Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРАВА В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ'

К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРАВА В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
демократическое государство / правовая система России / личные права и свободы человека и гражданина / обеспечение конституционных прав / нормативно-правовое регулирование / правовая культура / democratic state / legal system of Russia / personal rights and freedoms of man and citizen / provision of constitutional rights / legal regulation / legal culture

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.Р. Хасанова, И.Р. Аминов

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы касательно роли права в демократическом государстве. Тема актуальна, поскольку Российская Федерация – правовое государство с демократической формой правления, следовательно, соотношение права и демократии колоссально высокое. Также, проблема данной темы не переставая вызывает научные дискуссии. Результаты дискуссий могут повлиять на последующие принимаемые политическими деятелями направления, цели и задачи в сфере взаимодействия с обществом. В настоящее время, ни одно государство не может существовать без законодательства и правового регулирования. Поэтому автор статьи проводит анализ функций права в государстве и значения права в гражданском обществе. В статье отмечается, что обязательным условием демократии является взаимное согласие политической власти и общества подчиняться юридическим законам. Подчеркивается, что особая роль отведена Конституции, как основному закону в формировании демократического общества. Сделан вывод, который определяет право в демократическом государстве не только как поддержку демократической формы правления и регулирует общественные отношения, но и как нормативный регулятор между государством и обществом в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE ROLE OF LAW IN A DEMOCRATIC STATE

This article examines some questions regarding the role of law in a democratic state. The topic is relevant, since the Russian Federation is a rule-of-law state with a democratic form of government, therefore, the ratio of law and democracy is colossally high. Also, the problem of this topic does not cease to cause scientific discussions. The results of the discussions can influence the subsequent directions, goals and objectives taken by politicians in the field of interaction with society. Currently, no state can exist without legislation and legal regulation. Therefore, the author of the article analyzes the functions of law in the state and the importance of law in civil society. The article notes that a prerequisite for democracy is the mutual consent of the political authorities and society to obey legal laws. It is emphasized that a special role is assigned to the Constitution, as the basic law in the formation of a democratic society. The conclusion is drawn that defines law in a democratic state not only as support for a democratic form of government and regulates social relations, but also as a normative regulator between the state and society as a whole.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРАВА В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ»

К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРАВА В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

А.Р. Хасанова, бакалавр И.Р. Аминов, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-1-188-191

Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые вопросы касательно роли права в демократическом государстве. Тема актуальна, поскольку Российская Федерация - правовое государство с демократической формой правления, следовательно, соотношение права и демократии колоссально высокое. Также, проблема данной темы не переставая вызывает научные дискуссии. Результаты дискуссий могут повлиять на последующие принимаемые политическими деятелями направления, цели и задачи в сфере взаимодействия с обществом. В настоящее время, ни одно государство не может существовать без законодательства и правового регулирования. Поэтому автор статьи проводит анализ функций права в государстве и значения права в гражданском обществе. В статье отмечается, что обязательным условием демократии является взаимное согласие политической власти и общества подчиняться юридическим законам. Подчеркивается, что особая роль отведена Конституции, как основному закону в формировании демократического общества. Сделан вывод, который определяет право в демократическом государстве не только как поддержку демократической формы правления и регулирует общественные отношения, но и как нормативный регулятор между государством и обществом в целом.

Ключевые слова: демократическое государство, правовая система России, личные права и свободы человека и гражданина, обеспечение конституционных прав, нормативно-правовое регулирование, правовая культура.

Смысл наличия власти в государстве -гарантия безопасности его граждан. Поэтому одна из важнейших задач федерального центра в обозримом будущем продемонстрировать населению регионов России свою необходимость. В свою очередь региональные власти в федеративном государстве также имеют свой специфический круг вопросов, касающихся удовлетворения потребностей граждан, прежде всего тех, которые связаны с особенностями того или иного региона и его частными проблемами [2, С. 63].

Современная практика принятия законов свидетельствует о том, что инициаторы законопроектов стремятся к максимально конкретному урегулированию общественных отношений в той или иной сфере, не сообразуясь с тем, что закон с точки зрения формы является прежде всего актом рамочного, а не конкретного регулирования. Многие из принятых законодательных актов игнорируют данное пра-

вило. В свою очередь, это приводит к «загромождению» содержания законов, изданию их не по назначению, что в значительной степени девальвирует такую важную форму права, каковой является закон [3, С. 133].

Понятие «право» и понятие «демократия» неразрывно связаны друг с другом, поскольку второе не может существовать без участия первого. Данные явления, по своей природе, являются динамичным и обладают общими чертами и различиями в структуре. К общим относят общесоциальную потребность в реализации данных форм и в урегулировании общественных отношений в государстве.

Конституция Российской Федерации гласит: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ...» (ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации) [1].

Из этого положения образуются основные характерные признаки демократического режима, которые рассматриваться в качестве его видовых отличий.

С точки зрения С. А. Нижникова определяется, что признаками демократии являются: «наличие таких элементов, как: среднего класса (в качестве большей части населения) как социально-экономической основы демократии; частной собственности; регулируемой и социально ориентированной рыночной экономики; демократических институтов; правового государства...» [2].

В демократическом обществе принято считать, что «человек, его личные права и свободы являются высшей ценностью». Следовательно, права и свободы человека и гражданина необходимо защищать и регулировать. В современном понимании, роль права определяется в обеспечении следующих основ жизнедеятельности: нормы общественной жизни, прав человека, демократии (как формы управления государством).

Однако, у граждан существуют не только права, но и обязанности в государстве. В Конституции Российской Федерации нашли свое правовое закрепление ряд обязанностей. К ним следует отнести, соблюдение Основного закона и законов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, а также законов органов местного самоуправления, уплату, установленных законодательством, налогов и сборов, а также необходимость защищать Отечество и нести военную службу. Определены положения по социальному обеспечению, где родители должны заботиться о несовершеннолетних детях, а совершеннолетние дети - должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

Устанавливая обязанности, государство указывает человеку и гражданину модель поведения, которая способствует к созиданию современного демократического общества.

А. В. Ситников пришел к следующему тезису: «Современное демократическое общество - это общество, где уважается

равенство всех его членов, и где каждому гарантируется свобода [3]. Никто не обладает естественным правом управлять другими или пользоваться особыми свободами...». Так, автор высказывания утверждает, что все люди равны перед законом и никто не должен нарушать установленное законодательство. В демократическом обществе, которое формирует свои начала основываясь на либеральной концепции, предусмотрена обязательная защита каждого человека и гражданина. При таком подходе перечень функций права остается широким:

Во-первых, это регулятивная функция. Её суть заключается в том, что право является, как и остальные нормы в социуме, регулятором общественных отношений.

Во-вторых, воспитательная функция, которая проявляется в том, что право выражается в качестве установленной идеальной модели поведения для участников правоотношений. То есть показывает, как нужно реагировать на различные ситуации и как с ними взаимодействовать.

В-третьих, информационная функция, связанная с тем, что правовые нормы, которые закреплены в официальных документах становятся источниками информации.

В-четвертых, сущность оценочной функции заключается в оценивании поведения субъектов права. В рамках данной функции, деяния лиц будут подлежать правовой оценке, при это, будет дана правовая оценка как правомерных или неправомерных, так и желательных или нежелательных моделей поведения для государства и общества.

Помимо вышесказанного, закон необходим не только для охраны правопорядка, но и для осуществления мер по оптимизации политической системы и эффективной адаптации государственного аппарата в жизнь гражданского общества. Так, законодательство регламентирует общественные отношения, которые возникают между государством и обществом, или же отдельно взятыми группами людей. Также, право дает определение государственной деятельности как легальной и обеспечива-

ет осуществление мер по охране государства, мер принудительного характера для реализации нормативно-правовых актов.

Следовательно, чтобы права и свободы человека и гражданина гарантированно соблюдались, необходимо осуществлять контроль за правоотношениями непосредственно между народом и государственной властью. Необходимо исключить возникновение прецедентов, включающих в себя злоупотребление должностными полномочиями.

По мнению Г. А. Трофимовой, проблема по вопросу злоупотребления должностными полномочиями актуальна, поскольку проблемным вопросом в Российской Федерации остается отсутствие конкретного законодательного регулирования, законодательного определения оснований, санкций и иных положений для наступления конституционно-правовой ответственности [4]. Считается, что Конституция Российской Федерации предусматривает конституционно-правовую ответственность в виде ограничений личного или имущественного характера за совершенные незаконные действия (или бездействия). Однако необходимость в совершенствовании правового регулирования в данной области присутствует и в настоящее время.

Стоит отметить, что немаловажное значение в данной теме имеет взаимное согласие политической власти и общества подчиняться правовым законам. Данная направленность выражается путем осуществления правореализующей, правотворческой и правоохранительной активности у граждан [5]. Выделяется правореа-лизующая активность, как способ поддержания постоянной поддержки правовой культуры в обществе. Правореализующая активность характеризует осуществление правовых предписаний, через их исполнения и соблюдения, а также осуществления права, и имеет результатом осознанное правомерное поведение субъектов права [6]. Следовательно, только взаимное согласие граждан друг с другом представляет собой качественное исполнение законов и установление правопорядка в обществе.

Таким образом, на основе проведенного исследования по вопросу роли права в демократическом государстве, формируется вывод, что право в демократическом государстве не только поддерживает демократическую форму правления и регулирует общественные отношения, но и является фундаментальным положением по обеспечению возникающих отношений между государством и обществом в целом.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. —

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 11.10.2021).

2. Аминов И. Р. Развитие законотворчества в России: вызовы современности. В сборнике: Юриспруденция как интегративный феномен современного российского общества и государства. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Юридического института НИУ «БелГУ». 2018. С. 131-135.

3. Аминов И. Р. Государственно-правовые проблемы модернизации российских регионов // Правовое государство: теория и практика. 2016. № 1 (43). С. 57- 60.

4. Нижников С.А. Проблемы современной демократии и гражданское общество // Пространство и время. 2014. № 1. С. 65-67

5. Ситников А. В. Социокультурные и религиозные предпосылки демократического перехода в России // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4-го конвента РАМИ: в 10 т. Т. 3. Время и пространство мировых религий и локальных культур. Локальные культуры и межцивилизационный диалог / под ред. А. Ю. Мельвиля. С. 113-122

6. Трофимова Г. А. Конституционно-правовая ответственность граждан / Г. А. Трофимова // Современное право. — 2019. — № 6. — С. 24-29.

7. Алексеев С.С. и др. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов, под ред. проф. С.С. Алексеева.

8. Ягофаров Д.А. Правовая активность личности в профилактике правонарушений: сущность, особенности, стимулирование: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1991. С. 10,19

TO THE QUESTION ABOUT THE ROLE OF LAW IN A DEMOCRATIC STATE A.R. Khasanova, Bachelor

I.R. Aminov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. This article examines some questions regarding the role of law in a democratic state. The topic is relevant, since the Russian Federation is a rule-of-law state with a democratic form of government, therefore, the ratio of law and democracy is colossally high. Also, the problem of this topic does not cease to cause scientific discussions. The results of the discussions can influence the subsequent directions, goals and objectives taken by politicians in the field of interaction with society. Currently, no state can exist without legislation and legal regulation. Therefore, the author of the article analyzes the functions of law in the state and the importance of law in civil society. The article notes that a prerequisite for democracy is the mutual consent of the political authorities and society to obey legal laws. It is emphasized that a special role is assigned to the Constitution, as the basic law in the formation of a democratic society. The conclusion is drawn that defines law in a democratic state not only as support for a democratic form of government and regulates social relations, but also as a normative regulator between the state and society as a whole.

Keywords: democratic state, legal system of Russia, personal rights and freedoms of man and citizen, provision of constitutional rights, legal regulation, legal culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.