Научная статья на тему 'Они были первыми'

Они были первыми Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
784
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Они были первыми»

© В.Н. Черноградский, О.В. Томская, Г.Е. Жукова, 2007

УДК 394.46

В.Н. Черноградский, О.В. Томская, Г.Е. Жукова ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

ТЪсе меньше остается людей, которые помнят историю раз-

Х-#реза «Нерюнгринский» с самого начала. Тех, кому довелось работать на руднике «Угольный» треста «Якутзолото», расположенном в одноименном поселке на шахте «Чульманская», на участке «Нерюнгра», который стал в последствии носить название «Малый разрез», на разрезе «Нерюнгринский».

Георгий Алексеевич Архири. Его ровесников, которые начинали работу на разрезе с рудника «Угольный», осталось совсем немного: Владимир Николаевич Хорольский, Виктор Иванович и Валентина Ивановна Коршуновы, Янус Янович Асеритис, Нина Михайловна Сюгина, Мария Иосифовна Лескова, Ксения Павловна Кузнецова, Георгий Никитович Бебенин, Федор Романович Потя-гаев, Александра Терентьевна Корникова, Александр Андреевич Шульмин.

Жизнь на долгие годы связала Георгия Алексеевича с Севером. Сам он из далекой солнечной Молдавии. Что привело его в Якутию? Как сложилась судьба человека здесь?

История эта очень длинная, судьба сложная и совсем уж не героическая. Георгию Алексеевичу 78 лет, он хорошо помнит войну,

голодные послевоенные годы, мирное время и интересом рассказывает:

- Родом я из деревни Вульпешты Унгенского района Республики Молдавия. Деревня находилась на приграничной территории: за речкой, была уже Румыния. За неделю до войны отец съездил в район, где по слухам узнал, что через неделю начнется война. Вернувшись домой, никому ничего не сказал, чтоб не расстраивать людей. Мы об этом узнали только, когда началась война. В течение недели мы наблюдали скопление войск за рекой. А в воскресенье 22 июня в небе появились вражеские самолеты, начался призыв местного населения в армию.

Война шла уже две недели, мы ничего толком не знали, и когда 27 июня начался обстрел, мы всей семьей, собрав необходимый домашний скарб, выдвинулись на телегах, запряженных быками, километров за семь от деревни. Когда мы увидели, что наши войска отступают, поняли, война пришла на нашу землю надолго - надо возвращаться домой.

Помню, как на одной из высоток советский солдат задержал немцев на 2-3 часа, держался из последних сил, отбивая атаки пулеметным огнем. И только окружив его плотным кольцом, немцы взяли высотку. В деревне немцы пробыли дней пять, за это время расстреляли двух сельчан. Задерживаться не стали, пошли дальше на восток. А на смену им пришли румыны, которые установили жесткую, палочную дисциплину. За любую провинность на работе били розгами, палками. Нас, детей, в школе румынские учителя били прутьями по рукам за невыполненные уроки. Румыны продержались вплоть до наступления советских войск.

В марте 1944 года к нам приблизился фронт и задержался до августа. Нам пришлось и сеять, и собирать урожай в полутора километрах от линии фронта, под гул обстрелов и канонады. А 28 августа началось наступление, в ночь перед этим немцы ушли так тихо, что мы и не слышали. Утром не было уже никого, одна немецкая полевая кухня, которая стояла у брата во дворе, осталась, но позже ее немцы все-таки забрали.

2 августа 1950 года приступил к работе на золотодобывающем прииске Учур управления треста «Якутзолото» в качестве горнорабочего. Приходилось работать конюхом, возил людей за 200-300 километров в аэропорт Марколи, сейчас это территория Хабаровского края, от прииска до моря было 200 километров. После амни-

стии в 1953 году остался в Якутии, заключил договор с прииском и стал работать.

Работал на прииске до 1954 года пока он не закрылся, затем уволился, поехал домой на родину, на тот момент у меня была семья. В Молдавии из-за документов возникли проблемы с пропиской, дали временную. Пришлось вернуться обратно. Так и приехал в Якутию, уже навсегда. Сначала работал в Южно-Якутской геологоразведочной экспедиции горнорабочим. В то время велось много геологоразведочных работ, направленных на поиск угля, других полезных ископаемых. Уголь в основном находили - антрацит, жирный, коксующийся.

В 1957 году в семье появился ребенок, необходимо было помогать жене, а работать приходилось далеко от дома, в тайге. Перешел подземным откатчиком в шахту-рудник «Угольный» треста «Якутзолото». Работа очень сложная, трудоемкая. В штольне приходилось бегать с тачкой по 500 метров в одну сторону и обратно с углем. На улице стояли специальный бункер, дизель и транспортер. Уже с бункера на машинах увозили уголь в Алдан, Куранах, Чуль-ман. Работали звеном по три человека: один откатчик-главный звеньевой, два - подручные. Я был подручным. После откатки необходимо было закрепить штольню деревянными опорами, эту работу тоже выполняли мы.

На руднике часто использовали лошадей, были свои конюхи. На телегах возили лес, ездили за продуктами. Я с семьей жил в Чульмакане, а на работу, на «Угольный» приходилось ходить пешком. Семь километров преодолевал за час, иногда быстрее и никогда не опаздывал. Бывало, по пути попутные машины подвозили. Ребята-шофера удивлялись - как за час можно преодолеть семь километров?! Когда стали приезжать командировочные, стали организовывать рабочие автобусы до Чульмана, до Угольной. В 1966 шахта «Чульманская» (рудник Угольный) перешла в подчинение тресту «Якутуголь» Министерства Угольной промышленности СССР.

В 1969 году меня перевели проходчиком участка «Нерюнгра». Работал и проходчиком, и подземным рабочим на шахте «Чульманская», и плотником, а потом сторожем в ремстройцехе. В 1979 году ушел на пенсию.

За свою трудовую деятельность Георгий Алексеевич неоднократно был победителем социалистического соревнования, имел благодарности, удостоен звания «Отличник производства».

Владимир Николаевич Хорольский считает себя счастливым человеком. В народе говорят: «В юности кажется, что счастье будет, а в старости кажется, что счастье было». Но жизнь - это уже счастье.

Владимир Николаевич - человек, в котором живет жажда жизни, действия, общения. Несмотря на свой возраст и на то, что он практически не видит, он регулярно каждый понедельник и четверг, навещает своего друга Георгия Алексеевича Архири, так как он инвалид и самостоятельно не передвигается, Ему приходится преодолевать с тросточкой довольно неблизкий путь: от улицы Карла Маркса до Южно-Якутской, ориентируясь по силуэтам домов. Дружба их длится более 50 лет.

В жизни этого человека было много испытаний: трудное военное детство, ударный труд на шахте Чульманская, на разрезе «Нерюнгринский». Вот что он рассказывает о себе сам:

- Родился я в 1928 года в городе Энгельс, Саратовской области. В Якутию приехал вместе с родителями. Они у меня работали в геологоразведовательной партии - столбили, т.е. открывали и оформляли найденные месторождения золота, золотых жил для приисков. Жили мы в поселке Улахан Учурского района. Когда началась война, мне было 13 лет. Пошел работать конюхом-водовозом, чтобы получать продуктовую карточку, по которой полагалось 700 граммов хлеба. Развозил воду и дрова в столовую, больницу, школу, другие предприятия. Воду брал из колодца с помощью «журавля». Наберу в большую бочку 40 ведер воды, возьму лошадь под узды и бегом, так как валенок не было, и ноги довольно быстро замерзали в пятидесятиградусный мороз. Привезу в столовую, а там мне взрослые помогали. Воду сами выливали, жалели: посадят за стол, чашку чая да пирожок дадут, отогреют. За труд в годы войны получил звание «Труженик тыла». В 1955 году был принят рабочим участка Угольный, в 1957 переведен на рудник Угольный треста «Якутзолото» подземным откатчиком. До 28 лет был секретарем комсомольской организации. Мы организовывали комсомольско-молодежные звенья: один забойщик, два откатчика, и между звеньями устраивали соцсоревнования. В наше звено входили: забойщик Егор Ильич Гоненко и мы с Ки-

приянчиком - откатчики. Бывали и несчастные случаи - травмы, смертельных на моей памяти не было, это еще раз доказывает опасность и ответственность профессии шахтер. Довелось мне быть бригадиром в лаве. На Угольном женился. Построил себе домик, сначала в лесу один срубил, жена по мере сил помогала, хоть и была уже в положении, затем перевез на тракторе в поселок и один поставил сруб.

В 1960 году переведен бойцом-респираторщиком в ВГСЧ (военизированная горноспасательная часть). Работа наша заключалась в спасении людей в случае аварии на шахте. За четыре года работы в части на практике так и не пришлось применить знания, к счастью, аварии не происходили. В 1967 году за добросовестную работу был награжден знаком «Шахтерской Славой » третей степени. В 1970 году переехал в старый город и перешел плотником по 4 разряду участка Нерюнгра Чульманской шахты. Сколотили из 10 человек бригаду строителей для строительства жилого фонда. Бригадой построили два восьмиквартирных дома, клуб «Шахтер». Во время строительства на стройку приехал директор разреза Э.И. Соколовский, я подошел и предложил в зрительном зале ступеньки сделать высотой 15 сантиметров, чтобы головы впереди сидящих не мешали зрителям позади. Идея была одобрена, и зал получился очень удобным. Также бригадой пристраивали третий этаж здания УПТС, были и другие объекты стройки. В старом городе жили в своем доме, который перевез с Угольного, затем нам дали трехкомнатную квартиру на Юбилейной, 6.

Очень любил рыбалку, охоту, ведь места были еще дикие, необжитые. Вот, к примеру, в речке Нерюнгринке тогда водилось очень много хариуса - наловишь, нажаришь или ухи наваришь - за уши не оттянуть было! На охоту ходил вместе с другом Георгием Архири, настреляем куропаток, зайцев - они еще в то время были непуганные, придем усталые, но довольные.

В 1971 году 30 марта в Алдане из рук секретаря Верховного Совета ЯССР Овчинниковой я получил Орден Красного Знамени. Сейчас я на пенсии уже 28 лет, навещают дети, внуки. Дочь Ольга работает в Якутугле, диспетчером. Можно сказать, жизнь моя удалась. У меня была интересная работа, на пути встречалось много хороших людей, верных друзей. Дети у меня внимательные, внуки подрастают. Жизнь - это счастье!

Нина Михайловна Сюгина проработала на разрезе «Нерюнгринский» с 1972 по 1990 год, поэтому называет его родным и вспоминает о том времени со слезами на глазах:

- В начале семидесятых годов закрыли шахту Угольная, и моего мужа Михаила Ивановича, он работал проходчиком, перевели на Нерюнгринский участок открытых работ, который впоследствии стал разрезом. Естественно, я и дочь последовали за главой семьи. На разрез меня приняли кладовщиком, так что работали вместе с мужем. Работать было очень интересно и сложно. Нам довелось принимать первый импортный товар, выдавать детали на монтаж или ремонт. На работу мы уезжали в шесть утра, а возвращались в шесть вечера. Даже обедали на складе, у нас кухонька была, где кушать готовили. Бывало, и ночью на работу вызывали - то трос на экскаваторе лопнет, то зубья сломаются.

Случился со мной один раз такой случай. В восемьдесят четвертом или восемьдесят пятом году приезжала ревизионная комиссия, если не ошибаюсь, из Новосибирска. Сверяли документы и товар, находящийся на складе. Я была уверенна, что все нормально, так как со своими должностными обязанностями справлялась четко: в складах и документах всегда был порядок. Но комиссия не досчиталась одной банки сгущенного молока... Так было неудобно. За все годы моей работы эта была единственная недостача.

В конце семидесятых начале восьмидесятых годов почти вся техника приходила из-за рубежа. Все было добротно и качественно упаковано: все детали и запчасти были в коробках, перевязанных скотчем, а коробки находились в больших добротных ящиках. Распечатываем коробку, а там сверху деталей лежит журнал, такой красивый, красочный и . порнографический. Я думаю, японцы, решив преподать советским людям пару уроков сексуального воспитания, специально его туда положили. Главный бухгалтер, который находился в этот момент рядом с нами, сразу же его конфисковал.

Было очень интересно распечатывать импортные коробки. Там, например, в комплекте к детали от экскаватора шел хороший железный термос для машиниста или инструмент какой-нибудь. Все чистое, аккуратное, блестящее. А наши детали так не упаковывали. Например, привезут кучу шестеренок, и ее нужно разобрать, какая шестеренка идет на ЗИЛ, МАЗ или КрАЗ.

Знаете, я на работу никогда не опаздывала, но один раз так получилось, что я разминулась с автобусом, который от АБК НУР вез работников непосредственно на разрез. И я зимой пошла пешком, надела на себя все, что можно было. Иду, останавливается машина и шофер говорит: «Садитесь». А я ему отвечаю, что, нет, спасибо, сама быстренько дойду. А отказывалась потому, что из-за теплых вещей я ногу не могла поднять и, естественно, не могла залезть в машину. Но шофер разгадал причину моего отказа, вылез из кабины и прямо-таки запихал меня внутрь. Тогда я утвердилась в мысли, что это мой первый и последний раз, когда опаздываю.

Я родилась в 1935 году, а в начале 1941 года, мне было шесть лет, мои родители поехали на север, как говорится, за «золотым рублем». В сорок втором отца призвали в армию на защиту страны. Когда мужчины на войну ушли, тяжело очень стало, и многие семьи вернулись к себе на родину, а мы остались.

Военные годы помню отчетливо: страх, голод, холод, темнота

- света не было, лучину жгли... Потом мама заболела воспалением легких и ее положили в больницу. Мы с братьями постоянно ездили ее навещать. Мой трехгодовалый братишка в этот период умер. Но, несмотря на это, жизнь продолжалась. Я в садик ходила, старший брат дома сидел. Помню, выдадут нам с братишкой норму хлеба, мы берем железную миску, крошим туда хлеб, заливаем водой, солим и выхлебываем. Хлеб, в нем даже опилки были, осядет, и мы еще воды заливаем. Потом с мамой и братом переехали в поселок недалеко от Алдана, где жили до окончания войны.

Мне присвоено звание «Труженик тыла», есть награды 50 и 60 лет Победы в Великой Отечественной войне.

В 1947 году вернулся домой папа. Через год родилась сестренка - она сейчас в школе №1 учительницей работает.

В Нижнем Куранахе познакомилась со своим будущим мужем Михаилом Ивановичем Сюгиным. Потом уже с супругом и дочерью Галиной перебрались в поселок Угольный, где к тому времени уже жили мои родственники.

Как видите, мое детство, молодость прошли на севере. Здесь я встретила любимого человека, родила дочку - прекрасного и единственного ребенка.

Север уже давно стал моим родным домом, и уезжать отсюда я никогда и никуда не хотела.

Нина Михайловна Сюгина уже давно на пенсии, но с разрезом ее по-прежнему связывают незримые нити. Почти 30 лет работает бухгалтером в профкоме НУРа ее дочь Галина Михайловна Камор-ская. До недавнего времени трудился там и зять Нины Михайловны. Старший внук Степан, продолжая трудовую династию своих близких, работает в Автобазе технологического автотранспорта. Еще один внук, двадцатилетний Антон, в марте должен демобилизоваться из рядов Российской Армии - он пограничник береговой охраны. Как знать, может, и он найдет себе профессию по душе в одном из филиалов Холдинговой компании «Якутуголь».

Необычную картину можно было наблюдать в апреле 1978 года в казарме одной из воинских частей группы советских войск в Германии. Возбужденные солдаты, которым предстояло вскоре увольняться в запас, сгрудились вокруг стола, на котором была постелена большая географическая карта СССР. По очереди каждому завязывали глаза и предлагали ткнуть пальцем. Так здесь, оказывается, выбирали куда отправиться после «дембеля». Что ж, молодежи нравятся экстремальные способы решения судьбы.

Низами Исмиханов, родом из Прикаспия, попал пальцем в Норильск, на самый север. Авторитет парня был настолько высок, что все тут же забыли о своих вариантах и засобирались вместе с ним. Сдружились ведь за время срочной службы и не хотелось ребятам расставаться. Если уж ехать на комсомольско-молодежные стройки, то всем вместе. Тут в разговор неожиданно вмешался молодой майор, с интересом, но молча наблюдавший за жеребьевкой, и попросил найти на карте Нерюнгри. Название города вызвало замешательство. Пришлось уточнять, что это в Якутии, в зоне БАМа. И как раз вчера оттуда отправили первый эшелон с углем. «Вот где размах, — убеждал солдат майор. — Город, угольный бассейн, тепловая электростанция, рядом месторождения железа. И это только плацдарм. Зацепитесь за него душой — счастливы будете».

Слово майора оказалось решающим. Вероятно, осведомленность его была не случайной. «Якутуглестрой» проводил целенаправленную работу по привлечению бывших военнослужащих на строительство города, разреза и сопутствующих предприятий, контактировал с Министерством обороны.

И вот, 4 мая 1978 года Низами, а с ним и еще 133 добровольца вступили на гостеприимную землю Южной Якутии. Очень огорчи-

лись поначалу, что не застали палаток. За романтикой ведь ехали. Зато всех новобранцев постарались окружить заботой и вниманием. Был уже опыт неудачного пополнения из вооруженных сил. Разъезжались вскоре ребята, огорченные формальной встречей. На сей раз пополнению приготовили сносное жилье, организовали обучение строительным специальностям в курсовом комбинате. Избрали оперативный отряд, Совет общежития.

Немало оказалось южан. Они обиделись на то, когда их спросили: как, дескать, не мерзнете тут? «У нас в горах круглый год снег лежит, — сказал Асман Акаев. — Тот не мужчина, кто не сможет жить там, где другие живут». Увы, сто «дембелей» вскоре все же уехали — не выдержали испытаний севером, неустроенностью молодого города и огромной стройки. Но примерно каждый четвертый стал нерюнгринцем, что тоже неплохо.

В первое время жили все вместе, в общежитии. Учили языки друг друга. Дагестанец Низами узнал, что такое «дробина». Украинцы из Донбасса объяснили, что это лестница. Без дробины в «Углестрое» действительно было никуда. Росли этажи, уходили в глубь горизонты. И все новые и новые отряды новобранцев ехали на великую строку. Но особое внимание уделяли ей в родной республике.

Анастасия Кирилловна Павлова в 1974 году работала вторым секретарем Вилюйского райкома комсомола. Из обкома ВЛКСМ ей позвонил первый секретарь Алексей Александрович Томтосов и предложил поехать в составе республиканского отряда строить малый БАМ. Девушка подумала, посоветовалась с руководителями и приняла предложение, которое казалось очень интересным и перспективным. Вся страна говорила о «стройке века».

«Собралось нас более 30 человек, желавших проявить себя, — вспоминает ветеран-первостроитель. — Были представители Алданского, Булунского, Ленинского (ныне Нюрбинского), Мегино-Кангаласского, Олекминского, Средне-Колымс-кого, Сунтарского, Чурапчинского районов и г. Якутска. Это Лиза Наумова, Лена Тар-тыева, Лина Антипина, Семен Михайлов, Валерий Фомин, Эдик Агекян, Николай Яковлев, Алексей Аянитов, Василий Марков, Александр Непомнящий, Анатолий Руфов и многие другие».

Анастасия Павлова начала работать мастером СМП № 595 «Юность Якутии» УС «Бамстройпуть». Ее избирают секретарем комитета комсомола поезда. Комсомольским вожаком в Нерюнгри

тогда работал действительно яркий лидер Дмитрий Дмитриевич Трофимов, а начальником штаба ЦК ВЛКСМ Валентин Сущевич. А в соседних поездах комсоргами работали Анатолий Павлов (СМП-577), Олег Пухкалов (ССМП «Кузбасс»), Слава Жовнир (СМП-578), Теймураз Циклаури (СМП-596) и другие.

«Это было лучшее время в нашей жизни, — вспоминает Анастасия Кирилловна сегодня. — Мы с ними проводили интересные мероприятия, субботники, дружили и соперничали, отдыхали, участвовали во всех начинаниях, проводимых первостроителями БАМа в Южной Якутии, на БАМе и в Нерюнгри. В нашем коллективе было 350 человек, представителей разных народов: якуты, русские, украинцы, армяне, чуваши, молдаване и другие. Начальником поезда работал Евгений Иванович Иващенко — опытный и грамотный руководитель. Сейчас он активно трудится в Новой Чаре в Читинской области. В основном мы занимались обустройством станций Беркакит, Беленькая, Янкан и Тында. Всех, кто не имел рабочих профессий, отправляли подучиться. Костяк рабочих был в основном из Донецкой области. Бригады возглавляли В. Ширинский, В. Пересечный, Н. Шевченко, А. Шишкин, О. Колесова, Н. Репин и другие. В поселке Беркакит дислоцировалось несколько поездов: СМП-591 (Ж.М. Ильяш), ССМП «Кузбасс» (В.П. Скударнов), СМП-596, коллективы мехколонн, иных организаций.

В те годы все работали воодушевлено, выполняли поставленные задачи, принимали повышенные обязательства. Работали под девизом «За себя и за того парня!» и «Я — хозяин стройки!». Жили единым интересом. Жители Беркакита очень любили свой поселок, строили и благоустраивали, называли улицы романтично, принимали неординарные архитектурно-планировочные решения. Первым на БАМе в нашем поселке появился торговый центр, как в больших городах. А какие были построены садики для самых маленьких беркакитцев!

В 1977 году наш поселок признали лучшим на БАМе. Над нами шефствовал коллектив газеты «Бэлэм Буол». Приезжали журналисты и писали очерки. Талантливый и бессменный редактор Нина Иннокентьевна Протопопова подарила нам набор хомусов, который мы использовали на творческих фестивалях художественной самодеятельности. Дружили также с ботаниками, изучавшими флору Южной Якутии, с геодезистами и метеорологами, работавшими на ледниках. Многие ребята побывали в Чурапчинском рай-

оне в порядке шефских связей, а чурапчинцы приезжали к нам. Ездили на праздники и крупные мероприятия, оказывали помощь стройматериалами и в ремонте соцкульбытовых объектов. Руководители Чурапчинского района И. П. Листиков и Р. Р. Бурнашов во всем поддерживали инициативу молодежи».

Летом 1977 года прошли выборы в поселковый Совет народных депутатов трудящихся первого созыва. Агитаторами, как всегда, работали комсомольцы. Председателем поссовета был избран Анатолий Никитович Алексеев. Депутатами от поезда стали Лина Антипина, Геннадий Репин, Валерий Фомин — командир отряда «Юность Якутии», Юрий Колесов — председатель профкома.

На выборах нерюнгринского городского Совета второго созыва Анастасия Павлова была избрана депутатом и членом исполкома в числе девяти человек. Членами исполкома были избраны очень уважаемые в городе люди: В. Бочаров, Е. Варшавский, И. Пьянков, Э. Краснов. Председателем городского Совета депутатов трудящихся работал Михаил Пантелеймонович Кочнев — крупный организатор советского строительства республики. Он умело, тактично и в тоже время решительно и требовательно использовал возможности депутатов, руководителей предприятий и организаций. Его заслуги в осуществлении планов по строительству и развитию Малого БАМа и Южно-Якутского ТПК неоценимы.

Самым главным событием тех героических лет была встреча рабочего поезда на станции Беркакит. К нему упорно готовились, было развернуто соревнование за право укладки «кумачового» звена на конечной станции Малого БАМа.

С утра весь народ был на улице, и праздничное настроение царило везде. На митинге присутствовало все руководство республики во главе с первым секретарем Якутского Обкома КПСС Г.И. Чиряевым, гости из Москвы, Амурской области, районов республики. Национальным тойуком приветствовала всех участников торжества всеми любимая певица Айя Яковлева. Последнее звено уложила бригада Алексея Афанасьевича Иванченко, и она же вбила серебряный костыль. Там же был открыт монумент «Строителям БАМа, проложившим путь к несметным богатствам Якутии». На торжественном собрании в клубе «Маяк» были вручены правительственные награды отличившимся рабочим. А вечером были банкет и празднество, продолжавшееся до утра при активном участии всех гостей и жителей Беркакита.

Когда в 1974 году тысячи юношей и девушек после решения 17-го съезда комсомола отправились в Сибирь осваивать суровый край, строить БАМ, Алексей Афанасьевич Иванченко уже жил и работал в Алданском районе на золотоизвлекательной фабрике в Нижнем Куранахе. Райком комсомола, как оказалось, давно уже заприметил самостоятельного крепкого парня и при первой возможности выдал ему путевку в отряд «Якутский комсомолец», который в ноябре базировался в Моготе (Амурская область). Сначала строили станцию. В конце февраля 1975 года отряд отправили пробивать просеку для железной дороги в родную Якутию.

Среди многих бригад лесорубов якутские стали лучшими. Наверное, потому, шутили, что направление верное выбрали — ближе к дому. Хотя на самом деле причина была в хорошей организации труда и вдумчивом отборе бойцов. За 9 месяцев работы «Якутский комсомолец» подготовил 44 км просеки. Трудились по 10-15 часов в сутки. Параметры ее были такие: направление — в сторону разъезда «Якутский», ширина рубки — от 40 до 80 метров, технология работы — валка леса, раскряжевка, сборка сучьев, очистка.

А.А. Иванченко вспоминал, что каждый из 25 человек в отряде понимал и осознавал, что дело доверено им очень ответственное. С просеки начнется трасса, которая свяжет республику с внешним миром надежным железным путем. Много беспокойства доставляли погребенные льды, мерзлые гравелистые грунты, которые были для металла, что наждак, плюс наледи и сейсмичность 7-8 баллов. Но люди оказались покрепче железа.

Затем пять весенне-летних месяцев 1976 года якутские комсомольцы занимались на курсах монтеров железнодорожного пути в городе Тында, и уже 23 сентября на 225 километре трассы Тында

— Беркакит уложили свое первое стальное звено. Вскоре отряд стал победителем социалистического соревнования за право укладки «золотого звена» на границе Амурской области и Якутии, которое было уложено на торжественном митинге 2 ноября 1976 года. С того момента и стала земля Олонхо железнодорожной.

Затем были новые трудовые будни и новые трудовые победы. Отряд под руководством А. Иванченко приводил рельсы в Берка-кит, на станцию Угольная-Погрузочная, и все это досрочно. 11 апреля 1985 года уложили первое «серебряное» звено новой стальной

магистрали Беркакит-Томмот-Якутск. И уж точно, будь их воля, довели бы рельсы до столицы.

Летом 1979 года Якутский республиканский штаб студенческих отрядов направил в Нерюнгри 28 линейных отрядов из вузов Горьковской и Кемеровской областей и Якутского госуниверсите-та. Кроме того, Минтрансстрой и Амурский штаб ССО, учитывая, что на линии Тында — Беркакит сейчас горячее предпусковое время, выделяют 12 отрядов. Таким образом, в комбинате «Якутугле-строй» должны были трудиться 600 студентов, в управлении строительства «НерюнгриГРЭС» — 150, на Якутском участке Бам-стройпути — около 1500.

Штаб ЦК ВЛКСМ провел накануне специальный рейд. Уроки прежних лет не прошли даром. Во всех принимающих организациях созданы специальные комиссии. В строительно-монтажных поездах подготовлен фронт работ и проектно-сметная документация, решены вопросы организации быта и досуга студентов, определены места дислокации лагерей. Но так здорово было не везде. Так, в «Якутуглестрое» принимали 12 отрядов. Заранее никто не побеспокоился ни о кроватях, ни о фронте работ.

Из Тулы приехал в Южную Якутию строить мосты Владимир Родин. Он не студент, работает на постоянной основе в составе «Якутского комсомольца», возглавляет бригаду. Выпускник ГПТУ, военный шофер. Сначала строил автодорожный мост через реку Тыда, потом — железнодорожный на северной ветке БАМа. Он живет в одном вагончике с комиссаром Анатолием Павловым. Заслужили право первыми начинать работы на территории Якутии. Они выполнили наказ, что им давали в республиканском штабе: вернуться домой по железной дороге, построенной собственными руками.

Именно бригаде СМП-577 заслуженного строителя РСФСР, кавалера ордена Ленина К.Г. Гараева, в составе которой работал отряд, было предоставлено право уложить «золотое звено» на границе амурской области и Республики Саха (Якутия). Право участвовать в укладке заслужила и бригада Родина, вложившая немало труда в строительство мостов с 265-го по 278 километры. Так что их имена рядом на монументе, который воздвигнут, как символ славы людям, проложившим дорогу в суровом краю.

Это их общая дорога. Именно бригада Владимира Родина с 27 июня по 26 октября построила пять мостов и путепроводов на

последних километрах на пути к Беркакиту. Укладывала звено, покрашенное в кумачовый цвет, бригада А. А. Иванченко.

По итогам соревнования под девизом «От последнего звена железной дороги — к первому эшелону угля» победителями стали бригады этих двух замечательных строителей. Их успехи поэтом были описаны: «По газетам следила Родина за бригадой Владимира Родина. За громадой путеукладчика торопились путейцы Иванченко». Родин стал делегатом 18 съезда ВЛКСМ, ему доверили право читать рапорт нерюнгринской комсомолии. Павлов получил премию ленинского комсомола за 1978 год, был посланцем на всемирный форум молодежи. Иванченко носит звание почетный гражданин города Нерюнгри.

У границы Амурской области и Республики Саза (Якутия) в зелени тайги ярко выделяются буквы КИИТ. Реет над палаточным городском красный флаг. 31 мая на 282 километре ветки БАМ-Тында-Беркакит высадился студенческий строительный отряд «Волжане» в составе 25 человек. В Куйбышевском институте инженеров железнодорожного транспорта уже, говорят, привыкли, что многие студенты сдают сессию досрочно, чтобы успеть поработать на БАМе. Три лета КИИТ работает на магистрали века. Нынче за неделю выстроили уютный палаточный городок. Теперь ждут пополнения. Скоро, после сдачи экзаменов, подъедут еще 30 ребят. Все они будут работать в «Бамстройпути». За лето им предстоит освоить 120 тысяч рублей.

Всего в 1978 году на строительстве БАМа трудились 31 ССО. Три миллиона рублей собирались освоить только отряды Московского института инженеров железнодорожного транспорта. Есть и новички. Впервые приехали в Южную Якутию посланцы Бреста и Грозного. Основной фронт работ — сдаточная линия Тында-Беркакит. Строительство искусственных сооружений, рихтовка и балансировка железнодорожных путей, строительство временных поселков и мостов, локомотивных депо. Всего 1800 студентов освоили 5 миллионов рублей (1 400 человек бросили на Беркакит).

3 апреля 1975 года в Золотинку прибыл первый десант строителей Малого БАМа — посланцы Беларуси. С тех пор слова «он (она) из первого десанта» заменяли производственную и бытовую характеристику. «Из первого десанта» — это значило, что днем здорово работал, а ночью выходил на разгрузку автомашин, пробившихся через апрельскую распутицу со стройматериалами, что-

бы завтра снова здорово работать. Значит, жил в вагончике, а то и в палатке. Отдавал последний матрас девчатам-поварихам, приехавшим ночью (им нужнее, мы-то привычные). Значит, не сбежал в первую же зиму. И все силы отдал, чтобы в 1977 году в Золотинку пришел первый состав.

Владимир Дубовик, Ольга Петлица и Людмила Жукович из первого десанта — они бригадиры, возглавили новое пополнение из Беларуси. У прежних закончился срок и они уехали. Ребятам по 19 лет. Дубовик строит инженерные сооружения постоянного поселка в Золотинке. Приехали по путевкам Минского обкома комсомола.

Вот Александр Иванютин. Учился в ГПТУ, мечтал стать художником. И станет. После работы, намаявшись с кайлом, берется за карандаши и кисти. И появляются портреты строителей БАМа, эскизы будущих панно. Его работы были представлены на ВДНХ. Ольга Петлица приняла группу штукатуров-маляров, которые месяц учились в Тынде. Совсем девочки, но стараются. Котельную отделывают. Бригада Жукович занимается отделкой зданий вокзала, школы, детского сада. Все делают очень красиво.

Александр Григорьевич Кузьменко по праву может считаться гордостью Обогатительной фабрики «Нерюнгринская». Он трудится в филиале с самого первого дня его образования.

Родился Александр в городе Селидово Донецкой области в семье горняков. Всю жизнь отец и мать трудились на шахте. Поэтому, когда встал вопрос о выборе профессии, долго думать не пришлось, тем более что угольная отрасль является на Донбассе ведущей. Так Александр, окончив школу, поступил в техникум учиться горному делу. В 1975 году получил диплом и устроился работать на шахту. Вслед за этим последовала свадьба - свою избранницу Александр знал со второго класса. Через год в молодой семье родился сын.

Вскоре супруги решили отправиться на Север, вслед за родителями жены. Сначала присоединились к геологоразведывательной экспедиции, где Александр работал электриком. Путешествовали двумя семьями, держались вместе, все-таки новый край, совершенно другой климат, незнакомые места, да и вместе веселей. С 1981 по 1984 годы Александру Григорьевичу довелось потрудиться в алмазной отрасли в г. Удачный Мирнинского района. Работать было интересно, но хотелось вернуться в угольную

промышленность, и Александр с Лидой решили отделиться от родителей. Возвращаться на Донбасс не хотелось - более чем за 5 лет уже успели полюбить таежный край. Выбор пал на Нерюнгри, ведь это тоже был город угольщиков.

Сразу по приезду Александр устроился электриком на Обогатительную фабрику «Нерюнгринская», с тех пор так и не менял место работы. Именно в том году обогатительная фабрика готовилась к запуску, и Александр принял в этом активное участие. Он выполнял работу по наладке и запуску электрооборудования предприятия. Поначалу было сложно, людей не хватало, да и объем работы был большой, поэтому приходилось иногда работать в две смены, без выходных. Последние 3 месяца перед запуском Александра практически не видели дома, так был он занят и увлечен интересной работой. Да и потом такого крупного, масштабного по своей величине предприятия как Обогатительная фабрика «Нерюнгрин-ская» Александр еще не видел.

С годами Александр Григорьевич продвигался по служебной лестнице - был электриком, механиком, электромехаником, а с 1994 года занимает должность главного энергетика. Он полностью отвечает за все электрооборудование предприятия, контролирует их исправную работу, обеспечивает своевременное снабжение цехов всеми необходимыми материалами. В его подчинении находятся около 150 человек.

Но в жизни Александра Григорьевича существует не только работа, у него большая дружная семья. Все ее члены работают в ОАО ХК «Якутуголь», поэтому мы можем говорить о шахтерской династии.

Жена Лидия Николаевна окончила техникум по специальности бухгалтер, но на этом не остановилась и получила диплом экономиста в Донецком Государственном университете. Сейчас, как и супруг, работает на Обогатительной фабрике заместителем главного бухгалтера.

У Александра Григорьевича двое детей. Оба взрослые самостоятельные люди, имеют свои семьи. Старший сын Сергей окончил Хабаровский Государственный технический университет и с 1998 года работает на Обогатительной фабрике в отделе материально-технического снабжения. Он с детства играет в хоккей и в свои 30 лет является действующим вратарем сборной города Не-рюнгри. Дочь Татьяна пошла по маминым стопам, также окон-

чила Донецкий Государственный университет по специальности экономист. Закончив вуз, вернулась в Нерюнгри и сегодня работает бухгалтером в филиале ОАО ХК «Якутуголь» УМТС. Дети очень любят свой родной город: природу, людей, потому и не захотели уезжать отсюда. Устраивают здесь свою жизнь, уже подарили родителям троих внуков.

В свободное от работы время Александр Григорьевич любит выезжать на природу. Его основным увлечением является рыбалка, которая доставляет ему несказанное удовольствие. Говорит, радует не столько улов, сколько сам процесс. Любит Александр Григорьевич отыскивать новые, ранее никому не ведомые места, красивые уголки природы. Летний период ждет с нетерпением. Сына так и не удалось пристрастить к рыбалке, союзника Александр Григорьевич нашел в лице зятя, который всегда рад составить тестю компанию в ловле рыбы, собирании грибов, ягод. Каждую поездку берут с собой фотоаппарат, камеру, чтобы запечатлеть памятные моменты, красоты природы. Дома в семье Кузьменко собрался уже большой видеоархив, где большая часть фонда уделена природе.

За трудовые успехи Александр Григорьевич Кузьменко награжден знаком «Шахтерская слава» всех трех степеней. Он не останавливается на достигнутом, постоянно пытается внести в работу что-то новое, облегчить физический труд рабочих, автоматизировать его и за счет этого повысить производительность предприятия. Коллеги отвечают ему искренним уважением.

Владимир Иванович Широкий - один из тех романтиков, кто приехал строить Нерюнгри по комсомольской путевке. Призыв партии застал его в Челябинске, где он проходил срочную армейскую службу.

- Родился я в г.Гродно в Белоруссии и до армии даже не слышал о Нерюнгри, - рассказывает Владимир Иванович. - Узнал о строительстве только будучи солдатом. Командир третьего взвода сказал нам, что идет набор добровольцев в Норильск и в Нерюнгри на выбор. Посовещавшись, мы, 10 человек, решили после демобилизации ехать в далекую и неизвестную Якутию, строить ГРЭС в поселке Серебряный Бор.

Прибыли в Нерюнгри 19 мая 1981 года. Этот день запомнился тем, что два года назад 19 мая я был призван на службу в армию. Четверо ребят, приехавших с нами, уехали почти на следующий же

день - не понравилось. А мы остались. Сегодня, правда, из нас десятерых в городе живут только трое. Написал родителям письмо, что, мол, остаюсь на Севере, а увидится с ними смог только через два с половиной года, когда приехал в первый свой отпуск.

Я первых три месяца по приезду действительно работал на строительстве Нерюнгринской ГРЭС, а потом услышал, что строится разрез «Нерюнгринский». Узнал, что требуются бульдозеристы, прошел курсы. Вот так с 1982 года и работаю на бульдозере.

Первые годы строил разрез, ездил в командировки от разреза на различные строительные работы в республике. С 1985 года вошел в технологическую смену «Б» в отвалочную бригаду, где работаю и поныне. Сейчас временно переведен на строительство склона горнолыжной базы.

Смена у нас очень хорошая. За столько лет мы сдружились, стали настоящей семьей. И экипаж нашего бульдозера «Комацу» очень слаженный. С Анатолием Кадашовым мы работаем вместе с восемьдесят второго года. Поэтому у нас и спорится любое дело.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Годы быстро пролетели. Казалось бы, совсем недавно приехал, а уже, оказывается, четверть века прошло. Но я никогда не жалел о том, что попал сюда. Здесь, в Нерюнгри, встретил свою супругу. Сыграли комсомольскую свадьбу. Здесь же родились и выросли трое наших детей. Старший сын, Александр, уже отслужил в армии. Причем, пошел служить по своему собственному твердому желанию. Был командиром танкового взвода в десантных войсках, участвовал в учениях в Дальневосточном военном округе, на которых присутствовал президент РФ Путин. Сегодня сын тоже работает на разрезе «Нерюнгринский» помощником экскаватора и учится заочно в институте.

В АТА очень трудно выделить кого-либо одного. Почти все работники предприятия работают с душой, любят свою профессию. Многие из водителей современных Холпаков и Комацу начинали свой трудовой путь с ЗИЛов и «крокодилов». А нынешняя молодежь, несмотря на то, что работает всего несколько лет, уже показывает свой мощный потенциал. Написать об одном, значит, невольно обидеть остальных. И все же есть человек, о котором все говорят только с уважением.

Это Борис Викторович Борисик - водитель автосамосвала Холпак № 4024, бригадир одной из лучших в АТА смены «Г», полный кавалер знака «Шахтерская Слава».

Родом Борис Викторович с Кузбасса. Однако, несмотря на шахтерскую закваску своей родины, горняком не стал. После школы поступил в лесотехнический техникум. Параллельно выучился на водителя. В положенный срок, был призван в армию. Служил в городе Магдебург в составе контингента советских войск на территории бывшей ГДР. Когда в конце службы узнал о Всесоюзной стройке на юге Якутии, одним из первых откликнулся на этот призыв. В то время строить Нерюнгри прибыли по путевке около 300 демобилизованных из частей Советской армии. Насколько известно Борису Викторовичу, человек пять-шесть из той когорты тоже проходили службу в Германии.

В Нерюнгри он приехал в 1978 году. Приехал прямиком из Магдебурга, даже не заезжая домой. Лишь спустя время послал с Севера весточку родным на Кузбасс. Самостоятельность стала отличительной чертой его характера еще в раннем детстве и помогает ему в течение всей жизни. По приезду в Нерюнгри Борис Викторович год работал в СУ-5, строил деревянные дома по ЮжноЯкутской. На этой же улице обрел свое первое жилье в доме, куда заселили всех прибывших на стройку солдат. В семьдесят девятом перешел на работу в АТА. Возил уголь на БелАЗе, затем перешел на Дрессер, Комацу. В восемьдесят седьмом был награжден знаком «Шахтерская Слава» третьей степени. Второй знак получил в 1994 году. А год назад стал полным кавалером почетного знака. Немногословный и даже суровый на вид, Борис Виктрович вкладывает всю свою душу в любимую работу. Не случайно его бригада считается одной из самых передовых в автобазе и гордостью автоколонны № 4.

Промышленное освоение Южно-Якутского бассейна доверили тресту «Якутуголь». Это было ему по силам. Прежде всего потому, что у «руля» его стояли умные и талантливые руководители. Это были настоящие «генералы» отрасли, корифеи горной и угольной промышленности. Самому первому директору треста — Игорю Петровичу Первенцеву — на момент назначения исполнилось 38 лет, но он уже имел за плечами солидный опыт работы в горной промышленности: был начальником шахт «Делюрская» в Иркутской области, «Западная» и «Западная коксовая» в Норильске, директором рудника Норильского горно-металлургического комбината.

В феврале 1966 года его с группой специалистов направили в Якутию, чтобы на месте оценить потенциал и перспективу развития угольной отрасли республики. Вернувшись из командировки, Первенцев подробно и точно описал ситуацию с угледобычей в Якутии, представил свои выводы и предложения. На основании пояснительной записки норильских специалистов Министерство цветной металлургии и приняло решение о создании самостоятельного треста «Якутуголь» с дислокацией в Якутске. В приказе о назначении Первенцева директором треста значилось: «... в порядке укрепления руководящими кадрами.». Он руководил угледобычей в республике на протяжении шести лет. В 1972 году перешел работать в Якутский филиал Сибирского отделения Академии наук СССР и всецело посвятил себя науке.

На смену ему заступил Юрий Сергеевич Тараскин — горняк с большим опытом работы. До переезда в Якутию он руководил участком, а затем шахтой комбината «Ворошиловградуголь». Затем с 1962 по 1972 годы работал директором шахты «Великомостовская» комбината Укрзападуголь. В 1972 году приказом по Минуглепрому назначается директором треста «Якутуголь». Именно Юрий Сергеевич начал активную политику технического перевооружения, укрепил производственную дисциплину, установил жесткий контроль над фактическим выполнением планов добычи и реализации угля. При Тараскине в 1979 году трест переехал в Нерюнгри, где шло строительство Южно-Якутского угольного комплекса. В 1976 трест переименовали в производственное объединение. «На объединение были возложены функции заказчика строительства ЮЯ-УК, — вспоминает Ю.С. Тараскин. — Мы должны были участвовать во всех совещаниях, обсуждениях проектных решений, принимать делегации, как наши, так и зарубежные, в общем, всех кто только интересовался созданием комплекса. И уже тогда был заключен контракт с японскими фирмами, заинтересованными в получении коксующихся углей нерюнгринского месторождения, о финансировании строительства разреза. В целом взаимоотношения с японской стороной были удовлетворительные, но не обходилось и без эксцессов. Трудно шло освоение импортной техники, приходившей с техническими недостатками. Правда, японская сторона это признавала и производила по ходу их модернизацию, однако все это сказывалось на достижении конечных результатов, объемах вскрыши. При этом наши ребята всегда были молодцы, могли най-

ти выход из любой трудной ситуации. Во многом на энтузиазме, смекалке и выдержке простых работяг был построен в тайге этот уникальный угольный комплекс.».

В 1981 году Тараскина приглашают на работу в Министерство угольной промышленности, он переезжает в Москву. На 30-летие города Нерюнгри, которое отмечалось в ноябре 2005 года, Юрий Сергеевич присутствовал в качестве почетного гостя. Как истинный горняк он нашел время посетить разрез, РМЗ. «Душа моя и сердце навсегда остались здесь», — сказал он на прощание.

В 1981 году генеральным директором ПО «Якутуголь» назначают Виктора Михайловича Ждамирова. За годы его руководства коллектив 20 раз признавали победителем во всесоюзном и республиканском социалистическом соревновании. При непосредственном участии Виктора Михайловича введены все очереди строительства разреза, обогатительной фабрики, РМЗ, произведена реконструкция шахты «Джебарики-Хая», построен спортивнооздоровительный комплекс «Шахтер». Имея за плечами солидный опыт ведения открытых горных работ, он ввел разработанную лично систему планирования и экономического стимулирования на разрезе.

Любопытные воспоминания оставил в Нерюнгри Виктор Михайлович Ждамиров, генеральный директор ПО «Якутуголь» с 1981 по 1988 годы:

«По проекту строительства города Нерюнгри и ЮЯУК был предусмотрен спортивный комплекс общей стоимостью более 50 миллионов рублей. Между тем так сложилось за долгие десятилетия, что Госстрой в случае, если ввод мощностей какого-либо предприятия и их освоение идет стабильно, начинает исключать из сметы все социальные объекты. Логика при этом была такова: раз планы перевыполняют, значит имеют реальную возможность сами уже за заработанные деньги построить все, что захотят. Именно по этим не афишируемым причинам в 1983 году спорткомплекс из титула Нерюнгри исключили. Говорят, за это Госстрой удостоился всяческих похвал и наград — деньги сэкономили. А объединение «Якутуголь» в это время заказало в Японии складские сборные ангары шириной 25 метров при любом желаемом размере в длину. Договором была определена лишь общая площадь. Так как я с самого детства активно занимался спортом — и легкоатлетическими, и игровыми видами (футбол, волейбол, баскетбол), то и в дальней-

шем не расставался с этим полезнейшим увлечением. Когда учился в Иркутском горно-металлургическом институте и играл за сборные команды вуза и города, узнал и запомнил, что уровень проведения турниров российского и союзного масштаба требовал соблюдения утвержденных стандартов помещений. Так, спортзал для занятий волейболом и баскетболом должен был иметь площадь не менее 1 500 квадратных метров.

Исходя из этих требований, я подсчитал, что нам нужен спортзал размером 40Х60 метров, то есть 2 400 «квадратов». При таком условии мы получим, кроме игровой площадки, еще и почти тысячу посадочных мест для болельщиков. Японцы дали согласие на поставку ангара нужного размера в счет общей площади складских помещений. В начале 1984 года требуемый ангар поступил в город. Осталось лишь его собрать и ввести в эксплуатацию. Срок измерили традиционно- ко Дню шахтера. Но так как денег в бюджете предусмотрено не было, я собрал всех руководителей предприятий, входящих в состав ПО «Якутуголь», и принял решение: монтирует каркас УРРМ под руководством Чаусского Николая Абрамовича, а остальные предприятия участвуют деньгами, людьми и материалами.. Естественно, многие руководители сразу стали задавать вопросы, типа, а где мы все это возьмем? Особенно возмущался директор разреза «Нерюнгринский» Водопьянов. Я сказал, что если кто-то не сможет найти возможности для участия, то мы поможем

— направим к вам ревизоров. После этого вопросов уже не возникало. Как и запланировали, спортзал был закончен ко Дню шахтера в 1984 году.

Он сразу стал еще и духовным центром для Нерюнгринцев. В нем проходили не только соревнования всероссийского, всесоюзного уровня, но и выступления знаменитых артистов. К сожалению, наша радость вскоре была несколько омрачена. На праздник приехал корреспондент союзной газеты, который написал статью под заголовком «Стадион в тайге». Среди прочего автор упомянул и тот факт, что в Нерюнгри построен самый крупный на дальнем Востоке крытый спорткомплекс. В Госстрое работники, чтобы занять рабочее время, активно читали прессу. Куратор строительства, увидев публикацию, страшно возмутился: «Какой спорткомплекс, мы же его исключили?!». К нам мигом прибыла целая комиссия с целью расследования фактов «незаконного расходования бюджетных средств». Мне ничего уже не оставалось, как самому позво-

нить в Минуглепром СССР первому заместителю министра М.И. Щадову и первому секретарю Якутского обкома Юрию Николаевичу Прокопьеву, который сказал мне, чтобы собирался ехать в Москву. Дескать, нужно срочно решать этот вопрос и упреждать возможные репрессивные меры. Спасибо им обоим, выручили и меня, и весь коллектив строителей, шахтеров, переработчиков, а также простых горожан. Они до сих пор радуются нашему комплексу.

В 1988 году его пригласили начальником главного технологического управления по открытому способу добычи угля в Министерство угольной промышленности СССР. А на его место назначили Евгения Филипповича Сапрыкина, выпускника Иркутского горно-металлургического института. Он начинал работать горным мастером на шахте «Кадала» треста «Забайкалуголь», дорос до начальника участка, но потом вернулся в рабочие, когда переехал в 1960 году в Кемеровскую область, — был машинистом бурового станка на Красногорском разрезе. За девять лет прошел путь от мастера до заместителя главного инженера. В 1969 году становится главным инженером разреза «Колмогорский», в 1972 году переведен на разрез «Черниговский», которым руководит с 1975 по 1978 годы. Грамотного специалиста переводят заместителем технического директора ПО «Кемеровуголь». В Якутию он приезжает впервые. Спустя три года, обогащенный опытом интересной руководящей работы в крупнейшем предприятии страны, возвращается в концерн «Кузбассразрезуголь».

Юрий Александрович Захаров руководил объединением вслед за Сапрыкиным с февраля 1991 года по июль 1992 года. Разрез вырастал на его глазах, ведь он приехал в Нерюнгри в историческом 1975 году. Работал заместителем главного инженера комбината «Якутуглестрой» на строительстве ЮЯУК, затем начальником управления по строительству разреза. С 1979 года трудился в аппарате управления «Якутугля» сначала техническим директором, потом генеральным директором. Указом президента М.Е. Николаева в 1992 году переведен в республиканское Министерство топлива и энергетики. «Я сейчас вспоминаю весь свой путь здесь, в Нерюн-гри, и сам иной раз удивляюсь: неужели возможно было такое — упорство, энтузиазм, ведь работали не жалея сил. «Жила бы страна родная и нету других забот», — совершенно мы искренне так думали и так жили. И в моей памяти это время навсегда останется са-

мым лучшим» — говорил он в своем выступлении на 30-летии Не-рюнгри.

В 1992 году директором становится Анатолий Васильевич Баулин, который начинал карьеру машинистом экскаватора. Тяга к знаниям привела его сначала в горный техникум, а затем и политехнический институт — в нем он учился заочно. Имеет опыт работы на разрезах Сибири и Монголии. В Якутию приезжал дважды: в 1982 году его назначают производственным директором ПО «Якутуголь» на пять лет, после чего переводят в Башкирию, но через пять лет возвращают уже генеральным директором ПО «Якутуголь». Его мечтой была Эльга. В 1998 году он стал президентом ОАО «Эльгауголь».

А в Нерюнгри с 1996 года и по сей день руководство холдингом осуществляет Владимир Филиппович Петров, с которым мы встретимся в следующей главе.

Но еще одно имя здесь нельзя не упомянуть. Это Михаил Иванович Щадов. На посту первого заместителя министра, а затем министра угольной промышленности СССР он принимал активное участие в рассмотрении всех вопросов, касающихся развития ЮЯ-УК. Начиная от проектирования объектов и их строительства и заканчивая производственной деятельностью. Постоянно бывая на разрезе, фабрике, вспомогательных участках, отслеживая их эксплуатацию в развитии, министр изучал вопросы, которые требовали его личного участия и вмешательства, встречался с рабочими и инженерно-техническими работниками, оказывал помощь и поддержку там, где это было крайне необходимо. Наконец, Михаил Иванович не побоялся отправить на работу в северный край своего сына Владимира Михайловича, возглавлявшего разрез с 1990 по 1992 годы. Это стало для молодого специалиста отличной школой. Кстати, и некоторые другие дети известных управленцев союзного значения также прошли трудовую закалку в Нерюнгри. Но многие ехали сюда по зову сердца и души.

Один из таких романтиков — Геннадий Петрович Гладышев, по образованию горный инженер. В 1977-1984 годах возглавлял Дирекцию строительства обогатительной фабрики «Нерюнгрин-ская». В 1984-1989 годах — первый директор фабрики. В 19891992 — руководитель Дирекции строительства Южно-Якутского угольного комплекса. Он вспоминает:

«В апреле 1977 года я, будучи директором Объединенной обогатительной фабрики ГОФ «Еманжелинская» и ОФ «Калачевская» производственного объединения «Челябинскуголь» находился на курсах переподготовки ИТР в институте повышения квалификации в горооде Люберцы. Однажды меня пригласили на прием к начальнику Управления по обогащению и брикетированию углей Минуг-лепрома СССР Игорю Селиверстовичу Благову.

Почти всю стену в его кабинете занимал стенд с технологической схемой цепи аппаратов нескольких обогатительных фабрик, в том числе только проектируемых. Он подошел к стене и указал на одну из схем: «Вот Геннадий Петрович, твоя фабрика». Это была схема цепи аппаратов Нерюнгринской ОФ. Благов сразу оговорился, что фабрики еще нет, только ведутся проектные работы и объект нужно сдать в сжатые сроки.

Обогащенный уголь должен поставляться на экспорт в соответствии с подписанным генеральным соглашением между СССР и Японией. Игорь Селверстович дал краткую характеристику нерюн-гринских углей, обрисовал технологию обогащения и выразил озабоченность по поставкам импортного оборудования. Тут же, не выходя из кабинета, я ознакомился с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1975 года за № 352 «О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса». Понимая значение этой стройки, ее размах и актуальность, я без лишних разговоров дал свое согласие поехать в Южную Якутию на строительство обогатительной фабрики.

Благов при мне переговорил по телефону с начальником отдела руководящих кадров Минуглепрома Евгением Ивановичем Юловым и договорился с ним о встрече. Юлов в свою очередь представил меня заместителю министра по кадрам Ф.Ф. Кузюкову. Таким образом моя кандидатура на должность директора Дирекции строительства ОФ была согласована, а вскоре и утверждена.

Я не стал терять времени и без отрыва от учебы встретился с директором ведущего в стране Института обогащения твердого топлива (ИОТТ) кандидатом технических наук Александром Романовичем Молявко. Он уже знал о моем назначении и свел меня с доктором технических наук Л.С. Зарубиным, заведующим кафедрой обогащения угля в минеральных суспензиях, который подробно познакомил с пояснительной технического проекта ОФ «Нерюн-гринская».

В ИОТТ я познакомился с научными работниками, непосредственно участвовавшими в разработке технологических решений при проектировании фабрики. Находясь в Москве, встретился с руководителями ВО «Зарубежуголь» А.Д. Ясько и ВО «Металлур-гимпорт» А.В. Твердохлебовым, которые принимали участие в переговорах и подписании контрактов с иностранными фирмами по поставкам оборудования на ОФ. В Минуглепроме мне сообщили, что как раз в тот момент из Нерюнгри приехал главный инженер Дирекции строительства Южно-Якутского угольного комплекса Генрих Георгиевич Подковыров. Он находился в ВО «Союзшах-тострой». Я сейчас же связался с ним по телефону, и мы договорились встретиться.

При очном знакомстве Генрих Георгиевич подробно обрисовал жизненные условия в Южной Якутии, рассказал, в каком состоянии находится строительство разреза, ОФ, других объектов. Поговорили о будущей совместной работе и решили, что сразу же, приступив к своим обязанностям, я должен буду поехать в Новосибирск, где находится генеральный проектный институт «Сибги-прошахт» по строительству ЮЯУК, в том числе и Обогатительной фабрики.

Она проектировалась как одно из уникальнейших предприятий в отрасли углеобогащения с учетом строительства в суровых климатических условиях с полным циклом обогащения весьма трудно-обогатимых углей, с замкнутым водношламовым циклом, со стопроцентным использованием оборотной воды в процессе обогащения. Для создания такого уникального предприятия были привлечены и работали ведущие научно-исследовательские и проектные институты, такие, как ИОТТ, УкрНИИуглеобогащения, Гидрома-шУглеобогащение, КузНИИуглеобогащения, Свердловский ВУ-ХИН и др. проектные институты: «Сибгипрошахт», «Сибсталькон-струкция», УкрНИИпроект, Московский институт мерзлотоведения, «Гипроуглеавтоматизация» и другие. Ввод в эксплуатацию ОФ был определен двумя пусковыми комплексами: первая — в 1979 году и вторая в полном объеме — в 1984.

В конце августа 1977 года я прибыл в Нерюнгри. 2 сентября встретился с руководящим звеном Дирекции строительства ЮЯУК, познакомился с директором Евгением Александровичем Варшавским. В Дирекции строительства ОФ тогда был всего один человек — Юрий Владимиров, инженер-строитель. Так началась моя рабо-

та в новой должности. Продолжалась она в течение семи лет, которые пролетели словно один миг в круговерти огромной стройки. 24 сентября 1977 года бригадой СУ-13 во главе с начальником Владиславом Мальхановым был уложен первый куб бетона в основание фундамента открытого склада энергетического угля на технологической линии КПЭУ. Событие прошло в торжественной и праздничной обстановке — ведь именно с этого дня был дан старт трудовому подвигу десятков тысяч людей, принявших участие в возведении фабрики, ставшей впоследствии флагманом всех 160 подобных предприятий в СССР!

Объемы строительства объекта были впечатляющими по своим размерам. И для того, чтобы при таких объемах сдать объект в срок, крайне важно всем подразделениям строго выполнять свои задачи. Совместными усилиями Дирекции строительства ЮЯУК, дирекции строительства ОФ, комбината «Якутуглестрой», института «Сибгипрошахт» с привлечением субподрядных организаций были разработаны и утверждены сетевые графики строительства объектов фабрики. Контроль их исполнения постоянно осуществлялся на штабах, проводимых при строительстве.

Фабрика действительно была народной стройкой. На пике строительства на промплощадке численность занятых на строй-монтаже людей достигала полутора тысяч человек в сутки. Как директор, вспоминаю, с каким удовольствием было мне работать с высококвалифицированными специалистами. Навсегда осталась в памяти отгрузка первого железнодорожного эшелона с нерюнгрин-ским углем потребителю со станции Угольная. Случилось это 26 октября 1978 года. А 21 февраля 1981 года уголь пошел в вагоны уже с комплекса погрузки энергетических углей. Это означало, что первую очередь строительства ОФ мы выполнили. Впереди оставалось четыре напряженных года.».

И вот что об этом знаменательном событии писала местная пресса: «На комплексе погрузки энергетических углей — первой очереди Нерюнгринской обогатительной фабрики — загружены первые железнодорожные вагоны. Начал действовать один из важнейших промышленных объектов угольного комплекса. В пусконаладочную эксплуатацию сдана 1-я очередь фабрики. В тот февральский морозный день в цехе дробления и классификации, в пункте погрузки было многолюдно и шумно, вспоминают очевидцы. Энергетическую цепочку угля «гоняли» вхолостую, пробовали

отдельные узлы под нагрузкой. И вот теперь предстоит бросить первые десятки тонн угля в вагоны.

«Вот здесь, на пункте погрузки и содержится в основном то, что делает предприятие уникальным», — говорил в интервью журналистам главный инженер НОФ А.А. Доротеев. Словно в подтверждение его слов, два гигантских весоизмерительных бункера, спроектированных институтом Укрниипроект, отвешивают за раз порции угля от 4 до 75 тонн! Так что даже 120-тонный вагон можно загрузить в считанные секунды. И задержек не должно быть, потому что от дробилок цеха классификации сюда ведет конвейер с пропускной способностью четыре тысячи тонн угля в час. Ширина его ленты 2,5 метра. Это рекорд отрасли в то время. На других самых крупных фабриках такого же типа она не превышает 1,8 метра.

А главное, как отмечали Доротеев и начальник цеха Ю.А. Колбасов, все построено на совесть: и корпуса, и фундаменты. В срок и с высоким качеством были смонтированы технологические агрегаты и электрическое оборудование. Все это дело рук рабочих из бригад М.А. Михалева, В.В. Чернова, К.Н. Фроловой, А.И. Кныша из СУ-13, монтажников бригадира В.Е. Порядина из треста «Северовостокхиммонтаж», электриков бригадира Н.С. Чижова, сантехников В.П. Медведева, монтажников П. Д. Мороза из треста «Дальстальконструкция». Эстафету у них принимали эксплуатационники, которые в первый день никак не хотели ударить лицом в грязь. Поэтому в ответственные моменты на технологических отметках поставили тех, кто поопытнее.

Объект после пуска получил скромное название погрузочносортировочный цех. Произошло это в 19 часов 10 минут. Лязгнули о днище вагона первые куски угля. Грянуло многоголосое «Ура!», но тут же потонуло в сплошном грохоте».

— Коротко об авторах -------------------------------------------

Черноградский В.Н. - кандидат экономических наук, заместитель генерального директора по региональным связям, ОАО ХК «Якутуголь», Томская О.В. - редактор газеты «Вестник Якутугля», ОАО ХК «Якутуголь»,

Жукова Г.Е. - заведующая объединенным архивом, ОАО ХК «Якутуголь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.