Научная статья на тему 'Интерьер дома-особняка гражданского инженера А.Д. Крячкова в городе Томске. К проблеме архитектуры модерна в Сибири'

Интерьер дома-особняка гражданского инженера А.Д. Крячкова в городе Томске. К проблеме архитектуры модерна в Сибири Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
286
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история интерьера / стиль модерн / мебель / А.Д. Крячков / деревянная архитектура / Томск / interior history / art Nouveau style / furniture / A.D. Kryachkov / wooden architecture / Tomsk

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бирюкова Татьяна Владимировна

Статья посвящена исследованию особенностей интерьера жилого дома, выполненного в стиле модерн в Сибири. Самобытность интерьера сибирского модерна показана на примере особняка гражданского инженера А.Д. Крячкова, построенного в 1910 г. в Томске. Рассмотрены декоративные решения фасадов здания, планировка первого и второго этажей, особенности оформления интерьера и сохранившихся предметов мебели. В статье раскрываются вопросы сочетания комфортабельности и красоты интерьера, которые достигаются с помощью неординарных приемов отделки стен, проработки дизайна комнат, мебели и бытовых предметов. Основное внимание в работе уделяется средствам достижения соответствия функционального назначения помещений их внутреннему устройству, конструкции и декоративному оформлению мебели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Interior of Civil Engineer A.D. Кryachkov’s Mansion in the City of Tomsk. To the Problem of Art Nouveau Style in Architecture of Siberia

The article deals with the study of interior features of an apartment house made in the Art Nouveau style in Siberia. The identity of the interior of the Siberian Art Nouveau is shown on the example of the mansion of the civil engineer A.D. Kryachkov, built in 1910 in the city of Tomsk. Decorative solutions of the facades of the building, layout of the first and second floors, interior design features and surviving pieces of furniture are considered. The article deals with questions of a combination of comfortableness and beauty of an interior which are reached by means of unusual methods of wall finishing, study of room design, furniture and household items. The main attention in the work is paid to the means of achieving the correspondence of the functional use of the premises to their internal arrangement, to the decorative design of furniture.

Текст научной работы на тему «Интерьер дома-особняка гражданского инженера А.Д. Крячкова в городе Томске. К проблеме архитектуры модерна в Сибири»

УДК: 72.035.93

Т.В. Бирюкова Томский государственный архитектурно-строительный университет (Томск) Tvbiryukova@sibmail.com Научный руководитель: кандидат искусствоведения А.П. Герасимов

Интерьер дома-особняка гражданского инженера А.Д. Крячкова в городе Томске. К проблеме архитектуры модерна в Сибири

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей интерьера жилого дома, выполненного в стиле модерн в Сибири. Самобытность интерьера сибирского модерна показана на примере особняка гражданского инженера А.Д. Крячкова, построенного в 1910 г. в Томске. Рассмотрены декоративные решения фасадов здания, планировка первого и второго этажей, особенности оформления интерьера и сохранившихся предметов мебели. В статье раскрываются вопросы сочетания комфортабельности и красоты интерьера, которые достигаются с помощью неординарных приемов отделки стен, проработки дизайна комнат, мебели и бытовых предметов. Основное внимание в работе уделяется средствам достижения соответствия функционального назначения помещений их внутреннему устройству, конструкции и декоративному оформлению мебели.

Ключевые слова: история интерьера, стиль модерн, мебель, А.Д. Крячков, деревянная архитектура, Томск

T.V. Biryukova Tomsk State University of Architecture and Building (Tomsk) tvbiryukova@sibmail.com Scientific supervisor is A.P. Gerasimov

The Interior of Civil Engineer A.D. fryachkov's Mansion in the City of Tomsk.

To the Problem of Art Nouveau Style in Architecture of Siberia

Abstract

The article deals with the study of interior features of an apartment house made in the Art Nouveau style in Siberia. The identity of the interior of the Siberian Art Nouveau is shown on the example of the mansion of the civil engineer A.D. Kryachkov, built in 1910 in the city of Tomsk. Decorative solutions of the facades of the building, layout of the first and second floors, interior design features and surviving pieces of furniture are considered. The article deals with questions of a combination of comfortableness and beauty of an interior which are reached by means of unusual methods of wall finishing, study of room design, furniture and household items. The main attention in the work is paid to the means of achieving the correspondence of the functional use of the premises to their internal arrangement, to the decorative design of furniture.

Key words: interior history, art Nouveau style, furniture, A.D. Kryachkov, wooden architecture, Tomsk

Стиль модерн, сформировавшийся как направление в искусстве и архитектуре Европы в конце XIX в., достаточно быстро распространился в сибирских городах. Здесь он воплотился во внешнем облике и интерьере доходных домов, утилитарных зданий и особняков зажиточных горожан. Одним из проводников модерна в Томске становится гражданский архитектор Андрей Дмитриевич Крячков. Свои идеи он воплотил в художественном облике и техническом оснащении дома-особняка, построенного в центре г. Томска.

Считая, что в Сибири надо строить дома из дерева — материала экологически чистого, красивого и недорогого, которого здесь в избытке, — для стен

своего дома А.Д. Крячков выбрал сосну, меньше других пород дерева поддающуюся гниению. Цокольный этаж предполагалось выполнить из кирпича и частично из лиственницы, которая во влажной среде со временем «каменеет». Дом был задуман как первый в городе деревянный дом с паровым отоплением: А.Д. Крячков стремился продемонстрировать, что дерево — современный материал, и что деревянный дом может быть совмещен со всеми достижениями начала ХХ в. «Экспериментальный деревянный дом с автономной системой жизнеобеспечения первоначально не был утвержден из-за высоты здания. Два этажа с полуподвалом и жилым мезонином составляли почти три этажа, что было запрещено

строительным уставом для деревянных домов» [Герасимов, 2010, с. 95]. После долгих обсуждений и небольшой доработки проект был одобрен (ил. 1а, б). Особняк был построен за два года (1910—1911)

— это был один из первых деревянных особняков Сибири в стиле модерн (ил. 1в).

Дом-особняк прямоугольный в плане, главная ось здания проходит по центру главного фасада. Сруб выполнен конструкцией «в обло», являющейся надежным конструктивным соединением, которое ведет свое начало с древнейших времен и позволяет лучше сохранить тепло в здании. Углы сруба центрального ризалита обшиты досками и подчеркнуты белым цветом, входная группа украшена полуциркульным проемом, остеклена и выделена эркером второго этажа (ил. 2а). Асимметрия центрального фасада уравновешена диагональным расположением двойных окон с характерным для модерна оформлением наличников. Как и многие русские зодчие, которые «почти отказывались от стилизованных декорированных элементов, столь свойственных раннему модерну» [Борисова, Стернин, 2009, с. 259], А.Д. Крячков минимально использует декор на фасадах, вокруг оконных и дверных проемов, во фризе вальмовых крыш.

Решение дворового фасада более строгое, спокойное, с равномерным ритмичным расположением окон, которые, визуально расширяя объем внутренних помещений, выходили в большой сад, создавая ощущение свободного полета фантазии и выполняя одну из функций модерна — «изнутри-наружу» (ил. 1г). Учитывая сибирский климат, архитектор старался найти оптимальное решение в размерах оконных проемов, позволяющих, с одной стороны, обеспечить наиболее хорошую освещенность, с другой

— сохранить тепло. Большие окна способствовали увеличению солнечного света, визуальному расширению внутренних помещений дома, что коренным образом меняло пространство интерьера.

Согласно принципам «нового стиля», когда на первом месте стояли функциональные вопросы внутреннего пространства, внешний вид здания определялся назначением каждого из его помещений [Коссовский, 2013]. На первом этаже, который занимала семья архитектора, размещались гостиная, столовая, детская, спальня и кабинет, второй этаж сдавался внаем преподавателям Технологического института. Вход для прислуги находился с западной стороны, откуда по узкой лестнице можно было попасть в кухню, кладовые и подсобные помещения. Главный вход для семьи и гостей А.Д. Крячкова был с центральной улицы, в столовой на первом этаже находился выход в сад (ил. 2б). Кабинет зодчего располагался на первом этаже с выходом в гостиную и коридор; в общем пространстве здания большие комнаты чередовались с малыми. Планировка первого и второго этажей выполнена таким образом, что прислуга и хозяева дома практически не встречались. Основную площадь второго этажа занимали гостиная с видом на центральную улицу и столовая с выходом на балкон.

Интерьер помещений сам по себе сдержан и рационален, архитектор использует четкие геометрические формы, делая главный акцент на отделку стен и меблировку комнат особняка. Во внутреннем

оформлении спальной комнаты используется классический ордер (ил. 2в). Гладкий потолочный карниз разделяет плоскости стен и потолка. Пространство разделено потолочной балкой, поддерживаемой колоннами коринфского ордера, оно гармонирует с классической правильностью объема помещения, придающей комнате ощущение необычности (ил. 2г). Деление комнаты на зоны подчеркнуто шторами из темной ткани, отсутствием простых геометрических форм и симметричной расстановкой мебели. Тахта, кресла, шкаф с большим зеркалом отодвинуты от стен комнаты и собраны в своеобразные зоны отдыха. Строгие формы шкафа, расположенного в углу комнаты, сочетаются с изогнутыми волнообразными очертаниями тахты и кресел. Окрашенные стены драпированы гобеленом с цветочным орнаментом, ковер на полу при открытых шторах призван визуально объединить зоны. Люстра, выполненная в стиле модерн, с текстильным абажуром, приглушает свет, успокаивая и создавая романтическое настроение. Внутреннее пространство спальни дополнено множеством бытовых мелочей и фотографиями; индивидуальность интерьера архитектор подчеркивает своеобразным дизайном мебели. «Предметное изобилие отождествлялось с красотой и уютом. "Всего должно быть много" — этот принцип стал необходимым условием "стильного" и комфортабельного жилища» [Стругова, 2011, с. 13].

Гостиная особняка, в которой собирались друзья и знакомые — представители творческой интеллигенции, ученые и архитекторы, — представляла собой интерьер, где прослеживается соответствие между внутренним пространством и современной на тот момент обстановкой (ил. 2д). Высокий, увеличивающий пространство помещения балочный потолок позволил архитектору использовать в оформлении интерьера карнизы и подвесную лампу в стиле модерн. Рисунок и цвет стен повторяет обивку дивана. Центром композиции в комнате является массивный стол, вокруг которого размещены стулья, диван, сервант, буфет, пианино. Простота отделки стен, мелкие детали интерьера одновременно подчеркивают асимметрию в расстановке мебели и сохраняют динамическое равновесие интерьера (ил. 2е). Сервант со строгими, четкими, слегка изогнутыми линиями и растительной орнаментикой изготовлен из фактурной древесины. Небольшие квадратные стеклянные вставки в дверцах серванта инкрустированы геометрически правильным сложным переплетом (ил. 3а). Дизайн выполненного из светлой древесины буфета с асимметричными боковыми объемами и со стеклянными дверцами в среднем отделении характерен для модерна. Простой рельефный декор дверок буфета повторяет узор межкомнатных дверей (ил. 3б). Рисунок материала обивки дивана повторяет отделку кресел в спальне, объединяя стиль мягкой мебели двух комнат (ил. 2е). Верхняя часть спинки стульев в гостиной оформлена резьбой (цветочным орнаментом), сиденья из темно-зеленой материи по периметру обиты заклепками (ил. 3в). Расстекловка межкомнатных дверей, характерная для модерна, сохранилась до нашего времени (ил. 3г, 4а). Живые цветы заполняют комнаты и сгруппированы у окон, располагаются на жардиньерках.

Дизайн немногих сохранившихся предметов ме-

бели из кабинета А.Д. Крячкова разработан самим инженером. Этажерка для чертежей выполнена из дерева и отдаленно напоминает греческую вазу (ил. 4б). Плавные гнутые ножки, переходя в петлеобразные ручки, соединены между собой образующими пирамиду горизонтальными полками. На вершине пирамиды расположена жардиньерка. Деревянные небольшие стулья в кабинете выполнены по эскизу архитектора. Обитая кожей невысокая спинка, сиденье удобны и практичны (ил. 4в, г). Поясничная полукруглая спинка стула соединена с сиденьем изогнутыми прутками из древесины. По замыслу архитектора, каждая деталь интерьера — мебельная фурнитура, ручки дверей, витрины сервантов, отделка комнат и дизайн мебели — должны являть собой единство между практичностью и красотой.

Воплотившиеся в собственном доме прогрессивные идеи А.Д. Крячкова были призваны изменить облик сибирских городов строительством индивидуальных жилых домов из дерева, оснащенных современными техническими средствами жизнеобеспечения. Почин не был поддержан, и особняк остался единственным в своем роде экспериментом. Однако «эстетизм модерна в зданиях, созданных в Сибири, наполнил городскую среду новым содержанием, хотя стиль и просуществовал короткое время, он дал импульс для дальнейшего развития архитектуры в регионе, понимание архитектурной формы, способствовал в дальнейшем появлению новых направлений в зодчестве» [Груздева, 2009, с. 24].

В объемно-планировочном решении, оформлении интерьера дома-особняка А.Д. Крячков использует свойственные рациональному модерну геометрическую схематизацию, упрощенность и стилизацию форм. Архитектор в дизайне комнат практически не использует декоративный орнамент, акцентируя внимание на вещи в интерьере, значение которых проявляется не только в функциональной, но и в их эстетической ценности.

Список литературы

1. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. — М.: Советский художник, 1990. — 360 с.

2. Герасимов А.П. Томский модерн. — Томск: В-Спектр, 2010. — 134 с.

3. Груздева Е.А. Стиль модерн в архитектуре сибирских городов: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — Новосибирск, 2009. — 28 с.

4. Залесов В.Г. Архитекторы Томска (XIX — начало XX века). — Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2004. — 170 с.

5. Коссовский Г.М. Стиль модерн в русской архитектуре. — М.: Спутник+, 2013. — 110 с.

6. Стругова О.Б. Вещь в интерьере [Электронный ресурс]. — URL: https://www.artinstitut.ru/library/ articles/thing-in-the-interior.html (дата обращения: 27.04.2018 г.).

Ил. 1. Дом-особняк архитектора А.Д. Крячкова в Томске: а — графическая реконструкция первоначального и итогового проектов: главный фасад, планы 1-го и 2-го этажей. По: [Залесов, 2004, рис. 36]; б — фотокопия листа из первоначального проекта, 1909 г. (URL: http://news.ngs.ru/artides/50186801/); в — главный фасад; г — дворовой фасад. Снимки автора

Ил. 2. Интерьеры особняка архитектора А.Д. Крячкова в Томске: а — эркер, современный вид; бывшая столовая, современный вид. Снимки автора; в, д, е — гостиная; г — жилая комната. Снимки из архива МДЗ ТОХМ

Ил. 3. Фрагменты и детали интерьеров особняка архитектора А.Д. Крячкова в Томске: а, в — декоративные элементы отделки мебели; б — буфет; г — коридор 1-го этажа.

Снимки автора

Ил. 4. Фрагменты и детали интерьеров особняка архитектора А.Д. Крячкова в Томске: а — оформление межкомнатной двери; б — этажерка для чертежей; в, г — стулья.

Снимки автора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.