Научная статья на тему 'Молодежная политика медицинского вуза: концептуальный подход и практика реализации'

Молодежная политика медицинского вуза: концептуальный подход и практика реализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
145
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попков В. М., Бугаева И. О., Живайкина А. А., Лойко B. C., Андриянова Е. А.

Рассматриваются основные теоретические и практические аспекты реализации программы молодежной политики Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского. Авторы анализируют систему воспитания студентов, отвечающую современным вызовам и задачам развития российского общества. Особое внимание уделяется основным условиям и направлениям реализации молодежной политики в университете. Формулируются концептуальные основания молодежной политики вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Попков В. М., Бугаева И. О., Живайкина А. А., Лойко B. C., Андриянова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth policy at Medical University in conceptual and practical realization

The aim of the article is to consider the main theoretical and practical aspects of implementation the program of youth policy in the Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky. Authors analyze the educational system and the way it correlates to modern challenges of the Russian society. Special attention is paid to the main conditions of realization and the directions of youth policy in the Saratov State Medical University. The conceptual principles of youth policy of higher school have been worked out by the authors.

Текст научной работы на тему «Молодежная политика медицинского вуза: концептуальный подход и практика реализации»

тов, размещенных в соответствии с разработанной научной концепцией, показать основные периоды видового и индивидуального развития организма, а также изменчивость и аномалии развития отдельных органов, систем.

В заключение важно подчеркнуть, что, с одной стороны, анатомические музейные препараты используются кафедрой как наглядные пособия для изучения студентами строения тела человека, а с другой — коллекционный материал служит источником для проведения научных исследований. Таким образом, фундаментальный анатомический учебно-научный музей кафедры анатомии человека СГМУ является неотъемлемой частью учебного процесса, способствуя пониманию единства структуры и функции органов и систем человека, их изменчивости в процессе фило- и онтогенеза, что необходимо для освоения профессиональных компетенций будущими высококвалифицированными специалистами.

Авторский вклад: написание статьи — О. Ю. Алешкина, Т. С. Бикбаева; утверждение рукописи — И. О. Бугаева, О. Ю. Алешкина.

References (Литература)

1. Aleshkina OYu, Gladilin YuA, Fomkina OA. Training of doctors at the Department of Normal Anatomy of the Saratov University during World War I. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2015; 11 (3): 354-359. Russian (Алешкина О. Ю., Гладилин Ю. А., Фомкина О. А. Подготовка врачей кафедрой нормальной анатомии Саратовского университета до начала и в период Первой мировой войны. Саратовский научно-медицинский журнал 2015; 11 (3): 354-359).

2. Nikolenko VN, Speransky VS. Milestones of history of department of human anatomy of the Saratov Medical University

(1909-1999). In: Makro- i Mikromorfologiya: Mezhvuzovskiy nauchno-tematicheskiy sbornik. Saratov, 1999; р. 12-33. Russian (Николенко В. Н., Сперанский В. С. Вехи истории кафедры анатомии человека Саратовского медицинского университета (1909-1999). В кн.: Макро- и микроморфология: межвуз. сб. науч. работ. Саратов: Изд- во СГМУ, 1999; с. 12-33).

3. Glybochko PV, Nikolenko VN. To the Saratov anatomic school — 100 years (1909-2009). Saratov Journal of Medical Scientific Research 2009; 5 (3): 297-309. Russian (Глыбоч-ко П. В., Николенко В. Н. Саратовской анатомической школе — 100 лет (1909-2009). Саратовский научно-медицинский журнал 2009; 5 (3): 297-309).

4. Bikbaeva TS, Aleshkina OYu, Vohidova ShSh. Science — human anatomy. Journal of scientific conferences 2016; 3-7 (7): 29-30. Russian (Бикбаева Т. С., Алешкина О. Ю., Вохи-дова Ш. Ш. Анатомия человека как наука. Вестник научных конференций 2016; 3-7 (7): 29-30).

5. Bugaeva IO, Aleshkina OYu, Chernenkov YuV, et al. The organization of educational process at Human Anatomy Department of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2017; 13 (2): 306-308. Russian (Бугаева И. О., Алешкина О. Ю., Черненков Ю. В., Бикбаева Т. С., Заго-ровская Т. М. Организация учебного процесса на кафедре анатомии человека Саратовского ГМУ им. В. И. Разумовского. Саратовский научно-медицинский журнал 2017; 13 (2): 306-308).

6. Aleshkina OYu, Zaichenko AA. Personnel of Human Anatomy Department of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky as the participants ofthe Great Patriotic War. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2015; 11 (1): 11-15. Russian (Алешкина О. Ю., Зайченко А. А. Сотрудники кафедры анатомии человека Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского — участники Великой Отечественной войны. Саратовский научно-медицинский журнал 2015; 11 (1): 11-15).

УДК 61:378:316.4] 057.875 (045) Авторское мнение

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ

В. М. Попков — ректор ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующий кафедрой урологии, профессор, доктор медицинских наук; И. О. Бугаева — ФГБОУ ВО «(Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, проректор по учебной работе, директор института подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования, заведующая кафедрой гистологии, профессор, доктор медицинских наук; А. А. Живайкина — ФГБОУ ВО «(Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии, кандидат философских наук; В. С. Лойко — ФГБОУ Во «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, проректор по общественным связям и воспитательной работе, кандидат медицинских наук; Е. А. Андриянова — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующая кафедрой философии, гуманитарных наук и психологии, профессор, доктор социологических наук.

YOUTH POLICY AT MEDICAL UNIVERSITY IN CONCEPTUAL AND PRACTICAL REALIZATION

V. M. Popkov — Rector of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Urology, Professor, Doctor of Medical Sciences; I. O. Bugaeva — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Vice-Rector for Academic Work, Director of the Institute of Professional Training of Higher Qualification and Additional Professional Education, Head of Department of Histology, Professor, Doctor of Medical Sciences; A. A. Zhivaykina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Philosophy, Human Sciences and Psychology, Assistant Professor, Candidate of Philosophical Sciences. V. S. Loyko — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Vice-rector for Public Relations and Educational Work, Candidate of Medical Sciences; E. A. Andriyanova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Philosophy, Humanities and Psychology, Professor, Doctor of Sociological Sciences.

Дата поступления — 18.12.2017 г. Дата принятия в печать — 20.02.2018 г.

Попков В.М., Бугаева И. О., Живайкина А.А., Лойко В. С., Андриянова Е. А. Молодежная политика медицинского вуза: концептуальный подход и практика реализации. Саратовский научно-медицинский журнал 2018; 14 (1): 100-106.

Рассматриваются основные теоретические и практические аспекты реализации программы молодежной политики Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского. Авторы анализируют систему воспитания студентов, отвечающую современным вызовам и задачам развития российского общества. Особое внимание уделяется основным условиям и направлениям реализации молодежной политики в университете. Формулируются концептуальные основания молодежной политики вуза.

Ключевые слова: молодежная политика, воспитательная работа.

Popkov VM, Bugaeva IO, Zhivaykina AA, Loyko VS, Andriyanova EA. Youth policy at Medical University in conceptual and practical realization. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2018; 14 (1): 100-106.

The aim of the article is to consider the main theoretical and practical aspects of implementation the program of youth policy in the Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky. Authors analyze the educational system and the way it correlates to modern challenges of the Russian society. Special attention is paid to the main conditions of realization and the directions of youth policy in the Saratov State Medical University. The conceptual principles of youth policy of higher school have been worked out by the authors.

Key words: youth policy, educational work.

Повышение качества профессионального образования подразумевает комплексный подход к подготовке специалистов. Образовательное учреждение высшего профессионального образования не просто выполняет социальный заказ, а создает и развивает потенциал общественного развития, представленный молодыми специалистами. Эффективная система образования поэтапно формирует человеческий капитал в соответствии с потребностями общества и экономики [1]. Общество нуждается не только в квалифицированных кадрах, но, в первую очередь, в социально ответственных, патриотично настроенных молодых людях, включенных в традиционные социальные процессы. В духовном опыте российской культуры медицинское образование соответствует высокому уровню нравственности и гражданственности его обладателя. Такие социальные ожидания актуализируют проблему реализации национальной молодежной политики как концептуальной основы образовательной деятельности медицинского вуза.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации строится с учетом того, что положение молодежи в обществе носит противоречивый характер. С одной стороны, молодежь относится к наиболее динамично развивающейся части общества, с которой связывают перспективу конкурентоспособности страны, экономического успеха, более качественного витка развития. С другой стороны, молодежь как социально-демографическая группа отличается переходным социальным статусом и формирующимся сознанием. На становление молодежи большое влияние оказывает специфика современного общества, его нестабильность и неравенство стартовых возможностей [2].

В современной социальной действительности молодежь сталкивается с многочисленными рисками, продиктованными особенностями актуальной социокультурной ситуации:

1. Социально-экономическое положение современного студенчества неоднородно. Одно из существенных противоречий заключается в наличии высокого уровня потребностей при отсутствии самостоятельного заработка.

2. Экономические проблемы заостряют проблему социального неравенства. Социокультурное пространство современного города контрастно, неоднородны бытовые условия жизни студенчества, неравномерна доступность социальных и материальных благ. В итоге констатируется недостаточное наличие культурной консолидации и локального патриотизма [3].

3. Полиэтническая среда современного образовательного учреждения подразумевает тесное соприкосновение различных национальных культур. Такие условия не только служат почвой для межнациональ-

Ответственный автор — Живайкина Александра Александровна

Тел. (сот.): +79172106232

E-mail: aleksandrazhivajkina@yandex.ru

ного диалога и дружбы народов, но и могут провоцировать этнические конфликты.

4. Проблема безопасности не теряет своей актуальности, несмотря на целенаправленную борьбу за ее укрепление. Существуют риски и угрозы различного масштаба и характера. Наиболее опасна угроза терроризма, особенно в отношении молодежи. Речь идет не только о возможности стать случайной жертвой террористического акта, учитывая мобильность молодых людей. Молодежь в первую очередь подвержена воздействию идеологии экстремизма и терроризма в силу различного рода социально-психологических особенностей [4]. Вследствие этого для организаторов террора молодые люди выступают кадровым ресурсом в осуществлении экстремистской и террористической деятельности.

5. Культурно-ценностная трансформация в сфере социальных коммуникаций повышает уязвимость молодежи. Многочисленные социальные сети подменяют реальную социальную активность виртуальной. Условная открытость информации, ее кажущаяся доступность при отсутствии экспертизы приводят к деформации знания. Деструктивное информационное воздействие на молодежь влечет за собой искажение ценностных мировоззренческих установок молодых людей. Результатом этого становится несоответствие жизненных установок и моделей поведения молодых людей потребностям инновационного развития общества [2].

6. Относительно медицинского образования уместно говорить о снижении резервных потенциалов профессии врача. Речь идет о существующей в современной России тенденции к понижению социального статуса врача, о серьезном противоречии между социальным статусом и социальной ролью, отрицательной динамике престижности медицинской профессии, девальвации ее альтруистической ценности.

Именно учреждению высшего профессионального образования отводится миссия подготовки молодого человека к выполнению гражданского и профессионального долга. Образовательные условия учебного заведения представляют собой особую среду адаптации молодого человека, задают возможные стратегии реализации его личностного потенциала. В свою очередь, перед учреждениями высшего профессионального образования стоит задача разработки и использования новых инструментов развития молодежи. В качестве такого нам видится необходимость концептуализации молодежной политики вуза.

Высшее учебное заведение в своей образовательной деятельности проводит официальную молодежную политику. Молодежная политика вуза является частью молодежной политики государства. Согласно государственной стратегии РФ молодежная политика высшего учебного заведения направлена на социальное становление, профессиональное развитие и самореализацию молодежи в общественной

жизни. Для реализации государственной стратегии требуется программный подход к молодежной политике образовательного учреждения.

Концептуализация молодежной политики предполагает разработку ключевых понятий. В распоряжении Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» молодежная политика определена как система мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала [5]. Следовательно, молодежную политику высшего учебного заведения мы определяем как целенаправленную управленческую деятельность по консолидации всех субъектов образовательного процесса в образовательном учреждении для решения задач воспитания социально активной личности.

Молодежная политика медицинского вуза представляет собой систему обоснованных на уровне традиций отечественного высшего образования и концептуально объединенных средств, с помощью которых учебное заведение, а также функционирующие в нем общественные организации и объединения, соблюдая общепринятые принципы обучения и воспитания в высшей медицинской школе, предполагают достижение целей, адекватных современным требованиям к специалистам в области медицины.

Целеполагающим понятием программы молодежной политики выступает социальная активность. Под социальной активностью понимают совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом [6]. В условиях образовательного учреждения субъектом молодежной политики являются администрация и структурные подразделения вуза, а также студенческие объединения. Объект молодежной политики — студенческая молодежь.

Соответствовать молодежной политике должна воспитательная деятельность образовательного учреждения. В данном контексте воспитание отождествляется с созданием условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. Последовательно проводимая молодежная политика приводит к укреплению воспитательной роли университета. Инструментами молодежной политики следует считать управленческие решения по формированию среды развития студенческой молодежи. Направления молодежной политики представляют собой конкретизацию ее цели по основным аспектам личностного роста молодого человека (гражданин, патриот, носитель и творец культуры, член общества, профессионал).

Поскольку в основе молодежной политики находится процесс воспитания, то формирование ее концепции базируется на основных теоретических подходах к воспитанию:

— проблемный подход, связанный с выявлением проблемных зон воспитательного процесса, позволяет студенту занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъекту;

— деятельностный подход, основанный на понимании, что развитие личности осуществляется в деятельности, предполагает активное участие воспитываемых в социальной деятельности;

— контекстный подход, по сути, заключается в том, что организация воспитательного процесса осуществляется в контексте профессионально ориентированных задач образования;

— культурологический подход подразумевает, что содержательной основой воспитательного процесса является обращение к российской культуре и национальным традициям;

— событийный подход предполагает организацию эмоционально насыщенных «дел-событий», которые становятся индивидуально и социально значимыми.

Организация воспитательного процесса осуществляется с учетом объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся непосредственные условия учебы и отдыха студентов, наличие и возможности инфраструктуры воспитательного процесса. К субъективным факторам относятся личностные особенности обучающихся.

Программа молодежной политики высшего учебного заведения определяется ее целью, которая заключается в создании образовательной среды, обеспечивающей развитие социально активной личности студента. Для реализации этой цели вуз решает следующие задачи:

— формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

— организационная поддержка молодежных инициатив;

— стимулирование учебной, исследовательской, социальной, творческой активности студентов;

— популяризация в рамках университета студенческих достижений.

Указанные задачи можно назвать внутренне ориентированными. К внешне ориентированным задачам молодежной политики мы относим: укрепление сотрудничества с общественными организациями, правительственными институтами, другими учебными заведениями в осуществлении направлений молодежной политики.

Молодежная политика учебного заведения осуществляется в интересах охраны и защиты прав студента-гражданина и соответствует ряду принципов, определяющих ее содержание. Полагаем, что основным принципом молодежной политики образовательного учреждения выступает солидарность государственной молодежной политики и миссии вуза. Так, в качестве целевого показателя государственной программы Саратовской области «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики на 2014-2020 годы» заявлено увеличение доли молодых людей, вовлеченных в мероприятия молодежной политики [2]. Кроме того, молодежная политика придерживается приоритета национально-государственной идентичности, соответствует общим гуманистическим и патриотическим ценностям. Принципиальное значение имеет открытость молодежной политики, предполагающая партнерство с обучающейся молодежью в ее развитии на основе доверия и наличие «обратной связи».

Значение концептуализации, планирования и последовательного проведения молодежной политики определяется ее функциями. Молодежная политика учебного заведения выполняет интегративную функцию, связывая государственную программу социаль-

но-экономического развития страны с программой повышения качества подготовки профессиональных кадров. В системе образовательной деятельности медицинского вуза молодежная политика реализует управленческую функцию, которая заключается в планировании и контроле подготовки кадров для здравоохранения.

На личностное развитие студенчества обращены приоритетные функции молодежной политики. Во-первых, это адаптационная функция, выраженная в развитии адаптационного потенциала личности студента, который раскрывается в его самостоятельной общественной жизни и профессиональной деятельности. Во-вторых, считаем особенно важной в современных условиях профилактическую функцию молодежной политики, направленную на предотвращение аддиктивных форм поведения. В-третьих, мотивационная функция молодежной политики осуществляется в побуждении студенческой молодежи к активной социальной деятельности. Актуальность данной функции молодежной политики вуза объясняется констатированным на государственном уровне отсутствием у молодежи интереса к участию в общественно-политической жизни общества [2].

Таким образом, в современных условиях молодежная политика учебного заведения реализуется в следующих практических направлениях: гражданском, патриотическом, социальном, гуманистическом, профилактическом, профессиональном, информационном.

Гоажданское направление молодежной политики ориентировано на студента как члена правового государства и гражданского общества. Оно реализуется в создании условий и проведении мероприятий, способствующих развитию гражданской активности и инициативности студентов. Основу для осуществления этого вида социальной активности составляют гражданская позиция и правовое сознание личности студента, формирование которых также является заботой организаторов воспитательного процесса. Большое внимание в рамках данного направления уделяется вопросам профилактики национализма, терроризма и экстремизма, борьбе с коррупцией. Так, гражданское направление молодежной политики Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского реализуется в создании условий для широкого участия студентов в молодежных общественных объединениях и организациях (Молодая Гвардия, Молодежное правительство Саратовской области, Молодежный парламент Саратовской области, Общественная палата), в деятельности совета молодежного самоуправления, проведении кураторских часов и профилактических бесед, соответствующих проблематике гражданского направления.

Мероприятия патриотического направления развивают студента как носителя культуры России. Патриотическое воспитание граждан — стратегический курс государственной политики Российской Федерации [7]. Реализация данного направления обращена на формирование патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, других народов. Важно не только способствовать освоению культурных традиций, но и воспитывать бережное отношение к культурному наследию. Значимым аспектом патриотического направления молодежной политики становится стимулирование межкультурного и межэтнического взаимодействия на основе принципов равенства и братства как способ развития и укрепле-

ния российской идентичности на локальном уровне университетского сообщества. Само университетское сообщество рассматривается как основа для культуры созидательных межэтнических отношений. Деятельность в рамках патриотического направления включает решение проблем культуры общения и быта, экологического сознания и поведения. В Саратовском государственном медицинском университете им. В. И. Разумовского поддерживаются и укрепляются традиции торжественно отмечать государственные праздники и памятные даты, дни национальных культур, проводить регулярные общеуниверситетские кураторские часы, посвященные значимым культурным событиям.

Развитие студента как социально ответственного и социально активного члена общества осуществляется в социальном направлении молодежной политики. Оно реализуется посредством создания условий для участия студенчества в социально полезной деятельности и общественной жизни университета, города, региона, страны. При этом необходимо содействовать формированию социальной и религиозной толерантности, консолидации студенчества. Важно формировать у студентов готовность к благотворительности, добровольчеству, волонтерству, наставничеству как одобряемым и применяемым социальным практикам ответственного отношения к обществу, особенно к слабозащищенным слоям населения. Развитие социального направления молодежной политики предполагает поддержку волонтерских студенческих движений и объединений. Студенты Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского принимают активное участие в волонтерском и донорском движениях, развита система тьюторства (наставничества) студентов старших курсов над студентами младших курсов, функционирует профсоюзное объединение студентов.

Гуманистическое направление молодежной политики формирует всесторонне развитую личность студента. Данное направление реализуется в создании условий и проведении мероприятий, способствующих саморазвитию и самореализации личности студента. Развитие личности студента ориентировано на формирование гуманистического мировоззрения, высокой нравственности, устойчивой системы духовных ценностей, критического мышления и самоотношения. Один из способов достижения поставленных в этом отношении задач подразумевает приобщение студенческой молодежи к духовным ценностям отечественной и мировой культуры. Большое внимание уделяется реализации творческого потенциала талантливой молодежи. В студенческом клубе Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского работают разнообразные творческие коллективы, регулярно проводятся конкурсы («Мисс СГМУ», «Битва факультетов», «Профсоюзный лидер года»).

«Студент-медик — это человек, ведущий здоровый образ жизни» — таков концепт профилактического направления молодежной политики. Деятельность в этом направлении ориентирована на физическое и психическое развитие молодежи, пропаганду здорового образа жизни и развитие студенческого спорта. Актуальной задачей профилактического направления является увеличение численности студенческой молодежи, успешно выполнившей нормативы Всероссийского физкультурно-спортив-ного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

104 ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Результативность профилактического направления молодежной политики выражается в укреплении физического и психологического здоровья студентов. В связи с этим совокупность предпринимаемых мер направлена не только на профилактику заболеваний, но и на формирование культуры безопасности и здо-ровьесбережения. В Саратовском государственном медицинском университете им. В. И. Разумовского действует программа «Вуз здорового образа жизни»; регулярно проводятся студенческие спортивные соревнования; в пользовании студентов находятся ФОК с различными спортивными залами и плавательным бассейном, лыжная база, студенческий оздоровительный лагерь «Медик», кабинет психологической помощи; регулярно организуются акции в рамках борьбы с социально значимыми заболеваниями и вредными привычками.

Профессиональное направление молодежной политики реализуется в создании условий и проведении мероприятий, способствующих профессиональному становлению студенчества, его эффективной социализации в профессии. Необходимо содействовать как развитию грамотности, так и формированию профессионального долга. Важно понимать, что приобщение к профессиональной медицинской культуре осуществляется с самого начала обучения в медицинском вузе. В современных условиях остро ощущается потребность в формировании у студенчества сознательного отношения к труду как неотъемлемой части жизни молодежи. Все указанные приоритеты профессионального направления молодежной политики служат главной образовательной цели высшего учебного заведения — повышению конкурентоспособности выпускника. Примерами осуществления профессионального направления могут служить доступность и разнообразность студенческих научных кружков, ежегодный общеуниверситетский конкурс «Наследники Гиппократа», совместная научная деятельность студентов и профессоров и преподавателей вуза.

В условиях современного общества особую значимость приобрело информационное направление молодежной политики. Речь идет не только об использовании информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания студенческой молодежи. Студенту необходимо быть компетентным субъектом современного информационного пространства, поэтому создаются условия для развития способности к критическому анализу информации, морально-ответственному отношению к ней. В широком смысле усилия университетского сообщества обращаются к созданию безопасной информационной среды студенчества.

Воплощение декларируемых положений молодежной политики возможно при условии разработанного механизма ее реализации. Утвержденные основы государственной молодежной политики предполагают правовой, организационный, информационный, научно-аналитический, социальный механизмы [5]. Имплицируя их на условия и возможности Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского, выделим следующие аспекты развития молодежной политики вуза.

Правовой механизм реализации осуществляется в разработке внутренней нормативной документации, соответствующей программе молодежной политики.

Организационный механизм реализации молодежной политики заключается в создании консульта-

тивных, совещательных и координационных центров по соответствующим вопросам на базе имеющихся или в качестве новых структурных подразделений образовательного учреждения. Сюда же следует отнести четкое планирование и мониторинг эффективности воспитательной, научной, общественной работы студентов.

Информационный механизм реализации связан с использованием информационной инфраструктуры вуза в интересах молодежной политики, с обеспечением обратной связи для повышения ее эффективности.

Научно-аналитическим механизмом реализации молодежной политики вуза являются практика системных научных исследований по проблемам молодежи, регулярное проведение научно-практических и учебно-методических конференций и семинаров по соответствующей тематике, разработка системы мониторинга и оценки качества реализации, наличие обратной связи с объектом молодежной политики.

Социальный механизм реализации молодежной политики подразумевает активизацию и систематизацию социальной работы со студентами. По отношению к образовательному учреждению именно этот механизм применяется наиболее широко. Речь идет о работе студенческого клуба и научных обществ, студенческих научных и творческих кружков, творческих коллективов, органов студенческого самоуправления, студенческих профилакториев и баз отдыха. Наиболее активно в процесс реализации молодежной политики могут быть вовлечены студенты, проживающие в студенческих общежитиях. В особом внимании нуждаются студенты, попавшие в сложную жизненную ситуацию, оставшиеся без попечения родителей, студенты, проходящие обучение по программе инклюзивного обучения.

Молодежная политика учебного заведения оценивается как инновационный механизм поддержки и развития социальной активности и социальной ответственности студенческой молодежи. Социальная активность и социальная ответственность — это ключевые характеристики существования личности в социуме, они представляют собой структурные компоненты молодежной политики вуза.

Необходимым условием проявления социальной активности и ответственности является мотивация. Ее формирование осуществляется под влиянием внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы мотивации заключаются в личностных мировоззренческих ориентирах, которые основываются на универсальных нравственных и гражданских ценностях. Внешними факторами мотивация выступают социальные условия (проблемы), которые вызывают импульс социальной активности. Ее управляемое проявление в образовательной и воспитательной среде вуза сфокусировано на конструировании опыта решения социальных проблем.

Институты и инфраструктура молодежной политики в образовательном пространстве Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского представлены администрацией и структурными подразделениями вуза, кураторством, обществом молодых ученых и студентов, студенческим клубом, спортивным клубом, а также студенческими организациями, такими как совет молодежного самоуправления, профсоюзный комитет студентов. Молодежная политика вуза непосредственно реализуется в широком спектре мероприятий, таких как регулярные кураторские часы, мастер-

классы, открытые лекции, семинары, конференции, спортивные, интеллектуальные, творческие, исследовательские конкурсы, общественные акции, торжества и т.д.

Оценка эффективности реализации программы молодежной политики зависит от определения ожидаемых результатов. Таковыми являются, во-первых, создание университетской среды, обеспечивающей развитие личностных характеристик будущего врача; во-вторых, формирование внутренней мотивации социальной активности студента; в-третьих, совершенствование личностных характеристик студента, повышение его социальной адаптивности и личностной эффективности. Следствием этого станет повышение результативности решения социальных и профессиональных задач, стоящих перед студентами.

Системообразующий компонент молодежной политики — воспитательное воздействие на личность студента образовательной среды вуза. Результатом воспитательного воздействия станет социально активная, всесторонне развитая личность выпускника, способного не только к осуществлению эффективной профессиональной деятельности, но и к участию в актуальных социальных процессах, направленных на прогрессивное развитие общества на основе принципов патриотизма, гражданственности, общественной солидарности, социальной справедливости.

На личностном уровне речь идет о готовности к ответственной деятельности, к совершенствованию ее качества и условий, готовности к овладению новыми знаниями и умениями, готовности к защите чести и достоинства гражданина Российской Федерации.

На социальном уровне речь идет о включенности в общественную жизнь; о наличии активной гражданской позиции; заинтересованности в общественном прогрессе и сохранении культурного наследия; о нетерпении к проявлениям социальной агрессии, социального безразличия и несправедливости, к демонстрации экстремистской и националистической идеологии.

Таким образом, ожидаемым результатом молодежной политики вуза является гармонично развитая, патриотично настроенная личность выпускника, готового к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию.

Концепция молодежной политики представляет собой социально ориентированную модель формирования будущего специалиста, включающую следующие функциональные компоненты:

1) перспективно-целевой компонент (планирование молодежной политики);

2) организационный компонент (консолидация ресурсов и средств реализации молодежной политики);

3) содержательный компонент (непосредственное осуществление молодежной политики);

4) результативно-оценочный компонент (контроль эффективности молодёжной политики).

Представленная модель не только является алгоритмом управления молодежной политикой в целом, но и продуктивна при ее реализации на уровне отдельных мероприятий.

Реализация молодежной политики в высшем учебном заведении имеет ряд особенностей. Во-первых, молодежная политика вуза является прерогативой не только администрации, но и общественных институтов, функционирующих в нем. Во-вторых, для осуществления качественного контроля и управ-

ления молодежной политикой ее меры и результаты должны быть ориентированы на определенный перспективный период. В-третьих, в качестве инструментов реализации молодежной политики должна использоваться система различных воспитательных мер в зависимости от конкретных условий развития общества. В-четвертых, требуется, чтобы молодежная политика высшего учебного заведения носила дифференцированный характер, соответствующий значительному разнообразию этнической и религиозной принадлежности обучающихся.

При разработке концепции молодежной политики вуза необходимо сосредоточить внимание на том, что она определяет основные направления воспитательного процесса. По сути, молодежная политика вуза представляет собой систему исторически сложившихся представлений о характере, составе и объеме средств, с помощью которых осуществляется воспитательное воздействие на обучающуюся в вузе молодежь. Будучи стратегией проведения молодежной политики, концепция выступает в качестве общего подхода, объединяющего все меры воспитательного воздействия в непротиворечивую систему.

В заключение необходимо сделать следующие выводы:

1. Молодежная политика образовательного учреждения является частью государственной стратегии молодежной политики, которая заключается в совершенствовании процесса социального развития молодежи Российской Федерации и улучшения ее духовно-нравственных характеристик (согласно «Основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»).

2. В качестве целевого ориентира программы молодежной политики высшего учебного заведения выступает Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», ставящая задачу укрепления патриотизма и российской идентичности у российской молодежи в сложных экономических и геополитических условиях.

3. Спецификой молодежной политики является инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.

4. Молодежная политика вуза представляет собой программу личностно-профессионального развития студентов через реализацию стратегии самоактуализации, включающей в себя расширение личной ответственности и полномочий студентов в рамках профессиональной подготовки и общественной жизни вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Цель молодежной политики учебного заведения заключается в личностном и профессиональном развитии студенческой молодежи и формировании у нее высокого уровня социальной активности.

6. Программа молодежной политики образовательного учреждения предполагает консолидацию всех участников и институтов воспитательного процесса.

7. Ожидаемым результатом реализации программы молодежной политики является сконструированная инфраструктура университетской образовательной среды и эффективная самореализация студенческой молодежи на личностном и поведенческом уровнях.

Авторский вклад: написание статьи — Е. А. Андриянова, А. А. Живайкина; утверждение рукописи для публикации — В. М. Попков, И. О. Бугаева, В. С. Лойко.

106 ПЕДАГОГИКА и ОБРАЗОВАНИЕ

References (Литература)

1. Strategy for socio-economic development of the Saratov region up to 2030: Annex to the resolution of the regional Government dated June 30, 2016 №321-P. Saratov, 2016. Russian (Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года: приложение к постановлению Правительства области от 30 июня 2016 г. №321-П. Саратов, 2016).

2. State program of Saratov region «Development of physical culture, sports, tourism and youth policy» for 2014-2020: Annex to the decree of the Government of Saratov region from 3 October 2013 year No.526-P. Saratov, 2013. Russian (Государственная программа Саратовской области «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики» на 20142020 годы: приложение к постановлению Правительства Саратовской области от 3 окт. 2013 г. №526-П. Саратов, 2013).

3. Strategy for socio-economic development of the municipality «City of Saratov» to 2030: Appendix to the decision of the Saratov city Duma of February 16, 2017 №13-102. Saratov, 2017. Russian (Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Саратов» до 2030 года: приложение к решению Саратовской городской Думы от 16 февр. 2017 г. №13-102. Саратов, 2017).

4. Sedykh NS. Information and psychological ways of involving young people in terrorism. Security Issues 2014; (3): 93-131. Russian (Седых Н. С. Информационно-психологические способы вовлечения молодежи в терроризм. Вопросы безопасности 2014; (3): 93-131).

5. The order of the government of the Russian Federation of November 29, 2014 No.2403-R «About the statement of Bases of the state youth policy of the Russian Federation for the period till 2025». Moscow, 2014. Russian (Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 нояб. 2014 г. №2403-р. М., 2014).

6. Explanatory dictionary of sociology, 2013. URL: https:// sociology_dictionary.academic.ru (1 February 2018). Russian (Толковый словарь по социологии, 2013. URL: https:// sociology_dictionary.academic.ru (дата обращения: 1 февраля 2018 г.)).

7. The state program of the Saratov region «Patriotic education of citizens in the Saratov region for 2018-2020»: Annex to the decree of the regional Government from August 30, 2017 No.451-P. Saratov, 2017. Russian (Государственная программа Саратовской области «Патриотическое воспитание граждан в Саратовской области на 2018-2020 годы»: приложение к постановлению Правительства области от 30 авг. 2017 г. №451-П. Саратов, 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.