Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ'

ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2793
579
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / СКРАЙБИНГ / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворошилова Наталья Владимировна, Толмачева Анна Валерьевна, Кукса Екатерина Николаевна

Поднимается проблема визуализации учебного материала на уроках истории и обществознания с целью повышения эффективности обучения. Выделены ключевые факторы визуализации учебного процесса, характеристики и ресурсные возможности двух технологий - интеллект-картирования и скрайбинга. Сформулирован ряд методических рекомендаций по эффективному применению указанных технологий в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворошилова Наталья Владимировна, Толмачева Анна Валерьевна, Кукса Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUALIZATION TECHNOLOGIES IN TEACHING HISTORY AND SOCIAL STUDIES

The article deals with the issue of the visualization of the learning material at the lessons of History and Social Studies aimed at the improvement of the effectiveness. There are revealed the key factors of the visualization of the learning process, the characteristics and resource potential of two technologies - mind-map and scribing. There is formulated the row of the methodological recommendations of the efficient use of these technologies in the learning process.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

н.В. ворошилова, а.в. толмачева, е.н. кукса

(Красноярск)

технологии визуализации в преподавании истории и обществознания

Поднимается проблема визуализации учебного материала на уроках истории и общество-знания с целью повышения эффективности обучения. Выделены ключевые факторы визуализации учебного процесса, характеристики и ресурсные возможности двух технологий - интеллект-картирования и скрайбинга. Сформулирован ряд методических рекомендаций по эффективному применению указанных технологий в процессе обучения.

Ключевые слова: визуализация, скрайбинг, интеллект-карта, технология обучения, методика.

Растущая цифровизация современного общества и постоянное увеличение объемов информации актуализируют проблему поиска быстрых и эффективных способов ее обработки, что в полной мере затронуло и сферу образования. При растущей популярности электронных книг и журналов, тематических сайтов и прочих цифровых источников, активно дополняющих традиционные средства обучения, все актуальней становится проблема овладения как педагогами, так и учащимися универсальными технологиями систематизации, анализа и представления больших объемов информации. Наиболее перспективными в этом отношении представляются технологии визуализации.

Основываясь на признании значимости визуального восприятия информации для человека (через зрительный канал мы получаем от 70 до 90% информации), психологических закономерностей, в соответствии с которыми эффективность обучения повышается с подключением к процессу правого, «образного» полушария, специалистами сделан однозначный вывод о необходимости усиления визуализации учебного материала. Особенно актуально это для современного, «цифрового поколения» школьников, у которого образная картина мира преобладает над интеллектуальной.

В последние десятилетия растут технические возможности школьного образования,

кие науки -

позволяющие усилить процесс использования визуального контента на уроках, придать процессу визуализации содержания школьного курса новые черты и масштабы. Среди в разной степени новых технологий и методик визуализации обучения в современной педагогической практике можно назвать таймлайн, ин-фографику, интеллект-карты, скрайбинг и др. В данной статье мы сосредоточимся на двух относительно молодых и нечасто используемых в процессе обучения методах визуализации - интеллект-картах и скрайбинге. Цель нашего исследования - выявление потенциала и условий эффективного применения выбранных технологий в процессе обучения истории и обществознанию.

Многолетние исследования нейробиоло-гов и физиологов позволяют современной методике понимать особенности работы мозга и находить наилучшие решения в обучении. В частности, многолетние исследования показали, что визуальное представление - один из самых эффективных способов обучения, а следовательно, подключение к процессу обучения инструментов по визуализации информации может способствовать ее лучшему усвоению.

Тема создания и возможностей интеллект-карт в разных сферах жизни достаточно хорошо исследована. Стоит отметить многочисленные работы самого автора технологии Т. Бьюзена, в которых он подробно дает теоретическое обоснование технологии, приводит многочисленные примеры применения ее в жизни, работе, карьере [5-8; 21]. Технология интеллект-карт нашла широкий отклик на Западе, и ряд последователей Т. Бьюзена продолжили работу над совершенствованием ее применения [14]. Однако методических работ по использованию этой технологии на уроках социально-гуманитарного цикла в западной методической литературе практически нет.

В отечественной педагогической науке и практике данная технология достаточно полно разработана с точки зрения ее применения в дошкольном и начальном образовании. Анализ методической литературы показал, что ментальные карты довольно широко применяют и учителя-предметники в среднем звене школы [1; 3; 4; 20].

Крайне продуктивным представляется использование метода интеллект-карт на предметах гуманитарного цикла, поскольку он позволяет задействовать одновременно и образ-

© Ворошилова Н.В., Толмачева А.В., Кукса Е.Н., 2021

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ное, и логическое мышление обучающихся. К сожалению, работ, анализирующих внедрение данной технологии на уроках истории и обще-ствознания, по-прежнему довольно мало [9]. Еще хуже обстоит дело с изучением опыта применения в школе скрайбинга. Краткий анализ этого метода находит отражение в общих работах, посвященных либо различным способам визуализации информации [17], либо путям повышения эффективности обучения [11]. Специальных же работ, рассматривающих методические аспекты использования скрайбин-га на школьных уроках, крайне мало [15; 18]. Единственной обобщающей работой по применению скрайбинга в разных сферах жизни является книга «Скрайбинг. Объяснить просто», содержащая не только подробное описание метода, но и практические рекомендации по созданию скрайбинг-продуктов [16].

Рассмотрим подробнее основные характеристики указанных технологий. Технология интеллект-картирования (mind-mapping), которая предполагает создание ментальных, или ассоциативных, карт, - это особый метод записи информации. Систематизация информации ведется в форме радиантной структуры, представленной в виде образов, ассоциаций в графическом виде. Автором-создателем технологии считается психолог Тони Бьюзен. Т. Бью-зен предложил положить в основу этой техники принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект - понятие, образ, главная мысль [21]. От центрального образа во всех направлениях расходятся лучи к границам листа, над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями [12]. Фактически интеллект-карта представляет собой схему, используемую для конспектирования и организации записей, включающую слова и изображения.

Визуализация, заложенная в основу данной технологии, является важным элементом. Наш мозг обрабатывает визуальную информацию в 60 тысяч раз быстрее, чем текстовую [22, с. 153]. Цвета и рисунки проще запоминать, чем слова. С их помощью можно подстегнуть память и быстро извлечь нужную информацию. Интеллект-карты помогают систематизировать идеи и выявить связи и иерархию. Благодаря цвету, рисункам и символам конспекты становятся более наглядными, лучше запоминаются. Это происходит еще и потому, что ученики сами составляют интеллект-

карты, при этом в процессе работы над картой они проделывают огромную работу по обработке информации, поэтому и уровень запоминания гораздо выше, чем при простом линейном конспектировании текста.

Кроме использования радиантной структуры («от центра к периферии») существуют и другие правила составления интеллект-карт, среди которых применение ключевых слов вместо фраз и предложений, использование цветов для выделения главных и второстепенных моментов, как можно более частое применение рисунков (графических форм, пиктограмм, стрелок и проч.), отделение структурных единиц информации, желательное оформление и чтение карт по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла.

Применение ментальных карт в условиях реального учебного процесса в школе сопряжено с определенными трудностями. Большую сложность представляет неприятие новых технологий со стороны не только педагогов, но и учеников и родителей. Многие воспринимают интеллект-карты как некое развлечение, которое отвлекает школьников от «серьезных» приемов и методов представления и фиксации учебного материала. Еще больше проблем вызывает неумение учителей вписать технологию в урок - большинство педагогов считают, что создание ментальных карт требует большого количества времени, особенно на этапе овладения учениками навыками составления интеллект-карт. Учителя также отмечают, что очень трудно оценивать этот вид работ, которые являются продуктом творческой переработки информации учащимися [9].

Однако даже сторонники традиционной линейной формы представления информации признают очевидные преимущества технологии интеллект-картирования. Так, в ходе создания ментальной карты внимание учащихся концентрируется не на случайной информации, а на существенных аспектах темы; ради-антный принцип структурирования информации позволяет легче выделить основную идею, поместив ее в центр листа в виде яркого графического образа; быстрее и эффективнее запоминается и затем воспроизводится информация за счет ее разноцветного и многомерного представления; легче прослеживаются связи между информационными блоками, образами; структурный характер карты позволяет без труда дополнять ее новой информацией; лучше учитывается индивидуальные особенности восприятия учеников.

рис. 1. Ментальные карты учеников 7-го класса МБОУ «Зыковская СОШ» в рамках обобщающего урока «Правление Ивана Грозного». Учитель А.А. Шляпина

Метод интеллект-карт можно использовать в разных учебных ситуациях и с разными целями: для проведения мозгового штурма на этапе генерации идей (графическое фиксирование и ранжирование идей), как инструмент планирования деятельности (позволяет наглядно показать процесс), организации поиска и структурирования информации (непо-

средственная функция интеллект-карты), конспектирования учебной литературы, подготовки докладов, статей и презентаций [9]. Интеллект-карты можно использовать на любом из этапов урока - для актуализации знаний (одним из приемов использования технологии является заполнение пропусков и «восстановление» интеллект-карты), как демонстрацион-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

ный или раздаточный материал при закреплении, обобщающем повторении и даже проверке знаний.

Технология ментальных карт позволяет вести эффективную работу по подготовке учеников к итоговой аттестации, используя крупноблочный метод закрепления знаний и в то же время экономя время. Технология в полной мере способствует формированию метапред-метных компетенций, развивая навыки смыслового чтения, умения определять ключевые понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и умозаключения.

Возможность широкого использования данной технологии в групповой форме обучения (создание совместной, групповой интеллект-карты по проблеме или теме урока) создает условия для развития коммуникативных навыков в процессе организации учебного сотрудничества и совместной деятельности, стимулирует креативное мышление и творческие способности.

Существует множество ресурсов для создания ментальных карт - iMindMap (программа от автора методики Тони Бьюзена), XMind, MindManager, MindMeister, Mindomo, MindGenius, Coggle, Simplemind, iThoughts, The Brain и др. Они отличаются дизайном, функционалом, простотой управления, возможностями экспорта, практически все они условно бесплатные, т. е. платные в расширенной версии. Однако, на наш взгляд, создание интеллект-карты «вручную» не только самый простой и надежный, но и наиболее эффективный путь, открывающий практически безграничные возможности для индивидуального и коллективного творчества (рис. 1). это подтвердили и исследования, проведенные студентами исторического факультета Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева [2; 13].

Другой новой и пока крайне редко используемой в школе технологией визуализации является скрайбинг. Скрайбинг - это визуализация основного смысла с помощью знаков и образов, при котором отрисовка элементов происходит прямо в процессе рассказа. Скрайбинг может иметь разные формы: это и видеоролики - готовые, размещенные на различных сайтах либо подготовленные преподавателем самостоятельно, и наброски на бумаге или на учебной доске, помогающие объяснить суть вопроса. Выделяют также видеоскрайбинг и статичный скрайбинг - конечный рисунок, из-

учая который можно понять логику всего рассказа и связь между отдельными элементами. Другими словами, графическая часть может быть выполнена абсолютно в любой технике, важно лишь соотношение изображения с изложением материала, позволяющее зрителю-слушателю проследить логику размышления, развитие процесса, сюжета от начала до конца, установить связи между элементами информации.

Преимущество скрайбинга, как и ментальных карт, заключается в возможности задействовать одновременно слух, зрение и воображение человека, т. е. возможности обоих полушарий головного мозга. Отрисовка образов в процессе донесения и восприятия информации позволяет воспринимать ее более структурно, выделять ключевые моменты, выстраивать логические связи, формировать их иерархию, лучше понимать и запоминать материал благодаря знакам и образам.

Практическое применение готовых продуктов скрайбинга, размещенных в Сети, является наиболее удобным. Существуют ресурсы, располагающие немалым объемом роликов по исторической тематике, однако они, как правило, слабо соотносятся с содержанием учебной программы школы, содержат немало фактических ошибок и неточностей. Лучше обстоит дело с видеоскрайбингом обществоведческой тематики. Примером может служить авторский проект учителя обществознания Ба-рият Абуловой «Школа обществознания» [19]. На канале собрано несколько десятков коротких видео, посвященных разбору той или иной темы, ролики сопровождаются схемами, иллюстрациями, примерами и достаточно точно соотносятся со школьной программой.

Разработка же собственных компьютерных скрайб-презентаций, видеороликов является для большинства педагогов делом чрезмерно сложным и трудоемким, требующих специальных ИКТ-навыков. Существует немало специальных интернет-сервисов и программных продуктов, способных оказать помощь в создании обучающих роликов:

- PowToon - сервис для создания видеопрезентаций;

- GoAnimate, позволяющий сделать из презентации мультфильм;

- «Объясняшки» (http://obyasnyashki.ru/) -русскоязычная программа, существующая и как мобильное приложение, которое позволяет создавать рисованные и информативные видеоролики;

рис 2. Работы в технике скрайбинга учеников 5-го и 8-го классов МБОУ СШ № 27 г. Красноярска.

Учитель И.Е. Бобрик

- англоязычные сервисы Sparkol Video-Scribe и Animaker;

- программные продукты Video Scribe (sparkol. com) и Easysketch и др.

Однако вследствие того, что контент большинства перечисленных программ является платным, а освоение их - делом достаточно сложным, они не находят широкого применения в отечественной школьной практике. Вместе с тем надо отметить, что в последние годы появляются публикации, содержащие подробные практические рекомендации по созданию различных продуктов скрайбинга, которые могут облегчить путь освоения этой технологии обучения [16].

Самым простым, но от этого не менее эффективным видом скрайбинга является отри-совка рассказа, сюжета вручную учителем на обычной доске или с применением интерактивной доски либо самими учениками в процессе фиксации изучаемого материала, будь то конспектирование лекции, текста учебника и иных источников информации. Этот вариант использования скрайбинга был апробирован студентами и преподавателями исторического факультета КГПУ им. В.П. Астафьева в школе и на практических занятиях в вузе (рис. 2).

Результаты апробации оказались весьма интересными и позволили сделать ряд выводов о возможностях и перспективах применения скрайбинга в процессе обучения. Как и в случае с интеллект-картами, применение скрайбинга на уроках педагогами и учениками более всего ограничено их сомнениями в собственных творческих возможностях - «я не умею рисовать», «это слишком сложно», «продумывание образа отнимает много времени», «зачем взрослому человеку заниматься детским рисованием, если существуют традиционные приемы конспектирования».

При этом наблюдается очевидная возрастная корреляция отношения к данной технологии: школьники младшего и среднего звена воспринимают подобные экспериментальные способы обучения с гораздо большим энтузиазмом и пониманием, нежели старшеклассники и студенты. это можно было бы списать на детскую интерпретацию данной педагогической технологии как игры, однако практические результаты, выраженные в творческих работах и ответах на занятиях, направленных на воспроизведение и интерпретацию материала по созданному конспекту-рисунку, говорят о ее реальной педагогической эффективности, по крайней мере для части учащихся.

Отвечая на утверждения о сложности техники скрайбинга, заметим, что педагогам и школьникам необходимо помнить следующее требование: используемое изображение должно быть простым и понятным, а вовсе не красивым и презентабельным. Специалисты даже рекомендуют в качестве подготовки к применению скрайбинга ознакомиться с примерами и техниками создания простейших изображений из элементарных базовых геометрических фигур.

Рассмотрев две технологии, позволяющие внедрить в учебный процесс принцип визуализации, мы пришли к выводам, что данные технологии имеют ряд очевидных достоинств и преимуществ, подтверждаемых практикой. Вместе с тем вышеперечисленные достоинства интеллект-картирования и скрайбинга могут быть достигнуты при соблюдении ряда условий, среди них:

- принцип индивидуализации - проявление творческого подхода, выработка своего индивидуального стиля, например, при составлении интеллект-карт, наиболее комфортного и понятного для их создателя;

- постепенность внедрения метода, начиная с освоения примеров простейшего уровня;

- выработка педагогом оптимальных способов оценки подобного типа заданий;

- преодоление инерционности педагогического мышления, открытость новым технологиям, позволяющим разнообразить процесс обучения.

В заключение не лишним будет вспомнить рекомендации создателя mind map Т. Бьюзена, которые в полной мере могут быть применены и к другим, в разной степени новым технологиям обучения:

1) «принимай» - сначала внимательно изучи все достоинства и правила использования метода или технологии;

2) «применяй» - апробируй много раз;

3) «приспосабливай» - пропусти технологию через себя, совершенствуй свои навыки [10].

список литературы

1. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 7. С. 34-37.

2. Александрова Е.О. Применение технологии mind-map на уроках обществознания в 8 классе [Электронный ресурс]. URL: http://elib.kspu.ru/ document/25306 (дата обращения: 29.04.2020).

3. Бершадская Е.А., Малова С.В. Систематизация учебной информации в начальной школе на

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

основе метода интеллект-карт // Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой Всерос. науч.-практ. конф. М. - Уфа, 2013. С. 166-168.

4. Бершадская Е.А. Утекающее время. Метод интеллект-карт как инструмент развития регулятивных универсальных действий // Лицей. URL: http://gazeta-licey.ru/approachs-systems-technologies/ metodintellekt-kart-v-obrazovanii/item/4647-liqtime (дата обращения: 29.04.2020).

5. Бьюзен Т., Эббот С. Карты памяти: используй свою память на 100% / пер. с англ. У.В. Сапци-ной. М., 2007.

6. Бьюзен Т., Годфри В.Дж. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации / пер. с англ. О.Ю. Пановой. М., 2007.

7. Бьюзен Т. Научите себя думать! / пер. с англ. О.Ю. Пановой. М., 2004.

8. Бьюзен Т., Годфри В.Дж. Супермышление / пер. с англ. О.Ю. Пановой. М., 2003.

9. Ворошилова Н.В., Толмачева А.В. Ментальные карты в образовательном процессе: за и против // Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития: материалы IV Нац. науч.-практ. конф. Красноярск, 2019. С. 77-79.

10. Дмитриева Х.А., Матвеева В.В. Технология интеллект-карт как средство формирования УУД [Электронный ресурс] // Концепт. 2016. Т. 19. URL: http://e-koncept.ru/2016/56252.htm (дата обращения: 29.04.2020).

11. Зенкевич И.В., Михайлова А.Е. К вопросу о повышении эффективности процесса обучения одаренных детей // личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, 2013. № 28. С. 45-51.

12. Иволгина Л.И. Обучение школьников схематизации и моделированию. 5-9 классы. Волгоград, 2014.

13. Изжурова М.С. Использование технологии интеллект-карт на уроках истории и общест-вознания в 7 классе в рамках реализации ФГОС [Электронный ресурс]. URL: http://elib.kspu.ru/ document/25854 (дата обращения: 29.04.2020).

14. Мюллер х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей / пер. с нем. В.В. Мартыновой, М.М. Дрёмина. М., 2007. С. 17-19.

15. Неустроева М.И. Использование скрай-бинга в начальной школе // Вестн. науки и образования, 2018. № 17-2. С. 51-53.

16. Петровский П.В., Любецкий Н., Кутузова М. Скрайбинг. Объяснить просто. М., 2016.

17. Султанова И.В., Василенко И.Ю. Анализ наиболее распространенных техник по визуализации информации в педагогике и психологии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 431-435.

18. Устинова Л.Ю. Скрайбинг на уроках литературы: создание визуального конспекта // Ценности и смыслы, 2018. № 5. С. 206-220.

19. Школа обществознания [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/channel/UC7 MLjBIxLzLo1JvEfYxaftw?view_as=subscriber (дата обращения: 29.04.2020).

20. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках: метод. пособие / авт.-сост. В.М. Воробьева, Л.В. Чурикова, Л.Г. Будунова. М., 2013.

21. Buzan T. Mind Map Master. Watkins Publishing, 2018.

22. Carol Vorderman. Help Your Kids With Study Skills, 2016.

* * *

1. Akimenko V.M. Primenenie intellektual'nyh kart v processe obucheniya // Nachal'naya shkola plyus do i posle. 2012. № 7. S. 34-37.

2. Aleksandrova E.O. Primenenie tekhnologii mind-map na urokah obshchestvoznaniya v 8 klasse [Elektronnyj resurs]. URL: http://elib.kspu.ru/docu ment/25306 (data obrashcheniya: 29.04.2020).

3. Bershadskaya E.A., Malova S.V. Sistematiza-ciya uchebnoj informacii v nachal'noj shkole na osnove metoda intellekt-kart // Instrumental'naya didaktika i didakticheskij dizajn: teoriya, tekhnologiya i praktika mnogofunkcional'noj vizualizacii znanij: materia-ly Pervoj Vseros. nauch.-prakt. konf. M. - Ufa, 2013. S. 166-168.

4. Bershadskaya E.A. Utekayushchee vremya. Me-tod intellekt-kart kak instrument razvitiya regulya-tivnyh universal'nyh dejstvij // Licej. URL: http:// gazeta-licey.ru/approachs-systems-technologies/meto dintellekt-kart-v-obrazovanii/item/4647-liqtime (data obrashcheniya: 29.04.2020).

5. B'yuzen T., Ebbot S. Karty pamyati: ispol'zuj svoyu pamyat' na 100% / per. s angl. U.V. Sapcinoj. M., 2007.

6. B'yuzen T., Godfri V.Dzh. Karty pamyati: uni-kal'naya metodika zapominaniya informacii / per. s angl. O.Yu. Panovoj. M., 2007.

7. B'yuzen T. Nauchite sebya dumat'! / per. s angl. O.Yu. Panovoj. M., 2004.

8. B'yuzen T., Godfri V.Dzh. Supermyshlenie / per. s angl. O.Yu. Panovoj. M., 2003.

9. Voroshilova N.V., Tolmacheva A.V. Mental'-nye karty v obrazovatel'nom processe: za i protiv // Aktual'nye voprosy istorii Rossii: problemy i perspek-tivy razvitiya: materialy IV Nac. nauch.-prakt. konf. Krasnoyarsk, 2019. S. 77-79.

10. Dmitrieva H.A., Matveeva V.V. Tekhnologiya intellekt-kart kak sredstvo formirovaniya UUD [Elek-tronnyj resurs] // Koncept. 2016. T. 19. URL: http:// e-koncept.ru/2016/56252.htm (data obrashcheniya: 29.04.2020).

11. Zenkevich I.V., Mihajlova A.E. K voprosu o povyshenii effektivnosti processa obucheniya oda-rennyh detej // Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psihologii, 2013. № 28. S. 45-51

12. Ivolgina L.I. Obucheniya shkol'nikov skhe-matizacii i modelirovaniyu. 5-9 klassy. Volgograd, 2014.

13. Izzhurova M.S. Ispol'zovanie tekhnologii intellekt-kart na urokah istorii i obshchestvoznaniya v 7 klasse v ramkah realizacii FGOS [Elektronnyj resurs]. URL: http://elib.kspu.ru/document/25854 (data obrashcheniya: 29.04.2020).

14. Myuller H. Sostavlenie mental'nyh kart: me-tod generacii i strukturirovaniya idej / per. s nem. V.V. Martynovoj, M.M. Dryomina. M., 2007. S. 17-19.

15. Neustroeva M.I. Ispol'zovanie skrajbinga v nachal'noj shkole // Vestn. nauki i obrazovaniya, 2018. № 17-2. S. 51-53.

16. Petrovskij P.V., Lyubeckij N., Kutuzova M. Skrajbing. Ob#yasnit' prosto. M., 2016.

17. Sultanova I.V., Vasilenko I.Yu. Analiz nai-bolee rasprostranennyh tekhnik po vizualizacii in-formacii v pedagogike i psihologii // Problemy so-vremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. № 61-1. S. 431-435.

18. Ustinova L.Yu. Skrajbing na urokah literatury: sozdanie vizual'nogo konspekta // Cennosti i smysly, 2018. № 5. S. 206-220.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Shkola obshchestvoznaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.youtube.com/channel/UC7 MLjBIxLzLo1JvEfYxaftw?view_as=subscriber (data obrashcheniya: 29.04.2020).

20. Effektivnoe ispol'zovanie metoda intellektkart na urokah: metod. posobie / avt.-sost. V.M. Vo-rob'eva, L.V. Churikova, L.G. Budunova. M., 2013.

Visualization technologies in teaching History and Social Studies

The article deals with the issue of the visualization of the learning material at the lessons of History and Social Studies aimed at the improvement of the effectiveness. There are revealed the key factors of the visualization of the learning process, the characteristics and resource potential of two technologies - mind-map and scribing. There is formulated the row of the methodological recommendations of the efficient use of these technologies in the learning process.

Key words: visualization, scribing, mind map, learning technology, methodology.

(Статья поступила в редакцию 31.01.2021)

О.А. ЕГОРОВА (Москва)

специфика моделирования и использования кейсов при обучении английскому языку магистрантов естественно-научных факультетов

Анализируются особенности использования методики кейс-стади для обучения деловому английскому языку магистрантов факультета почвоведения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. С учетом ключевой задачи (обучение студентов навыкам составления кейсов) предлагается развернутое определение понятия «кейс» в применении к образовательным задачам курса. Выделяются оптимальные критерии моделирования кейсов, определяется формальная структура их составления.

Ключевые слова: образовательные технологии, курс менеджмента на английском языке, деловой английский, кейс-методы, интерактивное обучение, магистратура.

Статья посвящена анализу актуальной педагогической технологии - особенностям применения и конструирования кейсов в процессе освоения делового английского языка магистрантами естественно-научных факультетов. Очевидно, что в современных реалиях изучение учащимися нового материала должно происходить с помощью интерактивного взаимодействия и обмена идеями, что и позволяет использование кейс-методов в образовательном процессе.

Будущий специалист, в частности выпускник факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова, должен обладать целым рядом профессиональных компетенций, не только владеть теоретической базой, но и быть адаптированным к профессиональной среде в области экологии, защиты окружающей среды, агрономии. Приоритетные цели, стоящие перед факультетом почвоведения МГУ, определили задачи курса английского языка в магистратуре, а именно - «освоение обучающимися основ теории и практики менеджмента на английском языке; овладение современным деловым лексиконом в сфере, связанной с основной специальностью магистрантов (сельское хозяйство и экологический менеджмент)» [4, с. 28]. Инновационным и эффек-

О Егорова О.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.