УДК 911
Т. Л. Ульянова
Динамика рекреационной зоны заволжской части города Ярославля: анализ и прогноз трансформации
Статья посвящена характеристике рекреационной зоны города Ярославля. Особое внимание уделяется ключевому рекреационному занятию данной территории - верховой езде. Согласно методике рекреационной дигрессии определены антропогенные нарушения как территории, так и конных маршрутов. В результате выявлены рекреационные проблемы и разработана стратегия поддержки рекреационного ландшафта, сущность которой заключается в реконструкции и формировании маршрутов передвижения посетителей.
Ключевые слова: отдых, рекреационная зона, ключевое рекреационное занятие, рекреационный ландшафт, верховая езда, всадник, геоэкологические нарушения, последствия отдыха посетителей, пути обустройства территории (стратегия), трансформация (изменения).
T. L. Ulyanova
Dynamics of the Recreational Zone of the Trans-River Volga Part of Yaroslavl: Analyses and Prognoses of Transformation
The article is devoted to the characteristic of the recreational zone of Yaroslavl. The special attention is paid to a key recreational occupation of this territory - riding. According to a technique of a recreational digression anthropogenic problems of territories, and horse routes were determined. As a result recreational problems are revealed and a strategy to support the recreational landscape is worked out and its essence consists in reconstruction and formation of routes of visitors' movement.
Keywords: rest, a recreational zone, a key recreational matter, recreational landscape, horse riding, horse riders, geoecological problems, consequences of visitors' rest, ways to arrange the territory (strategy), transformation (changes).
Цель статьи: рассмотреть современное состояние и определить тенденции изменения рекреационной зоны урбанизированного центра, принимая во внимание одно из ведущих территориальных рекреационных занятий.
Основополагающую роль в формировании рекреационного ландшафта играют природные условия. Среди многообразных аспектов научно-практической деятельности, связанной с организацией отдыха на природе и развитием туризма, важную роль играет оценка устойчивости природных комплексов и определение допустимых рекреационных нагрузок [2].
Хронология создания методов оценки туристской и рекреационной нагрузки включает перечень подходов для развития туризма в национальных парках и на других охраняемых природных территориях (ОПТ), преимущественно в США и Канаде. Начиная с 1970-х годов системы планирования и управления ОПТ включали определение рекреационных нагрузок на базе метода «оценки текущей емкости» (а88е8шей of сагг^
capacity), где с учетом корректирующих факторов устанавливались зависимости числа посещений на определенной площади в единицу времени с воздействием на природные ресурсы. Такой подход, подробно изложенный в работах Л. И. Мухиной, В. С. Преображенского, В. П. Чижовой и др. специалистов, использовался и на территории России.
Процесс формирования ряда последующих методик соотносится с необходимостью получения локальных оценок рекреационных воздействий, к которым относятся:
• 1978 г. - «спектр рекреационных возможностей» (recreation opportunity spectrum);
• 1985 г. - «пределы допустимых изменений» (limits of acceptable change), «процесс управления посетительской деятельностью» (management process for visitor activity);
• 1990 г. - «учет посетительской нагрузки» (process for visitor impact management);
© Ульянова Т. Л., 2013
• 1993 г. - «воздействие посетителей и охрана природных ресурсов» (visitor experience and resource protection) [1].
Для классификации воздействий туристов и рекреантов на природные территории следует учитывать дифференциацию досуга на четыре типа, среди которых выделяют:
1. Ежедневный отдых в непосредственной близости от дома или места работы в течение дня за относительно короткий промежуток времени;
2. Однодневный отдых или экскурсии к окраинам городских территорий или в сельскую местность (без ночевки);
3. Уикэнды и короткие отпуска, которые могут быть проведены относительно близко к месту жительства или в загородных домах;
4. Длительные отпуска без ограничений по расстоянию от места жительства, планируемые как в стране проживания, так и за рубежом [3].
Во всем мире посещение участков и объектов природы является одним из самых популярных и массовых видов отдыха [2].
Природными объектами рекреационного интереса на территории города Ярославля являются 15 парков, 14 скверов, 11 садов, 5 бульваров, 4 аллеи, 4 сосновых бора и 17 других различающихся по площади и происхождению зеленых массивов. В большинстве из них передвижение рекреантов осуществляется по дорожкам с твердым покрытием (асфальт, тротуарная плитка), что регулирует нагрузку на рекреационный ландшафт.
Суммарная площадь озелененной территории, представляющей рекреационный ландшафт города, невелика - около 2000 га, что составляет 9,7 % его территории (20580 га) или 16,8 % от площади жилой и промышленной застройки (11611 га). Площадь зеленых насаждений административных районов города незначительная и составляет 1,6 % в Красноперекопском районе, в Ленинском - 2,8 %, в Дзержинском - 2,9 %, во Фрунзенском - 3,8 %, в Кировском - 6,2 %, а в Заволжском районе достигает 23,6 %, но остается ниже нормативного уровня в 1,7 раза. Высокие удельные показатели озеленения Заволжского района получены с учетом четырех сосновых боров общей площадью 1356 га, в том числе Тверицкого (125 га), Смоленского (219 га), Яко-влевского (483 га) и Ляпинского (529 га). Однако следует иметь в виду, что в границах Заволжского района города находится лишь 386 га сосновых боров, а большая их часть (72 %) располо-
жена за чертой города на территории Ярославского муниципального района.
Современный рекреационный ландшафт предъявляет ряд требований к разнообразию природных и антропогенных условий, ресурсов, необходимых для отдыха, и, в свою очередь, обусловливает специфический набор сезонных элементарных рекреационных занятий каждой природно-антропогенной геосистемы. Одним из таких занятий является верховая и упряжная езда, которая динамично распространялась со времени становления кавалерийской школы и формирования конных комплексов города. Для него свойственна специальная рекреационная зона, включающая необходимую инфраструктуру, в частности, маршруты для верховой езды, разделяемые с другими участниками передвижения в рекреационном ландшафте.
Примечательно, что Заволжский район города Ярославля вмещает все конные комплексы (4 единицы).
В свою очередь, конный комплекс представляет собой совокупность сооружений для размещения лошадей (конюшен); мест для организации тренировок животных или работы, соревнований, отдыха (открытых плацев, закрытых манежей для всепогодной эксплуатации, беговых или скаковых дорожек ипподромов, трасс и маршрутов, левад) в зависимости от специализации учреждения; помещения для обслуживающего персонала, посетителей и гостей, для хранения кормов, снаряжения.
В Тверицком бору находится конноспортивный центр города - Ярославская конноспортивная школа, которая считается одной из старейших в России (на настоящий момент ей 84 года). Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 21» города Ярославля (МАОУ ДОД «СДЮСШОР № 21» г. Ярославля) осуществляет подготовку воспитанников по трем направлениям олимпийских дисциплин конного спорта - выездке, конкуру и троеборью. На территории МАОУ ДОД «СДЮСШОР №21» г. Ярославля находится административное здание с помещениями для персонала и учащихся, четыре конюшни, рассчитанные на 60 голов лошадей, плацы для занятий выездкой, конкуром, левада, троеборная трасса со стационарными препятствиями, крытый манежный комплекс.
К вышеуказанному объекту примыкают конноспортивный клуб (КСК) «Кабриолет», функ-
ционирующий с 80-х годов XX века для организации массового доступа населения к верховой езде, и с середины 90-х годов XX века - ООО «Спорт», организованный сотрудниками конноспортивной школы. КСК «Кабриолет» обладает конюшней на 40 голов, малым плацем, двумя левадами. Примечательно, что в осенний, зимний и весенний периоды клуб арендует во внеурочное время манеж СДЮСШОР. ООО «Спорт» включает конюшню на 70 животных, один плац, крытый малый манеж, две левады.
В Заволжском районе города в пределах остановки общественного транспорта «Средний поселок» на берегу р. Волги вблизи Ляпинского бора находится частная школа верховой езды (ЧШВЕ) ООО «Парково», основанная в середине 90-х годов XX века для организации досуга населения в ходе уроков верховой езды и прогулок. ЧШВЕ «Парково» включает сооружения двух конюшен на 40 голов, крытый манеж, плац, три левады.
Ярославский зоопарк в Заволжском районе у остановки общественного транспорта «улица Шевелюха» с 1 мая 2010 года обладает конюшней на 10 голов и левадами.
В свою очередь, каждый из конных комплексов города осуществляет высокую маршрутную нагрузку в пространстве вмещающего ландшафта Заволжского района города в период с конца апреля до середины октября. Маршруты верховых прогулок и тренинга лошадей конных комплексов города проложены на территории Тве-рицкого бора (КСК «Кабриолет», МАОУ ДОД «СДЮСШОР № 21», ООО «Спорт»), а также Ляпинского бора (ООО «Парково»).
Одним из этапов мониторинга рекреационной зоны заволжской части города Ярославля был анализ экологического состояния рамочных объектов функционирования конных маршрутов.
В ходе изучения рекреационной дигрессии лесов, производившегося на выбранных 10 площадках размером 40*40 м в пределах Тверицкого бора г. Ярославля, были выделены антропогенные нарушения напочвенного покрова, где рекреационные группы нарушений отмечались на всех площадках по общему типу замусоривания территории, расширению троп, вытаптыванию растительности. Высокий и постоянный характер вышеназванных воздействий определяет развитую стадию нарушений. Транспортная группа нарушений представлена широким спектром на восьми площадках, то есть 80 %. В большинстве случаев данная группа предопределяет развитую
стадию уплотнения почвенного слоя высокого характера воздействия как постоянного, так и эпизодического. Строительные нарушения присутствуют в половине из случаев исследования. Представлены развитой стадией замусоривания очагового и эпизодического характера. Причиной нарушений в большинстве случаев указан автотранспорт (80 %), рекреанты (70 %), а также транзитные пешеходы (60 %). Стадия разрушений насаждений для 70 % территории вторая, то есть изменение лесной среды незначительно. В древостое больные деревья составляют 20 % от общего их количества. В подросте и подлеске поврежденные и усыхающие экземпляры составляют 5-20 %. 30 % исследуемой площади территории свойственна третья стадия, когда изменение лесной растительности средней степени, а напочвенный покров значительно вытоптан. Поток посетителей представлен нерекреационной и рекреационной категориями. В свою очередь, нерекреационная категория в 60 % случаев включает одного транзитного пешехода в час для территории и 5-10 автомобилей в светлое время суток. Количество рекреантов преобладает от 15-20 человек в час. В качестве мер по ограничению нарушений необходимо устранение проезда автотранспорта в зону памятника природы, а также обязательна установка мусоросборников.
Итак, экологическая диагностика Тверицкого бора проводилась в районе месторасположения маршрутов для верховых прогулок и тренинга лошадей конных комплексов КСК «Кабриолет», МАОУ ДОД «СДЮСШОР №21» и ООО «Спорт». Прилегающая территория испытывает нагрузку в общую сумму поголовья лошадей -160 голов. В качестве отдельной рекреационной категории всадников можно отметить их неравномерное в течение дня посещение Тверицкого бора, где максимум приходится на утренние (с 9.00. до 12.00.) и вечерние часы (с 16.00. до 19.00.). Утром осуществляется тренинг лошадей спортсменами, а вечером преобладают верховые прогулки клиентов КСК «Кабриолет». В выходные дни отмечается равномерный интерес к территории Тверицкого бора. Таким образом, количество всадников как рекреационных посетителей для данного объекта можно определить средним значением в 10 чел./час. Сезонность года, выраженная в климатических и погодных изменениях, накладывает отпечаток на востребованность маршрутов. Маршрутная верховая езда в Тверицком бору осуществляется в весенний период с момента стаявшего снега, летом, а так-
же осенью до стадии замораживания грунта и зимой во время установившегося снежного покрова величиной от 20 см. Итак, период функционирования конных маршрутов составляет продолжительный временной отрезок с середины апреля до середины ноября, а также кратковременный зимний период с середины декабря по март. Не востребованы они в марте, начале апреля, во второй половине ноября и до середины декабря. Наблюдается соотношение сезона использования маршрутов в течение 10,5 месяцев и времени их нефункционирования периодом 2,5 месяца. Значит, маршрутный тип определяется 2 вариантами: стандартным и снежным покрытиями. Однако сроки могут увеличиваться или сокращаться в зависимости от погодных условий, в частности, сильный ветер, осадки, экстремальные температуры не способствуют отдыху на открытом воздухе, в то время как движение верхом на лошади неприемлемо по скользкому (лед) или замороженному (твердому) грунту. Характеристика конных маршрутов соответствует их непродолжительному использованию в рамках от 15 до 45 минут по кольцевому направлению движения. В большинстве случаев наблюдается движение всадников рысью и галопом, реже -шаг. По способу передвижения представляют собой на большем протяжении мультимаршруты, то есть используются всадниками, пешеходами, велосипедистами, автомобилистами в рамках стандартной (земельной) поверхности маршрута, а также всадниками, пешеходами, автомобилистами, владельцами снегоходов, лыжниками на снежном его типе.
В свою очередь, конные маршруты ООО «Парково» пролегают в границах памятника природы Ляпинский бор. Группы и типы антропогенных нарушений напочвенного покрова можно рассматривать для территории Ляпинско-го бора и участков подъездных путей, где пролегают конные маршруты. Следует отметить, что площадки исследования состояния растительного покрова были представлены двумя категориями: участками Ляпинского бора и территорией конных маршрутов в рамках подъездных путей к памятнику природы. Для соснового бора характерны в большей степени рекреационные и транспортные группы, а также отмечаются в единичных случаях строительные и лесохозяйст-венные нарушения. На участках подъездных путей к массиву выявлены рекреационные и транспортные группы нарушений, а в единичных случаях проявляются строительные и промышлен-
ные. В целом можно сделать вывод, что конные маршруты ООО «Парково» расположены на местности, которой свойственны рекреационные, транспортные нарушения при незначительных проявлениях прочих в форме строительных, промышленных и лесохозяйственных групп. Ведущие группы представлены развитой стадией среднего, но постоянного характера по типам нарушений. Примечательно, что большее разнообразие интенсивности и продолжительности антропогенного воздействия испытывают подъездные пути: от высокого и постоянного, среднего и сезонного до очагового и эпизодического, но при одинаковой развитой стадии их проявления. Причиной антропогенных нарушений признано передвижение автотранспортных средств и транзитных пешеходов с меньшей долей рекреантов. На подъездных путях большими разрушительными свойствами обладает автотранспорт. Разрушения насаждений выражены второй стадией дегрессии, когда наблюдается незначительное изменение растительной среды. Поток посетителей на данном рекреационном объекте представлен средним количеством нерекреационных посетителей от 1-2 человек в час и рекреантов от 1-3 человек в час. Можно отметить разницу в соотношении данных посетителей в рамках самого объекта и подъездных путей. Для Ляпин-ского бора характерны 1-2 транзитных пешехода в час и 1-3 автомобиля в день, а также 1-3 рек-реанта. На подъездных маршрутах число нерек-реантов снижается до 1 человека в час при увеличении доли автотранспорта до 2-5 единиц в день и 5 отдыхающих в час. В качестве мер по ограничению развития разрушений и их устранению оптимальными являются ликвидация замусоривания и ограничение проезда автотранспорта, в меньшем масштабе необходимы обустройство площадок для отдыха и грунтоукрепле-ние.
Конные маршруты ООО «Парково» существуют согласно сложившейся рекреационной ситуации местности: проложенным тропам, маршрутам движения посетителей памятника природы Ляпинского бора. Если они используются для верховых прогулок клиентов и тренинга лошадей спортсменами клуба, то испытывают нагрузку 40 голов лошадей. Отмечается неравномерная загрузка в течение дня, по дням недели и по сезонам года. Преобладающее число всадников характерно во второй половине дня в период от 16 до 19 часов, а также на протяжении выходных. Климатический сезон функционирования
конных маршрутов аналогичен для региона и составляет продолжительный временной отрезок с середины апреля по середину ноября плюс зимний период с середины декабря по март. Не востребованы по погодным условиям верховые маршруты в марте, начале апреля, во второй половине ноября и до середины декабря. Маршрутный тип определяется 2 вариантами покрытия: стандартным и снежным. Таким образом, количество всадников как рекреационных посетителей для данного объекта можно определить средним значением в 2-3 чел./час. В большинстве случаев конные маршруты задействованы в непродолжительных верховых прогулках в рамках от 30-45 минут кольцевого направления движения. На протяжении этого времени всадники передвигаются всеми 3 аллюрами от шага, рыси и галопа. По способу передвижения представляют собой мультимаршруты, то есть используются как всадниками, пешеходами, велосипедистами, автомобилистами в рамках стандартной (земельной) поверхности маршрута, так и всадниками, пешеходами, автомобилистами, владельцами снегоходов, лыжниками на снежном типе покрытия во время установившегося снежного покрова. Примечательно, что сочетание растительных сообществ на маршруте отвечает требованиям аттрактивности маршрутов. Подъездные пути пролегают по луговым сообществам вдоль визуального речного коридора реки Волги, далее через участки рекреационных посадок (дубняк, березняк), а основная часть находится в сосняке.
В рамках всех конных маршрутов наблюдаются линейные вытаптывания (вдоль направлений движения), среди которых: тропы, колеи, траншеи, дороги. Согласно аналогу маршрутных атрибутов они соответствуют 1 классу с минимальным усовершенствованием, частично затрагивая параметры 2 категории. Следовательно, ширина маршрута должна включать двойную тропу, составляющую 60". Тип поверхности должен преобладать природный, свойственный супесчаным почвам типичного сосняка. Маршрут может со-
держать выступы, препятствия движению до 12", уклоны, но необходимо, чтобы он соответствовал параметрам расчистки в 8"-10" высотой, 72" шириной и на уровне плеч 6"-12".
Согласно эколого-географической стратегии сохранения рекреационной территории от деградации отмечены общие и частные рекомендации для конных маршрутов. В частности, указана необходимость их маркировки и обозначения в местах выхода транзитных пользователей (пешеходов, лыжников), сегментов активного движения всадников. Определена тенденция улучшения качеств мультимаршрутов для Тверицкого бора в результате потенциального увеличения конного поголовья. В силу высокой интенсивности нагрузки в выходные дни для Ляпинского бора необходимо спроектировать протяженные маршруты временного периода до 60-90 минут по направлению к водным объектам-аттракторам - Ляпинским и Прусовским карьерам в высокий сезон. Для ООО «Парково» перспективна организация маршрутов выходного дня и непродолжительных конных походов. В частности, сочетание туристско-рекреационного потенциала соседствующего Некрасовского района Ярославской области возможно при организации конного туристско-рекреационного маршрута.
В свою очередь, увеличение пропускной способности маршрутов должно достигаться путем их обустройства с учетом ландшафтных параметров и устранения негативных последствий, связанных как с основными участниками маршрутного передвижения, так и с сопутствующим воздействием на пространство вмещающего ландшафта. В частности, для предотвращения рекреационной растительной дигрессии требуется ограничение движения всадников по непредусмотренным участкам и подготовка обустроенного маршрута для их массового использования. Все туристско-рекреационные маршруты должны быть спроектированы, сконструированы или отремонтированы таким образом, чтобы быть безопасными как для всадников, так и для самого вмещающего ландшафта.
Библиографический список
1. Савенникова, Т. П. Обзор международных методов оценки туристской и рекреационной нагрузки на охраняемых природных территориях [Текст] / Т. П. Савенникова // Рекреационная география Азиатской России : современное состояние и перспективы развития. Тезисы научной конференции Иркутск, 5-7 сентября 2000 г. - Иркутск : Изд-е Института географии СО РАН, 2000. - С. 126-129.
2. Чижова, В. П. Рекреационные ландшафты : устойчивость, нормирование, управление [Текст] / В. П. Чижова. - Смоленск : Ойкумена, 2011. - 176 с.
3. Mathieson, Alister Wall Geoffrey Tourism: economic, physical and social impacts / Alister Mathieson. - Longman Group Limited, Singapore, 1993. - 205 p.
Bibliograficheskiy spisok
1. Savennikova, T. P. Obzor mezhdunarodnyh me-todov otsenki turistskoy i rekreatsionnoy nagruzki na ohranyayemy'h prirodny'h territoriyah [Tekst] / T. P. Savennikova // Rekreat-sionnaya geografiya Aziat-skoy Rossii : sovremennoye sostoyaniye i perspektivy' razvitiya. Tezisy' nauchnoy konfer-entsii Irkutsk, 5-7 sentyabrya 2000 g. - Irkutsk : Izd-ye Insti-tuta geografii SO RAN, 2000. - S. 126-129.
2. Chizhova, V. P. Rekreatsionny'ye landshafty' : us-toychivost', normirovaniye, upravleniye [Tekst] / V. P. Chizhova. - Smolensk : Oykumena, 2011. - 176 s.
3. Mathieson, Alister Wall Geoffrey Tourism: economic, physical and social impacts / Alister Mathieson. -Longman Group Limited, Singapore, 1993. - 205 p.