УДК 749.1:069.02(470.311) DOI: 10.12737/11402
Гончарова Оксана Станиславовна
Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» им. Ф. И. Тютчева» (Пушкинский р-н, Московская обл., Российская Федерация); ст. науч. сотр. сектора декоративно-прикладного искусства; e-mail: [email protected]
ИСТОРИЯ УСАДЬБЫ «МУРАНОВО» В ЕЕ ИНТЕРЬЕРАХ
Статья посвящена истории уникального собрания мебели музея-заповедника «Усадьба «Мураново». Автор рассматривает и систематизирует интерьеры дома по стилевым направлениям мебели XVIII и XIX вв. Владельцы и устроители внешнего и внутреннего убранства дома внесли неоценимый вклад в создание особого уюта и привлекательности каждой комнаты этого «дворянского гнезда». Сочетание мебельных гарнитуров, выполненных европейскими мастерами дополняется простыми и функциональными предметами местных столяров и резчиков по дереву, стиль ампир сменяет бидермайер, предметы в стиле жакоб оттеняют помпезные вещи, выполненные в стиле эпохи историзма. Автор рассказывает об особенностях интерьера и отдельных деталях обстановки главного усадебного дома при Энгельгардтах, Боратынских, Путя-тах и Тютчевых с начала XIX века до начала ХХ. Подчёркивается важность сохранения и преображения некоторых предметов интерьера, которые стали частью истории жизни в этом доме. Эклектика в интерьерах мурановской усадьбы воспитывает вкус своих посетителей до сих пор, соразмерность и гармоничность гарнитуров и отдельных предметов соединяет не только разные стили XIX века, но и разные поколения, бережно сохраняя основы семейных традиций дворянского быта.
Ключевые слова: Мураново, усадьба, Энгельгардты, Боратынские, Путяты, Тютчевы, мебель XVIII - XIX вв., стиль ампир, жакоб, бидермайер, мебельные гарнитуры.
Мурановская усадьба интересна тем, что на протяжении 200 лет, с 1816 г., сменив четыре поколения хозяев, принадлежала людям, находящимся в родстве друг к другу и передавалась по наследству. Поэтому в ней сохранилась возможность проследить историю многих вещей - как предметов искусства, книг, так и мебели. Обстановка дома содержит большое количество замечательных образцов русской и европейской мебели XVNI-ХIX вв.
Четыре поколения хозяев - Энгельгардты, Боратынские, Путяты и Тютчевы -оставили свой отпечаток в мурановском доме в размеренном укладе своей жизни, пользуясь как предметами старины, которые бережно сохраняли, так и современной им эпохи. Так, столики из Овстуга, принадлежащие еще родителям Тютчева, здесь гармонично соседствуют с тонетов-скими стульями и мебелью, сделанной по чертежам Боратынского мурановскими крепостными мастерами.
Во временном отношении наибольшее количество предметов быта в доме относится к пер. пол. XIX в. А в связи с тем,
что последними хозяевами усадьбы был Иван Федорович Тютчев и его дети, по сути, единственные наследники многочисленного семейства поэта, то здесь преобладают вещи, принадлежавшие именно Тютчевым. Уже к 1903 г., после смерти Дарьи Федоровны, все их семейное наследие сосредоточилось в Муранове. Сюда же ранее была перевезена обстановка кабинета, гостиной и спальни поэта Ф.И. Тютчева из его петербургской квартиры.
Теперь в «Кабинете двух поэтов» находятся старинные низкие кресла XVIII в. на колесиках, сделанные неизвестными русскими мастерами по образцам английской кабинетной мебели. Они соседствуют с мягким удобным диваном времен Александра II и столом сер. XIX в., времени перехода от ампира к эклектике (рис. 1). И если кресла достаточно строги и неброски, то резной стол красного дерева, привлекающий к себе внимание обильной (даже чрезмерно) резьбой, - это мебель дорогая, которую могли себе позволить заказать только богатые покупатели. Тютчевы хоть богатством и не отличались, но
Рис. 1 - Обстановка петербургского кабинета Ф.И. Тютчева в Муранове (сер. XIX в.)
занимали достаточно высокое положение в обществе: дочери поэта были фрейлинами при Императорском Дворе, а сам поэт дослужился до звания камергера. И, как говорится, положение обязывало к определенному интерьеру в их доме.
Одним из самых старых предметов обихода в доме является бюро-цилиндр французской работы вт. пол. XVIII в. из сатинового дерева с мраморной доской наверху и бронзовыми украшениями, стоящее на втором этаже дома в комнате детей Ивана Федоровича Тютчева. Откидная полукруглая крышка скрывает ряд выдвижных ящичков и ячеек для бумаг. Бюро отличают строгие классические формы с гармоничными пропорциями и простотой стиля эпохи Людовика XVI. Это бюро - одно из тех немногих вещей, которые Тютчевы привезли из-за границы, принадлежало Эрнести-не Федоровне, второй жене поэта.
К числу «старожилов дома» можно отнести и два энгельгардтовских кресла из Большой гостиной, с не очень удобной высокой деревянной спинкой с «ушами», на резных ножках и привычными для того времени латунными колесиками. Такие кресла ставились в гостиных. В XVIII в., когда мебельное ремесло в России толь-
ко развивалось, мастера уделяли большое внимание внешнему виду изделия и часто - в ущерб удобству. Как бы то ни было, в таком кресле легко можно представить первого хозяина усадьбы Льва Николаевича Энгельгардта, бывалого вояку, генерал-майора в отставке, в кругу семьи и друзей.
В Зеленой гостиной, интерьер которой сложился после смерти его младшей дочери, третьей хозяйки Муранова Софьи Львовны Путяты (после 1884 г.), можно полюбоваться превосходным по своим пропорциям книжным шкафом-бюро 40-60-х гг XVIII в. русской работы, с волнообразно изогнутой откидной крышкой и искусно замаскированными потайными ящичками.
Здесь же, у старого энгельгардтовско-го киота с 200-летними иконами - обязательного атрибута каждой комнаты в России XIX в., расположился гостиничный гарнитур - великолепный образец парадного петербургского ампира: диван, круглый преддиванный столик и шесть кресел, расставленных по всей комнате. Все эти предметы, выполненные в едином стиле, с резными элементами, украшены накладной золоченой резьбой. Строгий и торжественный ампирный ансамбль с обязательной картиной над диваном и большим зерка-
Рис. 2 - Гарнитур в «Зеленой гостиной» (перв. треть XIX в.)
лом между окнами - так меблировали русские гостиные в первой трети XIX в. (рис. 2).
Ампир или «стиль Империи», возникший еще при Павле I, стал активно развиваться после победы России над наполеоновской Францией в войне 1812-15 гг. на основе новой имперской идеологии. Наиболее ярко он проявился в архитектуре. Восстанавливая Москву и создавая новые величественные ансамбли в Петербурге, архитекторы проектировали и интерьеры для них, внося в декор и формы мебели новые черты. Правила формообразования мебельного ампира соответствовали законам классической архитектуры: она монументальна и имеет четкие конструктивные членения. В каждом мебельном объекте массы строго пропорционально рассчитаны, что подчеркивает строгость их композиции. Важнейшими элементами украшений ампирной мебели являются архитектурные шаблоны - колонны, капители, фризы, карнизы. Театральная «установка» ампира как искусства дворцового, парадного, обуславливает и специфику размещения предметов в помещении, располагая их по периметру и превращая тем самым интерьер в своеобразную театральную площадку. Мебель часто ставит-
ся целыми гарнитурами, выполненными из одной породы дерева, в одной цветовой гамме с другими предметами интерьера.
Своеобразие александровского ампира - это концентрация отдельных пятен орнаментировки в определенных местах на сравнительно небольших гладких поверхностях. В эталонных предметах этого направления использовалась бронза: литые и золоченые фигуры кариатид, атлантов, грифонов и пр., и накладной бронзовый декор. Но, хоть эта мебель и пользовалась большим спросом, она была очень дорогой, и поэтому столяры заменяли бронзовую пластику позолоченной деревянной резьбой или папье-маше. Массивная, с гладкими полированными поверхностями, декоративными накладными бронзовыми рельефами, деталями в виде карнизов, колонн, львиных лап, она была схожа с ампиром в архитектуре сооружений. Кстати, мебель ампира была далеко не такой удобной: комфортом сознательно жертвовали ради величественных форм.
И, в качестве примера, еще один классический ампирный гостиничный гарнитур из дивана и двух кресел-корытец, находящийся в Большой гостиной у камина. Это уже упрощенный ампир, без позолоты
и с минимумом резьбы: лишь небольшой резной декор на передних ножках-балясинах и бараньи маскароны, завершающие строгое обрамление высоких полукруглых мягких спинок.
В формообразовании русской мебели первой трети XIX в. просматривается определенная тенденция: оно идет по двум весьма самостоятельным направлениям. По первому мебель делается парадной, изобилующей резьбой и позолотой, по второму - бытовой и камерной, более легких пропорций, с минимумом украшений. Одним из таких камерных ответвлений является мебель стиля «жакоб», названного в честь французского мебельщика Жоржа Жакоба. Считается, что он первым стал делать мебель с узкими врезками золоченой бронзы. В России в самом начале века подобная мебель простых прямолинейных форм, украшенная узкими рифлеными латунными полосками (тягами) и розетками, подчеркивающими вертикальные и горизонтальные членения объекта, создавалась в мастерской Х. Мейера. Его же принято считать и родоначальником «русского жакоба», который назывался еще «павловским ампиром» в честь императора Павла I, способствовавшего его расцвету своим запретом на ввоз в Россию французской мебели. Мебель в стиле «жакоб» -утонченная, удобная и достаточно недорогая в производстве. В свое время для
неискушенной России такая мебель считалась верхом имперского величия. Она быстро завоевала популярность. В этом стиле можно было сделать все, что угодно: от книжных шкафов, бюро и кроватей до изящных кресел, консолей и разнообразных столиков. Эти предметы не только идеально совмещались между собой в помещениях разного назначения, но и позднее удачно сосуществовали в интерьерах с разными стилевыми сочетаниями.
В Муранове есть несколько предметов, выполненных в стиле «русский жакоб», в т.ч. и небольшой полукруглый шкафчик нач. XIX в., очень гармонично дополняющий ампирный интерьер Зеленой гостиной (рис. 3).
Как-то незаметно, наравне с ампиром, в обществе набирал популярность новый стиль - бидермайер, родиной которого считается Австрия. В Европе, в отличие от России, после 1814 г. время военных триумфов закончилось, и ему на смену пришло новое поколение людей, разочарованных в политике и общественной жизни, и превыше всего ценящих семейный уют. Героем эпохи стал одинокий романтик, погруженный в себя и желающий укрыться от мира в кругу семьи и друзей. Это была эпоха, утверждающая существование новой элиты - буржуазии, и это был первый стиль, выражающий ее вкусы. Моду стал диктовать средний класс.
Рис. 3 - Шкаф в стиле «жакоб» в «Зеленой гостиной» (нач. XIX в.)
Не обошло это веяние и мебельное искусство. Дорогие породы дерева уже не в ходу, используется местная древесина -клен, ясень, орех, береза... Формы мебели облегчаются, вместо жестких линий и четких членений - знаменитые, плавно изогнутые очертания. В вещах в первую очередь ценится удобство, целесообразность и прочность. Обилие резьбы и бронзового декора уходит в прошлое, поэтому бидер-майер как ни один другой стиль выявлял фактуру дерева. Теперь ценится богатый рисунок волокон, даже инкрустаций уже очень мало и, если они имеются, то только для подчеркивания чистых плоскостей, как например, в сочетаниях светлой древесины со вставками черного дерева. Обивка тоже более дешевая, не из шелка или гобелена, а из ситца или репса. Хотя здесь следует отметить, не смотря на то, что би-дермайер считался стилем среднего класса, эта мебель по уровню исполнения была изысканной и весьма дорогой.
Из всех комнат мурановского дома выделяется спальня Ольги Николаевны Тютчевой на втором этаже, интерьер которой можно назвать классикой стиля бидер-майера. Это достаточно строгая и изящная, но без вычурности, комната, центральной «изюминкой» которой является кушеткой с неброской ажурной резьбой на спинках,
с вокруг расположенными остальными предметами. Не смотря на стилевое разнообразие (а здесь стоят вещи и ампирные -такие, как зеркало-трюмо за кушеткой с золочеными львами на тумбочках, и непосредственно бидермайер - два шкафа-монашки, расположившиеся друг напротив друга, и эклектика кон. XIX в. - в резных стульях, стоящих у окон), в ней ощущается некая камерность и тепло, сохранившиеся от её хозяйки (рис. 4). Кстати, такое странное название получил вид шкафов с полукруглой передней дверцей благодаря своей компактности и многофункциональности: они могли умещаться в кельях и совмещать в себе платяной шкаф, комод, как в Муранове, а часто еще и секретер.
Проходя по комнатам главного усадебного дома, всегда можно отличить мебель Боратынских - их предметы разнятся от образцов как Энгельгардтов, так и Путят, и Тютчевых. Боратынские не были богаты, а при постройке нового дома, который поэт закончил в 1843 г., необходимо было наполнить собственной обстановкой каждую комнату. И поэт выступил как архитектор и дизайнер, используя умения местных мастеров, скорее всего крепостных крестьян, которые и делали мебель как по чертежам самого Е. А. Боратынского, так и, возможно, по каким-то классическим образцам.
Рис. 4 - Мебель в спальне О. Н. Тютчевой (кон. XIXв.)
Рис. 5 - Интерьер столовой в Главном усадебном доме (кон. XIX в.)
Конечно, эту мебель отличает простота форм, объемов и декора, но она добротна и сделана исключительно для удобства своих хозяев. Так, письменный стол, до сих пор стоящий в Кабинете, именно там, где и поставил его для себя поэт, сделан именно по его чертежам. На стол ставили конторку с откидной доской для занятий стоя. В XIX в. считалось, что работа стоя полезнее для здоровья и такие конторки были в то время весьма распространенным дополнением к рабочему столу.
Мебели Боратынских в доме очень немного: после раздела имения овдовевшая жена поэта увезла с собой в Казань практически весь скарб. Но то, что осталось, бережно хранилось потомками. Помимо письменного стола - это два книжных шкафа и четыре небольших одинаковых столика с изогнутыми ножками.
Огромный буфет из Столовой - это уже память об интерьерах дома при Путя-тах. По семейным преданиям на рубеже Х1Х-ХХ вв. он был переделан по желанию Николая Ивановича Тютчева из кровати 1840-х гг.- свадебного приданого Софьи Львовны. Одна из спинок, украшенная резьбой, была распилена, превратившись в дверцы нижней части буфета, пара колонок, поддерживающие когда-то балдахин,
украсили боковины верхней части, неиспользованные детали кровати были проданы. И теперь только искушенные знатоки могут разглядеть в получившемся монументальном сооружении что-то иное, чем просто буфет, и именно по стилевому несоответствию его частей (рис. 5).
Здесь же, в Столовой, вокруг массивного 200-летнего стола-сороконожки, раздвигающегося почти на всю длину комнаты, мы видим еще несколько экспонатов со своей семейной историей. Это стулья из московского Английского клуба, и потому, вполне возможно, английской работы. Их купил Н. И. Тютчев в нач. XX в., когда в клубе обновляли интерьеры.
Удивляет в усадебном доме и обилие зеркал практически в каждой комнате, придающих им особую нарядность. Здесь есть и зеркала XVIII в., как, например, два зеркала со Светлой лестницы, в скромных крашеных рамах, напоминающих о времени, когда в России еще не делали больших зеркальных полотен, а составляли их из двух частей; и небольшое зеркало елизаветинского времени в сплошь вызолоченном резном обрамлении. В музейной коллекции представлено большое разнообразие зеркал XIX в. В Голубой гостиной находится настенное зеркало в раме красного дерева
Рис. 6 - Интерьер Большой гостиной в Главном усадебном доме (сер. XIX в.)
с украшениями из чеканной бронзы французской работы начала века; в Большой гостиной - два огромных напольных зеркала середины века русской работы, которые, по преданию, переделаны из дворцовых дверей. Их также приобрел Н. И. Тютчев. Наконец большое настенное зеркало со второго этажа из южной комнаты с эркером, в массивной резной ореховой раме, с подзеркальником, представляет вкусы последней четверти века, оно попало в усадьбу уже в музейное время.
Многие предметы, которые можно увидеть в доме, не имеют большой художественной ценности, а интересны только с бытовой точки зрения, как типичные принадлежности обстановки барских домов. К таким вещам относятся два дивана-крапо из Гоголевской комнаты и Большой гостиной, которые очень часто можно увидеть на старых акварелях с изображением русских дворянских гостиных 30-40-х гг XIX в. Это низкие диваны с квадратными сидениями и откидными полочками по бокам. Один из
таких диванов, из Большой гостиной, обит полосами малинового бархата со вставленными между ними вышивками Э. Ф. Тютчевой, второй жены поэта (рис. 6). Или же шифоньерки из Спальни Ф. И. Тютчева с застекленными верхними половинками, за стеклами которых закреплены картонные щиты с вырезанными из журналов и наклеенными фигурами, цветами и бабочками. Такие «аппликации» были в моде в 1830-х гг.
За время существования мурановского дома менялись не раз и стили, и его хозяева. Но обитатели усадьбы пользовались и бережно сохраняли предметы старины, принадлежавшие их предкам, и вещи современной им эпохи, которые вносили сюда сами. Наверное поэтому эти позднейшие дополнения выглядят очень гармонично в бытовом убранстве дома, сохраняя целостность создавшегося образа - образа «дома поэтов», дома, сохранившего в себе атмосферу ярких представителей русской литературной и общественной жизни прошлого столетия.
Список источников:
1. Благой Д. Мураново. Литературная экскурсия. М.: Московское акционерное издательское общество, 1925. 80 с.
2. Бытовая мебель русского классицизма. Образцы мебели русской работы конца XVIII - начала XIX века / Под ред. З. Н. Быкова. М.: Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре, 1954. 17 с.
3. Ватаман В.П. Мемориальный музей в культурном пространстве региона // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. Т. 8. № 4. С. 68-74.
4. ГрашинА.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели. М.: Архитектура-С, 2007. 416 с.
5. КесД. Стили мебели. Будапешт: Изд-во Академии Наук Венгрии, 1981. 277 с.
6. Обмеры мебели. Вып. I. / Под ред. Н. Н. Соболева. М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940.
7. Пигарев К. В. Мураново. М.: Московский рабочий, 1948. 156 с. Oksana Goncharova
State Tyutchev Memorial estate «Mouranovo» (Moscow region, Russia); Senior Researcher at the Department of arts and crafts
HISTORY OF ESTATE «MOURANOVO» IN ITS INTERIORS
The article is dedicated a history of the unique furniture collection of the State Tyutchev Memorial estate «Mouranovo». The author put under consideration and systematizes the main house interiors of the Memorial estate according to the furniture styles in 18th and 19th cent. The owners and creators of the interior and exterior design made all the best for comfort and attractiveness in each room of the «nest of the gentry». Furniture made by European masters was added to some items made by local joiners and wood carvers; Empire style and Biedermeyer complimented one anther, some objects in Jacob style made more prominent some goods created in historical method. The author writes about special things and details in interiors of the main house in the time of the Engelgardts, E. Boratynsky, the Putyatas, the Tyutchevs from early 19th cent. till early 20th cent. Special emphasis is made on the importance to preserve some objects which became historical things of the house. The eclecticism in interiors of the Mouranovo memorial estate develops a taste of its visitors till nowdays, harmony of its furniture sets and separate pieces unites not only different styles but different generations, in the same way keeping the base of the nobility family life.
Keywords: Mouranovo, a country memorial estate, the Engelgardts, E. Boratynsky, the Putyatas, the Tyutchevs, furniture of the 18th - 19th cent., the Empire style, the Jacob style, the Biedermeyer, furniture sets.
References:
1. Blagoj D. Muranovo. Literaturnaja jekskursija [The Mouranovo. A literature excursion]. M.: Moskovskoe ak-cionernoe izdatel'skoe obshhestvo, 1925. 80 p.
2. Bytovaja mebel' russkogo klassicizma. Obrazcy mebeli russkoj raboty konca XVIII - nachala XIX veka [Home furniture of Russian classicism. Samples of Russian furniture work late 18th - early 19th century] / Pod red. Z. N. Byko-va. M.: Gos. izd-vo lit-ry po stroitel'stvu i arhitekture, 1954. 17 p.
3. Vataman V. P. Memorial'nyj muzej v kul'turnom prostranstve regiona [Memorial Museum in the cultural space of the region] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service & Tourism: Current Challenges]. 2014. T.8. № 4. p. 68-74.
4. Grashin A. A. Kratkij kurs stilevoj jevoljucii mebeli [The Short course of evolution of furniture styles]. M.: Arhi-tektura-S, 2007. 416 p.
5. Kes D. Stili mebeli [The funiture styles]. Budapesht: Izd-vo Akademii Nauk Vengrii, 1981. 277 p.
6. Obmery mebeli. Vyp. I [Furniture measurements. Vol. 1]. / Pod red. N. N. Soboleva. M.: Izd-vo Akademii arhitek-tury SSSR, 1940.
7. Pigarev K. V. Muranovo [The Mouranovo]. M.: Moskovskij rabochij, 1948. 156 p.