АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 72.036 DOI: 10.31675/1607-1859-2018-20-3-9-29
Е.Н. ПОЛЯКОВ, Т.В. ДОНЧУК,
Томский государственный архитектурно-строительный университет
«БИОНИЧЕСКИЕ» НОВАЦИИ АНТОНИО ГАУДИ В АРХИТЕКТУРЕ ДОХОДНЫХ ДОМОВ БОТИНЕС И КАЛЬВЕТ
Статья посвящена творческому наследию выдающегося каталонского зодчего Анто-нио Гауди-и-Корнет. Рассмотрены проекты двух доходных домов, выполненных по его проектам в традициях неоготического стиля, барокко и каталонского модерна. Это Дом Ботинес в Леоне и Дом Кальвет в Барселоне. Исследованы градостроительные аспекты, особенности функционально-планировочной структуры и конструктивного решения этих многофункциональных зданий. Особое внимание уделено архитектурно-композиционному решению их фасадов и декоративных украшений, в которых, наряду со светскими и религиозными мотивами, были реализованы некоторые принципы «бионического» моделирования. Отмечено, что в этих проектах А. Гауди еще только приступил к формированию основных черт своего неповторимого творческого стиля. В максимальной степени он раскрыл их в своих более поздних проектах доходных домов, построенных в Барселоне, - Доме Батльо и Доме Мила.
Ключевые слова: Испания; Каталония; Антонио Гауди-и-Корнет; стиль Modernisme; архитектурная бионика; Дом Ботинес в Леоне; Дом Кальвет в Барселоне.
Для цитирования: Поляков Е.Н., Дончук Т.В. «Бионические» новации Антонио Гауди в архитектуре доходных домов Ботинес и Кальвет // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2018. Т. 20. № 3. С. 9-29.
E.N. POLYAKOV, T.V. DONCHUK,
Tomsk State University of Architecture and Building
BIONIC INNOVATIONS BY ANTONIO GAUDI IN ARCHITECTURE OF BOTINES AND CALVET TENE-MENT HOUSES
The article is devoted to the creative heritage of Antoni Gaudi y Cornet, the outstanding Catalan architect. The reviewed two tenement houses were made according to his design, in the tradition of Neo-Gothic style, Baroque and Catalan art Nouveau. Town-planning aspects,
© Поляков Е.Н., Дончук Т.В., 2018
spatial structure and design solutions of these houses are studied. A special attention is paid to the architectural and compositional decision of their facades and decorations, in which, along with secular and religious motives, some of bionic principles were implemented. In these projects, A. Gaudi have only just begun to form basic features of the unique creative style. He revealed them in his later projects of House Batllo and Casa Mila tenement houses in Barcelona.
Keywords: Spain; Catalonia; Antonio Gaudi y Cornet; Modernisme; architectural bionics; Casa de los Botines; Casa Calvet.
For citation: Polyakov E.N., Donchuk T.V. Bionicheskie novatsii Antonio Gaudi v arkhitekture dokhodnykh domov Botines i Kal''vet [Bionic innovations by Antonio Gaudi in architecture of Botines and Calvet tenement houses]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2018. V. 20. No. 3. Pp. 9-29. (rus)
Настоящая статья посвящена истории зарождения «бионического» направления в жилой архитектуре Каталонии конца XIX - начала XX в. Здесь рассмотрены лишь первые два из четырех доходных домов, построенных по проектам Антонио Гауди-и-Корнет (1852-1926). Это Дом Ботинес в Леоне (1891-1892 гг.) и Дом Кальвет в Барселоне (1898-1900 гг.). В этих проектах зодчий сделал свои первые шаги в области «природного» моделирования многофункциональных зданий. Данное направление в архитектуре ХХ столетия получило самые различные наименования - «органическая» архитектура, архитектурная бионика, постмодернизм, Bio-Teck и др. Каталонский зодчий еще только приступил к выработке своего собственного, неповторимого стиля, опиравшегося на богатейшее архитектурное наследие стран Западной Европы (романский, готический стиль, неоромантизм, мудехар, каталонский модерн и др.). В данных проектах А. Гауди впервые опробовал свои оригинальные эксперименты в области каркасного строительства, скульптурной композиции фасадов. Много времени он уделял также светской и религиозной символике архитектурных и конструктивных деталей зданий. Накопленный опыт он реализовал затем в более поздних проектах доходных домов - Доме Батльо (1904-1906 гг.) и Доме Мила (1906-1910 гг.), которые мы уже рассмотрели в своих предыдущих статьях [1, 2]. Здесь полностью раскрылся его творческий талант в области скульптурного моделирования пространственных конструкций из самых различных строительных материалов.
Каса де лос Ботинес - одно из первых «модернистских» зданий в г. Леоне, построенное Антонио Гауди в 1891-1892 гг. Наблюдая за возведением Епископского дворца в Асторге, возглавляемым Гауди, двое текстильных фабрикантов из Леона пожелали построить для себя не менее великолепное здание. Это были Симон Фернандес и Мариано Андрес - уроженцы Каталонии и владельцы компании, выкупившей в Леоне фабрики Эусебио Гуэля-и-Басига-лупи (1846-1918). Следуя совету Э. Гуэля, одного из богатейших каталонских предпринимателей начала ХХ столетия, они попросили Антонио Гауди построить для них в центре города большой доходный дом, получивший в их честь свое первоначальное название - Casa Fernan-dez-Andres. Этот тип домовладений появился в Европе еще в конце XIX в. Обычно эти многоэтажные жилые здания носили имена своих владельцев и являлись их своеобразной «визитной карточкой». Окончательное название этому дому (Casa de los Botines) дала фа-
милия основателя и владельца коммерческой компании, в которую входили заказчики, - Жоана (Хуана) Омс-и-Ботинаса (кат. Ботинес) [3].
В 1891 г. Антонио Гауди уже завершил строительство Дворца Гуэля и колледжа монастыря Св. Терезы в Барселоне, подготовил к сдаче Епископский дворец в Асторге. Поэтому он и взялся за разработку проекта большого жилого здания, в котором должны были разместиться производственные и офисные помещения, жилые апартаменты обоих заказчиков и квартиры, сдаваемые внаем. В 1950 г. чертежи этого здания и все сопроводительные документы были обнаружены в свинцовой трубе, укрытой позади скульптуры Святого Георгия, пронзающего коротким толстым копьем дракона, напоминающего варана или крокодила (автор - Лоренцо Матамала). Там было написано, что «строительство было начато 4 января 1892 г. и завершено всего через десять месяцев к вящему удивлению леонцев, весьма неодобрительно смотревших на нашествие чужаков...» [4].
Для строительства доходного дома был куплен участок, расположенный рядом с Леонским собором1 и старым дворцом Гусмана2. Главный фасад Casa de los Botines обращен в сторону площади Сан Марсело (исп. Plaza del Obispo Marcelo, 5).
Работая над этим проектом, А. Гауди постарался учесть специфические особенности исторической застройки Леона. Поэтому он спроектировал дом в средневековых традициях, дополненных элементами неоготического стиля: «Дом Ботинес - очередная дань готическому стилю в архитектуре, приверженцем которого Гауди оставался на протяжении жизни. Однако Гауди творил в эпоху модерна, а это направление характерно своим стремлением сочетать художественные и утилитарные функции объекта. Возводя неоготический дворец, архитектор в то же время выходит за рамки исторически сложившегося стиля, предлагая единую архитектурную концепцию, в которой тесно переплетены функциональный, конструктивный и художественный аспекты...» [5]. Здание включает четыре этажа, цоколь и мансарду: «Гауди остановился на четырехскатной крыше и поместил по углам башни для усиления сходства с неоготическими строениями. Для вентиляции и освещения цоколя он соорудил ров вокруг обоих фасадов.» [3] (рис. 1).
В октябре 1892 г. жители Леона увидели уже завершенное монохромное шестиэтажное здание из фактурного камня, расцвеченное стрельчатыми витражными окнами. Цилиндрические угловые башенки с готическими шпилями, украшенными флюгерами, придали этому оригинальному зданию сходство со средневековым замком: «Заметно, что Гауди продолжает в Доме Ботинес тему Епископского дворца: «крепостной» облик, подчеркнутый угловыми башенками со шпилями и монументальным входом; ров -приямок для освещения и вентиляции обширного подвала, использовавшегося как склад.» [4] (рис. 2).
1 Кафедральный собор Санта Мария де ла Регла (XШ-XVI вв.), также известный как Пулькра Леонина или Дом Света, - главная церковь г. Леона на северо-западе Испании.
2 Одно из самых красивых зданий в стиле ренессанс в Леоне, ныне занимаемое администрацией провинции. Дворец был построен в XVI в. по проекту архитектора Родриго Жиля де Хонтаньо-на для аристократического семейства Гусман.
Рис. 1. Площадь Сан Марсело в г. Леоне (Испания). Современное состояние (http://img-fotki.yandex.ru/get/57110/26384437.6d1/0_14744d_3befbe92_orig.jpg)
Рис. 2. Дом Ботинес в г. Леоне, 1892 г. (http://www.e-reading.club/chapter.php/73825/13/ Hvoro stuhina_-_Shedevry_Gaudi.html)
Данный проект предусматривал минимум украшений. В итоге получилось здание с предельно лаконичным решением фасадов. Серо-коричневый монолит визуально доминирует над площадью: «Стиль Гауди угадывается только в некоторых неоготических элементах фасада. Так, окна состоят из трех частей, все проемы - арочные, закругленные сверху. Явным готическим элементом являются только шпили боковых башен. Отличительной чертой Дома Ботинес являются люкарны3 и гуртовые4 карнизы. На уровне первого этажа строение окружено кованым забором из изогнутых прутьев и с затейливыми петлями. Функция забора - защищать окна полуподвала. Открыты только участки напротив двух входов.» [6] (рис. 3).
Рис. 3. Дом Ботинес в г. Леоне (пров. Астурия, Испания). Современное состояние (https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp? ГО=25220)
«При восприятии в ракурсе с северного угла почерк Гауди проступает заметнее, чем при взгляде в "лоб". Здесь шпиль угловой башенки сделан двухъярусным и увенчан флюгером сложного рисунка, а сочленение опорного конуса и арочных опор в приспущенном и заглубленном углу здания сразу же опознается как работа мастера.» [4] (рис. 4).
Кроме того, архитектор учел климатические особенности района строительства: «Единственный раз в своей практике Гауди создает четырехскатную кровлю с сильным уклоном (по деревянным стропилам) из натурального серого шифера.» [4]. «Как известно, в Леоне снегопады не являются
3 Люкарна (фр. lucarne, от лат. lux «свет») - оконный проем в скате крыши, обычно чердачной, или куполе с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху. Рама оконного проёма стоит обычно в той же плоскости, что и стена фасада.
4 Гурт - в готической архитектуре арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра крестового свода; профилирующая горизонтальная тяга на фасаде здания.
редким явлением природы. Эту особенность климата Гауди также использовал в созданной им конструкции. По всему периметру дома Ботинес вдоль линий трех первых этажей установлены широкие полки, на которых зимой задерживается снег, придавая зданию особую привлекательность и живописность...» [7].
Рис. 4. Угловой ракурс Дома Ботинес (https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/ 4/46/Casa_Botines_(Le%C3%B3n,_Spain).jpg)
Доходный дом Ботинес является многофункциональным зданием. Поэтажная планировка его была тщательно продумана. А. Гауди разработал модульную сетку из 96 ячеек 12^8 м (рис. 5). С ее помощью он равномерно расставил колонны и предусмотрел шесть световых двориков, попарно расположенных около лестничных клеток. Это позволяло обитателям дома свободно использовать «гибкую» планировку здания по своему усмотрению. Обширный цокольный этаж прекрасно освещается и проветривается с помощью специального рва-приямка, который служил складом текстильной продукции. На первом этаже размещались магазины и конторские помещения. Войти сюда можно с площади Сан Марсело, на которую обращен главный фасад здания. Апартаменты обоих домовладельцев разместились в бельэтаже (втором этаже). Подняться на них можно было через персональные входы, предусмотренные на боковом и заднем фасадах. На третьем и четвертом этажах располагалось по четыре роскошных квартиры, которые сдавались внаем состоятельным клиентам. В мансарде, покрытой четырехскатной кровлей, размещались кладовая и комнаты прислуги: «Особенный интерес в постройке дома Ботинес представляет четырехскатная крыша, собранная из листов серого шифера и установленная под большим углом наклона. Необходимо заметить, что мастер использовал кровлю подобной конструкции единственный раз, и только в проекте описываемого здания.» [Там же].
Еще раз напомним, что возведение Дома Ботинес продолжалось в течение десяти месяцев. Это стало возможным благодаря применению здесь уже готовых конструкций, элементов и деталей отделки, изготовленных на заводах по заказу каталонских коммерсантов. Например, опорами первого этажа
послужили стальные колонны компании «Игнасио Дамианс», получившей на Всемирной выставке в Барселоне (1888 г.) золотую медаль за высокое качество своей продукции. Изящные потолки изготовила компания «Братья Вилла». Чугунные ограждения рва и балконов, лестничные перила и грузовой лифт были сделаны мастерами фирмы «Неслер, Равидара и К°». Для монтажа здания из Каталонии была прислана команда опытных мастеров, возглавляемых Клаудио Альсино: «Архитектор и мастер вместе работали над Домом Ви-сенса (Casa Vicens) и в будущем будут возводить храм Саграда Фамилия (Sagrada Familia)...» [6].
Рис. 5. План Дома Ботинес (1891-1892 гг.) (http://kannelura.info/?p=6748; http://img0. liveinternet.ru/images/attach/c/1/58/668/58668305_1273072475_Kopiya_12big.gif)
Конструктивную основу дома образуют 28 колонн из литого чугуна диаметром 18 см, опорные балки и стропила из железа и несущие внешние стены: «Внутренних несущих стен в здании нет, то есть этажи абсолютно свободны.» [8]. На первом этаже можно увидеть, что сводчатый настил опирается на каменные капители (рис. 6, 7).
Рис. 6. Конструктивное решение цокольного этажа Дома Ботинес (http://allworld-travel.com/system/compilation_element_images/images/000/000/967/medium/casa-boti-nes-06.JPG?1498447624; http://www.gaudiallgaudi.com/wp-content/uploads/2017/06/ Gaudi-Casa-Botines-Interior-P-baixa-3.jpg)
Рис. 7. Конструктивные элементы Дома Ботинес, выполненные в «бионическом» стиле (слева - остов шпиля, справа - каменная капитель цокольного этажа) (https://artchive.ru/res/media/img/oy800/artide/9cc/426278.jpg; http://artishock.org/in-teriers/zhiloy-dom-ili-kvartiгa/objects/dom-botine)
В итоге получился оптимальный вариант свободной планировки для торговых и жилых помещений: «Наружные стены дома Ботинес по существу являются главным несущим элементом конструкции. Колонны каркаса принимают на себя всю тяжесть здания. Над вторым этажом на колоннах укреплены стальные балки и перегородки, уложенные в один кирпич. Подобное конструктивное решение стало новаторским не только для творчества Гауди, но и для архитектуры в целом. Подобная конструкция широко использовалась при строительстве домов только в середине 50-х годов XX века.» [7]. Ходила притча, что фундамент Дома Ботинес довольно непрочен, на что Гауди отвечал: «Пусть присылают заключения в письменной форме, я повешу их в рамках в вестибюле законченного здания.» [9].
Следует напомнить, что Антонио Гауди очень любил экспериментировать в области конструирования, наружной и внутренней отделки зданий. Дом Ботинес стал испытательным полигоном для проведения архитектурных экспериментов: «Мы уже упомянули литые стальные колонны первого этажа -в подвале им соответствует обычное для архитектора чередование опор, но на этот раз выполненных попеременно из кирпичной кладки и литого железа. Наружные стены здания фактически самонесущие - всю тяжесть этажей принимают на себя колонны каркаса. Выше второго этажа по ним уложены стальные балки и несущие перегородки толщиной всего в один кирпич. Это смелое решение намного опережает свое время и заново изобретается архитекторами «эспри-нуво»...» [4]. Следуя традициям стиля модерн, все декоративные элементы этого здания решают определенные функциональные задачи: «Все четыре угла здания завершены круглыми башнями, визуально смягчающими углы и облегчающими внутреннее освещение помещения. Крыша выложена серым шифером... хорошо защищавшим от снега и дождя, и ее шесть световых фонарей обеспечивают освещение внутренних дворов.» [10].
Дом Ботинес, как и Дворец епископа в Асторге, отличает ограниченный набор отделочных материалов: «Оба здания выполнены из монохромного (жиронского) камня, что резко отличает их от разноцветных ярких зданий, построенных Гауди в Барселоне.» [11]. Кровля и шпили башенок облицова-
ны серым шифером. В качестве отделочного материала стен использовался местный гранит серо-коричневого оттенка. Наружные стены выложены каменными блоками в технике нерегулярной кладки (лат. рустика) (рис. 8).
Рис. 8. Отделочные материалы стен и кровли в Доме Ботинес (http://static.pano-ramio.com/photos/large/80631.jpg; http://album.foto.ru/photos/pr0/231891/2901716.jpg)
А теперь рассмотрим наиболее интересный для нас аспект этого памятника архитектуры - «бионические» мотивы, использованные А. Гауди в его декоративной отделке. Их совсем немного, не более трех. Но нельзя забывать, что это был один из первых опытов мастера в данном направлении.
Главный вход в здание украсила табличка с названием компании, сделанная из кованого металла. В этом здании практически нет каменных скульптурных украшений: «Единственным исключением служит размещенная над входным порталом скульптура «Святой Георгий, побеждающий Дракона» (высота статуи - 2,9 м) работы барселонских скульпторов Лоренсо Матамала и Антонио Канто (отметим, что этот религиозный сюжет в различных вариациях повторяется во многих произведениях Антонио Гауди). Следует также отметить художественную ковку и литье - оригинальные и мастерски исполненные, как во всех работах Гауди.» [5] (рис. 9).
Рис. 9. Статуя Святого Георгия, поражающего Дракона (http://www.christofor.ru/spain/ castiИa_leonЛeon/img/botmes_05_400.jpg)
Характерной особенностью Дома Ботинес «является его декоративное убранство в стиле модерн с деталями из кованого железа, дерева, бронзы, а также орнаментами в технике сграффито.» [12, с. 125]. Например, главный вход украшен массивной железной решеткой, увенчанной силуэтом рычащего Льва (геральдический символ города, в котором построено это оригинальное здание). Это второй пример «бионических» новаций А. Гауди (рис. 10).
Рис. 10. Изображение рычащего Льва (https://www.google.гu/seaгch?q=декоры+дома+ ботинес&newwindow; http://photo980x880.mnstatic.com/0ae3a2cfdcb2c26ee4625 485a70b2d1a/casa-de-los-botines.jpg)
Интерес представляет также чугунное ограждение рва в виде хищных когтей, призванное защитить Дом Ботинес от непрошенных гостей. Оно было выполнено по эскизам А. Гауди и изготовлено на одном из металлургических заводов г. Хихон (пров. Астурия, Испания) (рис. 11).
Рис. 11. Ограждающая решетка Дома Ботинес (https://artchive.ru/res/media/img/oy800/ article/afd/426367.gif; http://www.arch-mar.ru/wpimages/all_about_Gaudi/Gaudi_
135.jpg)
Напротив здания сейчас установлена скамья, на которой можно посидеть рядом с бронзовой скульптурой Антонио Гауди, внимательно изучающего проект Дома Ботинес (автор - Хосе Луис Фернандес, Jose Luis Femandes) (рис. 12).
Рис. 12. Статуя Антонио Гауди около Дома Ботинес (https://img-fotki.yandex.ru/get/ 93500/203164748.8/0_19045a_13b9c01a_orig)
В 1929 г. банк Леона «Каха Эспанья» выкупил это здание и переоборудовал под свои нужды, сохранив при этом его оригинальную конструктивную систему. В 1931 г. в Доме Ботинес разместилась городская сберегательная касса, которая в середине прошлого века осуществила капитальную реконструкцию нижних этажей. Облицованные мраморными плитами опоры придали зданию монументальность, сохранив при этом его элегантный облик. В 1969 г. здание было признано памятником национальной культуры. В 1994-1996 гг. оно было вновь отреставрировано, и в нем разместился культурный центр. Сегодня в нем находится штаб-квартира местного отделения Сберегательного банка Испании.
В следующем творении А. Гауди «бионические» мотивы были использованы более смело и разнообразно по сравнению с проектом, рассмотренным выше. Антонио Гауди, что называется, вошел во вкус и дал полную волю своей неуемной фантазии.
Дом Кальвет (кат. Casa Calvet) в Барселоне - доходный жилой дом, построенный в 1898-1900 гг. по заказу вдовы текстильного фабриканта Пере (Педро) Мартира Кальвета-и-Карбонеля (кат. Pere Mártir Calvet i Carbonell). Дом Кальвет возведен в элитном районе, который и в настоящее время именуется «Кварталом фабрикантов». Здесь каталонские зодчие воплощали в жизнь свои самые экстравагантные идеи. Подобными домами тогда застраивался весь район Эшампле, а заказчиками выступали представители верхушки среднего класса Барселоны.
Сейчас это одна из главных архитектурных достопримечательностей каталонской столицы. Первоначальный адрес здания - ул. Калье де Касп (кат. Carrer de Casp), 52. В настоящее время - дом № 48.
Дом Кальвет изначально создавался как доходный дом, выстроенный в стиле каталонского барокко. Он включает шесть уровней - подвал, цоколь-
ный этаж, бельэтаж (второй этаж) и три верхних этажа, предназначенных для сдачи квартирантам. Его планировка типична для домов этого типа - подвал и нижний этаж отводятся под торговые (складские и офисные) помещения, в бельэтаже размещены апартаменты домовладельцев, а квартиры на трех верхних этажах предназначались для сдачи внаем. Учитывая пожелания заказчика, А. Гауди запроектировал достаточно простое в композиционном отношении здание, имеющее симметричную планировку комнат. Рядом с лестничной клеткой расположены два почти одинаковых внутренних двора квадратной формы, выполняющих функции «световых колодцев». Еще два, уже прямоугольной формы, размещены по бокам вестибюля. Они примыкают к брандмауэрам5 соседних домов. Эти световые колодцы позволили решить проблему естественного освещения вестибюля первого этажа, лестничной клетки, поэтажных холлов и всех прочих внутренних помещений.
Это здание отличает качественное оформление обоих торцевых фасадов. Дворовый фасад этого симметричного в плане здания мог бы продублировать парадный фасад, однако Гауди не пожелал этого делать. Вместо закругленных открытых балконов здесь использованы два вертикальных блока полностью застекленных балконов («голландских» эркеров). Они красиво сочетаются с расположенными по соседству лоджиями. Перед входом устроен изящный мостик, ведущий на террасу. Терраса оснащена дополнительными фонарями верхнего света для обеспечения естественным освещением подвального этажа.
Дом Кальвет выглядит достаточно «традиционно» и мало чем отличается от соседних зданий. Однако именно за него архитектору в 1900 г. была присуждена премия муниципалитета Барселоны как за «лучшее здание года» (рис. 13). Это была единственная его официальная награда.
Рис. 13. Главный фасад Дома Кальвет, мемориальная доска о присуждении премии муниципалитета Барселоны 1903 г. (http://attractionstory.ru/europa/ispaniia/dom-kalvet.html)
5 Brandmauer (нем.), он же firewall (англ.) - разделительная противопожарная стена в зданиях сплошной или блочной застройки.
Новый дом буквально «вклинился» в уже существующий ряд соседних строений. Построенный в 1883-1888 гг. Дом Висенса возводился также в условиях скученной застройки. Однако там архитектор за счет удачной планировочной схемы смог соорудить надежный фундамент. Здесь же пришлось воспользоваться старым. Чисто визуально Дом Кальвет выглядит «худосочным», настолько плотно он зажат между соседними строениями. При создании его А. Гауди избегнул готических и прочих средневековых мотивов, которые он уже реализовал в Доме Ботинес, и, по-видимому, не желал повторяться. Здесь он использует барочные мотивы, опробованные ранее в фасадах храма Саграда Фамилия (Святого Семейства). Элементы стиля барокко, использованного во многих постройках каталонских модернистов, здесь явно ощущаются как в декоре главного фасада, так и в интерьере вестибюля (рис. 14).
Рис. 14. Задний и передний (главный) фасады Дома Кальвет (http://tut1.ru/uploads/ posts/2013-07/thumbs/1373697643_b9db4b3522.jpg)
Второй фасад здания, выходящий внутрь квартала, напоминает более поздние творения великого архитектора. Однако оба фасада, что удивительно, визуально сбалансированы. Довольно аскетичное решение фасадов, по-видимому, объясняется желанием А. Гауди обеспечить гармоничное единство своего творения с соседними, вполне «традиционными» зданиями, а также общим стилем построек этого района Барселоны.
В то же время Дом Кальвет кажется выше и шире расположенных рядом зданий. Это достигнуто благодаря изящному аттику в виде двойной короны, увенчанной железными крестами. Визуально устремляясь вверх, они придали зданию величественность. Это композиционное решение можно трактовать по-разному, в том числе желанием Гауди несколько скрасить прозаическое решение фасада. Балконы украшены изящными решетками из металла, которые порождают иллюзию «выдвижения» плоскости фасада вперед (рис. 15).
Главный архитектор Барселоны, впервые увидев проект Каса Кальвет, не дал разрешения на его строительство, поскольку верхняя отметка элегантного аттика превысила максимальный предел зданий, разрешенный нормами 1891 г. В ответ А. Гауди просто перечеркнул на своем чертеже аттик красным карандашом и в таком виде вернул проект обратно в городской совет. Через месяц разрешение на строительство, наконец-то, было получено. В дальнейшем
Гауди все же настоял на своем и сохранил свой аттик, который придал фасаду большую легкость, порождая иллюзию его «вознесения» к небу: «В общей композиции фасада наблюдатель отмечает контраст в характере движения сил, направленных от основания здания и до двух точек завершения. Прямые векторы сменяются криволинейными, описывающими части круга. Неторопливое движение сменяется мелкими всплесками «фонтанов» из изогнутых элементов. Общее движение направляет взгляд наблюдателя к двум вертикальным доминантам, двум акцентам в виде крестов на основании в форме яйца. На основании целостной картины направления движения и распределения визуальных сил у наблюдателя. рождается впечатление спокойствия и уверенности, строгости и силы, достоинства и. мистической загадки.» [13].
Рис. 15. Металлические украшения балконов Дома Кальвет (http://images2.mygola.com/ casa-calvet-balcony-detail_2220244_l.jpg)
Как и во всех других творениях А. Гауди, в декорациях этого дома любая мелочь играет определенную роль. Ярким примером подобных «мелочей» являются сигнальные кольца на обеих входных дверях, ударяющие по металлическим фигуркам клопов - символам телесной и душевной нечисти: «Победи в своей душе зло, если хочешь войти в этот дом!» [14] (рис. 16).
Рис. 16. Сигнальное кольцо Дома Кальвет с изображением клопа (https://upload. wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c1/Casa_Calvet_T%oC3%oBCrklopfer_fcm.jpg; http://im3.turbina.ru/photos.4/9/0/3/6/5/1856309/big.photo/dom-Kalvet.jpg)
В районе Эшампле вообще было принято украшать фасады домов разного рода генеалогическими символами и оберегами от злых сил [15]. Конечно же, эти детали должны были в самой лестной манере отображать профессиональные интересы и душевные увлечения владельцев дома. Поэтому над главным входом, на других участках главного фасада и в интерьерах Дома Кальвет начертана буква «С», с которой начинается фамилия заказчика (СаЬ vet) [16]. Внутрь буквы помещено изображение кипариса - символ Плутона, оберег от злых сил и, одновременно с этим, знак гостеприимства. Эта двойная символика указывает на то, кому принадлежит этот дом и что его двери всегда распахнуты для желанных гостей.
О роде занятий домовладельцев говорят двойные пилястры, обрамляющие главный вход. Они напоминают деревянные бобины с хлопковыми нитями - основная деталь текстильного оборудования (рис. 17).
Рис. 17. Пилястры в виде деревянных бобин Дома Кальвет (http://www.barcelona-trip.ru/dom-kalvet-casa-calvet/; http://otdix.net/barselona/attractions/casa-calvet)
В декоре бельэтажа Гауди использовал принятый в Каталонии символ гостеприимства - кронштейн возле входа украшен изображением грациозного кипариса. Здесь также изображены оливковое дерево (символ мира) и, конечно же, герб Каталонии. Балконные ограды и другие кованые детали дома выполнены лучшими кузнецами Барселоны по чертежам мастера (рис. 18).
Рис. 18. «Символические» декорации Дома Кальвет (http://barcelonatm.ru/wp-content/ uploads/2017/01 /dom-kalvet-rannij -shedevr-antonio-gaudi-6 .jpg)
Растительный орнамент в эркере бельэтажа говорит об увлечении домовладельца ботаникой. Известно, что Педро Кальвет очень любил собирать грибы. Поэтому на стене второго этажа виден рельеф с изображением гриба. Природные мотивы присутствуют и на кровлях балконов. Здесь изображен наполненный фруктами рог изобилия (свидетельство материального достатка хозяина дома), а среди груш и яблок - затерявшаяся парочка диких голубей. Либо голубка, кормящая птенцов. Это указывает на то, что все свое огромное состояние Пере Кальвет завещал своим прямым наследникам (рис. 19).
Рис. 19. «Бионические» мотивы в декоративных элементах Дома Кальвет (https://ispaniagid. ru/casa-calvet/; http: // farm4. static .flickr.com/3565/5761198688_ c9af2c2dca_b.jpg)
В центр аттика помещено скульптурное изображение отца домовладельца (Pere Магйг Calvet i Carbonell) в облике его тезки и покровителя - Святого Петра (Sant Pere). По обе стороны от него находятся бюсты еще двух святых -Санкт Жинезиус Арля и Санкт Жинезиус Рима [16]. Они считаются покровителями Вилассара (Vilassar) - родного города Андре Кальве, сына Пере (рис. 20).
Антонио Гауди позаботился не только об оригинальном облике здания, но и о комфорте проживания в нем. К примеру, на балконах были установлены кронштейны, с помощью которых можно поднимать мебель на верхние этажи [17].
В отделке главного фасада использован крупнозернистый необработанный камень. Он был добыт на горе Монжуик (кат. Montjuic, Еврейская гора), расположенной в южной части Барселоны, невдалеке от торгового порта. Обычно Гауди использовал этот камень в сочетаниях с кирпичом и керамическими изразцами. Грубая фактура облицовочных блоков придала главному фасаду «объемность». Дворовый же фасад облицован плоскими камнями. Поэтому он выглядит более «гладким», радикально отличаясь от главного фасада, обращенного на ул. Калье де Касп (рис. 21).
Природные мотивы нашли применение и в интерьерах этого оригинального здания. В вестибюле на первом этаже привлекают внимание «каталонский» потолок, высеченные из гранита «Соломоновы колонны» и арки, украшенные рельефами в виде виноградных гроздьев [18].
Рис. 20. Украшения аттика Дома Кальвет изображениями святых - покровителей рода Кальве (http://attractionstory.ru/europa/ispaniia/dom-kalvet.html; https://ispaniagid.ru/ casa-calvet/)
Рис. 21. Отделочный камень главного фасада Дома Кальвет (слева). Гора Монжуик (справа) (http://catalunya.ru/tutorials/article/2536-monzhuik-v-barselone-deviat-dostoprimechateln/)
Уникальная дубовая мебель выполнена в лучших традициях «органического» стиля по эскизам самого архитектора. Ее отличают простота и изящество. Большая часть ее безвозвратно утрачена, а сохранившиеся экземпляры ныне украшают ресторан Casa Calvet, который расположен на первом этаже.
Удалось также сохранить панели-перегородки между рабочими кабинетами, конторский прилавок, дверные ручки, лифтовую шахту в вестибюле, украшенную изящной резьбой по дереву и железными коваными деталями. Немало времени архитектор уделил проработке рисунка полов и потолков. Просторная лестничная клетка и все внутренние помещения дома освещены с помощью двух внутренних дворов, выполняющих функции световых колодцев. Во всем видно «скромное обаяние буржуазии», поскольку в отделке интерьеров использованы материалы самого высокого качества (рис. 22).
Рис. 22. Вестибюль Дома Кальвет с лестницей и лифтом (http://otdix.net/barselona/ attractюns/casa-calvet)
В 1969 г. Дом Кальвет, одновременно с Домом Ботинес, был объявлен памятником архитектуры национального значения [19].
Завершая наше исследование, можно сделать несколько выводов, касающихся архитектурно-конструктивных особенностей доходных домов, выполненных по проектам Антонио Гауди.
1. В процессе проведенных исследований было установлено, что доходные жилые дома оказались наиболее подходящим типом многофункциональных зданий, в которых Антонио Гауди смог успешно воплотить результаты своих архитектурных и конструктивных экспериментов, отличающихся «бионической» направленностью. Зодчего интересовали возможности практической реализации принципов природного формообразования в поисках композиционных решений фасадов и объемов зданий, их внутренних дворов и световых колодцев, технического оборудования, пространственных конструктивных систем, декоративных элементов. Эти исследования продолжались не менее двадцати лет, с 1891 по 1910 г.
2. Показано, что в проекте Дома Ботинес в г. Леоне (1891-1892 гг.) А. Гауди впервые апробировал каркасную структуру несущих конструкций, значительно уменьшив нагрузку на ограждающие стены. Это революционное по тем временам решение дало ему возможность разработать принципиально новый, более «облегченный» вариант фасадов и их скульптурного убранства, которой он не сумел воспользоваться. Его «бионические» находки ограничились одной круглой скульптурой, установленной над главным входом, и несколькими коваными металлическими деталями, украсившими входную часть и ограждения рва, позволившего рационально осветить цо-
кольный этаж этого оригинального здания, напоминающего суровый средневековый замок.
3. Следующим этапом в развитии «бионического» направления в архитектуре Каталонии стал Дом Кальвет в г. Барселоне (1898-1900 гг.). Здесь архитектор смог уже в полной мере воспользоваться теми преимуществами, которые ему предоставила максимально облегченная конструктивная система. Два торцевых фасада и внутреннее пространство здания были решены в лучших традициях стилей барокко и модерн. Их отличает обилие декоративных элементов и деталей символического и религиозного содержания, многие из которых имеют явно «природное» происхождение. Кроме того, здесь архитектор успешно реализовал античные методы визуального слияния здания с окружающим ландшафтом (использование естественных строительных материалов, криволинейные курватуры и энтазисы), рациональные системы армирования несущих конструкций. Однако и это здание не отличается много-цветием, присущим более поздним постройкам Антонио Гауди.
4. Дальнейшие «бионические» исследования мастера в области жилой архитектуры - доходные дома Батльо (1904-1906 гг.) и Мила (1906-1910 гг.) -касались уже общей формы самих зданий и их несущих конструкций, напоминающих те или иные природные аналоги (горы, волны, облака, силуэты экзотичных животных и растений). Значительно обогатилась их цветовая палитра, придавшая произведениям А. Гауди их неповторимый облик (керамическая мозаика в стиле тренкадис, выполненная из кусочков фарфора и цветного стекла неправильной формы). Результаты этих поисков реализовались не только в проектах ландшафтных комплексов (Парк Гуэль и др.), но и в жилых, общественных, культовых зданиях и сооружениях, в том числе в храме Саграда Фамилия (Святого Семейства) в г. Барселоне, строительство которого было начато в 1882 г. и стало делом всей его жизни.
В дальнейшем мы намерены продолжить анализ «бионических» принципов Антонио Гауди, которые он успешно апробировал в своих реализованных и нереализованных объектах, а также рассмотреть наиболее известные произведения современной архитектуры, в которых получили дальнейшее развитие творческие находки гениального зодчего.
Библиографический список
1. Дончук Т.В., Поляков Е.Н. Доходные дома А. Гауди. Дом Батльо (Casa Batllo) // Региональные архитектурно-художественные школы. 2016. № 1. С. 378-383.
2. Дончук Т.В., Поляков Е.Н. La Pedrera - доходный дом Мила в Барселоне // Известия вузов. Строительство. 2016. № 10-11 (694-695). С. 68-79.
3. ДомБотинес. - Условия доступа: https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=25220
4. Дом Ботинес в Леоне. 1891-1894. Условия доступа: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%91/ bassegoda-nonelj-huan/antonio-gaudi/8
5. Дом Ботинес (1892). Условия доступа: https://www.barcelona-excurs.org/antonio-gaudi-casa-botines/
6. Дом Ботинес. Условия доступа: http: //bcn. portalglobus. ru/category/subcate-gory/164
7. Дом Ботижс. Условия доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/73825/13/Hvorostuhina-Shedevry_Gaudi. html
8. Дом БотинесЛеон. Условия доступа: http://www.alladolls.ru/gallery2/v/elses/kreativ/ house/Gaudi/Botines/
9. Antoni Gaudi. Условия доступа: https://fr.wikipedia.org/wiki/Antoni_Gaud% C3%AD
10. Дом Ботинес. Условия доступа: http://kannelura.info/?p=6748
11. Дом Ботинес // Casa de los Botines. Условия доступа: http://www.christofor.ru/spain/ castilla_leon/leon/botines.php
12. Лисовский В.Г. Стиль модерн в архитектуре. М.: Белый город, 2013. 479 с.
13. Игнатьева В.О. Принципы творческого метода А. Гауди в объемно-планировочных решениях доходных домов // Архитектон: известия вузов. 2013. № 42. С. 10.
14. Дом Кальвет 1898-1900. Условия доступа: http://dark.gothic.ru/gaudi/05.htm
15. Дом Кальвет - жилой дом, словно из сказки. Условия доступа: http://travelimho.ru/casa-calvet/
16. Дом Кальвет // Casa Calvet. Условия доступа: http://www.barcelona-trip.ru/dom-kalvet-casa-calvet/
17. Дом Кальвет: ранний шедевр Антонио Гауди. Условия доступа: http:// barcelonatm.ru/ dom-kalvet-rannij-shedevr-antonio-gaudi/
18. Дом Кальвет. Условия доступа: http://attractionstory.ru/europa/ispaniia/dom-kalvet.html
19. Дом Кальвет в Барселоне (Casa Calvet). Условия доступа: http://otdix.net/barselona/ attractions/casa-calvet
References
1. Donchuk T. V., Polyakov E.N. Dokhodnye doma A. Gaudi. Dom Batl'o (Sasa Batllo) [Profitable house of A. Gaudi. The Casa Batllo]. Regional'nye arkhitekturno-khudozhestvennye shkoly. 2016. No. 1. Pp. 378-383. (rus)
2. Donchuk T.V., Polyakov E.N. La Pedrera - dokhodnyi dom Mila v Barselone [La Pedrera -profitable Mila in Barcelona]. Izvestiya vuzov. Stroitel'stvo. 2016. No. 10-11 (694-695). Pp. 68-79. (rus)
3. Dom Botines [Casa de los Botines]. Available: www.votpusk.ru/country/dostoprim_info. asp?ID=25220 (rus)
4. Dom Botines v Leone, 1891-1894 [Casa de los Botines]. Available: http://litresp.ru/chitat/ ru/%D0%91/bassegoda-nonelj-huan/antonio-gaudi/8 (rus)
5. Casa de los Botines (1892). Available: www.barcelona-excurs.org/antonio-gaudi-casa-botines/
6. Casa de los Botines. Available: http://bcn.portalglobus.ru/category/subcate-gory/164 (rus)
7. Casa de los Botines. Available: www.e-reading.club/chapter.php/ 73825/13/Hvorostuhina-Shedevry_Gaudi.html
8. Dom BotinesLeon [Casa de los Botines in Leon]. Available: www.alladolls.ru/gallery2/ v/elses/kreativ/house/Gaudi/Botines/ (rus)
9. Antoni Gaudi. Available: https://fr.wikipedia.org/wiki/Antoni_Gaud%C3%AD
10. Casa de los Botines. Available: http://kannelura.info/?p=6748
11. Casa de los Botines. Available: www.christofor.ru/spain/castilla_leon/leon/botines.php (rus)
12. Lisovsky V.G. Stil' modern v arhitekture [Modern style in architecture]. Moscow: Belyi gorod, 2013. 479 p. (rus)
13. Ignat'eva V.O. Printsipy tvorcheskogo metoda А. Gaudi v obiemno-planirovochnuih resheniah dohodnyh domov [The principles of the creative method of A. Gaudi in space-planning solutions of apartment houses]. Arkhitekton: Izvestiya vuzov. 2013. No. 42. P. 10. (rus)
14. Dom Kal'vet [Casa Calvet]. Available: http://dark.gothic.ru/gaudi/05.htm (rus)
15. Dom Kal'vet - zhiloi dom, slovno iz skazki [Casa Calvet is residential house, like from fairy tale]. Available: http://travelimho.ru/casa-calvet/ (rus)
16. Dom Kal'vet [Casa Calvet]. Available: www.barcelona-trip.ru/ dom-kalvet-casa-calvet/
17. Dom Kal'vet: rannii shedevr Antonio Gaudi [Casa Calvet: early masterpiece by Antonio Gaudi]. Available: http://barcelonatm.ru/dom-kalvet-rannij-shedevr-antonio-gaudi/ (rus)
18. Dom Kal'vet [Casa Calvet]. Available: http://attractionstory.ru/europa/ispaniia/dom-kalvet.html (rus)
19. Casa Calvet in Barcelona. Available: http://otdix.net/barselona/attractions/casa-calvet
Сведения об авторах
Поляков Евгений Николаевич, докт. искусствоведения, профессор, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]
Дончук Татьяна Владимировна, аспирант, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]
Authors Details
Evgenii N. Polyakov, DSc, Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]
Tat"yana V. Donchuk, Research Assistant, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]