Научная статья на тему 'Специфика государственной молодежной политики по отношению к студенчеству'

Специфика государственной молодежной политики по отношению к студенчеству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СТУДЕНЧЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / STUDENTS / STATE YOUTH POLICY / SOCIAL WORK / EDUCATIONAL ACTIVITIES / STUDENT SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катышевская Т. А.

В данной статье анализируется реализация государственной молодежной политики в университетской среде. Рассматриваются основные направления и механизмы ее влияния на обучающуюся молодежь, методы и способы оказания различной помощи нуждающимся студентам, а также меры поддержки студенческих инициатив. Кроме этого, рассматривается сущность студенческого самоуправления и его роль в системе государственной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics of state youth policy in relation to students

This article analyzes the implementation of state youth policy in a university environment. The main directions and mechanisms of its influence on young people, methods and ways of providing various assistance to needy students, as well as measures to support student initiatives are examined. In addition, the essence of student self-government and its role in the system of state youth policy is examined.

Текст научной работы на тему «Специфика государственной молодежной политики по отношению к студенчеству»

Специфика государственной молодежной политики по отношению к студенчеству The specifics of state youth policy in relation to students

Катышевская Т.А.

Студентка 4 курса,

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова,

Россия, г.Архангельск. e-mail: t. katyshevskaya@mail. ru

Katyshevskaya T.

4 rdyear student,

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov,

Russia, Arkhangelsk e-mail: t.katyshevskaya@mail.ru

Аннотация.

В данной статье анализируется реализация государственной молодежной политики в университетской среде. Рассматриваются основные направления и механизмы ее влияния на обучающуюся молодежь, методы и способы оказания различной помощи нуждающимся студентам, а также меры поддержки студенческих инициатив. Кроме этого, рассматривается сущность студенческого самоуправления и его роль в системе государственной молодежной политики.

Annotation.

This article analyzes the implementation of state youth policy in a university environment. The main directions and mechanisms of its influence on young people, methods and ways of providing various assistance to needy students, as well as measures to support student initiatives are examined. In addition, the essence of student self-government and its role in the system of state youth policy is examined.

Ключевые слова: студенты, студенчество, государственная молодежная политика, социальная работа, воспитательная деятельность, студенческое самоуправление

Key words: students, students, state youth policy, social work, educational activities, student self-government

В настоящее время, государство делает ставку на главный ресурс и потенциал развития всех сфер жизнедеятельности - молодежь. Среди молодого поколения особое место занимает студенчество, так как именно оно находится на переходном этапе. В связи с этим, государственная молодежная политика активно поддерживает данную группу молодежи, а главным субъектом ее реализации являются учебные заведения, которые знают потребности и интересы обучающихся, а также формируют условия и ресурсы для их всестороннего развития и реализации потенциала.

Государственная молодежная политика активно влияет на студенческую молодежь через три основных компонента: социальную деятельность, воспитательную работу и студенческое самоуправление. Все три компонента направлены на формирование всесторонне развитой молодежи.

Проникая в учебные заведения, молодежная политика успешно реализуется по отношению к студенчеству, так как эффективная реализация всех трех выше перечисленных компонентов способствует формированию профессионального специалиста, обладающего моральными ценностями и нормами, физическим здоровьем. Помимо этого, молодежная политика, зная о потребностях, интересах и проблемах студентов, может управлять «движущей силой» и направлять ее в нужное русло.

Для того чтобы молодежь чувствовала себя комфортно и защищенно необходимо оказывать различного вида помощь нуждающимся в этом студентам. Для этого в каждом вузе создаются подразделения направленные на оказание социальной защиты.

Социальная работа направлена на формирование единого информационного пространства, создание соответствующих жилищных условий, осуществление поддержки молодым семьям, содействие дополнительной трудовой занятости молодежи, развитие потенциала и поддержке инициатив, формирование определенных социальных служб для решения проблем студентов.

Кроме этого, силы органов социальной защиты в университете должны быть направлены на предотвращения отрицательных влияний общества на студентов и искоренение последствий данных действий. Помимо этого, подразделения социальной защиты обязаны оказывать материальную помощь, правовое обеспечение и другую помощь в случае необходимости. Говоря о материальной помощи, стоит отметить, что она выделяется из средств федерального бюджета для поощрения социально-активной и талантливой молодежи, а также для оказания помощи нуждающимся студентам.

Помимо различного рода поощрений, социальная защита стремиться решить проблемы социально -бытового характера студентов, это касается оказания медицинской помощи, предоставления общежитий иногородним студентам. Главной целью данной помощи является создания безопасной среды, и обеспечение соблюдения правил внутреннего распорядка.

Таким образом, социальная защита в университете - важный механизм реализации государственной молодежной политики, так как именно он осуществляет необходимую всестороннюю поддержку студентам, а также стимулирует социально-значимую деятельность.

Вторым, но не менее важным, механизмом является воспитательная работа, целью которой является создание условий для успешной социализации молодых людей в университете, увеличения интереса к активной общественной деятельности, к образовательному процессу и приобщения молодежи к научно-исследовательской деятельности. Воспитательная деятельность должна быть направлена на создание личности, обладающей всеми необходимыми компетенциями и умениями, которые будут благоприятно влиять не только на развитие университета, но и на формирование конкурентоспособного молодого специалиста на рынке труда.

Для осуществления данного направления, воспитательной работы, учебное заведение формирует определенные программы, направленные на реализацию выше перечисленных целей. Однако направление реализуется в соответствии с несколькими условиями:

1 Организация особого подхода к каждому студенту, основанного на гуманистических принципах.

2 Управление и воспитание молодежи должно осуществляться в соответствии с ныне существующими условиями и целями.

3 Помимо личностного подхода к каждому студенту, необходимо учитывать индивидуальные особенности индивида, его интересы и таланты.

4 Применение технологий, позволяющих включить обучающихся в нестандартные для них ситуации, с целью формирования у них критического мышления.

5 Учебное заведение должно осуществлять не только воспитательную функцию, но и способствовать саморазвитию студентов, отдавая особое значение студенческому самоуправлению, которое может играть роль самостоятельного субъекта воспитательного процесса.

6 Воспитательная деятельность должна сочетать в себе применение новейших технологий и инновационных форм, направленных на всесторонне развитие молодого поколения, развитие его потенциала и интересов в общественной деятельности и профессиональном становлении.

7 Установление контакта молодежи со всеми структурными подразделениями учебного заведения.

Таким образом, воспитательная работа должна способствовать успешной социализации молодого поколения, вовлечению в социально-значимую, научную и творческую деятельность, а также содействовать формированию определенных компетенций и умений.

Государство в настоящее время уделяет особое внимание поддержке и развитию студенческого самоуправления. Развитием данного направления занимается Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь». Так, регулярно создаются мероприятия различного уровня, для увеличения социально-активной деятельности молодежи. Среди этих мероприятий можно выделить: Международный форум «Евразия Global», Всероссийский образовательный форум «Территория смыслов», «Таврида» и множество других форумов и фестивалей.

Помимо этого, Росмолодежь регулярно проводит различные грантовые конкурсы для того, чтобы у инициативной молодежи была возможность получить финансирование на реализацию своих социально-значимых проектов. Стоит отметить, что по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2018 году была создана автономная некоммерческая организация «Россия - страна возможностей». Данная организация объединяет кадровые, социальные и образовательные проекты со всей России, каждый из которых имеет свою аудиторию и предлагает различные пути к успеху. Организация направлена на реализацию потенциала талантливой, активной молодежи и на организацию соответствующей помощи и поддержки.

В последнее десятилетие особую актуальность приобретают вопросы развития студенческого самоуправления в учебном заведении. Толчком к реализации данной идеи стал Всероссийский студенческий форум, который в процессе своей деятельности показал необходимость организации студенческого самоуправления в каждом учебном заведении. В связи с этим, стали разрабатываться необходимые программы и рекомендации для осуществления данной цели, в том числе нормативно-правовые акты.

Современное студенческое самоуправление осуществляет свою деятельность, опираясь на Конституцию Российской Федерации и других соответствующих законодательных документах, в том числе уставах, сформированных учебными заведениями.

Под студенческим самоуправлением понимают активную общественную деятельность инициативных студентов, направленную на все студенчество в целом. Деятельность самоуправления ориентирована на решение проблем студентов, организацию актуальных мероприятий, которые будут пользоваться спросом у большинства обучающихся, представление интересов в администрации учебного заведения, участие в распределении размера стипендиального фонда, а также на решение вопросов связанных с учебным процессом и другое.

Деятельность неравнодушных студентов направлена на реализацию следующих основных целей:

1 Активная жизненная позиция, навыки управления, умение быстро принимать решения и быть ответственными за каждое свое действие способствует формированию профессионализма будущего специалиста;

2 Умение эффективно реализовывать свою деятельность, осуществлять поиск новых форм работы со студентами, а также формировать навык управления.

Студенческое самоуправление осуществляет свою работу в нескольких основных направлений:

1 Представление интересов студентов в администрации учебного заведения;

2 Вовлечение молодежи в научно-исследовательскую и учебную деятельность;

3 Постоянный мониторинг существующих проблем студенчества и формирование способов их решения;

4 Создание инновационных проектов и реализация социально-значимых инициатив;

5 Развитие таланта и умений;

6 Поддержка существующих традиций в учебном заведении и создание новых;

7 Создание мероприятий для активистов, с целью повышения их компетенций и умений;

8 Содействие улучшению образовательного учреждения;

9 Формирование информационного пространства, в котором студенты смогут реализовывать свои потребности в поиске необходимой информации;

10 Создание мероприятий, направленных на развитие здорового образа жизни, и профилактики асоциального поведения;

11 Помощь в поиске дополнительной трудовой занятости;

12 Участие в решениях о вознаграждении особо выдающихся студентов, активно участвующих в различных общественных деятельностях и делающих успехи в учебе;

13 Содействие в принятии решений о назначении и распределении стипендиального фонда;

14 Организация диалога с представителями структурных подразделений образовательного учреждения.

Помимо основных перечисленных направлений, каждое самоуправление может формировать свои

направления деятельности, основываясь на потребностях и интересах студентов определенного учебного заведения. Данная возможность позитивно сказывается на саморазвитии студентов, так как помимо обучения, они могут развиваться в интересующих областях, реализовывая свои таланты и умения.

Стоит отметить, что обучающиеся, участвующие в студенческом самоуправлении, в будущем являются более конкурентоспособными на рынке труда, так как в процессе своей деятельности в активе, они приобретают многие навыки и компетенции.

Эффективное развитие студенческого самоуправление во многом зависит от внедрения в социально -значимую деятельность новейших инновационных форм организации процесса, от привлечения студентов к управлению учебным заведением.

Далее рассмотрим некоторые результаты авторского исследования «Студенческие объединения как актор реализации государственной молодежной политики на примере Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова», в котором приняло участие 519 респондентов, обучающихся в САФУ имени М.В. Ломоносова.

В ходе исследования было выяснено, что 81% студентов неоднократно обращались за помощью в решении различных социальных проблем в Центр социальной работы и Первичную профсоюзную организацию работников и обучающихся САФУ и получали поддержку. 17% обучающихся не обращались в данные структурные подразделения, однако убеждены, что в случае необходимости обязательно обратятся и им смогут помочь в решении их вопросов и в защите их прав, остальные 2% воздержались от ответа.

Кроме этого, 93% опрошенных студентов оценивают воспитательную деятельность, осуществляемую в университете, на высоком уровне, в то время как 7% оценили данное направление удовлетворительно. Помимо этого, 85% обучающихся отметили, что регулярно участвуют в различных мероприятиях университета, а 11% студентов планируют стать участниками.

Также, респонденты особенно оценили возможность пройти лечение в Профилактории Северного (Арктического) федерального университета и получить материальную помощь в случае затруднительного положения.

Представители студенческих объединений САФУ имени М.В. Ломоносова отметили, что всегда могут рассчитывать на помощь со стороны администрации университета при организации различных мероприятий, а

также 99% респондентов рассказали, что регулярно взаимодействуют со структурными подразделениями учебного заведения.

Не менее важно было выяснить, как студенты оценивают информационный сектор структурных подразделений. По результатам исследования было выяснено, что 98% обучающихся всегда могут найти всю интересующую их информацию, а также получить своевременную консультацию, 2% воздержались от ответа.

Из всего выше сказанного следует, что государственная молодежная политика активно внедряется в учебные заведения для того, чтобы всесторонне оказывать воздействие на молодое поколение. При этом важно учитывать, что полноценная реализация молодежной политики в университете возможна лишь в том случае, если будут присутствовать в работе все три компонента: социальная защита, воспитательная работа и студенческое самоуправление. Также, некоторые результаты исследования, приведенные в статье, свидетельствуют о том, что высшие учебные заведения успешно реализуют задачи государственной молодежной политики и осуществляют деятельность по всем трем основным направлениям.

Список используемой литературы

1. Балыхин Г.А. Новые механизмы в образовании. Воспитание и духовное развитие студенчества // Высшее образование сегодня. - 2017. - № 2. - С. 2.

2. Горшков, М.К., Шереги, Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: Изд-во ИС РАН. -2010. - С. 127-211.

3. Луков В. А. Государственная молодежная политика: проблема социального проектирования будущего России // под общ. ред. Вал. А. Лукова. М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса. - 2006. - С. 535-556.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.