Научная статья на тему 'История строительства конноспортивных манежей (московский манеж) и использование накопленного опыта в современном строительстве'

История строительства конноспортивных манежей (московский манеж) и использование накопленного опыта в современном строительстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
379
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОННОСПОРТИВНЫЙ МАНЕЖ / ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА / КСК «ВИКТОРИЯ» / МОСКОВСКИЙ МАНЕЖ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кытманова Анастасия Владимировна, Савинова Ксения Георгиевна, Позмогова Светлана Борисовна

Рассматривается тема развития коневодства в России и,. как следствие, строительство конноспортивных манежей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История строительства конноспортивных манежей (московский манеж) и использование накопленного опыта в современном строительстве»

СТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 725.88 А. В. КЫТМАНОВА, К. Г. САВИНОВА, С. Б. ПОЗМОГОВА

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА КОННОСПОРТИВНЫХ МАНЕЖЕЙ (МОСКОВСКИЙ МАНЕЖ) И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАКОПЛЕННОГО ОПЫТА В СОВРЕМЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Сила лошади познаётся в далёком пути, сердце человека - с течением времени.

{Пословица)

Рассматривается тема развития коневодства в России и, как следствие, строительство конноспортивных манежей.

Ключевые слова: конноспортивный манеж, история строительства, КСК «Виктория», Московский Манеж.

Разрабатывая тему дипломного проекта «Строительство конноспортивного комплекса», нам показался особенно интересен раздел зарождения и развития коневодства в России. Знакомясь с материалом, мы отметили тесную связь конных состязаний с бытом людей, с теми функциями, которые несла лошадь в ту или иную эпоху развития.

В связи с непрерывными войнами росла роль лошади на войне, поэтому строительство конноспортивных манежей тесно связано с историей развития кавалерии и военно-прикладных видов конного спорта. Не в диковинку была верховая езда в России. Достаточно сказать, что именно от славянского слова «конязь» - предводитель на лошади, получил название командующий войском -князь. Наиболее яркое развитие верховой езды как состязания происходило с XVIII века, как и многих других видов спорта в России. В эту эпоху в России всё больше становятся популярны различные спортивные клубы и общества, всё больше внимания уделяется физическому развитию человека, особое значение приобретают физическая культура и спорт.

Верховая езда составляла неотъемлемую часть жизни человека ХУШ-Х1Х века. Дворянская молодёжь с увлечением посещала конные манежи и частные школы верховой езды, где проводились занятия по манежной выездке и опытные педагоги обучали искусству владения

О Кытманова А. В., Савинова К. Г., Позмогова С. Б., 2012

конём. Первый открытый манеж существовал с 1732 года на лугу напротив Зимнего дворца; а каменный был построен в 1758 году при Шляхетском Кадетском корпусе. Наибольшее влияние ка русскую школу верховой езды оказала так называемая «версальская система», создатель которой Ф. Буше главной задачей обучения считал манежную выездку. Его последователи перенесли эту идею ка русскую почву, и, начиная с 1810-х годов, в течение полувека манежная выездка являлась почти единственной методикой овладения мастерством верховой езды. В столице манежи строили при своих особняках вельможи (графы Завадовские и Панины), именитые купцы (Н. Козулин на Большой Морской) и преподаватели верховой езды - Мелиссино на Бассейной улице (1824), Джеймс Картер на Моховой (1841), Карначли у Александринского театра (1854). Важную роль в утверждении французской системы сыграла кавалерия. В боевых условиях много значила определённая посадка всадника и «собранная лошадь», а навыки этого давала манежная выездка. Поэтому особой популярностью пользовались как у императоров, так и простых офицеров Михайловский и Конногвардейский манежи.

Для осуществления строительства манежей в военные поселения в 1817 году Августину де Бетанкуру, инженеру и градостроителю, Александр I поручает ответственную задачу - создание в Москве конногвардейского экзерциргауза у Кремля. Возведённое по его проекту' здание стало не только памятником архитектуры, но и шедевром инженерной мысли. Уникальная

Манеж. Перспектива, разрез, плак5 фасад. Чертеж из альбома А. А. Бетанкура, 1819

Вид Манежа со стороны Воздвиженки. Литография К. Ф. Хайцмана с рисунка

Э. Гертнера. Середина XIX в.

конструкция кровли наглядно свидетельствовала, насколько Москва опередила Западную Европу в строительстве деревянных конструкций.

Московский Манеж - экзерциргауз, как тогда его называли по-немецки, был построен в 1817 году в ознаменование пятой годовщины победы русских войск над Наполеоном. Пожар во время Отечественной войны 1812 года принёс много разрушений, и император Александр I принял решение перенести царский двор на целый год в Москву, чтобы своим присутствием ускорить и активизировать восстановительные работы в первопрестольной столице. К приезду царя для проведения воинского парада было решено построить специальное помещение, в котором мог бы развернуться целый полк солдат. Кстати сказать. мода на величественные сооружения, в которых целые полки обучались бы искусству верховой езды, пришла в Россию из Германии. Эк-зерциргаузы служили помещением для продолжения обучения солдат в зимний период. Из немецкого языка пришло и название - экзерциргауз. Впоследствии это слово было заменено более простым и изящным по звучанию, французским - «манеж». К началу XIX века в России, славящейся долгими и суровыми зимами, было уже построено несколько зкзерциргаузов, но почти все они находились в Петербурге.

Проект манежа был изготовлен в двух вариантах: один - с шириной здания в 24 и длиной в 72 сажени (51,2 х 153,6 м) на сумму в 808000 рублей, а другой - 20 на 75 сажен (42,7 х 160 м) на сумму в 750000 рублей. Бетанкур представил проект здания с размерами внутри стен 166,1 х 44,7 метров. Он предложил исключи-

тельно оригинальное решение по постройке перекрытия, составленного из деревянных стропильных ферм. Манеж не должен был иметь ни одной внутренней колонны, фермы длиной по 44,86 метров должны были перекрывать все пространство. Для того времени такое инженерное решение было уникальным.

Возведение здания было возложено на генерала Карбонье и производилось особым штатом инженеров и архитекторов, ему подведомственных. Главным архитектором строительства был Ламони. С начала постройки в штате состоял инженер-поручик А. Я. Каптеров, который сыграл большую роль и в дальнейшей истории здания. Фактически основная работа велась им, так как и А. Бетанкур, и Л. Карбонье находились в Петербурге и руководили строительством при помощи переписки. Правда, для наблюдения за работами Бетанкур несколько раз приезжал в Москву. Заготовление материалов к предстоящему строительству экзерциргауза началось с марта 1817 года. В мае начали рыть рвы под фундаменты. Но полным ходом работы пошли лишь после окончательного утверждения проекта и сметы постройки, 10 июня.

К началу осени 1817 года строительство уже подходило к концу. В октябре производились кровельные работы, а в ноябре устраивался парапет на крыше, шло остекление окон. Первый этап строительства продолжался 6 месяцев и осуществлялся под непосредственным наблюдением Августина де Бетанкура. 30 ноября 1817 года Московский Манеж был открыт.

Площадь построенного Манежа составила около 7,5 тысяч кв. метров и вмещала более двух

• Ш а

Жп

ШщШ

Шш&Ш

Технологический разрез поля (пирог)

тысяч человек. По словам современников, зданию Манежа «в огромности, в архитектуре и конструкции кровли точно нет в Европе подобного». Особенно отмечали необычное сочетание дерева и металла, что придавало всей конструкции прочность и простоту. Бетанкур разработал специальные крепёжные элементы, благодаря которым две детали из дерева не соприкасались между собой. Нововведение заключалось в том, что на конце каждой стропильной фермы был использован наконечник из отбелённого железа, что препятствовало прямому втиранию древесины в другие части поддерживающей балки.

Внешний вид Московского Манежа тоже необычен. Массивные, утолщённые книзу стены опирались на высокий рустованный цоколь. Боковые стены были расчленены равномерным рядом колонн. На торцевых стенах под гладкими фронтонами и посредине боковых стен в высоких нишах располагались тройные деревянные ворота. Окна занимали около трети всей площади. Благодаря этому внутреннее помещение Манежа хорошо освещалось.

При постройке Манежа Августин де Бетанкур старался исключить все возможные риски, которые могли возникнуть в будущем, например, возможность наводнения из-за близкого расположения к Москве-реке. С этой целью он приказал углубить фундамент на четыре метра, а стены сделать более широкими у основания. Учитывал он и возможную осадку здания. Если во время строительства видел дефекты используемого дерева, то просил у царя разрешения на возможность переделать и заменить непрочные места. Крыша здания была специально спроектирована под асимметричную нагрузку, так как слой снега зимой мог быть неодинаковым на те-

невой и солнечной сторонах.

В последние годы в России растёт интерес к любительской верховой езде, развивается профессиональный конный спорт, всё больше открывается конноспортивных школ для детей. Активно развивается экологический туризм, становится востребованным весь спектр услуг конноспортивных комплексов: иппотерапия, верховые прогулки на природе, обучение верховой езде, сопровождение праздничных мероприятий.

Интересным примером развития строительства манежей является конноспортивный комплекс «Виктория» в Рязанской области, полностью спроектированный немецкими специалистами. Рядом с комплексом поля, лес, река, озеро.

По многим показателям КСК «Виктория» становится одной из главных конноспортивных баз страны. В основе проекта лежит принцип соединения всех помещений с помощью тщательно продуманной системы галерей. Таким образом, в любое помещение комплекса можно попасть, не выходя на улицу. В клубе созданы одни из лучших условий в стране и для людей, и для лошадей. Например, грунтовое покрытие в левадах состоит из трёх слоёв: дубовые пеньки, грунт, песок. Это позволяет не только снять нагрузку с ног лошади, но и избавляет лёгкие от пыли, поднимающейся от обычных опилок. Отдельного упоминания стоит грунт в манежах и бочке: лёгкий немецкий геотекстиль — современное и профессиональное покрытие, которое используется ведущими конными клубами мира.

Общая площадь конноспортивного комплекса «Виктория», сооружённого по европейским стандартам, составляет 15 гектаров. Этот уникальный для России объект создан по проекту немецких специалистов Арно Гиго и Кристы Хайбах совместно с рязанским архитектором Владимиром

Грунтовое покрытие в левадах: дубовые пеньки

Киселёвым, Конноспортивный комплекс располагает всем необходимым для проведения турниров и размещения спортивных лошадей: просторным манежем 105 на 30 м, тремя бочками (две летние и одна зимняя) диаметром в 20 м, водилкой на 6 голов, конюшнями на 45 голов, разминочным и тренировочным полями, открытой арены - специально для проведения международных соревнований самого высокого уровня по конкуру и выездке. Она представляет собой спортивное поле 60 на 90 м с покрытием, в состав которого входит еврогрунт на основе кварцевого песка. Есть отдельное здание для судейской коллегии и здание для работы пресс-центра.

Российские климатические условия порой нарушают тренировочный и соревновательный графики, поэтому крытый манеж - это предмет первой необходимости, а не роскошь или показатель состоятельности владельцев конноспортивного комплекса. Конноспортивные комплексы, закрытые манежи для верховой езды - возможность полноценно тренироваться в межсезонье, сохранять отличную спортивную форму и показывать наилучшие результаты на соревнованиях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ганулич, А. Возьмёмся за гуж / А. Ганулич // Конный мир. - 2003. - №2.

2. Жизнерадостные люди: Повести и рассказы русских писателей о потешных забавах, играх и развлечениях / сост. Д. А. Зиберов. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 432 с.

3. Крмвошеин, Н. Лебедянское скаковое общество / И. Кривошеин //' Конный мир. - 2006. -№9.

КСК «Виктория»

4. Мясоедова, И. Е. Теоретико-методоло-гические основы современного конного спорта (сборник лекций) / И. Е. Мясоедова, О. О. Соболева. - Малаховка : МГАФК, 2000. - 134 с..

5. Спорт наших дедов: историко-документальное издание. - СПб. : Лики России, 2002. - 320 с.

6. Степановская, В. Невские забавы / В. Сте-пановская // Конный мир. - 2003. - №4.

7. Урусов, С. П, Книга о лошади. Настольная книга коннозаводчика, коневода, коневладельца и любителя лошади / С. П. Урусов. - М. : ЗАО йзд-во Центрполиграф, 2000, - 1020 с.

8. Молодёжный спортивный портал. - Режим доступа: http://spori.kbarkov.ua/horse-spori/horse_ sport_2.php.

9. Сайт журнала «Конный мир». - Режим доступа: http://www.horseworid.ru/

10. Новости конного спорта. - Режим доступа: http :// fksr. info/news/942

11. Парк-отель «Виктория». - Режим доступа: http://clubvictoria.ru/

12. Деревянное строительство. - Режим доступа: http://www.woodenhut.ru/

13. Международная жизнь. - Режим доступа: http://interaffairs.ru/ print. php?item=5 9 8

14. Русский город. Архитектурно-краеведческая библиотека. - Режим доступа: http://www. russianciiy.ru/hbooks/h025 .htm

15. Новотент. - Режим доступа: http://www. novotent.ru/index.php/ stroitelstvo-konyushni-manezha-dlya-verkhovoi-ezdy (дата обращения: 02.02.2012 г.).

Кытманова Анастасия Владимировна, студентка группы ПГСд-51 строительного факультета УлГТУ.

Савинова Ксения Георгиевна, студентка группы ПГСд-51 строительного факультета УлГТУ.

Позмогова Светлана Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Строительное производство и материалы» УлГТУ.

УДК 711.4 Р. А. НОСАК

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Рассматриваются вопросы управления развитием территорий, использования прямых и косвенных способов создания благоприятных условий для его развития.

Ключевые слова: эффективный метод управления, планирование территории, градостроительная политика.

На сегодняшний день всё более актуальной становится проблема управления развитием территории. Эффективно проводимая градостроительная политика определяет качество управления территориями проживания населения, так как она является наглядным показателем динамики изменения поселения.

Автор попытался проанализировать потребности города и выявить наиболее эффективный метод управления его развитием.

Что важно для сообщества, когда мы говорим о градостроительном развитии?

1. Обеспечение условий для целостного и устойчивого материально-пространственного развития города путём создания системы резервирования территорий.

2. Сохранение градостроительных ценностей путём координации и интеграции градостроительного регламента, направленного на охрану историко-культурного и природного наследия, с учётом экономических последствий их реализации.

3. Создание условий функционирования цивилизованного рынка недвижимости путём обеспечения защиты пользователей объектов от административного произвола на основе постоянно действующих градостроительных регламентов.

4. Создание благоприятного инвестиционного климата в строительстве, реконструкции и реставрации объектов недвижимости путём достижения правовой «прозрачности», упорядочения процедур и сокращения сроков выдачи разрешительных документов на строительство, с выделением упрощённых процедур для типовых ситуаций.

© Носак Р. А., 2012

В планировании территории важную роль играет программа продвижения - развития. Доктор экономических наук Орлова Т. М. даёт ей следующую характеристику: «Она аналогична плану продвижения продукции коммерческой фирмы с той лишь разницей, что товаром в нашем случае является сам город вместе со сложным комплексом услуг, а потребителем - весьма разнородные группы (население региона, туристы, инвесторы, предприниматели, государственные органы власти, некоммерческие организации)» [4].

В условиях дефицита городского бюджета основной формой финансирования градостроительных программ становится продажа недвижимости и прав застройки участков земли -«градостроительный маркетинг».

Градостроительный маркетинг участков земли, недвижимости, объектов городского хозяйства направлен на формирование ответной реакции со стороны покупателей или продавцов, соседей и общественности. Этого можно добиваться напрямую (путём рекламы и работы с целевыми группами покупателей), либо косвенным способом - созданием благоприятных условий для деятельности (например, развитием инженернотранспортной инфраструктуры или созданием зон приоритетного развития).

Согласно теории маркетинга после определения целей и стратегической политики следует разработать целевые программы и коммерческие мероприятия (таблица). В результате многолетних споров специалисты пришли к выводу, что невозможно точно определить фазу градостроительного развития и дать однозначные рекомендации по стратегии маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.