Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ИНСТИТУТЫ'

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ИНСТИТУТЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3652
738
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ИСТОРИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ / ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭТАПЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ / ДОГОВОР О ЕАЭС / EURASIAN ECONOMIC UNION / HISTORY OF EURASIAN INTEGRATION / EURASIAN ECONOMIC SPACE / STAGES OF EURASIAN INTEGRATION / TREATY ON THE EEU

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кондрашова О.Ю.

ЕАЭС имеет свою историю. Отследить их достаточно сложно, но для понимания многих процессов в сфере экономической межгосударственной интеграции, сделать это крайне необходимо. Только с учетом исторических моментов можно проанализировать многие происходящие в данном надгосударственном объединении не только экономические, но и политико-правовые процессы. В рамках настоящей статьи определяются этапы и цели создания ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE CREATION OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION, ITS MAIN TASKS AND INSTITUTIONS

The EEU has its own history. Tracking them is quite difficult, but to understand many processes in the field of economic interstate integration, this is extremely necessary. Only taking into account historical moments can we analyze many of the processes taking place in this supranational association, not only economic, but also political and legal processes. In the framework of this article, the stages and goals of the creation of the EEU are determined.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ИНСТИТУТЫ»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ИНСТИТУТЫ

Кондрашова О. Ю.*

студент

ко и26021996@уа ndex.ru

*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия

Аннотация:

ЕАЭС имеет свою историю. Отследить их достаточно сложно, но для понимания многих процессов в сфере экономической межгосударственной интеграции, сделать это крайне необходимо. Только с учетом исторических моментов можно проанализировать многие происходящие в данном надгосударственном объединении не только экономические, но и политико-правовые процессы. В рамках настоящей статьи определяются этапы и цели создания ЕАЭС.

Ключевые слова:

Евразийский экономический союз, история евразийской интеграции, евразийское экономическое пространство, этапы евразийской интеграции, Договор о ЕАЭС

УДК 340

DOI: 10.24411/2658-6932-2020-10050

Для цитирования: Кондрашова О. Ю. История создания Евразийского экономического союза, его основные задачи и институты / О. Ю. Кондрашова // Контентус. - 2020. - № 5. - С. 115 - 120.

На постсоветском пространстве крайне актуальным был вопрос об эффективном экономическом взаимодействии. Уже в первых правовых актах СНГ устанавливались общие принципы межгосударственного взаимодействия в области культуры, образования, политики и экономики. Но на первых этапах существования СНГ многие из таких документов только декларировались, не выполнялись в реальной действительности.

Приведем пару фактов. 24 сентября 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза. Но через несколько лет он просто прекратил свое существование. Также 21 октября 1994 г. в рамках СНГ пытались создать такую наднациональную структуру как Межгосударствен-

Кондрашова О. Ю. История создания Евразийского экономического союза, его основные ...

ный экономический комитет СНГ, но и данный орган тоже функционировал недолго и в 1997 г. по решению Совета глав правительств СНГ был реорганизован в Исполнительный комитет СНГ. Как оказалось, члены СНГ не были готовы, да и в принципе не желали сотрудничать таким плотным образом.

В 1994 г. бывший тогда президентом Казахстана Н. Назарбаев выступил с идеей о создании евразийского союза государств. Именно в это время начала реализовываться идея Таможенного союза между Россией и Белоруссией. Почти 6 лет, с 1995 по 2000 гг., разрабатывались проекты и определялись формы евразийского сотрудничества в области экономики.

В итоге было принято решение о «разноуровневой и разноскорост-ной» интеграции в сфере экономики. Начальной фазой евразийской интеграции считают попытку создать зону свободной экономической торговли. Однако, она увенчалась успехом только к 2011 г., когда восемью странами СНГ (Беларусь, Российская Федерация, Украина, Армения, Казахстан, Молдова, Кыргызская Республика, Таджикистан) был подписан Договор о зоне свободной торговли. Ему предшествовало Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апр. 1994 г., в настоящий момент утратившее силу.

Но четко в развитии евразийской экономической интеграции до Евразийского экономического союза выделяют два этапа: Таможенный союз и Единое экономическое пространство. ЕАЭС - следующий этап [6, с. 32].

О создании ТС в рамках СНГ речь шла уже в 2007 г. ТС Беларуси, Казахстана и России функционировал после принятия в 2009 г. Таможенного кодекса ТС (с 2010 по 2011 гг.). В рамках ТС применялись Единый таможенный тариф, а также другие правила внешней торговли с третьими странами. Также в ТС обеспечивалось свободное перемещение товаров по территориям государств-членов ТС. В итоге были сняты таможенные барьеры в Беларуси, Казахстане и России [8, с. 9].

В результате функционирования ТС взаимный товарооборот его членов увеличился более, чем на 70 %, значительно снизились таможенные затраты, сформировался общий рынок товаров (кроме нефти, газа, электроэнергии и лекарств).

Высокие показатели деятельности ТС способствовали переходу на новый уровень интеграции - как раз, к созданию ЕЭП. В 2000 г. было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс) [1]. Главные задачи интеграции на данном этапе: осуществление согласованной политики на макроэкономическом уровне по формированию общего рын-

ка услуг, капиталов и труда, а не только товаров; формирование Евразийской экономической комиссии, которая бы выполняла функции регулирующего органа, уполномоченного осуществлять формирование единого экономического пространства; функционирование Суда ЕврАзЭс как компетентного Евразийского суда.

Юридическая регламентация деятельности государств в рамках ЕЭП осуществлялась в рамках межгосударственных договоров и соглашений об интеграции (около 20), которые касались таможенного регулирования, финансового сотрудничества, взаимодействия в вопросах государственных и муниципальных закупок, развития конкуренции и т.п. Эти соглашения были подписаны и ратифицированы Беларусью, Казахстаном и Россией в 2010 г. и ратифицированы в 2011 г.

Незадолго до начала функционирования ЕЭП 18 ноября 2011 г. состоялась встреча президентов Беларуси, Казахстана и России А. Г. Лукашенко, Н. А. Назарбаева и Д. А. Медведева, на которой была подписана Декларация о Евразийской экономической интеграции [3]. Данный акт подтвердил успешность деятельности ТС.

Президенты Беларуси, Казахстана и России на данной встрече подтвердили глубокую историческую и духовную связь между своими народами, которая, по их мнению, является залогом и условием успешной экономической интеграции, должна способствовать повышению благосостояния граждан этих государств, улучшению качества их жизни, стабильному развитию социальной и экономической сфер, росту национальной конкурентоспособности и в итоге обеспечению национальной безопасности. Констатируя факт вступления в новый этап интеграции, главы указанных государств подтвердили приверженность ЕЭП общепризнанным нормам международного права, ориентацию в практической деятельности на нормы и правила Всемирной торговой организации (ВТО). Была признана необходимость присоединения всех трех государств к этой организации [4].

ЕЭП как новое интеграционное объединение начало свою работу с 1 января 2012 г. С целью развития ЕЭП была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). На нее была возложена функция координирующего органа, обеспечивающего функционирование ТС и ЕЭП, выработку предложений по интеграции. ЕЭК заменила Комиссию ТС, которая работала с 2007 по 2012 гг.

На встрече в ноябре 2011 г. лидеры Беларуси, Казахстана и России также наметили на начало 2015 г. формирование ЕАЭС. Его видение государства-члены ТС представили в публикациях в ведущих СМИ своих государств.

Кондрашова О. Ю. История создания Евразийского экономического союза, его основные ...

В России перспективы ЕАЭС были обозначены В. В. Путиным в статье «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня» [7, с. 1]. Здесь он отметил, что создание ЕАЭС никак не есть попытка воссоздать СССР, но время требует политического и экономического объединения в новом ценностном формате. ЕАЭС как новое наднациональное объединение должно стать «связкой» между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом в форме полноценного экономического союза, конкурентоспособность которого должна обеспечиваться развитием инвестиций. Созданием передовых производств и новых рабочих мест. Союз должен стать точкой отсчета дальнейшей интеграции, но он никак не противостоит СНГ и является открытым проектом, в котором могут участвовать и другие члены СНГ. И самое главное, не следует рассматривать деятельность ЕАЭС как противостояние кому-либо либо стремление отгородиться от других стран СНГ.

Как итог, к 2012 г. подтвердилась положительная динамика в сфере товарооборота. Особенно активно развивалась кооперация в сфере промышленности, создавались совместные предприятия. Так, к 2015 г. Россия создала 5000 совместных предприятий с Белоруссией (на территории последней). В Казахстане таких предприятий к этому времени было около 5800 [6, с. 33]. Однако, не были ликвидированы в необходимой степени экономические барьеры (их было около 300). Также отсутствовала признанная на международном уровне интеграционная организация. По этой причине деятельность исполнительных и судебных органов на уровне единого экономического пространства стала мало эффективной. Это привело к снижению в 2013-2014 гг. темпов и объемов взаимной торговли.

Необходимая международно-правовая форма евразийской интеграции была придана через заключение Договора о ЕАЭС [2], в котором была зафиксирована правосубъектность Евразийской экономической комиссии и Суда ЕврАзЭс как органов ЕАЭС. В это же время были сняты 71 барьер и обозначена программа отмены оставшихся 229, рассчитанная на период до 2025 г. В частности, предполагалось, что к 2016 г. будет сформирован общий рынок лекарств и медицинской техники, к 2019 г. должен быть сформирован общий рынок электроэнергетики, к 2024 -2025 г. - нефти и газа. К 2025 г. предполагается создать в Нур-Султане (на тот период город назывался Астаной) финансовый центр ЕАЭС. Также к 2025 г. должен на 20 % увеличиться ВВП стран-членов ЕАЭС. Этому должны способствовать создание равных условий в сфере хозяйствования для бизнес-структур, а также работников государств, которые являются членами ЕАЭС. Сотрудничество позиционируется как конкурентное,

причем конкурентное во всех сферах, что должно способствовать переходу капиталов в более развитые в экономическом смысле государства. Яркий пример: конкуренция в таможенной сфере, которая в итоге привела к существенному упрощению и ускорению таможенных процедур [5, с. 127].

В результате можно утверждать, что в принципе за небольшой в хронологическом ракурсе промежуток времени государства-члены ЕС прошли 4 уровня интеграции: зона свободной торговли, ТС, ЕЭП, ЕАЭС.

Список использованных источников

1. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 нояб. 2000 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 7. - Ст. 632.

2. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3. Декларация о Евразийской экономической интеграции от 18 нояб. 2011 г. [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4. Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апр. 1994 г. (Подписан в Женеве 16 дек. 2011 г. Вступил в силу 22 авг. 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2012. - № 37. - Ст. 4986.

5. Жумамбаева Д. Б. Евразийский экономический союз как международная организация // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2019. - № 1-1. - С. 126129.

6. Кротов М. И., Мунтин В. И. Евразийский экономический союз: история, особенности, перспективы // Управленческое консультирование. - 2015. - № 11. - С. 33-47.

7. Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. - 2012. - 4 авг. - С. 1.

8. Холодков В. М., Шевченко А. М., Александров, Д. А., Ипполитов И. В., Попов Д. С., Макаревский М. Н., Мордвинова А. Э. Евразийский экономический союз: проблемы развития и отношение к ЕАЭС в Центральной Азии // Проблемы национальной стратегии. - 2019. - № 1. - С. 9 - 57.

HISTORY OF THE CREATION OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION, ITS MAIN TASKS AND INSTITUTIONS

Kondrashova O. Yu.**

student

ko u26021996@ya ndex.ru

** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Abstract:

The EEU has its own history. Tracking them is quite difficult, but to understand many processes in the field of economic interstate integration, this is extremely necessary. Only taking into account historical moments can we analyze many of the processes taking place in this supranational association, not only economic, but also political and legal processes. In the framework of this article, the stages and goals of the creation of the EEU are determined.

Keywords:

Eurasian Economic Union, history of Eurasian integration, Eurasian economic space, stages of Eurasian integration, Treaty on the EEU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.