Научная статья на тему 'Ландшафт города как арена планирования конных туристско-рекреационных маршрутов'

Ландшафт города как арена планирования конных туристско-рекреационных маршрутов Текст научной статьи по специальности «География»

CC BY
26
7
Поделиться
Ключевые слова
ЛАНДШАФТ / ГОРОД / РЕКРЕАЦИЯ / ТУРИЗМ / ЛОШАДИ / МАРШРУТ / ЗЕЛЕНАЯ ЗОНА / ВЕРХОВАЯ ЕЗДА / ЭКОКАРКАС / ЭКОДИАГНОСТИКА / ОЦЕНКА / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по географии, автор научной работы — Ульянова Татьяна Львовна

В данной статье отмечены способы рекреационного освоения природных ландшафтов города. Маршрутная верховая езда представляет собой рекреационное занятие в пределах экологического каркаса города Ярославля. В статье отмечено, что защита зеленой зоны города предполагается и планируется. Однако верховая езда подвергает изменениям вмещающий ландшафт. Подобные изменения анализируются в процессе экологической диагностики конных маршрутов. Ландшафтное планирование для маршрутной верховой езды в городе сочетает оценку их негативного влияния на охраняемую зону. Оно классифицирует критические маршрутные условия для конструирования маршрутных структур и предполагает уход.

Похожие темы научных работ по географии , автор научной работы — Ульянова Татьяна Львовна,

Territory of Town Landscape as a Place to Plan Trail Riding

This article indicated ways of recreation assimilation to green landscapes of the city. Trail riding is a recreation activity in eco­logical frame of Yaroslavl. In the article is marked that protection of this green zone is planning. However, horse riding is modifying the surround landscape. This modification is being analyzed in the process of ecological diagnostic for horse trails. Landscape plan­ning for horse riding trails in the city combines the estimation of negative influence of these recreation activities on the protected zone. It classifies the critical trail conditions to construct trail structures and needs attention.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Ландшафт города как арена планирования конных туристско-рекреационных маршрутов»

УДК 911.5

Т.Л. Ульянова

Ландшафт города как арена планирования конных туристско-рекреационных маршрутов

В данной статье отмечены способы рекреационного освоения природных ландшафтов города. Маршрутная верховая езда представляет собой рекреационное занятие в пределах экологического каркаса города Ярославля. В статье отмечено, что защита зеленой зоны города предполагается и планируется. Однако верховая езда подвергает изменениям вмещающий ландшафт. Подобные изменения анализируются в процессе экологической диагностики конных маршрутов. Ландшафтное планирование для маршрутной верховой езды в городе сочетает оценку их негативного влияния на охраняемую зону. Оно классифицирует критические маршрутные условия для конструирования маршрутных структур и предполагает уход.

Ключевые слова: ландшафт, город, рекреация, туризм, лошади, маршрут, зеленая зона, верховая езда, экокаркас, экодиагностика, оценка, планирование.

T.L. Ulyanova

Territory of Town Landscape as a Place to Plan Trail Riding

This article indicated ways of recreation assimilation to green landscapes of the city. Trail riding is a recreation activity in ecological frame of Yaroslavl. In the article is marked that protection of this green zone is planning. However, horse riding is modifying the surround landscape. This modification is being analyzed in the process of ecological diagnostic for horse trails. Landscape planning for horse riding trails in the city combines the estimation of negative influence of these recreation activities on the protected zone. It classifies the critical trail conditions to construct trail structures and needs attention.

Key words: landscape, town, city, recreation, tourism, horses, to ecological diagnostic, estimation, planning.

Современная концепция культурного ландшафта позволяет рассматривать рекреацию и туризм как виды деятельности, изначально включенные в сложный процесс освоения территории, становления и поддержания культурного ландшафта [2]. Истоки появления досугового времяпрепровождения (рекреации и туризма), связанного с использованием лошадей, находятся в скрытой и явной рекреационной деятельности этноса в пространстве вмещающего ландшафта. Исторически оформилась маршрутная верховая и упряжная езда в рамках видов рекреации, а позднее конного туризма по радиальным, кольцевым и линейным направлениям. Данные способы передвижения сопровождались восприятием и оцениванием ландшафта, постепенным изменением границы между природой и культурным ландшафтом. Современный туристско-рекреационный продукт включает аттрактивные ландшафтные возможности в свой состав при возникающей необходимости изменения его элементов в пределах конных комплексов и маршрутов для сохранения субъективного ощу-

., horse riding, green landscapes, zone, ecological frame,

щения комфортности и общего спектра впечатлений рекреанта или туриста.

Определенное внимание следует уделять конным рекреационным маршрутам вблизи населенных пунктов, поскольку в рамках историко-географической характеристики эволюции конного туризма отмечается, что конные прогулки предопределили становление конных походов и туризма. Функционируют они по маршрутам существующей дорожно-тропиночной сети прилегающей к комплексу территории, то есть в культурном ландшафте. Продолжительные кон-но-верховые прогулки больших временных рамок (от 2 до 6 часов) свойственны близким к природным вариантам культурным ландшафтам.

Таким образом, ландшафт города может быть определен как вмещающее пространство для конных рекреационных маршрутов.

Действительно, город Ярославль, как и другие города, первоначально закладывался и развивался на определенном природном ландшафте. В процессе роста и развития его облик претерпевал ряд качественных и количественных изменений,

© Ульянова Т. Л., 2011

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тем не менее, сохраняя характерные черты, присущие территории до освоения. Современный ландшафт Ярославля - продукт многовекового развития, включающий элементы, различные по возрасту и происхождению, месту в городской системе озеленения, рекреационным функциям и роли в городском экологическом каркасе, определяющем непрерывность территорий природного комплекса [1]. Для оценки состояния конных форм отдыха, учета их взаимодействия с пространством вмещающего ландшафта города анализируется местоположение, виды деятельности и набор инфраструктурных элементов существующих конных центров в пределах административных единиц города.

География размещения трех конных комплексов в городе Ярославле представлена Заволжским районом, что отражает процесс его исторического формирования, планировки функциональных зон и селитебной зоны, сложившейся транспортной сети, плотности застройки. В свою очередь, они обладают суммарным набором предоставляемых видов услуг до 10 наименований, каждому из них свойственен общий вид деятельности: обучение верховой езде индивидуальное и групповое, конные прогулки, аренда денников для коневладельцев.

В силу определенного набора услуг отличается инфраструктура конных комплексов, где определяющими показателями являются их специализация и количество поголовья лошадей. В частности, на территории МОУ ДОД СДЮШОР № 21 находится административное здание с помещениями для персонала и учащихся, две конюшни, рассчитанные на 50 голов лошадей, плацы для занятий выездкой, конкуром, левада, троеборная трасса со стационарными препятствиями, сооружается крытый манеж и две дополнительные конюшни (на 40 и 15 голов). К вышеуказанному объекту примыкает конюшня ООО «Спорт» на 70 животных, на территории которой находится два плаца, крытый манеж. Рядом расположен КСК «Кабриолет», обладающий конюшней на 40 голов, плацем, левадой. В свою очередь, ООО «Парково» принадлежит две конюшни на 40 голов, крытый манеж, плац, три левады.

Таким образом, все конные комплексы города Ярославля обладают набором необходимых сооружений, среди которых функциональное значение имеет наличие крытого манежа для всепогодного предоставления услуг населению предприятиями сервиса. Примечательно, что площадь

используемой территории конных комплексов больше участков для размещения их инфраструктуры. Маршруты конных прогулок и тренинга лошадей на правах сервитутов повсеместно охватывают земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения городских угодий.

Итак, определяющим фактором для размещения конных центров можно назвать зеленое кольцо города, которое обусловило расположение конных комплексов и конно-верховых маршрутов Ярославля в борах Заволжья, являющихся памятниками природы. Соответственно, в качестве арены для размещения конных комплексов может выступать генеральный план города, в частности, компоненты сохранения его природного комплекса [1]. Поскольку в экологический каркас города необходимо включать все существующие меры экологической регламентации природопользования, постольку его объекты могут являться первостепенными маркерными зонами при организации конных центров и их маршрутов. Действительно, Заволжский район является лидером по количеству особо охраняемых природных территорий, что определяет его функциональную ценность для досуговых форм конного спорта.

В рамках специфики функционирования конных комплексов отмечается взаимодействие их конных рекреационных маршрутов с пространством зеленого кольца города, что требует выявления прогнозируемых изменений и смягчения неблагоприятных видов воздействий в качестве предложений по обустройству. Следовательно, следующий этап для определения состояния и развития конного туризма и отдыха в пределах города Ярославля - это выявление специфики функционирования верховых маршрутов.

МОУ ДОД СДЮШОР № 21, ООО «Спорт», КСК «Кабриолет» в качестве маршрутов для верховых прогулок и тренинга лошадей используют сложившуюся рекреационную ситуацию в рамках существующей дорожно-тропиночной сети Тверицкого бора, как и конные маршруты ООО «Парково», но в границах памятника природы Ляпинский бор.

Предваряя оценку маршрутов, необходимо охарактеризовать сложившуюся рекреационную ситуацию на объектах их местоположения. В качестве сводных эколого-диагностических данных для участков конных маршрутов следует отметить рекреационные группы нарушений общего типа (замусоривание территории, расширение

троп, вытаптывание растительности) и постоянно-высокий характер воздействий для Тверицко-го бора относительно его среднего уровня в Ля-пинском сосняке. Аналогично свойственен больший поток посетителей нерекреационной категории (транзитный пешеход в час и 5-10 автомобилей в светлое время суток) и преобладающее количество рекреантов (15-20 человек в час). Ситуация на рекреационных верховых маршрутах ООО «Парково» отличается средним количеством нерекреационных посетителей (один или два транзитных пешехода в час и один или три автомобиля в день) и рекреантов (один или три человека в час), но без учета подъездных участков конных троп к Ляпинскому бору.

В свою очередь, прилегающая территория Тверицкого бора в районе месторасположения маршрутов для верховых прогулок и тренинга лошадей 2-х конных центров КСК «Кабриолет», МОУ ДОД СДЮШОР №21 и ООО «Спорт» испытывает нагрузку в общую сумму поголовья лошадей - 160 голов. Рассматривая в качестве отдельной рекреационной категории всадников, можно отметить их неравномерное посещение в течение дня Тверицкого бора, где максимум приходится на утренние (с 9.00. до 12.00.) и вечерние часы (с 16.00. до 19.00.). Утром осуществляется тренинг лошадей спортсменами, а вечером преобладают верховые рекреационные прогулки клиентов КСК «Кабриолет». В выходные дни отмечается равномерный интерес к территории Тверицкого бора. Таким образом, количество всадников как рекреационных посетителей для данного объекта можно определить средним значением в 10 чел/час.

Маршруты ООО «Парково» используются для верховых прогулок клиентов и тренинга лошадей спортсменами клуба, что определяет нагрузку в 40 голов лошадей. Отмечается их неравномерная загрузка в течение дня, по дням недели и по сезонам года. Преобладающее число всадников наблюдается во второй половине дня в период от 16 до 19 часов, а также в течение выходных дней. Таким образом, количество всадников как рекреационных посетителей для маршрутов пространства вмещающего ландшафта данного объекта можно определить средним значением в два или три чел/час.

Примечательно, что климатический сезон функционирования конных рекреационных маршрутов аналогичен для региона и составляет продолжительный временной отрезок с середины апреля по середину ноября и в зимний период с

середины декабря по март. Не востребованы по погодным условиям верховые маршруты в марте, начале апреля, во второй половине ноября и до середины декабря. Наблюдается соотношение сезона их использования в течение 10,5 месяцев и нефункционального периода 2,5 месяцев. Следовательно, маршрутный тип определяется стандартным природным и снежным вариантами покрытия. Действительно, по способу передвижения они представляют собой на большем протяжении мультимаршруты. Стандартная (земельная) поверхность маршрута используется всадниками, пешеходами, велосипедистами, автомобилистами наряду с его сезонным (снежным) типом покрытия для передвижения лошадей, пешеходов, автомобилей, снегоходов, лыжников.

При характеристике конных маршрутов отмечается их непродолжительное использование в рамках от 15 до 45 минут по кольцевому направлению движения. В большинстве случаев наблюдается активный темп движения всадников рысью и галопом, реже - шагом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе экологической диагностики конных рекреационных маршрутов были выявлены участки линейного вытаптывания колейно-траншейного типа и расширения троп, связанные с обходом локальных препятствий природного и антропогенного происхождения.

Согласно американскому аналогу определено соответствие маршрутных атрибутов 2 классу, отличающемуся минимальным усовершенствованием. Следовательно, ширина маршрута должна включать двойную тропу, составляющую 60", либо могут выделяться другие сегменты. Преобладающий природный тип поверхности, свойственный супесчаным почвам типичного сосняка, может содержать выступы, препятствия движению до 12", уклоны, но соответствовать параметрам растительной расчистки в 8"-10" высотой, 72" шириной и на уровне плеч 6"-12".[4]

В качестве рекомендуемых требований к содержанию маршрутов отмечена необходимость их картирования и улучшения качеств мульти-маршрутов. В частности, оптимально обозначение маркерами секций активного движения и мест выхода транзитных пешеходов, пересечения троп.

Для конных рекреационных маршрутов ООО «Парково» тенденцией развития является и увеличение длины маршрутов, поскольку в силу высокой степени или интенсивности нагрузки в выходные дни необходимо использовать протяженные маршруты временного периода до 60-90 ми-

нут. Определяющими направлениями являются близлежащие водные объекты-аттракторы - Ля-пинские и Прусовские карьеры. В высокий период перспективна реализация туристско-рекреационного продукта, поскольку возможна организация продолжительных маршрутов выходного дня (один или два дня) и конных походов (два или три дня). Однако подобное направление потребует дополнительных условий: сотрудничество с туроператором и турагентами, организация промежуточных мест отдыха и ночлега для людей и лошадей, вероятно, транспортные услуги по перевозке животных и клиентов.

Итак, в рамках предложений для смягчения неблагоприятных воздействий можно отметить возможности обустройства конных рекреационных маршрутов согласно американскому опыту при помощи способов противоэрозионного моделирования рельефа на склоновых участках и создания дренажно-противоэрозионной сети [3]

Библиографический список

1. Брагин, П.Н. Город как арена рекреации и туризма : эколого-рекреационные аспекты градостроительства и планирования [Текст] / П.Н. Брагин, Е.Ю. Колбовский, И.М. Петухова // Туризм в Ярославском крае : история, проблемы, перспективы: сборник статей. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2004. - С. 205-221.

2. Колбовский, Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Е.Ю. Колбовский. - М. : Издательский центр «Академия», 2006.- 256 с.

3. Hesselbarth, W. Trail construction and maintenance notebook [Text] / W. Hesselbarth, B. Vachowski. -Washington: USDA Forest Service Technology and Development Programm Missoula, 2000. - 140 p.

4. Poe, R. H. Trail Riding: train, prepare, pack up and hit the trail. ^ext] / R.H. Poe. - North Adams of USA: Storey Publishing, 2005. - 326 p.

Идея проектных предложений должна детально прорабатываться на местности, чтобы включать маршрутные структуры, подходящие для конного передвижения.

Таким образом, территориальное обустройство ландшафтов для отдыха населения (рекреации и туризма), связанного с использованием лошадей, определяется преобразованием ландшафта города для конных маршрутов и комплексов. Как процесс осознанное создание условий для при-родно-ориентированного конного отдыха и туризма осуществляется посредством ландшафтного планирования. В свою очередь, оно включает оценку состояния, определение потенциальной нагрузки и внесение проектных предложений для снижения неблагоприятных воздействий в пространстве вмещающего ландшафта города, в частности элементов экологического каркаса.