Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ПРАВА И ИХ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ПРАВА И ИХ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
функции права / нормы права / поведение / право / правовая культура / правовое воздействие / общество. / functions of law / rules of law / behavior / law / legal culture / legal influence / society.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гезенко Дарья Павловна

В статье рассматривается вопрос об истории становления и развития воспитательных функций права в системе общесоциальных функций права и их влияние на выбор модели поведения. Возникнув в силу объективных причин, право начинает активно взаимодействовать с обществом. В этом взаимодействии ведущая роль принадлежит обществу, которое детерминирует содержание права, решающим образом влияет на его развитие. Поэтому право не может быть выше достигнутого экономического и духовного уровня данного общества и развивается вместе с ним. Вместе с тем, исторически право включает в себя все социально ценное от обычаев, господствующих в обществе морали и религии, впитывает в себя достижения мировой культуры и цивилизации. Несмотря на свою самостоятельность, право не существует в социальной системе изолированно. Оно находится в тесном и постоянном взаимодействии с другими, функционирующими в обществе социальными регуляторами (религиозными, политическими, моральными). Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. Они непосредственно отражают значимость права для общества. Классификация функций права может быть представлена как в узком понимании, так и в широком, в зависимости от подхода, который лежит в основе данного процесса. Для общества и государства важны и специально-юридические функции и общесоциальные функции, но без строгого подхода к их выбору невозможно представить дальнейшую деятельность по регулированию общественных отношений. В частности, без правового просвещения сложно показать значимость закона, а значит, увеличится доля тех, кто его не знает и будет совершать правонарушения. В данном случае одними санкциями невозможно исправить ситуацию, поскольку устрашение и наказание могут привести к озлоблению субъектов-правонарушителей. Право – наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности, который является одним из ярчайших и значительных достижений человеческой цивилизации и культуры, своеобразным юридическим богатством общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE FORMATION OF GENERAL SOCIAL FUNCTIONS OF LAW AND THEIR ROLE IN THE REGULATION OF PUBLIC RELATIONS

The article examines the history of the formation and development of educational functions of law in the system of general social functions of law and their influence on the choice of behavior model. Having arisen due to objective reasons, law begins to actively interact with society. In this interaction, the leading role belongs to society, which determines the content of law and decisively influences its development. Therefore, law cannot be higher than the achieved economic and spiritual level of a given society and develops along with it. At the same time, historically, law includes everything socially valuable from the customs prevailing in society, morality and religion, and absorbs the achievements of world culture and civilization. Despite its independence, law does not exist in isolation in the social system. It is in close and constant interaction with other social regulators functioning in society (religious, political, moral). The classification of the functions of law can be presented both in a narrow sense and in a broad sense, depending on the approach that underlies this process. Both special legal functions and general social functions are important for society and the state, but without a strict approach to their choice it is impossible to imagine further activities to regulate social relations. In particular, without legal education it is difficult to show the significance of the law, which means that the proportion of those who do not know it and will commit offenses will increase. In this case, sanctions alone cannot correct the situation, since deterrence and punishment can lead to embitterment of the offenders. Law is the most effective, power-coercive and at the same time civilized regulator. This is an integral attribute of any statehood, which is one of the brightest and most significant achievements of human civilization and culture, a kind of legal wealth of society.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ПРАВА И ИХ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-109-113 NIION: 2018-0076-11/23-866 MOSURED: 77/27-023-2023-11-866

ГЕЗЕНКО Дарья Павловна,

старший преподаватель кафедры теории права и правоохранительной деятельности Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, e-mail: billy_92@mail.ru

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ПРАВА И ИХ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос об истории становления и развития воспитательных функций права в системе общесоциальных функций права и их влияние на выбор модели поведения. Возникнув в силу объективных причин, право начинает активно взаимодействовать с обществом. В этом взаимодействии ведущая роль принадлежит обществу, которое детерминирует содержание права, решающим образом влияет на его развитие. Поэтому право не может быть выше достигнутого экономического и духовного уровня данного общества и развивается вместе с ним. Вместе с тем, исторически право включает в себя все социально ценное от обычаев, господствующих в обществе морали и религии, впитывает в себя достижения мировой культуры и цивилизации. Несмотря на свою самостоятельность, право не существует в социальной системе изолированно. Оно находится в тесном и постоянном взаимодействии с другими, функционирующими в обществе социальными регуляторами (религиозными, политическими, моральными). Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. Они непосредственно отражают значимость права для общества. Классификация функций права может быть представлена как в узком понимании, так и в широком, в зависимости от подхода, который лежит в основе данного процесса. Для общества и государства важны и специально-юридические функции и общесоциальные функции, но без строгого подхода к их выбору невозможно представить дальнейшую деятельность по регулированию общественных отношений. В частности, без правового просвещения сложно показать значимость закона, а значит, увеличится доля тех, кто его не знает и будет совершать правонарушения. В данном случае одними санкциями невозможно исправить ситуацию, поскольку устрашение и наказание могут привести к озлоблению субъектов-правонарушителей. Право - наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности, который является одним из ярчайших и значительных достижений человеческой цивилизации и культуры, своеобразным юридическим богатством общества.

Ключевые слова: функции права, нормы права, поведение, право, правовая культура, правовое воздействие, общество.

HISTORY OF THE FORMATION OF GENERAL SOCIAL FUNCTIONS OF LAW AND THEIR ROLE IN THE REGULATION OF PUBLIC

RELATIONS

Annotation. The article examines the history of the formation and development of educational functions of law in the system of general social functions of law and their influence on the choice of behavior model. Having arisen due to objective reasons, law begins to actively interact with society. In this interaction, the leading role belongs to society, which determines the content of law and decisively influences its development. Therefore, law cannot be higher than the achieved economic and

GEZENKO Daria Pavlovna,

Senior Lecturer, Department of Theory of Law and Law Enforcement, Saint-Petersburg UNIVERSITY OF THE HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

spiritual level of a given society and develops along with it. At the same time, historically, law includes everything socially valuable from the customs prevailing in society, morality and religion, and absorbs the achievements of world culture and civilization. Despite its independence, law does not exist in isolation in the social system. It is in close and constant interaction with other social regulators functioning in society (religious, political, moral). The classification of the functions of law can be presented both in a narrow sense and in a broad sense, depending on the approach that underlies this process. Both special legal functions and general social functions are important for society and the state, but without a strict approach to their choice it is impossible to imagine further activities to regulate social relations. In particular, without legal education it is difficult to show the significance of the law, which means that the proportion of those who do not know it and will commit offenses will increase. In this case, sanctions alone cannot correct the situation, since deterrence and punishment can lead to embitterment of the offenders. Law is the most effective, power-coercive and at the same time civilized regulator. This is an integral attribute of any statehood, which is one of the brightest and most significant achievements of human civilization and culture, a kind of legal wealth of society.

Key words: functions of law, rules of law, behavior, law, legal culture, legal influence, society.

Право выступает основным регулятором общественных отношений, без которого невозможно представить современное общество и его дальнейшее развитие, осуществляя свою деятельность через особый набор функций. В целях правильного понимания содержания функций права необходимо определить подходы к пониманию самого понятия права. В настоящее время, существует несколько подходов к становлению права, рассмотрим основные из них:

1. Классовый. Согласно этому подходу, право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса.

2. Общесоциальный. В рамках данного подхода право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями.

Также можно выделить: религиозный, национальный и расовый подходы права.

Классовая сущность права определяется как воля господствующего класса. Впервые право с волей правящей группы связал Т. Гоббс, который отмечал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Наиболее разработан этот вопрос в марксизме. «Право по своей сущности, — подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, — есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни».

Общесоциальная сущность права - право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. Сторонники такого понимания сущности права исходят из того, что право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости. Эти ценности имеют либо естественное,

либо божественное происхождение. Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального правопорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности [3].

Традиционно теория государства и права основной акцент при изучении происхождения права делала на то, что право возникает там и тогда, когда возникают классы, государство — появляется возможность осуществлять государственное принуждение, классовое насилие.

В возможности принуждения видели основной способ регулирования поведения членов классового общества, защиты частной собственности, классового господства, эксплуатации. Общесоциальное значение, ценность права как системы поддержания нового состояния общества уходили на второй план. Государственное принуждение объявлялось водоразделом между до правовой и правовой организацией общества. Такой подход корреспондировал с марксистскими представлениями о роли насилия в жизни общества, о государстве как машине классового насилия, о праве как инструменте, форме этого насилия.

Новые исторические данные, теоретически обобщенные, не позволяют ограничиваться важными, но все же частными сторонами правообра-зования. Эти данные свидетельствуют о более глубоком, качественном отличии регулирования поведения людей в раннеклассовом обществе от регуляции в первобытном обществе, не только по содержанию и способам регулирования, но и по другим характеристикам. В частности, по форме выражения. И эта сторона регулятивной системы в раннеклассовых обществах принципиально отличается от предыдущей.

Подражание действиям богов, закрепленных в Агро календарях, явилось исполнением нормативных указаний этих календарей. Таким образом, в социально-регулятивной системе в IV—III тысячелетиях до н.э. появляется новый

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

элемент — четкое фиксирование в письменных источниках норм, регулирующих производственную деятельность земледельческого общества.

С появлением нормативных Агро календарей мы встречаемся с принципиально новым способом фиксации норм, их выражением, распространением. Становление собственно права и начинается с Агро календарей в раннеземледельческих обществах Месопотамии, Египта, Индии примерно в IV-III тысячелетиях до н.э.

Новая организация производственной деятельности (ее усложнение, появление новых управленческих функций), возникающая на этой основе и новая социальная дифференциация общества, становление раннеклассовой структуры, при которой происходит отделение верхушки от рядовых общинников, от массы производителей, неучастие верхушки в материальном производстве, новые формы собственности, а также возникновение и присвоение прибавочного продукта ведут к появлению новых качеств регулятивной системы [3].

На последующем этапе развития города-государства возникают и иные письменные источники, выражающие систему запретов, дозволений, позитивного обязывания, по-прежнему сохраняющие связь с религиозными воззрениями, но переводящие всю регулятивную систему в ее более доступную информационную, всеобщую, «земную» форму. Именно на этом этапе возникают законы, кодексы, своды законов (первый известный нам свод законов — это свод царя Ур-Намму, который жил в Шумере в III тысячелетии до н.э.), возникает систематизация законодательства, судебной практики.

Многие законы раннеклассового общества, которые до нас донесла история, выражали лишь идеалы устройства первых государств, социальные обязательства царей, социальную критику, а не ту практику, которая действительно складывалась во всех сторонах жизни этих первых политически образованных обществах. Свидетельство тому — судебные и иные письменные источники.

Появление «прогрессивных» законов уже на самых первых этапах правового развития объясняется тем, что борьба народных масс замедляла процесс правообразования, направленный на усиление эксплуатации. Такая борьба и находила отражение в древнейших юридических актах (законы Хаммурапи, реформы Солона, законы XII таблиц). Именно в этой связи в некоторых западных политико-антропологических работах и делается вывод о преимущественно организаторской роли раннего государства, о «взаимной эксплуатации» работников и управителей, о понимании раннего права как системы регулирования,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

одной из функций которой было установление правды, справедливости, социального мира.

Однако такой подход был бы также идеализацией и преувеличением некоторых реальных процессов правообразования, поскольку право уже на самых первых этапах своего возникновения наряду с выполнением общесоциальных функций выступало и в роли нормативно-классового регулятора, т.е. регулирования общественных отношений с позиций господствующего класса [3].

В раннеклассовых обществах право выполняет следующие функции:

1) идеологическую функцию - вводя в общественное сознание набор представлений о необходимых принципах и правилах поведения, духовных и моральных ценностях;

2) охранительную функцию - защищая государственный строй, социальную структуру общества, организацию экономической жизни, господство определенных классов или социальных групп, идеологические основы, жизнь, свободу, собственность членов общества;

3) регулятивную функцию - обеспечивая нормальную организационно-трудовую, производственную деятельность общества, должный экономический оборот, производство, распределение, обмен и потребление товаров;

4) воспитательную функцию - подготавливая общество к восприятию правовых и моральных ценностей, идеалов социального общежития, целей существования общества;

5) гуманистическую функцию - смягчая противоречия (путем закрепления компромиссов), социальные столкновения, классовую непримиримость, произвол и иные социальные напряжения в обществе.

Если при изучении процессов происхождения государства основное внимание уделялось обобщению истории организационных форм и социальных структур, существовавших в первобытном обществе, в том числе на этапе его перехода в раннеклассовые общества, а также при функционировании раннеклассовых обществ, то при изучении происхождения права и его характеристик, в том числе функций, основное внимание уделяется регулятивным началам в жизни этих обществ.

Воздействие на общественные отношения осуществляется посредством функций права, в которых раскрывается его социальное назначение (востребованность обществом). Реализация функций характеризует внешнее проявление права. Поэтому изучение и анализ данной категории способствует более глубокому познанию права, определению его роли и места в обществе, а также всех существующих направлений его воз-

действия на общественные отношения. В этом заключается главная методологическая ценность познания функций права [2, с.15].

Впервые данный термин был введен в научный оборот известным немецким философом Г.В. Лейбницем в качестве логико-математической категории. В русском языке слово «функция» появилось в середине XVIII века от французского fonction, что означает «исполнение», «осуществление», «совершение».

Наиболее весомый вклад в изучение функций права внес Т.Н. Радько, который предложил следующие основания их классификации:

1. Дифференцирование функций в соответствии с элементами системы права на общеправовые, межотраслевые, отраслевые, правовых институтов, норм права.

2. Выделение основных и неосновных функций права (аналогично существующей дифференциации функций государства). К основным функциям (регулятивной, охранительной, экономической, политической, воспитательной) он относит наиболее значительные направления правового воздействия на общественные отношения. Эти функции свойственны всем отраслям права. Неосновные же функции - ограничительная, восстановительная, компенсационная, экологическая, информационная, социальная (в узком смысле этого слова) - характеризуются тем, что охватывают менее широкую сферу воздействия и характерны не для всех отраслей права.

3. В соответствии со следующим критерием классификации - способом воздействия права на общественные отношения - автор выделяет собственно юридические и социальные функции права. К основным собственно юридическим функциям права он относит регулятивную (статическую, динамическую) и охранительную. Как отмечает ученый, данные функции «имманентны праву, именно они и характеризуют право как специфическое качественно самостоятельное образование». Неосновные собственно юридические функции - ограничительная, компенсационная, восстановительная [2, с.16].

К основным социальным функциям относятся экономическая, политическая и воспитательная. Неосновными социальными функциями являются экологическая, информационная и социальная (в узком смысле слова). Разработанная Т.Н. Радько классификация достаточно универсальна, полно и всесторонне отражает все многообразие направлений правового воздействия на общественные отношения. При этом она полностью соответствует правилам научной классификации (деления понятий). Не случайно эта точка зрения широко распространена среди ученых (в частности, ее поддерживает Н.Н. Вопленко).

Функции права могут рассматриваться в двух плоскостях, а именно в зависимости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.

Среди общесоциальных функций права можно выделить следующие:

• Экономическая;

• Политическая;

• Культурно-историческая;

• Воспитательная;

• Функция социального контроля;

• Коммуникативная;

• Экологическая;

• Идеологическая;

• Восстановительная.

Экономическая функция права. Имеет значительную роль в социальных функциях, потому что право всегда выступало гарантом собственности, свободы предпринимательства. Она осуществляется путём регулирования поведения участников экономически отношений (например, в форме договора, в котором участники уточняют свои права и обязанности), а также путём угрозы наступления санкций (например, нарушение договора). Экономическая функция выражается в самых различных институтах: финансовом, административном, уголовном, трудовом и других.

Политическая функция. Заключается в регулировании отношений власти, а особенно в регулировании национальных отношений. История подтверждает положение о том, что политика — это участие в делах государства, это определение задач государства, это отношения между классами и нациями. Роль права в регулировании указанных отношений с момента возникновения государства, классов и наций была весьма значительной и таковой остается до настоящего времени. Её важными объектами считаются - права и свободы граждан.

Культурно-историческая функция. Она выражается в том, что право аккумулирует в себе результаты социально-прогрессивной творческой деятельности человечества, основополагающие базовые ценности (права человека, демократию, равенство, справедливость, гуманизм).

Экологическая функция права. Её субъектами являются земля, недра, почва, вода, атмосферный воздух. В целях осуществления данной функции принимаются различные нормативно правовые акты (например, федеральные законы, законы субъектов федерации, нормативные акты правительства, министерств и ведомств), направленные на защиту и поддержание окружающей среды, защиту прав граждан на здоровую экологию, устанавливающие юридическую ответствен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

ность за нарушение экологического законодательства. Важная роль отдана правоохранительным органам: прокуратуре, суду, полиции, которые осуществляют меры воздействия к правонарушителям в сфере экологии (например, штрафы, взыскание ущерба, изъятие орудий).

Восстановительная функция права. Эта функция занимает особое ценностное место в механизме правового воздействия. С помощью правовых средств восстанавливается прежнее правовое положение субъекта права, лицо вновь становится обладателем тех прав, которых оно было лишено, ему возвращается его имущество, реабилитируется его имя, восстанавливается нарушенный общественный порядок в целом. Реализация восстановительной функции нередко осуществляется в форме отмены принятого правового акта или совершенного юридически значимого действия (например, отмена приказа об увольнении, вселение в незаконно занятую квартиру, восстановление на рабочем месте).

Воспитательная функция. Сущность этой функции заключается в том, что право способно выражать идеологию определённых классов. Функция выполняет задачу осознания важности воспитания правового сознания людей, стимулирует правовое поведение граждан, является важным атрибутом в вопросе повышения уровня правосознания, правовой культуры, в целом правопо-нимания.

Коммуникативная функция. Право выступает способом связи между законодателем и обществом, между создателями права и физическими или юридическими лицами. Актуальность коммуникативного подхода к функциям права связана с процессами объективного и субъективного характера, происходящими в отечественной правовой системе. Глобальные изменения в общественных отношениях привели к формированию феномена, так называемой «гиперреальности» (термин Ж. Бодрийяра), где огромную роль играет информация и ее обмен. Условия, в которых существует современное государство, предполагают необходимость доктринального осмысления коммуникативной функции права, причем не только как информационной, но и как юридической [1, с.231].

Идеологическая функция права. Данная функция выражает способность права претворять в жизнь идеологии индивидов, оказывать влияние на их чувства и мысли. Элементом идеологической функции выделяют информационную функцию права. Одна из главных функций права - регулирование общественных отношений - воплощается как с помощью методов принуждения, так и убеждением. Например, методом таких функций

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

как идеологическая и информационная является убеждение, но и в охранительной функции присутствуют оба метода. То есть, можно сказать, что право воздействует на общественные отношения тем или иным способом в зависимости от конкретных обстоятельств.

Функция социального контроля права. Данная функция осуществляет поддержание правопорядка в обществе, законности и социальной стабильности.

Социальное назначение функций права состоит в том, что через призму правовых норм они помогают регулировать общественные отношения. Быть регулятором общественных отношений значит:

• закреплять сложившиеся общественные отношения;

•способствовать развитию существующих и появлению новых общественных отношений;

•обеспечивать защиту сложившихся общественных отношений от нарушений [3].

Понимание значения функций права возможно только через понимания самого термина права. Право с помощью своих задач, средств, методов и функций выполняет важнейшую и сложнейшую роль - регулирование отношений в обществе и установление порядка. Зарождение функций права произошло в период становления самого права и государства, как институтов, и неотделимы от них, что предполагает их дальнейшее изучение и дополнение в связи с изменяющимися общественными отношениями.

Список литературы:

[1] Денисенко В.В. Коммуникативная функция права // Академический юридический журнал, т.23, №3, 2022.

[2] Куксин И.Н., Матвеев П.А. Теоретические основы классификации функций права // Юридическая наука, №4, 2012.

[3] Функции права в раннеклассовых обществах. [Электронный ресурс]. 2023. URL: https:// www.kubsu.ru/sites/default/files/users/39389/ portfolio/.docx (дата обращения: 06.11.2023).

Spisok literatury:

[1] Denisenko V.V. Kommunikativnaya funkciya prava // Akademicheskij yuridicheskij zhurnal, t.23, №3, 2022.

[2] Kuksin I.N., Matveev P.A. Teoreticheskie osnovy klassifikacii funkcij prava // Yuridicheskaya nauka, №4, 2012.

[3] Funkcii prava v ranneklassovykh obshchest-vakh. [Ehlektronnyj resurs]. 2023. URL:https://www. kubsu.ru/sites/default/files/users/39389/portfolio/. docx (data obrashcheniya: 06.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.