Научная статья на тему 'Эволюция архитектуры конных сооружений: от конюшен Рамзеса II до современных конно-спортивных комплексов. Часть I. древний и классический периоды'

Эволюция архитектуры конных сооружений: от конюшен Рамзеса II до современных конно-спортивных комплексов. Часть I. древний и классический периоды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2301
587
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ARCHITECTURAL DESIGN / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ / PUBLIC BUILDINGS / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗДАНИЯ / AGRICULTURAL BUILDINGS / КОННО-СПОРТИВНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / EQUESTRIAN FACILITIES / ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / HISTORY OF ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гарнец Анатолий Маркович, Зыбина Дарья Дмитриевна

The article is dedicated to the review of equestrian architecture from the appearance of first constructions in XI BC to present the time. During the past millennium horse facilities underwent evolution of architectural and functional purpose. As the periodization of equestrian architecture was not made earlier, now it is offered for the first time. Some elements of ancient constructions recieved further development in later periods. It is noticeable that gradual reduction of scales of equestrian constructions from a hippodrome field 100x600 m to dressage arenas 20x60 m. The need of the arrangement of a spectator complex, which appeared already in the ancient period with the emergence of first competitions, now is integrated into equestrian complexes. The sizes of stalls of imperial stables created during the classical period are used in modern stables. Installation of the flags of participants during knight tournaments were transformed the placement of billboards of sponsors on the sides of the arena.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of Equestrian Architecture: from Ramesses II''s Stables to Modern Horse Facilities. Part I. Anrient and Classical Periods

The article is dedicated to the review of equestrian architecture from the appearance of first constructions in XI BC to present the time. During the past millennium horse facilities underwent evolution of architectural and functional purpose. As the periodization of equestrian architecture was not made earlier, now it is offered for the first time. Some elements of ancient constructions recieved further development in later periods. It is noticeable that gradual reduction of scales of equestrian constructions from a hippodrome field 100x600 m to dressage arenas 20x60 m. The need of the arrangement of a spectator complex, which appeared already in the ancient period with the emergence of first competitions, now is integrated into equestrian complexes. The sizes of stalls of imperial stables created during the classical period are used in modern stables. Installation of the flags of participants during knight tournaments were transformed the placement of billboards of sponsors on the sides of the arena.

Текст научной работы на тему «Эволюция архитектуры конных сооружений: от конюшен Рамзеса II до современных конно-спортивных комплексов. Часть I. древний и классический периоды»

Эволюция архитектуры конных сооружений:

от конюшен Рамзеса II до современных конно-спортивных комплексов. Часть I. Древний и классический периоды

А.М.Гарнец, Д.Д.Зыбина

Около шести тысяч лет назад, задолго до появления древнейших цивилизаций Ближнего Востока и Египта, кочевые племена индоевропейцев впервые приручили лошадь. Потребовались тысячелетия, прежде чем коневодческий опыт кочевников стал частью повседневной жизни других народов. Как свидетельствуют изображения на Урском штандарте (рис. 1), колесницы-повозки со сплошными колесами существовали уже около XXVI века до н. э. Самым ранним вариантом боевой колесницы был транспортный возок-арсенал, возимый на поле боя за командиром и лучшими воинами. Колесница выполняла три основные функции, необходимые для ведения боя: транспортно-маневренную, огневую, когда при сближении с противником воины из кузовов запряжек могли метать дротики и стрелять из лука, и ударную, позволяющую таранить колесницу противника.

За прошедшие тысячелетия конные сооружения претерпели эволюцию в функциональном назначении. Поскольку периодизация архитектуры коневодческих сооружений ранее не производилась, мы впервые описываем историческое развитие архитектуры коневодческих построек за рубежом и в России. От первого упоминания до настоящего времени типологию архитектурных сооружений условно можно разделить на четыре периода, каждый из которых характеризуется особыми подходами к решению градостроительных,

Рис. 1. Изображение шумерской ударной колесницы. Урский штандарт, ок. 2500 года до н.э. (фрагмент)

объемно-планировочных, архитектурно-художественных, конструктивных вопросов проектирования и строительства:

I - древний: XIII век до н.э. - конец XV века н.э.;

II - классический: XVI - конец XIX века;

III - новый: XX век;

IV - новейший: XXI век.

В 2000 году были найдены остатки конюшен Рамзеса II (XIII век до н.э.). Это был комплекс конюшен площадью 1700 кв. м для размещения 460 голов лошадей, построенный на краю дельты Нила. Конюшни состояли из шести рядов идентичных строений, полностью оснащенных для содержания животных, включая каменные бассейны для воды и коновязи, встроенные наклонные канавки для сбора лошадиной мочи и последующего ее использования в качестве удобрения. В комплексе располагалась также мастерская по изготовлению колесниц. К Х веку до н.э. относятся конюшни царя Соломона в городе Могиддо Северного царства Израиля (рис. 2). Комплекс был рассчитан на одновременное содержание более 450 лошадей. Конюшни включали параллельные отсеки, каждый из которых имел центральный проход шириной 3 м, фланкированный двумя рядами каменных столбов, служивших и для поддержки крыши, и, судя по специальным отверстиям в них, для привязи лошадей. За столбами шли трехметровые проходы для вывода животных. Полы были вымощены булыжником или покрыты слоем дробленого известняка. В каждом отсеке находились 30 лошадей. Таким образом, военно-транспортное использование лошадей позволило сформироваться первому типу архитектурных объектов - комплексам царских конюшен вместимостью до 500 голов.

С VII века до н.э. известны конно-спортивные игры. Первое упоминание об участии конных колесниц в Олимпийских играх относится к 680 году до н.э., первое сообщение о включении в программу Олимпиад скачек на лошадях и

Рис. 2. Конюшни царя Соломона, ок. Х века до н. э.

мулах - к 648-му. Первое документальное свидетельство об игре в поло найдено в персидских летописях. Александр Македонский в IV веке до н.э. перенял поло как отличную тренировку для кавалерии. Вместе с тем появляются и новые сооружения, сначала плоскостные - поля для игры в поло, арены для состязания на колесницах 100 на 600 м, затем объемные - ипподромы.

Длина разгона и радиус поворота колесницы определяли размеры боевого поля ипподрома. Уже в древности такие сооружения разделялись на ипподромы беговые (радиус поворота более 100 м) и скаковые (радиус поворота менее 100 м). На примере ипподрома Большой цирк (Circus Maximus) в Древнем Риме можно проследить историю развития этих построек на протяжении V века до н.э. - I века н.э. (рис. 3). Большой цирк длиной 600 и шириной 150 м расположен в долине между двумя холмами из семи - Палантином и Авер-тином. В III веке до н.э. был выстроен из дерева старт для колесниц, зрители собирались на возвышенностях. Первые постройки для лошадей, а также статуи и клетки появились только после Пунических войн, во II веке до н.э. Тогда же появились правила и схема проведения состязаний. При Цезаре расширили площадь цирка и вырыли канал вокруг арены. Состязания колесниц проходили по прямой - доехав до конца арены, колесницы разворачивались и мчались в обратную сторону. Позже, с развитием канализационной системы Рима, под ареной был проложен большой тоннель (примерно 4,5 м в высоту и 2,5 м в ширину), в результате чего со временем на арене образовался «хребет». Выравнивание земли перед каждым соревнованием стоило существенных трудозатрат, поэтому соревнования уже не могли проводиться по старой схеме. Правила были изменены, и колесницы стали ездить не по прямой, а по кольцу, огибая «хребет» арены. Новый способ проведения конных соревнований быстро прижился - конные скачки стали проводиться на кольцевых ипподромах.

При Юлии Цезаре в Большом цирке могло разместиться 250 тыс. зрителей (еще столько же наблюдали за соревнованиями стоя). В середине короткой полукруглой стороны ограждения арены находились ворота, через которые выезжали из цирка победители на скачках. На противоположной стороне арены стояли три башни, в средней также были проделаны ворота, служившие для въезда колесниц, между ней и боковыми башнями справа и слева были устроены по дуге круга стойла для лошадей и места для колесниц.

Своей постоянной архитектурной формой Большой цирк обязан императору Августу. Места на ближайших к арене ступенях предназначались сенаторам и всадникам. Согласно описанию Дионисия Галикарнасского, нижние места для зрелищ были каменными, верхние два - деревянными, внешние аркады, где помещались лавки, трактиры и т.п., были одноэтажные. В 81 году императором Титом были выстроены ворота на южной, короткой стороне цирка. В эпоху правления Траяна было значительно увеличено число мест для зрителей за счет выстроенной Домицианом, а теперь уничтоженной императорской ложи. Кроме Circus Maximus, в Риме насчитывалось еще пять ипподромов (Circus FLaminius на Марсовом поле, Circus CaLiguLaeet Neronis в садах Агриппины у подножия Ватиканского холма, Circus Hadriani на Campus Vaticanus, Circus Maxentii на Via Appia, Circus SaLLustii). Ипподромы имели большое социальное значение. Так, в Риме могли не знать, чем закончилась война с германцами или парфянами, но всякий знал, кто победил в последний день состязаний.

Устройство зрительского комплекса древних ипподромов с проходами, парадными ложами, зонами отдыха и уборными, защитными ограждениями, разделявшими всадников и зрителей, развивалось в последующие периоды на менее масштабных сооружениях, ставших прообразами современных ипподромов и конно-спортивных комплексов.

£

Рис. 3. Circus Maximus (Большой цирк) в Древнем Риме (реконструкция на 80 год до н.э.)

2 2015 49

К концу древнего периода сформировались первые два типа конных построек: царские (императорские) конюшни и ипподромы. Дальнейшее развитие типологии конных сооружений происходит уже в Средние века с появлением конного ристалища.

Со второй половины XI века для тренировки кавалерии устраивались рыцарские турниры. Их история берет свое начало во Франции, когда Готфрид де Прельи сформулировал правила проведения турнира. Изначальным местом для состязания рыцарей служило круглое поле, впоследствии они проводились на прямоугольной огороженной территории (ристалище). Ж.Ж.Руа в своей книге «История рыцарства» дает подробное описание места для проведения рыцарских турниров. Это было поле, обнесенное оградой или огороженное веревкой; посередине поля устанавливалось деревянное заграждение, разделяющее его на две части, что не давало столкнуться лошадям при движении двух всадников навстречу друг другу (рис. 4). На поле можно было попасть через ворота, которые устанавливались для въезда всадников на ристалище. Ристалище размещали возле одной из крепостных стен с видом на противоположную сторону, где находился лес. При проведении некоторых соревнований побежденные рыцари имели возможность ретироваться в ту сторону, чтобы по возвращении встать под знамена победителей. По трем сторонам поля устанавливались деревянные помосты - зрительские места. Украшенные дорогими тканями деревянные ложи, располагавшиеся по оси ристалища, служили местами для дам, чье посещение турниров стало неотъемлемой частью

Рис. 4. Схема устройства конного ристалища в Средние века (по описанию Ж.Ж. Руа): 1- «боевое поле», 2 - место установки флагов участников, 3 - деревянные помосты для зрителей, 4 - места для дам, 5 - крепостная стена, 6 - лес

зрелища начиная с XIII века. Присутствие судей на турнирах было обязательным. Перед полем выставлялись флаги с гербами участников. Дополнительно ставились шатры за пределами поля для подготовки всадников.

С XVI века развитие получает выездка. Специальные школы верховой езды появились сначала в Италии, Франции, Испании и Австрии. В 1534 году были построены Королевские конюшни в Лондоне. Филипп II, король Испании, в 1570 году строит Королевские конюшни с манежем в Кордове.

Школа верховой езды в Вене впервые упоминается в 1572 году. Манеж и конюшня были расположены в специально перестроенном в 1565 году восточном крыле дворца Хофбург. Конюшню построили в 1558-1565 годах на месте древней площади Бабенбергер. Отдельно стоящее здание имеет квадратный план, фасад выполнен в стиле классического Ренессанса с многочисленными декоративными элементами. Три ряда лоджий внутреннего двора декорированы арками.

В 1679-1683 годах были построены конюшни в Версале, официальной резиденции французских королей. В Больших конюшнях содержались лошади короля, а в Малых, абсолютно идентичных по размеру и расположенных напротив дворца, - каретные (упряжные) лошади. Большие конюшни были также домом для лошадей, принадлежавших Академии верховой езды - «Школе пажей» (Ecole des Pages). В те времена Версаль был местом, где искусство верховой езды процветало и куда съезжались желающие постичь его со всей Европы. Здания Больших и Малых конюшен были построены архитектором Жюлем Ардуэном-Мансаром.

Наиболее близким прообразом современных конноспортивных комплексов были экзерциргаузы, первоначально появившиеся в Пруссии, - теплые манежи для занятий верховой ездой и выездки лошадей при военных штабах. Они не только обеспечивали содержание животных, но и выполняли функцию зрелищного сооружения, своего рода конного театра. Испанская школа верховой езды до сих пор представлена в Вене в императорском дворце Хофбург, где манеж, построенный в 1735 году по проекту Фишера фон Эрлаха в виде четырехугольного партера, окруженного высоко приподнятой галереей с местами для зрителей, является старейшим в Европе (рис. 5).

Строительство конюшен во дворце короля Георга IV в Брайтоне, вошедшем в историю архитектуры как Королевский павильон, вел в 1803-1808 годах архитектор В. Порден в ин-до-сарацинском стиле (рис. 6). Комплекс включал денники на 60 лошадей, а также служебные помещения над конюшней. В центре круглого в плане павильона диаметром 24,3 м (80 футов) и высотой 19,8 м (65 футов) располагался фонтан для поения лошадей. В 1810-х годах архитектор П. Фонтен проектирует военный манеж в Фонтенбло (рис. 7).

В Петергофе еще с 1723 года находился довольно скромный конюшенный двор, в таком виде просуществовавший вплоть до середины XIX века. В 1847 году архитектор Н.Л.Бенуа строит в Петергофе новые конюшни в стиле англий-

Рис. 7. Военный манеж в Фонтенбло. Архитектор П.Фонтен, 1810 год. Общий вид здания. Интерьер манежа

Рис. 5. Испанская школа верховой езды в Вене. Манеж в императорском дворце Хофбург. Архитектор Фишер фон Эрлах, 1735 год. Общий вид. План и разрез

Рис. 6. Конюшни в Королевском павильоне в Брайтоне. Архитектор В.Порден, 1803-1808 годы

Рис. 8. Конюшни в Петергофе. Архитектор Н.Л.Бенуа, 1847 год. Общий вид. Манеж

ской готики (рис. 8). В Петродворце придворные конюшни, занявшие земельный участок площадью 31 751 кв. м, стали самой крупной постройкой. В настоящее время в Петергофе они формируют целый городской квартал.

Построенный в стиле средневековой оборонительной английской крепости, комплекс конюшен спроектирован в форме каре, крестообразно разделенном на четыре внутренних двора, где располагались различного рода службы - кузницы, шорная, фуражная, каретные (экипажные) сараи, ветеринарная лечебница, кладовые для фуража. По периметру каре - по углам и в местах соединения корпусов - расположены девять башен, углы которых венчают наблюдательные башенки. Башни, которые соединяли просторные и светлые одноэтажные корпуса самих конюшен, предназначались для хранения сена и овса. В верхних этажах башен располагался царский конвой. Конюшни, вмещавшие 328 лошадей, были связаны между собой каменными оградами и воротами. Все важные функциональные подразделения были спрятаны во внутренние дворы. Три постепенно уменьшающихся арочных проезда создавали впечатление открытого пространства. По центральной оси ансамбля был возведен манеж 20 на 37 м. Внутри манежа располагались царская ложа, галереи для гостей и духового оркестра. Еще одна ось проходила перпендикулярно центральной, пересекая двор по проемам в двух фасадных и одной внутренней дворовой башнях. Для конюхов, кузнецов, шорников, коновалов, берейторов в северной части комплекса были запланированы двухэтажные жилые корпуса.

С ростом популярности конного спорта среди аристократии начинается бурное строительство частных конюшен конных заводов. В Англии и Франции были разработаны

типовые проекты конюшен (рис. 9, 10). Вход, как правило, был обращен на север, чтобы линия денников располагалась на солнечной стороне, площадь одного денника составляла до 12,5 кв. м. В архитектурном плане английские заводские конюшни представляли собой типичную сельскую постройку, перекрытую двускатной кровлей с такими же двускатными врезками над зонами в два этажа. Часто в конюшнях предусматривали помещения для одной-двух коров и квартиру кучера (рис. 11). В начале XIX века появляются конные водила для тренировки лошадей в пределах конного двора

Рис. 10. Частная конюшня на 15 лошадей. Архитектор Б. Жиро, 1810 год. Фасад. План

Рис. 9. Конюшня на две лошади с каретным сараем. Архитектор Г.Е.Харни, 1870 год

Рис. 11. Конюшня на четыре лошади и две коровы. Архитектор Г.Е.Харни, 1870 год. Общий вид

(рис. 12). С середины XIX века получают развитие закрытые городские манежи. Интересен проект такого манежа в Бостоне архитектора К.Х.Блэкхелла (рис. 13). Помпезность сооружения показывает особую элитарность такого типа

Рис. 12. Сенной сарай частной конюшни в Саутхемптоне с пристроенным помещением под конное водило. Архитектор Б. Жиро, 1810 год

зданий. Загородные манежи устраивались чаще всего деревянными (рис. 14).

В XIX веке конный двор становится неотъемлемой частью русского усадебного хозяйства (рис. 15). Наиболее распро-

Рис. 14. Общественный манеж в Нейи под Парижем. Архитекторы Калиньи и Фукьё, XIX век

Рис. 13. Проект закрытого манежа в Бостоне архитектора К.Х.Блэкхелла, XIXвек. Общий вид. Разрез. План

Рис. 15. Конный двор на территории усадьбы Марфино. Схема генерального плана усадьбы: 1 - дом, 2 - флигели, 3 - въездные ворота, 4 - псарни, 5 - конный двор, 6 - каретный сарай, 7 - церковь Рождества Богородицы, 8 - Петропавловская церковь, 9 - мост, 10 - пристань, 11 - подпорные стенки садовых террас, 12 - двухъярусная беседка, 13 - беседка-полуротонда

села, прежде всего, от масштаба коневодческого хозяйства усадьбы. В небольшом хозяйстве (до 40-50 лошадей) конный двор представлял собой, как правило, одно конюшенное здание или здание конюшни со служебными флигелями, в

Таблица 1. Эволюция архитектуры конных сооружений

Периоды

Архитектурные объекты I древний II классический III новый IV новейший

царские конюшни + - - -

ипподром + + + +

конное ристалище + - -

императорские конюшни с манежем + - -

конезаводы + + +

конный двор (только в России) + - -

городской манеж + - -

конный клуб (только в России) + -

конеферма + +

конно-спортивный комплекс + +

многофункциональный досуговый центр с элементами конного спорта +

Таблица 2. Архитектурные решения I и II периодов в современных конно-спортивных комплексах

Архитектурные объекты Периоды Архитектурные элементы I и II периодов в современных конно-спортивных комплексах

I древний II классический

царские конюшни XIII век до н.э. разделение конюшен на блоки

ипподром I век н.э. зрительский комплекс

конное ристалище XI век н.э. устройство сезонных сооружений для исторических реконструкций

императорские конюшни с манежем XVI век формирование современных размеров денников и манежа

конезаводы, конные дворы XVIII век определение архитектурной доминанты комплекса - манежа и выделение блоков служебных помещений в отдельные объемы

городской манеж XIX век формирование клубных помещений

страненный тип конюшни - однопроходная с размещением конского состава вдоль наружных стен, что объяснялось экономичностью, удобством обслуживания и наблюдения за лошадьми. Планировка приусадебных конных дворов зави-

отдельных случаях с манежем. Крупное хозяйство с большим количеством конюшенных помещений и, соответственно, с развитыми подсобными помещениями давало возможность соединять здания в пространственную систему с организацией внутреннего двора, одного или нескольких. В тех случаях, когда отсутствовала периметральная застройка, закрытое пространство (двор) создавалось искусственно дополнительными ограждениями - заборами. Отсюда и название «конный двор», так как наличие двора - обязательное условие содержания лошадей.

Коневодческие сооружения приобрели столь важную роль, что к их созданию привлекались самые видные зодчие. Уже в XIX веке обратили внимание на излишнюю помпезность конных манежей, позволявшую использовать их в другом качестве. Так, в манеже дворца Хофбург давал свои концерты Бетховен, а конюшни в Брайтоне после 13 лет своего существования были переоборудованы в музыкальный зал.

Устройство и элементы конных построек прошлого получили дальнейшее развитие в новом и новейшем периодах (табл. 1, 2). Постепенно сокращались масштабы конных сооружений от поля ипподрома 100 на 600 м до выездковых манежей 20 на 60 м. Необходимость устройства зрительского комплекса, зародившаяся уже в I период с возникновением соревнований, становится определяющим фактором при возведении конно-спортивных сооружений. Размеры денников императорских конюшен, сформировавшиеся исходя из физиологических параметров лошади, сохраняются и в современных конюшнях. Установка флагов участников рыцарских турниров преобразовалась в оформление бортов манежей рекламными щитами спонсоров соревнований.

Литература

1. Дмитриева 0. Императорские конюшни // Информационно-практический журнал «Охраняется государством». 2014. №2.

2. Урусов С.П. Книга о лошади. М., 2000.

3. Подъяпольская E.H. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 4. М., 2009.

4. РуаЖ.Ж. История рыцарства. СПб., 1858.

5. Fitzwygram F. Horses and Stables. L., 1901.

6. Geot E. Harney Stable Building. NY, 1870.

7. Giraud B. Architect, Stable Building and Stable Fitting. L., 1891.

8. Lawrence J. The History and Delineation of a Horse. James Gundee. L., 1809.

9. Seavens J.A. Stable Building and Stable Fitting. L., 1891.

10. Зыбина Д.Д. Влияние технологических требований на архитектуру конно-спортивных комплексов. Academia. Архитектура и строительство. 2014. № 3. С. 29-35.

11. Coller, M., Snape S. Ramesside Studies in Honour of K.A. Kitchen. Bolton: Rutherford Press limited, 2011.

Literatura

1. Dmitrieva 0. Imperatorskie konyushni // Informatsionno-prakticheskiy zhumal «Ohranyaetsya gosudarstvom». 2014. №2.

2. Urusov S.P. Kniga o Loshadi. M., 2000.

3. Podyapobkaya E.N. Pamyatniki arhitektury Moskovskoy obLasti. Vyp. 4. M., 2009.

4. Rua Zh.Zh. Istoriya rytsarstva. SPb., 1858.

10. Zybina D.D. VLijanie technoLogicheskih trebovanii na architekturu konno-sportivnich kompLeksov. Academia. Architecture i stroiteLstvo. 2014. № 3. S. 29-35.

Evolution of Equestrian Architecture:

from Ramesses II's Stables to Modern Horse Facilities.

Part I. Andent and Classical Periods.

By A.M.Garnets, D.D.Zybina

The articLe is dedicated to the review of equestrian architecture from the appearance of first constructions in XI BC to present the time. During the past miLLennium horse facilities underwent evoLution of architecturaL and functionaL purpose. As the periodization of equestrian architecture was not made earLier, now it is offered for the first time. Some eLements of ancient constructions recieved further deveLopment in Later periods. It is noticeabLe that graduaL reduction of scaLes of equestrian constructions from a hippodrome fieLd 100x600 m to dressage arenas 20x60 m. The need of the arrangement of a spectator compLex, which appeared aLready in the ancient period with the emergence of first competitions, now is integrated into equestrian compLexes. The sizes of staLLs of imperiaL stabLes created during the cLassicaL period are used in modern stabLes. InstaLLation of the fLags of participants during knight tournaments were transformed the pLacement of biLLboards of sponsors on the sides of the arena.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: архитектурное проектирование, общественные здания, агропромышленные здания, конно-спор-тивные комплексы, история архитектуры.

Key words: architecturaL design, pubLic buiLdings, agricuLturaL buiLdings, equestrian faciLities, history of architecture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.