Научная статья на тему 'История становления камнерезного искусства в Туве'

История становления камнерезного искусства в Туве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / камнерезное искусство / Тува. / history / stone-cutting art / Tuva.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Севек Аганак Оюн-Оолович

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что камнерезное искусство Тувы является крупным и ярким явлением в многонациональной художественной культуре России. Именно данный жанр и в настоящее время является визитной карточкой тувинского изобразительного искусства. Изучение её истории, сохранение и её дальнейшее 188 развитие является одним из ключевых направлений национальной стратегии Российской Федерации. Это определяется тем, что 30 декабря 2021 года В.В. Путин подписал Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России» [1]. Также, 17 декабря 2021 года в Послании Главы Республики Тыва В.Т. Ховалыга, представленного Верховному Хуралу (Парламенту) Республики Тыва «О положении дел в республике и внутренней политике на 2022 год» [2], было упомянуто: «Больше внимания следует уделить содержанию образования. При разработке учебных программ в образовательных учреждениях надо учесть все направления традиционной тувинской культуры». Именно поэтому подробное исследование данной темы является актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of the formation of stone-cutting art in Tuva

The relevance of the research topic is determined by the fact that the stone-cutting art of Tuva is a large and striking phenomenon in the multinational artistic culture of Russia. It is this genre that is currently the hallmark of Tuvan fine art. The study of its history, preservation and further development is one of the key directions of the national strategy of the Russian Federation. This is determined by the fact that on December 30, 2021 V.V. Putin signed the Decree of the President of the Russian Federation “On holding in the Russian Federation the Year of the Cultural Heritage of the Peoples of Russia.” Also, on December 17, 2021, in the Message of the Head of the Republic of Tuva V.T. Khovalyg, presented to the Supreme Khural (Parliament) of the Republic of Tyva “On the state of affairs in the republic and internal policy for 2022”, it was mentioned: “More attention should be paid to the content of education. When developing curricula in educational institutions, it is necessary to take into account all areas of traditional Tuvan culture.” That is why a detailed study of this topic is relevant

Текст научной работы на тему «История становления камнерезного искусства в Туве»

отодвигать на подвиг мог лишь патриотизм, любовь к Роди^, вeрность воинскому долгу. Вот только один пример, как чтят память о Герое. Так, 23 ноября 2023 г. исполнилось 98 лeт со дня рождeния М.А. Бyхтyeва. В этот день в школe № 1 - y бюста ^роя вахту памяти занял почeтный караул школьников. Старшеклассники проводят беседы для учащихся начальных классов, рассказывая о подвиге М. Бухтуева. Каждый понeдeльник начинаeтся с торжeствeнной цeрeмонии выноса флагов Российской Фeдeрации и Рeспyблики Тыва, вeдь очeнь важно, чтобы подрастающee поколeниe знало и понимало значимость символики своeго государства, осознавало сeбя как часть Родины.

Имeнно поэтому в образоватeльной программe yдeляется особоe мeсто таким прeдмeтам как история и общeствознаниe, которые способствуют формированию нeзыблeмых духовных цeнностeй, накоплeнных за всe врeмя сyщeствования чeловeчeской цивилизации. Знанте истории, истории своeй сeмьи, своeго народа и страны в ^лом даeт возможность чeловeкy состояться как полно^нная личность с активной гражданской позиций. Таким образом, воспитана гражданина и патриота России, основанноe на изyчeнии ee правовой и госyдарствeнной систeм, символики, истории края и страны, жизни и дeятeльности выдающихся людeй способствyeт сохранeнию традиций и прeeмствeнности поколeний.

Список источников

1. Ледовская Т. В., Солынин Н. Э., Ходырев А. М. Сравнительная характеристика ценностей студентов в период кризиса идентичности на разных уровнях педагогического образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 1. С. 116-121.

2. Баранов Н. А. Национализм [Электронный ресурс]. URL: https://www.nicbar.ru/politology/study/kurs-etnopolitologiya/290-lektsiya-5-natsionalizm, свободный (дата обращения 19.04.2024).

3. Дыртык-оол М. О. 95 лет Герою Советского Союза Михаилу Бухтуеву. URL: https://xn--80adihlp9be0f.xn--p 1 ai/?p= 10655, свободный (дата обращения 23.04.2024).

Научный руководитель - Доржу Зоя Юрьевна, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Отечественной истории.

Scientific Supervisor - Zoya Yurievna Dorzhu, Doctor of History, Professor, Head of the Department of National History. Сведения об авторе:

Э. Г. Сат, студентка 5 курса бакалавриата Тувинского государственного университета. E. G. Sat, 5th year bachelor's degree student at Tuvan State University.

Научная статья УДК 009

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-187-191

История становления камнерезного искусства в Туве Аганак Оюн-оолович Севек

Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия

Аннотация. Актуальность темы исследования обуславливается тем, что камнерезное искусство Тувы является крупным и ярким явлением в многонациональной художественной культуре России. Именно данный жанр и в настоящее время является визитной карточкой тувинского изобразительного искусства. Изучение её истории, сохранение и её дальнейшее

развитие является одним из ключевых направлений национальной стратегии Российской Федерации.

Это определяется тем, что 30 декабря 2021 года В.В. Путин подписал Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России» [1]. Также, 17 декабря 2021 года в Послании Главы Республики Тыва В.Т. Ховалыга, представленного Верховному Хуралу (Парламенту) Республики Тыва «О положении дел в республике и внутренней политике на 2022 год» [2], было упомянуто: «Больше внимания следует уделить содержанию образования. При разработке учебных программ в образовательных учреждениях надо учесть все направления традиционной тувинской культуры». Именно поэтому подробное исследование данной темы является актуальным.

Ключевые слова: история, камнерезное искусство, Тува. Original article

The history of the formation of stone-cutting art in Tuva

Aganak O. Sevek

Tuvan State University, Kyzyl, Russia

Abstract. The relevance of the research topic is determined by the fact that the stone-cutting art of Tuva is a large and striking phenomenon in the multinational artistic culture of Russia. It is this genre that is currently the hallmark of Tuvan fine art. The study of its history, preservation and further development is one of the key directions of the national strategy of the Russian Federation.

This is determined by the fact that on December 30, 2021 V.V. Putin signed the Decree of the President of the Russian Federation "On holding in the Russian Federation the Year of the Cultural Heritage of the Peoples of Russia." Also, on December 17, 2021, in the Message of the Head of the Republic of Tuva V.T. Khovalyg, presented to the Supreme Khural (Parliament) of the Republic of Tyva "On the state of affairs in the republic and internal policy for 2022", it was mentioned: "More attention should be paid to the content of education. When developing curricula in educational institutions, it is necessary to take into account all areas of traditional Tuvan culture." That is why a detailed study of this topic is relevant.

Keywords: history, stone-cutting art, Tuva.

Введение

Искусство народных мастеров-камнерезов в настоящее время является ценнейшим национальным достоянием Тувы. Богатейшое по своим традициям тувинское камнерезное искусство имеет длительную, уходящую вглубь веков историю и располагает большими творческими силами, среди которых и старейшие мастера республики, и молодежь. Она взаимосвязана с духовной и материальной культурой коренного народа нашей республики и неотделима от неё.

На современном этапе интерес к камнерезному искусству всё более нарастает. Несмотря на то, что в Туве развиты различные виды ремесел именно резьба по камню выделилась как уникальное, не имеющее аналогов явление. Изделия из агальматолита прославили нашу республику на весь мир и теперь являются символом и визитной карточкой нашей республики. Все эти факторы актуализируют данную тему исследования.

Тува, находящаяся в географическом центре Азии и населённая людьми ещё в палеолите, обладает сложной этнической историей, отражённой в многочисленных памятниках культуры, включающих множество подлинных шедевров народного искусства. Современное и своеобразное народное искусство тувинцев возникло в результате продолжительного развития. Сравнительно-историческое изучение тувинского народного искусства позволяет определить его генетические связи с древними и средневековыми

археологическими культурами Тувы и прилегающих регионов Южной Сибири и Центральной Азии.

В традиционном декоративно-прикладном искусстве Тувы можно выделить три основных направления: графику, живопись и скульптуру малых форм. Особенно известна и уникальна тувинская резьба по камню — скульптура малых форм. В новых условиях оседлой жизни в Туве, где заметны значительные успехи во всех областях культуры, некоторые виды тувинского народного искусства, особенно скульптура малых форм или мелкая пластика, возрождаются и развиваются в интересных формах.

Мелкая пластика — это современный термин в искусствоведении, обозначающий произведения прикладного искусства, выполненные из различных материалов и обладающие ярко выраженным пластическим и скульптурным характером. Это могут быть скульптуры малых размеров, игрушки и предметы быта. Мелкая пластика в Туве известна с древних времён и была частью жизни кочевников, её находят при археологических раскопках. Традиции создания мелкой пластики берут своё начало в скифском «зверином стиле», продолжаются в каменных изваяниях степей, изображениях оленей и сцен охоты на камнях, а также рельефных накладках на оружии и бытовых предметах [Вайнштейн, 1974].

На протяжении веков на территории Тувы развивалось мастерство обработки дерева, однако особую историческую ценность представляют изделия из камня. Мастера камнерезного искусства используют агальматолит, который позволяет им создавать утончённые и изысканные скульптуры. Местные жители называют этот камень «чонар-даш», что означает «камень, который можно резать». Благодаря мастерству камнерезов камни превращаются в разнообразные изделия, такие как шахматные фигуры, игрушки, религиозные атрибуты и скульптуры диких животных и известных личностей. Эти статуэтки изображают тувинцев в традиционных остроконечных головных уборах и просторных одеждах, а также коней, верблюдов, горных баранов и козлов. Изделия из агальматолита поражают своей красотой, особенно фигурки диких животных, запечатлённых в момент движения [Киселев, 1951, с.79].

Среди произведений искусства народов Саяно-Алтая и Сибири изделия тувинских мастеров-камнерезов заметно отличаются. У этих народов камнерезное искусство развито слабее, чем у тувинцев, потому что именно тувинские мастера ближе всего к тому, что мы называем народным творчеством.

До революции на территории Тувы долгое время господствовали маньчжурские колонизаторы, поэтому камнерезное искусство не получило должного развития. Творчество тувинских народных мастеров-камнерезов служило способом выражения национального самосознания, передавало представления о прекрасном и способствовало развитию самобытных национальных традиций в условиях духовного и экономического угнетения народа. Труд мастеров-резчиков не ценился. Талантливые народные художники разделяли были бедными и необразованными.

В конце XIX - начале XX веков территория республики находилась под властью Цинской империи, что обусловило распространение изделий, стилизованных под Монголию. Статуэтки людей изображались в статичных позах и были лишены движения, выделялись только социальные различия (лама, чиновник, нойон, арат), в основном за счёт деталей одежды. Фигурки животных передавались реалистично, мастера создавали их застывшими в движении.

После образования Тувинской Народной Республики (ТНР) в 1921 г., положение мастеров-камнерезов изменилось. С установлением новой власти жизнь в Туве кардинально изменилась, и правительство ТНР начало заботиться о развитии камнерезного искусства и судьбах мастеров. Лучшие мастера участвовали в строительстве школ и клубов, а наиболее талантливые получали государственные заказы.

В период существования ТНР (1921-1944) мастера-камнерезы использовали свои навыки в строительстве, промысловой кооперации, изготовлении чернильных приборов, игрушек и шахмат, так как в то время стояла задача построить новое социалистическое

государство, и каждый работоспособный гражданин ценился по достоинству. В свободное от работы время мастера продолжали творить, их произведения приобретались местным музеем под руководством В. П. Ермолаева. Однако серьёзные возможности для развития этого вида народного искусства появились только в Советской Туве. В фондохранилище Национального музея Республики Тыва хранится коллекция фигур, выполненных в стиле межвоенного времени. В 1942 году в столице Тувы, городе Кызыле, прошла первая выставка работ народных талантов.

После присоединения Тувы к СССР в статусе Тувинской автономной области камнерезное искусство продолжало успешно развиваться и достигло высокого уровня мастерства. Появились новые реалистические тенденции в малой пластике, тематика значительно расширилась. Большую роль в этом сыграли выставки художественного творчества с участием самодеятельных скульпторов, которые регулярно проводились в Кызыле с 1940-х годов и освещались в прессе. Лучшие произведения мастеров-камнерезов успешно демонстрировались на советских выставках декоративно-прикладного искусства. В 1945 году была организована выставка работ народных мастеров молодой Советской Тувы, и с тех пор стала традицией ежегодная выставка художников и резчиков по камню. Работы из агальматолита стали выставляться на всесоюзных выставках и за рубежом, например, в Монреале и Осаке.

Известный этнограф С. И. Вайнштейн внёс значительный вклад в развитие и укрепление камнерезного искусства, предложив создать творческое объединение художников и мастеров-камнерезов. В результате общественной инициативы творческая интеллигенция 29 марта 1965 года создала независимую организацию, которая получила название Союз художников РСФСР. После этого началось привлечение народных мастеров к творческой жизни и участию в выставках. Талантливые мастера переехали из отдалённых районов в Кызыл. В районах также открылись школы и кружки по резьбе по камню. Некоторые молодые таланты начали обучаться в Москве, Ленинграде, Волгограде и Красноярске, где они освоили сложные декоративные элементы декоративно-прикладного искусства, их композиции и жанры [Вайнштейн, 1974, с. 55].

С 1960-х по 1970-е годы ряды тувинских резчиков пополнились новыми мастерами, окончившими художественные и культурные учебные заведения. Они отличались от старых мастеров более широким кругозором, высокой культурой и образованностью, что позволило им внести значительный вклад в развитие камнерезного искусства. К началу 1980-х годов в Туве обосновались три постоянно действующих школы камнерезов: в селе Тээли, где педагогическую работу продолжают ученики сына Х.К. Тойбу-Хаа, в селе Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района, где юными камнерезами руководит В.Ш. Салчак, и в Эрзине, где кружок возглавил Б. С. Дупчур.

В начале 1980-х годов в Союзе художников появилось новое поколение мастеров, продолжающее традиции народного искусства резьбы по камню и создающее новые произведения искусства. К 1991 году количество камнерезов, являющихся членами Союза художников Тувы, достигло 24 человек, что составляет более половины всего творческого коллектива.

Сегодня центром камнерезного искусства в России считается Республика Тыва, где школа мастеров-камнерезов возникла гораздо раньше уральской школы. Камнерезное искусство на территории Тувы зародилось в конце XIX - начале XX веков, однако изделия из камня обрабатывались и ранее. Древние тюрки и уйгуры, жившие на территории Тувы, создавали каменные изваяния, что, возможно, стало основой для развития камнерезного искусства. На территории республики также встречаются наскальные изображения сцен охоты на диких животных, называемые петроглифами. Вероятно, петроглифы являются истоками камнерезного искусства в Туве.

Таким образом, в народном искусстве Тувы важное место занимала скульптура малых форм. Искусство малой пластики, берущее своё начало в глубине веков с петроглифов, сохраняющее традиции звериного стиля скифо-сибирского искусства и подвергающееся

различным влияниям, продолжает изменяться. Это искусство развивалось в период Тувинской народной республики. В то время появились первые профессионалы — мастера прикладного искусства и камнерезные школы. Народная скульптура из камня сохранилась до наших дней и продолжает совершенствоваться на основе лучших художественных традиций, сложившихся веками. Сегодня мелкая пластика является массовым видом искусства в Туве и её «второй визитной карточкой» наряду с горловым пением.

Изучение тувинского камнерезного искусства показывает, что оно берёт своё начало с петроглифов, созданных в древние времена. Каждый народ стремится сохранить свою культуру и передать её будущим поколениям. Тувинские мастера по камню достигли значительных успехов, творчески развивая национальные традиции и расширяя тематику своих произведений. Это бесценное культурное наследие хранится в музеях.

Можно сделать вывод, что тувинское камнерезное искусство является достоянием тувинского народа и художественной культуры. Оно имеет богатую историю, уходящую корнями в глубь веков. Традиции создания мелкой пластики зародились ещё в скифском «зверином стиле», который продолжается в каменных изваяниях, изображениях оленей и сцен охоты, рельефных накладках на оружии и предметах быта. На предметах звериного стиля представлены животные, характерные для природы Тувы, что является основой анималистического жанра. Основные черты скифо-сибирского звериного стиля также присутствуют в камнерезном искусстве, где изображаются определённые виды животных. Поэтому оно тесно связано с духовной и материальной культурой коренных жителей нашей республики и неотделимо от неё. Камнерезное искусство тувинцев представляет собой ценный эстетический вклад в многонациональную художественную культуру народов нашей страны.

Список источников

1. Киселев С. В. История Южной Сибири. Москва: Изд-во АН СССР, 1951. 642 с.

2. Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. Москва, 1974. 224 с.

Научный руководитель - Дамдынчап Вера Монгушевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, археологии и документоведения, Тувинского государственного университета.

Scientific supervisor - Vera Mongushevna Damdynchap, Candidate of History, Associate Professor, Head of the Department of General History, Archeology and Documentation of Tuvan State University. Информация об авторе:

А. О. Севек, студент 1 курса магистратуры Тувинского государственного университета. Information about the author:

A. O. Sevek, Ist year master's student at Tuva State University.

Научная статья УДК 372.8

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-191-194

Интернет-мем как способ закрепления исторического знания на уроках истории Хорагай-Анай-ооловна Соян

Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия, xopagay@gmail.com.

Аннотация. В настоящей статье рассмотрено как использование интернет-мемов может способствовать улучшению усвоения исторического материала, развитию критического и творческого мышления учащихся, проанализированы достоинства и недостатки интернет-мемов, даны рекомендации по их использованию в учебном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.