МУЗЕЕВЕДЕНИЕ
DOI: 10.17805/ggz.2017.3.8
История, современное состояние и перспективы музеев России
Т. М. Гудима Московский гуманитарный университет
В статье рассматривается прошлое, настоящее и будущее российских музеев. Если универсальная модель останется без изменения, музеям предстоит принципиально изменить свою работу.
Ключевые слова: культурология; музееведение; российские музеи
History, Current State and Prospects of Russian Museums
T. M. Gudima Moscow University for the Humanities
The article discusses the past, present and future of Russian museums. If the generic model remains unchanged, museums will need to fundamentally change their work. Keywords: cultural studies; museum studies; Russian museums
В культурной жизни любого цивилизованного общества огромная роль принадлежит музеям. Этот культурный институт (храм) был создан человечеством для сохранения, актуализации и передачи следующим поколениям наиболее ценной части природного и культурного наследия. Музеи — олицетворение преемственности, связи поколений, единства исторического процесса, это сокровищница опыта и мудрости людей, живших и живущих на земле, история их поисков и ошибок, открытий и заблуждений.
В России начало становления музейного дела связано с историей древлехранилищ при монастырях, с созданием по распоряжению Петра I кунсткамеры, распространением в помещичьих усадьбах и крестьянских домах комнат и уголков памяти о предках, сохранением изображений и подлинных вещей. Осмысление роли музеев в жизни общества, их организационное оформление в России специалисты связывают с концом XIX и началом ХХ в. Первые музейные проекты разрабатывали члены знаменитого Румянцевского общества, много сделавшего для просвещения народов России. Большой резонанс получила статья философа-утописта, космиста Н. Ф. Федорова «Музей, его смысл и назначение». В соответствии с главной идеей своей философии — патрификацией: возможностью мысленного и реального воскрешения всех предков, Н. Ф. Федоров определял музей как «высшую инстанцию, которая должна и может возвращать жизнь» (Федоров, 1982).
1910-1920-е годы в России были периодом бурного развития всех направлений музейной деятельности. Была разработана типология музеев, проведена их классифика-
ция. Музеи были очень многообразные: научные для специалистов, учебные для учащихся различных категорий, публичные (исторические, природные, биологические, художественные и другие) для массового посетителя. Со второй половины XIX в. широкое распространение и популярность получили мемориальные музеи, связанные с жизнью великих людей.
В годы Советской власти существенно усилилось внимание государства к деятельности музеев, они стали составной частью единой идеологической системы. Это во многом формировало экспозицию музея, определяло тематику выставок. Среди всех задач, которые должен решать музей в своей сущности: создание, изучение, сохранение и публичное представление коллекций, на первое место выдвигалась одна, главная задача: коммунистическое воспитание советских людей. Музеи финансировались государством, цены билетов были низкими и общедоступными. Авторитет музейных работников поддерживался государством, и, несмотря на маленькую зарплату, работать в музеях было престижно.
Период «перестройки» — коренного изменения социально-экономического строя в стране поставил учреждения культуры, в том числе музеи, в крайне сложное положение: финансирование резко сократилось, и учреждениям культуры настойчиво рекомендовали «вписываться в рынок», учиться зарабатывать деньги. В это трудное время большинство музеев сохранилось и продолжали работать только благодаря преданности своему делу, самоотверженности сотрудников музеев. Последние тридцать лет развития музейного дела были крайне сложным, противоречивым и продуктивным периодом, многое в музеях изменилось. Есть изменения радующие, открывающие перспективы развития, есть тревожные, угрожающие будущему музеев. Все это требует осмысления и серьезного анализа.
Международный Союз Музеев — ИКОМ, членом которого является Россия, определяет современный музей как «постоянное некоммерческое учреждение, которое призвано служить обществу и способствовать его развитию, доступно широкой публике и осуществляет популяризациюю и экспонирование материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей общества».
Проанализируем современное состояние и динамику развития музеев в нашей стране. В анализе будем опираться на данные официальных документов: Концепцию «Основы государственной культурной политики», подписанную Президентом 24 декабря 2014 г., «Стратегию государственной культурной политики», утвержденную распоряжением Главы Правительства 29 февраля 2016 г. и проектом Концепции развития музейного дела в Российской Федерации на период до 2030 года, разработанным Министерством культуры РФ в конце 2016 г. и представленным для обсуждения в 2017 г. (Основы..., Стратегия..., Проект... Электронный ресурс).
В России в 2016 г. работают 2758 музеев всех ведомств, в том числе 653 филиала. За последние пять лет число музеев увеличилось на 237, из них 43 филиала. Музейный фонд составляет 88,2 млн единиц хранения. Из общего количества музеев 63 с 31 филиалом являются федеральными, то есть финансируются федеральным бюджетом; 827 музеев учреждены органами власти субъектов федерации и их благополучие целиком зависит от экономического и финансового состояния области или республики. Самое большое число музеев — 1709, или 65% от всех существующих, являются муниципальными, т. е. должны финансироваться местными органами власти, в бюджетах которых нет средств даже на самое необходимое.
В самом трудном положении находятся сейчас именно муниципальные музеи, а именно они чаще всего являются культурными центрами села, поселка, малого города. По содержанию работы эти музеи чаще всего — краеведческие, в них собраны уникальные материалы по истории родного края, работают объединения историков и краеведов. Только здесь вы можете узнать о людях, родившихся, выросших на этой земле и свершивших добрые дела во имя Отечества. Эти музеи проводят многочисленные мероприятия: конференции, круглые столы, исторические и литературные праздники. Школьники здесь бывают не от случая к случаю, а постоянно, здесь проходят уроки, дополняющие и обогащающие учебные программы. Подтверждением этого является опыт работы музея города Вельска, поселка Октябрьский Устьянского района Архангельской области, музейное объединение села Вологодской области и многих других.
Решением многих острых проблем муниципальных музеев Министерство культуры считает оптимизацию, что на практике означает объединение в малом городе, селе или поселке музея с библиотекой, домом культуры или клубом, другими организациями культуры в одно учреждение с целью экономии средств и без того мизерных. Нам это решение представляется ошибочным, оно нанесет ущерб, прежде всего содержанию работы и музеев, и библиотек, затормозит, а то и остановит реальное совершенствование, обновление музейной и библиотечной деятельности, которое возможно только на основе профессионализации.
Общая картина музейного дела в стране будет не полной, если не назвать еще ряд ее составляющих. К сожалению, эти музеи не пользуются в стране заслуживающим того вниманием. Это сто музеев Российской Академии наук, только четыре из них имеют юридический статус, остальные являются подразделениями институтов РАН. В России 226 действующих частных музеев, появившихся в последнее десятилетие В советское время (данные 1990 г.) было 4374 общественных музея на предприятиях, в колхозах и совхозах, в воинских частях, школах и институтах. Сейчас их судьба никого, в том числе, Министерство культуры, не интересует. Мы знаем, что ряд из них сохранились и прекрасно работают, но большинству новых собственников и хозяев предприятий музей, как и библиотека, оказался не нужен и прекратил свое существование.
Особое место в музейном мире принадлежит музеям-заповедникам и музеям — усадьбам. Их в России 160, и расположены они в 56 субъектах РФ: это музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское», музей-заповедник М. Ю. Лермонтова «Тарханы», музей-заповедник Л. Н. Толстого «Ясная поляна», музеи-заповедники, поля сражений «Бородино» и «Куликово поле», музей-заповедник М. А. Шолохова «Станица Вешенская» и многие другие.
Особенность музеев-заповедников и музеев-усадеб состоит в том, что они являются целостными территориальными комплексами культурного и природного наследия, представляющими материальные и духовные ценности в их исторической среде. В их состав входят культурные и природные ландшафты, городские и сельские поселения. Сотрудники музеев стремятся возродить в музеях-заповедниках свойственный им уклад жизни, традиции и обычаи хозяев и гостей усадьбы. Это очень важная и значимая работа, потому что провинциальная русская усадьба сохраняет образ России Х1Х-ХХ века, хорошо описанный в классической русской литературе. Это был образ жизни, позволивший вырастить несколько поколений талантливых, незаурядных личностей: ученых, художников, писателей, врачей, военноначальников и общественных
деятелей, внесших огромный вклад в историю Отечества. В усадьбах были музеи и библиотеки, домашние театры, оркестры и хоровые коллективы. Важной частью усадьбы были хозяйственные комплексы с передовыми технологиями того времени. Все это музеи-заповедники стремятся восстанавливать, возрождая сам дух русской усадьбы. Это чрезвычайно трудная работа, но она способствует повышению авторитета музеев и практическому решению социально-экономических проблем регионов. Особенно это ощутимо, когда музеи расположены в провинции: они вносят существенный вклад в местные бюджеты, создают возможности трудоустройства, решают другие вопросы жизни людей. Не для красного словца, а истины ради жителей Пуш-киногорского района Псковской области называют Александра Сергеевича Пушкина своим кормильцем.
Музеев-заповедников в нашей стране может и должно быть больше. Много лет небольшой коллектив профессионалов-энтузиастов во главе с Верой Валерьевной Стер-линой занимается изучением заброшенных русских усадеб. Они выпустили семь книг с подробным описанием тысяч таких объектов в центральных регионах России. Все они расположены в красивейших местах, имеют интересную и трудную историю, могут быть восстановлены и послужить на благо людей. К сожалению, в ближайшие годы вряд ли этим займется государство, Вся надежда на неравнодушных людей, на тех, кто озабочен судьбами культуры.
Проблем, нерешенных вопросов в музейном деле много, и все-таки идет развитие, работа музеев совершенствуется, становится более современной, отвечающей вызовам времени.
Постараемся определить основные тенденции развития музеев, опираясь на накопленный опыт.
Во-первых, музеи активно внедряют информационные и коммуникационные технологии. 80% музеев имеют выход в Интернет, 48% — собственный сайт. Широкое распространение получили электронные экспозиции и виртуальные музеи. Создана реальная возможность многократного увеличения «посещаемости»музеев — одного из главных показателей в оценке деятельности музея. Сейчас, по данным ВЦИОМ, музеи посещают 38% россиян (2% — не реже раза в месяц, 21% — раз в год, 15% — раз в несколько лет). При этом 51% хотели бы ходить в музей чаще. Информатизация музеев будет развиваться, это прогрессивное и востребованное направление деятельности, но после посещения самых «модерновых »музеев невольно возникает чувство тревоги, как сохранить, не утратить особое, сокровенное отношение к подлинному, предмету или документу, сохранившему память, душу ушедших эпох. Для музеев это всегда было очень важно.
Вторым важным направлением совершенствования работы музеев является развитие выставочной и экспозиционной деятельности не только в стенах музея, но и далеко за его пределами. Так, в 2015 г. только в музеях, курируемых Министерством культуры, работало 67133 выставки, на 36,6% больше, чем в 2011 г. С каждым годом число выставок возрастает, расширяется их география. Это позволило значительно увеличить процент активно используемых фондов. Количество выставок стало одним из основных показателей в оценке деятельности музеев. Вместе с тем, в ряде музеев так увлеклись выставками, что существенно ослабили внимание к содержанию и качеству основной экспозиции. Во многих краеведческих музеях она просто исчезла, ее заменили выставки по отдельным периодам истории страны. Большинство краеведческих музеев (такие музей составляют 40% общего количества музеев) являются муници-
пальными, в составе их сотрудников нет научных работников, без участия которых создание постоянной, научно-обоснованной экспозиции невозможно. Таким музеям крайне необходима помощь ученых, научных сотрудников федеральных музеев, Всероссийского исторического общества. Проблема эта государственная и решать ее надо на государственном уровне. По нашему мнению, решение этой задачи есть создание фундамента патриотического воспитания.
В музеях значительное развитие получила просветительская и образовательная функция. Этой работой музеи занимались всегда, но сейчас она приобретает более системный характер: тематика лекториев согласуется с учебными программами школ и других учебных заведений, работают творческие кружки и мастерские, обучающие началам творчества, развивающие таланты, в работу музея активно включаются писатели, музыканты, художники. Накопленный опыт работы дает право говорить об особом воспитательном мастерстве — музейной педагогике. Для иллюстрации приведу только один пример — программа «Ночи музеев», прошедшей в Архангельске, в музее «Художественная культура Русского Севера» 20-21 мая 2017 г.
Открытие выставки «Север. Художник. Время», «Дети говорят об искусстве — мини-экскурсии юных экскурсоводов», Мастерская «Оранжерея — рисуем в стиле поп-арт», «Северная песня Виктора Попкова» — презентация работ к юбилею художника, проект «Музейный эксперт: первый показ иконы «Откровение апостола Иоанна Богослова», выставка «Поморские ходичи», персональная выставка «Серебряная линия, ювелирное искусство — встреча с художником, презентация книги «Литературные имена Севера», фильм «Советский поп-арт» — виртуальный филиал Русского музея, мастер-класс «Узоры на синей воде» — набивка на ткани, выступление ансамбля народной песни музыкального колледжа, проект «Звукоцвет: музыкальные импровизации», презентация нового выставочного зала «Студенческие годы Александра Борисова», выставка «Все на вокзал», посвященная 120-летию открытия Северной железной дороги, интересные лекции, дискуссии, творческие встречи. Участвовали более 2 тыс. человек, они нашли для себя интересное занятие. Названа только пятая часть состоявшихся мероприятий, но и по ним можно представить, какой интересной была программа.
Новым направлением в работе музеев, получившим широкое распространение в последние годы является внедрение интерактивных форм работы, игровых технологий вековое правило, гласившее, что в музее ничего нельзя трогать руками, уходит в прошлое. Это интересное направление, безусловно привлекающее новых посетителей, особенно активно на него откликаются дети. Но внедрение его должно осуществляться с необходимой деликатностью, с высокой степенью уважения к музейному предмету, к музейным коллекциям. Развлекательная функция в музеях не должна потеснить основные функции, во имя которых возник и развивается музей.
Развитие социокультурных функций музеев способствует усилению их влияния на развитие территорий, на решение социальных и даже экономических проблем. К сожалению, управляющие органы призывают все последние годы музейных работников к тому, что музеи должны больше зарабатывать . У музеев другая задача, более важная и более сложная. Кроме музеев никто ее выполнить не может. Вот, например, в мире и в России растет интерес к культурному туризму в самых разных формах. Но остается главный вопрос: что покажет, чем обогатит музей? И на этот вопрос смогут ответить только музеи, только люди, посвятившие свою жизнь сохранению, изучению и популяризации нашего богатейшего культурного наследия.
В проекте концепции «Развитие музейного дела», которая обсуждается в заинтересованных организациях, к сожалению, не очень активно, предлагается универсальная прогнозируемая модель развития музея. Она представляет триединство, включающее в себя:
— полномасштабное выполнение конституционных функций;
— расширение и развитие социальных функций (усиление социальных связей и сплоченности общества, воспитание граждан, социальную интеграцию уязвимых слоев населения);
— формирование музеями жизненно-важного публичного пространства, которое призвано способствовать развитию территории, благоустройству, ревитализации городской и сельской среды, воспитанию активной гражданской позиции по отношению к наследию.
В недалеком будущем проект концепции будет утвержден и превратится в постановления, распоряжения, приказы, стандарты и другие документы, которые предстоит исполнять. Если предложенная универсальная модель останется без изменения, музеям предстоит принципиально изменить свою работу. Должно измениться и место музеев в жизни общества, их роль должна возрасти. Но остается вопрос, готово ли к этому музейное сообщество и готово ли к этому государство, органы которого остаются основными учредителями музеев.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основы государственной культурной политики. Утверждены указом президента РФ от 24 декабря 2014 г. №808 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70828330/#ixzz4 mijpgjvT (дата обращения: 01.04.2017).
Проект Концепции развития музейного дела в РФ на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.oprf.ru/about/structure/structurenews/newsitem/36888 (дата обращения: 01.04.2017).
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. №326-р [Электронный ресурс]. URL: http://bvdshi.muzkult.ru/img/upload/2699/documents/strategiya-kulturnoj-politiki.pdf (дата обращения: 01.04.2017).
Федоров, Н. Ф. (1982) Музей, его смысл и назначение // Федоров, Н. Ф. Соч. / под ред. А. В. Гулыги. М. : Мысль. 711 с. С. 575-604.
REFERENCES
Osnovy gosudarstvennojkul'turnojpolitiki. Utverzhdeny ukazom prezidenta RF ot 24 dekabrya 2014 g. N 808 [online] Avaible at: http://base.garant.ru/70828330/#ixzz4mijpgjvT (access date: 01.04.2017). (In Russ.)
Proekt Koncepcii razvitiya muzejnogo dela v RF na period do 2030 goda [online] Avaible at: http://www.oprf.ru/about/structure/structurenews/newsitem/36888 (access date: 01.04.2017). (In Russ.)
Strategiya gosudarstvennoj kul'turnoj politiki na period do 2030 goda. Utverzhdena ras-poryazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 fevralya 2016 g. N 326-r [online] Avaible at: http://bvdshi.muzkult.ru/img/upload/2699/documents/strategiya-kulturnoj-politiki.pdf (access date: 01.04.2017). (In Russ.)
Fedorov, N. F. (1982) Muzej, ego smysl i naznachenie. Fedorov, N. F. Sochinenija / pod red. A. V. Gulygi. Moskva, Mysl'. 711 s. S. 575-604. (In Russ.)
Дата поступления: 11.04.2017 г.
Гудима Тамара Михайловна — кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-61-81. Эл. адрес: gudima.tama-ra@yandex.ru
Gudima Tamara Mikhailovna, Candidate of Philosophy, Professor, Department of Philosophy, Culturology and Politology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-61-81. E-mail: gudima.tamara@yandex.ru
Для цитирования:
Гудима Т. М. История, современное состояние и перспективы музеев России [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2017, №3. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/arti-cle/view/518 (дата обращения: дд.мм.гггг.). DOI: 10.17805/ggz.2017.3.8