мест и предотвращения безработицы, которая могла бы вызвать социальную напряженность и снизить экономический потенциал населения. Служба в армии в военное время практически уровняла представителей разных классов, а послевоенный экономический подъем вызвал повышение вертикальной мобильности общества [4]. В такой ситуации наблюдалось практически полное отсутствие внешних признаков классового конфликта. Молодые люди в течение этого периода не имели ни «своей» музыки, ни «своей» одежды, ни «своих» форм проведения досуга, которые могли бы быть символически противопоставлены культуре старшего поколения. Молодежь, познавшая на себе тяготы военного времени, рано повзрослела и в последний раз являла собой просто более молодую версию своих родителей. В отличие от молодежи последующих десятилетий, эти молодые люди не считали необходимым хоть в чем-то отличаться от представителей старшего поколения. Появление молодежных субкультур ознаменовало наступления эпохи постмодернизма и постиндустриального общества [12].
Исследователи Великобритании, которые занимаются рассмотрением субкультур, зачастую, в качестве первой молодежной субкультуры называют «Тедди-бои». Считается, что первое упоминания термина «Тедди-бой» находится в газете «daily express» в 1953 году. Тедди-бои появились в Англии в начале пятидесятых и представляли собой первый лик послевоенной молодежной культуры. Протест против культуры повседневности, одним словом против стандартов. Изначально такую молодежь называли «кош-бои». Представители данной субкультуры отличались стилем одежды: длинные пиджаки, парчовые жилеты, брюки-дудочки, белые рубашки с высоким просторным воротником. Одежда была высокого качества, чаще всего сшитая на заказ. При этом отмечается изначальную показательную не функциональность одежды, как форму ухода от повседневной жизни рабочего класса. Хотя отмечается, что в конец сороковых — начале пятидесятых годов в Великобритании происходит почти двукратный рост зарплаты молодежи, что стало экономической базой для субкультуры. Однако не все молодые люди могли себе позволить дорогую одежду — большинство брали вещи в кредит. Помимо одежды они выделялись агрессивным поведением, на позднем этапе приверженностью к рок-музыке. Термином «Тедди-бои» обозначаются молодые люди из рабочего класса, которые стремятся подражать «золотой молодежи» и одевавшихся по моде эпохи Эдуарда VII («Тедди»). Движение возникло как альтернатива «серости» послевоенной культуре повседневности. Очевидцы того времени рассказывают, что представители Тедди-бой вселяли ужас в умы обычных граждан, причиной этому были постоянные грабежи, нападения на прохожих, войны между группировками с применением холодного оружия. Отмечается, что некоторые Тедди-бои имели склонность к фашизму и участвовали в атаках на мигрантов. Особое внимание уделялось, в том числе, и прическе, на которую тратилось очень много времени. Самой популярной прической была «дактейл» - противоположность аккуратной и короткой прическе студентов колледжа. На эту прическу тратилось очень много воска, волосы зачесывались по бокам, образуя утиный хвост. Челка могла свисать на глаза, либо зачесывалась назад. Впрочем, именно такую прическу делал себе Элвис Пресли и другие идолы того времени [2].
Другим движением проявлением молодежной активности стали «моды». Первоначальнопредставители данной культуры называли себя «модернистами. Цель этой социальной группы - выйти за рамки ценностных и культурных норм рабочего класса и тем самым максимально приблизить себя к среднему классу с его основными ценностями. «Моды» грезили белыми воротничками клерков, маленьких управленцев-менеджеров, для которых карьерное восхождение по лестнице административного успеха, как им казалось, не было несбыточной мечтой. Поэтому «моды» стремились и внешне быть похожими на тех, кого называли «белыми воротничками»: опрятность и свежесть сочетались с узкими брюками, элегантными пиджаками, остроносыми туфлями, щегольской короткой стрижкой.В реальной жизни «модов» мало интересовала работа, они были тщеславны и заносчивы, основы их бытия составляли три кита: скорость итальянских мотороллеров, энергетика американского рок-н-ролла и амфетамин. Амфетамин - атрибутивный психостимулирующий препарат. В этом плане «моды» стали открывателями использования в молодежной среде допинговых препаратов, придававших им особую энергетику. Моды унаследовали от своих предшественников Тедди-боев сумасшедший интерес к мельчайшим деталям внешности. Зависимость от ширины брюк расстояние между ними и ботинками была для них значительной деталью, можно сказать, что в этом плане у них существовали свои ГОСТы. Носки должны быть обязательно белыми, туфли вида челси или же лоферы, костюм-итальянским. Дьявол в деталях, как говорится. Такую одержимость «модов» заметили производители одежды, что в итоге, культура, которая так гордилась своей независимостью и индивидуальностью, стала поддерживаться из вне и в скором времени моды разбрелись по другим субкультурам [11].
Так же существовала субкультура рокеров, но это не совсем одно и то же, что в настоящее подразумевается под словом рокер. Фактически рокеры тех годов были байкерами. Мотоцикл был для них главным субкультурным атрибутом - символом свободы, виртуозного мастерства скоростного вождения и устрашения одновременно. Уже в дальнейшем они стали считать своей фирменной музыкой рок. Ассоциация рокеров с людьми, которые любят злоупотреблять наркотиками, алкоголем ошибочна, поскольку таких представителей можно встретить в любой из субкультур. Рокеров было легко спутать с панками, металлистами поскольку у них совпадал внешний вид, а также музыкальный вкус и отношение к жизни [4].
В конце семидесятых годов двадцатого века годов течение «модов» стало постепенно преобразоваться в, так называемых, «скинхедов». Эта субкультура ввела новшества в тогда привычный гардероб «модов», поскольку исходили не столь из эстетических склонностей и желания выделять себя из толпы, сколько из соображений удобства, так как основным их занятием были уличные драки. Так же по соображениям удобства они стали коротко стричься, чтобы в драке их не схватили за волосы. Женские представители этой субкультуры одевались подобно парням, и так же коротко стриглись. Скинхеды первой волны особо не имели расовых претензий, скорее мотивация, что двигала ими была скорее классово-территориальной. Так же можно отметить, что среди первых скинхедов были темнокожие представители. Времяпровождение скинхедов того времени особо не отличалось от времяпровождения обычного представителя молодежи, они любили посещать клубы, с целью потанцевать под «ска» или напиться пива. Так же, как и моды скинхеды увлекались катанием на скутере. Скинхеды вместе со всеми стремились на футбольные матчи, по сколько футбол считается национальным спортом в Великобритании. Иногда споры о футбольных предпочтениях выливались в драки, а то и массовые. Однако, несмотря на все тогдашние увлечения скинхедов они имели особую любовь к музыке, многие были серьезными коллекционерами пластинок [3].
В восьмидесятые годы двадцатого века скинхеды изменили свое мнение о равенстве человеческих рас, следствием этого стало восприятие скинхедов в обществе, как расистов. В какой-то степени этому
поспособствовало появление жанра пан-роке, который назывался «Oi!», ставший фирменным музыкальным стилем «бритоголовых». Панк-рок выглядел агрессивным, грубым. Из-за того, что корни «Oi!» музыки были в рабочем классе, СМИ негативно относилась к этому музыкальному ответвлению, хотя сам панк -рок они приветствовали. Молодежь бесилась, выплескивала свою негативную энергию, плевала на устои британского общества. Внешне представители второй волны скинхедов отличались только нашивками с портретами различных революционеров, среди которых были Ленин, Мандела, Че Гевара, так же некоторые носили красные шнурки на своих излюбленных ботинках фирмы «dr. martens». В основном вторая волна скинхедов ничего не знала о манере подражания предшествующим им «модах», «ска». Ранние скинхеды часто критиковали и ругали нынешних представителей своей культуры [2].
Субкультура Хиппи - это не обычное течение, местом рождением которого считается Великобритании и США начала шестидесятых годов двадцатого века. Появившись, она очень быстро набрала популярность по миру, и так же быстро затухла к середине семидесятых. Их мыли были склоны к тому, что лучше заниматься любовью, нежели войной. Изначально хиппи были частью молодежного движения, состоявшего в большинстве из подростков и студентов в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти. Хиппи, так же, как и другие субкультуры своего времени, с презрением относятся к устоявшимся понятиям, критикуют ценности среднего класса и выступают как противники использования ядерного оружия войне во Вьетнаме. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое сознание. Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их ценности [5].
И, конечно же, когда речь идет о молодежных субкультурах, невозможно не вспомнить панк-культуру. Панки не были, как принято считать, только жители не благоприятных для жизни районов из рабочего класса. Большая часть была представителями среднего класса, а также подростки богатых пригородных районов. Их всех объединяла ненависть к хиппи, которые у них ассоциировались как вялые и ленивые. Стоит отметить, что был еще один не мало важный фактор, факт того, что рок, который ранее воспринимался музыкой бунтарей, музыкой протеста, превратился в коммерческую музыку, утратив контркультурные качества и стал продуктом массовой культуры. Успех и богатство изолировали рок группы от простой молодежи. Музыканты, которые недавно были вместе со своим слушателем, стали недоступны для них. Поняв это Панки резко порвали с этой традицией. Музыка панков была полной противоположностью рока: диски делались быстро и дешево, в маленьких звукозаписывающих студиях. Панк-группы не заключали контрактов со звукозаписывающими компаниями, распространялась они независимыми фирмами. Панк противостоял коммерческой музыке двумя путями: во-первых, он бойкотировал крупные звукозаписывающие корпорации, во-вторых, изменил сам процесс создания музыки, провозгласив «это может делать каждый!». Соответственно некогда подлинная панк группа, переступившая черту и ставшая знаменитой, вмиг теряла своих поклонников. Такая позиция начала формировать целую идейную программу и образ жизни, опирающиеся на принцип DIY (сделай сам), суть которого заключается в независимом существовании от коммерческих и государственных структур. Таким образом, панк явился новым витком контркультуры, противопоставив себя господствующей массовой культуре. Панки отличаются вызывающим имиджем. Большинство панков красят волосы в яркие цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем, чтобы они стояли торчком. В то время у панков стала модной причёска «ирокез». Среди панков популярны кеды и куртка-косуха, которая не так давно была одним из главных атрибутов рокеров, когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимыми компонентами. Панки первой волны стремились вернуть их музыке ту же нарочитую задиристость и драйв, которые со временем отняла массовая коммерциализация музыки. Панки носят черепа, ошейники из кожи с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки.
Представители этого движения любят рваные подвернутые джинсы, которые они заправляют в тяжелые ботинки, а цепи от собачьих поводков прицепляют к джинсам. Вторая тенденция в панк-субкультуре наметилась на рубеже 1970-80-х. Панк становится все более политизированным. Панк-группы играют концерты в защиту прав животных, против фашизма. Внутри субкультуры появляется новое молодежное движение - хардкор. Как и другие движения, оно формируется вокруг музыкального стиля - жесткой, быстрой, агрессивной и, как правило, политизированной музыки, где вокалист часто не поет, а орет тексты [11].
В конце 70-х годов 20-го века на волне пост-панка зародилась новая молодежная субкультура готов. Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна, однако для неё в той или иной степени характерны общие черты: специфический мрачный имидж, а также интерес к готической музыке, хоррор-литературе, фильмам ужасов и мистике. Основные элементы готического имиджа — преобладание чёрного цвета в одежде, использование металлических украшений с символикой готической субкультуры, и характерный макияж. Типичная атрибутика, используемая готами — черепа, кресты, прямые и перевернутые пентаграммы, летучие мыши. Готическая субкультура постоянно попадает под огонь критики со стороны консервативной общественности. Готику обвиняли в пропаганде суицида, депрессии, сатанизма, вандализма и прочем вредном влиянии. Одно из распространённых обвинений в адрес готики — пропаганда суицида. Другой причиной такого обвинения стала привычка некоторых готов инсценировать попытку самоубийства, например, надрезая вены. Является ли увлечение готикой причиной или следствием таких проблем, остается предметом споров [10]. По мнению психологов, готика может привлекать людей с комплексами, психологическими проблемами, изначально склонных к депрессии. Таким образом, какими различными не были бы субкультуры, их всех объединяет идея противостояния культуры повседневности, желание выделяться на фоне прочих.
Список используемой литературы:
1. Аксютина. О.А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры. М.: Наука, 2005
2. Актуальные проблемы молодежной субкультуры: Сб. статей / Под общей редакцией О.В.Красновой. -М.: издательство Московского психолого-социального института, 2008
3. Гацкова Е. И. Молодежь и современность. М. «Инфра». 2001
4. Давыдов, Ю.Н., Роднянская, И.Б. Социология контркультуры. (Инфантилизм как тип мировоззрения и социальная болезнь). - М.: Наука, 1980
5. Доренко О. В. Молодежь и культура. Киров. «МАСС» 2000
6. Макаров Е.П. Ассоциации судебного преследования и практика внесудебного урегулирования в Великобритании XVIII в. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 3. С. 162-165
7. Макаров Е.П. Гордоновский бунт и религиозно-политическая борьба в Великобритании 1778-1780 гг. // автореферат дис. ... кандидата исторических наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2013
8. Макаров Е.П. Массовые народные волнения в Великобритании последней четверти XVIII в. и их восприятие в социальном контексте через понятие толпы // Вояджер: мир и человек. 2016. № 6. С. 112-119
9. Макаров Е.П. Социология толпы городского бунта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8-2 (14). С. 151154
10. Павлова А. Региональные особенности мировоззренческих субкультур (на примере готической субкультуры) // В сборнике: Социокультурные аспекты развития регионов Сборник научных статей. Редколлегия: Л. Б. Зубанова, Г. И. Ладошина, С. Б. Синецкий, Н. В. Игнатьева. 2010. С. 223-225
11. Фомичев К.А., Шмыков А.А., Руденко Д.С. Анализ символики молодежных субкультур // В сборнике: Становление и развитие новой парадигмы инновационной науки в условиях современного общества. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 184-187
12. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. Томск: Изд-во Том. у-та, 2005