Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ОГЭ / интеллект-карты / информация / визуализация / mind maps / information / visualization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коканов Д.С.

Рассматривается вопрос применения интеллект-карт для подготовки учащихся к ОГЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING MIND CARDS TO PREPARATE FOR THE MAINS STATE EXAMINATION

The issue of using mind maps to prepare students for the OGE is considered.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ»

УДК 372.851

Коканов Д.С.

студент магистратуры Сахалинский государственный университет (г. Южно-Сахалинск, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Аннотация: рассматривается вопрос применения интеллект-карт для подготовки учащихся к ОГЭ.

Ключевые слова: ОГЭ, интеллект-карты, информация, визуализация.

Успешная сдача основного государственного экзамена по математике возможна при проведении планомерной подготовительной работы, как со стороны педагога, так и со стороны учащегося. Для того, чтобы данный процесс протекал с наибольшей эффективностью, эксперты предлагают разработку и внедрение специальных систем для подготовки к ОГЭ. Одним из важнейших факторов высокого результата является предметная готовность ученика, именно поэтому важно применять новые методы и средства при подготовке без внедрения дополнительного учебного времени. Ярким примером одной из таких методик являются интеллект-карты.

Интеллект-карты — это способ визуализации данных, который помогает структурировать информацию и находить взаимосвязи между её частями. Данный инструмент позволяет описывать графически любые данные и операции - от списка дел до целого бизнеса-плана. Интеллект-карты включают в себя следующие элементы:

Ядро (центральный блок) - главный компонент карты, с которого начинается ее создание.

Ветви - линии, связывающие ядро с остальными элементами, выстраиваются от центрального блока.

Остальные блоки — это ключевые слова, идеи, картинки, образы. Помогают понять сущность центрального блока, раскрыть основную идею посредством выстраивания ассоциативных образов.

Интеллект-карты работаю следующим образом: на карте размещается ядро (центральный блок), где отражается основная тема, мысль, идея и т.п., вокруг блока фиксируются другие элементы (остальные блоки), связанные с ним. От блоков идут ответвления к другим блокам с идеями (ветви), в итоге получается большое дерево решений или ментальная карта.

Основателем методики, основанной на применении интеллект-карт, стал Тони Бьюзен - британский психолог, основным направлением работы которого являлись исследования функций мозга и интеллекта человека. Предпосылками разработки методики стали наблюдения ученого - Бьюзен заметил, что большинство людей понимают и усваивают информацию, которая обладает ассоциациями, а также вызывает обострение любого из пяти органов чувств.

Рисунок 1. Пример интеллект-карты.

Основу интеллект-карт составляют приемы мнемотехники, которая представляет собой совокупность специальных методов и приемов,

облегчающих восприятие и запоминание определенной информации, в результате чего образуются ассоциации, а объем памяти увеличивается. К основным принципам мнемотехники можно отнести:

Сенестезия - информация запоминается лучше, если подключается больше органов чувств.

Ассоциации - использование чисел, шаблонов, символов и т.п. для установления причинно-следственных связей в процессе обработки информации.

Неординарность - важно подключать воображение при запоминании, несуразные и забавные образы лучше всего откладываются в памяти.

Упорядоченность и структурированность - систематизация данных позволяет эффективному усвоению знаний и быстрому поиску новой информации.

Использование интеллект-карт имеет ряд преимуществ над линейно-текстовым представлением информации. Во-первых, сокращается время на усвоение и запоминание за счет минимального количества текста. Во-вторых, подключаются оба полушария мозга, так как в процесс построении карт интегрируются как интеллектуальные, так и творческие возможности. В-третьих, развиваются мышление, воображение и память. В-четвертых, все элементы собраны в одном месте, за счет чего обеспечивается понимание причинно-следственных связей.

При подготовке учащихся к ОГЭ по математике интеллект-карты могут применяться в самых разных направлениях образовательного процесса, облегчая работу как педагогу, так и самим ученикам.

Средство визуализации учебного материала. Интеллект-карты обеспечивают большее вовлечение учеников в образовательный процесс за счет интерактивности метода. В результате повышается уровень итоговой аттестации.

Конспектирование и аннотирование. Интеллект-карты позволяют лучше структурировать и систематизировать информацию, с их помощью учащиеся легче усваивают учебный материал.

Проектная деятельность. Работа с проектами наиболее часто проводится при подготовке учеников к ОГЭ и связана с постановкой задач, организацией, планированием и представлением информации о проделанной работе. Интеллект-карты позволяют развивать некоторые учебные действия за счет структуризации и визуализации собранных данных.

Контроль и оценка. Интеллект-карты делают процесс оценивания знаний учащихся как с качественной, так и с количественной точки зрения более простым, так как все данные можно собрать в единой схеме, дав при этом информативную обратную связь и выработав критерии оценивания.

Создание электронных пособий. Использование сервисов по созданию интеллект-карт дает возможность разработать целую систему навигации, это позволяет направлять учащегося к информации как внутри блоков и модулей, так и между ними. Функцию навигатора в данном случае выполняет генеральная карта учебной дисциплины, а работа в такой системе формирует у учащихся комплекс базовых знаний и навыков самообучения.

При проведении уроков по математике могут использоваться следующие виды интеллект-карт:

Круговые (вложенные друг в друга круги) — для иллюстрирования контекста.

Пузырьковые — для иллюстрирования свойств.

Двойные пузырьковые — для сравнения и поиска различий.

Последовательную — для иллюстрирования последовательности.

Причинно-следственные.

Со скобками — для иллюстрирования компонентов целого.

Схемы-структуры — для классификаций.

Чтобы подготовка к ОГЭ проходила максимально эффективно и способствовала быстрому и качественному усвоению материала, предлагается

использовать интеллект-карты в несколько этапов, подробная характеристика каждого из них приведена ниже.

Первый этап - это самостоятельная подготовка, учащиеся знакомятся с содержанием урока, для этого могут использоваться пособия для подготовки к ОГЭ по математике. Предварительное изучение информации позволяет сократить время на объяснение темы и дает больше вариантов для составления интеллект-карты.

Второй этап - это определение объекта изучения. На основе полученных знаний в процессе самостоятельной подготовки учащиеся могут выбрать центральную тему для обсуждения на уроке (ядро интеллект-карты), а затем определяют сопутствующие элементы (остальные блоки). После этого совместно с учителем создается интеллект-карта по шаблону, определяются связи между центральным и остальными блоками.

Третий этап - это расширение и дополнение интеллект-карты. Могут добавляться элементы второго уровня, за счет чего более полно раскрывается смысл центрального блока. При этом обучающиеся подбирают примеры, проговаривают изложенный материал, параллельно осваивая и запоминая его.

Четвертый этап - осмысление. Ученики совместно с педагогом проводят детальный анализ составленной интеллект-карты, проверяя содержание, дополняя рисунками, схемами и условными обозначениями, а также устанавливая новые связи между элементами. Для усиления эффекта блоки могут выделяться цветами - это повышает запоминание информации.

Пятый этап - повторение. Составленная интеллект-карта может использоваться в дальнейшем как конспект для выполнения тестовых заданий и решения сложных задач. Обращаясь к карте, учащиеся также могут обрабатывать типовые задания из ОГЭ по математике.

В заключение можно сказать, что метод интеллект-карт облегчает образовательный процесс, так как с их помощью обучающиеся больше включены в учебно-познавательную деятельность и больше ориентированы на самостоятельную работу. Составление интеллект-карт развивает аналитические

навыки и позволяет их переносить в сферу повседневного опыта, в дальнейшем это отражается в более высоких результатах сдачи ОГЭ по математике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Использование интеллект-карт в системе подготовки к итоговой аттестации школьников [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-intellekt-kart-v-sisteme-podgotovki-k-itogovoy-attestatsii-shkolnikov-po-obschestvoznaniyu;

2. Интеллект-карты на уроках математики [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/intellekt-karty-na-urokah-matematiki-4406501.html;

3. Абылкасова, Г.Е. Применение интеллект-карт как одной из форм информационных технологий в процессе обучения учащихся в средней школе / Г.Е. Абылкасова, Г.К. Дюсембинова // В сборнике: Теория и практика современного научного знания.проблемы. прогнозы. решения Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции.- 2017.- С. 33-34;

4. Интеллект-карты: как правильно составить наглядный план для любой задачи [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/education/602e8b029a79479cc9e27696?from=copy;

5. Интеллект-карты по высшей математике [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.litres.ru/book/olga-ivanova-32721286/intellekt-karty-po-vysshey-matematike-69900601/

Kokanov D.S.

Sakhalin State University

USING MIND CARDS TO PREPARATE FOR THE MAINS STATE EXAMINATION

Abstract: the issue of using mind maps to prepare students for the OGE is considered.

Keywords: mind maps, information, visualization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.