Научная статья на тему 'История создания предметов мебели у народов среднеазиатского региона'

История создания предметов мебели у народов среднеазиатского региона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
309
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
МЕБЕЛЬ / ПЛОСКОСТЬ / ИСТОРИЯ / ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ / ЭСТЕТИКA БЫТА / ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ / ФОРМА / ПРЕДМЕТЫ БЫТА / ДИЗАЙН / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Одилова Сайёра Джавдатовна

В данной статье рассматривается история возникновения мебели, развитие эстетической составляющей её дизайна, применение мебели в быту, изменение прикладного и декоративного назначения её у народов Средней Азии в исторической перспективе. Показана связь созданных стилей с аналогичными европейскими направлениями и видами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История создания предметов мебели у народов среднеазиатского региона»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТОВ МЕБЕЛИ У НАРОДОВ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО РЕГИОНА Одилова С.Д.

Одилова Сайёра Джавдатовна - ассистент, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается история возникновения мебели, развитие эстетической составляющей её дизайна, применение мебели в быту, изменение прикладного и декоративного назначения её у народов Средней Азии в исторической перспективе. Показана связь созданных стилей с аналогичными европейскими направлениями и видами.

Ключевые слова: мебель, история, принципы развития, эстетика быта, изменение формы, художественный стиль, форма; плоскость, предметы быта, дизайн, искусство.

Самые древние из сохранившихся образцов мебели были найдены в Египте в царских погребениях III века до нашей эры. Это были сундуки, троны, столы, ложа. Там же были найдены и первые в истории человечества табуреты, кровати и стулья.

У народов тропической Африки, Америки, Океании уже в древности были известны низкие деревянные и каменные троны, скамьи, для которых характерны круглые, продолговатые или вогнутые сиденья, опирающиеся на подставки в виде стилизованных фигурок человека или животного.

На образование стиля древнеримской мебели большое влияние оказали Греция, Египет и страны Востока, присоединенные к Римской империи. Общие формы древнеримской мебели при изяществе и изысканности главных линий страдают некоторой перенасыщенностью орнаментацией и излишеством украшений, причем конструктивные части ее остроумно маскируются всевозможными скульптурными украшениями (например, розетками, накладками). Особенность древнеримского орнамента на предметах быта, в том числе и предметах мебели — изображение военных атрибутов.

У большинства народов Азии сложились традиции использования в быту вместо мебели ковры, стенные ниши, циновки. Однако известны и предметы обстановки, сходные с европейскими. Возникновение в быту мебели наступило позже. Предметы мебели в виде стульев, столов и кроватей появились позже, чем в Европе.. Как известно, использование предметов мебели начиналось в Европе в средние века в готических феодальных замках. Прообразом мебели служил ларь-сундук, который старался вытянуться вверх от обилия хранимых вещей и превратился в шкаф, сразу заняв одно из основных мест в мебельной иерархии. Шкаф стал подражать готическим замкам, поэтому украшался подобием башенок, колонн и даже деревянной скульптурой. Фактически, на деле это являлось отражением связи интерьера с экстерьером. Очень удобный для использования в различных целях, шкаф стал основателем целой мебельной "династии". Позже, когда научились лить стекла различной формы, началось изготовление буфетов со стеклянными дверцами большой площади, а потом появился и книжный шкаф. С развитием столярного ремесла изменяются вид и функции многих предметов быта и создается гибридная мебель, например, гибрид стола и шкафа-бюро. Мягкая мебель возникла в замках европейской знати в период классицизма. Во Франции, которая являлась законодательницей мод в декоре интерьера, в это время строятся резиденции королей и не отстающие от них дворцы знати. Сначала мебель, предназначенную для сиденья, просто обтягивали тканью. Затем, когда владельцы замков все больше привыкали к

роскоши и комфорту, а их одежда становилась легче, менее утепленной и многослойной, сидеть на жестких стульях и диванах оказалось не очень удобно. Мягкая мебель набивалась конским волосом, овечьей шерстью, лебяжьим пухом, позже стал применяться каучук, а в наше время поролон и синтепон.

Развитие технологий в производстве и строительстве, привело к появлению новых стилей в архитектуре и дизайне интерьеров. Изменялся внутренний интерьер помещений, их размеры. Взаимодействие одного с другим, интерьера с эксерьером либо изменял уже существующие элементы мебели, либо создавал нечто совершенно новое. Зарождение барокко приводит к созданию канапе и шезлонга, а роккоко, с его любовью к зеркалам - трюмо и стола для туалета с трехстворчатым зеркалом -трельяж. Модерн сконструировал кресло без подлокотников и со спинкой в виде половинки раковины. Мебель видоизменялась, то упрощаясь, то усложняясь, в зависимости от тенденций моды. Появились стул без спинки - пуф и диван без спинки, но с подушками, - софа. Секретеры, серванты, комоды и стеллажи -появились как варианты преображения шкафа.

Помимо архитектурных стилей, мебель очень зависела и от страны, где она создавалась. Во Франции - изящная и декоративная, в Германии - прочная с обильным скульптурным декором, демонстрирующая достаток хозяина, в Скандинавии -удобная и функциональная. А англичане даже создали собственный кабинетный стиль, благодаря мастеру Т. Чиппендейлу стиль получил имя зачинателя. Рациональность форм такой мебели, которая изготавливалась из благородного дерева, сочеталась с искусным и тонким декором поверхностей. Подражание чиппендейловскому стилю получило название колониального стиля в мебели.

Совершенно отдельно и независимо от европейских влияний стоят интерьеры Востока. Много плетеных вещей из тростника, веревок или полосок кожи, мебель из темного, почти черного дерева. Все низкое, непривычное для европейского глаза, предметы в виде ширм и пуфиков, скамеек. Россия тоже внесла свой вклад в формирование мебельных стилей. Особенность страны - суровый климат, и жилые помещения, обогреваемые печью, были небольшими, а семьи, проживающие в них, могли состоять одновременно из нескольких поколений. Поэтому мебель была многофункциональной. Русская изба в интерьере имела лавки - это широкие и длинные скамьи без спинок. Днем на ней размещались несколько человек, а ночью она служила для жильцов постелью. Историческое развитие русского быта приблизил внутреннюю картину, облик с европейским. Интерьеры в стиле русского классицизма уже имели свои особенности: в первую очередь по используемому материалу, например, широко распространенная карельская береза с неповторимым декоративным рисунком древесины. Интерьеры домов дворян, даже интерьеры царской жилой резиденции - например, коттеджа в Петродворце -не были вычурными, в них отсутствовала излишняя роскошь. Светлое дерево и шелковая обивка мебели, высокие книжные шкафы и широкие письменные столы с матовыми абажурами настольных ламп в кабинетах, стеклянные дверцы буфетов "горок" в столовой с фарфоровой посудой императорских заводов - все очень благородно и функционально присутствуют в интерьере с вставляемыми одна в другую маленькими столиками.

В двадцатом веке бурно развивается химия, изменяются производственные технологии, а появление различных синтетических материалов и пластмассы с новыми свойствами произвело взрыв в мебельной индустрии. Минимализм 60-х годов создает пластмассовые тонконогие столы и стулья, пластиковые светильники-конусы. Производство мебели из штучного стало поточным, дерево сменили заменители. Дальнейшее развитие мебельной индустрии приводит к появлению гарнитуров - это практически уже обставленная комната. И как вершина поточного производства -предметы интерьера недавнего прошлого: одинаковые "стенки" и мягкая мебель с одинаковой обивкой в типовых квартирах.

Ускорение производства, и в первую очередь, совершенствование её технологичности дало старт появлению большого разнообразия стилей, улучшению качества изготовления, использование методов изготовления предметов от ручной работы до поточного производства, разнообразие используемых материалов, а, соответственно, и вследствие большой ценовой разброс - это современное состояние мебельного рынка. Изменился стиль жизни, и появились новые виды мебели. Мебель под аудио- и видеоаппаратуру, компьютерные столы, диваны-трансформеры, в которых есть все: от откидных столиков до массажеров и встроенных динамиков. Теперь каждый руководствуется в выборе мебели собственным вкусом по форме и цвету, возникла потребность в совете дизайнера на стадии проектирования и изготовления. Появились понятия об индивидуальном заказе при серийном производстве. Ограничения формировались только чувством меры и платежеспособностью. Создание мебели стало искусством.

Потребность населения в мебели растет, поэтому в нашей стране появляются большие и малые предприятия для удовлетворения спроса рынка. В то же время со стороны государства создаются широкие возможности для населения в развитии мебельной отрасли промышленности. Вместе с этим получает развитие и вся структура для локализации многих производств, связанных с мебельной промышленностью, дизайнерских групп и фирм. Глобализация привела к тому, что мебель проектируется в одной стране, изготавливается в другой и используется в третьей стране.

Естественно, разработка новых форм и стилей для мебели, предназначенной для потребителей с высоким уровнем эстетического восприятия, не разделяется по странам и континентам. Выставки мебели проходят во всех странах. Разработка новых, создание художественно значимых и функционально совершенных элементов мебельной промышленности, включая комплекты мебели, которые могут использоваться как для обустройства жилых, так и общественных помещений.

Из сказанного следует, что исторически мебель, как предмет быта для сидения, отдыха и расположения вещей сопутствовала человека в жизни и являлась всегда предметом «для пользования», начинает трансформироваться в объект с преобладанием её эстетической составляющей, т.е. предметом «для восхищения». Ещё во время перехода первобытных общин к оседлости племён, человек старался обустроить свое жилище. Можно сделать вывод, что существует историческая закономерность о росте у человека потребности таких свойств у предмета, в данном случае мебели, как эстетичность. Проходило время, менялся бытовой уклад, развивались художественные стили и вместе с этим рождались новые типы и стили мебели, новые ее конструкции. Национальные традиции быта в целом заметно влияли на декоративные и композиционные особенности мебели.

Список литературы

1. Гарин В.А., Разиньков Е.М., Чернышев А.Н. История мебели древнего мира и Западной Европы. М.: Ноосфера, 2006.

2. Русская мебель. Энциклопедия русского антиквариата. М.: Трилистник, 2004.

3. Тенденции современной мебели. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tsp-spb.com/information/article/41-tendencii-sovremennoj-mebeli.html/ (дата обращения: 02.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.