АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 72.036
ПОЛЯКОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, докт. искусствоведения, профессор, polyakov. [email protected]
ДОНЧУК ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА, аспирант, [email protected]
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
ЖУЗЕПА (ХОСЕПА) ПУЧ-И-КАДАФАЛКА (1867-1956)
Статья посвящена творческому наследию выдающегося каталонского зодчего Жузепа (Хосепа) Пуч-и-Кадафалка (1867-1956). Рассмотрены отдельные фрагменты его творческой биографии и три стилевых направления, в которых он работал в разные периоды жизни. Первое направление - каталонский модерн (Modernisme). В этом стиле были выполнены проекты дома Марти (кафе «Четыре кота», 1895-1896), дома Амалье (1898-1900) и дома Террадес (1903-1905). Второе направление - «рационализм» (Casa Trinxet, 1904 г.; Casa Muntades, 1901 г.). Третье направление - неоклассицизм (ноусен-тизм) - Испанский кредитный банк (Casa Pich i Pon, 1919-1921 гг.).
Ключевые слова: Каталония; Барселона; Жозеп (Хосеп) Пуч-и-Кадафалк (1867-1956); проекты в стилях Modernisme; рационализм и неоклассицизм (ноусентизм).
EVGENIIN. POLYAKOV, DSc, Professor,
polyakov. [email protected]
TAT'YANA V. DONCHUK, Research Assistant,
Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia
CREATIVITY OF JOSEP PUIG I CADAFALCH
The paper is devoted to the creative heritage of notable Catalonian architect Josep Puig i Cadafalch (1867-1956). His creative biography and three styles are described, in which he was engaged in different periods of life. The first style is Catalonian modern (Modernisme) was used to create Casa Marti (Cafe „4 Cats', 1895-1896), Casa Amatller (1898-1900) and Casa Terrades (1903-1905). The second style is rationalism (Casa Trinxet, 1904; Casa Muntades,
© Поляков Е.Н., Дончук Т.В., 2016
1901). The third style neo-classicism (Noucentisme) was used to build Spain credit bank and Casa Pich i Pon, 1919-1921.
Keywords: Catalonia; Barcelona; Josep Puig i Cadafalch; Modernisme; rationalism; neo-classicism, Noucentisme.
Жузеп (Хосеп) Пуч-и-Кадафалк (17.10.1867 - 23.12.1956) родился в городе Матаро (Mataro), расположенном на Средиземноморском побережье невдалеке от Барселоны. В настоящее время это муниципалитет, входящий в провинцию Барселона, столица Коста-дель-Маресме. Здесь будущий зодчий провел детство. Профессиональное образование получил в Барселонской архитектурной школе, затем снова вернулся на родину. Здесь он вступил в должность городского архитектора. Уже в 24 года построил в Матаро свои первые здания. Самый известный его проект в Матаро - Каса Коль-и-Регас (Casa Coll i Regas), который он возвел в 1898 г. Этот дом расположен на улице Carrer d'Argentona, 55 (рис. 1).
Рис. 1. Каса Коль-и-Регас (кат. Casa Coll i Regás, 1898 г.) и его автор
(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1a/Casa_CoU_i_Reg%C3%A0s._ Seu_de_la_Fundaci%C3%B3_Caixa_Laietana.jpg)
«В Матаро почти каждый дом является историческим наследием. Самый интересный пример модернизма в городской архитектуре - Каса Коль-и-Регас. Дом смешал в своем облике барокко и готику. Он весь - и снаружи, и изнутри -украшен цветами, изображенными на керамических плитках. С фасадной стороны можно увидеть роскошный балкон со спиральными колоннами, арками, короной сверху и обязательными керамическими цветами разных форм и расцветок. В нишах прячутся скульптуры. А изюминка кабинета внутри здания -мозаичный камин...» [1].
«Здесь все прекрасно - и своды окон, и барельефы, и кованая дверь, и решетки на окнах первого этажа, и парадная. Все внутреннее убранство сочетает в себе характерную для модерна игру красок, которая, однако, не буйствует, не раздражает, а даже наоборот, успокаивает. Днем здание залито солнечными лучами за счет стеклянной крыши с витражами в одном из залов, а вечером освещено мягким электрическим светом. Несмотря на наличие острых и прямых углов, все узоры на стенах сглаживают их, а мозаика над умывальником, на камине или просто на стенах добавляет игривости...» [2].
Вскоре молодой Жузеп (Хосеп) переехал в Барселону - город, в котором он провел всю свою творческую жизнь, возвел свои самые знаменитые постройки и умер 23 декабря 1956 г.
Очень похоже, что творческая карьера этого амбициозного провинциала в столице Каталонии поначалу складывалась непросто. Чтобы выдержать профессиональную конкуренцию с маститыми зодчими-модернистами (в том числе с Л. Доменек-и-Монтанером и А. Гауди), ему необходимо было занять оригинальную политическую и творческую позиции.
Если Доменек-и-Монтанер, будучи на семнадцать лет старше Жузепа, придерживался довольно умеренных взглядов на проблему национальной независимости Каталонии, то его более молодой и амбициозный конкурент отличался крайне радикальными, националистическими взглядами, ратовал за политическое самоопределение этой испанской провинции.
В своем творчестве Л. Доменек и А. Гауди придерживались гораздо более широких взглядов на проблему стилистических заимствований в архитектуре. Они прекрасно разбирались в мировом архитектурном наследии и обогатили каталонское зодчество культурными традициями многих стран Средиземноморья. В том числе Испании, Южной Франции, Северной Италии и арабских государств. В свою очередь, Ж. Пуч-и-Кадафалк был убежден, что традиционные корни каталонской культуры следует искать не на юге, а на севере Европы - в Бельгии (фламандское искусство), Германии и Нидерландах (готическое искусство). В более зрелом возрасте, уже многого достигнув на профессиональном поприще, он пришел к заключению, что потомкам древних иберов должно быть более близким искусство не «варварских», а античных государств - Древней Греции и Рима. А также зодчество Италии эпохи Возрождения и классицизм. Именно тогда началось его увлечение неоклассицизмом (Noucentisme).
Следует отметить, что, помимо проектной работы и политики, Ж. Пуч-и-Кадафалк активно занимался научно-педагогической работой. Он был профессором в Барселонской школе архитектуры на отделении гидравлики и прочности материалов. Круг его интересов был очень широк - зодчий был увлечен археологическими раскопками, строительством дорог и даже сельским хозяйством.
В его архитектурном творчестве прослеживаются три направления.
Моdernisme - начальный и наиболее плодотворный период в творческой биографии Пуч-и-Кадафалка. Именно в этом стиле им были выполнены его лучшие проекты La casa («сельских домов» или особняков для каталонских буржуа), в которых он успешно апробировал разнообразные «фламандские» и «готические» мотивы. Это барселонские дома Амалье, Марти, Каса-де-ле
Pun-xes (дом Terradas) и др. При всем этом неординарный архитектор приходил в бешенство, если кто-либо называл его дома «модернистскими».
Первой и одной из самых известных работ Жузепа Пуч-и-Кадафалка в Барселоне является Каса Марти (Casa Marti). Дом был построен в 1895-1896 гг. в Готическом квартале по адресу: ул. Carrer Montsió, 3 bis. Это уникальное здание более известно под именем «Четыре кота» (Els Quatre Gats). Так именовался знаменитый ресторан, открытый здесь в конце XIX в. Сантьяго Русиньолем и Рамоном Казасом [3, 4].
Здание было построено по заказу текстильного магната Франсеска Мар-ти-и-Пуча (Francesc Martí i Puig). Ранее на этом месте располагался монастырь Santa María de Montsión. Изначально планировалось устроить здесь доходный дом. Помещения на втором этаже вскоре снял для своего рабочего кабинета адвокат Нарцис Вердагер-и-Каллис (Narcís Verdaguer i Callís), двоюродный брат поэта Жасинта Вердагера. Нижний этаж больше года оставался свободным до тех пор, пока его не арендовал ресторан «Четыре кота».
Каса Марти считается одним из наиболее ярких образцов каталонского модернизма и входит в Ruta del Modernisme - перечень лучших модернистских зданий Барселоны. Ж. Пуч-и-Кадафалк задумал здание с явными готическими чертами. Однако это была готика скорее североевропейского (германо-нидерландского), а не каталонского толка. Неоготический дух стал характерной чертой нового направления в архитектуре Барселоны, которое не только впитывало в себя последние художественные течения модерна, но и постоянно обращало взор к романтической эпохе средневековой Европы (рис. 2).
Рис. 2. Здание Каса Марти (Casa Marti). Общий вид, входная часть
(http://www.carto.net/andre.mw/photos/2010/03/19_d_barcelona_eixample/20100319-165726_casa_marti_els_quatre_gats.jpg; http://previews.agefotostock.com/ preview-image/bajaage/3cece66c063c7217fee1f0f3c98eac06/xe1-985817.jpg)
Отличительными особенностями архитектуры этого особняка являются широкие заостренные кверху «стрельчатые» арки с витражами на первом этаже, а также причудливый орнамент и декоративные элементы в стиле «пламенеющей» готики на окнах и балконах верхних этажей (рис. 3).
Рис. 3. Декоративные детали Каса Mарти (Casa Marti). Входной портал, окно
(http://www.picshare.ru/uploads/140308/PZLD6jY4v0.jpg; http://www.picshare.ru/uploads/ 140308/W8pn0F4426.jpg)
С учетом специфики профессиональной деятельности заказчика декоративные композиции на фасадах и в интерьере здания были дополнены аллегориями из области текстильного производства. Каменные скульптурные украшения изготовил Эусеби Aрнаy-и-Mаскорт (Eusebi Arnau i Mascort), а кованые решетки и детали - Mанyэль Балларин (Manuel Bailarín i Lancuentra, Aragó, 1863-1915)). С этими мастерами архитектор впоследствии сотрудничал на протяжении всей своей жизни. Особенно хороша великолепная лоджия бокового фасада, выполненная в духе «пламенеющей» готики. А также угловая скульптура, изображающая святого Иосифа с младенцем Иисусом на руках. Это работа каталонского скульптора Жузепа Льимоны-и-Бругейра (Josep Llimona i Bruguera, 1864-1934) (рис. 4).
Нынешний вариант скульптуры является копией, установленной в 2000 г. взамен утерянного во время гражданской войны оригинала. Консоль, на которой стоит святой, выполнена в виде фигуры святого Георгия, сражающегося с драконом. Этот иконографический мотив вскоре стал своего рода «фирменным знаком» большинства построек Ж. Пуч-и-Кадафалка.
Официальное открытие кафе Els Quatre Gats состоялось 12 июня 1897 г. Одним из его основателей является Пере Ромеу (Pere Romeu), находившийся в дружеских отношениях со многими деятелями культуры эпохи модернизма. В конце XIX в. он поработал официантом и конферансье в знаменитом парижском кабаре Le Chat Noir («Черный кот»). Под впечатлением от особой атмосферы этого заведения решил создать нечто подобное в Барселоне - небольшое уютное кафе с умеренными ценами, которое могло стать местом
встреч для интеллектуальной элиты города. По случаю открытия кафе его директор Сантьяго Русиньоль составил своеобразный манифест заведения: «Это привал для утративших веру; это теплый угол для тех, кому нужен дом; это музей для тех, кто ищет просветления души; это таверна и место отдохновения для тех, кто любит пляшущие тени мотыльков и выжимку виноградной лозы; это готическая пивная для любителей Севера и андалусский дворик для любителей Юга; это место, где можно залечить болезни века; место дружбы и гармонии для тех, кто, согнувшись, проходит через эту дверь...»
Рис. 4. Декоративные детали Каса Марти (Casa Marti). Лоджия бокового фасада, скульптура святого Иосифа с младенцем Иисусом на руках (http://www.mishanita.ru/data/images/Spain_2006/Casa-Marti3_18.jpg; http://www.picshare.ru/uploads/140308/CzDc47zehB.jpg)
В название этого заведения заложена игра слов: quatre gats - устоявшееся фразеологическое выражение, которое в переводе с каталонского означает «мало народу». Название имеет и иное толкование: «четыре кота» - это четыре друга: Пере Ромеу, художники Рамон Казас (Ramon Casas), Сантьяго Руси-ньоль (Santiago Rusiñol) и Микель (Мигель) Утрийо (Miquel Utrillo).
Изначально кафе включало небольшую гостиницу и кабаре. Его постоянными гостями были Пабло Пикассо и его друг Антонио Гауди, скульптор Хулио Гонсалес, композиторы-пианисты Исаак Альбенис_и Энрике Гранадос, многие другие деятели искусства «прекрасной эпохи». В 1900 г. именно здесь состоялись две первые персональные выставки работ Пабло Пикассо (1881-1973) (рис. 5).
Оформление интерьера кафе было выполнено в духе парижского Le Chat Noir. Оно частично финансировалось художником Рамоном Казасом-и-Карбо (кат. Ramon Casas i Carbó, 1866-1932) - известным каталонским живописцем
и графиком, мастером портрета и карикатуры, лидером национального модернизма. Именно он оплатил изготовление массивных круглых люстр и «средневековой» мебели по эскизам Л. Пуч-и-Кадафалка. По его же инициативе большую часть стен кафе заняли картины и разноцветные керамические панно. Их авторами были завсегдатаи кафе. На стене был начертан девиз заведения: «Человеку, чтобы жить в свое удовольствие, нужна хорошая еда и вдоволь смеха! » (L' home que he vulga viure, Bons aliments y molt riure!) (рис. 6).
Рис. 5. Эмблема кафе «Четыре кота» и его самые знаменитые посетители
(http://img0.liveinternet.rU/images/attach/c/4/78/314/78314088_676813_Montsio03Ca saMarti63.JPG; http://www.mishanita.ru/data/images/Spain_2006/Tertulia_19.jpg)
Рис. 6. Интерьеры кафе «Четыре кота» в Барселоне. Современное состояние
(http://multimedia.catalunya.com/mds/multimedia/5755/F1; http://www.mishanita.ru/ data/images/Spain_2006/Quatre-Gats3.jpg)
Кафе Els Quatre Gats сохранило не только дух парижских кабаре, но и испанские традиции тертулий (tertulias) - собраний и дружеских застолий интеллектуалов. Хозяин заведения нередко подсаживался за столик к посетителям и вел дискуссии на тему переустройства мира. Здесь организовывались
танцы, представления китайского театра теней и театра марионеток. Шумное застолье и спектакли могли продолжаться до зари.
Богемное модернистское кафе просуществовало всего шесть лет. Идеалист и энтузиаст Пере Ромеу оказался неважным бизнесменом. Если у кого-то из посетителей не было денег, чтобы расплатиться за обед, он просто прощал ему долг. Да и меню тогдашнего Els Quatre Gats, по воспоминаниям современников, было «совершенным разочарованием». Поэтому большой гурман Рамон Казас предпочитал заранее совершить велосипедную прогулку на рынок Бокерия и закупить там свежих продуктов, чтобы вдоволь выпить и поесть. В июне 1903 г. Пере Ромеу пришлось закрыть двери своего заведения навсегда. На некоторое время здесь обосновалось художественное объединение Sant-Lluc. Затем началась гражданская война, и Els Quatre Gats пришел в полное запустение. Лишь в конце 70-х гг., по окончании правления генерала Ф. Франко, трое бизнесменов-рестораторов решили возродить прославленное кафе. В 1989 г. его приобрел предприниматель Жузеп Ферре. В 1991 г. он завершил реставрацию исторического здания и в 1993 г. открыл обновленное заведение, подарив ему вторую жизнь.
Вторым проектом Ж. Пуч-и-Кадафалка, выполненным в стиле Modernisme, является Каса Амалье (Casa Amatller) [5, 6].
Первоначальный, ничем не примечательный, вариант этого здания, расположенного на одной из главных улиц Барселоны - бульваре Грасия, был построен в 1875 г. по проекту архитектора Антони Роберта (Antoni Robert). В 1898 г. дом был куплен преуспевающим владельцем кондитерской фабрики в третьем поколении Антонио Амалье (1851-1910). Барселона в этот период имела налаженные торговые связи с Америкой и была центром по производству шоколада в Европе. Антонио был заядлым путешественником, коллекционером античных изделий и фотографом. Поэтому здание, помимо своих основных функций, предназначалось для хранения и демонстрации экспонатов его довольно обширной коллекции. Для реализации своей идеи он обратился к Пуч-и-Кадафалку.
Архитектор успешно справился с поставленной задачей, явив изумленной публике причудливую смесь «каталонской готики», фламандских и византийских символических элементов, которые не принадлежали ни к одному из традиционных стилей в искусстве и архитектуре. Зодчий осуществил кардинальную перепланировку особняка, художественное оформление его фасадов и интерьеров, которые были завершены в 1900 г. В этой работе приняли участие около пятидесяти талантливых художников и специалистов по изготовлению керамики, гипсовых и деревянных украшений, железного литья и ковки. Их возглавили скульпторы Эусеби Арнау-и-Маскорт (Eusebi Arnau i Mascort) и Антони Жуйоль-и-Бак (Antoni Juyol i Bach).
Каса Амалье (Casa Amatller) находится на улице Пассеч-де-Грасиа, 41 (кат. Passeig de Gràcia), в центре района Эшампле (кат. Eixample). Это одно из трех красивейших зданий Барселоны, выполненных в стиле каталонского модерна, расположенных в «Квартале разногласий» (рис. 7).
Свое название квартал получил из-за стилистической неоднородности образующих его модернистских зданий. Два других, не менее известных, зда-
ния, соседствующих с Каса Амалье, - Каса Бальо (Casa Batlló) Антонио Гауди и Каса Льео Морера (Casa Lleó Morera) Луиса Доменек-и-Монтанера. Любопытно, что ни одно из этих зданий не является вновь построенным; все три -реконструкции уже существующих домов. Дом Амалье появился первым. Прилегающая территория оснащена широкими тротуарами, вдоль которых выстроились магазины, фешенебельные ювелирные салоны, художественные галереи, кинозалы, гостиницы, кафе, рестораны и многочисленные торговые лавки. Уличные фонари работы Пере Фалькеса и дизайн пешеходной мостовой, которая проложена вдоль дома Амалье, выполнены по проекту А. Гауди.
Рис. 7. Каса Амалье (Casa Amatller) и Каса Бальо (Casa Batlló) Антонио Гауди (http://www.terra-z.ru/wp-content/uploads/2015/01/117.jpg)
А теперь остановимся на архитектурно-композиционных особенностях этого уникального здания.
Дом Амалье имеет необычный ступенчатый фронтон, отдаленно напоминающий фасады жилых домов в Германии и Нидерландах. Хотя ни один фламандский бюргер не потерпел бы такого буйства цвета - голубой, розовый, зеленый, темно-красный. Равно как и таких гротескных скульптур в окнах бельэтажа - мартышки-кузнеца, лягушки-стеклодува, осла-первопечатника и крысы-фотографа. В оформлении окон верхних этажей заметны мотивы испанской готики. Фасад сочетает в себе готический и мавританский стили, выраженные в затейливых, украшенных витиеватой резьбой фонариках на балконах, в резных деталях эркера и в скульптурных обрамлениях дверей (рис. 8).
Галерея четвертого этажа украшена колоннами с ажурными капителями. Нежный розово-песчаный «шоколадный» цвет фасадной стены отсылает
зрителя к основной профессии заказчика. Привлекают внимание прохожих очаровательные барельефы, росписи и стилистический орнамент, выполненные в технике сграффито. С таким же очарованием соединяются на фасаде керамика, детали из кованого железа. Скульптурное оформление фасада выполнено главным образом Эусеби Арнау-и-Маскортом (кат. ЕшеЫ Аглаи 1 Ма8СОг1). Главный вход украшен сюжетами на библейские темы (в частности, фигурой святого Георгия, сражающегося с драконом) и персонажами средневековых легенд. Здесь можно увидеть драконов и рыцарей, безруких барабанщиков с танцующими медведями и даже дочь хозяина дома в образе принцессы (рис. 9).
Рис. 8. Фасад дома Амалье (Casa Amatller) (http://lowkee.com/pictures/barsa6.jpg), фрагмент второго этажа (http://www.terra-z.ru/wp-content/uploads/2014/08/51.jpg)
Рис. 9. Скульптурное оформление дома Амалье (http://niernsee.ru/barselona/amatller/ barca007.jpg; http://lowkee.com/pictures/barsa20.jpg; http://media-cache-ak0.pinimg.com/ 736x/d0/7f/1c/d07f1cfae326773da83f5b5b1e07689cjpg)
Скульптурные композиции обрамляют двери и окна на первом и втором этажах. Выше находятся изображения, представляющие основные виды искусства - музыку, живопись, скульптуру и архитектуру. Здание имеет два входа. Более высокий был предназначен для въезда в вестибюль запряженных
карет. Второй, более низкий и узкий, служил для пеших гостей и посетителей. В треугольнике над балконом второго этажа (справа) можно увидеть множество букв А - первая буква фамилии Амалье. Между входными дверями размещен картуш (гербовый щит семейства). Еще один щит под лапой грифа, также украшенный буквой А, можно увидеть в самом низу перил лестницы, ведущей на второй этаж. Щиты с иными изображениями есть над каждым из трех выходов на центральный кованый балкон второго этажа. Над главным входом изображен аллегорический портрет домовладельца.
В традициях каталонского модерна решены и интерьеры дома (рис. 10).
Рис. 10. Интерьеры Дома Амалье (Casa Amatller). Лестничный марш, вестибюль
(http://красотамания.рф/wp-conten1Уuploads/2012/10/interior-design-remodeling-foyer-Casa-AmatllerJ-Salmoral-pic.jpg; http://www.barcelona-trip.ru/dom-amalie/)
В отделке вестибюля здания и главной лестницы использовано сочетание камня (колонны), дерева (потолок), кованого железа (лампы) и цветного кафеля (облицовка стен). Потолок вестибюля подпирают массивные колонны, а лестница освещается фонарями из мозаичного стекла. По этой лестнице гости должны были подниматься с первого этажа, который, по сути, служил складом и гаражом, на главный этаж, где жила семья Амалье. Все помещения первого этажа разделены большими дверями с цветными витражами. Они освещаются железными фонарями в виде маленьких дракончиков. Вестибюль дома Амалье покрыт сверху одним из лучших гнутых витражей модернистской эпохи.
Королевским указом от 9 января 1976 г. особняку, принадлежавшему когда-то Антонио Амалье, был присвоен статус памятника национального значения. В Национальном музее искусства Каталонии (г. Барселона) хранятся различные предметы из оригинальной меблировки дома. Следует отметить, что А. Амалье был не только успешным бизнесменом, но также путешественником и фотографом. Периодически здесь устраивают выставку его работ, запечатлевших жизнь начала ХХ в. в Египте, Турции и Марокко. По его фотографиям удалось максимально точно воссоздать как внешний декор дома, так и его богатые интерьеры.
В настоящее время на первом этаже дома Амалье размещаются кондитерский магазин, торгующий различными видами шоколада, сувенирный магазин и выставочный зал ювелиров Bagués Masriera. Здесь продают кулоны
с нимфами. Они выполнены в технике барселонской эмали, изобретенной основоположником модернизма в ювелирном деле Льюисом Масриера. На втором этаже дома Амалье планируется открыть музей, в котором будут выставлены изделия конца XIX в. Третий этаж в 1960 г. был передан Институту испанского искусства имени Антонио Амалье (кат. Institut Amatller d'Art Hispànic). Он располагает обширной библиотекой, хранящей архивные и современные издания по истории искусства и архитектуры Барселоны.
Дом Террадес (Casa Terrades, Casa de les Punxes) был построен в 1903-1905 гг. Это самый крупный из всех реализованных проектов Жозепа Пуч-и-Кадафалка, выполненный им для трех сестер Террадес (Terrades). Сестры владели тремя жилыми домами, занимающими целый квартал между проспектом Авингуда Диагональ (Avinguda Diagonal, 416-420), улицей Россельо (carrer Rosselló) и улицей Брук (carrer Bruc) [7-9]. Состоятельные заказчицы поручили зодчему выполнить перепланировку внутреннего пространства квартала и их домовладений. Кроме того, они попросили изолировать это пространство от посторонних лиц. Исполняя их пожелания, архитектор сумел превратить три дома, принадлежащих сестрам, в один, отдаленно напоминающий средневековый замок с шестью угловыми башнями, увенчанными коническими шпилями-«шипами» (Punxes). Его шесть не похожих друг на друга и «поражающих воображение» фасадов выходили на все три улицы (рис. 11).
Рис. 11. Дом Террадес (Casa Terrades, Casa de les Punxes, 1903-1905 гг.)
(https://fotografiasdeciudad.files.wordpress.com/2011/02/barcelona_casapunxes4.jpg)
Остроугольные фронтоны украшены изразцовыми панно с аллегорическими картинами, в полном соответствии с характером каждой из заказчиц. На одном панно изображены символические знаки зодиака - Козерог, Овен и Весы (видимо, месяцы рождения сестер Террадес). На другом, обращенном на carrer Bruc, - фигура стройной юной женщины с желтой вуалью, стоящей в окружении розовых кустов. На третьем - фигура ангела с распростертыми крыльями. Четвертое панно - бело-голубой вазон с розовыми цветами и двумя шрифтовыми символами RTB.
Самое известное панно обращено на улицу Rosello. На нем изображен святой Георгий (San Jorge), сражающийся с драконом. Надпись гласит: «Святой покровитель Каталонии, верни нам независимость!» (Santo Patrón de Cataluña, devuélvenos la libertad!). Не исключено, что это - персональный «фирменный знак» зодчего, отмечающий все его постройки (рис. 12).
Рис. 12. Панно на фасадах Casa Terrades («Фигура ангела», «Св. Георгий»)
(http://2.bp.blogspot.com/-usKIdj06vgM/UJq_nPDjweI/AAAAAAAAwSg/BnAA i5Ll5_ w/s640/686px-Casa_de_les_Punxes+SANT+JORDI.jpg)
Стиль Modernisme этого удивительного особняка удачно дополнен готическими и ренессансными деталями. Традиционным для модерна оставалось сочетание красного фонового кирпича стен и светлого тесаного камня, из которого изготовлены стройные шпили-пинакли, символические скульптуры, резной «цветочный» орнамент на ограждениях балконов. Стены и башни дома, дверные и оконные наличники богато украшены тонкой каменной резьбой и коваными металлическими изделиями (консоли, решетки, светильники и пр.). Некоторые окна и двери включают живописные витражи (рис. 13).
Американский писатель и искусствовед Роберт Хьюз в своей книге «Барселона» написал об архитектуре дома Террадес следующие строки: «Гибрид фламандской ратуши и псевдосредневекового замка Людвига Безумного (короля Баварии Людвига II, 1864-1886)...» [7]. В 1975 г. это здание было признано государственным историческим памятником, а в 1980 г. была осу-
ществлена его реконструкция. Сейчас Casa de les Punxes является частным владением и закрыт для посещений.
Рис. 13. Образцы каменных и металлических декоративных элементов на фасадах Casa Terrades (http://farm9.static.flickr.com/8069/8248502576_f488b77fed.jpg; https://c1.staticflickr.eom/9/8616/16530551688_07c5485e06.jpg)
«Рациональный идеализм» - промежуточный и, похоже, достаточно короткий этап в творчестве Ж. Пуч-и-Кадафалка. В поисках авторской индивидуальности зодчий обращался к самым различным архитектурным стилям, имевшим принципиальные отличия от уже набравшего силу Modernisme. Одним из таких направлений поиска был архитектурный «рационализм», который стремился если не избавиться совсем, то хотя бы свести к минимуму число декоративных украшений на фасадах и в интерьерах зданий. Это архитектурное направление отобразило эстетические вкусы довольно обедневшего к тому времени дворянства Каталонии, отдельные представители которого занимались либо просто интересовались искусством. Запросы этой категории заказчиков отличались «экономным рационализмом» и чисто практическим подходом. Именно в этом стиле Жузеп построил дом Trinxet (1904 г.) (рис. 14, 15) и дом компании Muntades (1901 г.) (рис. 16).
Заказчиком первого дома был Жоаким Мир-и-Триншет (Juaquin Mir Trinxet, 1873-1940) - один из лучших каталонских пейзажистов, живший в Барселоне. Он родился в семье, принадлежащей к зажиточному каталонскому роду. Учился в школе искусств Llotja в Барселоне, затем был принят в сообщество художников Colla del Safra. Работа над фресками в собственном доме была самым активным творческим периодом в его жизни. Его картины выполнены в традициях импрессионизма. Их отличает магическое свечение оранжевого, желтого и зеленого цветов. В них переданы тепло и свежесть са-
да, роса, осевшая на листьях, трава, проросшая внутрь забора. Отмечено, что эти работы создают в комнатах благоприятную энергетику (рис. 15) [10, 11].
Рис. 14. Усадьба Жоакима Мир-и-Триншета (Casa Trinxet, 1904 г.). Фотоснимок начала ХХ в. Интерьер дома (современное состояние) (http://places.vkustatic.com/casa-trinxet-en-barcelona-provincia-de-barcelona-casa-trinxet1904-obra-de-josep-puig-i-cadafalch-estava-al-c-corcega-268-destruida-en-1966-el-pintor-j_25c42db999e0b040 89e51afe8d8c4a02_1000_free.jpg; (http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/ medium/6405540.jpg)
Рис. 15. Каталонский пейзажист Жоаким Мир-и-Триншет (Juaquin Mir Trinxet, 18731940) и его картины в Casa Trinxet (1904 г.) (http://4.bp.blogspot.com/-7sSTCrc7 FYw/UKP58uuEcpI/AAAAAAAAxbg/7WEKkzz3_-Q/s320/Joaquim_Mir-2689sh.jpg; http://media-cache-akD.pinimg.com/736x/18/01/68/180168585a2952b56d030565f 29ad1f6.jpg)
Третье направление в творчестве Ж. Пуч-и-Кадафалка было связано с его увлечением зодчеством Древнего Рима и итальянского Возрождения. Этот период параллелен с подготовкой и празднованием международной выставки в 1929 г. в Барселоне, где Жузеп исполнял обязанности главного архитектора. Стены желтого цвета, многочисленные миниатюрные колонны и ор-
дерные элементы - из этого набора сформировался стиль неоклассицизм (но-усентизм, Noucentisme) первой трети ХХ в.
___^ ± г
Рис. 16. Здание компании Muntades (Casa Muntades, 1901 г.). Современное состояние, фотоснимок начала ХХ в. (http://m8.i.pbase.com/g4/47/949547/2/135449828. Tlg0bb5n.jpg; https://upload.wikimedia.Org/wikipedia/commons/7/76/PiC_casa_Mun tades_1901.jpg)
Наиболее известным проектом Ж. Пуч-и-Кадафалка, выполненным в этом стиле, является здание Испанского кредитного банка (Banco Español de Crédito), или Дом Пич-и-Пон (Casa Pich i Pon), которое находится на площади Каталонии (Plaça Catalunya, 9, угол с Rambla de Cataluña) (рис. 17) [12].
Рис. 17. Здание Испанского кредитного банка (Banco Español de Crédito) на площади Каталонии, или Дом Пич-и-Пон (Casa Pich i Pon a la plaça de Catalunya, 9, 1919-1921 гг.) (https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/15/Casa_Pich_i_Pon.jpg)
Здание было построено в 1919-1921 гг. после возвращения Жузепа из США, где он познакомился с творчеством Луиса Генри Салливена (1856-1924). По стилю его относят к каталонскому неоклассицизму, или ноусентизму (Noucentisme). Ноусентизмом называлось движение в каталонском искусстве и идеологии 1911-1931 гг., противостоявшее модернизму с его «романтическим хаосом», индивидуализмом и богемным («декадентским») образом жизни. В переводе это слово обозначало «новый век», «новое столетие». В отличие от представителей модерна, «новесентисты» признавали необходимость тесной связи культуры и искусства с политикой, поддерживали каталонских националистов, политику каталонизма и предоставления Каталонии более широкой автономии в рамках государства.
По их словам, они опирались на такие жизненные ценности, как «порядок, ясность, гармония, рациональность и умеренность». Это было социальное и гражданское искусство, открытое всем «прогрессивным» европейским течениям. Оно стремилось поднять каталонское искусство на мировой уровень. Согласно этому учению, исторической основой для культуры народов северного побережья Средиземного моря была и остается античная греко-римская культура. Поэтому неоклассика рассматривалась как часть национальной идентичности каталонского народа и противопоставлялась «модернизму» североевропейского происхождения. Следуя новой моде, Пуч-и-Кадафалк украсил портал здания элементами каталонского барокко. В целом фасад выдержан в духе европейского классицизма и историзма. Две башенки по углам придали дому монументальность и особое изящество (рис. 18).
Рис. 18. Casa Pich i Pon (1919-1821 гг.). Башенка на крыше и карниз входного портала
(http://img.webme.com/picMgnasiguillem/angel.jpg; http://media-cache-ak0.pinimg.com/ 736x/fb/df/ff/fbdfff30d6328b1976a6edb4a6aa8d92.jpg
В заключение следует отметить, что излюбленным стилем Жузепа Пуч-и-Кадафалка все же была североевропейская готика. В каждой из своих работ он говорил о том, что Каталония всегда была частью Европы, а не «мавританской» Испании и что культурные связи Барселоны с Англией или Фландрией всегда были теснее, чем с Кастилией или Андалусией. К этой теме он посто-
янно возвращался в каждой из своих построек - дом Амалье, кафе Els Quatre Gats, дом Таррадас, дом Макая, дворец барона Куадраса и др. Так что ему даже не обязательно было украшать свои постройки изображениями святого Георгия с надписью «Святой покровитель Каталонии, верни нам нашу свободу!», чтобы заслужить обвинения в сепаратизме.
Все эти обвинения в какой-то мере подтверждались его политической деятельностью, вершиной которой стал пост президента автономного правительства, который он занимал с 1917 по 1925 гг. Поэтому в 1939 г., после прихода к власти генерала Ф. Франко (1892-1975), мятежный зодчий отправился в изгнание, откуда вернулся лишь через девять лет. После этого он уже ничего не строил, а занимался историей архитектуры, вновь и вновь повторяя тезис о том, что «каталонское и испанское искусство, разумеется, находятся в неразрывной связи - но потому лишь, что все испанское искусство вышло из каталонского... »
Не исключено, что именно эта «творческая революционность» мятежного каталонца в свое время привлекла внимание виднейших теоретиков советской архитектуры. В десятом томе «Всеобщей истории архитектуры» Х. Пуч-и-Кадафалку были посвящены следующие строки: «Наиболее значительным архитектором из числа последователей Доменека (и-Монтанера. -П.Е.) является Хосе Пуч-и-Кадафальк (1869-1956) .Его труды по искусству и архитектуре Средневековья говорят о нем как об одном из крупнейших историков искусства того времени. В своей архитектурной практике Пуч продолжал традиции Доменека, но его сооружениям присуща та простота и сила, которых не было у его учителя. Постройки Пуча отличаются тонкостью прорисовки деталей, свойственной подлинному художнику. Эти его произведения выгодно выделяются среди массы сооружений сторонников «модер-низмо»... » (Глава XII. Архитектура Испании) [13, с. 368].
Получается, что, отдавая должное творчеству Ученика, авторы «ВИА» довольно скептически отозвались о проектных работах его Учителя, считая его политическим коллаборационистом и ретроградом: «Среди многих архитекторов этого направления выделяется Луис Доменек-и-Монтанер (1850-1923), который в течение многих лет был профессором и директором в Высшей технической школе в Барселоне. Доменек, человек больших знаний и культуры, был властителем дум архитекторов своего времени. Он много выступал в печати, призывая применять в качестве основного строительного материала кирпич, а также использовать керамику, стекло и блестящую смальту. Доменек больше известен как автор ряда теоретических трудов, практические же его работы (дома Томас, Монтанер-и-Симон и отель в Пальма де Мальериа, 1912) не представляют большого интереса.» [Там же].
Будучи в корне не согласными с данным утверждением, мы намерены следующую нашу статью посвятить творчеству наиболее признанного в Каталонии ученого, зодчего и политика, родоначальника стиля Modernisme Луиса Доменек-и Монтанера (1850-1923). Опираясь на современные научно-публицистические и проектные материалы, постараемся доказать, что теоретические взгляды и практические работы этого одаренного мастера представляют несомненный интерес для ученых и специалистов в самых различных областях архитектуры и строительства.
Библиографический список
1. Особняк Коль-и-Регас. - Условия доступа : http://redigo.ru/ geo/Europe/ Spain/ poi/99679
2. Rosa Regás i Pages. - Условия доступа : https://ca.wikipeda.org/wiki/Casa_Coll _i_ Reg%C3%A0s
3. Ресторан «Четыре кота», Барселона. - Условия доступа : http:// tut1.ru/ resto- rany-i-kafe-ispanii/231 -restoran-chetyre-kota-barselona.html
4. Кафе - Четыре кота. - Условия доступ а: http://vbarcelone.org/poleznaya-infor- macia-o-barcelone/kafe-chetyre-kota-barcelona
5. Дом Амалье // Casa Amatller - Условия доступа : http:// cramtravel.ru/interesting/ barselona/kasa-amale
6. Дом Амалье. - Условия доступа : http://www.turizm.ru/spain/barcelona/ places/ dom_amale/
7. Дом с шипами (Дом Террадес-Casa Terrades). - Условия доступа : http://www. barcelonain focus.com/ru/poleznoe/dostoprimecatelnosti/ 474-dom-shipami
8. Casa Terrades (Casa de les Punxes) - Barcelona. - Условия доступа : http://manresa.ru/ ispaniya/istoricheskie-pamyatniki/casa-terrades-casa-de-les-punxes-%E2%80%93-barcelona.html
9. Casa Terrades (Casa de les Punxes). - Условия доступа : http://www.planengo.ru/ place/casa_terrades_(casa_de_les_punxes)
10. Мир-и-Триншет, Жоаким. - Условия доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0% 9C%D0%B8%D1%80-%D0%B8-%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0% BD%D1%88%D0% B5%D1%82,%D0%96%D0%BE%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC
11. Casa Trinxet. - Условия доступа : https://en.wikipedia. org/ wiki/Casa_Trinxet
12. La casa Pich i Pon. - Условия доступа : https://upload.wikimediorg/wikipedia/ commons/1/15/Casa_Pich_i_Pon.jpg
13. Всеобщая история архитектуры (ВИА): в 12 т. Т. 10. Архитектура XIX - начала ХХ в. / под ред. С.О. Хан-Магомедова [и др.]. - М. : Стройиздат, 1972. - 591 с.
References
1. OsobnyakKol'-i-Regas. Available at: http://redigo.ru/geo/Europe/Spain/ poi/99679
2. Rosa Regás i Pages. Available at: https://ca.wikipeda.org/wiki/Casa_Coll_i_Reg%C3%A0s
3. Restaurant '4 cats', Barcelona. Available at: http://tut1.ru/ resto- rany-i-kafe-ispanii/231-restoran-chetyre-kota-barselona.html
4. Café '4 cats', Available at: http://vbarcelone.org/poleznaya-infor-macia-o-barcelone/kafe-chetyre-kota-barcelona
5. Casa Amatller. Available at: http://cramtravel.ru/interesting/barselona/kasa-amale
6. Casa Amatller. Available at: www.turizm.ru/spain/barcelona/places/dom_ amale/
7. Casa Terrades. Available at: www.barcelonainfocus.com/ru/poleznoe/dostoprimecatelnosti/ 474-dom-shipami
8. Casa Terrades (Casa de les Punxes). Barcelona. Available at: http://manresa.ru/ispaniya/ istoricheskie-pamyatniki/casa-terrades-casa-de-les-punxes-%E2%80%93-barcelona.html
9. Casa Terrades (Casa de les Punxes). Available at: www.planengo.ru/place/casa_terrades_ (casa_de_les_punxes)
10. Joaquim Mir i Trinxet. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/% D0%9C%D0%B8%D1% 80-%D0%B8-%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%
BD%D1%88%D0%B5%D1%82,%D0%96%D0%BE%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC
11. Casa Trinxet. Available at: https://en.wikipedia. org/ wiki/Casa_Trinxet
12. La casa Pich i Pon. Available at: https://upload.wikimediorg/wikipedia/commons/1/15/ Casa_Pich_i_Pon.jpg
13. Han-Magomedov S.O. Vseobschaya istoriya arkhitektury [General history of architecture]. In 12 vol. Arkhitektura XIX - nachala ХХ vekov. Moscow : Stroyizdat Publ., 1972. V. 10. 591 p. (rus)