Научная статья на тему 'Ландшафт как фактор пространственно-территориальной организации конного туризма'

Ландшафт как фактор пространственно-территориальной организации конного туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
331
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОННЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ЛАНДШАФТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ МАРШРУТОВ / АЛЛЮРЫ / ШАГ / РЫСЬ / ГАЛОП / TRAIL RIDING / CLASSIFICATION OF ROUTES / A TOURIST-RECREATIONAL PRODUCT / LANDSCAPE PLANNING / PACES / STEP / TROT / GALLOP

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ульянова Татьяна Львовна

Конный туризм является природно-ориентированным типом туризма как экологический или спортивный туризм. В статье проанализирован туристско-рекреационный продукт конного туризма. Указаны элементарные рекреационные занятия, связанные с верховой ездой. Классификация маршрутов отражает комбинацию нескольких занятий в границах ландшафтов. Ландшафтное планирование предопределяет способы сооружения маршрутов, ухода за ними, резервирования и охраны природных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Landscape as a Factor of Territorial Organization of the Trail Riding

Trail riding is a nature-oriental type of tourism as ecological tourism or sport tourism. The term of tourist and recreation product of trail riding is analyzed in this article. Elemental tourist and recreation activities concerning horse riding are represented. The classification of routes reflects the combination of several activities in landscape boundaries. Landscape planning is a way of trail construction and maintenance. It is the way to reserve and protect surrounding landscapes.

Текст научной работы на тему «Ландшафт как фактор пространственно-территориальной организации конного туризма»

УДК 911.5

Т.Л. Ульянова

Ландшафт как фактор пространственно-территориальной организации конного туризма

Конный туризм является природно-ориентированным типом туризма как экологический или спортивный туризм. В статье проанализирован туристско-рекреационный продукт конного туризма. Указаны элементарные рекреационные занятия, связанные с верховой ездой. Классификация маршрутов отражает комбинацию нескольких занятий в границах ландшафтов. Ландшафтное планирование предопределяет способы сооружения маршрутов, ухода за ними, резервирования и охраны природных объектов.

Ключевые слова: конный туризм; верховая езда; туристско-рекреационный продукт; ландшафтное планирование классификация маршрутов, аллюры, шаг, рысь, галоп.

T.L. Ulyanova

Landscape as a Factor of Territorial Organization of the Trail Riding

Trail riding is a nature-oriental type of tourism as ecological tourism or sport tourism. The term of tourist and recreation product of trail riding is analyzed in this article. Elemental tourist and recreation activities concerning horse riding are represented. The classification of routes reflects the combination of several activities in landscape boundaries. Landscape planning is a way of trail construction and maintenance. It is the way to reserve and protect surrounding landscapes.

Key words: trail riding; riding; a tourist-recreational product; landscape planning, classification of routes, paces, step, trot, gallop.

Конный туризм является одним из направлений активного отдыха. В свою очередь, имеет ряд общих черт с экологическим туризмом, поскольку часто предполагает отказ от культа комфорта, использование дружественного природе транспорта. Многие исследователи (В.С. Сенин, В.А. Александрова) относят конный туризм к данной разновидности в силу того, что конные туры проходят по особо охраняемым территориям (например, национальным паркам). Таким образом, конный туризм - это природно-ориентированный вид туризма, который предопределяет освоение природного и культурного ландшафта в рамках организации туристско-рекреационного пространства.

Туристско-рекреационный продукт (ТРП) в современном конном туризме включает два компонента: основной и комплиментарный (дополнительный), которые предполагают посещение специализированных конных баз. Основной компонент включает в свою структуру конные походы, верховые прогулки, занятия спортом, характеризующиеся непосредственным контактом или верховой ездой. Комплиментарность ТРП предполагает визуальное (созерцательное) свойство, связанное с получением удовольствия от общения с животными, посещения конных

© Ульянова Т. Л., 2010

шоу, соревнований или испытаний, предлагаемых в качестве дополнительных услуг.

В конном туризме выделяются элементарные туристско-рекреационные занятия, определенные согласно аллюрам передвижения, в частности, езда шагом, рысью, галопом. В свою очередь, туристско-рекреационный модуль составляют их сочетания, используемые во время верховой или упряжной езды. Цикл складывается из вышеотмеченных модулей в рамках похода, прогулок или обучения на плацу наряду с включением дополнительных туристско-рекреационных ресурсов [1].

Классификация конного туризма связана с типологией конных маршрутов, представленных конно-упряжным, конно-верховым и комбинированным типами. Последний вариант объединяет несколько рекреационных занятий, в связи с чем подразделяется на подтипы: конно-экскурсионный, конно-водный, конно-водный-экскурсионный. В свою очередь, основное рекреационное занятие или их комбинацию предопределяет ландшафт.

Другая категория классификации конных походов отражает уровень навыков и умений верховой езды, ухода за лошадьми, где различают маршруты для новичков, опытных и профессионалов, что, как правило, соответствует люби-

тельским и спортивно-квалификационным конным походам. Ландшафт вновь влияет и на этот критерий, так как предоставляет легкие и сложные - пересеченные участки местности для прохождения, отсутствие или необходимость преодоления препятствий на маршруте. Здесь же можно рассмотреть признак длительности конного маршрута, складывающийся из длины маршрута и расстояний, преодолеваемых за день. Последние могут зависеть от скорости езды и продолжительности. Новички и любители быстро и долго ехать не могут. Профессионалы по сложной местности перемещаются тоже медленно, но больше времени могут проводить в седле. На скорость движения влияет также возможность перевозки вещей туристов автосопровождением, гужевым транспортом, на вьючной или собственной лошади.

Все вышеуказанное определяет конфигурации маршрутов, где выделяются радиальные, линейные и кольцевые походы. Объекты туристского интереса и препятствия ландшафта составляют основные узлы нити пути, следовательно, привязку маршрута. По уровню опыта существуют тоже закономерности: начинающим конникам предлагаются, как правило, радиальные походы с целью получения и повторного закрепления навыков.

Итак, физико-географические аспекты определяют специфику конного туризма. Вмещающий ландшафт накладывает отпечаток на ряд признаков маршрута и на степень труднопрохо-димости (с признаками скорости передвижения, продолжительности, конфигурации), что, в свою очередь, предъявляет набор требований к местности планирования и функционирования конного туристского маршрута. Следовательно, по классификационным признакам конный туризм относится к природно-ориентированному направлению отдыха, а географический анализ может быть одним из инструментов планирования, организации, обустройства маршрутов.

География конного туризма представляется регионально упоминанием той или иной административной единицы, где проложены маршруты, однако привязка конных маршрутов к физико-географическому районированию (ФГР) позволила сделать ряд выводов. Сравнивая опыт организации конного туризма РФ и США, следует отметить, что конными маршрутами в России охвачены 6 физико-географических стран (ФГС) из 13 (по Исаченко), а в Штатах все 8 физико-географических стран государства [3].

ФГС четко определяет первостепенные природные особенности территорий, в частности, характер местности, указывая на гипсометрический уровень, то есть 5 ФГС являются горными (горы Южной Сибири, Новоземельско-Уральская горная страна, Крымско-Кавказская горная страна, Камчатско-Курильская горная страна, Амур-ско-Приморская страна) и 1 равнинной (Русская равнина) из совокупности ФГС РФ, где существуют конные туристские маршруты.

Исходя из анализа классов ландшафтов, свойственных ФГС и физико-географическим областям (ФГО) распространения конного туризма России, можно сделать вывод о закономерной возможности существования конных маршрутов в любом из подклассов ландшафтов, то есть от низменных равнин до высокогорья. Примечательно, что каждая из областей охватывает минимальную совокупность из 2 классов ландшафтов. Таким образом, можно предположить, что все конные маршруты должны пролегать, как правило, на территории, где возможно сочетание 2 классов ландшафтов, чтобы закономерно менялся пейзаж и был тем самым аттрактивен для туриста по линии маршрута.

Высокое гипсометрическое положение не в пользу комфортного верхового путешествия, и преимущество организации конных маршрутов на стороне равнинных территорий. Для организации конных маршрутов в горной местности предпочтительны низкогорья и среднегорья, а также их сочетание с приморским положением. Конно-экскурсионные маршруты наиболее свойственны горной местности, где отмечается большая роль природных достопримечательностей в качестве объектов туристского показа при организации дополнительных пеших прогулок и экскурсий в рамках конного тура. Если конные маршруты равнинных территорий конно-экскурсионные, то складываются они вокруг культурно-исторических объектов. Конно-водные маршруты самые малочисленные, а также есть не во всех ФГС и представлены фактически в единичном количестве. Вышеуказанные явления связаны с характеристикой конных туров и вносят коррективы в рамках линий маршрутов.

Для подтверждения определенных выводов было использовано дробное физико-географическое районирование до уровня следующего ранга - провинций. Учитывая лидерство по количеству маршрутов и числу включенных физико-географических провинций, можно

предположить закономерность, что численное преимущество маршрутов зависит от разнообразия ландшафтных провинций. Подтвердилась гипотеза прикладного характера ФГР, суть которой в том, что чем больше охвачено физико-географических единиц (ФГЕ) меньшего ранга, тем выше вероятность дополнительного включения природных достопримечательностей в качестве объектов туристского показа для пеших прогулок и экскурсий в рамках конно-экскурсионных маршрутов. Для выявления своеобразия конного туризма на уровне административных единиц необходимо принимать во внимание физико-географические особенности ранга провинций. Анализ числа маршрутов иллюстрирует закономерность, что их большему числу соответствует природное разнообразие региона, выраженное охватом 2-3 физико-географических единиц ранга провинций. Данная тенденция может найти свое выражение на равнинах с целью увеличения ландшафтного разнообразия для маршрутов, размещая их на границах физико-географических провинций или административных единиц.

Таким образом, пространственная и функциональная организация конного туризма складывается из анализа специфики конного туризма, содержания современного ТРП, определения типологии конных маршрутов согласно 1 уровню регионального планирования - привязке к физико-географическому районированию страны.

Локальный уровень планирования связан с определением потенциальных территорий для конного туризма. В США - это единая национальная природно-парковая система, объединенная системой маршрутов (рекреационных, пейзажных, исторических и связующих), первоначальными компонентами которой были Аппа-лачский и Тихоокенский маршруты. Рассмотрим особенности функционирования конных маршрутов в пределах современной Аппалачской тропы, которая представляет собой размеченный маршрут протяжённостью около 3,5 тыс. км для пешеходного туризма в североамериканской горной системе Аппалачи от горы Катадин (штат Мэн) на севере до горы Спрингер (штат Джорджия) на юге. Лошади допущены на маршрут в Мериленде вдоль национального исторического парка канала Чесапик и Огайо и в национальном парке Дымчатых гор (Great Smoky Mounts), где по закону около 50% парка открыто для всадников в силу исторического использования. Верховая езда ограничена маршрутами, специально

спроектированными для конного использования, всадники могут воспользоваться обустроенными местами стоянок. Существуют правила поведения на маршруте, среди которых ограничение движения по оттаявшим и замороженным маршрутам, предупреждение об опасности использования их в мокрое время, поскольку почва легко повреждается, когда мягкая. В рамках движения необходимо придерживаться маршрута, не использовать короткие пути, идти или ехать верхом на лошади по центру тропы, а при пересечении дорог или мостовых требуется спешиваться и вести лошадь в поводу [3].

Итак, примечательна организация инфраструктуры конных маршрутов США, в частно -сти, критерий информативности отвечает требованиям поиска информации о маршруте и его объектах в Интернете, обеспечивает наличие карт и правил поведения, своеобразно оборудование конных стоянок троп, уникальна маркировка и обозначения на местности.

Лесная служба США является организацией-пионером по планированию, сооружению и использованию маршрутов. Для каждого маршрута национальной системы или его сегмента определяется 5 основ, связанных с соответствующим планом по его управлению: маршрутный тип, класс, способ передвижения, способ проектирования, проектируемые параметры. Данные основы обеспечивают объединение значений в последовательный протокол и связь предназначенного проектирования и управления с маршрутным дизайном, сооружением, уходом и использованием [2].

Маршрутный тип - это категория, которая отражает преобладающую поверхность и главный способ путешествия по ней: стандартный или земельный маршрут, снежный маршрут; водный маршрут.

15 июня 2001 г. в США была учреждена 5 классовая маршрутная система классификации, то есть первичные, вторичные маршруты и пути преобразовались в 5 классов по степени необходимых строительных сооружений. В настоящий момент различаются следующие классы:

• маршруты класса 1: с минимальным усовершенствованием;

• маршруты класса 2: со средним или умеренным усовершенствованием;

• маршруты класса 3: усовершенствованные;

• маршруты класса 4: с высокой степенью усовершенствования;

• маршруты класса 5: полностью усовершенствованные.

Классификацию маршрутов характеризует ряд атрибутов: состояние ступени и особенности передвижения, свойства препятствий, маршрутные сооружения, обозначения, характер рекреационного спектра. Примечательно, что способ передвижения может сочетаться на маршрутах или их сегментах.

В качестве проектируемых параметров отмечаются значения ряда показателей:

• ширина ступени, которая используется в определении одной или двойной линии, а также их минимальной ширины;

• дизайн поверхности сочетает тип покрытия, выступы и препятствия;

• проект уклона выражается терминами: целевой уклон, площадь максимального уклона, максимальная плотность;

• дизайн пересекаемого склона, который выражен планируемым пересекаемым склоном и максимальным его значением;

• проект расчистки растительности, указываемый значениями ширины, высоты и уровнем плеча;

• проект поворотов выражается радиусом поворота [2].

Существуют сводные таблицы вышеуказанных параметров для маршрутов разного функционального значения, в частности, маршрутные характеристики для всадников и сопровождающих вьючных животных. При определении проектируемых параметров стоит придерживаться свойств почвы, гидрологических условий, уровней использования, потенциала эрозии и других факторов, способствующих поверхностной устойчивости и поддержке маршрута.

Цель и задачи маршрутного функционирования документируются. Общая маршрутная информация включает:

• Номер региона, номер или название леса и района.

• Официальное название и номер маршрута, которые должны соответствовать запротоколированным данным, обеспечивающим двойной контроль для корректного правописания и использования пространства.

• Начальный и конечный пункты маршрута: краткое повествовательное описание идентификационного местоположения.

• Начальные и конечные путевые столбы: начальная и конечная точки измерения для маршрута.

• Опись длины маршрута.

Определяются маршрутные секции, когда некоторые маршруты могут соответствовать не одной цели, а большему их набору.

Следует отметить, что в России существует ряд проблем с организацией туризма на охраняемых территориях наряду с отсутствием их производительной системы планирования, функционирования и управления. Однако наибольший интерес при планировании и организации конного туризма и отдыха на этапе выбора тури-стско-рекреационного потенциала представляют структурные элементы экологического каркаса. При всем различии подходов и своеобразии национальных сетей охраны природы природный каркас любой страны включает в себя площадные, линейные и точечные элементы. Итак, компоненты экологической регламентации природопользования представляют непосредственный набор потенциальных объектов туристско-рекреационного интереса в рамках организации конных центров и маршрутов:

• существующие ООПТ: государственные природные заповедники, национальные и природные парки, природные заказники, памятники природы и другие формы;

• ведомственные участки ограниченного природопользования: особо ценные лесные массивы и заповедные лесные участки и категории за-щитности лесов первой группы, воспроизводственные участки охотугодий, зоны ограниченного рыболовства;

• различные типы охранных зон: водоохранные зоны, прибрежные полосы, охранные зоны линий коммуникации [1].

В процессе ландшафтного планирования приходится предусматривать и защиту территорий от вредного воздействия туризма и отдыха. Геоэкологические особенности конного туризма связаны с сохранением субстрата ландшафта и определением степени допустимой рекреационной нагрузки для туристской территории. Основная проблема - вытаптывание растительного и почвенного покровов и, как следствие, фрагментация участков субстрата и последующая деградация ландшафта. Для каждой местности или природного комплекса степень мозаичности и время на ее восстановление различны, потому необходимо контролировать потоки рекреантов и туристов. Контроль возможен путем обустройства специальных линий перемещения - маршрутов в пределах участков экосистемы или ландшафтов.

Таким образом, для всех уровней маршрутной работы необходимо хорошее планирование, которое начинается с определения цели и задач маршрута, намерений пользователя, желаемого уровня сложности, определения потенциального маршрута. На протяжении линии маршрута должны быть указаны следующие участки: точки входа и выхода, препятствия движению (ущелья или перевалы, пересечение потоков, «ареалы избегания»), объекты туристского интереса или аттракторы (сценические возвышенности, водопады и т.п.), отмечается строительство дополнительных сооружений, таких как серпантины,

Библиографический список

1. Колбовский, Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е.Ю. Колбовский. - М.: Академия, 2006. - 256 с.

2. Hesselbarth, W. Trail construction and maintenance notebook [Текст] / W. Hesselbarth, B. Vachowski. -Washington: USDA Forest Service Technology and Development Programm Missoula, 2000. - 140 p.

3. Poe R. H. Trail Riding: train, prepare, pack up and hit the trail. [Текст] / R.H. Poe. - North Adams of USA: Storey Publishing, 2005. - 326 p.

мосты. Примечательно, что хорошее планирование последовательно переходит в мониторинг маршрутного коридора, который осуществляется во время функционирования маршрута и подвергается ремонтным работам на стадии низкого сезона использования.

Таким образом, учет физико-географических параметров предопределяет пространственно -территориальную организацию конного туризма и осуществляется в процессе этапов планирования, функционирования и ухода за конными маршрутами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.