Научная статья на тему 'История становления пенитенциарной медицины в России'

История становления пенитенциарной медицины в России Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1088
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Филичкин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История становления пенитенциарной медицины в России»

л.л. ришоикм

иНЕ MAKING ОЕ РЕ^Ь НЕЛШН СЛЯЕ 8ЕЯУ1СЕ IN ЯТ881Л

А.А. ФИЛИЧКИН (Академия ФСИН России)

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ

Пенитенциарная медицина в России формировалась и развивалась в течение нескольких столетий.

Первые официальные упоминания о необходимости «лечения больных преступников» датируются 1775 г., когда было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи».

В 1787 г. Екатерина II собственноручно составила Проект об устройстве тюрем, в котором содержались указания об устройстве тюремных больниц с койками для больных, сменами белья и т. д. Был разработан даже проект штатов тюремных больниц, но не реализовался в полной мере.

В 1819 г. основывается Попечительное о тюрьмах общество, и его первым председателем назначается князь Голицын. В 1830 г. секретарем, а в дальнейшем директором Московского комитета этого Общества стал знаменитый филантроп доктор Ф.П. Гааз (1780-1853). Благодаря его настойчивости было отменено этапирование арестантов с приковыванием их по нескольку человек к одному пруту, введены облегченные кандалы, построена больница для заключенных со школой для детей и мастерскими.

В 1831 г. издается Инструкция по основным правилам тюремного распорядка, в которой довольно подробно изложены порядок приема осужденных в больницы, лечения, содержания больных, выписки выздоравливающих и др.

Закон от 4 июля 1866 г. определил основные условия организации исполнения наказаний в виде ареста: устройство и содержание арестных домов, нормы жилой площади на арестованного, порядок размещения арестантов в зависимости от пола, возраста и сословия, снабжение их одеждой, бельем и пищей, в том числе лечение больных арестантов.

Определяющим моментом для становления всей пенитенциарной системы можно считать

подписание Александром II в марте 1879 г. Указа об учреждении в Петербурге в составе Министерства внутренних дел Главного тюремного управления.

В 1890 г. появился Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей, а в 1898 г. -руководство для попечителей и смотрителей арестных домов. В этих документах рассматривались также вопросы медицинской помощи заключенным.

Устав о содержащихся под стражей предусматривал лечение больных арестантов за счет казны. До революции при каждой тюрьме имелся врач. Он осматривал арестантов при приеме в тюрьму, оказывал помощь при болезни, определял возможность содержания в одиночной камере, освобождения от прогулки, следил за состоянием здоровья лиц, водворенных в карцер, санитарным состоянием тюрем. В обязанности врача входило не реже одного раза в три месяца производить наружный телесный осмотр всех заключенных.

При крупных тюрьмах существовали тюремные больницы. Кроме того, допускалось приглашение к больным (за их счет) врачей, не состоявших в штате тюрьмы, и перевод в случае необходимости в местные городские, земские больницы. Для этого требовалось заключение тюремного врача, разрешение губернской тюремной инспекции, а в отношении подследственных и подсудимых - согласие прокурорского надзора.

О многих аспектах медицинской помощи в местах заключения того времени можно узнать из очерка врача Шлиссельбургской каторжной тюрьмы доктора медицины Е. Эйхгольца. В задачи врача входили: санитарный надзор за состоянием мест заключения, контроль за распределением работ в зависимости от здоровья и непосредственно лечебная работа. Госпитализировались, как правило, только больные, тре-

бующие постоянного медицинского наблюдения и усиленного питания. Остальные (инвалиды, старики, малокровные, переутомившиеся на тяжелых работах) получали помощь в своих камерах или группировались в специально выделенных камерах с ослаблением тюремного режима: их освобождали от работы, разрешали днем опускать койки, давали дополнительное питание (обычно бутылку молока и фунт белого хлеба)1 .

После Октябрьской революции 1917 г. работа по оказанию медицинской помощи заключенным была возложена на Наркомздрав РСФСР. Такой порядок оказания медицинской помощи существовал вплоть до создания в 1930 г. Управления исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, в составе которого имелись должности медицинских работников. После ряда переименований в июне 1934 г. оно перешло в состав НКВД СССР.

27 октября 1934 г. ЦИК и СНК СССР приняли решение о передаче всех исправительнотрудовых учреждений системы НКВД СССР и союзных республик - домов заключения, изоляторов, исправительно-трудовых колоний, бюро принудительных работ со всеми подсобными учреждениями, предприятиями и личным составом - в ведение ГУЛАГа, где был образован Отдел мест заключения. Таким образом, вся система мест лишения свободы страны была сконцентрирована в этом ведомстве. Одним из подразделений центрального аппарата ГУЛАГа было Санитарное управление, имевшее подчиненные органы на периферии (санитарные отделы).

История развития медицинского обеспечения в исправительно-трудовых учреждениях ГУЛАГа в литературе представлена мало, за исключением работ Б.А. Нахапетова2, З.А. Астемирова3 и С.И. Кузьмина4, что не позволяет судить обо всех сторонах деятельности медицинской службы того времени.

История санитарной службы тесно связана с историей самого ГУЛАГа.

Можно выделить следующие периоды развития: изоляция и устрашение осужденных (19181930); массовое уничтожение осужденных (19311942); интенсивное трудовое использование осужденных (1943-1955); относительная гуманизация советской исправительно-трудовой системы (1956-1963)5.

На начальном этапе, когда состояние здоровья осужденных было удовлетворительным, основной упор в медицинском обслуживании делался на создание в системе мест заключения учреждений для больных осужденных, а

именно: колоний для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных, институтов психиатрической экспертизы, больниц и т. п.

Из справки санитарного отдела о сети медицинских учреждений ГУЛАГа на 1 октября 1940 г.: «всего лечучреждений - 1372, всего коек в них - 43 908, всего амбулаторий - 2843, лабораторий - 52»6 .

С течением времени исправительно-трудовые лагеря превратились, по существу, в каторжные, рассчитанные не столько на исправление и тем более лечение увечных и больных осужденных, сколько на их уничтожение. Тяжелый отупляющий труд, жестокая борьба за существование, голод, произвол уголовников, плохая одежда, скверное медицинское обслуживание -все это стало нормой7 .

Основной работой санотделов во всех лагерях была борьба по ликвидации вспышек эпидемий сыпного и брюшного тифа, а также с цинготными заболеваниями. Во всех лагерях наблюдалась неукомплектованность санчастей врачами и младшим медперсоналом. Не хватало самых необходимых медикаментов8 .

С началом Великой Отечественной войны материально-бытовое положение заключенных и их медицинское обеспечение существенно осложнились. Неудовлетворительное медицинское обслуживание при 12-часовом рабочем дне повлекло за собой высокую смертность среди заключенных, особенно в 1942 и 1943 гг.

В 1944 г. было разработано Положение о больницах для заключенных в исправительнотрудовых лагерях и колониях НКВД СССР, в котором определены основные задачи и функции больниц, их структура и порядок работы.

В послевоенные годы медицинская помощь заключенным основывалась на общих принципах советского здравоохранения. Она была доступна всем нуждающимся и предоставлялась бесплатно. Лечебные учреждения организовывались исходя из норм количества больничных коек в пределах от 3 до 6 % к списочному составу контингента. Объективные статистические показатели физического состояния заключенных, общей и больничной смертности, заболеваемости с потерей трудоспособности и исходов лечения в больницах в начале 1950-х годов свидетельствовали об улучшении медицинского обслуживания контингента.

Из справки заместителя начальника 2-го управления ГУЛАГа по данным на 1 января 1953 г.: «... для оказания заключенным медицинской помощи в лагерях и колониях ГУЛАГа имеется: амбулаторий - 3446, больниц и стаци-

Уголовно-исполнительное право

А.А. Филичкин

онаров - 1971, в которых развернуто 111 612 коек. В лечебных учреждениях лагерей и колоний имеется и функционируют: рентгенокабине-тов - 292; физиотерапевтических кабинетов -579; зубопротезных лабораторий - 256; клинических и санбаклабораторий - 544»9 .

В 1956 г. были изменены штаты пенитенциарных лечебных учреждений в сторону их приближения к штатам лечебных учреждений Министерства здравоохранения. Изменился порядок планирования медицинской службы колоний. С 1957 г. при крупных колониях стали организовывать медико-санитарные части с больницами на 10, 25 и 35 коек с соответствующим штатом медицинского персонала, а при небольших колониях - врачебные или фельдшерские пункты с изоляторами до 5 коек. Кроме того, в каждом УИТК (ОИТК) МВД (УВД) имелась центральная больница, а в некоторых республиках, краях, областях их было несколько. Такой порядок организации медицинского обеспечения, в том числе и планирования, сохранился практически до настоящего времени10 .

В 1971 г. был введен в действие Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, ст. 57 которого («Медицинское обслуживание лиц, лишенных свободы») гласила, что в местах лишения свободы организуются необходимые лечебные учреждения. Лечебно-профилактическая и противоэпидемическая работа в местах лишения свободы организуется и проводится в соответствии с законодательством о здравоохранении.

С 1989 г. организация медицинского обеспечения лиц, лишенных свободы, строилась на основе Руководства по медицинскому обеспечению лиц, содержащихся в следственных изоляторах и исправительно-трудовых учреждениях МВД СССР, введенного в действие приказом МВД СССР от 17 ноября 1989 г. № 285. В нем определены задачи, описано оснащение и порядок работы медицинских учреждений, представлены типовые должностные обязанности руководителей больниц и медико-санитарных частей, приведены типовые правила внутреннего распорядка для больных осужденных и другие инструктивные материалы.

В 1993 г., признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемое условие жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, Верховный Совет Российской Федерации принимает Осно-

вы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 29 которых гласит, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за счет бюджетов всех уровней.

С 1998 г. уголовно-исполнительная система была передана из ведения МВД в Министерство юстиции Российской Федерации. В этот период начала реализовываться программа реформирования уголовно-исполнительной системы, охватывающая все направления ее деятельности, в том числе и организацию медицинского обеспечения лиц, содержащихся в следственных изоляторах, колониях.

В ГУИН Минюста России было создано Медицинское управление. За короткий промежуток времени сформированы аппараты управления медицинской службой во всех территориальных органах УИС. Созданы санитарно-противоэпидемическая служба, являющаяся частью государственной системы санитарно-эпидемиологического надзора, и служба военно-врачебной экспертизы11 .

В соответствии со ст. 101 УИК РФ в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.

В настоящее время для оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения уголовно-исполнительной системы существует 1014 медицинских частей, 133 больницы различного профиля, в том числе 78 - соматических, 50 - туберкулезных, 5 - психиатрических, 57 -лечебно-исправительных учреждений (ЛИУ) для больных туберкулезом и 9 ЛИУ для больных наркоманией12 .

Разработана соответствующая нормативная база, в частности: приказ Минюста России и Минздрава РФ от 31 декабря 2002 г. № 362/424 «О мерах по улучшению медицинского обслуживания лиц, содержащихся в колониях-поселениях, членов их семей, рабочих и служащих колоний-поселений»; приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении

Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», п. 19 которого регламентирует организацию и предоставление лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи осужденным; совместный приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минюста России от 17 октября 2005 г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», в котором определены задачи медицинской службы, организация деятельности лечебных учреждений, особенности медицинской помощи некоторым категориям осужденных.

Отдельной вехой в развитии пенитенциарной медицины является медицинское обслуживание личного состава Федеральной службы исполнения наказаний.

Особенности медицинского обеспечения личного состава ФСИН России заключаются в том, что в связи со спецификой территориального расположения пенитенциарных учреждений МВД России не в состоянии справиться в полной мере с возложенными на него обязанностями13 , а лечебно-профилактические учреждения областного и муниципального здравоохранения вправе не оказывать аттестованным сотрудникам медицинскую помощь. В силу этого с момента передачи уголовно-исполнительной системы из ведения МВД в Министерство юстиции начала активно развиваться и совершенствоваться собственная база лечебно-профилактических учреждений для личного состава ФСИН России.

В настоящее время в уголовно-исполнительной системе имеется 37 лечебно-профилактических учреждений для личного состава, в том числе 24 центра медицинской и социальной реабилитации, 13 больниц, 3 санатория. Все учреждения имеют статус юридического лица14 .

В последние годы в связи с присоединением России к ряду международных конвенций о правах человека и вступлением в Совет Европы повысилось внимание к соблюдению прав

заключенных, условиям их содержания, медицинского обслуживания. Это ставит перед медицинской службой ФСИН России новые задачи, решение которых позволит выйти на новый этап развития пенитенциарной медицины в России.

Для решения этих задач необходимо увеличение бюджетного финансирования до уровня потребностей, создание соответствующих социально-экономических условий для закрепления квалифицированных медицинских кадров и их обучения, расширение связей с международными организациями и фондами, формирование навыков здорового образа жизни, социальной и медицинской реабилитации осужденных.

Залогом успешного развития пенитенциарной медицины является работа по снижению заболеваемости и смертности, эпидемическому благополучию населения на государственном уровне.

1 См.: Грекова Т.И., Голиков Ю.П. Медицинский Петербург. СПб., 2001. С. 87-88.

2 См.: Нахапетов Б.А. К истории санитарной службы ГУЛАГа // Вопр. истории. 2001. № 6. С. 126-136.

3 См.: Астемиров З.А. История советского исправительно-трудового права: Лекция. Рязань, 1975.

4 См.: Кузьмин С.И. Лагерники. ГУЛАГ без ретуши // Молодая гвардия. 1993. № 3. С. 114-163.

5 См.: Лукина Е.А. Соотношение российского законодательства и международно-правовых норм, регламентирующих охрану здоровья осужденных. Рязань, 2005. С. 105.

6 ГАРФ, ф. Р-9414, оп. 1, д. 2740, л. 89а.

7 См.: Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме // Знамя.

1989. № 3. С. 144-192.

8 См.: ЦА ФСБ РФ, ф. 2, оп. 9, д. 172, л. 118-119.

9 ГАРФ, ф. Р-9414, оп. 1. д.152, л. 192-193.

10 См.: Сажин В.Л., Юрьев В.К. Здоровье и болезни заключенных. СПб., 1999. С. 5.

11 См.: Кононец А.С. Служба здравоохранения // Пре-

ступление и наказание. 2004. № 3. С. 23.

12 См.: Кононец А.С. Основные принципы организации здравоохранения в России // Соответствие законодательства РФ европейским стандартам в сфере медицинского обслуживания в УИС: Сб. материалов круглого стола. Рязань, 2005. С. 28.

13 См.: Приказ МВД России от 28 августа 2003 г. № 680.

14 См.: Кононец А.С. Реформирование здравоохранения

и промышленного сектора УИС: реалии и перспективы //

Преступление и наказание. 2006. № 2. С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.