Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
интеллект-карты / информация / визуализация / математика / intelligence maps / information / visualization / mathematics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коканов Д.С.

Рассматривается история создания и развития метода интеллект-карт, применение его на уроках математике и в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF CREATION MENTAL MAPS AND THEIR APPLICATION IN MATH LESSONS

The article examines the history of the creation and development of the intelligence maps method, its application in mathematics lessons and in life.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

УДК 372.851

Коканов Д.С.

студент магистратуры Сахалинский государственный университет (г. Южно-Сахалинск, Россия)

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация: рассматривается история создания и развития метода интеллект-карт, применение его на уроках математике и в жизни.

Ключевые слова: интеллект-карты, информация, визуализация, математика.

Интеллект-карты — это аналитический инструмент, поскольку его можно применить для выполнения различных задач. Интеллект-карты называют по-разному, но их изобретатель Тони Бьюзен дал им название «mind-map» - дословно интеллект-карты. В этой статье я буду называть из по-разному: интеллект-карты, ментальные карты, mind-map.

Все началась с публикации книги Тони Бьюзен «Работай головой» (1974). Намного позже способы и приемы описанные в этой книги стали набирать популярность, доказывая эффективность на практике для решения различных интеллектуальных задач.

Однажды Тони Бьюзен, студент 2-го курса, искал в университетской библиотеке книги об эффективном использовании мозга для запоминания большого количества информации. У Тони было много не много материалов для изучения, ног он хотел узнать больше информации о том, как работает мозг, например память, анализ и восприятие, не все знают, как его лучше всего использовать в процессе обучения, поэтому Тони порекомендовали обратиться в отдел медицинской литературы. Проанализировав много материалов из

отдела по медицинской литературе, он разрабатывает свой способ запоминания информации.

Тони Бьюзен стал одним из лучших учеников и добился потрясающих результатов. Он сделал процесс запоминания новой информации эффективным и увлекательным. После этого он начал наставлять неуспевающих студентов, и каждый из них добился невероятных результатов.

Бьюзен описывает в своей книге, ставший знаменитым, метод интеллект-карт, основанный на основных принципах работы человеческого мозга. Так же в этой книге рекомендуются способы повышения эффективности работы с интеллект-картами. Однако важно отметить, что Тони упоминает, что он использует свой собственный опыт обучения, чтобы в конечном итоге оценить, что эффективно, а что нет, поэтому его метод со временем был слегка адаптирован энтузиастами-единомышленниками.

Интеллект-карты успешны не только в сфере науки, но и в ситуациях, когда нужно нарисовать общую картину ситуации и шаг за шагом объяснить детали. Карты возможно использовать для формирования, визуализации, организации, ведение заметок, решения проблем, принятие решений, пересмотр и уточнение новых знаний и даже в быту, например для систематизации и упорядочивания процесса уборки.

По мнению Тони Бьюзена, рисовать интеллект-карту от руки лучше цветными карандашами, мелками или фломастером. Это универсальный тренажер памяти для студентов, которые готовятся к экзамену.

Интеллект-карта включает в себя запись центральной темы и обдумывание новых и связанных с ней идеи, исходящие из центра. Сосредоточив внимание на ключевых идеях, записанных своими словами и ища связи между ними, можно сопоставить знания таким образом, чтобы помочь вам лучше понимать и запоминать информацию.

Для создания интеллект-карты, обычно в центре листа пишут ключевое понятие, идею и потом во всех направлениях отходят понятия 2-го уровня, которые дополняют и раскрывают основную идею, от них отходят понятия 3-го

уровня и так это все разрастается в что-то похожее на диаграмму. Ее можно использовать для выполнения заданий и написания эссе, особенно на начальных этапах, где она является идеальным вариантом. Стратегию, которую вы будете использовать для своего «мышления». Каждый уровень содержит одно понятие, записанное, одним словом, либо словосочетанием из двух, максимум трех слов с использованием рисунков иллюстраций или символов, для лучшей визуализации. Все понятия соединены стрелками, которые тоже могут быть различны по форме и цветовой гамме и могут сопровождаться различными символами. (Рис. 1).

Рис. 1

Создавать интеллект карты можно как на листе бумаги, так и используя различные программы. Можно воспользоваться специализированными программа наподобие MindMeister, Xmind, так и универсальные PowerPoint или Paint. Бумажный формат отлично подходит для индивидуальной разработки идей, где вы сами можете учитывать свои особенности. С другой стороны, в последнее время получили развитие онлайн инструменты для создания интеллект-карт, что позволило миллионам людей совместно работать над общей проблемой. Совместное онлайн создание интеллект-карты, несмотря на некоторые неудобства (перегруженность, лишняя работа при повторении,

громоздкость), позволяет посмотреть на проблему с различных сторон, разглядеть её в мельчайших подробностях. Благодаря этому онлайн сервисы по созданию интеллект карт получили такой скачок в развитии в последнее время.

Конечно, содержание интеллект-карт будет варьироваться от темы к теме. Главное требование к интеллект-карте - в ней не должно быть ничего лишнего. Этот метод стимулирует творчество. В ней нет ограничений. Техника создания интеллект-карт очень проста. Большой потенциал у этого метода, я считаю в сфере образования, и вот почему:

1) Интеллект карты позволяют переводить сложные понятия в наглядную форму с помощью картинок, символов с использованием различных красок, что активизирует оба полушария головного мозга.

2) Создание интеллект-карты позволяет разложить информацию по категориям, выделить ключевые моменты и увидеть их взаимосвязи. Это улучшает понимание материала и облегчает его запоминание и способствует развитию аналитического мышления.

3) Интеллект-карты подстегивают развитие ассоциативного мышления, что в свою очередь влияет на способность находить нестандартные решения и создавать новые идеи.

Интеллект-карта ученика может показать учителю его способность использовать учебный материал. В ней отражены сильные и слабые стороны изучаемой темы, благодаря «карте» преподаватель легко может выявить пробелы в знаниях или неправильно понятый материал. Интеллект-карты дают учителям четкое и объективное представление о знаниях учащихся. Кроме того, этот метод экономит время, затрачиваемое на письменную работу и повторение традиционных упражнений.

Со своими учениками я использую интеллект карты на различных этапах урока. Это и рефлексия, когда мы составляем интеллект карту по новой теме урока, и актуализация знаний. Провожу самостоятельные работы по теории, на составление интеллект-карт по новому материалу. Используя

интеллект-карты для подготовки к контрольным работам, ВПР и экзаменам (Рис. 2 и 3)

Рис 2

Рис. 3

При использовании интеллект-карт я заметил, что успеваемость и заинтересованность учащихся выросла.

Подведем итог. Использование интеллект-карт даёт учащимся: умение задействовать оба полушария головного мозга, значительное повышение работоспособности, осуществлять контроль собственной умственной деятельности, развитие мышления, речи и познавательной активности,

интеллекта, улучшение всех видов памяти, обогащение словарного запаса, формирование орфографических и пунктуационных навыков, способность адаптироваться к условиям ЕГЭ, а главное - повышение результативности. Этот метод дает учителю возможность: развивать предметные и коммуникативные навыки, а также творческие способности детей, повышать мотивации и качество знаний учащихся, активизировать учебную деятельность, проявлять причины когнитивных затруднений и вносить коррективы в знания учеников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен, пер. с англ. Е.А. Самсонов. - 4-е изд. - Мн.: "Попурри", 2007, с. 224;

2. Когнитивные образовательные технологии ХХ! века/Бершадский М. Е. http: //bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32;

3. Грищенко, Е. В. Влияние компенсаторных механизмов на развитие математических способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. [Текст] // Гуманизация образования . - 2014. - № 5 - с. 7481

Kokanov D.S.

Sakhalin State University (Yuzhno-Sakhalinsk, Russia)

HISTORY OF CREATION MENTAL MAPS AND THEIR APPLICATION IN MATH LESSONS

Abstract: the article examines the history of the creation and development of the intelligence maps method, its application in mathematics lessons and in life.

Keywords: intelligence maps, information, visualization, mathematics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.