УДК 72.036 DOI: 10.31675/1607-1859-2019-21-1-29-59
Е.Н. ПОЛЯКОВ, Т.В. ДОНЧУК,
Томский государственный архитектурно-строительный университет АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ВИКТОРА ОРТА
Статья посвящена проектной деятельности знаменитого бельгийского архитектора Виктора Орта (1861-1947), который считается одним из создателей европейского модерна (ар-нуво, Art Nuovea). Наш интерес к этому уникальному зодчему вызван тем, что он прожил очень долгую и созидательную жизнь, оставив после себя огромное творческое наследие. В 1967 г. его лучшие произведения, выполненные в стиле модерн, получили заслуженное признание, став достоянием мировой культуры. Выполнен анализ архитектурно-композиционных и конструктивных особенностей целого ряда его зданий, возведенных в Брюсселе. Четыре из них в 2000 г. стали объектами культурного наследия ЮНЕСКО. В их числе Дом Э. Тасселя (1892-1893), Дом А. Сольве (1894-1900), Дом Э. Этвельде (1895-1897) и Дом-музей В. Орта (1898-1900). Рассмотрены также отдельные аспекты его научной, педагогической и общественно-политической деятельности.
Ключевые слова: Бельгия; Брюссель; стиль модерн; Виктор Орта; «Храм человеческих страстей» (The Temple of Human Passions); Дом Э. Тасселя; Дом А. Сольве; Дом Э. Этвельде; Дом-музей В. Орта; Народный дом; универсальный магазин «Инновасион» («Al' Innovation»).
Для цитирования: Поляков Е.Н., Дончук Т.В. Архитектурное наследие Виктора Орта // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2019. Т. 21. № 1. С. 29-59.
ЕМ POLYAKOV, ТУ. DONCHUK,
Tomsk State University of Architecture and Building
ARCHITECTURAL HERITAGE OF VICTOR HORTA
The article is devoted to the design activity of the famous Belgian architect Victor Horta (1861-1947), one of the founders of the European art Nouveau (Art Nuoveau). The interest in this unique architect is due to the fact that he lived a very long and creative life, and left a huge creative heritage. In 1967, his best Art Nouveau works received a well-deserved recognition and became the property of world culture. The paper presents the analysis of architectural, compositional and structural features of a number of buildings erected in Brussels. Four of them are included in the list of UNESCO world heritage sites in 2000. Including the Tassel House (1892-1893), The Hôtel Solvay (1894-1900), The Hôtel van Eetvelde (1895-1897) and The Horta Museum (1898-1900). Some aspects of his scientific, pedagogical and sociopolitical activities are also considered.
Keywords: Belgium; Brussels; Art Nouveau; Victor Horta; Temple of Human Passions; Tassel House; Hôtel Solvay; Hôtel van Eetvelde; Horta Museum; Al' Innovation.
For citation: Polyakov E.N., Donchuk T.V. Arkhitekturnoe nasledie Viktora Orta [Architectural heritage of Victor Horta]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2019. V. 21. No. 1. Pp. 29-59.
Настоящая статья посвящена истории зарождения одного из самых интересных и загадочных стилистических направлений в западноевропейской архи-
© Поляков Е.Н., Дончук Т.В., 2019
тектуре конца XIX - начала XX столетия. Речь идет о стиле модерн («новом искусстве»), имеющем различные наименования и интерпретации в целом ряде промышленно развитых европейских стран. Наш интерес к этой тематике неслучаен. Дело в том, что нас давно уже интересует история возникновения и дальнейшего становления самых различных «природных» направлений в современном искусстве и архитектуре. По этой тематике мы уже опубликовали две статьи о творческом наследии шотландского зодчего Чарльза Ренни Макинтоша и его жены Маргарет Макдональд-Макинтош, работавших в стиле «Глазго» - шотландской версии модерна [1, 2]. Желая расширить круг наших познаний в этой области, мы намерены более подробно изучить творчество и других европейских зодчих, работавших в том же стилевом направлении. Эту работу мы посвятили архитектурно-дизайнерскому наследию бельгийского зодчего Виктора Орта (1861-1947), который считается одним из создателей стиля модерн. Мы попытаемся систематизировать накопленный по данной тематике материал и обосновать правомерность утверждения о «природном» («бионическом») происхождении лучших произведений этого выдающегося мастера.
Нами установлено, что этому направлению в нашей стране, вплоть до начала 80-х гг. прошлого столетия, практически не уделялось никакого внимания. Даже в переводном издании немецкого искусствоведа Зигфрида Гидиона творчеству В. Орта (точнее, двум его проектам - Дому Э. Тасселя и Народному дому) посвящено чуть больше трех страниц [3, с 189-192]. В системе eLIBRARY.RU удалось найти не более десятка публикаций, посвященных различным эпизодам жизни и творчества бельгийского мастера [4-12]. Гораздо больше информации о методах работы В. Орта и о его основных проектах удалось найти в интернете [13-34]. Поэтому и возникло желание обобщить весь собранный нами материал по этой тематике в одной статье. Свой обзор мы начнем с истории зарождения стиля модерн в Бельгии.
Архитектура и строительное искусство конца XIX - начала ХХ в. в полной мере продемонстрировали дух и мощь наступившей индустриальной эпохи. Природный камень и дерево уступили место железобетонным, стальным конструкциям, легким прочным металлам и стеклу, из которых возводили громадные фасады и пространственные каркасы зданий и сооружений. Отныне импровизация стала главным принципом их профессиональной деятельности. В своих творческих поисках они обратились к природе. Тогда и зародилось натуралистическое («флореальное») течение в мировом искусстве, впоследствии названное стилем «модерн» (ар-нуво). На первой стадии копировались только «растительные» формы с подчеркиванием особенностей их движения и роста. Сюжетами здесь стали такие растения, как лилии, камыш, цикламены, ирисы. Позже начали копировать и другие творения природы - формы морских раковин, чешую рыб, игру водных потоков. Это было очередное возрождение архитектуры, новая ступень ее развития. Исключительное значение придавалось выразительности «текучих» линий и ритмов, проявлявшихся в изгибах стен, в сложных криволинейных очертаниях архитектурных деталей, окон и дверей. Архитектуру стиля модерн отличало многообразие цветовых решений, выразительность силуэта. В композицию фасадов жилых и общественных зданий включались растительные орнаменты, витражи, керамические панно, декоративная скульп-
тура, кованое гнутое железо. Особое значение обрела идея гармоничного единства архитектуры с окружающей средой.
Одним из основателей «нового стиля» (l'Art nouveau) считается бельгийский архитектор Виктор Орта (Victor Horta, 1861-1947) (рис. 1).
Рис. 1. Виктор Орта (фр. Horta, 1861-1947) (http://foto-interiors.com/uploads/photo/ 3/2333_l.jpg)
Приведем небольшой фрагмент статьи, посвященный особенностям его неповторимого творческого стиля: «Ритмические, плавно изогнутые линии фасадов придавали его сооружениям удивительную подвижность. Они асимметричны, лишены резких переходов, линии переплетаются, разбегаются и вновь сходятся в одной точке. Мягкость дерева, прочность камня и изящество линий металлических конструкций он мог объединить в одно целое. Дерево и камень порой утрачивали свойственные им особенности, становились пластичными, зыбкими и текучими. Металлическим конструкциям, подобно живым существам, также сообщалось «движение». Ажурные плетения металлических решеток органично сочетались с поверхностью стен, оконных проемов, балконов и эркеров...» [23].
Чтобы лучше понять основные причины зарождения и дальнейшего становления этого стиля, остановимся на отдельных эпизодах жизни и творческой биографии бельгийского зодчего.
Виктор Орта родился 6 января 1861 г. в г. Генте (Бельгия). О его детских и юношеских годах известно немногое. Вначале он увлекался рисованием и музыкой, играл на скрипке. Однако в городской музыкальной консерватории проучился всего лишь один год и был отчислен «из-за плохой дисциплины» [25]. По всей видимости, мальчик пришел к заключению, что музыка - не основное его призвание в этой жизни.
В 1873-1877 гг. одаренный подросток обучался в школе архитектуры при Академии изящных искусств г. Гента. По окончании школы в 1878 г. Виктор уехал в Париж. Там он поработал декоратором в мастерской Ж. Де-
бюссона, изучая на практике прикладные технологии и ремесла: «На Орта, который начиная с 1878 г. проучился полтора года в Париже, глубокое впечатление произвели монументально-классицистическая урбанистическая атмосфера этого города и новые здания из железа и стекла типа универсального магазина "Бон Марше"...» [15].
В июне 1880 г., получив известие о смерти отца, юноша вернулся на родину. Через год он поступил в Королевскую академию искусств в Брюсселе, где обучался у Альфонса Балате (Alphonse Balat) - придворного зодчего короля Леопольда II (1835-1909). В 1884 г., еще будучи студентом, В. Орта принял участие в строительстве комплекса оранжерей около загородного королевского дворца Лакен (Laeken) (рис. 2). Тут он обрел необходимые знания и навыки работы с металлическими каркасами, которые очень пригодились ему в будущем: «Королевские оранжереи представляли собой обширный комплекс построек из стекла и железа, над которыми проектировавший их А. Балате работал более двадцати лет. Многие решения, найденные в процессе этого строительства, были в дальнейшем использованы в качестве своего рода азбуки стиля ар-нуво; таким образом, для Орта этот опыт был бесценным.» [33].
Рис. 2. Оранжереи в королевском дворце Лакен (арх. А. Балате, 1882 г.)
Ученик с огромным уважением и благодарностью относился к своему талантливому учителю: «Даже в своем завещании, написанном в 1944 году, Орта счел необходимым упомянуть о своем долге перед мастером...» [25].
Второй этап творческой биографии бельгийского мастера - начало активной творческой работы. В 1885 г. Виктор Орта начал свою архитектурную деятельность «с постройки трех частных домов на улице Дуз Шамбре в Генте» [26], но затем «предпочел работать над проектами общественных зданий» [15].
В 1890 г., уже набравшись профессионального опыта, архитектор открыл свое собственное бюро в Брюсселе: «С этого момента начинается зрелый период его творчества, связанный с ар-нуво - бельгийской версией стиля модерн, одним из основоположников которого стал Орта. Его творческое кредо сформировалось под влиянием символизма, идей Э. Виолле-ле-Дюка, движения
"Искусства и ремесел" и других...» [26]. В своей проектной практике Виктор Орта проявил себя настоящим универсалом и удивительным новатором в самых различных областях архитектуры и строительства: «"Новый стиль", каким Орта его создал, предполагал одновременно использование новых принципов планировки и новых материалов... И хотя Орта не был ни проповедником этого стиля, ни философом, он проектировал не только новое здание, но и иное отношение к качеству материального окружения человека.» [32].
Первой самостоятельной работой В. Орта стал проект павильона «Храм человеческих страстей» (The Temple of Human Passions) в брюссельском Парке 50-летия (1890 г.), строительство которого было завершено лишь в 1910 г. Здание, отдаленно напоминающее древнегреческий храм-простиль, «было предназначено для экспонирования одноименного рельефа Ж. Ламбо...» [26]. Уже в этой работе Виктора Орта видны элементы Art Nouveau, хотя ее и относят к неоклассицизму (рис. 3).
Рис. 3. Павильон «Храм человеческих страстей» в Парке 50-летия (г. Брюссель, 18901910 гг.) (слева); одноименный рельеф Ж. Ламбо (справа) (http://showplaces.ru/ temple-of-human-passions-brussels/)
Рассмотрим теперь по порядку наиболее значимые работы В. Орта, выполненные в стиле модерн до начала Первой мировой войны. Четыре из них в 2000 г. были включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Начиная с 1890 г. В. Орта построил целую серию жилых домов в Брюсселе: «В 1892 г., под влиянием первых выставок ар-нуво, Орта перенес графику художников модерна в камень, построив дом профессора Эмиля Тасселя. Дом Тасселя (1893 г.) считается первой в мире постройкой в стиле модерн, вызвавшей массу подражаний...» [18].
Дом Э. Тасселя (Hôtel Tassel, 1892-1893 гг.). История появления этого заказа довольно необычна: «В 1888 году архитектор стал членом масонской ложи "Les Amis Philanthropes". Здесь он познакомился с ученым-математиком, профессором Брюссельского университета Эмилем Тасселем, который заказал ему небольшой "hôtel de maître".» [25]. Заказчик был связан деловыми отношениями с семьей Сольве, занимающейся химической промышленностью. Члены этой семьи также стали заказчиками и меценатами В. Орта. Необходимо напомнить, что еще в конце XIX в. в крупных промышленных городах Бельгии, Северной Италии, Каталонии сформировался особый класс
разбогатевших промышленников и бизнесменов, обладавших эстетическим чутьем. Стремясь отмежеваться от аристократии, они строили дома и скупали произведения искусства, выполненные в стиле «шокирующей новизны» (ар-нуво). Именно в этом здании Виктор Орта впервые и во всей красе раскрыл свой незаурядный талант.
Следует отметить, что этот уникальный дом возведен в традиционных для крупных городов Западной Европы градостроительных условиях: «Дом по улице де Турин стоит в окружении рядовой жилой застройки Брюсселя. Так как он должен был соответствовать условиям, обязательным для других домов, то его размеры были такие же, как и у окружающих зданий.» [31].
Дом Э. Тасселя - небольшое четырехэтажное здание, выходящее торцевым фасадом на красную линию застройки. Он оказался «втиснут» между двумя соседними зданиями. Ширина его главного и дворового фасадов не превышает семи метров. Боковые стены лишены окон. В этих условиях многие архитекторы пытались обеспечить освещенность комнат за счет устройства в кровле зданий световых колодцев. Виктор Орта трезво оценил и взвесил все эти факторы: «Ни в одном из построенных особняков Орта не стремился выделиться из уже существовавшего архитектурного фона. И его дома, на первый взгляд, не так уж отличаются от соседних. А ведь задача архитектора и в доме Тасселя, и в доме Сольве, и в особняке, построенном Орта для своей семьи, чрезвычайно осложнялась тем, что архитектурно новаторскую постройку следовало "втиснуть" между уже существующими домами.» [32].
Главный фасад дома, обращенный на ул. Турин, сложен из светлосерого камня. Здесь Орта отказался от классического ордерного решения, хотя фасад особняка выполнен симметричным. Справа и слева от центральной оси расположены узкие окна. В центре над главным входом, на уровне второго и третьего этажей, архитектор устроил большой эркер, увенчанный балконом. За счет плавного изгиба торцов стены по бокам эркера В. Орта превратил его в изящный цилиндроид с глубокими остекленными проемами. Эркер органично слился со стеной, как бы вырастая из нее. Его большое окно расчленено металлическими переплетами (рис. 4).
Пять стилизованных «псевдо-коринфских» колонн в нижней части эркера сыграли роль античных каннелюр. Их ритмичный строй, плавно сужающийся к краям, подчеркивает плавную кривизну поверхности эркера. Этот рисунок поддержан тонкими стойками из зеленоватого металла, установленными выше. Интересно металлическое ограждение эркера, выполненное в фирменном стиле В. Орта «удар бича»: «В архитектуре изогнутую линию впервые применил бельгиец В. Орта в интерьерах особняка Тассель (1893 г.). В 1895 г. ученый-натуралист и художник X. Обрист выполнил гобелен с изображением петлеобразно изогнутого стебля цветка цикламена. Журналисты окрестили эту характерно изогнутую линию "удар бича". С этих пор она стала отличительным признаком "нового стиля".» [Там же]. Это ограждение как бы заранее готовит посетителя к сюжетам, которые ему предстоит увидеть внутри этого необычного дома (рис. 5).
А теперь остановимся на особенностях объемно-планировочного и конструктивного решений этого неординарного здания.
Рис. 4. Дом Тасселя. Главный фасад [32] (http://im3.turbina.rU/photos.4/0/6/9/6/6/1666960/ big.photo/Dom-Tasselya-1893-rue.jpg)
Рис. 5. Декоративные детали эркера Дома Э. Тасселя (https://www.bluffton.edu)
Дом включает три части: «Два здания из кирпича и натурального камня объединены металлической конструкцией, покрытой стеклом» [28]. Однако из камня сложены только наружные стены. Все внутренние несущие конструкции Дома Тасселя представляют собой изящный металлический каркас, опирающийся на стройные чугунные колонны. Этот каркас включает металлические перекрытия, лестничные марши и площадки, соединяющие различные этажи дома. Сверху каркас покрыт застекленной кровлей-атриумом. В результате появился дополнительный источник освещения внутреннего пространства (рис. 6). По всей видимости, в процессе создания проекта и монтажа этого каркаса Виктору очень пригодился опыт, обретенный им в работе над Королевскими оранжереями.
Рис. 6. Чертежи Дома Э. Тасселя (https://i.pinimg.com/736x/41/50/86/4150868cc1afa73af b94d63c966cab1b--building-permit-brussels-belgium.jpg):
а - продольный разрез, план первого этажа, главный фасад; б - версия плана первого этажа
Симметричный план дома отдаленно напоминает структуру католического храма. За входной дверью на первом этаже находится вестибюль, «перетекающий» в восьмиугольных холл. По обе стороны от них - санитарный узел и комната привратника (портье). Широкая одномаршевая лестница ведет наверх в гостиную (салон). Слева от нее - зимний сад, справа - упомянутая выше металлическая лестница, ведущая на верхние этажи (рис. 7, 8). Из салона можно пройти в большой обеденный зал с полукруглым эркером, открытым во внутренний двор. Слева - кухня, справа - лестница, ведущая в подвальные помещения: «План здания, разработанный исходя из этих заранее заданных соотношений, был решен совершенно оригинально. В типичном брюссельском доме весь нижний этаж просматривается непосредственно от входа. Орта избежал традиционного приема, расположив этаж в различных уровнях. Таким образом, гостиная расположена на пол-этажа выше, чем холл, который ведет в нее. Разница в уровне - лишь один из способов, которые Орта применил, чтобы придать гибкость планировке нижнего этажа.» [31].
Изящный металлический каркас визуально объединил все внутреннее пространство дома и сделал его планировку «свободной»: «Орта в корне из-
менил принципы планировки внутреннего пространства, сделал его более открытым, заменив стены изящными металлическими конструкциями. Перегородки из металла и стекла открывали свету доступ в каждый уголок интерьера, а лестница становилась центром декоративной композиции здания. Все это отличалось чрезвычайной оригинальностью.» [16].
Рис. 7. Вестибюль Дома Тасселя (слева); его главная лестница (справа)
Рис. 8. Фрагменты лестницы в Доме Тасселя (http://interior.lv/wp-content/uploads/ 2016/09/Victor_Horta-007-768x1056.jpg)
Особое внимание в этом доме Виктор Орта уделил оформлению его интерьеров (рис. 9). Для этого ему пришлось тематически объединить несущие и ограждающие конструкции: «Никто до Орты не осмелился обнажить конструкцию внутри жилого дома. На лестнице имеются колонны и балки, которые привлекают внимание своей формой и декором. Гостиная еще более примечательна в этом отношении: несущая балка двутаврового сечения совершенно открыто проходит через комнату. Первое впечатление об интерьере дома посетитель получает от чугунной колонны, как бы растущей из приподнятой лестничной площадки первого этажа. Изогнутые чугунные "листья" отходят от ее капители, имеющей форму вазы. Своей формой капители отчасти напоминают простые растения, а отчасти своеобразные абстрактные рисунки. Их линии свободно продолжены на гладкой поверхности стен и свода и на мозаике пола в виде динамических криволинейных узоров. Дом на улице де Турин представляет собой первый случай применения принципов "нового искусства" в области архитектуры. Здесь впервые становится явным основной элемент нового стиля - чугунная конструкция. Полы в доме выложены мозаикой, деревянные двери богато декорированы. Открытая лестница и стены богато украшены извивающимися орнаментами, сам архитектор говорил, что вдохновлялся природными мотивами, "оставив лишь стебель от цветка".» [28].
Рис. 9. Декоративные украшения Дома Э. Тасселя (https://stilarhitekturi.livejournal.com/ 46892.html)
Как уже было отмечено выше, пластика внутреннего убранства этого необычного дома основана «на свободно изгибающихся линиях - стилизованных «флоральных» мотивах. В качестве подтверждения приведем несколько довольно красочных цитат на эту тему:
«С помощью изогнутых лестничных маршей, которые напоминают ручей, извивающийся среди деревьев, трав и цветов, создается впечатление движения по вертикали. Металл "оживает", превращается в клубы дыма, стволы деревьев, на которых "растут" металлические ветки и листья. Общее впечатление усиливают тонкий орнамент кованных лестничных ограждений, геометрические узоры мозаичных полов, пронизанные солнечным светом разноцветные яркие стекла витражей.» [23].
«Внутри Орта использует тонкие металлические колонны. Их расходящиеся стеблями капители гнутся, закручиваются. Орта много работал с таким новым для интерьера материалом, как сталь. Металл у него обнажен, все конструкции из него изгибаются, закручиваются, переплетаются, превращаясь в сложный художественно-выразительный декор. Все в интерьере Орта продуманно, живописно и пластически согласованно, вплоть до мебели, дверных ручек, светильников и цветных витражей в окнах и дверях. Он позаботился также, чтобы светильники и нагревательные приборы полностью соответствовали характеру интерьера. » [20].
«Обращаясь к самым разным материалам, он использовал контрасты фактур и цвета: холодную гладь мрамора, тусклый блеск металлических заклепок, мягкость светлого дерева, обработанного с тщательностью скульптора.» [16]. «Переход с газового освещения на электрическое, осуществившийся в девяностых годах XIX века, позволил в значительной мере осветлить палитру интерьеров. Так как от газа было много грязи, декораторы были вынуждены работать с обоями и краской темных тонов. Преимущества электричества позволили Орта использовать всевозможные оттенки белого, розового, желтого и оранжевого.» [25].
Подобных примеров в истории мировой архитектуры еще не было. На вопрос З. Гидиона, каким путем он пришел к созданию такого новаторского сооружения, В. Орта летом 1938 г. ответил, что «в годы его молодости начинающий архитектор имел перед собой лишь три пути - стать специалистом по "стилям" ренессанса, классики или готики. Он посчитал такие ограничения нелогичными: "Я спрашивал себя, почему архитекторы не могут быть столь же независимыми, как художники?".» [3, с. 192]. В 1898 г. известный критик и искусствовед Л. Хевеши написал об этом доме следующие строки: «Сейчас в Брюсселе живет самый вдохновенный из современных архитекторов Виктор Орта. Его известности ровно шесть лет, она началась со строительства дома господина Тасселя на улице де Турин. Это один из первых известных современных домов, который так же подходит его владельцу, как безупречно скроенное платье. Дом очень прост и логичен. В нем ни малейшего подражания какому-либо историческому стилю. Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием.» [Там же, с. 189].
А теперь обратимся к не менее известной постройке В. Орта, также выполненной в стиле модерн.
Дом А. Сольве (Hotel Solvay, 1894-1900 гг.). Успех Дома Э. Тасселя помог Виктору Орта в 1894 г. получить очередной крупный заказ. На этот раз это был проект дома Армана - сына состоятельного химика и промышленного магната Эрнеста Сольве (Ernest Solvay) на Авеню Луис (224 avenue Louise).
Градостроительная ситуация здесь оказалась такой же, как и в Доме Э. Тасселя. Пятиэтажный особняк А. Сольве, выполненный из светло-серого природного камня, также плотно «зажат» между двумя соседними зданиями. Его фасад тоже симметричен. Отличие заключается в том, что здесь не один эркер, как в Доме Тасселя, расположенный на центральной оси фасада, а два. И расположены они уже по краям фасада, образуя эффектную «морскую волну» благодаря двум фонарям и ограждениям балконов из стекла и стали (рис. 10, 11).
Рис. 10. Главный фасад Дома Сольве на Авеню Луис (224 avenue Louise, 1900 г.) (http://static.esosedi.org/fiber/168790/fit/1400x1000/osobnyak_solve_bryussel_bel-
giy^g)
Рис. 11. Декоративные детали главного фасада Дома Сольве (https://vk.com/photo-114292737_ 400351670)
Как уже было сказано ранее, «фасады зданий, построенных по проектам Виктора Орта, можно назвать весьма сдержанными. Они не бросаются в глаза кричащими необычными формами или яркими деталями, как, например, у Антонио Гауди. Они все исполнены в спокойных тонах и не изобилуют деталями. Но вот в интерьерах архитектор давал волю своей фантазии, продумывая и переосмысливая каждую деталь.» [25].
Следует отметить, что Арман Сольве оказался для В. Орта «идеальным» заказчиком. Мастеру была предоставлена полная свобода действий. К его услугам были самые различные, порою очень дорогие отделочные материалы - мрамор, оникс, тропическая древесина, бронза. Поэтому работа была выполнена на высоком уровне и в намеченные сроки.
За изогнутым фасадом скрыта целая анфилада помещений, визуально «перетекающих» друг в друга. Здесь проходили приемы, деловые совещания и застолья. Все эти помещения были разделены сборно-разборными перегородками и украшены витражами (рис. 12).
Рис. 12. Интерьеры Дома Сольве (https://f.otzyv.ru/f/09/07/35682/0204171903214.jpg; http://desclub-training.ru/wp-content/uploads/2014/01/ePGVF.jpg
Молодой заказчик пожелал устроить в этом здании достаточно вместительный вестибюль для организации торжественных приемов своих многочисленных деловых партнеров и гостей. Верный своим профессиональным принципам, В. Орта исполнил это пожелание. Мозаичный пол и стеклянный потолок вестибюля были выполнены в лучших традициях каталонского Mod-ernizme. В противоположной от входа стороне вестибюля архитектор разместил двойную лестницу (рис. 13).
В 1902 г. ее украсила картина Тео ван Риссельберга (Théo van Rysselberghe), выполненная в технике пуантилизма (рис. 14)1.
1 Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. Point - точка), или дивизионизм -стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 г., в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта (подразумевается «смешение» на сетчатке глаза зрителя).
Рис. 13. Вестибюль и лестница Дома Сольве (https://www.banad.brussels/images/ easyblog_articles/197/b2ap3_large_15-06-Hotel-Solvay-110.jpg)
Рис. 14. Картина Т. ван Риссельберга (https://vk.com/photo-114292737_400351670)
Интерьер столовой Дома Сольве считается одной из лучших дизайнерских работ зодчего. Он выполнен в манере, немного напоминающей стиль рококо. Любовь к орнаментам и стремление к максимальной комфортности жилого пространства, характерные для этого стиля, созвучны и духу модерна. Это объясняется тем, что клиенты В. Орта были представителями «нового» класса буржуазии, поднявшимися на волне промышленной революции. В архитектуре модерна они увидели отражение своей эпохи. Как говорится, «новому времени - новое искусство!»
Следует отметить, что В. Орта не только проектировал, но и, подобно Антонио Гауди, лично контролировал исполнение каждой детали. Под его началом работали мастера очень высокой квалификации. В интерьерах особняка Сольве Орта достиг особой изысканности и стилевого единства. Здесь он широко использует свой уникальный декоративный мотив, получивший
наименование «линии Орта», или «удара бича». Как и Ч.Р. Макинтош, Виктор Орта сам разрабатывал форму светильников, окон, мебель, фурнитуру, вплоть до звонка на входной двери (рис. 15).
Рис. 15. Декоративная отделка камина в особняке Сольве, интерьер гостиной [16] (http://interior.lv/wp-content/uploads/2016/09/Victor_Horta-010.jpg)
Дом Э. ван Этвельде (Hotel van Eetvelde) (1895-1897 гг.). Третьим произведением В. Орта, которое в 2000 г. было включено в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, стал особняк барона Эдмонда ван Этвельде (1852-1925), первого министра и советника короля Леопольда II.
Четырехэтажный особняк Этвельде расположен в начале четной стороны Авеню Палмерстон. Дом включает три части, которые строились по очереди. Сначала центральная часть (сейчас - дом № 4, 1895-1897 гг.), затем западное крыло (1898-1900 гг.) и, наконец, восточное (1900-1901 гг.). В западном крыле (дом № 2, 1898 г.) сейчас имеется свой отдельный вход (рис. 16).
Два верхних этажа центрального симметричного блока здания выступают вперед и как бы «нависают» над каменной стеной первого этажа, в которой устроен главный вход. В результате получился протяженный теневой навес. Этот нависающий «экран» держится на металлических опорных конструкциях, которые подчеркивают вертикальную динамику здания (рис. 17).
Изящные клумбы и кусты, высаженные перед главным входом, декоративные панели третьего и четвертого этажей, металлические оконные рамы вторят друг другу плавными изгибами линий (рис. 18).
Высокопоставленный заказчик изъявил желание, чтобы в нижней части его дома были устроены большие залы для светских раутов, а наверху - более скромные жилые покои для хозяев и их слуг. И в этом проекте архитектор постарался учесть все условия заказчика.
Рис. 16. Главный (южный) фасад Дома Этвельде (Hotel van Eetvelde, 1895-1897 гг.) (http://www.vazyvite.com/Bruxelles/Squares/Horta-Hotel-Van-Eetvelde.JPG)
Рис. 17. Фасад центрального блока Дома Этвельде (https://c1.staticflickr.eom/3/2571/3774889 233_a86b14a92a_b.jpg; http://www.world-art.ru/architecture/architecture.php?id=6287)
Рис. 18. Декоративные элементы фасадов Дома Этвельде (http://static.esosedi.org/ fiber/217279/fit/1400x1000/otel_van_yetvelde.png)
Главная входная зона имеет Т-образную форму плана. Жилые комнаты отделены раздвижными дверями от столовой, окна которой обращены в сад. Композиционным центром внутреннего пространства этого уникального дома является восьмиугольный вестибюль, покрытый стеклянным куполом (рис. 19).
Рис. 19. Планы первого и второго этажей Дома Этвельде (https://classconnection.s3.ama-zonaws.com/238/flashcards/1219238/jpg/lecture_8-91335285330219-thumb400.jpg)
Солнечный свет проникает в центральный зал через стеклянный куполообразный потолок. Этот зал служит одновременно лестничной клеткой, оранжереей и световым колодцем (рис. 20).
«Внимание привлекает необычная текучая форма лестницы. Изящная композиция ее железных перил, напоминающих водные растения, включает многочисленные цветочные орнаменты, которые, подобно расписной декорации, покрывают стены. Лестничный пролет - восьмиугольное пространство,
окруженное хрупкими железными колоннами. Спускающиеся сверху вьющиеся растения на самом деле представляют собой красочный орнамент стеклянного купола над лестничным пролетом. Даже стеклянные абажуры электрических ламп в этом натуроподобном интерьере оформлены в виде цветов и листьев.» [15] (рис. 21).
Рис. 20. Восьмиугольный вестибюль-оранжерея Дома Этвельде (http://www.easynote-cards.com/uploads/522/6/6116bf36_14ba0d2b7ba_8000_00005421 .jpg)
Рис. 21. Декоративные детали Дома Этвельде (купол, перила) http://moscow.carpediem.cd/ data/afisha/o/c2/fb/c2fb477253.jpg; https://stilarhitektuii.livejoumal.com/594399.html)
Восьмиугольные комнаты в этом доме дополняют композицию зимнего сада. В итоге получилось спиралевидное пространство, эффектно подчеркнутое изящными арабесками, коими Виктор Орта украсил весь особняк. Плав-
ные линии и радужная игра света на окнах и витражах присутствуют во всех комнатах дома. Солнечный свет, преломляясь в стекле и зеркалах, радужным потоком льется из комнаты в комнату. Чтобы подчеркнуть свой взгляд на красоту, Орта, кроме стекла, использовал и другие материалы - мрамор, редкое африканское дерево и кованое железо. Все это причудливо сплелось в извилистые узоры с «природными» сюжетами.
Дом-мастерская (Дом-музей) В. Орта (1898-1900 гг.). Подсчитано, что Виктор Орта является автором около сорока проектов различных зданий и интерьеров. В Брюсселе, например, он построил семь жилых особняков, которые стали настоящим украшением бельгийской столицы. В одном из них сейчас находится музей его имени. Дом-музей В. Орта - его последний, четвертый по счету, реализованный проект, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Этот трехэтажный особняк расположен на улице Américaine в Сен-Жиле - южном районе Брюсселя. Сначала дом был взят зодчим в аренду, а затем выкуплен им и кардинально перестроен в 1898-1901 гг. Особняк включает два смежных здания, покрытых двускатными кровлями (рис. 22).
Рис. 22. Главный фасад Дома-музея Виктора Орта (г. Брюссель, 1898-1900 гг.) (а);
фрагмент входной двери в музей (б) (https://wikiway.com/upload/hl-photo/6d4/ eb9/muzey-viktora-orta_9 .jpg)
Общая ширина домовладения В. Орта составляет 12,5 м. В его левой половине шириной 6,7 м разместилась жилая часть, а в правой (ширина - 5,8 м) -рабочий кабинет и мастерская зодчего. Она стала своеобразной творческой «лабораторией», в которой хозяин дома апробировал самые различные строительные материалы и технологии своего времени. Позже он пристроил к дому каменное крыльцо с металлическими поручнями, увеличил площадь рабочей студии. В жилой части дома появились открытая терраса и зимний сад.
Функциональное разделение дома нашло отражение в композиции его фасадов. «Жилая» половина украшена металлическими декоративными решетками, выполненными в авторском стиле «удар бича» (рис. 23), «рабочая»
же половина решена более лаконично. Эти две функциональные зоны дома связаны друг с другом ажурной металлической лестницей, образовавшей «световой колодец» (рис. 24).
Рис. 23. Декоративные элементы жилого блока Дома-музея (http://im3.turbina.ru/ photos.4/6/8/3/8/6/1668386/big.photo/Dom-Viktora-Orta-1898.jpg)
Рис. 24. Винтовая лестница («световой колодец») в Доме-музее В. Орта (http://archi-story.ru/wp-content/uploads/2014/05/лестница-Виктора-Орту11 .jpg)
Парадная лестница, вокруг которой строится вся композиция интерьера дома, - один из самых узнаваемых элементов стиля Виктора Орта. Лестница установлена в просторном холле первого этажа. Делая плавные повороты своих маршей, она образует «световой колодец», который визуально увеличивает внутреннее пространство дома и наполняет его солнечным светом (рис. 25).
То есть все жилые и рабочие помещения получили двойную порцию света, проникающего через большие окна в наружных стенах и сверху: «Дом наполнен светом, все в мягких пастельных тонах, изредка уютно поскрипывают оригинальные половицы. Дом наполнен теплом и уютом, а витражный потолок в стиле арт-нуво с цветами создает еще более семейную и уютную атмосферу.» [19].
Все комнаты этого дома сгруппированы вокруг холла. Они не изолированы друг от друга глухими стенами и перегородками. В полном соответствии
с концепцией «свободной» планировки, все помещения, вторя изгибам лестницы и плавно «перетекая» одно в другое, образуют изящную спиральную анфиладу. Однако декоративное оформление интерьеров жилых и рабочих помещений выполнено в различных стилях, учитывающих их принципиальные функциональные различия. Внутреннее убранство здания, включая украшения из стекла и металла, несет на себе отпечаток неповторимого стиля ар-нуво (рис. 26).
Рис. 25. Стеклянное покрытие лестничной клетки Дома-музея (http://www.cuk.ch/wp-content/uploads/2014/01 /mush.jpg)
Рис. 26. Интерьер столовой дома Орта (http://interior.lv/wp-content/uploads/2016/09/Victor_ Horta-015.jpg)
Хозяин дома оказался прекрасным дизайнером. Он мастерски сочетал самые различные стили и материалы. Все детали интерьера, начиная от дверных ручек и заканчивая светильниками, были выполнены по его эскизам (рис. 27).
Рис. 27. Декоративные детали Дома-музея, выполненные по эскизам В. Орта (https://wikiway.com/upload/hl-photo/44c/9fc/muzey-viktora-orta_7.jpg)
Фирменным почерком Орта является комбинирование в интерьерах различных комнат таких материалов, как стекло, камень, дерево и кованый металл (в том числе бронза) (рис. 28). Для отделки помещений архитектор использовал мозаику и витражи, огромные зеркальные панели, бронзовые фигурные решетки и светильники: «В этом здании стекло, дерево и металл снова соединены вместе архитектором и работают как единое целое, создавая органичное пространство под стеклянной крышей над главной лестницей. Криволинейные биоморфные формы вьются вдоль колонн и балюстрад в унисон с нежными настенными орнаментами и мозаичными полами.» [25].
Рис. 28. Отделочные материалы в интерьерах Дома-музея В. Орта (https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/innalove.14/0_a89a_a3fe10b6_XL.jpg)
Известно, что в 1906 г. В. Орта устроил позади дома небольшой домашний сад, а в 1911 г. возвел личный гараж перед его главным фасадом. До нашего времени эти объекты благоустройства не сохранились.
Виктор Орта жил и работал в этом здании до начала Первой мировой войны, точнее, до своего отъезда в 1915 г. в Англию, где он принял участие в научной конференции. В 1919 г. дом был продан майору Генри Пинте, а в 1926 г. обе части здания (жилые апартаменты и студия) были отделены друг от друга их новыми владельцами.
В 1961 г. по инициативе коммуны Св. Жиля жилая часть дома Виктора Орта была выкуплена городским муниципалитетом с целью создания там музея, посвященного легендарному зодчему. В 1967 г. здесь под руководством Жана Дели была начата реконструкция, и в 1969 г. музей был открыт.
Примыкающую к музею бывшую студию удалось выкупить у частных домовладельцев лишь в 1973 г. К сожалению, первоначальный облик мастерской был полностью утрачен. Поэтому здесь пришлось выполнить кардинальную реставрацию. В 1991 г. интерьер рабочей студии В. Орта был восстановлен полностью. К 2010 г. были воссозданы первоначальные фасады дома В. Орта, прозванного «бельгийским Гауди».
Сейчас внутри музея размещена постоянная экспозиция, включающая коллекцию мебели в стиле модерн, инструменты и предметы искусства, а также архивные документы, связанные с жизнью Виктора Орта. Музей периодически устраивает здесь выставки, посвященные жизни и творческому наследию Виктора Орта.
Все рассмотренные выше жилые особняки послужили Виктору Орта своеобразной лабораторией, или творческим полигоном, на котором он смог по достоинству оценить конструктивный и формообразующий потенциал несущих металлических каркасов. Однако все эти постройки имели сравнительно небольшие габариты. Кроме того, их ажурные каркасы оказались надежно скрытыми за глухими каменными стенами, гармонично вписанными в исторически сложившуюся рядовую застройку. Хотя зодчий с помощью изящных металлических декораций, как бы «просочившихся» изнутри зданий на их фасады, пытался намекнуть прохожим, что за этими стенами таится что-то необычное, имеющее отношение к «новому» искусству и архитектуре.
В полной мере наглядно продемонстрировать эстетические достоинства пространственных металлических конструкций ему удалось лишь в проекте Народного дома, который был построен в Брюсселе в 1896-1899 гг.
Отведенный под строительство участок находится в центре города. Его стоимость оказалась очень высокой, однако заказчик (Бельгийская рабочая партия, основанная в 1885 г.) получил необходимую денежную субсидию. Меценатами здесь выступили богатые финансисты, инженеры и предприниматели, известные своими прогрессивными политическими взглядами. В их числе оказался и Арман Сольве, основатель целого ряда научных учреждений, для которого В. Орта в свое время построил уникальный жилой особняк.
Народный дом разместился на участке неправильной треугольной формы, входящем в состав Площади Эмиля Вандервельде2 - одного из лидеров Бельгий-
2 Эмиль Вандервельде (фр. ЕтДе Vandervelde, 1866-1938) - бельгийский государственный деятель, министр иностранных дел Бельгии (1925-1927 гг.). Окончил юридический факультет
ской рабочей партии (рис. 29). То есть похоже, что выбор именно этого участка был неслучайным. В этом здании зодчий максимально обнажил металлический каркас, почти полностью убрав с фасадов облицовку: «В этом обнажении конструкции, хотя и декорированной типичными для модерна узорами, намечается переход к своеобразному "конструктивизму-модерну", который станет типичным явлением европейской архитектуры начала XX столетия. » [20].
Рис. 29. Общий вид Народного дома (а); интерьер лекционного зала (б) (фотографии 1900 г.) (https://neva.ispras.ru/bse/bse_img/251696817.jpg)
В этом проекте Виктора Орта удачно сочетались эстетика «органического» символизма и новые рационалистические тенденции. Симбиоз этих двух стилей можно видеть в решении главного фасада. Его «органическая» криволинейная поверхность образована «конструктивистским» каркасом и крупноформатными прямоугольными окнами. Вертикальная динамика фасада поддержана тонкими ребрами и заостренными шестами, отдаленно напоминающими готические пинакли: «Орта продолжал весьма устойчивую во Франции традицию - романтическую интерпретацию готики, когда формы готической архитектуры сравнивались с формами растительного мира... "Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике, - говорил Орта, - и, подобно готике, выявить материал, а природу отобразить в стилизованном декоре".» [28].
Плавно изгибающийся главный фасад, выполненный из металла и стекла, считается одним из самых смелых архитектурных решений эпохи модерна (рис. 30). Каркасная конструкция обеспечила «свободную» планировку внутреннего пространства. Здесь были размещены кооперативные магазины, рабочие кабинеты и комнаты для совещаний. На первом этаже посетители могли сразу же пройти в огромную столовую с широкими оконными проемами. На втором этаже
Брюссельского свободного университета, получив ученые степени доктора юридических наук (1885) и доктора социальных наук (1888). В 1929 г. был избран членом Бельгийской Королевской Академии. Член Бельгийской рабочей (социалистической) партии с момента ее основания (1885), с середины 90-х гг. XIX в. ее руководитель. С 1894 г. член палаты депутатов. С 1900 г. председатель Международного социалистического бюро II Интернационала.
был устроен актовый зал, в котором проходили собрания Бельгийской рабочей партии, празднества и лекции: «В. Орта создает совершенно новый тип крупного общественного здания. Это - Народный дом в Брюсселе (1896-1899 гг.) для рабочего кооператива, включающий целый комплекс клубных, торговых и т. п. помещений и обширный зал собраний с металлическими несущими конструкциями, изогнутые линии которых образуют узор, украшающий помещение; здесь архитектура "стиля модерн" отозвалась на взгляды бельгийских социалистов, склонявшихся, в духе идей У. Морриса, видеть в социализме эстетическое явление - грядущее царство красоты, а в искусстве, призванном все озарять и преображать, - высшую жизнь человечества.» [30].
Рис. 30. Фрагменты фасадов Народного дома (фотографии начала ХХ в.) (https://de-signnnnnnO 1 .files.wordpress.com/2014/12/imagen3 .jpg)
В 1899 г. состоялось открытие этого дома, «купавшегося в роскоши света и воздуха, которых так долго были лишены рабочие в своих лачугах». Митинг завершился шумным праздником, «отметившим победу совместных усилий прогрессивной буржуазии и Бельгийской рабочей партии, объединенных верой во всеобщий прогресс и развитие культуры.» [16].
В 1964 г. это здание по неизвестным нам причинам было снесено. Сейчас на его месте находится городской парк Площадь Эмиля Вандервельде (территория коммуны Андерлехт, Брюссельский столичный регион). Объяснением этому событию может служить трагическая судьба другого общественного здания, построенного по проекту В. Орта в 1901 г. Речь идет о магазине «Инновасион» на улице Рю Нев.
Магазин «Инновасион» («Al' Innovation», 1901 г.). И в этом здании Виктор Орта применил открытый металлический каркас. Крупный универ-
сальный магазин - новый тип торгового здания, появившийся во времена формирования стиля модерн. Для удобства функционирования он нуждался в больших открытых пространствах и в крупноформатных стеклянных ограждениях. В намеренном «обнажении» конструктивного остова здания, хотя и декорированного еще типичными для модерна узорами, уже наметился переход к конструктивизму, который вскоре станет доминирующим стилем в европейской архитектуре.
Главный фасад универмага, еще не лишенный прихотливой игры гнутых линий, составленных из металлических решеток и переплетов, был почти полностью застеклен. Лишь в некоторых местах его плоская поверхность была нарушена широким козырьком, устроенным над главным входом, и несколькими металлическими деталями. На сетчатой стеклянной плоскости разворачивается ритмичное чередование горизонталей и вертикалей (рис. 31).
Рис. 31. Универсальный магазин «Инновасион» («Al'Innovation») на Рю Нев (Брюссель, 1901 г.) (https://salik.biz/upload/000/u1/45/b8/bd614044.jpg; http:// www.architime.ru/ pictures/victor_horta/ 10big.gif)
Это уникальное здание благополучно пережило две мировые войны, сопровождавшиеся бомбежками и оккупацией бельгийской столицы. Однако в мае 1968 г. на его четвертом этаже вспыхнул пожар. Пламя с молниеносной быстротой перекинулось на другие этажи, и уже через несколько минут многоэтажный универмаг превратился в громадный пылающий костер. Пострадали еще несколько зданий, находившихся рядом. Металлический каркас не выдержал высокой температуры, и, по словам очевидцев, «вся его громада обрушилась, как карточный домик». Не исключено, что это трагическое событие в корне изменило отношение специалистов к возможности использования «модернистских» металлических каркасов в крупных жилых и общественных зданиях. Им на сме-
ну пришли более огнестойкие железобетонные конструкции и более «массивные» архитектурные стили. Но это уже тема отдельного исследования.
Следует отметить, что Виктор Орта был человеком с очень широким кругом интересов. Помимо проектной работы, он занимался научной, педагогической и общественно-политической деятельностью. В этом плане он очень походил на каталонского зодчего, профессора Льюиса Доменек-и-Монтанера (1850-1923). Видимо, этой широтой кругозора и объясняется как творческое, так и чисто физическое долголетие бельгийского мастера. Остановимся лишь на отдельных эпизодах его жизни.
С 1892 по 1911 г. он работал профессором на факультете прикладных наук Брюссельского университета. Все это время он совмещал педагогическую работу с проектной, создав свои лучшие произведения в самых различных архитектурных стилях. Видимо, его всегда очень интересовала история мирового зодчества, поэтому в его поздних проектах встречаются даже мотивы античной архитектуры. В 1894 г. он стал президентом Центрального Общества Архитектуры (по-нашему - президентом Союза архитекторов) Бельгии. В 1913 г. был назначен директором Академии изящных искусств в Брюсселе. В годы Первой мировой войны был вынужден уехать в США, где работал профессором архитектуры университета Дж. Вашингтона (г. Вашингтон), читал лекции по истории современной архитектуры: «Профессиональная биография Виктора Орта слагается из двух периодов - до Первой мировой войны и после нее. Наиболее "радикальные" свои постройки, прежде всего особняки для частных лиц, Орта успел завершить до войны. Но многие крупные работы. пришлось отложить, и в дальнейшем они оказались в целом более "классичными"...» [32]. В 1919 г. В. Орта вернулся на родину, где был избран сначала профессором, а в 1925 г. - директором Королевской Академии изобразительных искусств Бельгии. В 1928 г. он завершил строительство Дворца искусств в Брюсселе. В 1932 г. указом короля Альберта I (1875-1934) Виктор Орта был произведен в бароны. В 1937 г., уже в возрасте 76 лет, он завершил свой последний проект Центрального железнодорожного вокзала в Брюсселе. Этим и другим работам выдающегося бельгийского мастера и его современников будут посвящены наши дальнейшие публикации.
Завершая исследование, можно сделать ряд выводов, касающихся архитектурного и дизайнерского наследия Виктора Орта.
1. Как нам удалось установить, на заре своей творческой жизни будущий архитектор получил полноценное профессиональное образование в родном городе Генте (музыкальная консерватория, школа архитектуры при Академии изящных искусств г. Гента), в Париже (мастерская Ж. Дебюссона) и, наконец, в Брюсселе (Королевская академия искусств). Еще будучи студентом, он принял участие в строительстве комплекса оранжерей около загородного королевского дворца Лакен ^аекеп) под руководством архитектора Альфонса Балате. Здесь он получил необходимые знания и навыки работы со стальными несущими каркасами, которые очень пригодились ему в будущем. Многие решения, найденные в процессе этого строительства, легли в основу стиля модерн.
2. Профессиональная деятельность Виктора Орта включает два периода - до и после Первой мировой войны. Наиболее плодотворным оказался
первый период, в течение которого мастер создал свои лучшие проекты жилых и общественных зданий, выполненных в его авторском стиле модерн (ар-нуво). Творческому успеху мастера способствовали многие факторы - интенсивное развитие строительной и металлургической индустрии, наличие богатых заказчиков из числа промышленников, крупных ученых и деятелей искусств, представителей государственной элиты и политиков. Будучи очень разносторонним и общительным человеком, В. Орта всегда находил общий язык в беседах со своими клиентами и сотрудниками.
3. В статье рассмотрено лишь семь его наиболее значимых работ, созданных до начала Первой мировой войны. В этих проектах В. Орта максимально раскрыл свои таланты архитектора и «тотального» дизайнера. Все эти здания выполнены в стиле модерн. В их числе четыре жилых особняка (дома Э. Тасселя, А. Сольве, Э. Этвельде и Дом-музей В. Орта), Народный дом и универмаг «Инновасион». Показано, что Виктор Орта был одним из первых европейских зодчих, которые стали применять в строительстве металлические несущие конструкции и декоративные решетки, крупноформатное стекло и витражи. Это позволило ему рационально организовать внутреннее пространство зданий. Каждый материал в его постройках выполняет функции, свойственные именно его природе. Отмечено также, что открытые металлические конструкции, обладая художественной выразительностью и пластичностью, оказались не очень устойчивы против пожаров. Видимо, это и стало одной из причин постепенного «угасания» стиля модерн.
4. Показано, что после Первой мировой войны В. Орта, вернувшись в Бельгию, не прекратил своей творческой деятельности. Будучи опытным знатоком и ценителем мирового архитектурного наследия, он умело сочетал в своих поздних проектах самые различные архитектурные стили, новейшие достижения в архитектурной стилистике и строительной индустрии. Это позволило ему, в отличие от многих ортодоксальных «модернистов», не впасть в депрессию и продолжать занятия архитектурно-дизайнерской практикой. Кроме того, он успешно занимался административной, научно-исследовательской, педагогической и общественно-политической деятельностью. Все это позволило ему дожить до глубокой старости и даже начать составление мемуаров, сохранившиеся фрагменты которых ныне хранятся в Доме-музее Виктора Орта (г. Брюссель).
Библиографический список
1. Поляков Е.Н., Дончук Т.В. Шотландская версия стиля модерн (ар-нуво) в дизайнерских работах Ч.Р. Макинтоша и М. Макдональд // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2018. Т. 20. № 5. С. 9-34.
2. Поляков Е.Н., Дончук Т.В. Архитектурное наследие Ч.Р. Макинтоша // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2018. Т. 20. № 6. С. 9-32.
3. Гидион З. Пространство, время, архитектура: сокр. пер. с нем. 3-е изд. М.: Стройиздат, 1984. 455 с.
4. Калачева Н.М. Концепция собственного дома архитектора через призму стилистики ХХ века // Наука и образование в XXI веке: материалы Международной научно-практической конференции, 2018. С. 51-54.
5. Корпачев О.С. Дома архитекторов, ставшие музеями // Архитектура и строительство России. 2012. № 10. С. 18-26.
6. Ломанова В.И. Формирование и характерные особенности стиля модерн в Европе (бельгийский модерн) // Вестник научных конференций. 2017. № 6-3 (22). С. 69-70.
7. Никитина И.А., Варакина Г.В. Проблема специфики стиля модерн в европейской архитектуре рубежа 19-20 вв. // Наука и образование XXI века: материалы Х Международной научно-практической конференции. Современный технический университет, 2016. С. 120-124.
8. Соловьев Н.К. Некоторые аспекты архитектуры ар-нуво Брюсселя. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда // Вестник МГХПА. 2017. Т. 1. № 4. С. 20-31.
9. Хаирова В.Ш. Архитектор эпохи модерна и его жилище // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2013. № 3 (72). С. 94-98.
10. Шагалова О.Г. Архитектура ХХ века: от модерна к функционализму // Актуальные проблемы архитектуры, строительства, энергоэффективности и экологии-2016: мат. Международной научно-практической конференции: в 3 т. 2016. С. 290-296.
11. Loyer F. Victor Horta - Hôtel Tassel 1893-1895. Brussels: Archives d'architecture moderne, 1986.
12. Sherban Cantacuzino. Horta, Victor. Изд-во Оксфордского университета, 2008. (Grove Art Online).
13. Архитектурный стиль модерн. Условия доступа: http://www.facade-project.ru
14. Бельгийский архитектор, один из основателей стиля модерн в архитектуре Виктор Орта (Victor Horta). Хронология жизни. Условия доступа: https://www.liveinternet.ru/users/ 4994319/post304999429/
15. Бельгийский модерн. Реферат (2). Условия доступа: https://freedocs.xyz/ rtf-264729471
16. Бельгия. Дом как единое произведение искусства. Условия доступа: http://kannelura.info/ ?page_id=10647
17. Виктор Орта (1861-1945). Условия доступа: https://studfiles.net/ preview/ 4241338/
18. Виктор Орта и его наследство. Условия доступа: http://interior. lv/ru/ viktors-orta-un-vina-atstatais-mantojums/
19. Дом-Музей Виктора Орта. Условия доступа: http://columb.su/bruxelles/1138-hortamuse-um.html
20. Зрелый модерн и поздний модерн в Европе. Условия доступа: https://studbooks.net/ 545536/kulturologiya/zrelyy_modern_pozdniy_modern_evrope
21. Интерьер модерна (на примере объектов Орта. Бельгия). Условия доступа: https://studfiles.net/ preview/2798470/page:49/
22. Книга 100 великих архитекторов. Содержание - ВИКТОР ОРТА (1861-1947). Условия доступа: https://www.booklot.ru/genre/dokumentalnaya-literatura/biografii-i-memuaryi/book/ 100-velikih-arhitektorov/content/282575-viktor-orta-18611947/
23. Модерн (часть 2). Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Условия доступа: https://sergey-urich.livejournal.com/258719.html
24. Музей Орта (Дом и Студия Виктора Орта). Условия доступа: https://www.tury.ru/ sight/id/25345
25. Новиков Д. Архитектор Виктор Орта (Victor Horta) - один из основателей стиля модерн (ар-нуво). Условия доступа: http://novikov-architect.ru/viktor_orta.htm
26. Орта Виктор. Энциклопедия Всемирная история. Условия доступа: https://w.histrf.ru/ articles/article/show/orta_horta_viktor
27. Орта Виктор (1861-1947). Архитектура и дизайн интерьера. Услоия доступа: http://www.5arts.info/ortha/
28. Особняк Тасселя. Условия доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Особняк Тасселя
29. Особняк ван Этвельде (Брюссель, Бельгия). Условия доступа: http://delovoy-kvartal.ru/ osobnyak-van-etvelde-bryussel-belgiya/
30. Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. 1901-1945 гг. М.: Искусство, 1991. 304 с. Условия доступа: https://studfiles.net/preview/4584696/page:3/
31. Самин Д. 100 великих архитекторов. Виктор Орта (1961-1945). Условия доступа: https://info.wikireading.ru/105696
32. Стиль модерн в Западной Европе. Условия доступа: https:// studfiles.net
33. Фрумкина Р. Архитектор Виктор Орта и рождение L'Art Nouvear. Условия доступа: http://trv-science.ru/2015/05/19/ arkhitektor-victor-horta/
34. Цикл лекций «Модерн многоликий: стиль эпохи». Условия доступа: https://punktum.ru/ archives/19636
References
1. Polyakov E.N., Donchuk T.V. Shotlandskaya versiya stilya modern v dizainerskikh rabotakh Ch.R. Makintosha i M. Makdonal''d [Scottish modern in design works of C.R. Mackintosh and M. Macdonald]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universite-ta - Journal of Construction and Architecture. 2018. V. 20. No. 5. Pp. 9-34. (rus)
2. Polyakov E.N., Donchuk T.V. Arkhitekturnoe nasledie Ch.R. Makintosha [Architectural heritage of C.R. Mackintosh]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2018. V. 20. No. 6. Pp. 9-32. (rus)
3. Giedion S. Prostranstvo, vremia, arhitektura [Space, time and architecture]. Moscow: Stroyiz-dat Publ., 1984. 455 p. (transl. from Germ.)
4. Kalachyova N.M. Kontseptsia sobstvennogo doma arhitektora cherez prizmy stilistiki ХХ veka [The concept architect's own house through the prism of the 20th century]. V sbornike 'Nauka i obrazovanie v XXI veke': Materialy mezhdunarodnoi NP konferentsii (Coll. Papers Int. Sci. Conf. 'Science and Education in the 20th Century'). 2018. Pp. 51-54. (rus)
5. Korpachyov O.S. Doma arhitektorov, stavshie muzeiami [Architect museums]. Arkhitektura i stroitel'stvo Rossii. 2012. No. 10. Pp. 18-26. (rus)
6. Lomanova V.I. Formirovanie i harakternue osobennosti stilia modern v Evrope (beligiysky modern) [Formation and characteristic features of Art Nouveau in Europe (Belgian Art Nouveau)]. Vestnik nauchnykh konferentsii. 2017. No. 6-3 (22). Pp. 69-70. (rus)
7. Nikitina I.A., Varakina G. V. Problema spetsifiki stilia modern v evropeiskoy arhitekture rubeja 19-20 vv. [Art Nouveau in European architecture in the 19-20th centuries]. V sbornike 'Nauka i obrazovanie XXI veka': Materialy Kh mezhdunarodnoi NP konferentsii (Coll. Papers Int. Sci. Conf. 'Science and Education in the 20th Century '). Sovremennyi tekhnicheskii universi-tet, 2016. Pp. 120-124. (rus)
8. Soloviov N.K. Nekotorye aspekty arhitektury ar nuvo Briusselia [Art Nouveau aspects in Brussels]. Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik MGKhPA. 2017. V. 1. No. 4. Pp. 20-31. (rus)
9. Hairova V.Sh. Arhitektor epohi moderna i ego jilishe [Architect of the art nouveau period and his home]. Arkhitektura. Stroitel'stvo. Dizain. 2013. No. 3 (72). Pp. 94-98. (rus)
10. Shagalova O.G. Arhitektura ХХ veka: ot moderna k funktsionalizmy [Architecture of the 20th century: from Art Nouveau to functionalism], in 3 vol. V sbornike 'Aktual'nye problemy arkhitektury, stroitel'stva, energoeffektivnosti i ekologii-2016': Mat. mezhdunarodnoi konferentsii (Proc. All-Russ. Sci. Conf. 'Relevant Problems of Construction, Ecology and Energy-Saving'). 2016. Pp. 290-296. (rus)
11. Loyer F., Delhaye J. Victor Horta - Hôtel Tassel 1893-1895 Brussels: Archives d'architecture modern, 1986.
12. Sherban Cantacuzino. Horta, Victor. - Oxford University press, 2008.
13. Arhitekturny stil ' modern [Art Nouveau]. Available: www.facade-project.ru (rus)
14. Beligiysky arhitektor, odin iz osnovateley stilia modern v arhitekture Victor Orta. Hronologia jizni [Victor Horta, Belgian architect, one of the Art Nouveau founders. Chronology of the life]. Available: www.liveinternet.ru/users/4994319/post 304999429/ (rus)
15. Belgiysky modern [Belgian Art Nouveau]. Available: https:// freedocs.xyz/ rtf-264729471 (rus)
16. Belgia. Dom kak edinoe proizvedenie iskusstva [Belgium. The house as a single work of art]. Available: http://kannelura.i nfo/?page_id=10647
17. Viktor Orta (1861-1945) [Viktor Horta (1861-1945)]. Available: https://studfiles.net/ preview/ 4241338/ (rus)
18. Viktor Orta i ego nasledstvo [Victor Horta and his legacy]. Available: http://interior.lv/ ru/viktors-orta-un-vina-atstatais-mantojums/ (rus)
19. Dom-Muzey Victora Orta [Horta Museum]. Available: http:// columb. su/ bruxelles/1138-hortamuseum.html (rus)
20. Zrely modern i pozdny modern v Evrope [Mature and late modern in Europe]. Available: https://studbooks.net/545536/kulturologiya/zrelyy_modern_pozdniy_modern_evrope (rus)
21. Interier moderna (naprimere ob 'ektov Orta. Belgia) [Art Nouveau interior of (Horta's objects in Belgium)]. Available: https://studfiles.net/preview/ 2798470/page:49/ (rus)
22. Kniga 100 velikih arhitektorov. Victor Orta (1861-1947) [The book of 100 great architects. Victor Horta (1861-1947)]. Available: www.booklot.ru/ genre/ dokumentalnaya-literatura/biografii-i-memuaryi/book/100-velikih-arhitektorov/content/282575-viktor-orta-1861-1947/ (rus)
23. Modern (chast 2). Modern v arhitekture. Viktor Orta [Art Nouveau (Part 2). Art Nouveau in architecture. Victor Horta]. Available: https:// sergeyurich. livejournal. com/258719.html (rus)
24. Muzey Orta (Dom i Studia Viktora Orta) [Horta Museum]. Available: www.tury.ru/sight/ id/25345 (rus)
25. Novikov D. Arhitektor Viktor Orta (Victor Horta) - odin iz osnovateley stilia Modern (ar-nuvo) [Architect Victor Horta, one of the Art Nouveau founders]. Available: http://novikov-architect.ru/viktor_orta.htm (rus)
26. Orta Viktor. Entsiklopedia Vsemirnaia istoria [Horta Victor. World History Encyclopedia]. Available: https://w.histrf.ru/articles/article/show/orta_horta_ viktor (rus)
27. Orta, Viktor (1861-1947). Arhitektura i dizain interiera [Victor Horta (1861-1947). Architecture and interior design]. Available: www.5arts.info/ortha/ (rus)
28. Osobniak Tasselia [Tassel House]. Available: https://m.wikipedia.org/wiki/Oco6mK Тасселя (rus)
29. Osobniak van Etvelde (Briussel, Belgia) [Hôtel van Eetvelde (Brussels, Belgium)]. Available: http://delovoy-kvartal.ru/osobnyak-van-etvelde-bryussel-belgiya/ (rus)
30. Polevoy V.M. Malaia istoria iskusstv. Iskusstvo ХХ veka, 1901-1945 gg. [Art history. Art in the 20th century, 1901-1945]. Moscow: Iskusstvo, 1991. 304 p. (rus)
31. Samin D. 100 velikih arhitektorov. Viktor Orta (1961-1945) [100 great architects. Victor Horta (1961-1945)]. Available: https://info. wikireading. ru/105696 (rus)
32. Stil Modern v Zapadnoy Evrope [Art Nouveau in Western Europe]. Available: https:// stud-files.net (rus)
33. Frumkina R. Arhitektor Viktor Orta i rojdenie L'Art Nouvear [Architect Victor Horta and the birth of Art Nouvear]. Available: http://trv-science.ru/2015/ 05/19/ arkhitektor-victor-horta/ (rus)
34. Tsikl lektsiy 'Modern mnogolikiy: stil epohi' [Art Nouveau: the style of the era]. Available: https://punktum.ru/archives/19636 (rus)
Сведения об авторах
Поляков Евгений Николаевич, докт. искусствоведения, профессор, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, polyakov.en@yandex.ru
Дончук Татьяна Владимировна, аспирант, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, kapitel-nsk@mail.ru
Authors Details
Evgenii N. Polyakov, DSc, Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, polyakov.en@yandex.ru
Tat'yana V. Donchuk, Research Assistant, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, kapitel-nsk@mail.ru