--------------------------------- © С.Н. Григорьев, Б.Н. Седельников,
2007
УДК 394.46
С.Н. Григорьев, Б.Н. Седельников «ЯЯКУТУГОЛЬ» СЕГОДНЯ
Сегодня, охватывая взором величественную панораму разреза «Нерюнгринский», трудно представить, что всего каких-то несколько десятков лет здесь была непроходимая тайга. Старожилы любят вспоминать, как ходили по таежным тропам охотиться на дикого зверя, собирать грибы-ягоды. Природа Южной Якутии щедра на богатства - тут тебе и олень, и сохатый, и медведь, и соболь. Но геологи нашли в земле главное сокровище этого края - уголь и назвали его «черной жемчужиной».
Название оправдалось многолетним благополучием земли Не-рюнгринской. Сколько лет добывают здесь уголь, столько лет и гремит слава о белокаменном красавце-городе Нерюнгри и об угледобывающем предприятии «Якутуголь».
Начавшийся с треста и выросший до серьезной холдинговой компании, «Якутуголь» в разное время разрабатывал разные угольные месторождения республики, но самый громкий успех и мировую известность принесло ему именно Нерюнгринское месторождение. Спустя более полвека с начала промышленного освоения его залежей угля, добыта лишь половина запасов.
В структуру современного ОАО ХК «Якутуголь» входят 11 филиалов, представляющих собой единый производственный ком-
плекс, и 2 дочерних акционерных общества, расположенных в центральной части республики и занимающихся добычей угля. Общая численность трудового коллектива ОАО ХК «Якутуголь» сегодня составляет 8600 человек.
Разрез «Нерюнгринский»
Филиал Общества - разрез «Нерюнгринский» - гордость «Якутугля» и флагман всей угледобывающей отрасли Якутии. Еще не так давно на его месте упиралась в небо сопка, один из отрогов Станового хребта. А теперь рабочее поле разреза представляет собой гигантскую «чашу», прорезанную вдоль и поперек нитями технологических дорог. Только здесь, в «яме» можно ощутить неукротимый бег времени. Обстановка в карьере меняется столь стремительно, что каждый раз панорама разреза открывается взору по-новому. И это впечатление не только стороннего человека. Сами горняки признаются, что, по возвращении из отпуска они заново привыкают к своему разрезу.
Края у этой гигантской «чаши» напоминают искусный слоеный пирог. Уступами-«ступеньками» с верхней отметки +950 метров спускается вниз поле разреза до нижней отметки +570 метров. Приезжавший как-то в командировку на разрез «Нерюнгринский» специалист из Кузбасса сравнил увиденную картину со схемой в учебнике по горному делу - настолько ровно и четко обозначены его горизонты.
Сегодня разрез «Нерюнгринский» наращивает производственные объемы. Если еще в 2004 году предприятие добывало 8 млн тонн угля, то уже в 2005 году плановое задание составило 9 млн тонн угля, а в 2006 году - почти 10 млн тонн угля. Программой развития ОАО ХК «Якутуголь» до 2015 года предусмотрено увеличение добычи угля на разрезе «Нерюнгринский» до проектной мощности - 13 млн тонн угля в год.
На выполнение этой задачи направлены все усилия руководства Холдинговой компании «Якутуголь» и трудового коллектива разреза. Первоочередное внимание уделяется вскрышным работам. Вскрыша -задел на бесперебойную добычу «черной жемчужины». И в «Якутугле» это понимают. Коэффициент вскрыши растет с каждым годом. По прогнозам уже к 2010 году горные работы достигнут центра месторождения и начнутся работы по восстанию пласта «Мощный». Это в свою очередь увеличит объемы вскрыши и усложнит процесс добычи
угля. Для того чтобы безболезненно пройти «пиковые» объемы при переходе горных работ с одного крыла на другое, уже сегодня приоритетным направлением в производственном процессе стало упреждающее выполнение объемов вскрышных работ.
Для выполнения «задачи номер один» в «Якутугле» реализуется инвестиционная программа технического перевооружения производства. На разрез «Нерюнгринский» были приобретены высокопроизводительные современные экскаваторы РС-5500 и РС-8000. О сотрудничестве ОАО ХК «Якутуголь» с производителем этой горной техники - германским заводом «Комацу Майнинг Джеме-ни» (KMG) - нужно сказать отдельно.
Это партнерство началось в 2002 году, когда в рамках модернизации производства «Якутуголь» впервые закупил в Германии два дизель-гидравлических экскаватора РС-5500. Принятая в 2004 году долгосрочная программа развития «Якутугля», предусматривающая увеличение объемов добычи угля, только укрепила партнерские связи между Холдинговой компанией и заводом «Комацу Майнинг Джемени». На выделенные для технической модернизации кредитные средства в 2005 году Общество приобрело еще два экскаватора серии РС-8000 с объемом ковша 36 кубических метров. Особенностью стала доставка крупногабаритных комплектующих этой новой техники - из Дюссельдорфа в Нерюнгри двумя авиачартерами на самолетах Ан-124 «Руслан». В короткий срок оба экскаватора прошли сборку и были выпущены на испытания в карьер разреза «Нерюнгринский».
Однако партнерские связи между ОАО ХК «Якутуголь» и «Комацу Майнинг Джемени» не ограничились одной лишь поставкой техники. Еще при заключении контракта стороны договорились о регулярных встречах с целью решения технических вопросов, касающихся эксплуатации и обслуживания экскаваторов.
В одну из таких плановых встреч немецкие партнеры дали очень высокую оценку компетентности специалистов «Якутугля». Вице-президент компании «KMG» господин Кёльш назвал это «восхитительной компетентностью». Восхищение германского партнера вызвало буквально все: оперативность монтажа новых экскаваторов, новаторские идеи, предложенные угольщиками для модернизации техники. Надо заметить, замечания и предложения, возникшие у горняков в процессе эксплуатации экскаваторов РС-5500 в разрезе «Нерюнгринский», позволили заводу внести ряд существенных
поправок в техническую конструкцию. Это и специальный состав гидравлической жидкости, и особый сплав стали для ковша, и усовершенствование кабины, система обогрева и многое другое. Теперь уже с уверенностью можно сказать, что экскаваторы такого типа стали номером один на мировом рынке горной техники, потому что модернизированы и адаптированы на практике в жестких климатических и географических условиях Южной Якутии.
К мнению специалистов «Якутугля» немецкие партнеры прислушиваются не случайно, ведь Холдинговая компания входит в пятерку стратегических партнеров «Комацу Майнинг Джемени». Нигде больше в мире не работает одновременно столько техники завода, как на разрезе «Нерюнгринский». В апреле текущего года завод отгрузил в Нерюнгри экскаватор серии РС-3000. Эта новая техника с обратной лопатой и удлиненным рабочим оборудованием изготовлена специалистами завода «КМG» специально с учетом требований «Якутугля».
Сегодня вся эта техника успешно работает в поле разреза и вносит свой весомый вклад в общую копилку успеха предприятия.
Еще одним достижением «Якутугля» в области технического перевооружения горнодобывающего оборудования стало приобретение двух буровых станков «Pit Viper» (PV-275) американской фирмы «Atlas Copco».
Уникальность новой горной техники заключается в повышенной мобильности. Бурстанок PV-275 работает автономно на дизеле и, в отличие от своих предшественников, не нуждается в электропитании. Такая особенность позволяет технике оперативно передвигаться по рабочим горизонтам без протяжки электрического кабеля, что в свою очередь сводит простои практически к нулю.
Второй плюс - высокая производительность. Уже ставшие привычными американские бурстанки БМ-Н, используемые на разрезе последние десять лет, имеют производительность 14 тыс. погонных метров в месяц. Производительность «Pit Viper» - 22 тыс. погонных метров. Несмотря на популярность этой марки бурстан-ков в мире, для России PV-275 - еще новинка. Из трех единиц техники, имеющихся сегодня в стране, два приобретены ОАО ХК «Якутуголь» для нужд разреза «Нерюнгринский», еще один буровой станок принадлежит компании «Полюс» и трудится в Красноярске.
Автобаза технологического автотранспорта
Высокопроизводительная горная техника потребовала корректив и в автомобильном хозяйстве Общества. Автобаза технологического автотранспорта вот уже 30 лет подтверждает звание уникальной, не имеющей аналогов в мире по суммарной мощности горнотранспортной техники. Это звание АТА получила еще в 1986 году, когда здесь работало 268 единиц сверхмощных самосвалов грузоподъемностью от 110 до 180 т.
Самый высокопроизводительный парк большегрузных самосвалов собран здесь и сегодня - 96 мощнейших карьерных самосвалов. Нигде больше в мире нет такого автопарка, как в автоколонне № 4, где в большом количестве собраны мощнейшие импортные автосамосвалы. С восемьдесят седьмого года работают здесь три автомобиля фирмы Комацу НБ1200. Несмотря на свой почтенный возраст, эти «мастодонты» еще способны дать фору новой технике. К примеру, один из них, под гаражным номером 495, выполнил план перевозок за июль 2006 года на все 150 %.
И все же львиную долю грузоперевозок сегодня выполняют современные Дрессер-Холпаки 830-Е. Их в колонне № 4 в общей сложности 26 единиц - 13 тридцать второй серии и 13 пятидесятой серии. Шесть автомобилей пришли в автобазу по программе техпе-ревооружения совсем недавно, в конце прошлого - начале нынешнего года. Водители и специалисты АТА уже оценили достоинства новых машин. Преимущество их в электрогидравлическом управлении. В отличие от предыдущего поколения техники в новых Холпаках отсутствует пневмосистема. Для условий Севера, с его суровыми зимами, это просто находка, так как практически сводит к нулю простои техники в зимний период.
В колонне № 1 автопарк представлен большегрузными БелА-Зами и 180-тонными самосвалами вспомогательного транспорта. Непосредственно перевозкой вскрыши занимаются 42 БелАЗа, из которых 27 220-тонных поступили в рамках технической модернизации, проводимой руководством Холдинговой компании, и эксплуатируются всего чуть больше двух лет. Еще двумя 220-тонными гигантами парк колонны пополнился осенью 2006 года.
Столь значительное обновление мощностей автопарка не замедлило сказаться на выполнении коллективом производственных заданий. С появлением 220-тонных самосвалов среднесписочная
грузоподъемность автоколонны № 1 увеличилась на 73 тонны на автомобиль.
За время существования Автобазы технологического автотранспорта ее коллектив перевез 250 миллионов тонн угля и 1 миллиард 450 миллионов кубических метров вскрышной породы.
Еще одним важным событием последних лет стало приобретение руководством ОАО ХК «Якутуголь» в рамках реализации программы технического перевооружения колесного автокрана немецкой фирмы «Липхер» грузоподъемностью 150 тонн. Это совершенно новый вид техники, позволяющий самостоятельно поднимать большое количество грузов. В Якутии таких кранов больше нет. Ранее при монтаже экскаваторов, сборке большегрузных автосамосвалов «Белаз-75» и «Белаз-306», а также «Холпак-830Е» применялось несколько кранов в сцепке грузоподъемностью 75 тонн, 60 тонн или 40 тонн. Теперь один только кран способен решить все проблемные вопросы, которые возникали при сборке большегрузной техники. Пригодилась не только грузоподъемность нового автокрана, но и длина его стрелы - 54 м. Сегодня «Липхер» используется при ремонте и монтаже металлоконструкций обогатительной фабрики или ремонтно-механического завода, на установке арок будущего крытого футбольного стадиона.
Обогатительная фабрика «Нерюнгринская»
Природа наделила нерюнгринский уголь отменой характеристикой. Однако как драгоценному камню нужна огранка, так и уголь нуждается в обогащении. Тогда его природные качества приобретают еще большую привлекательность, повышая покупательский спрос. С этой задачей успешно справляется Обогатительная фабрика «Нерюнгринская» - еще один филиал Холдинговой компании «Якутуголь», еще одно важное звено в технологической цепочке добычи и реализации угля.
Обогатители доводят «черную жемчужину» до нужной кондиции: дробят, сортируют, избавляют от примесей и получают таким образом продукт высокого качества - коксовый концентрат. За годы своей работы нерюнгринские обогатители выпустили и отправили потребителям 83 миллиона тонн коксового концентрата, 39,6 миллиона тонн энергетического концентрата и 48,1 миллиона тонн энергетических углей марки СС.
Фабрика изначально была построена по самым современным технологиям с использованием самого совершенного и уникального отечественного и импортного оборудования. Уже почти легендой стал известный случай, произошедший с Сергеем Гавриловичем Глухих. В бытность его главным инженером обогатительной фабрики «Нерюнгринская» довелось ему совершить экскурсию на аналогичное предприятие в США. Менеджер американской фабрики, демонстрируя технологическое оборудование, похвастал: «А вот самая современная сушильная печь «МАК-НЕЛЛИ». Ее производительность 7GG тонн угля в час! В мире их выпущено всего 5 единиц, одна из них установлена у нас». Сергей Гаврилович задал вопрос: «А где же работают остальные четыре?». Американец развел руками - мир большой... А остальные четыре печи были установлены как раз на обогатительной фабрике «Нерюнгринская»!
С той поры прошло немало лет, но нерюнгринцы продолжают удерживать прочные позиции в рейтинге мировых обогатителей угля. На ХV всемирном Конгрессе обогатителей угля, который состоялся осенью 2GG6 года в столице Китая Пекине, директор Обогатительной фабрики «Нерюнгринская» Александр Васильевич Засядько выступил с докладом, который вызвал немалое удивление и одобрение коллег из разных стран. Дело в том, что нерюнгринские обогатители впервые в мире применили ленточные фильтрпрессы для обезвоживания концентрата и промежуточного продукта флотации, заменив традиционные вакуумные фильтрпрессы и фильтрпрессы «Курито». В 2GG6 году за эту уникальную разработку специалисты фабрики были удостоены Государственной премии России в области рационализаторских разработок.
Реконструкции подверглось не только технологическое оборудование фабрики. Удалось шагнуть далеко вперед в решении проблемы пылеподавления на комплексе погрузки энергетических углей. Здесь было установлено более мощное оборудование пылеуловителей «Ротоклон», а на участке углеприема техперевооруже-ние коснулось второй стадии дробления, здесь установлена современная английская дробилка «APS». Такая замена позволила уменьшить количество механизмов, задействованных в процессе дробления угля на фракции. Если раньше дробление проходило четыре стадии на четырех линиях, то появление нового оборудования сократило этот процесс в два раза. Уменьшились точки пересыпа угля, соответственно, значительно снизилась пыльность. А все это
вкупе существенно отразилось на производительности. Произошла реконструкция и непосредственно в системе отгрузки. Электрообогрев бункеров значительно сократил время простоя вагонов.
В результате проведенной реконструкции в целом на обогатительной фабрике «Нерюнгринская» высвободилось 115 единиц технологического оборудования, взамен установлено 23 единицы, уменьшилась численность обслуживаемого персонала на 55 человек. Улучшилась экологическая обстановка воздушного бассейна, за счет ликвидации шести источников выбросов вредных веществ в атмосферу, что сокращает выброс пыли на 46 т в год. Уменьшилось пылевыделение и запыленность в производственных помещениях, в связи с сокращением мест пересыпа и перепада угля при транспортировке по технологическим стадиям переработки. Однако специалисты фабрики не останавливаются на достигнутом и совместно с учеными НИИ и ПК институтов отрасли находятся в постоянном поиске новых оригинальных научно-технических решений.
Ремонтно-механический завод
Жизненный ритм Ремонтно-механического завода подчинен одной цели - обеспечение качественного ремонта горной техники и оборудования. За 20 лет своей славной истории РМЗ стал действительно уникальным предприятием в системе акционерного общества «Якутуголь».
Сегодня здесь освоены и применяются капитальный ремонт экскаваторов и большегрузных самосвалов, изготовление и восстановление запасных частей горной техники, литье. Названия действующих цехов завода говорят сами за себя: механосборочный, сварочно-заготовительный, литейный, кузнечно-термический. На специализированных участках - горномонтажном (ГМУ), по ремонту горного оборудования (СУПРГО) - каждый день кипит работа. Сегодня вся горнодобывающая техника, имеющаяся в наличии в Холдинговой компании «Якутуголь» проходит сборку и ремонт в цехах завода.
Сборочный участок механосборочного цеха РМЗ считается одним из самых лучших подразделений филиала во всех сферах деятельности будь то работа или общественное мероприятие. Об этом свидетельствуют многочисленные грамоты и благодарности в кабинете начальника участка.
Несмотря на сравнительно небольшую численность коллектива - 53 человека, фронт работ сборочного участка очень внушительный. Здесь выполняется ремонт оборудования Обогатительной фабрики, АТА, разреза «Нерюнгринский», а также сторонних организаций («АЛРОСА», Алдан). Компетенция специалистов участка вызывает искреннее уважение. Здесь «возвращают к жизни» подвески и бортовые редуктора большегрузных автосамосвалов, балки БелАЗа, коробки отбора мощности Комацу, редуктора и цепи дробилок для Обогатительной фабрики, восстанавливают шестерни для РС-5500, ремонтируют и центруют двигатели гигантских Хол-паков. Каждый день здесь кипит работа, потому что сроки, отведенные на ремонт техники или оборудования, очень и очень сжаты. Слесарям, машинистам кранов порой и передохнуть нет времени -в таком темпе здесь проходит рабочая смена.
Особое подразделение сборочного участка - МТи service. Аббревиатура не русская, а немецкая и расшифровывается как «Мотор унд турбин юнион». Одним словом, здесь трудятся профессионалы по двигателям. Надо заметить, «Якутуголь» с 1993 года является единственным в России официальным дилером германской фирмы MTU, выпускающей двигатели к самосвалам Холпак. Быть дилером, значит, соответствовать требованиям фирмы-
изготовителя. А требования эти очень жесткие, но за 13 лет совместной работы наработано высокое доверие со стороны германских партнеров. Прямое сотрудничество с фирмой MTU позволяет «Якутуглю» не только оперативно и собственными силами решать проблемы с двигателями, но и оказывает существенное влияние на экономику предприятия. Дилерство предполагает скидки при покупке запасных частей у фирмы-изготовителя. И только за счет скидок в прошлом году Холдинговая компания получила экономию в 9 млн. рублей. А если к тому же учесть, что участок МТи ни разу не срывал сроки ремонта двигателя и всегда выполнял свою работу качественно, то экономический эффект от его деятельности очень и очень большой. Из рук заводских умельцев двигатель Хол-пака выходит с гарантией три тысячи часов работы. Как правило, эта гарантия соблюдается всегда.
Металлургическое производство на Нерюнгринском Ремонтно-механическом заводе представлено в достаточно большом объеме. Два цеха: литейный и кузнечно-термический обеспечивают производство фасонного литья из стали, чугуна, цветных металлов,
производство поковок и проведение термической и химикотермической обработки. В год металлурги завода производят до 2300 т литья, в том числе высокомарганцовистой износостойкой стали, необходимой для изготовления запасных частей горнотранспортного оборудования.
Литейный цех Нерюнгринского РМЗ относится к отрасли металлургического производства с законченным циклом и со всеми присущими этому производству признаками: плавление жидкого металла; доводка (корректировка) его химического состава до заданной марки по ГОСТу; изменение структуры металла и ее фиксация методом термической обработки; получение отливок с заданными физико-механическими свойствами. Кузнечнотермический цех осуществляет нормализацию, цементацию и закалку деталей токами высокой частоты в камерных и шахтных печах.
Сложившаяся номенклатура стального и чугунного литья составляет более 1000 наименований, цветного литья - около 500. По конфигурации и трудоемкости серийное литье, производимое на Ремонтно-механическом заводе, способно соперничать с известными металлургическими предприятиями страны. А по качеству стали наш завод считается одним из лучших. Недаром германская фирма «Комацу Майнинг Джемени», всемирно известный производитель горнотранспортного оборудования, планирует сделать заказ на изготовление некоторых комплектующих ходового механизма экскаваторов РС-5500 именно на РМЗ.
Для литейного цеха это задание стало делом чести. И без того сплоченный коллектив сегодня трудится как единый безупречный механизм. Каждый работник чувствует ответственность и важность задания, поэтому вкладывает в работу не только опыт и знания, но и душу. Результат не заставил себя ждать. Опытная отливка нерюн-гринской стали оказалась аналогичной зарубежной. Первым соответствие показал уникальный лабораторный экспресс-спектроанализатор «Belek Vario Lab». Эта «умная» машина была закуплена в заводскую лабораторию около трех лет назад. Затраты давно уже окупились скоростью и надежностью аппарата. Эксперты завода «КМG», куда опытный образец отливки был отправлен на анализ, подтвердили результаты спектроанализатора, и нерюнгринская сталь получила «добро».
Кислородно-компрессорный участок обеспечивает кислородом, жидким и газообразным азотом не только завод, но и все филиалы Общества, и многочисленные сторонние организации. А проектной мощности станции вполне хватит, чтобы «закрыть» потребности в кислороде и азоте многих улусов Республики Саха (Якутия).
Погрузочно-транспортное управление
Погрузочно-транспортное управление крепко связано почти со всеми филиалами холдинга не только стальными путями, но и общим технологическим процессом: его основная задача бесперебойная погрузка угля в вагоны и отправка их потребителям.
ПТУ - это небольшой, но дружный коллектив, который трудится на станции Угольная, в локомотивном депо и депо путевой техники, работает на тепловозах, занимается ремонтом мостов и железнодорожного подъездного пути. Само управление состоит из 6 служб и участков: службы грузовая, подвижного состава, эксплуатации, пути, участки СЦБ и связи, теплообеспечения и хозяйственного обслуживания
В ведении управления находится 60 километров железнодорожного подъездного пути, соединенного с общей сетью железных дорог ОАО «Российские железные дороги» и АК «Железные дороги Якутии». Сегодня управление обслуживает 22 предприятия города и Холдинговую компанию «Якутуголь», в тесном взаимодействии с станцией Беркакит Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги и станцией Нерюнгри-Грузовая АК «ЖДЯ».
Благодаря слаженной работе со смежниками, своевременному оперативному решению вопросов по подаче вагонов, получены высокие показатели по обеспечению потребителей «черной жемчужины» Южной Якутии. За все годы своей работы коллективом ПТУ по состоянию на начало августа 2006 года отправлено 60116 железнодорожных составов с углем общим количеством 3 370 000 вагонов и общим весом 229 миллионов тонн.
Успешная работа Погрузочно-транспортного управления обусловлена принципиально новым подходом к организации производственного процесса, планомерным воплощением в жизнь программы технического перевооружения и, конечно же, ответственностью и высокой работоспособностью коллектива.
Программой технического перевооружения, проводимой в Холдинговой компании «Якутуголь», было предусмотрено обновление оборудования и техники ПТУ. В 2005 году были закуплены мотовоз МПТ-4 и машина для смены шпал МСШУ-5. Эта машина в отличие от ранее эксплуатировавшейся МСШУ-4 имеет более высокую производительность, меняя в час 60 шпал (на одном километре пути лежит 1 тысяча 600 шпал). МСШУ-5 заметно облегчило труд путейцев, позволив сократить время ремонта пути.
В 2005 году поменяли железнодорожный кран КДЭ-253 на КЖ-562 грузоподъемностью 25 тонн. В 2006 году для ПТУ была приобретена уникальная станционная машина ВПРС-П для подъемки, подбивки, рихтовки пути и стрелочных переводов. Обучение машинистов работе на этой новой современной технике проходило в городе Киров.
Продолжается капитальный ремонт тепловозов. За счет изменения системы ремонтного обслуживания техники, жизнь каждого тепловоза продлилась. Хотя трудно ожидать от машины, которой двадцать пять лет, эффективной работы без простоев и поломок. Возможно, в рамках технического перевооружения удастся закупить еще и новый тепловоз. Во всяком случае коллектив ПТУ на это надеется.
Управление технического контроля качества угля и стандартов
Управлению технического контроля качества угля и стандартов в 2006 году исполнилось 30 лет. В структуре акционерного общества «Якутуголь» этот филиал занимает особое место, а результат его работы имеет огромное значение для экономического благополучия Холдинговой компании.
Технический контроль качества - неотъемлемая часть всего технологического процесса, начиная от того, какого качества уголь лежит в пласте, и до того момента, пока потребители не скажут нам «спасибо». Престижные награды, полученные компанией за последние 10-15 лет, устойчивое положение на рынке и высокий рейтинг «Якутугля» свидетельствуют о качестве работы коллектива управления.
Есть несколько принципов, которых УТК придерживается в своей работе. Это - своевременность и достоверность информации по качеству, постоянное повышение уровня компетенции специа-
листов, использование современного оборудования и технологий. Руководство «Якутугля» постоянно следит за тенденциями рынка и помогает управлению не отставать от времени. В 2005 году были выделены значительные средства на закупку нового лабораторного оборудования. Такого точно нет не только в Якутии, но и на всей территории от Иркутска до Хабаровска. Это позволило делать более подробные анализы и давать более оперативную и точную информацию.
Лаборатории УТК одними из первых прошли аккредитацию в Госстандарте РФ и Центре госанэпиднадзора РФ и теперь постоянно подтверждают свою техническую компетенцию. «Якутуголь» одним из первых сертифицировал свою угольную продукцию. А это значит, что государство ручается за качество нерюнгринского угля. И чтобы не подвести его Холдинговая компания старается соответствовать высокому уровню. Стремление к совершенству требует иного подхода к добыче угля. Уже несколько лет на разрезе «Нерюнгринский» ведется опережающее опробование, то есть качество угля анализируется еще на стадии его залегания в пласте. Этот метод дает экономический эффект, так как позволяет детализировать прогнозы и скорректировать технологию производственной разработки месторождения.
Испытание угля - основная задача УТК, но не единственная. Успешная работа компании во многом зависит от качества нефтепродуктов; металла, применяемого в создании запасных частей; шин, используемых большегрузной техникой и т.д. Поэтому в структуре управления были созданы и добросовестно работают отдел технического контроля ГСМ, санитарно-профилактическая лаборатория. За исправностью точных приборов и аппаратов следит метрологическая служба. Все это вкупе дает положительный конечный результат - имидж и престиж Холдинговой компании «Якутуголь».
Современная база, опыт, банк данных позволяют УТК иметь обширные контакты. Уже на протяжении многих лет специалисты управления оказывают консультативную, методическую и практическую помощь практически всем малым угледобывающим предприятиям республики: «Сунтарцеолит», «Мома-чох», разрез «Кан-галасский», разрез «Зырянский» и другие. Управление дает консультации по созданию технических условий, ведет переписку, а иногда даже командирует своих специалистов на место. Особенно
тесное сотрудничество налажено с угольщиками Южной Якутии, в том числе с ОАО «Эльгауголь». Примечателен тот факт, что управлению технического контроля качества угля и стандартов было поручено провести анализ проб угля Эльгинского месторождения. Параллельно исследованием того же угля занимались японцы. Потом результаты анализов сравнили, они практически совпали.
Однако предела совершенству нет. Поэтому коллектив УТК всегда смотрит вперед. Следующая планка, которую поставило перед собой управление - это разработка и внедрение системы международных стандартов серии ИСО 9000. Во всем мире внедрено 700 тысяч таких систем, из которых 200 тысяч в Китае и только 3628 - в России. Результатом этой работы станет введение активного управления всеми процессами, влияющими на качество продукции, а также наиболее полное раскрытие потенциала и полная отдача каждого работника. Сформулировать одним словом это можно как: «Приоритет качества во всем, что мы делаем». Это стало девизом и главной задачей коллектива УТК на ближайшее время.
Узел производственно-технологической связи
В юбилейный для угледобычи Южной Якутии год коллектив Узла производственно-технологической связи отметил 30-летие с момента своего образования. За эти годы филиал полностью заменил морально устаревшие телефонные станции на АТС импортного производства ЗАО Бэта Хуавей с тремя концентраторами. Это дало возможность получить современную цифровую связь в филиалах ОАО ХК «Якутуголь» и отказаться от длинных кабельных магистралей, протяженностью порядка 30 км.
Благодаря компетентности специалистов предприятия и поддержке со стороны руководства Холдинговой компании «Якутуголь» была проведена замена устаревшего парка радиостанций «Маяк» на радиостанции импортного производства, работающие в режиме транковой связи в поле разреза. Кроме того, успешно прошел запуск и ввод в эксплуатацию станции космической связи ЗАО «Мобил Телеком», которая позволила отказаться от услуг ОАО «Сахателекома».
В настоящее время филиал УПТС обеспечивает всю инфраструктуру информационного обмена корпоративной сети ОАО ХК
«Якутуголь». Для увеличения пропускной способности локальной корпоративной сети приобретается новейшее оборудование по данному профилю работ. В частности устанавливаются коммутаторы для увеличения скорости передачи данных в системах «Аксап-та» и Интернет. Также продолжается дальнейшее перевооружение радиосвязи в поле Нерюнгринского разреза на базе импортных радиостанций «Kenwood».
Коллектив УПТС небольшой, на сегодняшний день составляет 77 человек. В филиале работают квалифицированные специалисты, имеющие государственные дипломы и сертификат. Все работники являются настоящими профессионалами своего дела и выполняют широкий круг задач. Сотрудники филиала регулярно участвуют в конференциях и проходят обучение в передовых учебных заведениях.
В состав узла производственно-технологической связи входят пять производственных участков (производственная лаборатория, участки АТС, линейно-кабельный, радиосвязи, вспомогательный) и аппарат управления. Основными задачами линейно-кабельного участка являются обеспечение бесперебойной и высококачественной работы обслуживаемых линейно-кабельных сооружений, техническое обслуживание средств связи и обслуживание охраннопожарной сигнализации. В 2005 году ими введена в эксплуатацию одна из первых в Нерюнгринском районе волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС), что позволило связать корпоративной связью все филиалы ОАО ХК «Якутуголь».
«Экспоуголь»
Филиал Холдинговой компании - «Экспоуголь» - находится от головного предприятия в нескольких тысячах километров на самом берегу Тихого океана. Однако качество его работы имеет огромное значение для всего «Якутугля». Задача этого филиала - обеспечение качественной поставки углей на экспорт, в первую очередь, не-рюнгринских углей, перерабатываемых через порт Восточный, предотвращение засорения угля инородными предметами. И эту задачу коллектив «Экспоугля» выполняет достойно.
За последние годы деятельность филиала принесла Холдинговой компании экономию в несколько миллионов долларов. Главным фактором здесь выступило снижение в десятки раз потерь угля по сравнению с нормативной естественной убылью. Во-вторых, с
активизацией претензионной работы в отношении железной дороги удалось практически свести к нулю коэффициент загрязненности углей. Это тоже очень большое достижение филиала.
За 45 лет своей деятельности «Экспоуголь» не имел ни одной обоснованной претензии, тем более что до 1995 года лаборатория была единственным предприятием на территории г. Находка, осуществляющим контроль качества всего потока угольной продукции, отгружаемой на экспорт через Находкинский торговый порт и порт Восточный.
В свою очередь руководство ОАО ХК «Якутуголь» не оставляет без внимания свой отдаленный филиал. Сегодня испытательная лаборатория «Экспоугля» располагает современным оборудованием, приобретенным ОАО ХК «Якутуголь» для повышения качества испытаний и повышения доверия иностранного покупателя к оценке качества экспортируемых партий угля. Также испытательная лаборатория располагает квалифицированными специалистами, работающими по отечественным и международным стандартам, среди которых есть ветераны, работающие в лаборатории более 20-ти лет. Несмотря на географическое расстояние, коллектив филиала постоянно ведет работу, направленную на повышение эффективности производства и увеличение конкурентных свойств в области инспекции качества и количества угольной продукции, отгружаемой на экспорт, и для достижения поставленной цели делает всё возможное для дальнейшего процветания родного «Якутугля».
Нерюнгринское разрезостроительное управление
На долю коллектива Нерюнгринского разрезостроительного управления выпало немало славных дел. Именно его специалисты в свое время строили производственные цеха и боксы «Якутугля», принимали участие в строительстве многих социальных объектов в городе. Силами мастеров управления появилась одна из достопримечательностей Нерюнгри - этнографический центр в виде якутской урасы, ставший уже традиционным местом встречи гостей города.
Сегодня НРСУ занимается осушением поля разреза, ремонтными, отделочными и строительными работами административных зданий производственных объектов Холдинговой компании. Но главные свои силы в преддверии славного юбилея 55-летия освое-
ния угольных месторождений Южной Якутии управление направило на строительство крытого футбольного стадиона на 3000 мест. Об уникальности этой грандиозной стройки будет рассказано ниже. А пока стоит рассказать о том, что коллектив НРСУ сделал необыкновенное чудо - построил стадион за небывало сжатые сроки. Для этого мастерам понадобилось всего чуть больше календарного года.
В конце осени 2006 года руководство ОАО ХК «Якутуголь» приняло решение о слиянии НРСУ и ООО «МАСпром» в один большой дружный коллектив, специализирующийся на строительстве, ремонте и отделке помещений.
ООО «МАСпром» создавалось как деревообрабатывающее предприятие, которое взяло на себя весь объем работ, связанных с деревообработкой. Впоследствии оно успешно освоило специфику отделочных работ, став выполнять большой объем строительных и ремонтных работ по заказу «Якутугля». ООО «МАСпром» приняло активное участие в реконструкции кинотеатра «Октябрь», отделке нового тренажерного зал в СОК «Шахтер», в работе по строительству новых корпусов гостиницы «Северная». При этом предприятие параллельно вело отделочные и ремонтные работы в помещениях УМТС, УПТС и УТК. Кроме того, по возможности «МАСпром» выполняет работы по заявкам и договорам на объектах различных учреждений и предприятий города, ориентируясь на выполнение задач, связанных с земляными и бетонными работами, с монтажом металлоконструкций.
Слияние двух строительных предприятий, несомненно, даст положительный эффект в будущем, ведь это не только объединение мощностей, но и сочетание опыта, мастерства и огромного потенциала.
Спортивно-оздоровительный комплекс «Шахтер»
И, наконец, «визитная карточка» Холдинговой компании «Якутуголь» была бы не полной без представления еще одного филиала. Он не добывает уголь, не ремонтирует технику, не отгружает уголь потребителям. Но без него немыслима здоровая обстановка в многотысячном трудовом коллективе угольщиков. Это спортивно-оздоровительный комплекс «Шахтер», который вот уже более 20 лет самым успешным образом решает задачи, связанные с оздоровлением не только трудящихся Холдинговой компании и членов их семей, но и всех жителей нашего города.
Если нерюнгринский уголь называют «жемчужиной» недр Южной Якутии, то СОК «Шахтер» справедливо прозвали «жемчужиной» спортивных сооружений Южной Якутии. Нет больше в республике таких сооружений.
Сегодня комплекс включает в себя универсальный зал с двумя игровыми площадками для футзала, большого тенниса, баскетбола и волейбола, плавательный бассейн с 3 дорожками, крытый каток с кортом для игры в хоккей, тренажерный зал, оснащенный самым современным оборудованием. Кроме того, в комплекс входят гостиница, кафе и помещение администрации.
Так что спорткомплекс с честью несет звание одного из самых современных спорткомплексов не только в республике, но и на всем Дальнем Востоке и гордится своим дружным, сплоченным коллективом профессионалов. Именно поэтому каждое новое мероприятие здесь стремятся провести на самом высоком уровне, несмотря на связанный с этим огромный объем работы.
Только за шесть месяцев на «Шахтере» успевают провести 38 крупных мероприятий, среди которых: Всероссийский турнир по боксу класса «А» памяти мастера спорта международного класса С. Исмаилова, Всероссийский турнир по кикбоксингу памяти первого Чемпиона мира СССР А. Иванова, первенство Дальне-Восточного Федерального округа по вольной борьбе среди юниоров, I летняя Спартакиада молодежи России по дзюдо среди команд Дальневосточного Федерального округа и мн., мн. другие.
За последние годы более чем в два раза выросло количество мероприятий, проводимых непосредственно для структурных подразделений Холдинговой компании. В 2006 г. здесь были проведены: открытый кубок ОАО ХК «Якутуголь» по мини-футболу, командное первенство ОАО ХК «Якутуголь» по плаванию среди мужчин и женщин, первенство по зимнему и летнему спортивному рыболовству, кубок по компакт-спортин-гу среди трудовых коллективов и, конечно, традиционные Дни здоровья и соревнования по технике водного туризма. В планировании, подготовке и проведении этих мероприятий задействованы без исключения все службы и отделы СОК «Шахтер».
Огромное внимание руководство Холдинговой компании уделяет проведению различных спортивно-оздоровительных и развлекательных мероприятий для подрастающего поколения нерюн-гринцев. «Якутуголь» за поддержку детского спорта!» - это уже на
лозунг, а статистика. Если в 2004 и 2005 году было проведено соответственно 5 и 9 детских соревнований, то уже только в первом полугодии 2006 года было организовано 11 подобных мероприятий. Среди них турнир по хоккею с шайбой, Рождественский турнир по футзалу и турнир «Надежда футзала», посвященный 60-летию Великой Победы.
При СОК «Шахтер» работает более 10 спортивных секций для детей и юношества. Воспитанники тренеров «Шахтера» принимали участие в первенстве Республики Саха (Якутия) по тхэквондо, в чемпионате России и чемпионате мира по годзю-рю каратэ-до, где юные нерюнгринцы завоевали титулы чемпионов мира, а также многих других соревнованиях разного уровня. Юноши и девушки, прошедшие спортивную школу «Шахтера» - это не только хорошие спортсмены, но и хорошие специалисты, которые уже сейчас трудятся в структурных подразделениях ОАО ХК «Якутуголь».
Саха - корейское предприятие «Эрэл»
Саха-корейскоое предприятие «Эрэл», созданное совместно с «LG International Corporation» берет отчет своих трудовых будней с октября 1995 года. Оно представляет собой малый разрез, расположенный в 65 км от города Нерюнгри.
Предприятие начало свое существование с участка «Угольный» Восточно-Чульмаканского месторождения с производственной мощностью 200 т угля в год. В 1999 году добавилась отработка участка «Инаглинский». В 2006 году «Эрэл» получил подряд на выполнение горных работ на участке «Комсомолка», принадлежащем ООО « Олонгроуголь». За время своего существования предприятие увеличило объем производства со 190 тыс. т до до 610 тыс. т угля в год открытым способом.
Благодаря опеке ОАО ХК «Якутуголь» угледобывающее предприятие сформировалось как экспортно-ориентированное и заняло свою нишу на угольном рынке. «Эрэл» активно работает в области заключения долгосрочных контрактов с постоянными потребителями своей угольной продукции. Также рассматриваются варианты поставок пробных партий угля с новыми компаниями, проявившими интерес к энергетическим углям марки «Ж» (жирный).
География экспортных поставок - Япония, Южная Корея, Тайвань Украина. Объем поставок на внутреннем рынке определяется потребителями коксохимических комбинатов (Алтайский,
Московский и Новолипецкий), которые используют уголь марки «Ж». Высокозольный уголь поставляется на энергосистемы «Дальэнерго», «Якутскэнерго», Торговый дом «Энергетические угли». В Нерюнгринском районе уголь компании «Эрэл» не первый год использует Нерюнгринская ГРЭС.
«Эрэл» в переводе с якутского означает «надежда». А главной надеждой руководство предприятия считает свой коллектив, состоящий из людей, любящих свою работу и исполняющих ее со знанием дела.
В настоящее время в «Эрэле» работают 420 человек. Работники предприятия активно осваивают смежные специальности и благодаря этому упрощаются механизмы управления производственными процессами. Директор СП «Эрэл» Сергей Николаевич Пав-ловцев проводит активную компанию по омоложению коллектива, принимая на работу молодых специалистов.
Одному из таких молодых специалистов по итогам показателей работы за 2005 год присвоено почетное звание «Лучший мастер». Это старший мастер производственного участка Александр Динурович Якименко, работающий на предприятии немногим более трех лет. Александр пришел в «Эрэл» после окончания Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова, где обучался на факультете открытых горных работ. Получив профессию горного мастера, понял, что не ошибся с выбором трудового пути.
В этом дружном и сплоченном коллективе есть немало ветеранов, которые пришли работать чуть ли не с самых первых дней основания предприятия. Это заместитель главного инженера Юрий Иванович Ивасенко, главный механик предприятия Иван Дмитриевич Жилин, ведущий специалист отдела кадров Галина Ивановна Подгорная, старший мастер открытых горных работ Геннадий Владимирович Новиков.
«Мой стаж в угольной промышленности более сорока лет, -рассказывает о себе Галина Ивановна Подгорная, ведущий специалист отдела кадров. - До СП «Эрэл» работала на шахте «Сангар-ская», еще ранее на Донецком заводе горноспасательной аппаратуры. На Крайний Север приехала в 1975 году и всегда моя работа была связана с углем. В «Эрэл» пришла с первого дня его существования. Мне нравится своя работа, дающая чувство гордости за свое предприятие. А главное нам повезло с директором. Сергей Николаевич Павловцев делает все, для того чтобы работники на-
шего предприятия могли чувствовать себя востребованными людьми».
Как говорится, по труду и честь. Не случайно генеральный директор СП «Эрэл» и потомственный горняк Сергей Николаевич Павловцев за высокие достижения в производственной деятельности угольной отрасли является полным кавалером знака «Шахтер -ской славы». Есть в коллектив еще один человек, отмеченный за свой многолетний добросовестный труд в угольной промышленности знаком «Шахтерской славы» двух степеней и представленный к награждению завершающей награды первой степени. Это машинист экскаватора Владимир Николаевич Бородкин.
Высоких показателей работы по достигнутым объемам производства добились экипажи:
- Экипаж экскаватора ЭКГ-5, бригадир Ожиганов А.Г.
- Экипаж бурового станкаСБШ-250МН, бригадир Шабаноа
В.В.
- Экипаж экскаватора ЕС-230, звеньевой Зимченко С.А.
- Экипаж погрузчика СЕТ-650, звеньевой Семенков М.А.
- Экипаж бульдозера Т-35-01, звеньевой Ковшаров И.А.
- Экипаж бульдозера Т-11-01, звеньевой Тюменцев А,К.
- Экипаж водителей автомобиля БелАЗ, звеньевой Морозов
В П.
- Экипаж водителей автомобиля ПАЗ-88З, звеньевой Проскурин В. Д.
Руководство «Эрэла» приветствует на своем предприятии зарождение и укрепление династий. Это способствует преемственности трудового потенциала и благоприятно сказывается на производственной деятельности. Машинист экскаватора Анатолий Иванович Олейник передает свой опыт сыну Евгению, работающему помощником машиниста экскаватора.
Водитель Александр Геннадьевич Пинигин с энтузиазмом прививает любовь к профессии машиниста экскаватора своему сыну Сергею. Братья Валерий и Яков Гардеры поддерживают друг друга в нелегких трудовых буднях. К слову, в 2004 году бригадой Якова Петровича Гардера был установлен рекорд угледобывающей промышленности Якутии по отгрузке вскрышных пород экскаватором ЭКГ-5.
Главная задача «Эрэла» - добывать и отправлять потребителям качественный уголь. Особенно, на экспорт. Выполнением этой за-
дачи на предприятии успешно занимается отдел по внешним связям. Вот, что рассказывает о свое работе Николай Иванович Хоро-шилов, заместитель директора по внешним связям:
- Наш отдел непосредственно занимается продвижением товара на внешнем рынке, поиском новых экспортеров, налаживанием контактов с зарубежными партнерами. Работа творческая, большое поле деятельности, гибкий подход к клиентам.
«Эрэл» активно работает в области заключения долгосрочных контрактов с постоянными потребителями своей угольной продукции. Также рассматриваются варианты поставок пробных партий угля с новыми компаниями, проявившими интерес к энергетическим углям марки «Ж» (жирный). Качество добываемого угля удовлетворяет зарубежных партнеров. В некоторых случаях спрос превышает предложение. Все это благодаря активной рекламной компании, проводимой предприятием.
Мы плодотворно сотрудничаем с экспортным отделом ОАО ХК «Якутуголь». В частности очень интересно работать с Сергеем Петровичем Половинкиным и Андреем Борисовичем Буревым, рационализатором в угольной промышленности. Вся наша деятельность направлена на результат, а результат это заключение долгосрочных контрактов с экспортерами.
По словам главного инженера предприятия Алексея Николаевича Константинова, угольная промышленность в современном мире сохранила роль важнейшей базисной отрасли экономики. Поэтому основной задачей 2006 года и последующих лет становится обеспечение вскрышными работами объемов добычи угля надлежащего качества.
В ближайшем будущем «Эрэл» приступит к реализации своего главного проекта - строительству шахты «Инаглинская». Сдача в строй шахты позволит предприятию в скором времени выйти на рекордные показатели по добыче угля.
На участке «Инаглинский» планируется строительство собственной обогатительной фабрики с мощностью не менее 2 млн тонн рядовых углей в год. На сегодняшний день институтом «Сибги-прошахт» разрабатывается рабочая документация по данным проектам.
Учитывая опыт «Эрэла» по обработке маломощных пластов, предприятию предложено выступить подрядчиком по производст-
ву горных работ на участке «Комсомолка». В настоящее время на этом участке планируется создание новых рабочих мест.
Более 10 лет прошло с момента претворения в жизнь смелого инвестиционного проекта по созданию саха-корейского предприятия «Эрэл», оказавшегося на редкость успешным. Немалой долей своего успеха предприятие обязано бывшим работникам разреза «Нерюнгринский», не побоявшимся трудностей и невзгод зарождающегося проекта по добыче угля. Благодаря этим людям, до сих пор трудящимся на участках «Угольный» и «Инаглинский», «Эрэл» из года в год наращивает объемы производства. Одним из таких энтузиастов можно назвать Владимира Николаевича Бородкина. О нем наш рассказ.
Его смело можно назвать старожилом города Нерюнгри, хоть и родился Владимир Николаевич в небольшом городке Рубцовск, расположенном в Алтайском крае. Отец Николай Федорович - ветеран Великой Отечественной войны, участвовал в боях на Востоке. Мать Раиса Кузьминишна проработала всю жизнь в торговле.
Володя, с детства веселый и любознательный, проявлял интерес к различной автомобильной технике, интересовался ее устройством. Окончив десятилетку, пошел учиться в машиностроительный техникум, где и приобрел профессию техника-механика. Время показало, что с выбором профессии Владимир не ошибся. Как говорится раз и навсегда.
Тут как раз подошло время отдавать свой долг Отчизне. Служба в Армии дала молодому человеку понимание своего предназначения в этой жизни. Научила душевному благородству и умению преодолевать различные трудности и неурядицы.
После трехлетней службы на подводной лодке Владимир вернулся в родной город. Через некоторое время нашел работу по выбранной специальности. Но что-то не хватало душе, не было в их небольшом респектабельном городке молодого размаха. Так впервые появилась мысль о переезде. Узнал от друзей о машиностроительном проекте на Сахалине, написал, получил вызов на работу. Не долго думая, собрался в дорогу, представляя себе островную жизнь в безбрежных просторах Охотского моря.
Но, как известно, человек предполагает, а судьба располагает. Поехал Владимир поездом по вызову на Сахалин. В вагоне познакомился с нерюнгринскими ребятами, возвращающимися из отпусков. А какой нерюнгринец упустит возможность расхвалить свою
любимый город. Да так расхвалит, что своими глазами захочется посмотреть наш северный край.
Не устоял против описываемых красот и Владимир Николаевич Бородкин. Так и занесла его судьба в 1980 году на Крайний Север. Нерюнгри встретил новоявленного горожанина беркакитским вокзалом, где и пришлось молодому романтику ютиться первую неделю. Владимир трудностей не испугался и уже через несколько дней устроился на работу в СУ «Спецстрой». Получил комнату в общежитии и стал обустраиваться на новом месте.
В 1984 году на дне рождения у приятелей Владимир познакомился со своей будущей женой Лилией. Она работала врачом педиатром в местной поликлинике. Вскоре молодые люди решили идти по жизненному пути одной дорогой. Владимир Николаевич и Лилия Хусаиновна воспитали двоих детей. Дочь Анечка после окончания 24-й школы поступила в Московский государственный университет пищевых производств. Сын Сергей тоже учится в Москве на факультете автоматизации систем управления.
В «Эрэле» Владимир Бородкин работает машинистом экскаватора с самого основания предприятия. Сейчас он является так же бригадиром экипажа экскаватора ЭКГ-5. Его бригада в настоящее время занимается вскрышными работами, разрабатывая площадки для добычи угля. Работать приходится и в сильные морозы, когда металл трещит как щепка и при порывистом ветре, гоняющем в воздухе угольную пыль.
Любимая работа занимает довольно значительную часть в жизни Владимира Николаевича. Но у него издавна было стремление к улучшению и разнообразию трудовых будней. Поэтому дополнительно к основной работе участвует он в общественной и спортивной жизни своего предприятия.
Владимир Николаевич является неосвобожденным председателем профкома. Эта работа требует много упорства, терпения и внимания к людям. Ведь именно о них заботится профсоюзный комитет в лице Ирины Глотовой и Александра Попова во главе с председателем. Они занимаются решением трудовых споров, приобретением санаторно-курортных путевок для своих работников и их детей, организацией детского летнего отдыха. Проводят семейные дни здоровья: зимой в школьном спортзале, летом на природе.
За свой добросовестный труд Владимир Николаевич Бородкин отмечен многочисленными благодарностями и почетными грамотами, награжден Знаками Шахтерской славы всех трех степеней.
ООО«НИВА»
Крупнейшая южно-якутская кладовая каменного угля расположена в Нерюнгри. Рациональное использование «черного золота» является гарантией выгодного экономического положения Якутии.
Необходимость более полного извлечения полезных ископаемых при отработке Нерюнгринского месторождения методом переработки угля привело к созданию в 1990 году малого предприятия «Нива». В настоящее время углеперерабатывающее предприятие является обществом с ограниченной ответственностью «Нива» и входит в состав холдинга «Якутуголь».
Основным видом деятельности предприятия является переработка породоугольной смеси механизированным способом на установках избирательного дробления типа ГЦЛ.
Техническим проектом разработки Нерюнгринского месторождения была принята селективная отработка пласта с вывозом породоугольной смеси от зачистки пласта на внешние отвалы. На предприятии созданы и успешно работают два производственных комплекта по дроблению и сортировке горной массы для отделения породы от угля.
В структуру ООО «Нива» входят: аппарат управления, горный цех и автотранспортный участок. Всего на предприятии работает 62 человека. Все работники являются настоящими профессионалами своего дела и выполняют широкий круг задач. Своевременное и бесперебойное выполнение и перевыполнение плановых заданий считается здесь производственной нормой.
Успешная работа предприятия угольной промышленности сегодня во многом зависит от умелого руководства. Сергей Николаевич Ивченко - опытный производственник и руководитель, вся трудовая деятельность которого связана с Якутией.
Значительное внимание в «Ниве» уделяется подготовке, отбору и продвижению кадров. Это дает возможность гибко использовать трудовой капитал и устранять непроизводительные затраты. Работа угольщика требует терпения и самоотверженного труда, предполагает упорство для достижения поставленной цели. И по-
этому здесь остаются работать люди, осознанно сделавшие свой выбор.
Руководство «Нивы» приветствует на своем предприятии стремление молодежи к повышению образовательного уровня и укреплению практических навыков с помощью теоретической базы без отрыва от производства.
В этом дружном и сплоченном коллективе трудятся люди, отдавшие угольной промышленности более четверти века. Ветераны труда пользуются заслуженным уважением и с гордостью передают накопленный опыт молодому поколению. Это машинисты экскаватора Геннадий Николаевич Матвеев и Николай Михайлович Водопьянов.
«Нива» по праву гордится своими работниками, пятеро из которых являются кавалерами знака «Шахтерской славы».
Сергей Николаевич Ивченко, генеральный директор ООО «Нива» и потомственный угольщик, за высокие достижения в производственной деятельности угольной отрасли награжден Почетным знаком «Шахтерской славы» трех степеней.
Машинисты экскаватора Геннадий Николаевич Матвеев и Николай Михайлович Водопьянов за добросовестный многолетний труд в угольной промышленности награждены знаком «Шахтерской славы» третьей степени.
Электрослесарь по ремонту оборудования Валерий Александрович Михеев и машинист дробильно-сортировочной установки Владимир Николаевич Виденицкий заслуженно гордятся признанием своих заслуг, выразившихся в награде знаком «Шахтерской славы» третьей степени.
Утвержденный план по переработке породоугольной смеси в 2005 году составил 300 тыс. т. Коллектив «Нивы» перевыполнил плановое задание на 13 %.
При подведении итоговых показателей работы по достигнутым объемам производства угольной продукции в 2005 году была признана лучшей бригада экскаватора ЭКГ-5 а. Бригадиром ее является машинист экскаватора Геннадий Николаевич Матвеев, работающий в горном цехе с 1992 года. Геннадий Николаевич в совершенстве знает горную технику. Он успешно применяет профессиональные знания при эксплуатации и ремонте горного оборудования. В бригаде работает всего шесть человек.
Особенно хочется отметить качественную и ответственную работу машинистов экскаватора Богдана Григорьевича Кудинова и Станислава Борисовича Иршутова. Бригадир Геннадий Матвеев с воодушевлением и энтузиазмом обучает молодежь премудростям обращения с горной техникой. И гордится своими учениками, такими как Николай Михалев. Побольше бы такой молодежи на предприятии.
Прогрессивные формы управления и организации труда, профессионализм и опыт сотрудников позволили предприятию занять стабильное и значительное место в экономике региона. ООО «Нива» приобрело хорошую деловую репутацию, заслужило доверие клиентов и поставщиков.
Игорь Юрьевич Рудаков, главный инженер:
- Всю свою сознательную жизнь посвятил работе в угольной промышленности. Сам я с Кузбасса, можно сказать потомственный горняк. Окончил Кемеровский политехнический институт и работал по распределению в Новокузнецком районе на разрезе « Листвянский».
В Нерюнгри приехал в 1988 году. Работал сначала в малых разрезах, затем на разрезе «Нерюнгринский». В 2002 году перешел в ООО «Нива» на должность главного инженера.
В настоящее время считаю необходимым возрождение угольной промышленности. Это одно из перспективных направлений современной рыночной экономики. Главное, нужна заинтересованность работников конечным результатом их труда и достойная зарплата, эквивалентная вложенным усилиям.
Виктор Александрович Пляскин, начальник горного цеха:
- Давно мечтал посвятить себя горняцкому делу. Выбрал профессию горного инженера и получил образование в Иркутском политехническом институте. С 1984 года работаю в угольной отрасли и другого для себя не мыслю.
В цехе у меня работает 36 человек. Все надежные и толковые работники. А другие здесь и не задерживаются. Много молодежи в последнее время приходит. С увлечением учатся у старших, чтобы поддерживать качественную работу на должном уровне.
Наш цех непосредственно занят переработкой породоугольной смеси. После чего выдаем Нерюнгринскому разрезу промышленный уголь для шихтовки и отгрузки потребителям. Наша работа
во многом способствует уменьшению потерь угольной продукции при его добыче и выработке.
Богдан Григорьевич Кудинов, машинист экскаватора:
- На предприятии работаю седьмой год. Занимаюсь погрузкой угля в дробильно-сортировочное устройство. Работа меня вполне устраивает.
Почему пошел работать именно в угольную промышленность? Скорее всего, потому, что в нашем городе это основополагающая отрасль. Да и оплата труда здесь более высокая по сравнению с другими отраслями промышленности.
Вернувшись со службы в армии, увидел объявление, приглашающее на курсы обучения машинистов экскаватора. Решил, что это наиболее подходящий вариант для получения работы и стал обучаться искусству управления горной техникой. Практику проходил на предприятии «Нива». Осмотрелся, понравилось, а когда предложили остаться: не долго думая, согласился.
Николай Михайлович Водопьянов, машинист экскаватора:
- Родом я из Киргизии. Профессию машиниста экскаватора выбрал для себя давно. Так всю жизнь и работаю на экскаваторах. Много лет отработал в мелиорации в Бишкеке, потом перебрался в Нерюнгри.
На работу в «Ниву» пришел почти с момента основания предприятия, в 1991 году. Работаю машинистом экскаватора, также руковожу бригадой. В бригаде в основном молодежь. По мере сил стараюсь помогать им в вопросах эксплуатации горной техники.
— Коротко об авторах --------------------------------------------
Григорьев С.Н. — кандидат технических наук, заместитель генерального директора по технической политике ОАО ХК «Якутуголь»,
Седельников Б.Н. - начальник производственно-технического управления ОАО ХК «Якутуголь».