Научная статья на тему 'История становления Южно-Якутского территориально-производственного комплекса'

История становления Южно-Якутского территориально-производственного комплекса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
510
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История становления Южно-Якутского территориально-производственного комплекса»

трудность — географическая удаленность. 400 километров — это расстояние. Вахтовиков придется доставлять по железной дороге или самолетами».

Ну, а в 80-х годах другие большие задачи стояли перед геологами Южной Якутии. Нужно обеспечить прирост запасов железной руды в объеме 250-300 млн т. Был предложен новый вариант районирования огромной железоносной территории крупной геологической структуры — Алданского щита. Тогда же выяснилось, что флогопитовые (слюдяные) месторождения соседствуют с магнети-товыми.

К примеру, Таежное открыли в результате отработки в его верхней части не очень крупного флогопитового. Общие запасы девяти изученных месторождений до глубин одна тысяча метров оценивались в 4,1 млрд т. Можно было бы добывать по 55-60 млн т в год. Всего начитывали девять месторождений Леглиерской и Дес-Сиваглинской групп: Таежное, Магнетитовое, Леглиерское, Тин-ское, Гематитовое, Сиваглинское, Пионерское, Комсомольское и Десовское. Общие прогнозные запасы составляли 5,2 млрд т. Увы, не все, о чем мечтали ученые и геологи в ту романтическую эпоху, удалось осуществить. Но в главном ни те, ни другие не ошиблись. Уголь Нерюнгри оказался востребованным в стране и в мире.

— Коротко об авторах --------------------------------------------

Черноградский В.Н. - кандидат экономических наук, заместитель генерального директора по региональным связям, ОАО ХК «Якутуголь», Дьячковский Д.К. - кандидат экономических наук, руководитель службы по региональным связям и СМИ, ОАО ХК «Якутуголь»,

Томская О.В. - редактор газеты «Вестник Якутугля», ОАО ХК «Якут-уг оль».

------------------------ © В.Н. Черноградский, О.В. Томская,

Г.Е. Жукова, 2007

УДК 394.46

В.Н. Черноградский, О.В. Томская, Г.Е. Жукова

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЮЖНО-ЯКУТСКОГО

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

КОМПЛЕКСА

Ж~~Удни большой стройки в конечном итоге складывались из

А#того, кто как с справлялся с заданиями. План 1977 года по вводу основных фондов был выполнен на 104,3 процента (91 миллион руб. вместо 87,3 по плану). Капитальных вложений освоено 142,5 миллиона рублей (113,7 процента), в том числе по строймон-тажу +4%. Хорошо поработали подразделения управления «Бамст-ройпуть» и управление строительства №19 Главзапсибдорстроя, выполнившие свои задания на 149,3 и 140,4 % соответственно.

Хотя УС «Нерюнгристрой» в декабре справилось с планом, в целом за год им допущено значительное отставание. Самые низкие показатели у СМУ-2 Минсвязи СССР, занятого на строительстве телевизионной линии для приема программ Центрального телевидения (35,3 процента). Но здесь усматривалась вина «Якутуглест-роя», не обеспечившего фронт работ. Несмотря на 100,1 процента освоения капитальных вложений по комбинату «Якутуглестрой», крупнейшая строительная организация Южной Якутии не обеспечила ввод жилья. Вместо 100 тысяч квадратных метров введено 59,2 тысячи квадратных метров. Особенно заметно отставание в новом городе. Из-за несвоевременной поставки сборных погонажных изделий, утеплителей, сборных ЖБК сорваны графики строительства. Между тем и на 1978 год план оставлен прежним — 100 тысяч квадратных метров, и тоже в особенно трудоемком деревянном исполнении.

Выступая в декабре 1977 года на собрании руководящего актива первый секретарь горкома партии И.И. Пьянков отмечал, что «...год перехода от подготовительных работ к строительству основных объектов Южно-Якутского территориально-

промышленного комплекса, намеченному решениями 25-го съезда КПСС, прошел успешно. 29 октября рельсы уложены на станции Беркакит. Пробит тоннель через Становой хребет. Комбинатом «Якутуглестрой» начато строительство обогатительной фабрики. Сформированы мощные коллективы «Якутуглестроя», «Нерюн-гриГЭСстроя», транспортных строителей. В соревновании за укладку золотого звена на границе Республики Саха (Якутия) и Амурской области участвовали свыше четырех тысяч рабочих из 20 подразделений.

Вдвое больше было участников в соревновании за укладку последнего звена на станции Беркакит. Выделялись бригады А.А. Иванченко из СМП-596, Н.Л. Жарчинского из СМП-577, Л.И. Лоскутова из СМП-578, А.И. Сахно из МО-55 и другие. СМП-577 Управления «Бамстройпуть» победил в соревновании за право укладки «золотого звена». Одной из лучших в тресте «Бамстроймеха-низация» стала МК-158. Досрочная отсыпка земляного полотна на обходе у Нагорненского тоннеля. Это обеспечило приход первого поезда 24 июля на станцию Золотинка, а также широкий разворот работ в направлении Беркакита.

Коллектив Нерюнгринского угольного разреза за 1 месяцев добыл 559,7 тысячи тонн угля при плане 440 тысяч тонн. Бригада Ю.П. Парфенова 26 ноября выполнила годовой план. В 1978 году мы должны сдать Нерюнгринский угольный разрез во временную эксплуатацию».

Тем временем 10 сентября 1977 года произошла сбойка На-горнинского тоннеля. Его длина 1 239 м 75 сантиметров, высота 9,8 м, ширина — 7,2 м. Это первый тоннель на БАМе, построенный в условиях вечной мерзлоты. Проходка началась в октябре

1975 года с взрыва, действительно разбудившего вековую тишину окрестных гор. И сразу же начались трудности. В выемке образовалась и начала расти наледь, которую не смогли остановить даже сорокаградусные морозы. Сочившаяся по изломам скальных пород вода, образуя ледяной пирог, грозила закрыть вход в тоннель. Пришлось в ущерб проходке заниматься этой неожиданной проблемой. Лед взрывали и вывозили осколки, сдвигая их мощными бульдозерами. Защитой от наледи впоследствии стали бетонные коридоры с южной и северной стороны. Потребовалось также отвести воды за пределы предпортальных выемок.

Много неприятностей доставил северный портал. Здесь в какой-то момент стал разрушаться свод штольни. Запроектированные анкерные легкие крепления с металлической сеткой не смогли оградить от беды. Пришлось срочно укреплять уже пройденный участок двухтавровыми швеллерами со сплошной затяжкой деревом и забутовкой свободного пространства.

Выяснилось, что многие предсказания проектировщиков не выдержали испытания вечной мерзлотой, местными специфическими особенностями геологии и гидрологии хребта. Молодой

коллектив тоннельного отряда в сложнейших условиях искал пути решения всех проблем. На помощь была привлечена мощная отечественная и импортная техника. Буровая каретка с шестью стреловидными манипуляторами, погрузочная машина, современные автосамосвалы и компрессоры, приобретенный путем проб и ошибок опыт — все это привело к тому, что 9 сентября 1977 года в ТО-16 появился приказ № 285, который навсегда вошел в историю. Он извещал, что 270 сантиметров отделяют друг от друга тех, кто ведет встречную проходку с южного и северного порталов. В течение суток должна была произойти сбойка, которая для тоннелестроите-лей всегда была знаковым событием.

И вот в 6 часов утра 10 сентября сквозная бригада Анатолия Ивановича Бороздина рапортовала о том, что закончила бурение и можно производить взрыв. Но прозвучал он только через 4 часа, когда перед трибуной у южного портала собрались на торжественный митинг бурильщики, взрывники, проходчики, бетонщики, шоферы, многочисленные гости. Где-то вдали, в недрах хребта, дважды глухо ухнуло. «Ура!» — последовало следом со стороны собравшихся.

Первый из восьми тоннелей БАМа известил миру, что на четыре месяца раньше срока закончилась проходка на железнодорожной линии Тында — Беркакит, открывающей путь к богатейшим месторождениям Южной Якутии. В мае 1978 года Нагорнен-ский сдали под укладку пути. 25 августа 1979 года тоннель сдан окончательно. До этого объезжали вокруг по времянке, по 8-10 вагонов тащил локомотив.

А на разрезе в тот же год в декабре было так. Мороз — под 50 градусов. В распадках клубится синеватый густой туман, становящийся, кажется, еще гуще от выхлопных газов, извергаемых моторами мощной техники. С первых дней на строительстве Нерюн-гринского угольного разреза ставку старались делать на самые современные механизмы. В 1978 году перед коллективом разрезостроительного управления была поставлена задача произвести вскрыши 10,5 миллиона кубометров. Для ее решения здесь заказали бурильные станки новой модификации, вдвое большей производительности, чем старые. Втрое должен был увеличиться и парк 180-тонных автосамосвалов.

Конечно, в таких сложнейших природно-климатических условиях очень многое зависело от людей, без которых, как здесь

шутили, самая мощная техника — это ничто. Ее надежную работу в те начальные годы успешно обеспечивали бригады бурильщиков А.И. Жаворонкова, В.Е. Черепанова, коллектив экскаваторщиков А.Е. Кулагина, машинисты В.Н. Юнин, А.Ф. Голубев, бурильщики А.П. Фортуна, А.К. Засуха и многие другие. Например, бригада экскаваторщиков В.Н. Стрельникова в составе восьми человек первой в условиях Южной Якутии переработала миллион кубометров горной массы и первенствовала также в конкурсе на звание «Лучший по профессии». Включившись в соревнование за право отгрузки первого эшелона с углем, стрельниковцы взяли обязательство в 1978 году переработать уже полтора миллиона кубов вскрыши.

Будущее региональной энергетики и мировой металлургии в те дни во все стороны было «перепоясано» заснеженными лентами дорог, уходивших на рабочие горизонты «плюс 880», «плюс 900», «плюс 920» и к местам отвала породы. Ровные, без ухабов широкие заезды подготовили сами разрезостроители. Они же проложили путь на западные и северо-западные крылья разреза. А вот центрально-технологическую дорогу от действующего разреза с выходом в поселок пробили бригады дорожно-строительного управления № 10. Общая протяженность

угольно-вскрышных артерий составляла на тот момент около десяти километров при ширине полотна 31,6 метра. Именно столько требовалось для того, чтобы не возникало заторов при движении большегрузного транспорта.

Тем временем рос и поселок. 3 января 1977 года здесь высадился десант мехколонны № 156 в составе прораба А.Е. Горового, плотника В. Каркадинова, шоферов Е. Махова, В. А. Танакова, А. Кущенко и других. В том числе и благодаря их труду в первозданной тайге вырос поселок механизаторов на 400 человек с промышленными базами, складами, профилакторием для ремонта сложных машин, столовой, детским садом. Начальник Нерюнгринского участка МК-156 Г.В. Шкабатура уже бросил все имеющиеся силы на возведение станционных путей на участке Беркакит-станция Погрузочная. Стройка-стройкой, а страна угля ждала...

Панорама разреза «Нерюнгринский» поистине захватывает. Наверху на отметке 240 м торчит за бугром стрела экскаватора, а ниже на 70 м уже тянется широкая полоса вскрытого грунта. Участком №2 подготовлено к добыче 1440 000 т угля, 330 тысяч нужно

выдать в сентябре. От этой полоски (выхода пласта) до зоны так называемого кокса 160-200 м, чтобы добраться туда к 1 января 1983 года, нужно снять 240 миллионов тонн пустой породы. Задача нелегкая, и у ее истоков стоят буровики.

Станок М-4 №2 обслуживает бригада А.Г. Батурина. С начала года она при плане 15014 пробурила 22327 погонных метров скважин. Сейчас на смене машинист Николай Мацера и его помощник Олег Иванов из Омска. Мощный агрегат периодически сотрясается от крайнего напряжения, а в ответ где-то в глубине горы что-то скрежещет. Тогда машинист сбрасывает обороты бурового снаряда, смотрит внимательно на приборы и начинает наращивать штангу. Породы трещиноватые, бурить труднее. Количество скважин за смену зависит от многих причин, но главная: крепость пород, скорость бурения, исправность механизмов, мастерство. А кругом уголь, порода видна лишь на самом верху и торчит островками посреди карьера. Этот «аппендикс», как его называют шахтеры, — ошибка геологов. Не единственная. Бывало и такое, что скрывать. Выручало же виртуозное мастерство машинистов бригады Ю.П. Парфенова с ЭКГ-4И. Сам Юрий учился у Павла Васильевича Тюкавкина, приехавшего в эти места еще в 1968 году с Харанорского разреза, что в Читинской области. Монтировал экскаваторы, а в 1970 году взял к себе помощником Парфенова. Пласт «Мощный» перед такими упорными людьми, как они и Посикунов, Безруков, Носенко, Хаматнуров, не устоял.

14 подъездных путей на станции Угольная. С октября 1978 года началась вывозка угля по временной схеме. На разрезе сложно. Угольный пласт накрыт слоем вечной мерзлоты толщиной в десятки метров. В 1979 году необходимо переместить 15 миллионов кубических метров вскрыши, а в 1982 году — 90 миллионов кубов. За четыре года — шестикратное увеличение. 425 километров отделяют Угольную от Транссиба. На этом пути 311 мостов, 1 240метровый тоннель, 11 станций и рабочих поселков. Все это и есть железная дорога Угольная — Беркакит — Тында — БАМ. Депо — самое крупное на Дальнем Востоке — в Тынде. Завершение пути

— в порту Восточном. Он способен перерабатывать 40 млн т грузов. 66 причалов. Уникальный углепогрузочный комплекс 6 240 тыс. т. В 18 милях от Находки лежит остров Врангеля. Угольный пирс уходит в море на 380 метров. Сразу два судна по 50 тыс. т подходят к нему, опрокидыватель одновременно переворачивает

четыре железнодорожных вагона. Уголь просыпается на 800метровые транспортеры, которые доставляют топливо в трюмы.

. Там, где залив Находка образует глубоководную бухту, носящую имя Фердинанда Петровича Врангеля, российского губернатора Аляски, неутомимого исследователя, осенью 1970 года началось строительство порта Восточный. Это морские ворота БАМа. В декабре 1973 года запустили лесной причал, в 1975 — щепный, в мае 1976 — контейнерный терминал. В год порт отправляет 1 800 тыс. т грузов. Директор строительства В.И. Кобзарь о преимуществах Восточного говорил так: «Есть разные пути доставки грузов из Японии в Европу. Вокруг Африки — месяц. Через Суэцкий канал

— три недели. Через Ленинград по железной дороге — 11 дней».

Между тем в порту строится уникальный угольный перегрузочный комплекс мощностью 10 млн т. 28 декабря 1978 года к угольному пирсу пришвартовался первый корабль «Константин Петровский». Начальник порта В.А. Васянович скомандовал «пуск» и уголь пошел из железнодорожных вагонов через лабиринты конвейеров и бункеров в трюм. Только под землей здесь было проложено 100 километров траншей, вынуто 400 тыс. т грунта. Огромна площадь порта — 50 гектаров. Рукотворный мыс Красный вдается в море. Его длина — 578 м. Первая очередь рассчитана на 6 240 тысяч тонн угля в год. Не знает порт аналогов в стране и крупнейший в мире. Допускается швартовка судов водоизмещением 150-200 тыс. т. Их загрузят в течение суток. В час — 8 тыс. т.

Весь уголь поставляется в полувагонах 63, 94 и 125 тонн. Два роторных вагоноопрокидывателя обеспечивают 25 опрокидываний в час. Подачу вагонов осуществляют специальные электротолкатели. Уголь попадает в четыре бункера по 100 кубов. Разгрузка по четырем вариантам: вагон — судно, вагон — склад, склад — судно, склад — склад. Отгрузку производят и погрузочные машины — реклаймеры. Предусмотрено обслуживание одновременно двух крупнотоннажных судов. При трехсменной работе занято 316 человек. Вторая очередь добавит 97 человек. Себестоимость перегрузки

— 8 рублей 38 копеек тонн, на 41 копейку меньше плана. Сдали комплекс на полгода раньше намеченного. До последнего в это не верили японские партнеры, но, как выяснилось, напрасно.

И было утро солнечного дня 15 июля 1975 года. Пришли на склон горы нарядно одетые люди, бегали в толпе возбужденные дети. Закладывали город. Выпускница профтехучилища Христина

Хастаева разрезала алую ленту, натянутую между двух сосен: тут и заложили первый дом города Нерюнгри — центра ЮжноЯкутского территориально-промышленного комплекса. А первыми через символ открытия переступили — такой ритуал полагался — плотники бригады СУ-2 Владимира Коноплицына, завоевавшие это право в соревновании. Зазвенела бензопила. Упала первая сосна. Ее разу же попилили на сувениры.

Опытные строители А.Е. Калашникова, В.И. Сушилова, А. А. Мелкозерова очень жалели, что не успели поучаствовать в соревновании. Они приехали летом в Нерюнгри, чтобы работать в СУ-2, и. испугались. Буквально негде было жить. И что же теперь, уезжать обратно? Три дня кое-как где-то у добрых знакомых протолкались, а затем пошли в магазин и купили палатку, матрасы, ведро. Сами построили балок с печкой. Их руками были возведены потом в составе бригады М.И. Петруниной первая школа и первый детский сад «Снежинка», столовая и жилые дома. Работали плечом к плечу с плотниками бригад А.Н. Касьянова, А.И. Кныша.

А разве забудешь первые свадьбы в огромных брезентовых палатках пионерного поселка?! Родители далеко. Посаженными матерями становились подруги из тех, что возрастом постарше. В 1976 году в Нерюнгри состоялось 165 свадеб, в 1977 — уже 276. За два года родилось 587 детей. А последнюю палатку сожгли на Масленицу. Вот уж праздник-то был!

Город строился рядом с месторождением угля. С первых лет по уровню комфорта здешние жилища были достаточно хороши — ванны, канализация, ТВ. «Квартиры со всеми удовольствиями», как сказал первый новосел. А как ладят с природой? На улице — минус 30 градусов, а дети гуляют во дворе, горожане катались на лыжах.

Зодчие это тоже продумали. Они взялись создавать зоны, где на 4-5 градусов было теплее, нежели в окрестностях. Идея принадлежала главному архитектору проекта Юрию Малькову, выпускнику Московского института архитектуры. Проект Нерюнгри — первая его крупная работа. Основной прием постройки — замкнутая группа домов. С северной стороны — протяженное здание, в ветровую тень которого попадают детские площадки, зоны отдыха. В меридиональном направлении дома поставлены с разрывом примерно в четыре раза большим, чем высота домов. В итоге весь двор, окруженный высотками, постоянно находится под солнечными лучами. В тени не более трех процентов территории. Стены

гладкие, выкрашены в светлые тона. Вот и вся «хитрость», позволяющая обмануть северную погоду.

Самолетом до Чульмана и поездом до Беркакита едут в Нерюнгри люди. По тысяче в год. Что их привлекает? «Неплохие заработки с одной стороны, — объясняли нерюнгринцы. — А еще природа. Долгая зима тут. Зато щедрое на грибы, ягоды лето, отличные охота и рыбалка».

Михаил Кочнев, председатель горисполкома, рассказывал заезжим корреспондентам центральных и иностранных СМИ: «За пятилетку введено 515 тысяч квадратных метров жилья. Это очень мало. Недодали к плану 174 тысячи. Поэтому трудно размещать приезжающих. Ликвидировали почти 300 домов-времянок, но еще многие семьи живут в нелегких условиях. Обеспеченность школами составляет 50 процентов, детскими садами — 19, торговыми услугами — 57, службой быта — 18, культурно-просветительными мероприятиями — 38».

Мэр очень недоволен диктатом ведомств, навязывающих городу выгодный им вариант деревянной застройки. Жить в них неплохо, тепло, есть все удобства, однако город такая застройка никак не красит. Панельные серии получше, но тоже пока сероватые. А хочется сделать город самым красивым на севере. Напортачили архитекторы. Нужно исправлять. В Нерюнгри жило тогда 77 национальностей.

Не был доволен взаимодействием ведомств в 70-е годы и 1-й секретарь горкома И.И. Пьянков, требовавший государственного подхода: «Южно-Якутский угольный разрез — первенец создаваемого в зоне БАМа крупнейшего ТПК, призванного обеспечить планомерное использование богатейших месторождений и природных ресурсов. Геологи подсчитали, что угля здесь более 40 миллиардов тонн. Железа — более 7,5миллиарда тонн. И все это в радиусе всего сто километров. Все рядом. Имеются также слюда, горный хрусталь. Введена в действие первая очередь угольного разреза мощностью 2,5миллиона тонн. Строили его, переместив десятки млн. кубов породы, обнажили пласт на площади 15 гектаров. Добыча нарастает. Вблизи строятся полностью механизированный погрузочный комплекс, обогатительная фабрика. Ведомства вносят свои нежелательные коррективы. Каждое имеет свой интерес. Углепром требует свое, энергетики — свое. А нужен государственный интерес, единый, но не многоликий ведомственный. Но пока «Сибги-

прошахтстрой» Минуглепрома втрое занизил сметную стоимость строительства, и втрое же — необходимое количество рабочих рук. Госстрою пришлось отдавать новый проект Красноярскому «Промпроекту».

27 февраля 1978 года Совет Министров РФСР рассмотрел и утвердил генеральный план застройки города Нерюнгри, проект которого разработал институт «Якутгражданпроект» и представил Госстрой РСФСР. Вот как прокомментировал тогда это событие М.П. Кочнев: «Генплан разработан во исполнение постановления директивных органов «О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса». Планом предусмотрено формирование Нерюнгри, как крупного промышленного центра на юге ЯАССР, основанного на базе месторождения коксующегося угля. К 1982 году население должно составлять 50 тысяч человек, 1990-м — 70 тысяч, к 2000му — 100 тысяч. Территория города — 652 гектара. 1 080 гектаров

— на расчетный срок, резервные земли — 3 400 гектаров. Ставится задача освоить первую очередь к 1982 году. Чтобы обеспечить угледобытчиков благоустроенным жильем, дома будут строить 5, 9этажные и двухэтажные деревянные в сложном по рельефу восточном районе».

Полемика, из чего строить дома в Нерюнгри, все не утихала. Директор института «Якутгражданпроект» В. Кротов выступил против дерева. Панели, кирпич открывают большие возможности и дают экономию средств и трудозатрат. А противники «камня» предлагали свозить в Нерюнгри бамовские деревяшки: мол, не пропадать же добру, оставшемуся после разъехавшихся строителей. Но недолог их век, а Нерюнгри строится на века. Угля, железа, других полезных ископаемых в округе столько, что не одному поколению хватит их добывать, перерабатывать и отправлять во все концы света. В. Кротов предлагал собрать срочно две-три панельных многоэтажки Шимановского КПД, чтобы иметь опыт монтажа перед пуском собственного КПД.

Директор дирекции строительства города Б. Шацило говорил на одном из совещаний: «Первоочередная застройка из двух микрорайонов деревянного исполнения и шести — каменного. В том числе два микрорайона берет на себя Минэнерго и четыре — Мин-углепром. Сметная стоимость первоочередной застройки — 639 441 тысяч рублей, в том числе жилья на 303 200 тысяч, объектов соцкультбыта на 42 миллиона рублей. Водоснабжение осуществля-

ется от нерюнгринского узла водозаборных сооружений и от Ам-мунактинского узла. Теплоснабжение от ГРЭС, пуск первого котла 670 тонн пара в час намечается на 1981 год, а до пуска ГРЭС — от котельной промбазы, две нитки теплосети 4,4 километра намечено ввести в октябре 1978 года». Строительство канализационного коллектора началось в 1977 году. Очистных сооружений тоже. Сброс осуществляется в реку Олонгра, а затем в водохранилище ГРЭС. Энергоснабжение через трансформаторную подстанцию 110/10 кВт «Городская», которая сдана в 1978 году. В 1979 году предстояло начать строительство больницы на 250 коек, хлебо- и молокозаводов. Все — комплексно. Жилье, соцкультбыт, промышленные предприятия — все одновременно строилось.

Шацило не согласился с проектировщиками, которые не всегда учитывают местные условия, в частности, вечную мерзлоту. Пришлось даже передвигать каменный микрорайон. Под ним обнаружился... уголь. Перепроектировали дома с 3-х и 5-комнатными квартирами. Такие хоромы никому пока не нужны. Семьи в основном молодые, малодетные.

Первый секретарь Якутского обкома Г. Чиряев 18 марта 1981 года тоже принял участие в обсуждении проблемы Нерюнгри: «Свою долю ответственности за путаницу в демографической политике на строительстве города и разреза с сопутствующими объектами внесли проектировщики. Они почему-то решили, что в Южную Якутию приедут только начинающие трудовую биографию романтики и для них будет достаточно простых общежитий. Вышло все наоборот. Нерюнгри побивает все расчеты министерств по коэффициенту семейственности и по естественному приросту населения. Стало быть, нужда в квартирах, детских садах и яслях чрезвычайно возрастает. И весьма кстати сдан в эксплуатацию завод КПД, смонтирован первый пятиэтажный дом из плит, изготовленных здесь. Пришла в Южную Якутию ЛЭП».

3 февраля 1976 года начала выходить первая газета молодого г. Нерюнгри, которому в то время не было и трех месяцев. А в таком возрасте у города почти ничего и не было, но газету однозначно было решено издавать. Над ее названием долго не думали. Возглавил редакцию Леонид Рыбаковский, брат известного в Якутии журналиста Эдуарда Рыбаковского. В первые годы ему помогали способные журналисты Валерий Ашаев, Владислав Пересторонин, Владимир Зубков, Светлана Исаченко, Исаак Василевский, Эдуард

Волков, Людмила Смирнова. В издании «индустрийки» большую помощь оказывали тогда газеты «Алданский рабочий», «Молодежь Якутии» и другие. «ИС» печаталась поначалу в Алдане, куда на самолетах доставляли из Чульмана, где тогда располагалась редакция, материалы и макеты. Это уже несколько позже появилась в Чульмане собственная типография (40 километров от Нерюнгри), а потом и в Нерюнгри (в старом городе или пионерном поселке). Приходилось преодолевать трудности в оперативном освещении событий, возникали транспортные проблемы и др. Ведь стройки угольного БАМа велись от Нагорного на юге (120 километров) до Большого Хатыми на севере (80 километров).

Городской комитет партии, Горисполком постоянно держали в курсе событий журналистов газеты и оказывали коллективу редакции всяческую поддержку и внимание. Нерюнгринские газетчики таким образом имели возможность объективно и всесторонне освещать ход строительства комплекса БАМа, многое сделали для становления и формирования трудовых коллективов Южной Якутии. Газета осуществляла тесное сотрудничество с собкорами «Социалистической Якутии» (Олег Бородин), «Кыым» (Николай Седа-лищев), Якутского радио (Владимир Бойко). Сотрудников газеты часто привлекали для творческого шефства над приезжавшими в Нерюнгри корреспондентами крупных центральных и зарубежных СМИ. Газета с первых лет стала исполнять и организующие функции. Проводила весенние легкоатлетические эстафеты. Выступила вместе с типографией инициатором сбора средств в Фонд мира. Городское радио в те годы было как бы подразделением редакции. Здесь успешно трудились Людмила Шнырева и Галина Петрова.

Сегодня «ИС» — это популярное издание, известное, благодаря интернету, далеко за пределами Якутии и России. Находясь вдали от Нерюнгри, его бывшие жители, гости, пользователи мировой паутины могут ежедневно узнавать новости ставшего родным и близким города. Газета регулярно посвящает подборки материалов работе ОАО ХК «Якутуголь», ведет своеобразную летопись крупнейшего предприятия ТЭК страны. В основу этой книги также положены репортажи корреспондентов «ИС».

Еще одна памятная дата в истории предприятия — 21 августа 1996 года на разрезе «Нерюнгринский» был поднят 1-й миллиард кубометров вскрыши. Она связана с другой датой — 23 февраля

1976 года подняли самый первый куб. Хроника сохранила имена тех, кто добывал его тогда.

Первый взрыв произвел Максим Левчук, а первую взрывчатку ему выдал Валерий Ильич Каютин. Первый ковш поднял машинист экскаватора ЭКГ-44 Валентин Карлович Виншу, а отвез его на КрАЗе Гаптонар Кавиев. Иных уж нет, а те — далече. А большой угольный разрез — вот он, растет и работает. Первая его очередь была сдана 1 апреля 1979 года. В 1988 году он достиг проектной мощности. В течение года было добыто 14 миллионов тонн угля, переработано 95 миллионов тонн вскрыши.

Вскрыша. Горная порода. Пустая порода. Но ее надо взорвать, погрузить в кузова большегрузных самосвалов, вывезти в отвал, чтобы получить доступ к угольному пласту. На нерюнгринском угольном месторождении коэффициент вскрыши составляет 6:1. Это значит, что прежде, чем вынуть один ковш с углем, нужно перелопатить 6 ковшей пустой породы. На коксовом направлении коэффициент еще выше — 10:1. За двадцать лет эксплуатации в большом Нерюнгринском разрезе было добыто 160 миллионов тонн угля. И вот теперь все точно узнали, какова цена этих миллионов тонн — миллиард кубов вскрышной породы.

Миллиард. Еще совсем недавно трудно представимая цифра, писали в 1996 году в газетах: «Население Земли — пять миллиардов. Миллиард каждый нерюнгринец теперь может воочию видеть. Если съездит в старый город. Да и из окон домов по проспекту Геологов в новом городе, наверное, должны быть видны отвалы породы, подступающие к железнодорожному полотну, что ведет на обогатительную фабрику. Первые 500 миллионов кубов вскрыши были отгружены к 24 апреля 1988 года — через 12 лет после первого куба. Вторые 500 миллионов одолели за восемь лет». И все равно это ускорение идет с некоторым отставанием, отмечали в тот момент. И это тревожило всех, кто был связан цепочкой «разрез — АТА — фабрика — ПТУ». Ведь опережающие темпы вскрыши были залогом надежных запасов угля, подготовленного к выемке.

Между тем миллиардный куб пришелся на непростое время. По всей стране угольные разрезы и шахты пребывали в кризисе, Росугепроф выступил с призывом о начале 26 августа всеобщей бессрочной забастовки. Но вопрос о вскрыше в этой борьбе за выживание отрасли все-таки вынесли за скобки. Кто бы к чему не призывал и как бы не протестовал, а этот процесс решили не оста-

навливать ни в коем случае. Вскрыша — это будущее предприятия и всех, кто с ним связан.

О забастовке следует сказать особо. Летом на разрезе продавили акцию протеста, и что же? — ситуация еще больше ухудшилась. Если «до» задержка с выплатой зарплаты составляла 2,5 месяца, то «после» она возросла до четырех месяцев. «Да и что нам должна Россия, чтобы на нее можно было давить?» — вопрошали пессимисты. Ничего! Другое дело — Приморье, недоимки которого покрыли бы долги по зарплате в «Якутугле». И вот туда, кстати, с 26 августа 1996 года отгрузку угля было решено прекратить.

А вскрышу решили продолжать в любом случае. И потому в холодный сырой день к 760-му горизонту, где работал экскаватор ЭКГ-20 № 53, съехались элегантные японские джипы и рабочие автобусы. Без длинных речей прошла отгрузка миллиардного куба. Было сказано лишь о самом главном: за 20 лет разрез стал мощнейшим угледобывающим предприятием, надежно закрепившемся не только на нашем Дальнем Востоке, но и на рынке стратегического Азиатско-Тихоокеанского региона. «Легкого угля не бывает», — философски заметил и.о. генерального директора ГУП «Якутуголь» Борис Сергеевич Хохлачев, который начинал на разрезе как раз примерно столько же лет назад, сколько ведется вскрыша.

Право отгрузить миллиардный куб было предоставлено Виктору Владимировичу Антипову, который к тому времени работал на предприятии уже добрых два десятка лет.

— Коротко об авторах -------------------------------------------

Черноградский В.Н. - кандидат экономических наук, заместитель генерального директора по региональным связям, ОАО ХК «Якутуголь», Томская О.В. - редактор газеты «Вестник Якутугля», ОАО ХК «Якутуголь»,

Жукова Г.Е. - заведующая объединенным архивом, ОАО ХК «Якутуголь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.