Научная статья на тему 'Формирование у обучающихся ценностных ориентации на здоровый образ жизни'

Формирование у обучающихся ценностных ориентации на здоровый образ жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
851
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / HEALTHY LIFESTYLE / STUDENTS / VALUE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бугаева И. О., Клоктунова Н. А., Кулигин А. В., Соловьева В. А.

Делается предположение о четырех основных уровнях формирования ценностных ориентации обучающихся на соблюдение здорового образа жизни: под влиянием, оказываемым со стороны государства, со стороны образовательного учреждения, со стороны близкого окружения, а также с помощью самомотивации. Кратко анализируется, каким образом в России построена система формирования ценностных ориентации на здоровый образ жизни и каким образом данная политика интегрируется в деятельность образовательного учреждения (на примере ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бугаева И. О., Клоктунова Н. А., Кулигин А. В., Соловьева В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming value orientations on healthy lifestyle among students

This work contains the model of forming the students'' value priorities on healthy lifestyle based on the following levels: influence of the government, influence of the educational institution, influence of surrounding community, and self-motivation. The analysis of government motivation system used in Russia is given as well as how this policy integrated into the activities of the educational institution (on example of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky).

Текст научной работы на тему «Формирование у обучающихся ценностных ориентации на здоровый образ жизни»

СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ

УДК 614+316.61 Авторское мнение

формирование у обучающихся ценностных ориентаций на здоровый образ жизни

И. О. Бугаева — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, проректор по учебно-воспитательной работе, заведующая кафедрой гистологии, профессор, доктор медицинских наук; Н. А. Клоктунова — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, начальник управления обеспечения качества образования, доцент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии, кандидат социологических наук; А. В. Ку-лигин — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заместитель начальника управления обеспечения качества образования, начальник учебно-методического отдела, заведующий кафедрой симуляционного обучения, профессор, доктор медицинских наук; В. А. Соловьева — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, специалист центра менеджмента качества образования, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский университет им. Н. Г. Чернышевского», ассистент кафедры материаловедения, технологии и управления качеством.

forming value orientations on healthy lifestyle among students

I. O. Bugaeva — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Vice-rector for Academic Affairs, Head of Department of Histology, Professor, Doctor of Medical Sciences; N. A. Kloktunova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Director of Office of Educational Operations Quality Supply, Department of Philosophy, Humanities and Psychology, Assistant Professor, Candidate of Sociological Sciences; A. V. Kuligin — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Deputy Director of Office of Educational Operations Quality Supply, Head of Methodological and Academic Department, Head of Department of Simulation Training, Professor, Doctor of Medical Sciences; V. A. Solovyova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Centre of Education Quality Management, Saratov State University n.a. N. G. Chernyshevsky, Department of Materials Science, Technology and Quality Management, Assistant.

Дата поступления — 21.02.2017 г. Дата принятия в печать — 15.05.2017 г.

Бугаева И. О., Клоктунова Н. А., Кулигин А.В., Соловьева В.А. Формирование у обучающихся ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Саратовский научно-медицинский журнал 2017; 13 (2): 284-288.

Делается предположение о четырех основных уровнях формирования ценностных ориентаций обучающихся на соблюдение здорового образа жизни: под влиянием, оказываемым со стороны государства, со стороны образовательного учреждения, со стороны близкого окружения, а также с помощью самомотивации. Кратко анализируется, каким образом в России построена система формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и каким образом данная политика интегрируется в деятельность образовательного учреждения (на примере ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского).

Ключевые слова: здоровый образ жизни, обучающиеся, ценностные ориентации, образовательная среда.

Bugaeva IO, Kloktunova NA, Kuligin AV, Solovyova VA. Forming value orientations on healthy lifestyle among students. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2017; 13 (2): 284-288.

This work contains the model of forming the students' value priorities on healthy lifestyle based on the following levels: influence of the government, influence of the educational institution, influence of surrounding community, and self-motivation. The analysis of government motivation system used in Russia is given as well as how this policy integrated into the activities of the educational institution (on example of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky).

Keywords: healthy lifestyle, students, value orientation, educational environment.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это не только и не столько отсутствие заболеваний и различных физиологических дефектов, сколько состояние физического, духовного и социального благополучия человека. Достижение подобного благополучия возможно через соблюдение определенного стиля жизни, который способствует использованию имеющих-

Ответственный автор — Клоктунова Наталья Анатольевна Тел.: 8 (8452) 66-97-77, 8 (8452) 66-97-79 E-mail: [email protected]

ся у человека ресурсов, а также активизирует его скрытый внутренний потенциал. Следовательно, основным фактором повышения уровня здоровья в стране является не развитость медицины, а направленность индивида на здоровый образ жизни (по данным ВОЗ, уровень здоровья на 50-55% зависит от условий и образа жизни человека и только на 10-15% от функционирующей системы здравоохранения в стране) [1].

В целом под здоровым образом жизни (далее — ЗОЖ) понимаются действия человека, направленные на укрепление здоровья, а также соблюдение

профилактических мероприятий против различных заболеваний, что в итоге приводит к желаемой продолжительности жизни и достижению ее оптимального качества. Среди них: соблюдение личной гигиены, режима дня, рационального питания, физической активности, умеренности во всем, наличие положительных эмоций [2], отсутствие вредных привычек: отказ от курения, приема алкоголя, наркотических препаратов и пр. Деятельность по формированию культуры здоровья личности приобретает все большую социальную значимость, так как ее главным результатом оказывается развитие самого человека [3]. К наиболее уязвимым социальным группам общества относятся обучающиеся образовательных организаций, в частности вузов, так как они постоянно находятся в состоянии стресса [4] в силу следующих причин:

- в процессе обучения режим питания нередко сбивается [5];

- не соблюдаются требования регулярной физической активности, например, из-за нехватки времени или отсутствия мотивации [6];

- продолжительное нахождение в учебных аудиториях способствует развитию гиподинамии;

- объемы сведений, которые приходится усваивать, могут вызвать информационную перегрузку [7];

- нарушается режим отдыха;

- наблюдается выраженное чувство одиночества [8];

- пребывание в новом коллективе может способствовать формированию вредных привычек из-за потребности создания ложно понятого «положительного» образа в молодежной среде. По статистике, молодые люди превышают дневную и недельную норму потребления спиртосодержащих напитков (чаще это касается женского пола) [9].

Здоровье студенчества оказывает кардинальное значение на функционирование общества в целом [10], предопределяет потенциал страны и возможность экономического роста нации [11, 12]. Здоровье влияет на успешность выполняемой деятельности, на социальные взаимоотношения, стабильность настроения и жизнеспособность человека [8], поэтому крайне важно в период учебы в вузе мотивировать обучающегося на ЗОЖ и обеспечить требуемые для этого условия. В формировании ценностной ориентации на ЗОЖ участвуют множество факторов (рис. 1).

Влияние со стороны государства. Одним из главных направлений внутренней политики в РФ является формирование отношения к ЗОЖ как к личному и общественному приоритету [13]. Данный вывод можно подтвердить посредством анализа нормативно-правовой документации, на основании которой построена система формирования интенции на ЗОЖ населения России в целом и студенчества в частности.

(1) В Указе Президента России от 24 марта 2014 г. №172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» устанавливаются требования к физической подготовленности граждан РФ различных возрастных групп. Студенчество преимущественно относится к пятой и шестой ступени с установленными нормативами, выполнение которых будет давать следующие преимущества: а) при приеме абитуриентов в университеты дополнительные баллы к баллам ЕГЭ; б) с 2017 г. планируется ввести надбавку к стипендии и т.д. В отношении студентов предусмотрен целый ряд дополнительных действий. Например, они в обязательном порядке должны быть проинформированы о внедрении комплекса ГТО (в том числе путем проведения соответствующих мероприятий: научно-практических конференций, семинаров и пр.); должна быть переработана и/или разработана нормативная документация образовательного учреждения, в которой бы регламентировалась подготовка студентов к ГТО (в том числе переработка рабочих программ по физической культуре) и пр. Осознанная значимость проблемы физкультурной подготовки населения подтверждается включением показателей реализации данного вида деятельности в срок до 1 марта 2017 г. в целевые показатели для оценки социально-экономического развития субъектов РФ.

(2) В распоряжении от 25 августа 2014 г. №1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» среди основных задач государственной семейной политики указывается «развитие жиз-неохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов», реализуемое через пропаганду в СМИ образа жизни семей, культивирующих ЗОЖ; разработку просветительских программ, соответствующей литературы, компьютерных обучающих игр и пр.

Рис. 1. Факторы, влияющие на формирование установки на ЗОЖ у обучающегося

286 социология медицины

(3) В распоряжении от 29 ноября 2014 г. №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики до 2025 года» в качестве приоритетных задач выделены: формирование у молодежи ценностей ЗОЖ и повышение их уровня культуры безопасности жизнедеятельности через вовлечение в регулярные занятия физической культурой и спортом, в пропаганду ЗОЖ, развитие инфраструктуры, совершенствование диспансеризации студентов и пр.

(4) План деятельности Министерства здравоохранения РФ на период с 2016 по 2021 г., утвержденный 14 июня 2016 г., включает в себя формирование культуры здорового образа жизни среди населения путем изменения поведенческих моделей (основывается на Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года), например путем отказа от табакокурения и наркотических веществ, коррекции и контроля поведенческих и биологических факторов риска неинфекционных заболеваний посредством проведения информационно-коммуникационной кампании по формированию ЗОЖ и пр.

Таким образом, государство целенаправленно и комплексно решает проблему формирования ценностных ориентаций населения на здоровый образ жизни, причем основное внимание уделяется формированию новых психологических установок на то, что здоровый образ жизни — цель любого достойного гражданина. В связи с осознанием роли образовательного учреждения для мотивации молодежи руководство ОУ также включается в данный процесс.

Влияние со стороны образовательного учреждения. Университет как место долговременного пребывания студента оказывает непосредственное влияние на его общее состояние и определяет ориентиры его мышления. Несомненно, общая политика университета должна коррелировать с политикой, принятой государством. В связи с этим в большинстве университетов создаются следующие условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся:

— материально-техническое обеспечение образовательной деятельности (оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, предприятия общественного питания с доступными ценами и пр.);

— организация образовательного процесса (оставление учебного расписания с учетом наличия достаточных перерывов для приема пищи [14], наличие предметов «Физическая культура» и «Вале-ология», реализуемых в программе обучения [15], организация физкультурных и культмассовых мероприятий и пр.);

— анализ эффективности выполняемых мероприятий.

Кроме того, университеты участвуют в программах и конкурсах, проводимых на разных уровнях. Одним из наиболее известных является открытый публичный Всероссийский конкурс на звание «Вуз здорового образа жизни». Цели конкурса: содействие улучшению здоровья участников образовательного процесса путем совершенствования здоровьесбе-регающей и здоровьеформирующей деятельности образовательных учреждений высшего образования; обобщение и распространение передового опыта по формированию здорового образа жизни как фактора повышения качества подготовки специалистов. В рамках данного конкурса университет может оценить собственные ресурсы и работу с точки зрения

обеспечения условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни (по предложенным Министерством здравоохранения РФ критериям) и на основании проведенного анализа определить стратегическое направление собственного развития.

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России уже не первый год участвует в данном проекте. В рамках конкурса проводятся мероприятия со студентами и сотрудниками, круглые столы, беседы со студентами в общежитиях, которые организуются кафедральными сотрудниками, готовятся тематические презентации.

По результатам 2014 г. университет занял третье место в номинации «За создание условий здоровье-формирующей деятельности и модернизации материально-технической базы для реализации оздоровительных мероприятий и формирования здорового образа жизни»; по итогам 2015 г — третье место в номинации «За обеспечение физической и двигательной активности обучающихся и сотрудников».

Многочисленные мероприятия, запланированные руководством вуза, способствуют развитию университета в данной сфере деятельности:

1. Одной из форм работы со студентами является проведение в общежитиях общих собраний. В частности, проводится работа по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. На постоянной основе с обучающимися организуются круглые столы, профилактические беседы антитабачной направленности, по вопросам здорового образа жизни и рационального питания, готовятся тематические презентации и др.

2. Ежегодно студенты СГМУ участвуют как в городских мероприятиях (спортивных, благотворительных, гражданских, посвященных построению демократического общества, пропагандирующих здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек), так и во внутривузовских (факультетских спартакиадах среди первокурсников «Бодрость и здоровье», соревнованиях «Зимняя лыжня», воскресных днях здоровья. В этих массовых мероприятиях ежегодно принимают участие более двух тысяч студентов СГМУ.

3. Медицинское обслуживание осуществляется в консультативной поликлинике, на базе которой проводятся лечебные, профилактические и реабилитационные мероприятия для студентов с хронической патологией, осуществляется пропаганда гигиенических знаний, здорового образа жизни через наглядную агитацию, лекции и беседы.

4. Важным этапом применения инструментов стратегического планирования является анализ их результативности и эффективности. Поэтому в СГМУ им. В. И. Разумовского ежегодно проводится анализ удовлетворенности студентов проводимыми работами с помощью соответствующего инструментария, в частности путем анкетирования по таким направлениям, как здоровьесберегающее поведение «Mens sana in corpore sano» и морально-психологический климат в коллективе. Статистическая обработка и последующий анализ результатов анкетирования позволяют отслеживать динамику и формировать, по мере надобности, требуемые корректирующие воздействия. За последние три года (2oi4-20l6) наблюдается тенденция положительной оценки многочисленных условий, создаваемых в СГМУ (рис. 2).

5. Материально-техническая обеспеченность университета способствует развитию ЗОЖ обучающихся и укрепляется на постоянной основе. СГМУ им. В. И. Разумовского располагает

Организация медицинского обслуживания Организация культурно-массовой работы Организация питания в СГМУ Организация спортивно-оздоровительн ой работы Спортивная база СГМУ

■2014 5,1 6,2 5,1 6 6

2015 8,2 6,6 7,3 7,1 7,7

■2016 8,3 6,7 7,4 7,2 7,9

Рис. 2. Оценка условий в СГМУ (по 10-балльной шкале)

I I I I I I ^^__I_

0123456789 ■А) "Б)

Рис. 3. Оценка по 10-балльной шкале: А) соответствия условий обучения формированию ЗОЖ; Б) активности занятий физкультурой и спортом в 2014-2016 гг.

собственными столовыми и буфетами для организации питания студентов. Для проведения различных культурных мероприятий и досуга имеются актовый зал с помещениями студенческого клуба, научная библиотека. В университете функционируют лыжная база, спортивно-оздоровительный лагерь «Медик», большой спортивно-оздоровительный комплекс, в котором находится плавательный бассейн, большой зал для игровых видов спорта, малый спортивный зал, тренажерные залы. С 2015 г в вузе открыт спортивный клуб, деятельность которого направлена на популяризацию спорта и здорового образа жизни среди сотрудников и обучающихся. Очевидно, что его создание стало одним из факторов, повлиявших на активность занятий студентами физкультурой и спортом (рис. 3 б) и на повышение их удовлетворенности спортивной базой СГМУ (см. рис. 2).

6. Материально-техническая обеспеченность университета способствует развитию ЗОЖ обучающихся и укрепляется на постоянной основе. СГМУ им. В. И. Разумовского располагает собственными столовыми и буфетами для организации питания студентов. Для проведения различных культурных мероприятий и досуга имеются актовый зал с помещениями студенческого клуба, научная библиотека. В университете функционируют лыжная база, спортивно-оздоровительный лагерь «Медик», большой спортивно-оздоровительный комплекс, в котором находится плавательный бассейн, большой зал для игровых видов спорта, малый спортивный зал, тренажерные залы. С 2015 г. в вузе открыт спортивный клуб, деятельность которого направлена на популяризацию спорта и здорового образа жизни среди сотрудников и обучающихся. Очевидно, что его создание стало одним из факторов, повлиявших на ак-

тивность занятий студентами физкультурой и спортом (рис. 3 б) и на повышение их удовлетворенности спортивной базой СГМУ (см. рис. 2).

Результатом отклика на реализацию перечисленных усилий стало повышение оценки соответствия условий обучения в университете формированию ЗОЖ (рис. 3 а).

Влияние со стороны близкого окружения. Человек так или иначе перенимает образцы поведения близких для него людей. Родительское поведение, а также ценностные ориентиры близких друзей и даже межличностное общение во время занятий — все это оказывает непосредственное влияние на образ жизни человека и побуждает его на соответствующие поступки и решения [16].

Самомотивация. Личностное саморазвитие студента является механизмом становления личности [17]. Размышление о необходимости ведения здорового образа жизни относится к первостепенным вопросам, на которые должен дать себе ответ индивид. Несомненно, решение будет обусловливаться личностными характеристиками обучающегося, его духовными и материальными потребностями [18], а также интеллектуальными способностями, так как все это тесно связано с культурой мышления. Однако немаловажную роль будет играть и среда, в которой человек развивается, с функционирующими социальными стереотипами [19]. Например, в результате исследований выявлено, что студенты медицинских университетов уделяют вопросам ЗОЖ больше внимания, так как в их образовательных программах данная тема широко освещается [20].

Следовательно, необходимо грамотно решать проблему значимости здоровья и здорового образа жизни на всех уровнях, для того чтобы человек смог принять верное решение, отражающее ценностные ориентиры архетипичного человеческого знания и помогающее достижению им самоактуализации.

Авторский вклад: написание статьи — И. О. Бугаева, Н. А. Клоктунова, А. В. Кулигин, В. А. Соловьева; проведение социологического исследования — Н. А. Клоктунова, А. В. Кулигин; утверждение рукописи — И. О. Бугаева, Н. А. Клоктунова.

References (Литература)

1. Petrova TE, Karavashkin AA. Problems of Healthy Lifestyle Formation of the Youth. Integration of Education 2005; (4): 150154. Russian (Петрова Т. Э., Каравашкин А. А. Проблемы формирования здорового образа жизни молодежи. Интеграция образования 2005; (4): 150-154).

2. Zaitsev ZV, Artemyeva LB. Axiology and a healthy lifestyle in the health philosophy. Science Symbol 2016; (6-2): 140-142. Russian (Зайцев З. В., Артемьева Л. Б. Аксиология и здоровый образ жизни в философии здоровья. Символ науки 2016; (6-2): 140-142).

3. Vlasova ZN, Zhukova TA. Formation of healthy lifestyle of students. The Buryat State University Bulletin 2013; (13): 19-21. Russian (Власова Ж. Н., Жукова Т. А. Формирование здорового образа жизни студентов. Вестник Бурятского государственного университета 2013; (13): 19-21).

4. Badger J, Morrell J. The Relationship between Healthy Lifestyle Factors and Perceived Stress among College Students. Journal of the Academy of Nutrion and Dietics 2016; 116 (9). URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.jand.2016.06.111

5. Al-Amari HG, Al-Khamees N. The Perception of College Students about a Healthy Lifestyle and its Effect on their Health. Journal of Nutrition & Food Sciences 2015; 5 (6). doi:10.4172/2155-9600.1000437

6. Plotnikoff RC, Costigan SA, Williams RL, et al. Effectiveness of interventions targeting physical activity, nutrition and healthy weight for university and college students: a systematic review and meta-analysis. International Journal

288 социология МЕДИЦИНЫ

of Behavioral Nutrition and Physical Activity 2015; 12: 45. doi: 10.1186/s12966-015-0203-7

7. Moskovchenko ON, Katsin OA. Model of orientiong higher school students at forming a healthy lifestyle. Bulletin of Kemerovo State University 2013; 1 (3): 90-94. Russian (Москов-ченко О. Н., Катцин О. А. Модель ориентирования студента вуза на формирование здорового образа жизни. Вестник Кемеровского государственного университета 2013; 1 (3): 90-94).

8. Pavlov VI. Formation of the students' healthy lifestyle. Uchenye Zapiski Universiteta imeni P. F. Lesgafta 2011; 73 (3): 154-158. Russian (Павлов И. П. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта 2011; 73 (3): 154-158).

9. Zasimova LS, Kolosnitsyna MG. Creation of the healthy lifestyle for Russian young people: possibilities and limits of the state policy (from the materials of the optional analysis). Public Administration Issues 2011; (4): 116-129. Russian (Засимо-ва Л. С., Колосницына М. Г. Формирование здорового образа жизни у российской молодежи: возможности и ограничения государственной политики (по материалам выборочных исследований). Вопросы государственного и муниципального управления 2011; (4): 116-129).

10. Bukin VP, Egorov AN. A healthy lifestyle of students in the context of sports recreational activities. University proceedings: Volga region 2011; (2): 105-113. Russian (Букин В. П., Егоров А. Н. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности. Известия высших учебных заведений: Поволжский регион: Общественные науки 2011; (2): 105-113).

11. Peregudova NV, Rudow MV. Promotion of healthy lifestyles among students in the context of sports and recreational activities. Innovative Science 2015; (10-3): 155-158. Russian (Перегудова Н. В., Рудов М. В. Популяризация здорового образа жизни среди студенческой молодежи в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности. Инновационная наука 2015; (10-3): 155-158).

12. Mburu-Matiba L. The impact of exercise (physical activity) and healthy lifestyle (eating) among the youth: a literature review. Lapin AMK, 2015; 23 p.

13. Glybochko PV, Bugayeva IO, Yerugina MV. Forming of students' healthy lifestyle. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2009; 5 (1): 9-11. Russian (Глыбочко П. В., Бугаева И. О., Еругина М. В. Формирование здорового образа жиз-

ни студенческой молодежи. Саратовский научно-медицинский журнал 2009; 5 (1): 9-11).

14. Dyomkina EP. Students' healthy lifestyle in the educational system: how not to miss the point? Higher Education in Russia 2016; (5): 50-55. Russian (Дёмкина Е. П. Формирование здорового образа жизни студентов: как не упустить главного? Высшее образование в России 2016; (5): 50-55).

15. Kristen L et al. Future challenges for intervention research in health and lifestyle research — a systematic meta-literature review. International Journl of Qualitative Studies on Health and Well-being 2015; 10. http://dx.doi.org/10.3402/qhw. v10.27326

16. Dokuka SV, Valeeva DR, Yudkevich MM. Co-Evolution of Social Networks and Student Performance. Educational Sttudies Moscow 2015; (3): 44-65. Russian (Докука С. В. Ва-леева Д. Р., Юдкевич М. М. Коэволюция социальных сетей и академических достижений студентов. Вопросы образования 2015; (3): 44-65).

17. Panachev VD, Legotkin AN. Healthy life style motivation formation in students: sociological analysis. University proceedings. Volga region 2013; 28 (4): 120-131. Russian (Па-начев В. Д., Леготкин А. Н. Формирование у студентов мотивации здорового образа жизни: социологический анализ. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки 2013; 28 (4): 120-131).

18. Krasnopyorova NA. The Motivation Component in the Structure of Forming Students' Healthy Lifestyle. Vestnik of North-Eastern Federal University 2014; 11 (4): 109-117. Russian (Красноперова Н. А. Мотивационный компонент в структуре формирования здорового образа жизни студентов. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Амосова 2014; 11 (4): 109-117).

19. Kaskaeva DS, Petrova MM, Danilova LK. Ways of formation the healthy lifestyle (on the example of students youth). Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences 2014; 16 (5-2): 883-885. Russian (Каска-ева Д. С., Петрова М. М., Данилова Л. К. Пути формирования здорового образа жизни (на примере студенской молодежи). Известия Самарского научного центра Российской академии наук 2014; 16 (5-2): 883-885).

20. Wang D, Xing X-H, Wu X-B. Healthy Lifestyles of University Students in China and Influential Factors. The Scientific World Journal 2013; Vol. 2013, Article ID 412950. http://dx.doi.org/10.1155/2013/412950

УДК 316:61 (045) Оригинальная статья

значение оценки качества жизни в объективизации медико-социалбнои реабилитации детей-сирот в ситуации болезни

М. С. Дубровина — ФГБОУВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины); И. Л. Кром — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения (c курсами правоведения и истории медицины), руководитель Центра медико-социологических исследований, доктор медицинских наук; В. М. Чижова — ФГБОУ ВО «Волгоградский ГМУ» Минздрава России, заведующая кафедрой социальной работы, профессор, доктор философских наук.

the value of assessment of quality of life in realisation of medico-social rehabilitation of children-orphans in conditions of illness

M. S. Dubrovina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Health Organization and Public Health (with the Courses of Law and History of Medicine), Post-graduate; I. L. Krom — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Health Organization and Public Health (with the Courses of Law and History of Medicine), Head of Centre for Medical and Social Research, Professor, Doctor of Medical Sciences; V. M. Chizhova — Volgograd State Medical University, Head of Department of Social Work, Professor, Doctor of Philosophical Sciences.

Дата поступления — 20.01.2017 г. Дата принятия в печать — 15.05.2017 г.

Дубровина М. С., Кром И. Л., Чижова В. М. Значение оценки качества жизни в объективизации медико-социальной реабилитации детей-сирот в ситуации болезни. Саратовский научно-медицинский журнал 2017; 13 (2): 288-291.

Цель: междисциплинарный анализ качества жизни и возможность объективизации стратегий медико-социальной реабилитации детей-сирот в ситуации болезни. Материал и методы. В исследование включены на основе случайной выборки 354 респондента в возрасте 14-18 лет (160 мужского пола и 194 женского). Исследование качества жизни проводилось с применением международного опросника WH0Q0L-100 (ВОЗ КЖ-100).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.