Научная статья на тему 'История становления студенческого самоуправления и сущность его деятельности'

История становления студенческого самоуправления и сущность его деятельности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
518
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / STUDENT SELF-GOVERNMENT / STUDENT ASSOCIATIONS / SOCIALLY SIGNIFICANT ACTIVITIES / STUDENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Катышевская Т. А.

Студенческое самоуправление важная составляющая каждого учебного заведения, которое не только содействует их администрации и структурным подразделениям в реализации социально-значимой деятельности, но оказывает активное влияние на всестороннее развитие обучающихся. В данной статье рассмотрено формирование студенческого самоуправления в исторической ретроспективе. Анализируется сущность деятельности студенческих объединений, ее основные направления, а также различные аспекты, которым она должна соответствовать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of the formation of student self-government and the essence of its activities

Student self-government is an important component of each educational institution, which not only assists their administration and structural units in the implementation of socially significant activities, but also has an active influence on the comprehensive development of students. This article discusses the formation of student self-government in historical retrospective. It analyzes the essence of the activities of student associations, its main areas, as well as various aspects to which it should correspond.

Текст научной работы на тему «История становления студенческого самоуправления и сущность его деятельности»

История становления студенческого самоуправления и сущность его деятельности

The history of the formation of student self-government and the essence of its activities

Катышевская Т.А.

Студентка 4 курса,

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова,

Россия, г.Архангельск. e-mail: t. katyshevskaya@mail. ru

Katyshevskaya T.

4 rdyear student,

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov,

Russia, Arkhangelsk e-mail: t.katyshevskaya@mail.ru

Аннотация.

Студенческое самоуправление - важная составляющая каждого учебного заведения, которое не только содействует их администрации и структурным подразделениям в реализации социально-значимой деятельности, но оказывает активное влияние на всестороннее развитие обучающихся.

В данной статье рассмотрено формирование студенческого самоуправления в исторической ретроспективе. Анализируется сущность деятельности студенческих объединений, ее основные направления, а также различные аспекты, которым она должна соответствовать.

Annotation.

Student self-government is an important component of each educational institution, which not only assists their administration and structural units in the implementation of socially significant activities, but also has an active influence on the comprehensive development of students.

This article discusses the formation of student self-government in historical retrospective. It analyzes the essence of the activities of student associations, its main areas, as well as various aspects to which it should correspond.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, студенческие объединения, социально-значимая деятельность, студенты.

Key words: student self-government, student associations, socially significant activities, students.

Изучение сущности «самоуправления» берет свое начало еще в трудах древних философов и продолжается по сей день. Так, известный философ и мыслитель Ж-Ж. Руссо изучал принципы данного понятия. По его мнению, граждане государства готовы заниматься деятельностью своими силами, без использования денежных средств. Они даже готовы не освобождаться от своих обязанностей, а наоборот вкладывали бы деньги, чтобы исполнять их. Поэтому права людей исполняются тогда, когда социальная общность крайне мала.

Студенческое самоуправление в России имеет свое особенное становление, которое берет свое начало в конце 19 века. Его развитие в СССР можно рассмотреть с трех позиций.

Обращаясь к первой позиции, можно отметить, что власть считала недопустимым студенчество, как независимой и организованной группы. Оно должно подчиняться той идеологии, которая существует в обществе, и его деятельность должна находиться под строгим контролем. В период власти большевиков молодежная политика была в фазе изменений, которые формировали особые принципы ее осуществления. Так, большевики были нацелены на то, чтобы молодое поколение продвигало и подчинялось идеям марксизма, а «буржуазное» мировоззрение должно было полностью искоренено. В связи с этим, в 1918 году начал свое существование Народный Комиссариат Народного Просвещения, который должен был полностью подчинить высшую школу власти государства. Для того, чтобы цель была реализована, в этом же году было проведено всероссийское совещание по утверждению реформы, которая должна была полностью изменить высшую школу. В данном совещании принимали участие члены студенческой молодежи, а также преподаватели. Но мнения сторон не

нашли общего решения, так как их позиции радикально различались. В связи с этим комитету пришлось подчиниться некоторым выдвигаемым принципам высшей школы и сохранить уже устоявшемуся типу реализации студенческого самоуправления. По большей части это было связано с тем, что в стране была Гражданская война. Однако вскоре все «уступки» были отменены.

Стоит отметить, что в период с 1917 по 1937 годы любое проявление какого-либо самоуправления в образовании сходит на нет. В двадцатые годы создается множество реформ и положений, которые запрещали студентам участвовать в управлении высшей школы. Также создается ряд мероприятий, которые избирали студентов, соответствующих идеологии государства. В последствии это приведет к тому, что сформируются новые высшие школы, ставшими идеализированными.

В 1918 году формируется Российский коммунистический союз молодежи, который активно начнет набирать обороты в формировании принципов организации молодого поколения. Деятельность союза была направлена на то, чтобы молодежь осуществляла определенные стратегические принципы и задачи, формируемые большевиками. В каждой высшей школе создавались Комсомольские организации, целью которых было создать новую форму студенческого самоуправления, которая должна была стать частью всех общественных структур в советском обществе.

После этого начинается второй этап, который носит принцип благой деятельности. В этот период в высших учебных заведениях появляется новый орган студенческого самоуправления - вузовские комитеты. Принимать участие в этих комитетах могли студенты, которые были избраны на отчетно-выборных конференциях.

Хотя студенческое самоуправление начинает возрождаться. Однако быть выбранным могли быть только те студенты, которые находились в комсомоле, другие же обучающиеся не могли участвовать в управлении высших учебных заведений.

Также, можно отметить, что студенческое самоуправление не функционировало, как самостоятельный, независимый орган. Оно постоянно находилось под контролем и осуществляло свою деятельность в соответствии с принципами, выдвигаемыми властью.

Еще одной особенностью данного этапа является возрождение научно-исследовательской деятельности в вузе. В 1934 году была проведена первая конференция, на которой выступили молодые люди, заинтересованные наукой. А уже с 1939 года начали издаваться сборники студенческих работ. В связи с появлением научно -просветительской деятельности в университетах начинают появляться различные объединения, целью которых была популяризация науки среди студентов.

Помимо этого, власть была заинтересована в том, чтобы студенты успешно социализировались в обществе и университете, а также уделяли большое внимание трудовой деятельности. Так, в 1959 году был создан первый студенческий строительный отряд, который сразу же начал свою трудовую деятельность. А в 1964 появился Студенческий совет МГУ, который был направлен на интернациональное воспитание студенчества. Данный орган выполнял те же задачи, что и студенческое самоуправления, а его члены вступали с помощью выборов. В эти же годы создаются такие органы студенческого самоуправления, как Совет молодых ученых, Объединенный студенческий комитет, Молодежный совет по охране природы, и начинают свою деятельность педагогические отряды.

Данный этап развития студенческого самоуправления можно охарактеризовать, как «обновленную форму» управления студенчеством, которая осуществлялась в границах ВЛКСМ.

Третий заключительный этап осуществлялся в постсоветский период. В это время возникла острая проблема формирования новой системы, которая бы пришла на замену ВЛКСМ. Так как советская система вызывала много споров и претензий, руководящие составы решили, что нужно возобновить модель дореволюционного периода развития управления в высших школах.

В этот период страна претерпевала большие изменения. В связи с чем, начали исчезать некоторые социальные институты, а также были искоренены многие культурные ценности.

В связи с произошедшими событиями весь массив студенчества ожидал, какие же изменения коснутся высшего профессионального образования. Особенную актуальность приобрели вопросы создания новых форм самоуправления в условиях переустройства общества и высших школ.

Однако студенческое самоуправление продолжило развиваться. Так, Московском государственном университете появляется Студенческий совет, который выполнял функции общественной организации и был сформирован для того, чтобы от своего лица представлять и защищать интересы обучающихся молодых людей.

Любая организация должна иметь свой устав, в рамках которого осуществляет свою деятельность. В связи с этим, 13 декабря 1990 года был создан и принят соответствующий документ.

В статье Ильина И.В. и Габдуллина Р.Р излагается, что в период с 1990 по 1994 годы в МГУ активно функционировали студенческие советы 1-У созывов. Студсоветы начали всестороннюю работу со студенчеством, поэтому пришли к решению, что необходимо сформировать Международный университетский центр занятости «Лидер». Также, в университете возобновляется научно-исследовательская деятельность, которая была ориентирована на международную арену.

Государство в период массовых изменений продолжает работу ориентированную на студенчество и выпускает ряд соответствующих законов. В связи с этим, Студенческие советы вносят ряд изменений в уставы своих организаций, опираясь на закон об общественных организациях и объединениях. Еще одним важным изменением было то, что студенческие советы взяли новые названия - Студенческие союзы обучающихся.

Опираясь на изменения, деятельность студенческих союзов была направлена в таких направлениях, как создание объединенного студенчества, развивались различные направления студенческого самоуправления, поддержка проявления лидерства и укрепление позиций студенческих объединений.

Студенческое самоуправление продолжает активно развиваться в 90-е годы. Так, в 1996 году начинают свою деятельность такие организации, как Служба студенческой безопасности, а также Научное студенческое общество.

Деятельность Российского Союза студентов начинает выходить за пределы университета. Они активно влияют на различные аспекты образования. Такое рвение к изменениям и проявлению инициативе всесторонне поддерживает государство, поэтому 14 мая 1999 года создается договор между Минобразованием и Российским Союзом студенчества.

Власть признает значение студенческой молодежи, в связи с этим в 1999 году проходит Съезд Российского Союза студентов под названием «Студенты - будущее России», на котором студенты смогли сформировать обращение ко всем органам государственной власти, в том числе Президенту.

В настоящее время, студенческое самоуправление стало движущей силой, которая активно принимает участие во многих сферах жизни общества. Инициативные молодые люди готовы решать социально -значимые задачи, предлагать инновационные идеи, а также участвовать в различных проектах.

Государство ориентировано на то, чтобы оказывать всестороннюю поддержку молодым талантам, они уделяют огромное внимание студенчеству. Поэтому развитие молодых людей и оказание соответствующей помощи - приоритетное направление государственной молодежной политики XXI века.

Каждое студенческое объединение является коллегиальным органом, вступление в которое осуществляется по средствам выборов на конференции обучающихся. Любое объединение создается по инициативе обучающихся и представляет их мнения интересы в образовательном учреждении.

Деятельность студенческих объединений осуществляется в соответствии с принятым Положением объединения, в котором отражены основные цели и задачи деятельности, а также опирается на Конституцию Российской Федерации, различные нормативно-правовые акты, а также на Устав учебного заведения.

Перед каждым учебным заведением стоит основная цель - обеспечить участие студентов в управлении учебным заведением, а также представительство прав и интересов обучающихся.

Для того чтобы данная цель была полностью реализована, необходима реализация следующих задач:

1. Студенческие объединения должны осуществлять социально-значимую деятельность, создавать мероприятия различного уровня, которые должны способствовать развитию личности студента;

2. Вся реализуемая деятельность должна находиться в открытом доступе, чтобы каждый обучающийся мог ознакомиться с ней;

3. Каждое студенческое объединение должно представлять и защищать права и интересы обучающихся, в том числе в администрации образовательного учреждения;

4. Деятельность объединений должна быть направленна на повышение сознательности молодого поколения, формирование у них гражданской позиции и патриотизма, а также приобщение к здоровому образу жизни;

5. Студенческие объединения должны постоянно взаимодействовать с подразделениями образовательного учреждения, а также содействовать в решении некоторых задач и организации мероприятий;

6. Студенческие объединения должны принимать участие в формировании позитивного общественного мнения о студенческой молодежи, как о силе, способной решать многие задачи и развивать все сферы общества;

7. Деятельность объединений должна содействовать укреплению молодежного сотрудничества разного уровня;

8. Студенческие объединения должны осуществлять помощь и поддержку в реализации общественно-значимых молодежных инициатив;

9. Студенческие объединения могут решать и другие задачи, которые направлены со стороны учебного заведения, органов власти.

Все важные вопросы, касающиеся деятельности студенческого объединения, решаются на отчетно -выборочных конференциях. Конференции должны проходить не реже одного раза в год, при этом о ее созыве студенческий совет должен сказать не позднее, чем за один месяц до ее проведения. Кроме этого, конференция может быть проведена только в том случае, если на ней присутствует руководящий состав студенческого объединения.

На отчетно-выборочной конференции решаются такие вопросы, как внесение изменений в Положение органа студенческого самоуправления, избрание студентов на руководящие должности, выбор приоритетных направлений деятельности, а также решение других не менее важных вопросов. Решения принимаются большинством голосов от присутствующих делегатов.

Также, на отчетно-выборочных конференциях выступают кандидаты, которые претендуют на руководящие должности объединения. Все выступающие должны представить программу развития дальнейшего развития того направления, которым желают заниматься. Утверждение кандидата осуществляется по средством большинства голосов от числа всех присутствующих студентов. Таким же образом происходит выбор руководителя объединения студенческого самоуправления.

Любое студенческое объединение обязано организовывать собрания для обсуждения дальнейшей деятельности и предстоящих задач. Данные собрания должны созываться не менее двух раз в месяц. Руководит заседанием председатель студенческого объединения.

Все студенческие объединения подчиняются администрации университета, а руководители являются представительным лицом, которые взаимодействуют с ней на основе сотрудничества и автономии. Кроме этого, председатели и командиры координируют работу СО, а также должны прислушиваться к мнению большинства участников и учитывать их при принятии решений или же выносить на обсуждение в рамках конференции.

Председатель студенческого объединения полностью координирует работу объединения, при этом часть своих обязанностей он может делегировать своим заместителям. Кроме этого, в обязанности председателя входит представительство объединения на различных мероприятиях, в том числе на заседаниях структурных подразделений и в иных общественных организациях, а также в органах власти. Стоит отметить, что председатель избирается не более, чем на два года, и не может быть избран более, чем на два срока.

Особое место в студенческом самоуправлении занимает Студенческий совет обучающихся. Данный орган защищает и представляет права студентов перед администрацией образовательного учреждения. Участвует в решении об утверждении размера академической стипендии, материальной поддержки, а также в принятии определенных нормативных актов, касающихся обучения и прав студентов. Помимо этого, Студенческий совет имеет право запрашивать у органов управления университета определенную необходимую информацию, вносить предложения по использованию материально-технической базы учреждения и помещений.

Рассмотрим некоторые результаты авторского исследования «Оценка деятельности студенческих советов: критерии и приоритетные направления на примере Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова», в котором приняло участие 537 активистов студенческих объединений.

Каждый активист должен знать Положение своего студенческого объединения, которое регламентирует всю деятельность. Так, по результатам исследования 97% респондентов знакомы с главным документом объединения, другие студенты - несколько сомневаются в своих знаниях. Полученные результаты говорят о том, что студенческие объединения реализуют полноценно свою деятельность в данном направлении, так как каждый участник должен быть знаком с сущностью деятельности, которую обязано реализовывать объединение в университете.

Одной из задач, отраженной в Положении студенческих объединений, является постоянное взаимодействие с представителями администрации университета и структурными подразделениями, основанным на принципе партнерства и автономии. Поэтому необходимо было выяснить, сотрудничают ли объединения с руководящим составом. Выяснилось, что все студенческие объединения взаимодействую с администрацией университета. В связи с этим, можно сделать вывод, что студенческие советы успешно реализуют данное направление деятельности и оказывают помощь и поддержку в решении различных задач и реализации направлений, формируемых администрацией университета.

Рассмотрим подробнее деятельность студенческих объединений САФУ. Так, студенты активисты принимают участие не только в качестве организаторов мероприятий своего объединения, но в разном статусе

участвуют в мероприятиях различного уровня. 97% студентов вовлечены в мероприятия университетского и городского уровня. Возможно, такое лидирование показателей обусловлено тем, что принять участие в данных мероприятиях довольно-таки просто, и это не требует много времени и каких-либо усилий и затрат. Кроме этого 63% респондентов принимают участие в мероприятиях всероссийского уровня, а 32% - международного. Можно предположить, что данные показатели уступают двум другим в связи с тем, что принять участие в мероприятиях подобного уровня затруднительно, так как в большинстве случаев студентам приходится проходить через особый отбор, а также требуется приложить особые усилия и вложения.

Волонтерская деятельность в настоящее время стремительно развивается, поэтому было выяснено, участвуют ли активисты в данной деятельности. К тому же, волонтерство дает возможность посетить мероприятия различного уровня. По результатам исследования выяснилось, что все студенческие объединения периодически принимают участие в волонтерской деятельности.

Еще одной важной особенностью, которую удалось выяснить в ходе исследования, является то, что 97% студенческих объединений в своей деятельности применяют проектную технологию, среди которых 70% -создают и реализуют проекты, остальные 30% участвуют лишь в создании. В связи с этим, необходимо было узнать, подают ли студенческие объединения свои проекты на различные грантовые конкурсы, ведь это, прежде всего, возможность получить финансирование на реализацию социально-значимой идеи. Обращаясь к результатам исследования можно заметить следующее: более 50% респондентов отмечают, что студенческие объединения, в которых они являются активными участниками, пробовали отправлять свои проекты на получение гранта, однако из них лишь 20% объединений когда-либо выигрывали данные конкурсы. Однако 30% студентов говорят о том, что их объединения не пытались получить финансирование на различные проекты. Вероятнее всего, это обусловлено тем, что создаваемы проекты не требуют какого-либо крупного вложения, а за получением необходимых ресурсов можно обратиться к администрации университета, которая регулярно оказывает различного рода поддержку студенческим объединениям.

Важно, чтобы реализуемая деятельность касалась всех студентов университета, а на фокусировалась лишь на активистах данных объединений. Так, по результатам исследования можно сделать следующие выводы: 14% ориентированы в своей деятельности на активистов студенческих советов, 16% - на студентов высших школ и лишь 70% реализуют свою деятельность в отношении всех студентов. Данные результаты указывают на то, что не все студенческие объединений осознают сущность своей деятельности, главная цель которой ориентированность на всех обучающихся.

Кроме этого, студенческие объединения Северного (Арктического) федерального университета в большей степени ориентированы на мероприятия, направленные на развитие творческих, интеллектуальных и спортивных способностей обучающихся, а также на развитие гражданской позиции и патриотизма.

Таким образом, студенческие объединения - движущая сила университета. Благодаря им, образовательные учреждения активно развиваются как в их стенах, так и за его пределами. СО обеспечивают всестороннее развитие обучающихся и реализуют их интересы и потребности.

Список используемой литературы:

1. Артюхов, М.В., Миронова, Т.Н. Теоретические и содержательные подходы к студенческому самоуправлению, Вестник КемГУ,- 2011. - №2. - С. 58-63.

2. Богданов, В.В., Емцов, Г.Н. Азбука студенческого самоуправления, Красноярск: изд-во «Тренд», -2011 - 193 с.

3. Васенина, И.В. Российское студенчество: вчера и сегодня / Высшая школа России, - 2011. - № 10. -С.147-153.

4. Ховрин, А.Ю. Студенческое самоуправление в контексте социального партнерства, Высшее образование в России, - 2010. - №6. - С. 128-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.