УДК 372.851
Коканов Д.С.
студент магистратуры Сахалинский государственный университет (г. Южно-Сахалинск, Россия)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
Аннотация: рассматривается вопрос применения интеллект-карт для подготовки учащихся к ОГЭ.
Ключевые слова: ОГЭ, интеллект-карты, информация, визуализация.
Успешная сдача основного государственного экзамена по математике возможна при проведении планомерной подготовительной работы, как со стороны педагога, так и со стороны учащегося. Для того, чтобы данный процесс протекал с наибольшей эффективностью, эксперты предлагают разработку и внедрение специальных систем для подготовки к ОГЭ. Одним из важнейших факторов высокого результата является предметная готовность ученика, именно поэтому важно применять новые методы и средства при подготовке без внедрения дополнительного учебного времени. Ярким примером одной из таких методик являются интеллект-карты.
Интеллект-карты — это способ визуализации данных, который помогает структурировать информацию и находить взаимосвязи между её частями. Данный инструмент позволяет описывать графически любые данные и операции - от списка дел до целого бизнеса-плана. Интеллект-карты включают в себя следующие элементы:
Ядро (центральный блок) - главный компонент карты, с которого начинается ее создание.
Ветви - линии, связывающие ядро с остальными элементами, выстраиваются от центрального блока.
Остальные блоки — это ключевые слова, идеи, картинки, образы. Помогают понять сущность центрального блока, раскрыть основную идею посредством выстраивания ассоциативных образов.
Интеллект-карты работаю следующим образом: на карте размещается ядро (центральный блок), где отражается основная тема, мысль, идея и т.п., вокруг блока фиксируются другие элементы (остальные блоки), связанные с ним. От блоков идут ответвления к другим блокам с идеями (ветви), в итоге получается большое дерево решений или ментальная карта.
Основателем методики, основанной на применении интеллект-карт, стал Тони Бьюзен - британский психолог, основным направлением работы которого являлись исследования функций мозга и интеллекта человека. Предпосылками разработки методики стали наблюдения ученого - Бьюзен заметил, что большинство людей понимают и усваивают информацию, которая обладает ассоциациями, а также вызывает обострение любого из пяти органов чувств.
Рисунок 1. Пример интеллект-карты.
Основу интеллект-карт составляют приемы мнемотехники, которая представляет собой совокупность специальных методов и приемов,
облегчающих восприятие и запоминание определенной информации, в результате чего образуются ассоциации, а объем памяти увеличивается. К основным принципам мнемотехники можно отнести:
Сенестезия - информация запоминается лучше, если подключается больше органов чувств.
Ассоциации - использование чисел, шаблонов, символов и т.п. для установления причинно-следственных связей в процессе обработки информации.
Неординарность - важно подключать воображение при запоминании, несуразные и забавные образы лучше всего откладываются в памяти.
Упорядоченность и структурированность - систематизация данных позволяет эффективному усвоению знаний и быстрому поиску новой информации.
Использование интеллект-карт имеет ряд преимуществ над линейно-текстовым представлением информации. Во-первых, сокращается время на усвоение и запоминание за счет минимального количества текста. Во-вторых, подключаются оба полушария мозга, так как в процесс построении карт интегрируются как интеллектуальные, так и творческие возможности. В-третьих, развиваются мышление, воображение и память. В-четвертых, все элементы собраны в одном месте, за счет чего обеспечивается понимание причинно-следственных связей.
При подготовке учащихся к ОГЭ по математике интеллект-карты могут применяться в самых разных направлениях образовательного процесса, облегчая работу как педагогу, так и самим ученикам.
Средство визуализации учебного материала. Интеллект-карты обеспечивают большее вовлечение учеников в образовательный процесс за счет интерактивности метода. В результате повышается уровень итоговой аттестации.
Конспектирование и аннотирование. Интеллект-карты позволяют лучше структурировать и систематизировать информацию, с их помощью учащиеся легче усваивают учебный материал.
Проектная деятельность. Работа с проектами наиболее часто проводится при подготовке учеников к ОГЭ и связана с постановкой задач, организацией, планированием и представлением информации о проделанной работе. Интеллект-карты позволяют развивать некоторые учебные действия за счет структуризации и визуализации собранных данных.
Контроль и оценка. Интеллект-карты делают процесс оценивания знаний учащихся как с качественной, так и с количественной точки зрения более простым, так как все данные можно собрать в единой схеме, дав при этом информативную обратную связь и выработав критерии оценивания.
Создание электронных пособий. Использование сервисов по созданию интеллект-карт дает возможность разработать целую систему навигации, это позволяет направлять учащегося к информации как внутри блоков и модулей, так и между ними. Функцию навигатора в данном случае выполняет генеральная карта учебной дисциплины, а работа в такой системе формирует у учащихся комплекс базовых знаний и навыков самообучения.
При проведении уроков по математике могут использоваться следующие виды интеллект-карт:
Круговые (вложенные друг в друга круги) — для иллюстрирования контекста.
Пузырьковые — для иллюстрирования свойств.
Двойные пузырьковые — для сравнения и поиска различий.
Последовательную — для иллюстрирования последовательности.
Причинно-следственные.
Со скобками — для иллюстрирования компонентов целого.
Схемы-структуры — для классификаций.
Чтобы подготовка к ОГЭ проходила максимально эффективно и способствовала быстрому и качественному усвоению материала, предлагается
использовать интеллект-карты в несколько этапов, подробная характеристика каждого из них приведена ниже.
Первый этап - это самостоятельная подготовка, учащиеся знакомятся с содержанием урока, для этого могут использоваться пособия для подготовки к ОГЭ по математике. Предварительное изучение информации позволяет сократить время на объяснение темы и дает больше вариантов для составления интеллект-карты.
Второй этап - это определение объекта изучения. На основе полученных знаний в процессе самостоятельной подготовки учащиеся могут выбрать центральную тему для обсуждения на уроке (ядро интеллект-карты), а затем определяют сопутствующие элементы (остальные блоки). После этого совместно с учителем создается интеллект-карта по шаблону, определяются связи между центральным и остальными блоками.
Третий этап - это расширение и дополнение интеллект-карты. Могут добавляться элементы второго уровня, за счет чего более полно раскрывается смысл центрального блока. При этом обучающиеся подбирают примеры, проговаривают изложенный материал, параллельно осваивая и запоминая его.
Четвертый этап - осмысление. Ученики совместно с педагогом проводят детальный анализ составленной интеллект-карты, проверяя содержание, дополняя рисунками, схемами и условными обозначениями, а также устанавливая новые связи между элементами. Для усиления эффекта блоки могут выделяться цветами - это повышает запоминание информации.
Пятый этап - повторение. Составленная интеллект-карта может использоваться в дальнейшем как конспект для выполнения тестовых заданий и решения сложных задач. Обращаясь к карте, учащиеся также могут обрабатывать типовые задания из ОГЭ по математике.
В заключение можно сказать, что метод интеллект-карт облегчает образовательный процесс, так как с их помощью обучающиеся больше включены в учебно-познавательную деятельность и больше ориентированы на самостоятельную работу. Составление интеллект-карт развивает аналитические
навыки и позволяет их переносить в сферу повседневного опыта, в дальнейшем это отражается в более высоких результатах сдачи ОГЭ по математике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Использование интеллект-карт в системе подготовки к итоговой аттестации школьников [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-intellekt-kart-v-sisteme-podgotovki-k-itogovoy-attestatsii-shkolnikov-po-obschestvoznaniyu;
2. Интеллект-карты на уроках математики [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/intellekt-karty-na-urokah-matematiki-4406501.html;
3. Абылкасова, Г.Е. Применение интеллект-карт как одной из форм информационных технологий в процессе обучения учащихся в средней школе / Г.Е. Абылкасова, Г.К. Дюсембинова // В сборнике: Теория и практика современного научного знания.проблемы. прогнозы. решения Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции.- 2017.- С. 33-34;
4. Интеллект-карты: как правильно составить наглядный план для любой задачи [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/education/602e8b029a79479cc9e27696?from=copy;
5. Интеллект-карты по высшей математике [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.litres.ru/book/olga-ivanova-32721286/intellekt-karty-po-vysshey-matematike-69900601/
Kokanov D.S.
Sakhalin State University
USING MIND CARDS TO PREPARATE FOR THE MAINS STATE EXAMINATION
Abstract: the issue of using mind maps to prepare students for the OGE is considered.
Keywords: mind maps, information, visualization.